Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи. Какая может быть речь после приступа? Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы – тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Способы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения – по 5 секунд, потом – 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий).

Расстройства речи после инсульта возникает в следствии поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:

Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.

Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.

Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии.

Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи с логопедом, после инсульта

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.

Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длится 20-45 минут (в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Восстановление речи в Центре реабилитации

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации больного.

Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента.

Как восстановить речь после ишемического инсульта

Какой бы инсульт, геморрагический или ишемический, не стал причиной нарушений речи, от пациента потребуется максимум усилий для восстановления утраченной функции.

Сразу оговоримся, что ни старания больного восстановить речь, ни затраченные средства на профессиональную логопедическую помощь, результата не принесут, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Степень тяжести перенесенного заболевания;
  • Необходимость систематической медикаментозной терапии.

Некоторые источники указывают, что мероприятия по восстановлению речи после перенесенного инсульта следует начинать чуть ли не с первой недели заболевания. Этот подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, имеет место лишь исход заболевания.

Смертность от инсульта очень высока и достигает чуть менее 40% от всех случаев. Поэтому первые недели - это настоящая борьба с недугом. А вот восстанавливать речь пациент начнет уже после выписки из стационара, в комплексе с другими мероприятиями реабилитации.

Понятие и разновидности афазии

Полное отсутствие или нарушение речи носит понятие афазии. Различают следующие виды афазий после ишемического инсульта:

  1. Тотальная. Речь отсутствует совсем. Часто полное отсутствие речевой функции сочетается с нарушением узнавания близких, понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Нарушение, при котором пациент не может понять речь других людей. Воспринимает родной язык, как иностранный.
  3. Моторная. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена отдельными звуками.
  4. Амнестическая. Пациент не может называть окружающие предметы. Из личного словарного запаса ему трудно выбрать соответствующее слово.
  5. Семантическая. Больной не понимает сложно построенные предложения, сравнения, синонимы. При обращении к такому человеку следует использовать простые предложения.

Учитывая вид афазии у конкретного человека, создается индивидуальная программа реабилитации по восстановлению речи.

Занятия с логопедом дома

Начинать занятия с логопедом лучше в домашних условиях. Привычная окружающая обстановка помогает пациенту расслабиться и направить все усилия на выполнение логопедических упражнений, не рассеивая внимание на посторонние предметы. Важно, чтобы родственники поддерживали пациента - не говорили о его заболевании, не обсуждали между собой трудности общения с ним. Необходимо поддерживать больного, вместе с ним радоваться даже незначительным успехам.

Начинает занятия логопед с диагностики нарушения речи у конкретного пациента. Для того чтобы разработать индивидуальную программу занятий в домашних условиях, следует установить степень и форму нарушения речи, проверить реакцию больного на слабые речевые раздражители - тихий разговор, шепот и т.д.

Первое занятие не должно вызывать трудности у больного. Следует предлагать выполнять достаточно легкие речевые упражнения, чтобы пациент понял, что они ему по силам.

Постепенно сложность упражнений по восстановлению речи следует усложнять. Не стоит требовать произносить конкретные названия предметов, урок должен вынуждать его к диалогу. Если до перенесенного ишемического инсульта пациент умел и любил петь, этот навык можно успешно использовать. Пение помогает быстро восстановить речь. Для музыкальных занятий следует подобрать песни, слова которых пациент хорошо знал.

Можно использовать и навыки рисования, различные карточки с изображениями предметов. Методика с использованием наглядных изображений успешно применяется у людей с сенсорной афазией. Логопед показывает карточку, предлагая пациенту перерисовать ее, а после назвать изображенные на ней предметы.

Продолжительность урока в ранний период восстановления после ишемического инсульта должна составлять от 7 до 15 минут. Впоследствии длительность занятий постепенно доводят до получаса.

Заниматься больше 30 минут смысла нет, пациенты, перенесшие ишемический инсульт, быстро устают. Излишнее усердие в выполнении упражнений способно уничтожить достигнутый прогресс.

Поможем логопеду?

Зачастую члены семьи больного стремятся ускорить результат - заставляют больного выполнять логопедические упражнения вне урока. Так вот, делать это стоит только по назначению логопеда. Обычно родственникам не рекомендуют присутствовать во время занятий - это отвлекает пациента.

После перенесенного ишемического инсульта люди становятся очень ранимыми, быстро раздражаются, могут быть плаксивыми. Выполнять речевые упражнения им и так достаточно сложно, важно не спешить и не заставлять больного.

