Когда ребенок должен начать садиться самостоятельно. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наступления времени, когда ребенок начинает сидеть, с замиранием сердца ожидают все родители. Кто-то терпеливо дожидается этого момента, не вмешиваясь в естественный ход событий, а кто-то начинает рьяно тренировать кроху задолго до того, как он будет готов принять вертикальное положение тела.

В любом случае, и тем, и другим будет полезно знать, когда ребенок физиологически готов сидеть и каким способом можно подготовить его мышцы к новому виду нагрузки.

Из этой статьи вы узнаете:

Примерно к трем месяцам, большинству карапузов наскучивает горизонтальное видение мира, и они во что бы то ни стало, пытаются расширить грани взаимодействия с ним. Это проявляется в удерживании головы и фиксации ее движений, в попытках встать на четвереньки, поползти, перевернуться с боку на бок, с боку на спинку, а также стремлении добраться до заманчивого предмета, лежащего неподалеку.

К 5 месяцам, когда базовые навыки отточены практически до совершенства, наступает момент попробовать по-настоящему сесть. Правда, на первых парах подобные действия выглядят неуклюже, но все же, они многое значат для развития мышечной силы ребенка.

По мнению педиатров, оптимальный возраст, когда ребенок начинает сидеть следующий:

  • 6 месяцев – малыши уверенно сидят с поддержкой: на коленях у мамы, на диване или кресле, облокотившись о его спинку или опираясь на подушку;
  • 7 месяцев – ребенок хорошо сидит сам: в такие моменты ему можно предложить игрушки, книжки или устроить небольшую фотосессию на память о беззаботных днях;
  • 7,5-9 месяцев – кроха способен самостоятельно сесть и быстро сменить положение тела с вертикального на горизонтальное. В это время родителям следует быть на чеку – уж слишком высока вероятность того, что ребятенок свалится с дивана или кровати, на которых ранее с гордостью восседал.

Физически развитые, крепкие дети могут научиться сидеть гораздо раньше положенного срока. Слабенькие, недоношенные отстают от них на месяц-полтора. В данном случае, отклонение от нормы не свидетельствует о патологиях развития.

Задав доктору вопрос: «Когда мой ребенок будет сидеть?», скорее всего, ответом станет – «Всему свое время».

Стоит ли помогать ребенку учиться сидеть?

По мнению педиатров, разумные способы стимуляции развития опорно-двигательной активности ребенку не навредят. А вот излишняя усердность родителей в попытках досрочно посадить его могут обернуться весьма плачевными последствиями – искривлением позвоночника и нарушением развития костей тазовой области.

Вы поступите правильно, если будете придерживаться нескольких важных правил:

  • Началом освоения навыка сидеть является тренировка мышц шеи, путем краткосрочного, регулярного выкладывая малыша на животик;
  • Если ребенок хорошо держит голову, можно переходить к тренировке его верхнего плечевого пояса, позволяя оторвать грудную клетку от твердой поверхности, на которой он лежит, с опорой на руки;
  • Все мышцы тела эффективно тренируют «парения» в воздухе – малыш фиксируется за корпус, а взрослый, тем временем, организовывает ему плавное передвижения по комнате;
  • Не стоит пренебрегать упражнениями, тренирующими сгибание/разгибание, повороты и вращения конечностей – эластичность суставов необходима для правильного принятия позы сидя;
  • Присаживая кроху к себе на колени, не забывайте – в таком положении самые маленькие не могут находиться более 3-5 минут подряд;
  • Если малыш, которого посадили на попу, начинает ерзать и заваливаться на бок – это сигнал родителям о том, что ему дискомфортно.

Посильная физическая нагрузка не только способствует укреплению мышц тела ребенка, но и позволяет ему гармонично развиваться в эмоциональном плане. Ежедневные занятия налаживают контакт ребенка с родителем и обеспечивают обоим хорошее настроение.

Чего не стоит делать, если ребенок еще не сидит?

Как уже было сказано ранее, многие родители стараются приложить максимум усилий для того, чтобы заставить малыша поскорее сесть. Для этого они используют все доступные методы и подручные средства.

