Как правильно выбрать горнолыжные ботинки и горные лыжи.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Старт трассы расположен в красивейшем кулуаре на высоте 2530 м.

Хороший пример такой иерархии — австрийский Циллерталь . Это большая долина, по которой разбросаны объединенные общим ски-пассом пять отдельных регионов катания. Перемещение между ними — на лыжном автобусе, при этом суммарная длина трасс — порядка 500 км. И когда у нас туроператоры предлагают этот регион, то чаще всего речь идет о Майрхофене — городке, относящемся к зоне катания Циллерталь 3000 . Хотя на самом деле выбор населенных пунктов только в этой зоне существенно шире: можно жить также в Хиппахе, Финкеберге, Вордерланерсбахе, Ланерсбахе. Да, эти городки гораздо меньше и вариантов для вечернего досуга в них немного, но зона катания у них общая, а добираться до нее, например, из Финкенберга удобнее: отсутствуют майрхофенские очереди на подъемник, а при хорошем снеге можно спуститься на лыжах прямо в город.

Определитесь с целями

Всегда стоит исходить из целей. Спросите себя: «Что я хочу получить от этой поездки?». Даже если вы никогда не стояли на лыжах, не были в горах и не видели снега — все равно у вас будут какие-то ожидания. Например, вы едете первый раз, и решили, что для вас важно в порядке приоритета:

  • Научиться кататься;
  • Потусоваться, потанцевать вечером после катания;
  • Чтобы трассы проходили через поросшие елями склоны, а сам курорт был застроен милыми домиками в альпийском стиле — чтобы как в новогодней сказке.

Исходя из этих «хотелок» и складывается набор параметров, по которым выбирается курорт. Что за параметры? Читайте дальше.

Высота зоны катания и наличие снега

В долине на высоте 650 метров в январе может зеленеть трава, а в зоне катания на 2000 метров — море снега.

Резюмируя вышесказанное, можно порекомендовать следующее: если вы выбираете курорт не за неделю до отъезда, а заранее, то, учитывая температурные тенденции последних лет, желательно, чтобы основная часть трасс располагалась в диапазоне высот от 1500-1700 до 2500-3000 метров. Тогда вы с высокой вероятностью покатаетесь по хорошему снегу. Оптимальная высота для проживания при этом — 1500-2000 метров, тогда город будет гарантированно заснежен и вы ощутите настоящее дыхание зимы.

Территория катания

Как измеряется километраж трасс на курортах

Небольшая ремарка для въедливых горнолыжников, желающих точно знать, сколько же километров трасс на том или ином курорте. На практике существует два метода подсчета. Один — более честный, но дающий меньший километраж: когда измеряющий едет по трассе по прямой (траектория b на рисунке). Второй метод дает существенно большие показатели, так как измерение идет по траектории среднестатистически катающегося лыжника (траектория a ), когда вдоль прямой линии описываются дуги, которые можно нареза́ть разной длины. Это дает хорошие перспективы для маркетологов курортов, чтобы вывесить на сайте максимально привлекательный километраж. Так, измерение трасс в Ишгле по первому методу дает 172 километра, по второму — 238 километров, разница примерно в полтора раза. Понятно, что на официальном сайте и во всех справочниках сообщается бо́льшая цифра. Долгие годы все так и считали, но последнее время наметился перелом: австрийцы выступили с инициативой считать по-честному, чтобы можно было реально сравнить курорты между собой по этому показателю. Например, в прошлом году Циллерталь официально уменьшил внушительные шестьсот километров трасс до чуть менее пятисот, некоторые курорты последовали за ним. Но пока еще далеко не все даже в Австрии перешли эту систему, хотя некоторые в глубинах своих сайтов сообщают данные по обеим методикам подсчета, например, тот же Ишгль .

Расположение отеля относительно трасс и подъемников

Идеальный вариант — когда отель находится прямо на трассе или в шаговой доступности (до 300-400 метров) от подъемника. Настоятельно рекомендую выбирать именно такие отели, хотя они, как правило, стоят дороже при прочих равных. Иначе придется долго топать в ботинках с лыжами наперевес либо привязываться к расписанию автобусов — это неудобно и раздражает.

Впрочем, всегда есть хороший запасной вариант: если вы арендуете оборудование в пункте проката и он расположен рядом с подъемником (а именно так, как правило, и бывает), то лыжи и ботинки можно оставлять там на ночь бесплатно. Тогда можно жить достаточно далеко от подъемника: с утра приходите в обычных ботинках, переодеваетесь в горнолыжные, берете лыжи и на гору. Вечером после катания все снаряжение оставляете впункте проката, переодеваетесь в свои ботинки и идете домой. Если вы не пользуетесь услугами проката, то обычно можно оставлять свое снаряжение за небольшую плату.

Так или иначе, удовольствие кататься «от дверей» (ski-in/ski-out) ни с чем не сравнится, за него стоит доплатить. Думаю, все, кто испробовал оба варианта, подтвердят эти слова.

Дополнительную помощь при поиске и подборе отеля окажет сервис отображения на карте google подъемников из города в зону катания. Он будет полезен как туристам, так и турагентам, так как довольно часто бывает, что описания на сайтах туроператоров, систем бронированиия или отелей дают неверное расстояние от жилья до подъемника, а ведь лишние 200 метров пешком с лыжами и в ботинках — это уже серьезная нагрузка.

Релакс, рестораны, развлечения (apres-ski)

Немаловажный аспект, ведь отдыхать едем на полную катушку. Как и в других вопросах, здесь достаточно своих нюансов.

Сначала о релаксе. Ведь после физических упражнений на свежем воздухе хочется хорошенько расслабиться. Поэтому очень рекомендую выбирать отель с сауной. Что может быть лучше, чем, вернувшись с мороза после долгого катания, отправиться греться и релаксировать?!

