Лучшие правила как вырастить ребенка счастливым. Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Каждый родитель хочет максимального счастья для своих деток. И это не удивительно. Но часто мама пытается привить ребенку свое понимание счастья и старается втиснуть его в эти рамки. А ведь у детей может быть совершенно иное представление о счастливом будущем, которое никак не связано с нашими представлениями. Давайте попробуем разобраться, как воспитать ребенка счастливым, не задавить его мечты своими и помочь ему достичь успеха.

У каждого свое счастье

Первое о чем я прошу вас задуматься - как вы представляете себе счастье. Представили? Спросите у мужа, что для него счастье. А потом у подруги, у своих родителей, у коллег. Уверяю вас, у каждого человека есть свои особенности в понимании счастливой жизни.

Очень часто встречаются мамочки, которые в попытке своего мальчика сделать довольным, выращивают из него маменькиного сынка, который без ее разрешения и шагу сделать не может.

Сын с самого детства должен привыкать к роли мужчины. А мужчина не спрашивает разрешения, он исследует мир, ошибается, набивает шишки и так далее. С девочкой, конечно, несколько проще в этом плане. Но и из нее не стоит делать домашний цветочек, который не приспособлен к внешнему миру.

Помните, ваши дети заслуживают своего счастья, а не вашего.

Более грамотным поступком с вашей стороны будет помочь разобраться сыну или дочке, что же для них такое счастье, от чего они получают удовольствие, что заставляет их испытывать радость. А потом учить их стремиться к своему счастью, не бояться преград, не трусить перед трудностями, делать выводы из ошибок, которые обязательно будут.

Семья должна быть поддержкой, верной опорой, крепостью, где не надо бояться, не надо никому ничего доказывать, можно быть самим собой. Знать, что тебя, даже если не поймут, то обязательно поддержат.

Так, одна моя знакомая совершенно не понимала увлечение своего сына - паркур. А он прыгал и бегал по крышам, гаражам. Но она поддерживала его, не запрещала, только просила быть аккуратным по возможности. А сейчас парень настолько увлекся этим направлением, что открыл свою школу для подростков, чтобы они в безопасном месте могли заниматься. Вот она сила родительской поддержки, которая неоспоримо помогает стать успешным человеком.

Предлагаю вашему вниманию две книги, которые, возможно, помогут вам с воспитанием: Анна Быкова «Как стать ленивой мамой » и Наталья Ильина «Как вырастить ребенка умным и счастливым ».

Заняться своим счастьем

Не зря говорят, что у довольных жизнью родителей растут счастливые дети. Когда дома проблемы, то это сильно отражается на детках. Они очень восприимчивы к родительским ссорам и скандалам. Зачастую во многом винят себя, перенимают груз ответственности, который им не по плечу.

Ваша задача - создать благоприятную атмосферу. Я не говорю, что нужно заниматься только собой, думать только про свои цели, мечты и желания, а малыш сам как-нибудь да вырастет. Поймайте золотую середину.

Если вы мать одиночка, то не стоит думать, что у вас одной ничего не получиться. Я знаю огромное количество примеров женщин, которые воспитали замечательных сыновей и дочерей без какого-либо участия бывшего супруга. Прочитайте статью «Как вырастить ребенка одной» и вы избавитесь от всех своих переживаний и страхов.

Радостный родитель подает пример. Когда малыш видит, что его мама и папа счастливы, то и он подсознательно будет стремиться к подобному положению дел. Не бойтесь просить детей о помощи, только важно не заставлять делать что-то из-под палки.

Важно воспитать желание помогать своим близким. А это воспитывается ответной помощью с вашей стороны. Но и чрезмерное вмешательство не окажет вам помощи. Не стоит влезать в каждое дело детей. Когда они просят вас о совете или помощи, тогда и действуйте. Иначе можете загубить инициативу, подорвать доверие и вырастить несамостоятельного человека.

К сожалению или счастью, не существует определенных правил по воспитанию. Каждый родитель выбирает собственный вариант взаимодействия с детьми.

Когда воспитал первого ребенка, начинает казаться, что теперь можно справиться и с двумя, тремя, четырьмя детьми. Но это не всегда так. Ведь каждый малыш обладает своими особенностями. И некоторые приемы, которые работали с первенцем, не всегда будут срабатывать с другими малышами. Помните об этом и старайтесь находить особенный подход к каждому малышу.

На каких качествах стоит сделать упор, чтобы получить развитого ребенка? Здесь выбирать только вам. Сделать все и сразу в любом случае не получится. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и внимательно следите за малышом, за его потребностями, желаниями, мечтами.