Специалисты предупреждают, что не нужно:

  • Обкладывать малыша подушками – подобные действия пагубным образом сказываются на здоровье неокрепшего позвоночника;
  • Возить ребенка в коляске сидя – угол наклона спинки может подниматься, но не более, чем на 45 градусов;
  • Переносить кроху в сидячих переносках – уж слишком высок риск деформировать позвонки;
  • Насильно усаживать ребенка на руки, особенно, если он того не желает.

Мальчишки и девчонки – кому можно сидеть раньше

Бытует мнение, что мальчикам можно сидеть раньше, чем девочкам. Оно обосновано тем, что у маленьких представительниц прекрасного пола при скором усаживании могут развиваться проблемы с тазовой областью (деформация костей), следовательно, и половыми органами.

На практике, данная теория достаточно спорная. Научного подтверждения того, что именно раннее присаживание девочек вызывает у них проблемы с женским здоровьем, на сегодня не существует.

Педиатры «старой» закалки считают, что ребенок в принципе не готов сидеть до исполнения полугодовалого возраста. Современная медицина столь четких временных рамок не придерживается. Считается, что если малыш, в независимости от половой принадлежности, демонстрирует полную готовность сидеть, то мешать ему не целесообразно, хоть в четыре, хоть в пять месяцев.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод – ребенок, когда придет его время, сядет сам, без посторонней помощи. Это произойдет абсолютно с каждым: и с тем, кто занимался гимнастикой во младенчестве, и с тем, кому позволили развиваться по законам природы. Торопить, подгонять или всячески влиять на исход событий можно, но каковы будут последствия данных действий – вам никто не скажет.

Лучшим советом, который можно дать родителям, задающимся вопросом, когда ребенок начинает сидеть – это запастись терпением. Поверьте, вы не успеете оглянуться, как ваш малыш с рюкзаком наперевес побежит добывать знания в школе.

Малыши очень быстро растут и развиваются. Казалось, пару дней назад кроха только кушала и спала, но вот ребенок уже держит головку, потом начинает переворачиваться на животик, пытается ползти.

Важным этапом взросления малыша является освоение такого навыка, как сидение.

Когда (в каком возрасте) ребенок должен начинать сидеть самостоятельно, если ли разница в сроках для мальчиков и девочек? Как понять, что малыш готов сидеть, как помочь ребенкув освоении этого навыка, не навредив? Стоит ли присаживать деток? Мы разберемся во всех вопросах!

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться сидеть

Приходите вы к педиатру на очередной осмотр, и душу вашу терзают смутные сомнения. У подруги вон уже ползает вовсю, а мой – ни гу-гу. У соседки малышу 7 месяцев, сама видела, как сидит в песочнице, а моего не усадишь – сразу на бок заваливается…

И спрашиваете вы у доктора: «Когда же мой ребенок начнет ползать и сидеть?» А доктор вам и отвечает: «Не знаю». И дело тут не в квалификации. Ни один врач не знает, во сколько поползет или сядет каждый отдельный ребенок.

Возрастные границы настолько туманны и призрачны, что нельзя сравнивать своего малыша с соседскими детьми. Даже братики и сестрички в разное время садятся, и дело тут вовсе не в гендерном различии.

Ребенок обязательно сядет между 6 и 9 месяцами своей жизни.


Навык сидения развивается у малыша ввиду ряда факторов роста и взросления:

  • Развитие скелета – малыш не может сидеть на «желейных» костях, они должны вобрать в себя достаточно кальция и окрепнуть.
  • Развитие скелетной мускулатуры. Вы знаете, сколько групп мышц участвует в процессе сидения? Сходите 2 дня подряд в тренажерный зал на усиленное занятие на все группы мышц. С утра вы сами все почувствуете. Пока мышцы спины, шеи и ног недостаточно развиты, малыш физически не может сидеть – мускулы просто не в силах зафиксировать тело в нужном положении.
  • Психоэмоциональное развитие. Ребенок все делает тогда, когда ему это нужно и хочется. Детки садятся от любопытства – чтобы увеличить обзор, посмотреть на новые вещи, больше увидеть на прогулке. Нет еще такой потребности – нечего ему и садиться.
  • Развитие нервной системы. Чтобы ребенок сел, мозг должен отдать приказ телу, под воздействием нервного импульса должны напрячься строго определенные мышцы, которые впоследствии будут удерживать тело в сидячем положении. Для вас это естественно, а тело малыша всему этому только учится.