А вот действительно помочь логопеду родственники могут, тщательно выполняя его рекомендации. Родные должны контролировать своевременный прием медикаментов, правильно организовать режим больного после перенесенного ишемического инсульта. К примеру, просмотр телепередач не должен превышать 2 -х часов - это утомляет больного.

Необходимо ходить с пациентом на прогулки, следить за его питанием. Терапия народными средствами помогает ускорить процесс восстановления.

Используют для лечения после инсульта лекарственные отвары из следующих компонентов:

  • Сосновых или еловых шишек;
  • Калины;
  • Можжевельника;
  • Чабреца;
  • Шалфея.

Кроме монокомпонентых применяют и сложные лекарственные сборы. Для лечения народными средствами готовят лекарственные чаи следующих составов:

  1. Подорожник, тысячелистник, зверобой.
  2. Грецкий орех, очанка, земляника.
  3. Календула, репешок, шиповник.

По рекомендациям народных медиков, восстановлению речи больше всего способствует чай из шалфея. Заваривают его обычным способом, и предлагают пациенту в течение дня небольшими порциями - по 4-5 глотков до 5 раз в сутки.

В стремлении помочь человеку после инсульта следует помнить, что только общие и согласованные действия медиков, логопедов, родственников и самого пациента принесут желанный успех. Поэтому не форсируйте события, относитесь к пациенту с терпением и любовью. Лишь тогда все получиться!

Так же вам будет полезно знать, какую диету при инсульте нужно соблюдать.

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы — тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Способы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения — по 5 секунд, потом — 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи — помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.


Рецензент: Т. Г. Визель, медицинский психолог

НИИ психиатрии Росгосздрава, профессор, доктор наук,

Клепацкая Л.Б.

Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. - М.: В.Секачев, 2011.

Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

Введение

В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.

Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов , синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это - преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных - в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка - подделка - разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный -современный; атлас -атлас.

4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это - дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования - т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти , а также через определённый промежуток времени.

II. Расширение словарного запаса. 23

III. Работа над смысловой структурой слова. 54

IV. Работа над формированием фразы. 68

V. Восстановление грамматических форм русского языка. 109

VI. Дифференциация звуков. 141

VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов. 145

I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.

1. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно.

1. С дерева выпадают жёлтые листья.

2. Зимой нападает много осадков.

3. Ученика созвали к доске.

4. Машина переехала от дома.

5. Орёл залетел над лесом.

6. Мальчик набросил удочку в реку.

7. Птицы залетели на юг.

8. Солнце освещается землёй.

9. Лес поднимается над самолётом.

1. Сторож охраняется садом.

2. Ключ открывается замком.

3. Невод тянет рыбаков.

4. На цветах растёт клумба.

5. Море впадает в реку.

6. Ключ открывается сейфом.

7. Сад находится в беседке.

8. Скалы разбиваются о волны.

9. Над лампой висит диван.

10. Горизонт прячется за солнце.

11. Часовой охраняется границей.

2. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно .

Эта семья состоит из трёх человек - отца, матери и сына, которая живёт на пятом этаже.

От дома отъехала голубая машина, в котором живут мои родители.

Человек оказался сотрудником нашего института, которого мы встретили в парке.

Что сын сообщил, приезжает завтра.

Чем глухим и непроходимым становится лес, тем дальше мы идём.

Чем крепче и сильнее становится ваш организм, тем чаще вы совершаете прогулки на свежем воздухе.

Чтобы я позвонил моему другу, развеять свои сомнения.

Хотя день холодный, но светит солнце.

Хотя интересная, но лекция длинная.

Он часто болеет, поэтому ходит без головного убора.

Всегда оставляет мне ключ, поэтому она часто уезжает в командировку

Будет ясная погода, если мы поедем за город.

Если я к вам заеду, будет свободное время.

Так как я его с трудом понимаю, у него нечёткая речь.

Так как мы решили лететь на самолёте, уже завтра начинался симпозиум.

3. Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей.

1. Я заеду к вам завтра, ...

Если позвонит моя подруга

Если нам дадут квартиру

Если будет свободное время

2. Я подарила подруге книгу, ...

Которая закрывается на ключ

Которая сделана из хрусталя

Которую купила на прошлой неделе

3. Здесь будет городской парк, ...