После сауны самое время отправиться на ужин. Если вы взяли путевку по схеме завтрак-ужин (HB), то ужинать вы будете в своем отеле. Если только на завтраках (BB), то для ужина выбирайте любые рестораны: как отдельно стоящие, так и при отелях. Иногда, правда, бывает, что в ресторане отеля могут кушать только постояльцы, но это всегда можно уточнить на месте. Удобное обстоятельство: меню ресторанов обычно выставлено перед входом и всегда можно ознакомиться с ним, не заходя внутрь. Учитывайте, что на многих курортах хорошие заведения пользуются большой популярностью, особенно в высокий сезон, и, чтобы быть уверенным в наличии мест, лучше забронировать столик на ужин заранее.

Рекомендую посещать места, в которых ярко проявлен национальный колорит. В этом смысле очень привлекателен Тироль с его особенной обстановкой, официантами в национальных нарядах, народной музыкой в живом исполнении, которая почему-то начинает очень нравиться и пробуждать пламенное желание танцевать после стаканчика-другого местных горячительных напитков. Еда в таких заведениях простая, но очень вкусная и сытная. Порции огромные, зачастую хватает на двоих.

Пару слов о завтраках. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая: завтраки обычно однообразны, всегда одно и то же: яйца, колбаса, сыр, мюсли, йогурт, кофе, булочки. Хорошая: как правило, все это очень вкусно, и даже мужчине продержаться на такой еде неделю-другую совершенно нетрудно.

С обедами проблем нет. На склонах расположено множество горных ресторанов, в которых всегда можно сытно покушать, выпить кружечку ароматного глинтвейна, отдохнуть, размеренно любуясь окружающими красотами, погреться и позагорать на солнышке, расположившись в лежаке, или укрыться в домике в случае непогоды.

Из развлечений курорты предлагают, как правило, посещение бассейн или аквапарка, катка, поиграть в большой теннис или полазить на скаладроме, в некоторых местах есть spa и термальные центры . Вечером стандартная программа — бары, рестораны, дискотеки. Выбор клубов и дискотек обычно не очень большой, но любители потусоваться найдут себе места для плясок и приключений. Также в отелях на ресепшене вы можете ознакомиться с культурной и развлекательной программой в городе. Местные жители стремятся разнообразить досуг гостей и проводят различные мероприятия: показательные выступления горнолыжных инструкторов, фейрверки, музыкальные фестивали, организуют хоккейные матчи и тому подобное.

На сколько ехать и в каком режиме кататься?

Турагентства практически не предлагают десятидневных горнолыжных туров (на мой взгляд это оптимальный срок поездки). Только понедельно. Если вы едете первый раз и не обладаете хорошей физической подготовкой, недели будет достаточно. Обязательно надо учитывать, что катание на горных лыжах — это не только огромное удовольствие, но и достаточно серьезные нагрузки. Первые два-три дня будет болеть все тело, вы будете еле доползать до кровати. Обычно самый тяжелый и переломный день (предполагается, что вы катаетесь каждый день) — третий. Тут и акклиматизация, и привыкание к нагрузкам. Если чувствуете, что вам тяжеловато — сделайте перерыв, отдохните.

Также учитывайте, что вряд ли получится откататься в удовольствие весь отведенный срок отдыха. Как правило, минимум один день бывает с сильным туманом и снегопадом — кататься в таких условиях сложно и некомфортно, удовольствия никакого, поэтому лучше взять перерыв: погулять по городу, приобрести сувениры или съездить на экскурсию.

Следует настроить себя морально еще вот в каком аспекте. При просмотре фотографий в проспектах, на сайтах курортов или даже в этой статье вы увидите залитые солнцем белоснежные склоны, насыщенно-голубое небо. И естественно будете ожидать, что именно так оно и будет в течение отдыха. Лучше быть готовым заранее, что может быть несколько дней придется кататься в условиях облачности, тумана и снегопада. Такое катание не особо комфортно и доставляет определенные сложности. После снегопада катальщики быстро нарывают на склонах большие бугры, скакать по которым начинающим особенно трудно. Поэтому рекомендация: если сегодня на курорте сильный снегопад, можно смело записаться на завтра на экскурсию, все равно часам к двенадцати на трассах будет полно бугров, а после обеда спуски вообще покроются сплошными «барханами». Для новичков езда по ним — своеобразный экстрим и приключение. Но, честно говоря, такое катание очень выматывает и приносит мало удовольствия.

Когда лучше всего ехать кататься?

Отличное время — период в районе с 10 до 25 января. В это время самые низкие цены на туры, проживание и скипассы (не считая самого начала и конца сезона, когда могут быть проблемы со снегом) и относительно небольшое количество отдыхающих. Наши каникулы уже закончились, а европейские февральские еще не начались.

Ехать в марте, особенно во второй половине, я не рекомендую. Вы, конечно, покатаетесь, но уже не почувствуете зимы в полной мере: солнце будет серьезно припекать, снег будет мокрый и тяжелый, а в самих поселках в долине уже может зеленеть трава и даже расцветать цветы. Хотя и здесь все зависит от высоты: чем высокогорнее курорт, тем дольше длится сезон.

Ехать на Новый Год — дорого. Цены взлетают до полутора раз , причем вздувают их именно наши туроператоры. Если посмотреть на официальных сайтах отелей, то у них цены остаются на прежнем уровне. Поэтому тем, кто ограничен в средствах, имеет смысл подумать о самостоятельной организации новогодней поездки.