Во сколько месяцев каждый отдельный ребенок должен начинать сидеть самостоятельно – дело каждого отдельного ребенка, и никому ничего малыш не должен.


Важно! Многие ортопеды утверждают, что чем позже ребенок сядет и пойдет, то есть, чем позже его тело приобретет вертикальное положение, тем меньше проблем будет с осанкой в подростковом возрасте. Также раннее сидение, и особенно хождение, связывают с беспричинными острыми болями в поясничном отделе у людей старше 45 лет. В этом плане ортопеды ратуют за то, чтобы ребенка не сажали, пока не сядет сам, и не водили за руки раньше, чем малыш пойдет, держась за мебель.


Знаете ли вы? Некоторые педагоги утверждают, что лучший период для того, чтобы – это когда он уже может сам садиться. Сидящий ребенок чувствует себя немножко более самостоятельным, и в этот период отучить его от укачиваний гораздо проще.

Нужно ли присаживать ребенка

Дорогие мамочки, особенно молодые и амбициозные! Если вам нужен повод для гордости – гордитесь тем, что у вас есть ребенок, потому что многие о таком счастье только мечтают. Сидячий малыш – не повод для гордости, если вы посадили его ценой будущего сколиоза или деформации таза! Раньше 6 месяцев присаживать ребенка категорически запрещено. Ребенок сам решит, когда ему можно и нужно сидеть.

Единственное, что позволено – делать массажи спинки и ножек, выполнять детскую гимнастику, плавать в ванной или бассейне и хорошо кушать, что повлечет за собой укрепление скелета, мышц, и малыш сядет сам. Ваш максимум – при кормлении или прогулке посадить ребенка, облокотив на спинку коляски или подложив подушки так, чтобы ребенок был наклонен на 30-40°. Также не нужно сажать малыша на руки – его спина всегда должна облокачиваться на вашу руку или живот под углом около 45°.


Важно! Если ваш ребенок активный и сел сам раньше полугода, следите, чтоб малыш подолгу не сидел, не более 60 минут в сутки.

Как ребенок учится сидеть

Малыш всему учится постепенно. Среднестатистический ребенок пробует сидеть самостоятельно в 6 месяцев, и вопросов о том, как его этому научить, обычно не возникает. Процесс происходит поэтапно:

  • Малыш уверенно переворачивается со спины на животик и обратно.
  • Ребенок начинает ползать, постепенно переходя в положение «на четвереньках».


  • Из положения «на четвереньках» малыш заваливается на бок, опирается на обе ручки, выгибает спинку и садится, широко расставив ножки.
  • При сидении ребенок опирается на попу, боковые части ног, две или одну руку, подбородок приближен к груди.


  • Когда такая поза становится привычной, малыш окончательно выпрямляет спинку, перестает опираться на ручонки, гордо сидит, расставив ножки. Некоторые детки подбирают ножки под себя, сидя почти по-турецки.
  • С каждым разом малыш садится все увереннее, сидит дольше, легко принимает сидячее положение из лежачего и на четвереньках, легко меняет его обратно.

Знаете ли вы? Когда малыш научился сидеть, вполне можно попробовать . Позже он сможет с этого самого горшка сбегать, так что не прозевайте свой шанс.

Ребенок не хочет сидеть: что делать?

Со скольки месяцев обычный малыш начинает сидеть самостоятельно, мы выяснили, но вот ему 6, потом 7, 8, наконец, 9 месяцев, а ребенок все не сидит, в чем же дело?

Причин может быть несколько:

  • вы начали присаживать ребенка и он ленится садиться сам;
  • у ребенка слабо развиты мышцы спины и он не может этого сделать физически;
  • налицо патология развития опорно-двигательного аппарата, либо нервная патология.

В первом случае перестаньте присаживать малыша и подождите, пока он сам не сподобится на это действие. Можно оставлять ребенка в кроватке, подвешивая игрушки так, чтоб для их захвата малышу непременно нужно было сесть.