Когда начнутся школьные каникулы

Когда расчистят эту территорию

4. Я подъезжал к деревне, ...

Где не ступала нога человека

Где было лежбище моржей

Где прошли моё детство и юность

5. В каждой капле росы сверкает солнце, ...

Которое мне прислали по почте

Которое поднималось над лесом

Которое он купил на прошлой неделе

6. Травы скашивают рано утром, ...

Пока ещё есть надежда

Пока не вырастут грибы

Пока они ещё не уронили росы

4. Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста

1 .

1. Каждый год возвращаются журавли...

2. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами...

3. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой...

4. В самых недоступных местах...

5. Спокойно им жить...

6. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся...

7. Водят весной журавли...

8. Соберутся в кружок на болоте и...

9. По всему лесу разносятся...

Летят на свою родину весной журавли.

Заросло большое болото.

Из далёких тёплых стран на родное болото.

Весёлые хороводы.

Устраивают гнёзда осторожные журавли.

Лисица, не подкрадётся осторожная рысь.

Машут крыльями.

В неприступном болоте.

5. Подберите к пословицам фразы, сходные по смыслу из 2-ой части текста.

1. Куй железо пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят - щепки летят.

4. Не всё то золото, что блестит.

5. Шила в мешке не утаишь.

Большое дело не бывает без потерь.

Делай всё вовремя.

За деревьями не видно леса.

Когда дрова горят, тогда кашу варят.

Ржавое железо не блестит.

Одного поля ягода.

Трудно и дереву одному расти.

Теперь обувь шьют и без шила.

Одна пчела немного мёда наносит.

О книге не суди по переплёту.

Чистое золото ценится дорого.

Ложь не скроешь.

Из угольного мешка не выходит белой пыли.

Не по виду суди, а по делам.

6. Подберите к пословицам фразы сходные по смыслу из 2-ой части текста.

1. Береги платье снову, а честь смолоду.

2. Не красна изба углами, а красна пирогами.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

5. Как аукнется, так и откликнется.

1. Не ссорься с людьми, они помогут вам в трудную минуту.

2. В колодце должна быть всегда чистая вода.

Нем как рыба

Бьётся как рыба об лёд

Задать жару

Жизнь - полная чаша

Не жизнь, а малина

Зарыть свой талант

Поставить точку над i

Говорит, словно реченька журчит

Палец в рот не клади

Перевернуть всё верх дном

Загладить вину

Открыть Америку

Говорить в пустоту

Застать врасплох

Ломиться в открытую дверь

Крутиться волчком

Вселить надежду

Зимой снега не выпросишь

И смех и слёзы

Лезть напролом

Быть начеку

Выбиться из сил

Биться об заклад

Вскружить голову

Доказывать с пеной у рта

Держать камень за пазухой

Раскрыть все карты

Устроить «самочин»

Убить время

Разориться в пух и прах

Заглянуть в будущее

Выстроить замок на песке

Закрутить «гайки»

Облить грязью

Освежить в памяти

Наладить связь

Ничего святого

Ударить по карману

Заговаривать зубы

Сорить деньгами

Ждать у моря погоды

Болеть душой

Набить оскомину

Как об стенку горох

Лыко не вяжет

Ни гроша за душой

Души не чает

Всему своё время

Конь ещё не валялся

Говорить «за глаза»

Даром не нужно

Дело «табак»

Дело выведенного яйца не стоит

Делу время, а потехе час

Работает как вол

Говорит, как читает

Из пустого в порожнее

А воз и ныне там

10. Объясните пословицы.

Не в свои сани не садись.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Куй железо пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

Мал золотник да дорог.

Язык до Киева доведёт.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не всё то золото, что блестит.

Поспешишь, людей насмешишь.

Будет и на нашей улице праздник.

Волков бояться - в лес не ходить.

Лес рубят - щепки летят.

Как аукнется, так и откликнется.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Как с гуся вода.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

По одёжке встречают, а по уму провожают.

Соловья баснями не кормят.

Жизнь прожить - не поле перейти.

На воре шапка горит.

Выйти сухим из воды.

Поставить всё верх дном.

Яблоко от яблони недалеко падает.

11. Ответьте на вопросы.

Лента шире пояса. Что из них уже?

Катя старше Оли. Кто моложе?

Серёжу ждёт Зина. Кто опаздывает?

Клён ниже рябины. Что выше?

Коля выше Саши. Кто ниже ростом?