Посещаем курорты «по нарастающей»

Если вы совсем новичок в части навыков катания и планируете долгую «горнолыжную» карьеру, хорошим вариантом будет начать с небольших курортов , с общей длиной трасс порядка 50-100 км. Они по-своему привлекательны, зачастую не уступают старшим братьям ни в чем, кроме километража трасс, зато дешевле как минимум по стоимости скипасса. Улучшая с каждым новым визитом свою технику катания и наращивая километраж трасс курорта, вы последовательно пройдетесь своими впечатлениями по всему альпийскому горнолыжному спектру, не потеряв, а наоборот, расширив багаж впечатлений. И избежите стандартной проблемы тех, кто, начав посещения с самых больших курортов, потом воротит нос от курортов меньших. И действительно — им там уже неинтересно, так как 50-100 км трасс для катальщика среднего уровня — максимум на 2-3 дня, дальше уже скучно. В то время как тех же 50 километров на неделю может быть за глаза для «чайника».

Обучение в горнолыжной школе

Обучаться в горнолыжной школе стоит однозначно. Даже если в вашей компании едет матерый горнолыжник, пламенно обещающий научить вас кататься, лучше все-таки доверить себя профессионалам. К тому же «персональному инструктору» может быстро наскучить копошиться с вами в горнолыжном лягушатнике и он все чаще будет поглядывать на манящие крутые склоны, раздражаясь от ваших неумелых попыток съехать вниз.

Помните: хороший спортсмен — далеко не всегда хороший тренер. Профессиональные инструкторы имеют огромный опыт работы с новичками, порой эти люди всю жизнь прожили на горнолыжном курорте и «ставить на лыжи» — их профессия, которую они делают очень хорошо. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, повторяйте все упражнения, не отчаивайтесь в случае неудач и на третий-четвертый день вы уже будете гордо съезжать по склону, радуясь тому, что наконец-то перестали падать и хоть как-то управляете лыжами.

В любой горнолыжной школе обязательно есть инструкторы, говорящие по-английски. Русскоговорящего инструктора можно встретить очень редко, стоит он, как правило, дороже, да и, поверьте, большой надобности в этом нет: большую часть информации инструктор передаст жестами и на собственном примере: «look at me», «follow me», «up and down» — этих нескольких магических фраз для обучения будет вполне достаточно. Заодно и английский немного подтянете, особенно если будете не бояться активно общаться в процессе. Занятия проходят в небольших группах, обычно до 8-10 человек. Брать персонального инструктора дорого, не так уж и эффективнее, да и заниматься в группе всегда веселее.

Немаловажный плюс: при покупке абонемента на обучение в школе вы получаете существенные скидки на прокат оборудования. Также стоит учитывать, что если один-два дня обучения стоят относительно дорого, то чем больше дней вы берете, тем медленней растет цена. Разница по стоимости между пятью и шестью днями будет уже не столь значительна, как между двумя и тремя.

Выбор звездности отеля

Отдельно скажу о вопросе, на котором многие по первости сильно заморачиваются — какой отель выбрать: 4 звезды, 3 звезды, пенсион или что-то еще?

Если же курорт «давний» и находится на месте исторического поселения (деревни или города, таких много, например, в Австрии), то, по большому счету, звездность отеля не так важна. Там даже в частных домах (pension), не имеющих звездной категории, очень достойный уровень обстановки и сервиса, а на завтрак кормят везде примерно одинаково. В общем, если в средствах вы ограничены — смело выбирайте пенсион или простые апартаменты. Если же вопрос экономии не стоит — берите самое дорогое, что можете позволить: отдыхать в отелях класса 4 и 5 звезд, конечно, очень приятно. Три звезды — вполне разумный компромисс между качеством и ценой. К тому же в отелях от трех звезд и выше обычно есть сауна и бассейн.

Выбор и приобретение тура

Когда выбирать курорт и покупать тур?

В идеале курорт надо начинать выбирать за полгода до поездки. Проведите предварительный отбор, очертите круг мест, которые вам интересны. Двух-трех будет вполне достаточно (для анализа рекомендую запастись схемами катания и картами городов с расположением отелей и подъемников, их можно найти на официальных сайтах или воспользоваться картами Google).

Дальше пригодится архив снимков с вебкамер, такой сейчас есть на многих курортах. Например, у швейцарского Гриндельвальда , хранится архив за последние несколько лет, что позволяет быстро просмотреть и оценить преобладающую погоду в тот или иной период, время начала и окончания сезона, даты, когда стабильно лежит снег и тому подобное — очень удобно.

И, конечно, незаменимый источник информации — отзывы туристов. У многих курортов, представленных в нашем каталоге, есть страница с отзывами, также даны ссылки на отзывы на сайте ski.ru , где хранится большая база сообщений туристов.

Итак, на что надо обращать основное внимание:

  • Наличие снега. Если с ним проблемы — это повод насторожиться. Лучше не останавливать свой выбор на таких курортах. Очень важно ехать в место с гарантированным снегом, особенно в первый раз, иначе впечатление может быть испорчено раз и навсегда.
  • Количество людей на трассах. Если на магистральных трассах, на которых обычно и установлены веб-камеры, плотность потока спускающихся лыжников сравнительно невысокая и располагает к комфортному катанию, обратите внимание на этот курорт.
  • Погода. То, что в прошлом году светило солнце, конечно, не значит, что оно будет светить и в следующем в это же время. Но тем не менее это определенный ориентир.

Тур лучше всего приобретать летом или в начале осени предстоящего зимнего сезона. В это время наибольший выбор отелей и есть возможность получить лучшую цену. Если вы едете своим ходом, то летом можно купить самые дешевые билеты на самолет.

Едем через турагентство или своим ходом?