Некоторые родители так и хотят видеть своего в любой группе. Только они не задумываются, что ребенку куда комфортнее быть наедине с собой. Учитесь различать свои желания и желания малыша.

Ни отцу, ни матери, ни бабушкам с дедушками не стоит настаивать на своем видении счастья. Старайтесь помочь найти свое. На мой взгляд, это куда более бесценно и важно в жизни, чем следование чужим правилам.

Что значит для вас счастливый ребенок? Как вы помогаете своему малышу обрести счастье? Что заставляет ваших деток испытывать радость? Что вам помогло определиться с понятием счастья?

У вас обязательно получиться воспитать счастливого и успешного малыша! Всего вам наилучшего!

Если вы спросите родителей, чего они хотят для своих детей, какой будет ответ? Они хотят, чтобы их дети были счастливы. Существует множество информации о том, как вырастить детей умными и успешными, но как вырастить детей счастливыми?

— из книги Кристины Картер: «Raising Happiness: 10 Simple Steps for More Joyful Kids and Happier Parents» (Повышая счастье: 10 простых шагов для более радостных детей и счастливых родителей)

Иногда бывает трудно найти баланс между тем, что необходимо для детей, и тем, что делает их счастливыми. Но эти вещи не должны быть взаимоисключающими. Счастливые дети вырастут и станут успешными, опытными взрослыми.

Представляем 10 шагов, как вырастить детей счастливыми, подкрепленных научными исследованиями.

Шаг 1: станьте счастливым

То, насколько счастливы вы, влияет на то, насколько счастливы и успешны ваши дети. Исследования довели, что существует связь между матерями, которые переживают депрессию, и “негативными последствиями”, которые отражаются на поведении их детей. И дело не в генетике, поскольку исследования не нашли генетической связи в том, что у счастливых родителей растут счастливые дети.

Так что уделяйте время для себя, встречайтесь с друзьями, отдыхайте, ищите хобби. Смех заразителен — общайтесь с друзьями или членами семьи, которое будут смеяться с вами. Даже если это не поднимает вам настроения. Неврологи считают, что, слушая смех другого человека, мозг запускает зеркальную реакцию, и человек чувствует себя так, будто он тоже смеется.

Шаг 2: учите детей строить отношения

Никто не отрицает, что изучение взаимоотношений является важным — но сколько родителей на самом деле тратит время, чтобы научить детей относиться к другим правильно?

Начните с малого — поощряйте детей делать добро, чтобы развить у них сочувствие. Это не только создает необходимые навыки и делает ваших детей лучше. Исследования показывают, что в течение длительного времени они становятся счастливее.

Шаг 3: ожидайте стараний, а не безупречности

Примечание для родителей-перфекционистов и мам-тигриц: будьте проще. Неустанное стучание по барабану достижений портит ребенка. У родителей с завышенными ожиданиями, скорее всего, дети растут с высоким уровнем депрессии, тревожности и токсикомании по сравнению с другими детьми.

Суть проста — хвалите усилия, а не природные способности.

Исследование показало, что дети, которых хвалили за их интеллект, выбрали более легкий пазл. Они не собирались рисковать, боялись совершить ошибку и потерять свой ​​статус — “умный”. С другой стороны, более чем 90% детей, которых поощряли думать, размышлять, искать решение, выбрали более тяжелый пазл.

Когда мы хвалим детей за усилия и тяжелую работу, которая приводит к достижениям, они хотят участвовать в этом процессе. Они не отвлекаются и не заботятся о том, какими умными они могут (или не могут) выглядеть.

Шаг 4: учите оптимизму

Не хотите иметь дело с неприветливым подростком? Тогда научите его, пока он еще ребенок, мыслить позитивно и видеть во всем светлую сторону. Оптимизм так тесно связан со счастьем, что их практически можно приравнять.

Дети, наученные думать и интерпретировать мир с оптимизмом, менее склонны к депрессии, когда наступает период полового созревания.

Если сравнить оптимистов и пессимистов, то оптимисты:

  1. Более успешны в школе, в работе и в спорте.
  2. Здоровее и живут дольше.
  3. Женятся более удачно.
  4. Менее склонны к депрессиям и тревожности.

Шаг 5: учите эмоциональному интеллекту (EQ)

Эмоциональный интеллект — это умение, а не врожденная черта.

Думающие дети естественным путем придут к пониманию собственных эмоций (не говоря уже о других). Первый и самый простой шаг — сопереживать, замечать и доверять, когда они борются с гневом или разочарованием.

Пример:

Молли: “Я очень-очень-ооооочень сержусь на тебя”.