Если у ребенка слабо развиты мышцы, можно попробовать их «прокачать». Помогут массажи (но только у опытного специалиста!), плаванье в детском бассейне (такие есть в больших городах) или большой домашней ванне и ряд простых упражнений:

  • Летит самолетик. Берете малыша под грудь и под бедра двумя руками. Ножки малыша упираются вам в грудь. Спинка и попа напряжены. Такое упражнение делаем по 7-10 секунд, пару – тройку раз за день.
  • Тянемся к игрушке на пузе. Ребенок на животике, кладете перед ним игрушку, и пусть тянется к ней, ползёт.


  • Тянемся к игрушке на спине. Над кроваткой вешаете игрушки, чтобы малыш мог достать, только хорошо вытянув ручонку. Пусть старается и играется заодно.
  • Качаем пресс. Малыш лежит на спине, вы даете ему свои пальцы, чтобы схватился, приподнимаете его до угла 30°, задерживаете в этом положении на секунду и опускаете на спинку.

Если у вас есть фитбол – можно выполнять комплекс упражнений с помощью этого огромного мяча:


Также не стоит забывать проводить гимнастику для грудничков, массировать спинку и ножки малыша. В зимний период следует употреблять витамин D, если педиатр не нашел к нему противопоказаний, например, употребление смеси, в составе которой витамин уже есть.

При подозрениях на патологию развития нужно немедленно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

Только квалифицированные специалисты могут дать ответ, в чем тут дело, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Если своевременно обратится к знающим специалистам, все проблемы можно решить малой кровью и без осложнений.

Как научить ребенка сидеть – видео

В этом видеоролике мама рассказывает, когда ребенок должен начинать сидеть. Если ребенок сел в 8-9 месяцев – это вполне нормально, и торопить малыша не нужно.

В этом ролике доктор Комаровский рассказывает, стоит ли присаживать детей, нужно ли помогать им садиться и вставать.

На этом видео показаны упражнения на развитие мышц спины. Такие упражнения помогут малышу уверенно сидеть.

Неважно, в каком возрасте сядет ваш ребенок – в 4 месяца (есть и такие малыши), в 6 или в 9. Главное, чтоб ребенок сделал это самостоятельно и когда придет время. Поощряйте малыша к ползанью, развивайте его мышцы детской гимнастикой и не оглядывайтесь на подруг и соседей.

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Не торопите малыша, и у него обязательно все получится!

А в каком возрасте сел ваш малыш? Вы помогали ему, или он сделал это сам? Ребенок сначала пополз или сел? Как вы считаете: деток нужно присаживать, или лучше не торопиться? Если вы знаете интересные и полезные упражнения для развития скелетной мускулатуры малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Примерные сроки когда малыш начинает самостоятельно садиться, от чего они зависят и как на них повлиять, роль массажа и примеры упражнений для укрепления мышечного каркаса и позвоночника.

Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.

Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.

Примерные сроки

Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении - мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.

Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.

В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.

    Ребёнок в 5–6 месяцев будет постоянно падать в разные стороны при попытке сесть. Не надо паниковать - это нормально. Не следует постоянно помогать крохе, он должен самостоятельно пытаться удержаться. Главное - позаботьтесь, чтобы место, куда заваливается грудничок, было безопасным.

    К 6 месяцам у многих детей мышцы становятся крепче, и они непродолжительное время сидят сами, периодически заваливаясь на бок или спину. Постепенно пребывание в таком положении становится более продолжительным и составляет около часа в день.

    В семимесячном возрасте многие дети сидят самостоятельно, но всё равно непродолжительное время, ведь мышцы спины пока слабо развиты.

    В 8–9 месяцев большинство детей уже сидят хорошо. Они могут менять положение тела самостоятельно, например, сесть из лежачего положения и лечь обратно.

Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.

Можно ли сажать ребёнка специально

Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.

Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.

Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!

Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.

Раннее сидение - большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.

Роль массажа в сидении малышей

Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.

Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.

Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.

Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.

Существуют несколько правил массажа:

    На руках не должно быть ничего постороннего, их нужно помыть.