К сожалению, существенно сэкономить, если вы решили ехать своим ходом не получится (кроме вышеупомянутого новогоднего периода). Полет чартером и организация трансфера по большому счету компенсируют туроператорскую накрутку и конечная разница в цене может составлять порядка 10-15% на человека, а мороки существенно больше: бронировать отель, покупать билеты, организовывать трансфер — все это отнимает время, а порой и нервы. Выбирать вам.

Важное замечание про трансфер: в составе пакетного тура он обычно автобусный, с одним переездом. А если добираться от аэропорта до отеля самостоятельно на общественном транспорте (такси стоит дорого), дорога может получиться очень долгой по времени, с возможными пересадками. Все-таки большинство альпийских курортов находятся на довольно большом расстоянии от аэропортов. Альтернативой могут стать фирмы, специализирующиеся на трансферах в горнолыжные регионы. Поищите такие на Google, поизучайте цены, вполне возможно, удастся найти подходящий вариант. Например, посмотрите цены на Alps2Alps .

Что делать, если выбрать курорт все-таки сложно?

Самый простой совет — не парьтесь! Доверьтесь своей интуиции: купите путевку просто куда-нибудь, на первый расположивший к себе курорт и расслабьтесь. Альпы — это старейший горнолыжный регион в мире, лучшая инфраструктура именно здесь. Поэтому, где бы в этих местах вы ни катались, обязательно полу́чите огромное удовольствие, причем совершенно несравнимое с подмосковными, да и вообще российскими, горнолыжными курортами. Ведь это — Альпы!


P.S. Воспользуйтесь формой поиска курортов , чтобы подобрать подходящий вам в зависимости от параметров (размер зоны катания, высота, связанность трасс и тому подобное) или

Покупкой горнолыжного костюма озадачиваются, как правило, ещё до покупки лыж. И это понятно - снаряжение можно взять в прокат, костюм же лучше иметь свой. Хорошо, если вы способны потратить сколь угодно большую сумму и рядом есть специалисты, готовые предложить действительно подходящий вариант. Тогда достаточно просто определиться со стилем вашего будущего костюма. В любом случае, важно понимать, за что вы платите деньги и что действительно важно именно для вас.

О том, как выбрать горнолыжный костюм рассказывает редактор блога «Спорт-Марафон» Мария Веремьёва

    Классика. Строгие спортивные формы без лишних деталей и проверенные временем расцветки. Ориентированы на широкий круг лыжников, кто предпочитает кататься по хорошо подготовленным склонам. Крой классических горнолыжных костюмов не сковывает движений, характерных для техничного катания. Большинство моделей утеплены, чтобы райдер не замёрз на подъёмнике, и в то же время оснащаются хорошими мембранами, чтобы обеспечить эффективную защиту от ветра и отвод влаги при физических нагрузках во время спуска. Серьёзные капризы погоды и её постоянные изменения не страшны лыжникам, катающимся в черте курорта - закрытые подъёмники с подогревом, наличие кафе и шале, где можно согреться и обсохнуть снижают требования к техническим составляющим классического горнолыжного костюма.

Костюм Descente

    Fashion. Горнолыжные костюмы для тех райдеров, кто хочет шикарно выглядеть на склоне. Технические свойства в них порой уходят на второй план. Такие костюмы «выбирают глазами». Главное - это премиальный внешний вид и декоративные элементы - нашивки, мех, стразы и даже ручные вышивки. Крой брюк и курток меньше похож на спортивную одежду. В женских моделях он выполнен максимально приталенным, чтобы подчеркнуть фигуру. Не всегда такой крой удобен в катании, но выглядеть вы будете шикарно и респектабельно. Костюмы этой категории одинаково уместны на склоне и apres-ski и могут стать частью городского гардероба.

Костюмы Sportalm

    Fashion premium sport. Костюмы этой категории сочетают в себе самые передовые технологии и сложный крой с декоративными элементами и притягательным внешним видом. Облегающий крой не сковывает движений за счёт использования особо эластичных материалов, а отличные мембраны и утеплитель обеспечивают прекрасную терморегуляцию.


Костюмы Mountain Force

    Фрирайд. Максимально простые формы и яркие цвета, минимум пафоса, максимум функционала, ориентированы на ценителей внетрассового катания. Характеризуются применением передовых, максимально паропроницаемых мембран, т.к. фрирайдер очень активно двигается на спуске и нередко ходит пешком, стараясь найти нераскатанные склоны. Любителям внетрассового катания необходима возможность эффективно комбинировать слои одежды, подстраивая комплект под меняющиеся степень физической активности и погодные условия. Поэтому в их горнолыжных костюмах, как правило, полностью отсутствует утеплитель - его заменяет отдельные пуховая куртка и флиска, которые постоянно лежат у райдера в рюкзаке и помогают «настроить» необходимую теплоизоляцию в зависимости от условий. Потому и крой фрирайдной куртки и брюк отличается мешковатостью, дабы позволить вместить под себя все слои одежды и обеспечить необходимую свободу движений. Каждая деталь костюма для фрирайда создаётся предельно функциональной и не «простаивает» при его использовании. Например, карманы позволяют удобно расположить всю экипировку, которая должна быть под рукой, при этом не перекрываются лямками и поясом рюкзака.


Костюмы Norrona

Перед покупкой необходимо чётко представлять где и насколько активно вы будете кататься на горных лыжах?