Мама: “Ты сердишься на меня, ты очень зла на меня. Расскажи мне, почему. Ты огорчилась, потому что я не позволяю тебе играть на компьютере прямо сейчас?”

Молли: “ДА!! Я хочу поиграть на компьютере прямо СЕЙЧАС”.

Мама: “Ты, кажется, грустишь” (Молли приползла ко мне на колени, поскулила и положила голову мне на плечо.)

Установите связь с ребенком, помогите им определится, что они чувствуют, и пусть они знают, что эти чувства нормальные.

Шаг 6: формируйте “счастливые” привычки

Как вы помогаете детям сформировать устойчивые “счастливые” привычки? Вот несколько методов:

  1. Устранение раздражителя: убрать то, что отвлекает и искушает, прочь.
  2. Одна цель за один раз: слишком много целей переполняют силу воли — особенно у детей. Укрепите сначала одну привычку перед тем, как добавить другую.
  3. Продолжайте: не ожидайте мгновенного результата. Это займет какое-то время. Продолжайте укреплять привычку.

Шаг 7: учите самодисциплины

Дети становятся успешным благодаря самодисциплине, а не уровню интеллекта.

Об этом говорит “тест на зефир”. Дети, которые лучше сопротивлялись искушению, спустя годы стали счастливее и успешнее.

Суть “теста”: способность дошкольников отложить удовлетворение — ждать второго кусочка зефира — предсказывает их интеллект, успех в школе и социальные навыки в подростковом возрасте. Отчасти это потому, что самодисциплина способствует обучению и обработке информации. Кроме того, дети, обладающие самодисциплиной, справляются с разочарованием и стрессом лучше и, как правило, имеют большее чувство социальной ответственности. Другими словами, самодисциплина приводит не только к успеваемости в школе и хорошему поведению за обеденным столом, но к большему счастью, количеству друзей и социальному взаимодействию.

Учите детей не поддаваться на соблазн. Один из способов — скрыть соблазн, то есть спрятать заманчивый зефир. Согласно эксперименту, когда награда была спрятана, 75% детей смогли подождать второй кусочек зефира целых 15 минут. Ни один из них не смог ждать так долго, когда награда была видна.

Шаг 8: больше времени на игры

Дети демонстрируют внимательность и наслаждаются настоящим моментом, когда они играют. Но сегодня они тратят меньше времени на игры дома и на улице. За последние два десятилетия дети потеряли еженедельно по восемь часов свободного времени на игры.

Время на игры — это не просто отдых. Оно помогает детям расти и учиться.

Исследователи считают, что резкое падение количества свободного “игрового” времени частично тормозит познавательное и эмоциональное развитие детей. Игры помогают не только саморегуляции, но и способствуют интеллектуальному, физическому, социальному и эмоциональному благополучию. Игра помогает детям учиться работать в группах, делиться, взаимодействовать, разрешать конфликты, регулировать свои эмоции и поведение, отвечать за себя.

Предоставьте детям больше времени на то, чтобы просто выйти на улицу и просто поиграть.

Шаг 9: настройте их окружающую среду на счастье

Как бы там ни было, наше окружение очень сильно влияет на нас — часто даже сильнее, чем мы думаем. Как лучше контролировать окружение ребенка, чтобы иметь максимальный эффект?

Меньше телевизора.

Социологи утверждают, что счастливые люди значительно меньше проводят времени у телевизора, чем несчастные. Мы не знаем, делает ли телевидение людей несчастными, или смотрят ли несчастные люди телевизор больше других. Но мы знаем, что существует много активностей, которые помогают детям развиваться и быть счастливыми. Если наши дети смотрят телевизор, они не делают те вещи, которые способствуют их счастью в долгосрочной перспективе.

Шаг 10: ужинайте вместе

Иногда наука лишь подтверждает то, что наши бабушки и дедушки знали уже давно. Да, это вопросы семейного ужина. Эта простая традиция помогает детям становится лучше и счастливее.

Исследования показывают, что дети, которые регулярно ужинают в кругу семьи, более эмоционально стабильны и менее склонны к злоупотреблению наркотиками и алкоголем. Они меньше поддаются депрессии, особенно девочки-подростки. Также они менее склонны к ожирению и другим расстройствам пищеварения. Во время семейных ужинов можно вместе готовить домашнее задание, решать задачки, общаться, взаимодействовать. И во взрослой жизни этот ритуал будет ассоциироваться с семейной близостью.

В итоге, мы получаем пошаговую инструкцию, как вырастить детей счастливыми:

  1. Станьте счастливыми.
  2. Учите детей строить отношения.
  3. Ожидайте стараний, а не безупречности.
  4. Учите оптимизму.
  5. Учите эмоциональному интеллекту (EQ).
  6. Формируйте “счастливые” привычки.
  7. Учите самодисциплины.
  8. Больше времени на игры.
  9. Настройте их окружающую среду на счастье.
  10. Ужинайте вместе.