    В процессе массажа нужно обязательно общаться с малышом, чтобы процедура вызывала у него только положительные эмоции. Движения рук должны быть мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Нельзя надавливать на позвоночник.

    Делать массаж следует не ранее, чем через 30 минут после еды, кроха не должен быть голодным.

    Если малыш болеет, у него поднялась температура, плохие анализы мочи или кала, процедуру необходимо отложить до момента выздоровления или выяснения причин.

Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):

    Положите кроху на живот и гладьте спинку снизу вверх и в обратном направлении;

    Затем, начинайте подушечками пальцев делать движения в виде спирали в разных направлениях вдоль рёбер. Выполняем данные манипуляции по 5–8 раз;

    Разминание делаем в направлении от поясницы к шее на боковых мышцах спины 3–5 раз;

    В конце поглаживаем спинку грудничка.

Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.

Упражнения для укрепления мышц

Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно - это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.

Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:

    Малыш лежит на спине, возьмите его за ручки, он будет пытаться садиться. Несколько секунд удерживаем его в таком полулежачем положении. Повторяем упражнение. Можно поднимать то за одну, то за другую руку по очереди, очень аккуратно.

    Поверните сидящего ребёнка спиной к себе. Руками подоприте локти малыша. Он должен тянуться за предметами, доставать их и возвращаться в исходное положение.

    Посадите ребёнка к себе лицом. Держите его за ручки и раскачивайте из стороны в сторону. Можно напевать какую-нибудь детскую песенку.

    Упражнение «шагание» укрепляет мышцы. Держите малыша за подмышки, он начнёт передвигать ногами рефлекторно.

    Из положения лёжа подведите ножки/ручки ребёнка к стене - он начнёт отталкиваться. Эти упражнения укрепят мышцы ног, рук и спины.

    Тонус мышц улучшит упражнение «восьмёрка»: перемещайте кроху по водной поверхности в виде этой цифры. Также полезны приседания в воде.


Водные процедуры очень полезны - все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.

Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.

Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.

Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.

Мальчики и девочки: есть ли разница

Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.

Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.

У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.

В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.

Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.

    Не рекомендуется использовать до 6 месяцев детские столики и автомобильные кресла без лежачего положения. Сегодня на рынке представлено множество моделей автокресел под любой возраст. Главное, чтобы малыш лежал или полулежал, но не сидел в нём;

    Детская сумка «кенгуру» очень удобна для пап и мам, но её тоже не следует использовать для детей до полугода. Она будет отрицательно воздействовать на неокрепший позвоночник;

    Если вы носите малыша на руках, то нужно слегка прижимать его к себе, чтобы он как бы лежал на вас. В таком положении нагрузка на позвоночник будет минимальной.

Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!

«А что, ваш ребенок еще не сидит?» – этот вопрос иногда сбивает с толку молодых родителей, вызывая сомнения и беспокойство. Но эти волнения совершенно напрасны, если ребенок здоров. Физические упражнения и активное общение с малышом помогут ему освоить новое движение.

За первый год своей жизни младенец делает существенный скачок в развитии. Он осваивает пространство вокруг себя, переходя из горизонтального состояния в вертикальное, передвигаясь и манипулируя предметами. Родители радуются каждому новому достижению малыша. Момент, когда ребенок садится самостоятельно, тоже является одним из важных этапов развития.

Формирование двигательных навыков происходит у ребенка естественно и постепенно, по мере укрепления костной и мышечной ткани. Направленные движения координируются структурами головного мозга, которые тоже находятся в процессе своего развития.

Ирина Руженкова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, отмечает, что мышцы ребенка созревают «сверху вниз»: начиная от фиксации взгляда в период новорожденности до управления нижними конечностями к концу первого года жизни.

Во сколько месяцев ребенок начнет садиться?

Умение сидеть – один из показателей физического развития ребенка. Возрастные нормы для формирования этой динамической функции не имеют четкой границы. Общепринятым среди специалистов считается, что ребенок должен садиться самостоятельно в 8-9 месяцев.