    Если вы приобретаете свой первый костюм и ещё не определились, будете ли активно кататься на горных лыжах в дальнейшем, а рамки бюджета стеснены, то есть смысл остановить свой выбор на относительно простых моделях курток и брюк. Их будет вполне достаточно, чтобы понять, понравится вам катание или нет. На эту роль отлично подойдут утеплённая куртка и брюки, не отличающиеся выраженным спортивным кроем и излишне броской расцветкой. Тогда, наряду с горнолыжным склоном, их можно будет смело использовать в городе - даже если вы прекратите кататься, то средства в одежду будут вложены не зря. Если же вы планируете кататься много, активно, и предполагаемый костюм должен прослужить не один сезон, то стоит подойти к вопросу выбора максимально ответственно. Приобретайте сразу куртку и брюки из передовых и качественных материалов, а также с кроем, максимально подходящим вашей фигуре, чтобы выбранные вещи прослужили много лет. Спланируйте бюджет - хорошие горнолыжные костюмы не дёшевы. Возможно стоит сэкономить на покупке крутой флиски и термобелья, но при этом вложить максимум в верхнюю одежду, т.к. от неё зависит комфорт лыжника на склоне. Не забывайте при этом о распродажах - в конце сезона практически всегда можно приобрести хорошие вещи с большими скидками. Если вы планируете кататься вне трасс, особенно с пешим подходом к точке спуска - смело выбирайте неутеплённые костюмы для фрирайда. Конечно, их необычно яркие расцветки и свободный крой будут неуместны в городской среде. Но фрирайдные куртка и брюки позволят создать для вас идеальный микроклимат в любых условиях катания, за счёт правильно подобранной комбинации с другими слоями одежды. Так вам будет комфортно спускаться на лыжах где угодно - от тёплых и солнечных склонов Гудаури, до холодного сибирского Шерегеша.

Из чего складывается горнолыжный костюм и его стоимость?

Мембрана

Пожалуй, ключевой «технический» элемент. Тонкая плёнка мембраны прячется прямо за внешней тканью куртки и брюк и обеспечивает своему владельцу сухость и защиту от ветра. Она не даёт промокнуть от внешних осадков и при этом выпускает наружу испарения, идущие от тела, не давая взмокнуть от пота.

Характеристики мембраны обозначаются двумя числами, например, 20K/20K или 15 000/10 000. Первое обозначает водостойкость, а второе - паропроницаемые свойства. Чем выше эти числовые значения, тем лучше «работает» мембрана.

При катании «от кафе к кафе» по хорошим трассам и в солнечную погоду её показатели не имеют принципиального значения при выборе горнолыжного костюма. Но они становятся важными, если вы регулярно сталкиваетесь с капризами природы и не хотите, чтобы они нарушали процесс катания и портили удовольствие от него. Так, в Красной Поляне на протяжении всего сезона очень влажно и, делая спуск с вершины, вы можете попасть сразу и под мокрый снег, и под дождь. В этом случае мембрана со слабой водостойкостью может привести к отсыреванию одежды, что испортит весь день катания, а в худшем случае приведёт к простуде.

Качественная мембрана с высокой водостойкостью важна не только для куртки, но и для горнолыжных брюк. Вставая на колено или присаживаясь, мы создаём дополнительное давление, которое может привести к протечке ткани со слабой водостойкостью. Поэтому, чтобы брюки не отсырели на холодном и влажном кресле подъёмника, обратите внимание на используемую в них мембрану и её показатели.

Мембраны Gore-Tex от W. L. Gore гарантируют высококлассную работу, и одежда, в которой они применяются, точно сохранит в сухости своего владельца в любых погодных условиях, будь то дождь или мокрый снег. Не отстают от них и топовые версии мембран Dermizax от японской компании Toray, которые применяются сегодня во многих первоклассных горнолыжных костюмах. Обе компании самостоятельно определяют наилучшее сочетание мембраны и тканей под конкретные условия эксплуатации, позволяя покупателю не вникать в технические свойства и характеристики. Чуть более пристальное внимание следует обратить на мембраны, которые выпускаются под собственными торговыми марками брендов горнолыжной одежды.

Внешняя ткань

Можно разделить все используемые в горнолыжной одежде ткани на две категории:

    эластичные ; неэластичные .

Как правило, эластичные ткани применяются в костюмах, отличающихся облегающим и приталенным кроем, дабы они не стесняли движений во время спуска на лыжах. В некоторых горнолыжных куртках и брюках, например от компаний Kjus и Mountain Force , тянется не только внешняя ткань, но также подкладка и даже утеплитель. Это обеспечивает несравненную свободу движений при сохранении стильного внешнего вида. Так, чем более узкий крой вашего будущего костюма, тем более эластичными должны быть ткани, только так вы будете не только выглядеть хорошо, но и кататься комфортно.

Неэластичные материалы применяются в самых разных горнолыжных костюмах любой ценовой категории. В некоторых случаях их применение необязательно благодаря использованию в одежде свободного мешковатого кроя, в некоторых - это способ снизить конечную цену куртки или брюк. В горнолыжных костюмах для фрирайда и скитура, эластичностью ткани жертвуют в пользу большей прочности применяемых материалов.

Утеплитель

Для утепления горнолыжных костюмов редко используется натуральный пух, т.к. при высокой физической активности в такой одежде попросту жарко, а сам пух быстро отсыревает от испарений тела. Поэтому чаще всего применяются синтетические утеплители, выбор которых на современном рынке огромен. Мы не будет вдаваться в технические детали каждого из них, но отметим важную закономерность - цена костюма будет тем выше, чем легче и теплее применяемый в нём утеплитель.

Хорошо утеплённые горнолыжные куртки необходимы райдерам, которые катаются в регионах, где сильный холод не редкость - например, в Шерегеше или Хибинах. В большинстве случаев костюму хватает небольшого количества утеплителя - относительно тёплая погода на европейских горнолыжных курортах, грузинского Гудаури, а также популярной Красной Поляны позволяет часто даже не использовать флиску, а кататься, накинув куртку прямо на термобельё.