Чаще всего мы более открыты для новых методов, когда речь заходит о работе и карьере, но игнорируем советы для улучшения взаимоотношений в семье. Это неправильно. Нет ничего сложнее, чем построить крепкую семью и вырастить детей счастливыми.

Родительские функции за последние 10-15 лет изменились. Требования к современным матерям и отцам выше. Да и дети стали другими, ускоренными во всем. Такими они рождаются. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют тоньше. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

1. Будьте для ребенка интересным

Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети - лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним. И тогда даже в сложный период пубертата вы останетесь для сына или дочери авторитетом.

Чем опасен переходный возраст? Подростков привлекают сила и авторитет. И если их нет в семье, они найдут их где-то еще, и чаще всего это будет сомнительный или даже опасный источник. Авторитет нужно завоевывать не через наказания, а посредством коммуникации, благодаря искренности и открытости, формируя безопасное пространство доверия и безусловной любви. Если значимость и авторитет родителя падает, ребенок просто «уходит» из пространства семьи. И тогда уже бесполезно морализировать, рассказывать про хорошо и плохо, угрожать и требовать. Это уже не воспитание, а выход за пределы детско-родительских отношений.

2. Станьте источником информации

Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к планшетам, ноутбукам, смартфонам. Родителям гаджеты упрощают жизнь. Но дети, особенно в возрасте 2-3 лет, легко подсаживаются на них, формируется зависимость. Беда в том, что доступ к информации через этот канал очень простой, а значит, ее ценность номинальная. Мир становится не шире, а уже. А главное - какой это мир? Виртуальный, а значит, далекий от реального.

Доступность убивает интерес. В чем была ценность знаний еще сто лет назад? Получить и добыть их было трудно. Чтобы достичь чего-то на информационном поле, надо было как минимум потрудиться, дойти до библиотеки, перелопатить огромный объем литературы, осмыслить и вычленить суть. А сейчас ребенку достаточно сделать два клика, чтобы получить все на блюдечке, вернее, на планшете.

Именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного

Затрачивая мало усилий и ресурсов, ребенок привыкает к тому, что мир ему должен. Формируется эгоистичная система потребления. Реакция на отказы или невозможность быстро получить желаемое проявляется в непонимании и агрессии, что в подростковом возрасте выливается в конфликт с родителями.

Поэтому именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного. Он должен смотреть на животных не на экране гаджета, а в зоопарке, куда его привели мама с папой. Развивайте кругозор через перемещение, передвижение, любопытство. Это формирует систему коммуникации. Иначе как он научится взаимодействовать с миром, если видит его лишь на экране планшета?

3. Развивайте эмоциональный интеллект

Даже когда ребенок совсем маленький, нужно учить его выражать желания и потребности хотя бы словоподражанием. В старшем дошкольном возрасте обязательно называйте и проговаривайте эмоции, помогайте детям освоить лексику чувствования. Например: «мне грустно», «я голоден», «я устал», «мне неприятно», «я расстроен», «я счастлив». Ребенок упал и ушибся? Не спешите обнимать и жалеть. Дайте ему проявить все, что он чувствует. Это огромное событие в его маленькой жизни. Так вы учите его коммуникации. «Я чувствую - я говорю - это безопасно». Вот важная смысловая цепочка, которая должна сформироваться в раннем возрасте.

Учитесь чувствовать вместе с ребенком. Не просто включите ему телевизор, а сядьте и посмотрите мультфильм вместе. Наблюдайте за ним, участвуйте в процессах проживания сюжета. Спустя некоторое время можно вернуться к обсуждению, исследовав эмоциональный ресурс. Поделитесь опытом: «Мне было страшно, когда я в детстве в первый раз смотрел этот мультфильм». Это отличный повод для изучения вас, принятие иного опыта.

Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах

Научить ребенка выражать эмоции - одна из важнейших функций родителей. Все обиды, которые мы «тащим» во взрослую жизнь, от неумения объяснить, что мы чувствуем и чего хотим. Может случиться неприятное открытие: оказывается, при помощи манипуляций и обид не всего можно достичь, и это вызывает болезненное бессилие, потерю смыслов, формируется сознание жертвы («меня никто не понимает», «весь мир против»).

Мы привыкли считать: сытый - значит, счастливый. Это анахронизм. Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах. Подавление чувственной сферы приводит к тому, что подросток не понимает, кто он и что ему интересно. Родители бегут к психологу: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется».

