Пенсионное обеспечение судьи. Пенсия педагогам за выслугу лет: спорные моменты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Среди государственных служащих - судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет - по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи - разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту - ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.

Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.

Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.

Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.

И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?

ПСС - это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста - пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);

Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы - для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста - пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы - для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС

Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).

Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);

Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

Ю.О. Вербицкая , юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

Журнал «Учет в сфере образования » № 10, октябрь 2011 г.

По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Но работодатель должен знать, как правильно оформить документы учителю.

Кому полагается пенсия за выслугу лет

Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?

Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).

Не весь стаж учитывают – есть ограничения

Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком (ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).

Ошибку работодателя можно исправить через суд

В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.

В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).

Также обратите внимание на пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В нем отмечено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, который по мнению истца нужно зачесть, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).

Поэтому приводить примеры конкретных «неправильных» должностей, которые были признаны аналогичными должностям из Перечня № 781, мы не будем, так как в каждом отдельном случае вопрос может быть разрешен судом по-разному (в одном случае, например, инструктор по физической культуре может быть признан педагогическим работником, в другом нет).

Самое главное – собрать как можно больше доказательств того, что сотрудник выполнял обязанности именно по той должности, которая есть в Перечне № 781, хотя и в трудовой книжке ошибочно указана другая должность. Здесь могут помочь справки из отдела образования, показания свидетелей, и другие аналогичные документы.

Равенство должностей

В ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):

– воспитатель школьной группы;

– воспитатель школьного отделения;

– воспитатель дошкольной группы;

– воспитатель дошкольного отделения;

– воспитатель логопедической группы;

– воспитатель речевой группы;

– воспитатель специальной (коррекционной) группы;

– воспитатель коррекционной группы;

– воспитатель группы коррекции;

– воспитатель пришкольного интерната;

– воспитатель группы продленного дня;

– воспитатель интерната (при школе);

– воспитатель ясельной группы;

– воспитатель садовой группы;

– воспитатель санаторной группы;

– воспитатель интернатной группы;

– воспитатель подготовительной группы.

Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).

При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.

Важно запомнить

При разработке штатного расписания и указании должностей сотрудников (и в приказах, и в трудовых книжках) надо использовать нормативно установленные наименования.

Деятельность судебной инстанции является важнейшей государственной функцией. Осуществляют ее люди отважные и грамотные в правовом отношении. Помимо четкого применения предписанных законом правил, им приходится разбирать сложившиеся тяжелые жизненные обстоятельства, принимать решения по четкому требованию закона.

Любой судья, мировой или федеральный, имеет высокий авторитет среди общественных масс, наделен правовым статусом с широкими правами, льготами и гарантиями. Высокие привилегии дарованы также в сфере их пенсионного обеспечения, что является характерной особенностью. Какие особенности действуют при начислении дотаций бывшим судьям, расскажет данная статья.


Что такое пенсионное обеспечение судей?

Пенсионное обеспечение представляет собой материальное содержание после прекращения работы и выхода на заслуженных отдых, которое осуществляется путем назначения государством ежемесячных выплат в денежной форме. Окончательное прекращение функций правосудия у судей именуется как отставка.

После отставки при наличии определенного количества лет, отработанных в судейской системе, судья приобретает право на пожизненное обеспечение со стороны государства. Такая привилегия является особенностью пенсионного обеспечения у сотрудников данной сферы.

Какая пенсия у судей в отставке в 2018?

После ухода из суда служащий может воспользоваться пенсией, оформляемой на общих основаниях, а может претендовать на пожизненное обеспечение. При наличии права на второе, мало кто из судей рассматривает первый вариант. Получение и выплат по старости на общих основаниях, и пожизненных дотаций не допускается. Пожизненное обеспечение устанавливается в следующих размерах:

  • Если человек выполнял судейскую миссию 20 лет, то он может претендовать на 4/5 крайнего оклада;
  • Если служащий посветил системе более 20 лет, то за каждый год свыше назначается один процент;
  • Если общий стаж меньше 20 лет, а пенсионный возраст больше 50 для женщины и больше 55 для мужчины, то пенсия насчитывается пропорционально имеющемуся стажу.

