Когда учить ребенка к горшку. О подгузниках и горшке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В «допамперсную» эпоху мамы старались приучить малышей ходить на горшок, как можно раньше. И это понятно, ведь этим они хотели облегчить себе жизнь и снизить количество белья, которое нужно ежедневно стирать. Учитывая то, что и автоматические стиральные машины стали привычным предметом обихода относительно недавно, то наших мам и бабушек остается только пожалеть.

Но и современных мам нередко волнует вопрос, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку? Ведь расход на подгузники – это часто довольно существенная статья бюджета молодой семьи.

Бабушки, опираясь на собственный опыт, советуют начинать сажать ребенка на горшок рано, как только малыш научится уверено сидеть. «Продвинутые» мамы, начитавшись разных умных статей, напротив, откладывают это дело до трех или даже четырех лет. А что по этому поводу думают врачи?

Известный детский врач Евгений Комаровский, считает, что в наши дни проблема приучения к горшку сильно преувеличивается родителями. Доктор утверждает, что любой ребенок, если у него, конечно, нет серьезных заболеваний, рано или поздно научиться дела свои дела в отведенных местах. Но когда же нужно делать попытки научить малыша пользоваться горшком?

Педиатры считают, что эффективно управлять процессами опорожнения ребенок обучается в возрасте 20-30 месяцев. А постепенно приучать его к горшку стоит примерно с полутора лет.

Приучать или высаживать?

Молодым родителям стоит усвоить, что понятие «высаживать на горшок» и «приучать к горшку» - это две разные вещи.

Считается, что ребенок готов к пользованию горшком, если он:

  • самостоятельно ходит, может нагибаться и поднимать с пола предметы;
  • начинает проявлять свою самостоятельность, отказываясь выполнять какие-либо действия;
  • приобретает желание подражать старшим;
  • умеет самостоятельно стянуть и надеть штанишки;
  • может проснуться после дневного сна сухим;
  • ощущает неудобство от мокрых штанишек или грязного памперса;
  • понимает слова взрослых, обращенные к нему, сам может выразить свои желания (словами или жестами).

Читайте также: Как отучить ребенка от ночных кормлений: определяем возраст и методы отучения

Если все перечисленные признаки присутствуют, то малыш уже полностью готов к приучению.

Как действовать?

Прежде всего, следует купить горшок и убедиться в том, что он удобен для малыша. Если горшок ребенку неприятен (слишком широкий, узкий, холодный и пр.), он откажется на него садиться.

Купив горшок, нужно определить место, где он будет стоять. Чаще всего, его ставят в той комнате, в которой больше всего времени проводит ребенок. Не стоит задвигать его под кровать, на этапе приучения горшок должен стоять на видном месте.

Нужно показать ребенку горшок и рассказать, для чего он здесь поставлен. Можно поиграть вместе с малышом, высаживая на горшок куклу, мишку, а потом и самого малыша.

На дневное время придется отказаться от памперсов. Поскольку в период обучения практически неизбежны периодически возникающие аварии, то следует снять с пола паласы, а диваны застелить хорошо впитывающими жидкость пеленками.

Нужно высаживать малыша на горшок до и после сна (если проснулся сухим), через некоторое время после еды и перед прогулкой. В принципе, внимательная мама заметит, что ребенок, когда хочет в туалет, начинает вести себя необычно – сжимает ножки, начинает покряхтывать или затихает. В это время нужно предложить ребенку присесть на горшок.

Если все получилось, как нужно, следует обязательно похвалить маленького, сказать, что он большой молодец. Ну, а если в течение пяти минут результата нет, смысла держать ребенка на горшке нет.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

В жизни всех родителей наступает период, когда приходиться знакомить ребёнка с новым другом – горшком. Без помощи крохе не обойтись. Причины на то могут быть самые разные, одним кажется, что их кроха уже готов к этому, другие, напротив, активно пользуются памперсами, но пора отдавать малыша в детский сад. Ну а советы опытных бабушек вовсе ставят в тупик. Сейчас кажется нелепым и забавным, что раньше пытались учить детей с 3―4 месяцев, да ещё и над раковиной. Необходимо выяснить, а когда наступает «самое время»?

Время для знакомства с горшком

Многие родственники, более старшего поколения, учат тому, что ребёнок должен освоить горшок к году. Но правильно ли это? Все специалисты утверждают, что дети до года идут на свой туалет рефлекторно, но неосознанно. Чаще всего, это сопровождается промахами прямо «в штаны». Все наши просьбы и озвучивания: «пи-пи и ка-ка» просто напрасны. Ни дня без полных трусов. Нет, кроха, конечно, реагирует на них, но не более того. До полутора лет все опорожнения не поддаются контролю.