Вы его только вчера впервые увидели? Вы вообще знакомы с этим полувзрослым человеком? Почему он замкнут в себе? Потому что к нему не прислушивались, не давали выражать чувства, не интересовались мнением, не разрешали принимать решения, унижали и подавляли, не прислушивались к желаниям. А теперь вы хотите, чтобы он в одночасье стал взрослым и волшебным образом всему этому научился, за один день после душевного разговора с родителями? Увы, не выйдет.

4. Не подменяйте духовное материальным

Современные родители не могут много времени проводить с детьми и стараются компенсировать дефицит общения материальными вещами: новыми кроссовками, планшетами, игрушками. Отсюда избалованность, капризы, истерики. На самом деле это крик о любви, требование ее получать и выражать. Получив отказ в удовлетворении «хочу и дай», ребенок интерпретирует его как «меня не любят». Не подменяйте и не смешивайте понятия любви и заботы с материальными заменителями. Разделяйте чувства и потребности эго.

Совсем не обязательно проводить все свое время с ребенком. Важно каждый день окружать его вниманием. Пусть это будет всего час в день, зато просто замечательный час. Возьмите за правило минимум 12% времени ежедневно уделять чему-то новому: изучению новой информации о мире, физнагрузкам, эмоциям, знаниям, музыке. Этот алгоритм даст хороший ресурс для взаимодействия с ребенком.

5. Слушайте ребенка

Каждый должен знать, что его услышат и поймут. Даже если в семье семеро детей, у каждого должно быть время на личное общение с мамой, хотя бы час в неделю. Время, когда мама существует только для него, когда он полностью владеет маминым вниманием. Назовите это «мамин день» или «мамин час» (и «папин», конечно). Так ребенок учится планировать жизнь: «Я смогу выговориться, мама/папа выслушает и даст совет». Это должно сохраняться и в подростковом возрасте.

Нельзя разговаривать с ребенком, занимаясь своими делами: готовкой, уборкой, глажкой, просмотром новостей. В этом случае вы поворачиваетесь спиной к сыну или дочери, а значит, отворачиваетесь от его проблем и переживаний. Нужно обязательно смотреть в глаза, находиться на одном уровне. Не нависайте сверху, как тюремщик. Что бы ни происходило, зрительный доверительный контакт гарантирует безопасность.

Оценивайте поступки, а не ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта

Все, что чувствуете по отношению к нему, проговаривайте от первого лица: «Я расстроена, что ты болеешь». Не говорите: «Ты мой бедный, несчастный, больной». Так мы навешиваем ярлыки, а ребенок получает вторичную выгоду от ситуаций. У него быстро формируется простая цепочка получения любви и внимания мамы.

Не говорите «ты плохой», скажите: «Этот поступок огорчил не только меня, но и воспитательницу». «Это глупые слова», а не «ты говоришь гадости». Оценивайте поступки, а не самого ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта.

6. Дайте ребенку насладиться детством

Развивающие курсы, секции, кружки, подготовка к школе, многие зацикливаются на идее вырастить ребенка гением, лидером, новым Ломоносовым. Количество «развивашек» прямо пропорционально комплексам родителей. В XVIII-XIX веках не было бэби-клубов, но и без них появлялись писатели, художники, ученые. Дайте ребенку органично прожить свое детство и найти себя. Если ребенка с лингвистическими задатками водить на гимнастику или карате, это обеспечит ему психосоматические заболевания в будущем. Нужно просто быть внимательным, смотреть, что ребенку нравится, давать возможность пробовать, поддерживать интерес.

Отнимать детство и забивать весь день развивающими занятиями не стоит. У дошкольника должно быть 70% (!) свободного времени. Это то самое время, когда он начинает творить и фантазировать. Без творческого элемента вы вырастите биоробота с установленной программой.

7. Держите слово

Вряд ли кому-то нужно объяснять, что поднимать руку на ребенка нельзя. А что касается наказаний-угроз, если вы их не выполняете, они теряют свою силу. Если устанавливаете рамки, будьте последовательны и идите до конца. Один раз говорите, второй делаете.

Многие родители только обещают: «Будешь плохо себя вести, пойдем домой». Не сделаете этого, и ваши слова обесценятся. Ребенок будет просто «зашумлен» бесконечными угрозами. Слова должны быть подкреплены действием: «Мы уходим, потому что ты кричишь». Но прежде чем угрожать, десять раз подумайте.

8. Позволяйте ему ошибаться

Счастливого ребенка можно узнать по тому, как бесстрашно он совершает ошибки, ищет варианты и пути решения, включается во все с энтузиазмом и любопытством, без страха быть осмеянным или униженным. Как это формируется? Только мудростью и сердечностью взрослых и учителей.

