Математикой можно начать знакомиться с самого раннего возраста. Самое простое и легкое для малышей – это понятие величины предметов: большой и маленький . Занятия на изучение понятия ”большой – маленький” можно начинать примерно в год.
Большой — маленький
Постоянно, в быту, указывайте ребенку на однородные предметы контрастной величины: большая тарелка – маленькая тарелка, большая ложка – маленькая ложка, большой мячик – маленький мячик, и так далее.
Очень важно и необходимо выделять слова интонацией : “Большой” – делаем низкий голос, переходим на бас, «ма-а-аленький” – делаем тоненький голосок. Подкрепляйте это выразительными жестами : “большой” – разводим руки широко в стороны, “маленький”- подчеркиваем небольшой размер предмета с помощью указательного и большого пальца руки.
Отличными дидактическими игрушками здесь будут матрешки : используйте сначала для игр две матрешки, постепенно их количество увеличивайте, и пирамидки-вкладыши: стаканчики, чашечки, формочки. Постоянно разбирая и собирая эти игрушки ребенок практическим путем, выделит такое важное понятие, как величина предметов. Это первый этап изучения понятий “Большой-маленький”.
Можно использовать картонные фигурки зверей, овощей, фруктов или других предметов и накладывать их друг на друга. Обыграйте это с малышом, например, “Где большой мишка, а где маленький? Большую конфету дадим большому мишке, а маленькую конфету – маленькому”.
Используйте для изучения понятий “большой –маленький” парные карточки : на одной карточке изображен большой предмет, на другой — маленький. Вместе с малышом играйте с карточками:
- соберите сначала все большие картинки, а потом маленькие;
- подберите к каждой картинке пару;
- сложите большие картинки в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.
Важной игрушкой для развития ребенка после года является пирамидка . Собирая пирамидку ребенок учится различать предметы по цветам и величине. Сначала купите пирамидку конусообразную на 4-5 колец, у которой стержень толстый внизу и тонкий наверху. В такой пирамидке можно одеть сначала только большое кольцо, а самое маленькое в конце. Ребенок постепенно поймет, как нужно собирать пирамидку.
Анна Климова
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Цель :развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами : большое яблоко , маленькое яблоко ; большая банка , маленькая банка .
Задачи :
1. Закрепить понятие "Большой- маленький "
2. Учить соотношение предметов по величине "Большой маленький "
3. Совершенствование предметных действий
Материалы для игры : нарисованные на белом картоне большая и маленькая банка ; силуэтные изображения больших и маленьких яблок из красного картона.
Ход игры :Воспитатель кладёт на стол большое и маленькое яблоко . Уточняет, одинаковые ли яблоки по величине (Разные) .
Воспитатель обращает внимание детей на банки, изображённые на картоне, показывает большую (маленькую ) банки и называет их : "Большая банка (маленькая банка ) ".
Дети по указанию воспитателя выбирают большие яблоки , называют их кладут в большую банку . Воспитатель комментирует действия детей : "Большое яблоко кладём в большую банку ".
Аналогично дети выбирают маленькие яблоки называют их и кладут в маленькую банку . Воспитатель комментирует действия :"Маленькое яблоко кладем в маленькую банку ". Обобщает :" Мы кладём большое яблоко в большую банку , а маленькое в меленькую банку .
Публикации по теме:
Цель занятия: обучение родителей методам и приемам работы с детьми по закреплению и практическому применению полученных знаний в деятельности.
Дидактическая игра "Большой - маленький" для детей 3-4 лет (младшего и среднего дошкольного возраста). Данную игру в своей работе может.
Формирование понятий «большой-маленький» в процессе игр-экспериментов в раннем возрасте Формирование понятия «большой- маленький» в процессе игр-экспериментов в раннем возрасте. Детское экспериментирование - сложный многогранный.
Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе «Большой-маленький» Цель: закрепить знания детей о форме и величине. Задачи: Обучающие: -продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные.