Максимальная сумма пожизненных выплат не может быть больше 85% от последнего судейского заработка. Такой предел устанавливает Федеральный Закон. Налогом пожизненное содержание в отношении судей не облагается, что также составляет особенность.

Для оформления государственной дотации бывший служащий обращается в судебный департамент. Именно этот орган решает вопрос о начислении дотаций, в то время как по общим стандартам это делает Пенсионный Фонд. Гражданином представляется следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Свидетельства о наличии каких-либо регалий;
  • Заявление, написанное собственноручно.

Весь пакет документов тщательно исследуется и в течение 15 дней принимается решение о назначении ежемесячных начислений гражданину. Выплаты производятся, начиная со следующего месяца после момента обращения за пенсией.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей

В Российской Федерации пенсионный вопрос в отношении сотрудников судов, регламентирует основной закон об их деятельности – ФЗ от 1992 г. № 3231 . Порядок назначения денежного обеспечения данной категории служащих содержит статья 15.

Пенсионные и трудовые гарантии судей конституционных судов РФ имеют свои специфические особенности. Им выплаты назначаются по правилам, изложенным в Постановлении от 1995 г. № 425. В отношении таких судей устанавливается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения, равный 15 годам.

В отношении работников военных судов также установлены свои характерные особенности. Эти особенности освещены в конституционном законе о статусе работников военных судов. Но, общие принципы оформления пенсии те же, что и для работников всех других подобных учреждений.


Таким образом, вопрос выплат судебным работникам законодателем четко и детально проработан и имеет свои особенности. Принятие и рассмотрение каких-либо законопроектов в ближайшее время на этот счет не предвидится.

Пенсионное обеспечения судей РФ – особенности

Исследование вопроса о начислении пенсионных дотаций работникам судов, позволяет сделать вывод, что система получения пенсий, установленная для них, имеет ряд особенностей. Особенности эти таковы:

  • Назначение выплат касается работников судейской системы;
  • Налогом их пенсии не облагаются;
  • Им даруется пожизненное содержание;
  • В случае инвалидности могут получать и содержание, и выплату в связи с инвалидностью;
  • Решает вопрос о выплате не ПФ, как это производится на общих стандартах, а судебная коллегия или департамент.

Закон о пенсионном обеспечении судей РФ

Таким образом, государство обеспечивает отправителям правосудия надежную финансовую поддержку в связи с уходом на заслуженный отдых, на законном основании. Финансовая защита пенсионеров – бывших судейских служителей имеет особенности и отличается от защиты в отношении других категорий граждан.

    Ненормированный рабочий день - особенности

    Рабочее время - срок, за который работник осуществляет необходимые трудовые функции. Оно нормируется Законом о труде,…

    Положение о ненормированном рабочем дне - особенности

    Для нынешних работодателей очень выгодно устанавливать на своем предприятии ненормированный распорядок рабочего дня, так как, во-первых,…

    Неполное рабочее время - особенности

    Прежде чем приступить к работе, сотрудник и работодатель должны оформить трудовой договор. В нем они…

    Корпоративная пенсия - что это такое и как она формируется

    Выход на долгожданный и заслуженный отдых часто омрачается низким пенсионным обеспечением. Чтобы не столкнуться с…

    Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

    Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав…

    Режим рабочего времени - виды и особенности

    Режим рабочего времени - главнейшая составляющая всего рабочего процесса. Его показатели обязательно фиксируются в договоре…

10 января 2009 года в России вступил в силу закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», разделивший судей на две категории с разным социальным обеспечением. Среди «отдельных законодательных актов», подвергшихся тогда редактированию, оказался и закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ».

Изменения коснулись того, как должен высчитываться стаж работы судьи.

Этот вопрос для судей важен: имея 20 лет стажа, они получают возможность уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное содержание (фактически аналог пенсии, но значительно превосходящий ее по размерам, так как рассчитывается исходя из оклада судьи со всеми надбавками). Те судьи, которые, набрав стаж, продолжают работать, получают дополнительно к зарплате 50% от ежемесячного содержания, которое было бы ему начислено, выйди он в отставку. До принятия закона № 274-ФЗ стаж исчислялся следующим образом: если человек проработал судьей пять лет, в зачет шло и то время, которое до этого он занимал должность следователя, прокурора или адвоката. По новым же правилам в стаж будут засчитываться годы работы непосредственно судьей.