Черника мельче брусники. Что из них крупнее?

Лена старше Кати. Кто моложе?

Река мельче озера. Что из них глубже?

Апельсин больше яблока. Что из них меньше?

Петя обгоняет Витю. Кто отстаёт?

Аня что-то рассказывает Лене. Кто слушает?

Студент спрашивает преподавателя. Кто отвечает?

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

Перед тем, как зайти в магазин, я купил газету. Что сделал раньше?

Перед поездкой за город я навестил родителей. Что сделал раньше?

Перед тем как съесть бутерброд я выпил сок. Что сделал раньше?

После прогулки мы занялись уборкой квартиры. Что делали раньше?

Перед тем как пойти в лес мы убрали весь инструмент. Что сделали раньше?

Я позвонил другу после того как сделал отчёт. Что сделал раньше?

Мы купили мебель после того как сделали ремонт. Что сделали раньше?

11а. Решите занимательные задачи.

1. Летела стая уток. Одну убили. Сколько уток осталось?

2. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

3. Несла женщина в корзинке сто яиц , а дно упало. Сколько яиц осталось?

4. Если дождь идёт в 12 часов ночи, то может ли быть через 72 часа солнечная погода?

5. У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестёр?

6. Горело семь электрических лампочек. Две погасли. Сколько лампочек осталось?

7. Летели гуси: один впереди и два сзади; один сзади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей?

8. Как написать 100 пятью единицами?

9. Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

Ответы

1. Одна. Остальные улетели. 2. Семь было, семь осталось. 3. Ни одного. Все разбились. 4. Нет. Это будет ночь. 5. Одна. 6. Семь было, семь осталось. 7. Три гуся. 8. Написать сто пятью единицами очень просто: 111-11 = 100. 9. Две.

12. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Цветы».

Одни цветы были живые, а...

Но вот пошёл дождь.

После дождя живые цветы преобразились, ...

Хозяйка подошла, посмотрела...

Дождь стал поливать и те цветы и другие...

Они смеялись над живыми цветами...

Стали чистые, свежие и душистые.

На окне одного дома стояли цветы.

Другие искусственные.

И выбросила искусственные цветы на помойку.

Окно было открыто.

А искусственные цветы все размокли и полиняли.

Искусственные цветы были очень красивые. -.. .так как живые цветы стояли пыльные и увядшие.

13. Из данных предложений составьте рассказ «Водопад».

Вода в этом ручье была целебная.

- «Ты такой маленький и воды в тебе мало, но почему у тебя всегда много людей, зачем они к тебе идут?»

С огромных скал падал водопад, который...

Много людей приходило к этому ручью за целебной водой.

Водопад сказал как-то ручью:

Ручей отвечал: «Во мне хотя и мало воды, но она лечит людей».

Гордился своей силой, мощью и красотой.

Рядом под горой бежал ручей.

14. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Гроза».

Пошёл дождь.

Снова выглянуло солнце.

Сверкнула молния, ударил гром.

Вдруг появилась большая тёмная туча.

Небо голубое.

Подул сильный ветер.

Ярко светит солнце.

Но скоро туча ушла за горизонт.

14а. Из данных частей теста составьте рассказ «Охотник».

Утки услышали шум, вспорхнули и улетели.

Охотник пришёл домой ни с чем.

Охотник поленился проверить ружьё. Он пришёл в лес к большому озеру. На озере было много диких уток

Один охотник собрался на охоту Жена ему говорит. « Проверь ружьё, ты давно не охотился, вдруг оно заржавело.»

Когда охотник наладил ружьё, на озере не было ни одной утки.

Охотник стал заряжать ружьё, но у него ничего не получалось. Ружьё заклинило.

15. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Бумажный змей

Кто-то запустил бумажный змей. Бумажный змей поднялся высоко под облака. С высоты он увидел в долине мотылька и стал ему кричать: «Тебе, наверное, завидно смотреть на мой высокий полёт?»

Мотылёк отвечал: « Нет, не завидно. Ведь ты на верёвочке, ты привязан. А я хотя и летаю невысоко, зато лечу, куда хочу, и никому в угоду, как ты, не трещу».

Ответьте на вопросы:

1. Кто летал в небе?

2. Почему мотылёк не завидовал бумажному змею?

3. Что больше всего в жизни ценил мотылёк?

4. Сделайте вывод.

16. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Садовник и сыновья

У одного садовника были сыновья. У садовника был большой виноградный сад. Дети не хотели работать в саду.

Однажды отец позвал сыновей и сказал: - «Дети, пойдите в сад и поищите , что там спрятано».

Дети подумали, что в саду зарыт клад. Они пошли в сад и стали копать землю. Всю землю перекопали, но клада не нашли. Но земля в саду стала рыхлая, хорошая. Винограда стало очень много. Дети продали виноград и стали богаты.

Ответьте на вопросы:

1. Что хотел садовник?

2. Что сказал садовник детям?

3. Что подумали дети?

4. Дети нашли клад?

5. Почему они стали богаты?

6. Сделайте вывод.

17. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Ломоносов

Ломоносов был известный русский учёный. Однажды его пригласили на бал к одному богатому вельможе. По дороге на бал коляска, в которой ехал Ломоносов, попала в глубокую колею и застряла. Ломоносов вышел из коляски и помог кучеру поставить её на ровное место. В этот момент у него порвался рукав. Ломоносов не стал возвращаться домой, чтобы переодеться, и поехал дальше. На балу к Ломоносову подошёл один вельможа и, показывая на рукав, с усмешкой спросил: - «Что это, сударь, у вас учёность выглядывает?» Ломоносов ответил: - «Нет, сударь, это глупость туда заглядывает».

Ответьте на вопросы:

1. Куда однажды поехал Ломоносов?

2. Что случилось по дороге?

3. Что сказал один вельможа Ломоносову на балу?

4. Объясните слова Ломоносова.

18. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Камень и дорога

Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать. Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Где лежал камень?

2. Что захотелось однажды камню?

3. Что происходило с камнем на дороге?

5. Сделайте вывод.

19. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Лоза и крестьянин

Лоза радовалась, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, с любовью ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей было легко расти.

В благодарность за такую заботу лоза решила одарить человека сочными душистыми гроздьями. Когда пришла пора сбора винограда , лоза была сплошь увешана крупными кистями. Усердный хозяин все их срезал и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не оставалось, как горевать от обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Чему радовалась лоза?

2. Как лоза отблагодарила крестьянина?

3. Как поступил крестьянин после сбора урожая?

4. Что было на следующий год?

5. Сделайте вывод.

20. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Черёмуха и дрозд

На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки.

Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями».

Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась.

Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. От кого страдала черёмуха?

2. О чём просила черёмуха дрозда?

3. Что сказал дрозд?

4. Что стало с дроздом?

Один из самых тяжелых и опасных заболеваний. После перенесенного инсульта часто возникают проблемы с речью. Нарушение речевой функции зависит от степени поражения мозга. При регулярных занятиях можно за короткое время восстановить речь.

Под ишемическим инсультом принято понимать нарушение мозгового кровообращения, которое развивается при закупорке сосудов или на фоне спазма церебральных сосудов. На определенном участке головного мозга прекращается кровоснабжение, что приводит к потере соответствующих функций.

Ишемический инсульт часто возникает при , . Развитию ишемии головного мозга способствуют следующие факторы:

  • Ревматизм.
  • Гиподинамия.
  • Ожирение.
  • Сахарный диабет.
  • Курение.
  • Чрезмерное употребление алкоголя.
  • Использование оральных контрацептивов.

Выделяют 2 разновидности инсульта — геморрагический и ишемический:

  • При происходит повреждение сосуда из-за высокого давления на фоне механического повреждения или негативных изменений в организме, которые способствовали повышению давления. На определенном участке головного мозга появляется гематома и отмирает обширное количество клеток мозга. Перенесенный геморрагический инсульт приводит к инвалидности.
  • Ишемический инсульт возникает при закупорке или сужении сосудов головного мозга. Другое название данной патологии - инфаркт мозга.

Симптоматика инсульта проявляется в виде кратковременных признаков, которые исчезают через несколько минут, но могут повторяться в течение суток. Обычно при инсульте наблюдаются следующие симптомы:

  • Внезапная головная боль.
  • Головокружение.
  • Расстройство речи.
  • Нарушение зрения.
  • Дезориентация в пространстве.
  • Потеря сознания.
  • Рвота.
  • Судороги.

При указанных признаках необходимо срочно обратиться к врачу и своевременно оказать больному помощь.

Какая может быть речь после приступа?

После перенесенного инсульта для восстановления речи следует обратиться к профессиональному логопеду.