Идеальный период 18 ― 24 месяцев. Это время, когда малыш ходит, начинает разговаривать и выполняет ваши просьбы принести ту или иную игрушку. Получается, с ним можно разговаривать серьёзно, объясняя, что к чему. И эти просьбы будут услышаны.

Раньше было всё по-другому. Декретный отпуск был год, максимум полтора. К этому времени необходимо было выполнить бизнес-план: научить дитя снимать трусики и писать по назначению. Да и памперсов тогда не было. А сейчас, к двум годам карапуз начинает испытывать дискомфорт, написав в трусики, и всячески это демонстрирует. Поэтому если соблюдаются условия, описанные ниже, тогда время пришло.

  • Ребёнок активно выполняет ваши просьбы.
  • Уже разговаривает или пытается это делать.
  • Снимает сам трусики.
  • Капризничает, если уписался или обкакался.

Как видите, такие действия свойственны малышу, ближе к двум годам. Может, тогда не стоит тратить свои силы и нервы маленького непоседы?

Выбор горшка

Итак, период настал. Первое, что необходимо сделать, купить правильную модель детского горшка. Ведь от этого зависит многое, он должен понравиться вашему непоседе, не напугать его. Детишки любят всё яркое и интересное. Выбирайте именно такую модель. А от музыкальных и пищащих лучше отказаться. Не переплачивайте за ненужные функции, они не смогут ускорить процесс, а, наоборот, затормозят его. А если кроха где-нибудь услышит такую же музыкальную композицию, он просто начнёт писать. Да, детям такое изделие будет по душе. Но туалет должен быть туалетом, а не местом для игр. Малыш забудет для чего он сел: играть или писать.

Отказаться придётся и от железных моделей. Место для сидения должно быть комфортным и тёплым. Отдайте предпочтение пластику. Причём комфорт кроется не только в тепле, но и в удобстве, когда малыш на нём сидит. Поэтому площадь для сидения должна быть достаточно широкой.

Помните про анатомию. Обращайте внимание и на форму. Для девочек выбирайте округлые модели, а для мальчиков чуть вытянутые вперёд.

Что касается размеров, тут всё просто. До двух лет оптимальными считаются параметры диаметра и высоты 12 см, а если чаду пошёл третий год, эти значения увеличиваются до 15 см.

Вообще, подготовку к приучению начните за неделю до планируемой даты. Когда принесёте покупку домой, дайте оценить её своему непоседе. Пусть потрогает, переставит с места на место. И в течение нескольких дней рассказывайте малышу, что это за предмет и какие плюсы он несёт. Ведь самые положительный момент, это сухие штаны.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня

Родителям, которые стали рано показывать крохе специально отведённое место для туалета, могут не поверить, но методика быстрого обучения действительно существует. А, самое важное, она работает. Вот только обучать ей нужно, когда карапуз к этому готов. И важен моральный настрой родителя. Не нужно делать это в дурном расположении духа.

Обучить малютку ходить в туалет в специальное место, стоит больших усилий. Ни в коем случае не ругайте его за промахи. Этим вы только усугубите ситуацию. А вот за правильные действия (сходил по назначению) щедро хвалите.

Но как быстро приучить ребёнка к горшку? Заинтересуйте непоседу. Приобретите несколько красивых трусиков с героями знакомых мультфильмов. Выбрав методику сроком в 3 дня нужно правильно распределить план действий.

День первый ― отучаем от памперса. Пожалуй, нет детей, которые на сегодняшний день не носят памперсов. Снимать их начинаем постепенно. Сначала перестаём одевать днём, сюда относятся время сна, бодрствования и коротких уличных прогулок. На ночь пока лучше оставить. Ведь это стресс для карапуза. Кроме этого, бросаем все свои дела ― полностью. И ходим за чадом по следам. А когда начинается процесс мочеиспускания или кроха начнёт тужиться, подставляем сразу ему горшок. Никакого телевизора, только игры. Воспользуйтесь моментом, сажайте на горшок кукол, снимайте им трусики и хвалите, будто они туда пописали. Попросите малыша поучить игрушки правильно ходить в туалет.

Покажите маленькому исследователю, как выливаете содержимое горшка в унитаз и смываете, по возможности дайте и ему попробовать. Объясните, что когда он снова сделает «пи-пи» куда нужно, вы снова придёте сюда играть.