Как происходит формирование этого двигательного навыка, в каком возрасте ребенок начинает делать попытки сидеть самостоятельно, описывает профессор Людмилой Лубышевой, специалист в области социологии физической культуры и спорта:

  • В 4 месяца, ребенок уже может немного сидеть с поддержкой.
  • К концу 6 месяца он уже может сидеть без поддержки, а если его потянуть за ручки, то и самостоятельно присесть.
  • В 7 месяцев ребенок сидит без поддержки, может наклонять тело, садится, опираясь на руки взрослого.
  • В 8 месяцев малыш уже может садиться самостоятельно.
  • Окончательно навык сидения закрепляется к 9-10 месяцам.

Лубышева подчеркивает: «Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого».

Скелет ребенка еще долго будет мягким и слабым, поэтому не стоит обучать движениям, к которым ребенок еще не готов.

Почему ребенок не сидит самостоятельно?

Некоторые родители начинают бить тревогу, считая, что в шесть месяцев малыш должен сидеть сам. Если ребенок не садится самостоятельно после шести месяцев страхи становятся еще больше. Существует множество причин, по которым в положенный срок ребенок не умеет и даже не пробует садиться сам. Но нельзя рассматривать какую-то одну, ведь развитие ребенка оценивается в комплексе, в соотношении всех физиологических функций.


Вес ребенка

При посещении педиатра каждый раз ребенка измеряют и взвешивают. И, безусловно, вы точно знаете вердикт, вынесенный конкретно вашему малышу. Если показатели роста и веса в норме или ниже нормы, это свидетельствует о том, что малыш сядет в положенный нормами срок или даже раньше. Поэтому беспокоиться не о чем.

Катя, мама Арины 1 год: «Аришка родилась крошечной, 2,6 кг и рост 48 см. У нас все в семье по маминой линии миниатюрные. Педиатр, оценив мой рос (152 см) сказала, что у малышки все в норме. Переворачиваться на живот моя пушинка стала в 3,5 месяца, а села в 6,5. Она опередила всех своих ровесников!».

Избыточный вес ребенка затормозят его двигательную активность, ведь мышечная масса у всех детей примерно одинаковая (23% от общего веса), а количество «лишних» килограммов поднять становится тяжелее. Стоит проконсультироваться с педиатром, что делать в этом случае: сажать ли ребенка «на диету» или активно заниматься спортом. Врач подберет тактику исходя их индивидуальных особенностей здоровья вашего малыша.

Общее состояние здоровья

Малыш может родиться с травмой или приобрести какое-либо заболевание, ухудшающее состояние его здоровья. Даже просто часто болеющие ОРВИ детки физически слабее более здоровых сверстников. Естественно, это сказывается на двигательной активности малыша, вызывая апатию и сонливость. Рекомендации как помочь вашему крохе не отставать в физическом развитии и укрепить иммунитет может дать только педиатр.

Особенности темперамента

Не стоит скидывать со счетов и врожденные психологические характеристики личности. Холерики и сангвиники будут активнее в своих движениях и стремлении познавать окружающий мир, чем флегматики и меланхолики. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток – девочки начинают овладевать движениями быстрее, чем мальчики.


Как научить ребенка сидеть

Как помочь ребенку научиться садиться? Для этого нельзя обойтись без тренировки. Чтобы правильно научить ребенка садиться, стоит воспользоваться советом профессора Валерии Сергеевны Мухиной. В своем учебнике по детской психологии она обращает внимание на два типа движения у младенцев – прогрессивные и тупиковые. Прогрессивные движения помогают получить новые впечатления и опыт, а тупиковые отгораживают его от внешнего мира. Это значит, что родителям нужно помогать малышу и учить его вместе с ним, а не вместо него. Нельзя взять ребенка за ручки, посадить и ждать, что он повторит движение сам – это тупиковый путь.

Виктория, мама Игната: «Чтобы научить Игнатика сидеть, мы повесили новую погремушку на край кроватки. Из положения лежа он никак не мог дотянуться. Он заинтересовался, захныкал, тянулся к игрушке. Мы слегка подталкнули его к повороту через бочок. Он сел и дотянулся. И так несколько раз. Через несколько дней я захожу в детскую, а он сидит и тянет на себя погремушку».