Специалист обследует больного и сможет определить следующие виды нарушения речи:

  • Сенсорная. Человек не понимает и не воспринимает речь, не различает звуки, не может связать слова в логические фразы. Однако при этом способен правильно произносить слова. В этом случае повреждена височная доля, где расположен центр Вернике.
  • Моторная. Больной может воспринимать речь, однако не в состоянии говорить самостоятельно. Это наблюдается при повреждении головного мозга в лобной доле.
  • Динамическая. Развивается при поражении задней лобной части левого полушария мозга. Характерно нарушение внутренней речи, но остается способность к чтению и письму. Речь больного состоит из примитивных предложений, в основном клише и шаблонов.
  • Амнестическая. Такой вид нарушении речи обусловлен поражением нижней и задней части мозга. При амнестической афазии больной не помнит названий предметов, имен.
  • Семантическая. Афазия данного вида развивается, если наблюдается повреждение участка в области височной и теменной долей. Больной не понимает устную речь и сложные грамматические предложения.

После у больного может наблюдаться нарушение письма, чтения, счета или неспособность к произношению определенных букв.

Упражнения для восстановления речи

Существуют различные методики по восстановлению речи и в конкретном случае врач подберет определенный способ восстановления.

Самые популярные упражнения, направленные на восстановление речевых функций:

  1. Упражнения с использованием кубиков, карточек лото. На этих предметах должны быть изображены цифры, буквы, картинки. Пациенту предлагают назвать, что изображено на предмете. Первоначально проводится работа с буквами, а затем со словами и предложениями.
  2. Упражнения на произношение звуков. Сначала больному предлагают повторить услышанные звуки или вспомнить ранее уже знакомые. Больной может повторять за логопедом гласные А-О-У-Ы-Э-И. Желательно, чтобы больной пропевал звуки под музыку. Также можно имитировать звуки животных, стараться говорить шепотом и громко, выполнять свист, хрип, цоканье языком, чавканье.
  3. Артикуляционные упражнения. Такие упражнения целесообразно выполнять при моторной афазии. Больной должен надуть щеки и сильно сжать губы. В таком положении оставаться несколько секунд, а затем втянуть щеки. Языком можно упираться в щеки поочередно.
  4. Другие упражнения: облизывание губ языком по часовой стрелке, делать губы трубочкой, улыбнуться во весь рот и др.
  5. Больному рекомендуется давать задания на пропущенные буквы или слова. Это позволит восстановить представление о звуковом составе слов. Также полезно рассматривать различные иллюстрации, картинки и просить больного называть предметы и действия. В данном случае проводится работа по составлению логических фраз.
  6. Чтобы совершенствовать устную речь, больному следует давать прочитать небольшой рассказ, а далее пересказать по наводящим вопросом.

Подробнее о том, как восстановиться после инсульта можно узнать из видео:

Занятия следует выполнять в первое время не менее 15 минут. В дальнейшем продолжительность увеличивают до 30 минут. Рекомендуется делать несколько подходов в день по 10 минут.

Кроме занятий с логопедом, близкие и родные пациента должны постоянно поддерживать его, общаться, стимулировать и делать все, чтобы больной быстрее восстановился после инсульта.

Длительность восстановительного периода

Своевременная помощь логопеда поможет быстрее восстановить речь

Степень восстановления речи и возможности разговаривать зависит от участка поражения мозга и своевременного начала занятий. Если начать заниматься сразу после приступа через 1-3 недели, то можно добиться положительных результатов за короткое время.

Если не предпринять меры, то процесс восстановления речи будет происходить медленнее. При ежедневных занятиях восстановить речь можно менее чем через полгода.

Следует отметить, что период времени по восстановлению функций зависит от вида афазии, места локализации и объема поражения. Поэтому чем раньше начать лечение, тем быстрее можно восстановить речь, чтение и письмо. Важно выполнять все упражнения не только с логопедом, но и в домашних условиях с родными и близкими.

Чем опасен ишемический инсульт и как его можно избежать?

Тяжелое заболевание, которое опасно своими осложнениями после приступа. На фоне гипоксии определенного участка мозга у больного может наблюдаться нарушение речи, зрения, памяти, двигательной функции, расстройства вестибулярного аппарата, потеря слуха, психические расстройства и т.д.

Осложнения после приступа могут появиться по отдельности или в комплексе.

Кроме того, у больного могут наблюдаться периодические судорожные припадки, паралич одной стороны тела.