День второй ― гуляем без подгузника на улице. Это первый выход чада без «страховки» вне дома. Не организовывайте длительных прогулок, вдали от жилья. Обязательно возьмите сменную одежду.

Столь важное мероприятие ― обучение крохи ходить в туалет, лучше организовать летом. Если чадо описается, ничего страшного не случится, просто поменяете трусики. Да и дома так проще, минимум одежды упростят вам задачу.

День третий проходит в том же духе. Но усложните процедуру, просите малыша писать перед выходом на прогулку или перед сном. Чем ещё упрощается процесс в возрасте 2 года ― перерыв, между походами пописать, увеличивается до двух часов. Конечно, он будет зависеть от количества выпитой жидкости.

Если вы отдадитесь этой задаче полностью, результат обязательно порадует. Поддерживайте своего карапуза, поймите, что трудно не только вам, для него это колоссальный стресс. Хвалите его за правильность, и даже гримасой на лице не показывайте своего недовольства по поводу промахов.

Приучение к горшку за один день

Как видите, если грамотно всё организовать, можно объяснить крохе всю суть и прелесть походов на горшок. Но существует несколько методик, одна из которых гласит, что достаточно и одного дня. Конечно, подготовить фундамент стоит заранее:

  • Покупаем правильный горшок.
  • Знакомим с ним карапуза.
  • На протяжении 5 ― 7 дней подробно объясняем суть.
  • Организовываем игры на примере кукол.

В назначенный день откладываем все свои дела. Если есть тот, кто может вам помочь, замечательно, обратитесь с просьбой. С утра плотно кормим чадо, потому что в течение дня предстоит хорошее сладкое лакомство в качестве награды за правильные действия. Конечно, снимаем подгузник на целый день и ходим по пятам за маленьким сорванцом. Как только он начинает писать, сразу подставляем горшок. При успешном попадании щедро благодарим и хвалим карапуза. Вот для этого лакомства и пригодятся. За день предстоит не менее 10-ти походов. Обязательно ставим в пример куклу и везде носим её за собой. Для игрушки тоже не скупитесь на похвалу, а у ребёнка интересуйтесь каждые 15 ― 20 минут, не хочет ли он в туалет. Рассказывайте крохе истории о подгузниках, закрепляя примерами на игрушках.

Способ основан на чётком наблюдении за малышом и поощрении его сладостями и солёными вкусностями. Вообще, всё то, что в обычные дни для него запрещено или бывает крайне редко. Крайне напряженно, но такие манипуляции принесут плоды. Малыш быстрее поймёт, что к чему. Лучше выложиться сразу на 100%, чем делать это день изо дня, когда ребёнок прудит в штаны. Ведь большинство родителей пытаются приучить кроху к горшку бессистемно. Часто, раньше времени.

Процесс приучения следует начать со знакомства ребенка с горшком. Необходимо поставить горшок на пол на видном для малыша месте. Пусть несколько дней ребенок просто привыкает к нему, как к новому объекту в помещении. Возможно, малыш будет с ним играть, складывать в него игрушки и пр. Препятствовать этому не стоит.


Далее можно начинать высаживать ребенка на горшок, сначала на минуту-две, потом дольше. Естественно, с первого раза ребенок вряд сделает свои дела в горшок, пусть он просто посидит. Дети обычно – создания не усидчивые, поэтому, усадив ребенка на горшок, можно почитать ему книжки, поиграть с ним. Как только малыш пописает, нужно его похвалить, но не слишком бурно, иначе ребенок переключится на ваши эмоции и вскоре забудет, за что вы его хвалили. Если малыш отказывается сидеть на горшке, то силой держать его там не стоит, это вызовет у ребенка только неприязнь и отторжение от горшка.


В процессе привыкания к горшку ребенок будет писать , на пол, на кровать... Ругать за это ребенка не нужно. Также не нужно акцентировать внимание ребенка на сделанной им луже, ведь это тоже не лучший вариант. Необходимо просто спокойно сказать ему, что он уже большой, поэтому ходить в туалет он должен в определенное место. При этом можно подвести его к горшку.


Процесс приучения может быть достаточно длительным. Он может занять не неделю, и даже не две, а пару-тройку месяцев (все зависит от возраста ребенка и поведения родителей). Но, в конце концов, малыш усвоит все уроки и будет исправно посещать своего «пластмассового друга» и вовсе не для того, чтобы поиграть с ним.