Взрослым, которые окружают ребенка, важно побуждать малыша к прогрессивным движениям. Когда у малыша есть цель, он активнее будет совершать движения, которые помогут ему сесть. За этим последует не только формирование соответствующих двигательных навыков, но и успешное психическое развитие.


Учим садиться из положения лежа

Для того, чтобы сесть из положения лежа, организм задействует мышцы живота, спины. Малыш должен уметь владеть своей рукой, чтобы опереться на нее и помочь себе удержаться сидя. Поэтому важно начиная с рождения делать ребенку массаж и проводить комплексы физических упражнений. Эти меры избавят мышцы от гипертонуса и укрепят мышцы.

  • Уже в первый месяц можно укладывать младенца на живот. Когда он начинает держать головку, он активно поднимает ее, двигает при этом ножками – так укрепляются мышцы спины.
  • Когда ребенок лежит на спине, упражнения по сгибанию и разгибанию ног помогут формированию мышц живота.
  • В возрасте четырех месяцев можно уже выполнять упражнение на присаживание, не задерживая ребенка в этом положении. Для правильного выполнения упражнения нужно отвести руки ребенка в сторону. Начинать такие движения нужно постепенно, не более 2-3 раз.
  • Когда ребенок уже делает первые попытки сесть самостоятельно, можно стимулировать его в этом, предлагая потянуться за игрушкой или за рукой. Поверхность при этом должна быть ровной и твердой.

Игра «Поймай игрушку»

Ребенок лежит на приподнятой поверхности. Взрослый показывает игрушку и побуждает малыша ухватить ее рукой. В то время, когда малыш пробует взять игрушку, взрослый плавно отодвигает ее, чтобы ребенок потянулся. После двух-трех попыток, игрушка должна оказаться у ребенка в руках.

Игра «Ванька-встанька»

Взрослый берет две ручки ребенка и, разводя их в стороны, присаживает малыша на несколько секунд. После двух-трех присаживаний, взрослый протягивает свои руки ребенку и побуждает ухватить их. Медленно потягивая малыша, взрослый передает ему инициативу в том, чтобы самому подняться и сесть. Достаточно двух-трех повторений.


Почему нельзя сажать ребенка раньше 6 месяцев

Родителям важно различать два момента в развитии двигательного навыка: ребенок «сидит, когда его посадили» или «садится сам». Взрослые часто стремятся опередить естественное развитие ребенка, и усаживают малыша принудительно.

Наталья одна воспитывает дочь. Помочь по хозяйству ей некому. В 5 месяцев она стала усаживать девочку перед телевизором и фиксировать ее диванными подушками. Мать включала видео и оставляла ребенка до тех пор, пока не переделает все свои домашние дела.

Что происходит, когда ребенка начинают усаживать принудительно? Слабый мышечный корсет не защищает позвоночник младенца, который испытывает несвойственные возрасту нагрузки. Раннее усаживание ребенка «в подушки» ведет к нарушению осанки и приобретению кифоза (сутулости). Кроме того, долгое нахождение в одной позе нарушает кровообращение. В таком положении ребенок неактивен, а значит, теряются возможности для интеллектуального развития.

Важно с первых дней жизни побуждать малыша к активности и «исследовательской» деятельности. Общение с взрослым становится потребностью, а изучение окружающего мира – мотивом для перемещения в пространстве. Если ребенок еще не умеет сам садиться, а маме необходимо заняться домашними делами, есть отличный выход из ситуации: посадить ребенка в манеж. Бывают небольшие по габаритам манежи, которые можно разместить в любой комнате, даже на кухне. Ребенок рядом с мамой, а его осанке ничего не угрожает.


Лучше сначала ползать, чем сидеть

Наблюдения за младенцами в московском детском нейропсихологическом центре «Добрые руки» позволило специалистам сделать вывод о том, что современные дети часто пропускают период ползания, рано садятся, а затем начинают сразу стоять и ходить. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной ориентировки, а потом, как следствие, к проблемам в освоении чтения и письма.

Поэтому мамам и папам, которые тревожатся по поводу того, когда ребенок сядет самостоятельно, лучше активно заниматься с малышом обучению ползания. Очень часто дети начинают садиться из положения «стоя на четвереньках».

Видео по теме



Рассказать друзьям