Финские учителя, когда видят, что пример решен неправильно, говорят: «Какая прекрасная ошибка». Без ошибок нельзя найти правильное решение. А когда за них ругают, это просто перекрывает все познавательные мотивы.

9. Просто любите ребенка

Все проще, чем кажется. Главное, что можете сделать, - просто любить и говорить об этом. Не бойтесь перелюбить: любви не может быть слишком много. Не продавайте любовь за то, что он послушный, умный, культурный, а попросту удобный ребенок. Это формирует невротический тип мировосприятия, сниженную самооценку. Ребенок начинает спрашивать себя: «А достоин ли я любви/конфеты/высокой зарплаты?» В конечном счете это выливается в комплекс неполноценности и жизненные неурядицы.

Повседневная жизнь состоит из рутины и мелочей, однако для детей каждый день наполнен чем-то особенным и необычным. И это не обязательно должны быть дорогие игрушки и наряды.

Прежде всего, ребенок запомнит атмосферу своего детства и пронесет воспоминания о радостных моментах через всю жизнь. Вот почему важно, чтобы малыш был счастлив.

Как же вырастить ребенка счастливым? Не умным, не начитанным, не талантливым, не послушным, а именно счастливым? Напрашивается простой ответ: «Самое главное – крепко любить свое чадо». Обсуждать это мнение не имеет смысла. Каждая мамочка любит своего кроху.

Но что конкретно могут сделать родители, чтобы воспитать ребенка счастливым? Мы подобрали 12 способов, советов и шагов для заботливых мам и пап.

1. Научитесь радоваться жизни

Воспитание – это не всегда целенаправленная учеба, зачастую родительский пример намного важнее. Хотите, чтобы дети были счастливы? Будьте счастливы сами. Звучит немного эгоистично, но зато искренне. Когда мама и папа доброжелательны, радуются жизни, меняют мир к лучшему, занимаются любимым делом, малыш начинает повторять за ними.

Психологи утверждают, что в семьях с депрессивными взрослыми дети ведут себя намного хуже, плохо учатся и не имеют друзей.

Согласитесь, сложно испытывать приятные эмоции, находясь рядом с нахмуренными, нелюбящими свою работу, проклинающими власть и государство родителями.

Радоваться и веселиться надо – хотя бы ради детей, как бы странно это ни прозвучало. Поэтому чаще общайтесь с друзьями, выбирайтесь с детьми на увеселительные мероприятия и оставляйте дурное настроение за порогом дома.

2. Воспитывайте оптимиста

Статистика неумолима – оптимист успешнее в учебе, карьере и в спорте.

Оптимистично настроенные люди здоровее пессимистов и живут гораздо дольше их. Совет одновременно прост и сложен – учите ребенка смотреть на окружающий мир с уверенностью и оптимизмом.

Оскар Уайльд говорил: «Красота в глазах смотрящего». Вспомните, что замечаете вокруг? На что вы обращаете внимание? На снежные заносы или красивые шапки снега на деревьях? На весеннюю слякоть или птичьи трели? На гул машин или веселый детский смех? Научите ребенка видеть и, самое главное, отмечать положительные моменты.

Поиграйте в игру: вечером садитесь рядышком и вспоминайте 10 хороших случаев за прошедший день.

3. Будьте искренни

Часто можно услышать любопытный совет – эксперты учат мам сдерживаться, не кричать, улыбаться, не показывать свою злость и раздражение. Конечно, улыбка – это замечательно, но если только она идет от сердца.

Дети прекрасно чувствуют мамино настроение, от них не скроешь, что, несмотря на бравый вид, внутри родительница кипит от злости. Подобное несоответствие смущает и пугает малышей.

Сложно будет научить ребенка выражать эмоции, если вы сами их скрываете.

Поэтому смейтесь, если вам весело, хмурьтесь, если сердиты, печальтесь, если вам грустно, объясняя крохе, почему вы испытываете эти чувства.

И попутно учите его правильно рассказывать о своих переживаниях: «Ты злишься на меня, так как я не купила тебе машинку». Так вы передадите детям умение «читать» свои и чужие эмоции.

4. Не ругайте за ошибки

В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.

Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.

Детство создано для экспериментов. Крохи пробуют различные вещи, попутно совершая ошибки. Поэтому не ругайте и не критикуйте за неправильно совершенное действие.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.

5. Демонстрируйте ребенку его значимость

У детей присутствует естественная потребность ощущать себя нужным и значимым. Пусть малыш с ранних лет понимает, что он вносит пусть крохотный, но важный вклад в домашний уют. Это не просто сделает его счастливым, но и значительно повысит самооценку.