Видео по теме

Важный этап в жизни малыша – это обучение пользоваться горшком. Научить ребенка вовремя присесть на этот «предмет интерьера» нужно правильно и не торопясь. К полутора годам малыша многие родители уже замечают, что ребенок может потерпеть, что он показывает свое желание пописать жестами или какими-то фразами. Готовность ребенка к обучению можно определить, если подгузник сухой в течение двух-трех часов.

Инструкция

Купите ребенку яркий и интересный горшок. Он должен быть по размеру: для начала подойдет небольшой емкости и невысокий. Поставьте горшок в комнате, в зоне видимости ребенка. Пусть ваш малыш заинтересуется им, познакомится.

Расскажите малышу, что это и для чего нужен горшок. Если у вас есть старшие дети, то пусть они наглядно продемонстрируют, что нужно делать с горшком. Предлагайте присаживаться на горшок, первое время не снимая штанов.

Снимите с ребенка дневной подгузник. Пусть ребенок увидит свои «нижние» органы, потрогает их. Для того чтобы ребенок понимал, что нужно делать в горшок и когда ему проситься на него, он должен не раз увидеть, как он и писает.

Предлагайте ребенку присесть на горшок после и до сна, перед прогулкой, после нее. В это время есть наибольшая вероятность, что он сделает «свои дела» в горшок.
Если получилось – похвалите; покажите, как вы рады его действиям. Если не получилось – не ругайте малыша, не показывайте ему ваше разочарование. В течение дня следите за ребенком: как только ребенок затихает, начинает кряхтеть, или тужиться – сразу предлагайте присесть на горшок.

Приучайте ребенка к горшку в игровой форме. Комментируйте все действия: как снимаете малышу штаны, как присаживаете, что нужно сделать в горшок, как после «дела» поднимаете штаны, куда выливаете содержимое горшка, как ополаскиваете. Позже ребенок начнет повторять за вами все. Играя, дети лучше запоминают.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Тема «туалетных дел» детишек является одной из самых обсуждаемых на любом «мамском» форуме. Факт того, что малыш рано освоил горшок, является своеобразным показателем эффективности маминых воспитательных навыков. В то же время, все большее количество родителей предпочитают не усложнять жизнь себе и чаду, и продолжают спокойно пользоваться подгузниками до двух-трех лет. В этой статье мы расскажем, как приучить ребенка к горшку независимо от того, в каком возрасте произошло знакомство с данным предметом. Формирование навыка осознанно ходить в туалет может занять от нескольких дней до года, поэтому взрослым изначально стоит сместить акцент с быстроты достижения результата на естественность, мягкость самого процесса приучения.

На первом году жизни ребенок не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию – это обусловлено особенностями развития нервной системы. Всё происходит спонтанно, кроха не умеет терпеть, писает и какает до 2-3 раз в час. Тем не менее, новорожденный способен ощущать дискомфорт при наполнении мочевого пузыря и кишечника, даже не понимая, где ему дискомфортно и почему. Именно на этой особенности основана методика естественной гигиены – высаживание с рождения.

Малыш начинает беспокоиться на груди, сучит ножками, или наоборот замирает. Мать, вовремя улавливая такие сигналы, помогает ребеночку, придав его телу наиболее физиологичную позу – держит его под коленки над ванной. Наблюдения показывают, что постепенно такие детки научаются терпеть, в возрасте 6-8 месяцев они остаются сухими всю ночь и во время прогулок.

Возраст, когда карапуз начинает осознанно контролировать туалетные дела, варьируется от полутора до двух лет. Этот промежуток и считается идеальным для приучения к осмысленному пользованию горшком.

Признаки, свидетельствующие о физиологической и психологической готовности детей осваивать новый способ справлять нужду:

  • Способность понимать речь взрослых, откликаться на просьбы, объяснения;
  • Физическая развитость (уверенно садится, ходит, присаживается на корточки и встает);

Двух-трех часовые перерывы между пописами,

  • Наметившийся ритм туалетных процессов;
  • Умение вербально или невербально обозначить свое желание пописать или покакать;
  • Выражение недовольства, вызванное мокрыми, грязными трусиками;
  • Уход от пописов во время дневного и ночного снов.

Учтите, что успешное приучение к горшку возможно лишь тогда, когда чадо находится в расслабленном, спокойном состоянии, поэтому начинать лучше в периоды отсутствия стрессовых ситуаций. Не столь значимо, во сколько приучать ребенка к горшку, гораздо важнее получить устойчивый положительный результат, поэтому не стоит затевать деликатное обучение в моменты семейных конфликтов, во время переезда или начала посещения детского садика.