Конспект открытого занятия по сенсорике во второй младшей группе «Большой - маленький» Технологическая карта НОД во 2-й младшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие» ФЭМП Дата проведения:21 ноября 2016 года.
Конспект занятия по математике «Маленький, большой» в первой младшей группе Конспект занятия (математика) «Маленький, большой» (1 мл. группа: 3- 4 года) Цель: дать детям представление о величинах: большой, маленький.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много, большой-маленький, столько-сколько» Конспект Открытое занятие по развитию математических представлений во 2 младшей группе. Воспитатель: Шакирова Л. Н. Тема:.
Екатерина Бухтеева
Конспект занятия «Большой и маленький» для детей раннего возраста
Конспект – занятие
«Большой - маленький »
(2 ранняя группа )
Воспитатель : Е. С. Бухтеева
Оленегорск
Тема : «Большой – маленький »
Програмное содержание : обращать внимание детей на различие предметов по величине.
Цель : Формировать понимание слов – большой и маленький .
Задачи : Побуждать детей к показу повторению слов, к показу больших и маленьких предметов .
Оборудование : 1 стол (два домика-будки, две игрушки- собаки) ; 2стол (две миски (один цвет) , два бантика (один цвет выбираем) , два мячика, две косточки(+две косточки на каждого ребёнка) .
Ход занятия:
1- Вступительная часть : Дети заходят.
Ребята, кто это громко лает? (за ширмой находятся две музыкальные игрушечные собаки-одна громко лает,вторая тихо лает) гав-гав-гав
Да, правильно это лает большая собака , она к нам прибежала в гости.
А это кто так тихо лает? Гав-гав-гав. Да,это тоже собачка она маленькая .
Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку , покажите мне маленькую собачку (обращаюсь каждому ребёнку-говорит или показывает)
1. ребёнок - покажи мне большую собачку
2. ребёнок – покажи мне маленькую собачку
Дети показали. Молодцы!
2- Ребята, посмотрите тут стоят будка. В них живут собачк.
Скажите это какая будка - большая , а это какой будка-маленькая .
Это собачка большая (в большой будке-покажите )
Это собачка маленькая , она будет жить в какой будке (в маленькой будке - покажите ) .
3-Ребятки! Что-то у нас собачки грустные, давайте мы им подарим бантики. Вот у нас бантики (большой и маленький ) . Это какой бантик (ответы каждого ребёнка) .
-Большой бантик подарим большой собачке
-Маленький бантик подарим маленькой собачке
Посмотрите, какие нарядные собачки стали у нас.
4-Ребята,а ещё собачки любят играть с мячами. Покажите мне большой мяч , покажите мне маленький мяч . (каждый ребёнок показывает или называет) . Молодцы!
Большой мяч какой собачке отдадим-(дети отвечают,что большой собачке , маленький мяч какой собачке отдадим-(дети отвечают, что маленькой собачке ) . Молодцы!
5-Физминутка :
«Бегал по двору щенок, бегал по двору щенок
Видит пирога кусок. Гав-гав-гав
Под крыльцо залез и сел
Завалился и засопел».
Собачкам очень понравилось, как вы побегали.
6-Но наши собачки проголодались. Они хотят есть. Давайте покормим их. Я сейчас поставлю большую и маленькую миску : (спрашиваю каждого ребёнка) . Молодцы!
И наших собачек угостим вкусным лакомством-косточками (на каждого ребёнка-по предмету две больших косточки , две маленькие косточки ). Это большая косточка , это маленькая косточка .
Имя ребёнка - в большую миску положи большую косточку ;
Имя ребёнка - в маленькую миску положи маленькую косточку ;
Имя ребёнка ---;
Имя ребёнка.
7- Вот мы и покормили большую и маленькую собачку , живут они в большой и маленькой будке , играют с большим и маленьким мячом , едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой миски и подарили им большой и маленький бантик . А сейчас сюрприз. Наши собачки хотят посмотреть как вы умеете ловить большие и маленькие пузыри . Все вы сегодня Молодцы! Всем спасибо! До свидания!