Уже с трехлетнего возраста дети способны выполнять несложные просьбы: протереть пыль со стола, положить ложки на стол, насыпать в кошачье блюдо сухого корма.

Кстати, многие домашние поручения способствуют детскому развитию. Сортировка вилок и ложек, например, помогает научиться систематизации предметов.

6. Чаще играйте с детьми

К сожалению, у современных малышей практически не остается времени на естественное в их возрасте занятие – игры.

Родители почему-то считают их увлеченность игрушками бесполезной возней и стараются занять их «делом». Отсюда многочисленные развивающие кружки, курсы иностранных языков (!), бассейн и тому подобное. Хорошо ли это? Не всегда.

Главное занятие для детей – играть. А совместные игры замечательно сближают родителей и малышей.

С помощью обычных кукол и медвежат можно многому научить кроху, избавить его от страхов, найти новых друзей. Поэтому отложите в сторону телефон, ноутбук, поварешку, выкроите хотя бы полчаса в день и посвятите это время только своему чаду. Поиграйте с ним!

7. Научите выстраивать отношения

Взрослым в чем-то проще – их поджидают советы психологов о том, как наладить взаимоотношения с супругом, приятелями, родителями, коллегами по работе. А кто расскажет малышу, что делать, если сверстники в садике не берут его в игры? Как реагировать, если в школе его называют «слабаком»?

Отделаться формальными словами «не стоит обращать внимания» не получится.

Если вы хотите сделать ребенка счастливым, научите его общаться, договариваться, защищать себя, выходить с высоко поднятой головой из конфликтных ситуаций.

Счастье, в том числе, это и умение наладить отношения с окружающими людьми.

8. Предоставьте возможность выбора

Этот совет актуален даже для воспитания двухлеток. Конечно, такой малыш не должен решать, наденет ли он верхнюю одежду на прогулку или нет. Зато он может выбрать, надеть ли красную или синюю куртку.

Поверьте, подобный выбор для него крайне важен. Ребенок начинает ощущать, что может управлять своей жизнью, понимает свою ответственность и чувствует ваше доверие.

То же самое касается и подросших детей. Если вы считаете, что ваша дочка должна ходить в музыкальную школу, поинтересуйтесь, хочет ли она этого.

Возможно, ее мечта – заниматься плаванием. Будет ли она счастлива, играя на скрипке? Или вы предпочитаете, чтобы ваше чадо реализовывало ваши собственные чаяния?

9. Приучайте к самодисциплине

Важный пункт в воспитании детей – режим дня. Он не только помогает ребенку почувствовать время, но и дисциплинирует его.

Разработайте правильный распорядок дня для всех домочадцев и старайтесь строго его придерживаться. Нужно вставать в семь утра? Не делайте из этого трагедию – надо, так надо.

Люди, которые не испытывают проблем с самоорганизацией, добиваются гораздо больших успехов в учебной деятельности и в работе. Такой человек лучше справляется с нагрузками, трудностями и стрессами.

10. Показывайте, как прекрасна жизнь

Распорядок дня – это, конечно, замечательно, однако счастливое детство складывается и из разных приятных мелочей.

Это может быть торт на выходных, большой воздушный шарик, совместное приготовление ужина, просмотр любимого мультика.

Не забывайте и о новых впечатлениях. Ходите в зоопарк, прогуляйтесь по красивым осенним улочкам, загляните в местный краеведческий музей, сходите в кинотеатр.

Помните, что именно от вас зависит, каким будет детство вашего чада – полным приятных впечатлений или скучным и однообразным.

11. Прививайте полезные привычки

Большинство вредные привычек люди получают в раннем детстве. Пожалуй, самая распространенная – это неправильное питание. Оно чревато ожирением, диабетом и другими проблемами со здоровьем. Если вы хотите сделать ребенка счастливым, постарайтесь привить ему полезные привычки. Лучше всего это сделать на собственном примере.

Введите «здоровые правила», к примеру, нельзя есть перед компьютером или телевизором.

Научно доказано, что дети часто переедают во время компьютерных игр и просмотра телепередач.

Можно ввести традицию общих ужинов, к тому же детям понравится совместное приготовление блюд. Главное, чтобы продукты и еда были полезными!

12. Научите малыша заботиться о других

Жизнь каждого карапуза заиграет новыми красками, когда у него появится домашний питомец. Кошки и собаки помогают детям лучше изучить мир, заботиться о других, помогать ближним. Ведь истинное счастье порой заключается в умении дарить свою любовь и делиться теплыми эмоциями.