Как выбрать горшок

Сегодняшний выбор ночных ваз поражает разнообразием форм, функций, размеров и материалов. Большая часть «тюнинга» не имеет практической ценности, являясь всего лишь средством увеличения цены, а в некоторых случаях – пугающим фактором, например музыка или подсветка. При покупке горшка обратите внимание на следующие моменты:

  • Устойчивость;
  • Наличие съемной крышки;
  • Высокая спинка;
  • Размер – ребенок должен удобно располагаться на горшке;
  • Отсутствие отвлекающих спецэффектов (музыкального, светового сопровождения, прикрепленных игрушек);
  • Выбирайте пластиковые модели – они наиболее теплые;
  • Анатомичность: мальчишкам подойдут овальные ночные вазы с выступом впереди, девчушкам – круглые;
  • Если вы много путешествуете, приобретите разбирающийся дорожный горшок.

Удачным ходом может стать предложение малышу поучаствовать в выборе своего нового предмета гигиены. Покажите маленькому непоседе картинки наиболее понравившихся вам моделей и позвольте ему выбрать окончательный вариант.

Уход от памперсов – создание благоприятных условий

Правильное приучение к горшку основано на соблюдении простых рекомендаций, позволяющих сделать процесс легким, мягким, естественным, а иногда более быстрым. Что делать, чтобы снизить частоту «аварий» и настроить детей на нужный лад?

  • Пожалуй, самое сложное для родителей – снять памперсы. Сразу или постепенно, но от них придется отказаться, смирившись с тем, что придется регулярно вытирать лужи. Чтобы минимизировать разрушительные последствия на напольные покрытия и мебель, можно: сделать непромокаемые чехлы на диваны, временно убрать ковры, следить, чтобы голопопый ребёнок не находился на постели.

Решить проблему луж помогут многоразовые тканевые подгузники на кнопках. Внутренний флисовый слой пропускает влагу, однако остается влажным и грязным, сигналя карапузу о дискомфорте, следующем после испражнения в штанишки. Наружный плотный влагостойкий материал препятствует образованию луж на полу.


Логичнее всего начать приучение ребенка к горшку весной или летом. Минимальное количество одежды значительно облегчает процесс как для родителей, так и для ребенка, которому придется предварительно снимать все вещи.

Не оставляйте кроху сидеть на горшке дольше 3-4 минут, старайтесь не совмещать туалет с играми или чтением книг. Подобная тактика чревата тем, что маленький человечек будет подолгу засиживаться на своем «троне», а дела так и не будут сделаны.

Пять этапов приучения к горшку

Чтобы научить отпрыска осознанно ходить на горшочек, взрослым нужно последовательно пройти пять основных стадий знакомства с этим нужным предметом гигиенического обихода:

  1. Для начала малышу показывают горшок, объясняют, что с ним нужно делать. Для демонстрации процесса можно использовать специальную резиновую игрушку с отверстием, которая умеет «писать». Уделите внимание сопутствующим действиям – пусть ребенок сразу учится снимать штанишки, вытирать попу, опустошать, мыть новый «туалет», относить его на место.
  2. Следующий этап – ненавязчивое высаживание в определенное время: «вокруг» снов и прогулок, через 10-15 минут после еды. Делать это нужно максимально дружелюбно, без настаиваний, уговоров, важно не вызвать активное сопротивление крохи.
  3. Убедившись, что малышок согласен пробовать новый способ справлять нужду, начните оставлять его без памперса – сначала в дневное время, а когда карапуз будет оставаться сухим до утра, то и на ночь.
  4. Следующий шаг – поощрение ребеночка, если у него получилось пописать или покакать в горшок. Не нужно слишком бурной восторженной реакции, но стоит отметить, что дитя растет, взрослеет, учится, успешно справляется с новыми задачами.
  5. Закрепление результата происходит тогда, когда родители замечают желание малыша сходить в туалет и своевременно предлагают ему это сделать. Постепенно отпрыск научится самостоятельно справляться со своими гигиеническими нуждами.

Семидневная и трехдневная методики

Известная британская няня, создательница книг по взаимодействию с детьми Джина Форд разработала систему воспитания «Довольный малыш», которая включает в числе прочих отвечает на вопрос «Как быстро приучить ребенка к горшку?» — авторка утверждает, что результата можно достичь за неделю.