При покупке горнолыжного костюма без утеплителя, востребованного в среде фрирайдеров и любителей скитура, важно позаботиться и о приобретении средних утепляющих слоёв для торса и ног, например, комплекта из флисовой кофты и штанов. Бонусом при покупке неутеплённой горнолыжной куртки станет её универсальность. Она прекрасно прослужит в любой сезон, хоть летом в поход, хоть осенью за грибами.

Крой

Естественно, на конечную цену горнолыжного костюма влияют не только материалы и методы пошива, но и его выкройка, от которой зависят комфорт и внешний вид райдера. Сложный артикулированный крой куртки или брюк, обеспечивающий максимальную свободу движений, предполагает большое количество деталей и точный расчёт со стороны разработчиков. Что в свою очередь усложняет производственный процесс и приводит к повышению конечной стоимости. Так, процесс изготовления куртки Arc’teryx Alpha SV требует проведения 197 рабочих операций и над ней успевают потрудиться 13 человек! В горнолыжных костюмах из категории Fashion выкройка тоже занимает особое место. Порой над ней работают сразу несколько модельеров, стремясь создать узнаваемый, запоминающийся и яркий внешний вид.

Важные детали горнолыжного костюма

Вентиляционные отверстия

Наличие вентиляционных отверстий на куртке и брюках крайне необходимо фрирайдерам и поклонникам скитура. Даже мембраны с высокой паропроницаемостью не всегда способны справиться с тем объёмом тепла и влаги, которое выделяются при пешем подъёме в гору и динамичных спусках по неподготовленному склону. Также дополнительная вентиляция придётся по вкусу всем активно катающимся горнолыжникам, т.к. поможет улучшить терморегуляцию в жаркую погоду и при увеличении физической нагрузки.

Далеко не во все горнолыжные костюмы вшиваются вентиляционные молнии и реже всего - в женские. Причина тому - бо́льшая «мерзлявость» и меньшее потоотделение при нагрузках у представительниц прекрасного пола. Так что если вы знаете, что будете кататься активно и не отличаетесь особой мерзлявостью - выбирайте модели с вентиляцией.

Капюшон

Несмотря на то, что капюшоны используются во всех горнолыжных куртках, их конструкция может отличаться в очень широких пределах:

    В декоративных целях капюшон может быть оторочен мехом. Это особенно характерно для курток из категории Fashion. Стоит отметить, что мех смотрится очень печально после снегопада или дождя, характерного для курортов Красной Поляны. В некоторых моделях курток капюшон съёмный. Это расширяет область применения курток, делая их частью городского гардероба. Объёмный и регулируемый в широких пределах капюшон позволяет одинаково комфортно надевать его как поверх горнолыжного шлема, так и поверх небольшой шапки. Возможность натянуть капюшон на шлем может оказаться очень полезной при использовании незакрытого подъёмника в условиях непогоды, максимально защитив голову от порывов холодного ветра.

Снегозащитная юбка

Практически у всех горнолыжных курток есть снегозащитная юбка. Это дополнительная полоска ткани с застёжкой, которая находится чуть ниже уровня талии, её задача защищать от задувания ветра и снижать риск набивания снега под куртку. Юбка должна плотно обхватывать пояс, если при примерке она оказывается слишком высоко, то, скорее всего, при активном катании она будет задираться выше и оголять живот и поясницу. Многие снегозащитные юбки дополнительно снабжены силиконовыми точками или полосками, чтобы увеличить сцепление с тканью брюк и снизить риск сползания.


Очень полезной опцией является возможность состёгивания снегозащитной юбки с брюками, что позволяет получить цельный костюм, надёжно защищающий от попадания снега. У некоторых марок, например Norrona и Bergans , предусмотрена ещё и дополнительная снегозащитная юбка на брюках. Состёгиваясь с курткой, она превращает костюм в настоящий комбинезон, которому не страшно «купание» в свежевыпавшем пухляке. Для тех, кто хочет носить горнолыжную куртку в городе, рекомендуем обратить внимание на модели с отстёгивающейся снегозащитной юбкой.

Защита брюк от порезов кантом

Очень важный элемент, который существенно снижает износ горнолыжных брюк. Вставки из особо прочной ткани располагаются на внутренней стороне брючин в области голенища и берегут их от пореза горнолыжным кантом при падении или в момент сильной закантовки.

В брюках для фрирайда такое усиление может располагаться по всему периметру, т.к. предполагается, что райдер будет передвигаться пешком не только по снегу, но и по каменным осыпям, где могут быть режущие кромки, а также иногда будет надевать кошки.

Конструкция пояса брюк

Оценивая посадку брюк, обратите внимание на их пояс. Очень важно, чтобы он был завышен и прикрывал поясницу. Так находится на склоне будет намного комфортнее - ветер не будет холодить спину и низ живота, а при падении будет меньше шансов попадания снега внутрь костюма. Особенно важен завышенный пояс брюк для девушек, т.к. крой женских курток обычно короче, чем у мужских моделей.


Удобно, когда пояс горнолыжных брюк регулируется в широких пределах. Чаще всего для этого применяются «липучки» Velcro. Для лучшей теплоизоляции флиску и термофутболку лучше заправлять в брюки, а для этого необходим дополнительный объём. В ходе примерки обратите внимание на подкладку брюк. Иногда производители применяют для неё мягкие и приятные на ощупь ткани, что позволяет отказаться от использования кальсон термобелья в тёплую погоду.

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Понятие горные лыжи включает в себя не только две плоские лыжи, но и горнолыжные палки, горнолыжные крепления и горнолыжные ботинки. Без одного из вышеперечисленных элементов комфортно кататься на горных лыжах у Вас не получится. Поэтому каждый новичок должен знать, как правильно выбрать горные лыжи, и по каким критериям это нужно делать.