Кроме того, домашние животные особенно показаны тем семьям, в которых подрастают застенчивые и замкнутые малыши.

Также забота о питомце поможет сделать кроху более ответственным. Да, хлопот с появлением в доме пушистого друга прибавится, однако сколько радости и нежности он принесет вашему чаду!

Безусловно, нельзя найти единственно точный и универсальный способ воспитания счастливых детей. Если говорить кратно, то для счастья ребенку необходимы любящие родители, друзья, чувство безопасности и новые яркие впечатления.

Classics in Child Development

THE CONTINUUM CONCEPT

In Search of Lost Happiness

A Merloyd Lawrence Book

Addison-Wesley Publishing Company

В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

© Издательство «Генезис», 2002, 2014

(26.11.1926 -15.03.2011)

Жан Ледлофф провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Общение с этими людьми произвело на нее столь сильное впечатление, что Жан отбросила западные представления о том, как человек должен жить и воспитывать детей, и написала эту сенсационную книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Жан подводит нас к пониманию того, что счастье – естественное состояние каждого человека; мы теряем благополучие только из- за недопонимания наших истинных потребностей и из- за неправильного воспитания детей. Жан страстно призывает нас прислушаться к интуиции, разобраться в себе, и обеспечить нашим детям прочную эмоциональную основу, с которой можно прожить счастливую и радостную жизнь.

Джон Ходт

Революция в воспитании детей.

Журнал "New Age"

Эта книга объясняет суть вещей, и поэтому достойна всеобщего внимания.

Журнал "Conservation News", Лондон

Никогда не думал, что европеец может быть столь проницательным.

Я не встречал более мудрой книги, написанной нашим современником.

Проповедник Дзен из Великобритании

Человечество в долгу у Жан Ледлофф… Она делает очевидным невротичность нашей цивилизации и показывает, какими могут быть здоровые люди, здоровые семьи и здоровое общество. Принцип преемственности имеет огромное значение для нашего будущего.

Центр исследования общественного развития, Лондон

Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами.

Джон Холт

Предисловие

Как вырастить ребенка счастливым? Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать самим, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как это делать. Однако, как ни странно, книги о том, как вырастить ребенка счастливым, – огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым . Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что «все дети такие», и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас – человеческие детеныши.

Мы не только не знаем и не понимаем истинных потребностей наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют – отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады, а потом в школу. Но те, кому мы доверяем наших детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье неизвестно какое представление.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает , отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют – без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту – быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.

Жан Ледлофф – автор книги, которую вы держите в руках, встретила именно таких людей. Более того, прожив с ними два с половиной года, она поняла , чем их воспитание детей отличается от нашего, поняла, почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками». Поняв это, она написала об этом книгу – книгу о том, как вырастить детей счастливыми. Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова – не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества – войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы – только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Сегодня мы почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Жан Ледлофф напоминает нам об этом. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить их счастливыми.

Леонид Шарашкин

Глава первая

О том, как мои взгляды на жизнь круто изменились

Хотя эта книга не развлекательная повесть, а приглашение к размышлению, мне хотелось бы рассказать немного о своей жизни и дать читателю представление о том, как я пришла к осознанию принципа преемственности или непрерывности. Возможно, эта история поможет объяснить причины, по которым мое мировоззрение стало столь отличным от представлений американцев, среди которых я выросла.

Отправляясь в джунгли Южной Америки, я понятия не имела о принципе преемственности; индейцы интересовали меня по столь ку поскольку, а в душе было лишь смутное ощущение того, что, возможно, там меня ждет важное открытие. Во время моего первого путешествия по Европе, во Флоренции, двое итальянцев пригласили меня в экспедицию за алмазами в Венесуэлу, в район одного из притоков Ориноко – реки Карони. Приглашение было таким неожиданным, что у меня оставалось лишь двадцать минут на размышление, приготовления и сборы. Я бросилась в гостиницу, потом на вокзал и заскочила в уже отходящий поезд.

Когда суматоха в вагоне улеглась, я оглядела наше купе, заваленное чемоданами; пыльные окна уныло отражали наши многочисленные пожитки, и здесь я с ужасом осознала, что действительно еду в джунгли.

Я не могла дать себе отчет о причинах столь скоропалительного решения, однако оно казалось мне совершенно верным. Пожалуй, даже не алмазы так зачаровали меня своим блеском, хотя возможность нажить состояние, роясь в иле тропических рек, привлекала меня куда больше, чем любая другая работа. Слово «джунгли» – вот что вскружило мне голову. Наверное, это можно объяснить одним случаем, произошедшим со мной в детстве.



Рассказать друзьям