Семь дней

Данную схему можно применять, если малышок умеет снимать, надевать трусики, выполнять просьбы взрослых. Методика пошагово описывает, как приучить ребенка к горшку — в год и 6 месяцев с помощью мамы и ее пристального внимания карапуз способен освоить новый способ гигиены в течение недели.

В эти дни лучше находиться дома, совершая недлинные прогулки, не принимать гостей и не отвлекаться на серьезные дела – понадобится постоянно следить за ребятенком, тесно с ним взаимодействовать.

День 1. Утром снимите с чада подгузник, объяснив свои действия: взрослые детки пользуются специально отведенным для испражнений местом, как мама с папой, таким образом соблюдается чистота и аккуратность. Посетите туалет вместе, покажите, как все происходит, посадите детку на ночную вазу на 7-10 минут. Если желаемого не произошло, надевайте трусики и попробуйте снова через 15 минут. Так проведите весь день.

День 2. Продолжайте действия первого дня. Попытайтесь отследить по поведению крохи, когда он готовится совершить «туалетные дела».

День 3. Выходите на прогулку, не надевая памперс. Подождите, пока отпрыск пописает, потом собирайтесь на улицу. Расскажите, что во время гулянки можно будет сбегать в кустики или (если прогулка во дворе) дойти до дома. На улице интересуйтесь каждые 15-20 минут, не хочет ли малыш в туалет, следите за сигналами.

Дни 4-7. Тактика остается той же, мама и ребятенок уже находятся на одной волне и понимают друг друга. «Осечки» все еще случаются, это нормально, однако если ваше взаимодействие взаимодействие в предыдущие дни было достаточно тесным, вы очень быстро научитесь угадывать, когда нужно предложить присесть на горшок.

Магические три дня

Еще одна экспресс-методика, набирающая популярность последнее время, — техника трех дней. Попробуйте этот способ, если:

  • Малышу от полутора до двух лет;
  • Он остается сухим два часа подряд;
  • Не хочет надевать памперс;
  • У него устоялся определенный ритм дефекации.

Примерно за неделю до трехдневного цикла сделайте следующее:

  • Принесите и покажите крохе горшок;
  • Купите удобные трусики, пусть детеныш сам выберет модель, цвет, картинки;
  • Напоминайте о том, что скоро произойдет важное событие, новый этап, малышу предстоит ответственное дело, и вы очень рады за него (только не переусердствуйте, придавая слишком большое значение «горшочному» навыку);
  • Продумайте, чем вы будете заниматься дома, отмените все дела, встречи, гостей.

Теперь можно начинать:

День 1. Постоянно наблюдайте за ребеночком, стараясь уловить каждое побуждение к туалетным делам. Если видите, что чадо куксится, беспокоится, напрягается, замирает – сажайте его на горшок, объясняя, для чего. Если процесс мочеиспускания или дефекации уже начался, аккуратно подставляйте горшочек, чтобы в итоге кроха уловил взаимосвязь. За успех – хвалите (смотри, ты пописал в горшок, это очень по-взрослому), промахи игнорируйте. Каждые 15-20 минут предлагайте пописать. На сон наденьте памперс.

День 2. Организуйте прогулку, захватив с собой смену белья. Выходите только после того, как кроха пописал и покакал. Гуляйте рядом с домом, так вы будете чувствовать себя уверенней.

День 3. Добавьте еще один выход на улицу. Дома продолжайте делать все то же, что и предыдущие два дня. Усаживать на новый «туалет» при каждом позыве помочиться или опорожнить кишечник, радоваться попаданиям. Предлагать сходить в туалет после и перед прогулкой, отдыхом, приемом пищи.

Положительный результат достигается только в тех случаях, когда кроха справляет нужду в горшок каждый раз, без промахов, поэтому самое важное – обеспечить ежеминутный контакт со взрослыми, которые будут пристально следить за своим отпрыском. Обычно приучение проходит легче, если эти три дня с малышом заняты мама и папа, вместе.

Отказ садиться на горшок

Успешно приучить ребенка ходить на горшок возможно при условии, что дитя не оказывает сопротивления, не боится, понимает предназначение этого предмета, согласен пробовать взаимодействовать с ним. Даже если процесс обучения организован максимально мягко, в какой-то момент может произойти так называемый «откат», вызванный рядом причин:

  • Резкая негативная реакция родителей на «аварию»;
  • Падение с туалета или громкий внезапный звук, напугавший малыша однажды во время дефекации или мочеиспускания;
  • Кризис развития, болезнь, запор;
  • Стресс, вызванный переездом, скандалом в семье, началом посещения детского дошкольного учреждения.


Рассказать друзьям