Конечно, можно упростить себе жизнь и взять лыжи напрокат. Хороший менеджер предоставит оптимальное для Вас снаряжение и проконсультирует. Но никто не знает, как долго и как интенсивно эксплуатировалось это снаряжение, поэтому если Вы хотите себя обезопасить, то лучше приобрести новые снаряжение. В этом случае Вам нужно знать, как правильно подбирать горные лыжи.

Подбираем горнолыжные ботинки

Горнолыжные ботинки производят многие компании, среди которых очень сложно выделить явного лидера. У каждого производителя есть свои особенности и достоинства. Но горнолыжные ботинки нужно выбирать не по производителю, а по их удобству. Ведь согласитесь, Вы не купите себе ботинки или кроссовки, если они будут неудобными или будут натирать Вам ноги. Поэтому при выборе горнолыжных ботинок в первую очередь нужно обращать внимание на их удобство и форму их колодки.

Также не нужно экономить, и покупать поддержанные ботинки, поскольку в процессе эксплуатации такие ботинки уже приобрели форму ноги своего прежнего владельца, а вероятность того, что эта форма совпадет с формой Вашей ноги, крайне мала. Вполне очевидно, какими будут последствия такой покупки.

Многие начинающие горнолыжники удивляются, когда узнают, что горнолыжные ботинки бывают мужскими, детскими и женскими. Поэтому обязательно учитывайте этот критерий при их выборе.

Мужские горнолыжные ботинки с высокой колодкой

Теперь затронем тему жесткости ботинок. Чтобы Вы знали, существует и такой критерий выбора.

Жесткость ботинок

В зависимости от навыков катания индивидуально для каждого лыжника подбирается жесткость горнолыжных ботинок. Значение этого показателя колеблется от 7 до 12 единиц и соответствует:

  • до 8 единиц – для новичков;
  • 8 – 10 единиц – для горнолыжников со средними навыками;
  • более 10 – для спортсменов и экстремалов.

Как вы уже могли догадаться, чем большей жесткостью обладает ботинок, тем больше контроля над лыжей получает горнолыжник, но при этом страдает комфорт. Ботинки с меньшей жесткостью дают больше комфорта, но меньше контроля над лыжей. Определить жесткость ботинка можно по названию его модели.

На скоростных, хорошо укатанных трассах, лучше всего покажут себя ботинки, имеющие жесткость 10 единиц и выше. Но если Вы собрались кататься по буграм и по неподготовленным склонам, то покупайте ботинки со средней или даже малой жесткость, поскольку в противном случае Вы сильно натрете себе ноги, что испортит весь горнолыжный сезон. Также следует учитывать тот факт, что со временем ботинки утратят свою жесткость. Так, ботинки со средней жесткостью через время станут мягкими.

Горнолыжный носок

Примерять в магазине горнолыжный ботинок нужно вместе с горнолыжным носком, который должен плотно облегать ногу и иметь большую длину, чем сам ботинок. В правильно подобранном ботинке нога не болтается, а пятка упирается в заднюю часть ботинка. Ботинок должен прижимать пальцы сверху, не сдавливая их сбоку.

Наденьте ботинок и присядьте, имитируя положение на лыжах при спуске со склона горы. Вам должно быть комфортно, а пятка не должна отрываться от пола. Если нужно, подтяните крепления, но не переусердствуйте, поскольку на горном склоне нагрузка на ногу значительно возрастет, что приведет к ее быстрому затеканию.

Если вы сомневаетесь в правильности своего выбора, договоритесь о возврате товара в случае, если он не подойдет. Но не нужно сразу бежать на склон и проверять ботинки в деле. Походите в них полчаса по дому, чтобы понять подходят эти горные ботинки Вам или нет.

Выбираем горные лыжи

В зависимости от назначения горные лыжи разделяют на следующие типы:

  • для новичков или любителей горнолыжного спорта;
  • для большого горнолыжного спорта;
  • специальные горные лыжи.

Ниже речь пойдет о характеристиках, на которые нужно ориентироваться при выборе горных лыж.

Жесткость

Эта характеристика показывает, как конкретная модель горных лыж противостоит скручиванию или прогибу под воздействием условий катания или веса лыжника. Значение этого показателя колеблется от 6 до 12. Например, если Ваш вес составляет 70 кг, то Вам подойдут лыжи с жесткостью или 7 или 8 (лучше брать с небольшим запасом). На некачественных лыжах показатель жесткости не указывается. Так какой жесткости выбрать лыжи? Дело в том, что в определенных ситуациях лыжи, имеющие разную жесткость, ведут себя по-разному.

Мягкие лыжи предпочтительнее для новичков, поскольку такие лыжи отлично входят в крутые повороты. А вот жесткие лыжи больше подойдут для опытных лыжников. Они надежно держат поворот, хотя и пытаются выбросить из него лыжника, но для человека с опытом это не проблема. Также за счет своей жесткости лыжи гасят колебания, которые образовываются при катании по неровной поверхности.

Длина

Большинство начинающих лыжников выбирают лыжи по своему росту. Конечно, рост играет роль, но при выборе длины горных лыж наиболее значимыми являются стиль катания лыжника и его вес. Чем больше вес лыжника, тем длиннее должны быть лыжи, чтобы они не сильно заглублялись в снег. Также лыжи большой длины предпочтительнее для лыжников с агрессивным стилем катания или для катания по неподготовленным горным трассам. Если Вы хотите избежать покупки слишком длинных лыж, то купите лыжи меньшей длины, но большей жесткости. Короткие лыжи более маневренны и менее устойчивые, чем длинные. При выборе длины руководитесь вышеприведенными критериями.