По словам представителя Верховного суда Бориса Горохова, тех судей, которые имеют 20 лет именно судейского стажа без учета работы на других позициях, в стране «можно сосчитать на пальцах двух рук».

Поэтому не удивительно, что закон № 274-ФЗ вызвал недовольство многих. В частности, обиженными себя посчитали те судьи, которые вступили в должность до 10 января 2009 года. Занимая судейское кресло, они рассчитывали на исчисление стажа по старым правилам. Однако, собравшись выходить в отставку или претендуя на прибавку к зарплате по выслуге лет, обнаружили, что право на эти привилегии ими утрачено.

Неразбериха с новыми нормами дошла до того, что некоторые судьи какое-то время получали содержание или прибавку, а затем перестали. Несколько пострадавших таким образом написали жалобы в КС. Одновременно за разъяснениями обратились Железнодорожный районный суд Новосибирска и Кировский районный суд Ростова-на-Дону, которые затруднились с истолкованием новой редакции закона в ходе рассмотрения исков от еще нескольких отставных судей.

Конституционный суд встал на защиту судей.

В постановлении КС подчеркивается, что «уровень конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к уже достигнутому».

Отмечено и то, что «законодатель должен учитывать законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего законодательства». Ненормальной была сочтена ситуация, когда двое судей, имеющие одинаковый стаж, попадали в неравные условия в зависимости от того, когда ими было подано заявление о выходе на пенсию или назначении доплаты к зарплате: те, кто успел подать заявление до 10 января 2009 года, считали стаж по-старому. Проявившие по какой-либо причине нерасторопность — по новому закону.

«Такая дифференциация нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованному различию в объеме их прав», — заявил председательствующий в процессе судья Сергей Маврин.

В связи с этим КС принял решение, что часть 1 ст. 7 закона № 274-ФЗ в той мере, в какой она распространяется на судей, вступивших в должность до 10 января 2009 года, противоречит статьям Конституции 19 (равенство прав и свобод), 55 (не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека) и 120 (независимость судебной власти). Таким образом, требования судей, которые посчитали свои права ущемленными, удовлетворены полностью. Все проигранные ими ранее в судах общей юрисдикции дела подлежат пересмотру.

Теперь Минфину нужно срочно изыскать в бюджете государства средства на выплату долгов тем судьям, которые имели право на получение содержания или прибавки к зарплате, но не получали ее с января 2009 года.

О каких именно суммах идет речь, Сергей Маврин сказать затруднился, отметив лишь, что размер ежемесячного денежного содержания отставника со стажем 20 лет и более не может превышать 80 процентов от размера зарплаты действующего судьи. Деньги, по всей видимости, придется брать из резервных фондов бюджета, причем буквально с завтрашнего дня: решение КС вступает в силу с момента его публичного оглашения.

Постановление КС никоим образом не относится к тем судьям, которые вступили в должность после 10 января 2009 года: им придется жить уже полностью по новым правилам.

Рассчитывать на безбедную обеспеченную отставку они смогут только в том случае, если прослужат правосудию в статусе судьи все 20 лет.

Впрочем, тот же самый закон № 274-ФЗ улучшил положение судей, выходящих на пенсию по возрасту.

Чтобы после выхода на пенсию получать упомянутое ежемесячное содержание, достигший 60-летнего (женщины — 55-летнего) возраста судья должен иметь стаж не менее 25 лет. Согласно новой редакции, только 10 лет из этих 25 непременно должны быть именно судейской практикой. Остальное может быть зачтено как за работу в прокуратуре, адвокатуре или следствии, так и за любые другие должности, обязательным условием для занятия которых является высшее юридическое образование. Например, преподаватель вуза или юрисконсульт. Не исключено, что таким образом законодатели пытаются бороться с ранними отставками, стимулируя судей исполнять свой долг как можно дольше.



Рассказать друзьям