Геометрия

Внешне горные некоторые лыжи существенно отличаются, поскольку они имеют разную геометрию. Для спуска с горных склонов используют гонные лыжи. Геометрия таких лыж определяется их шириной, измеренной спереди, сзади и посредине. Средняя часть называется талией. Чем шире талия, тем выше проходимость лыжи. Горные лыжи, имеющие талию шириной более 75 мм, отлично себя зарекомендовали на неподготовленных горных трассах. Для катания по оборудованным горным трассам лучше использовать горные лыжи, имеющие талию шириной до 68 мм.

Также существуют горные лыжи с широкой пяткой и широким носком. Широкий носок обеспечивает плавное и безопасное вхождение в крутые повороты, а широкая пятка уменьшает время выхода из поворота. При этом скорость на повороте существенно снижается.

Если вы не можете определиться с шириной талии, то купите одну из универсальных моделей, ширина талии которых колеблется в пределах 68 – 75 мм, а размеры пятки и носка – от 100 до 110 мм.

Радиус поворота

Этот критерий очень редко используется новичками для выбора горных лыж, а зря, поскольку он такой же важный, как и остальные. Горные лыжи могут иметь допустимый радиус поворота от 10 до 40 м. Чем выше этот показатель, тем профессиональнее и скоростнее лыжи. Например, предназначенные для скоростных спусков лыжи имеют радиус поворота 40 метров, а для любительских лыж этот показатель колеблется в пределах 15 – 17 м. Лыжи категории SL и SC имеют радиус поворота 13 м и длину около 170 см. А лыжи категории SG (для супергиганта) имеют радиус поворота 30 метров. Оптимальным выбором для новичка будут горные лыжи с допустимым радиусом поворота 15 – 17 м.

Давайте для примера разберем маркировку лыж от компании ATOMIC.

ATOMIC C-9, 15, 105-64-97

Лыжи имеют жесткость 9 единиц, а значит, они предназначены для лыжников весом 80 – 90 кг. Цифра 170 устанавливает рекомендованный рост горнолыжника + 15 см, а значит 180 см. Последующие цифры характеризуют геометрию лыжи: ширина талии – 64 мм, носка – 105 мм, а пятки 97 мм. В этой модели узкая талия, поэтому она прекрасно подойдет для подготовленных спусков.

Лыжи для женщин

Вышеприведенные рекомендации также можно использовать при выборе женских лыж. Единственное, что для женщин любителей существуют модели, которые имеют задник увеличенной длины. Другими словами, крепление для ног у таких моделей смещено немного вперед. Также женские модели горных лыж обычно обладают меньшей жесткостью, поскольку женщины имеют несколько меньший вес, чем мужчины.

Горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления отвечают за Вашу безопасность и здоровье. Основное назначение этих элементов заключается в автоматическом отсоединении ботинка от лыжи. Поэтому их нужно тщательно подбирать, а также не менее тщательно настраивать, устанавливая необходимое для срабатывания механизма усилие.

На крепления наносятся специальные обозначения, расположенные по шкале. Минимальное значение шкалы – 3 единицы, а максимальное – 7 единиц. Одна единица соответствует 10 кг усилия, которое необходимо для срабатывания механизма и освобождения ноги лыжника. Например, 4 единицы – это 40 кг, а 8 единиц – 8 кг. Например, если Вы весите 80 кг, то Вам необходимо выставить шкалу на 8 и уменьшить еще на 1 или 2. В результате Вы получите значение 6 или 7.

Чем опытнее лыжник, тем большие нагрузки воспринимают горнолыжные крепления, поэтому нагрузку, необходимую для их срабатывания, необходимо увеличить, но не следует ее ставить больше, чем 1 вес лыжника. Например, если Вы опытный лыжник и весите те же 80 кг, то шкалу можно выставить на 8 или 9 единиц, но не больше, иначе есть возможность получить серьезные травмы.

Есть крепления, которые настраиваются под размер обуви, типа CENTRO. Такое крепление можно использовать вместе с ботинком любых размеров, поскольку в нем пятка и носок двигаются в разные стороны.

И последнее, подбирайте такие крепления, которые имеют запас по усилию срабатывания. Например, если оптимальное для Вас усилие срабатывания соответствует 8 единицам, то покупайте крепления с максимальным показателем усилия 10 единиц и выше. Такие крепления будут надежнее.

Горнолыжные палки

Горнолыжные палки подбираются с учетом роста лыжника. Существует множество методов, по которым подбирается длина горнолыжных палок. Вот один из таких методов.

Вам нужно стать на твердую поверхность и взяться рукой за перевернутую кверху горнолыжную палку, поставленную в вертикальное положение (перпендикулярно полу). Кулак должен охватывать острие палки, а его нижняя часть должна касаться кольца. Если угол между горнолыжной палкой и Вашим предплечьем составляет 90 градусов, то Вы сделали правильный выбор.

Выводы

Как видите, выбор горных лыж – это непростое занятие. Если Вы только начали заниматься горнолыжным спортом, то либо возьмите лыжи напрокат, либо приобретите их в спортивном магазине. В первом случае подобрать лыжи Вам помогут сотрудники специального пункта продаж, а во втором – консультанты магазина. Если Вы планируете часто кататься на лыжах, то приобретите лыжи сразу. Так будет дешевле и безопаснее.

При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Как подобрать горные лыжи по характеристикам

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

Жесткость горных лыж

Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

Как подобрать горные лыжи по росту

Ростовка горных лыж

При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

Тонкости при подборе горных лыж по росту

Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

Желаем удачных покупок и отличного катания!



Рассказать друзьям