В более тяжелых случаях велика вероятность повтора приступа. Если при первом приступе осложнения не сильно повлияли на качество жизни больного, то при очередном ишемическом инсульте последствия могут быть довольно серьезными.

После инсульта, при нарушении речевых процессов очень важно вовремя заняться этой проблемой и начать проводить реабилитацию.

Своевременно оказанная помощь сможет полностью восстановить функции речи или же частичное восстановление, но при этом реабилитационные мероприятия помогут больному адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Какие бывают виды нарушения речевой функции?

Факт потери навыков разговора после инсульта врачи разделили на две основные категории, которые возникают чаще всего: сенсорная афазия и моторная. От того какой вид нарушения речевой функции у конкретного человека зависит характер повреждения коры головного мозга. Отличаются они друг от друга возможностью восприятия больным общения посторонних людей.

  • При моторной афазии человек, как правило, понимает, о чем говорят. Но при этом не может выразить свои мысли словами. Человеку тяжело читать или писать, порой, он этого не может. Этот вид характерен для поражения нижней лобной и теменной областей.
  • Сенсорная афазия отличается тем, что человек не воспринимает речь в принципе. Даже, если больной издает какие-то звуки, похожие на слова – помните, что он при этом не контролирует свою речь. Возможно, что пациент сможет даже читать, но, увы, он не поймет смысла прочитанного. Возникает, как правило, при нарушении кровотока в височной области.

Меры, помогающие восстановить речь

Есть несколько советов опытных специалистов о том, какие нужны меры для восстановления речи и как необходимо себя вести с человеком, пережившим инсульт. В первую очередь следует помнить, что все будет происходить постепенно. В первые дни человек может не понимать что произошло, не узнавать знакомых и даже самых близких людей . Бывает, что человек изначально и вовсе молчит и никак не реагирует на человеческое общение. Однако, спустя несколько дней это начинает проходить, и дальнейшее поведение будет зависеть от вида нарушения, которое имеется у данного пациента.

Для реабилитации пациента необходима слаженная работа близких ему людей и специалистов. Очень важно не запускать, а сразу приступать к постепенным занятиям, как только врачи дадут на это добро.

Почему желательно подключить к этой проблеме логопеда? Профессионал поможет грамотно подобрать правильный комплекс упражнений и предостережет от возможных ошибок. Но даже, если нет возможности обратиться к специалисту – не стоит опускать руки, так как неплохих результатов можно при желании добиться и без него, главное грамотно и последовательно все делать. И заниматься регулярно.

Самые распространенные ошибки

Это одни из самых распространенных ошибок, которые многие родственники допускают по незнанию. Постарайтесь их избежать во время восстановительного периода:

  • Не торопитесь . Не стоит пытаться делать все и сразу. Здесь главные принципы: постепенность, терпеливость, пошаговые занятия.
  • Не начинайте с изучения звуков . Многие, обнаружив лишь нечленораздельное мычание у больного родственника, спешат ознакомить его с буквами и звуками. Не стоит этого делать. Специалисты советуют начинать сразу со слов, причем использовать их в контексте.
  • Однообразие . Если на каком-либо стадии реабилитационных упражнений пациент начинает произносить какое-то слово – не стоит на нем делать упор и постоянно «гонять» его по кругу. Продолжайте занятия, осваивая новые слова.

С чего же начать восстановление речи?

Начинать лучше всего с того, что больной знал до этого достаточно хорошо. Повторяйте имена близких ему людей. Попробуйте вспомнить его любимые стихи или песни. Обязательно пытайтесь задействовать человека в этих беседах. Если он не может повторить – пусть сначала жестами показывает и подает знаки. Затем постепенно пытаться проговаривать с ним. Помните, что все то нужно делать спокойно, медленно и четко. Порой, после инсульта больной не воспринимает разговор нескольких людей, говорящих одновременно.

Записывайте в тетради все ваши занятия и успехи по датам. Когда пациент начнет поправляться и сможет писать сам – помогите ему в этом. И с тех пор это должна быть его маленькая обязанность, до этого момента – записывайте, но просите проговорить с вами и повторить самостоятельно. Бывают ситуации, когда у правши парализована действующая рука, в таком случае необходимо учить его пользоваться левой рукой. Параллельно с этим необходимо делать комплексные упражнения для правой руки. В дальнейшем, левая рука станет помощником и поддержкой в первых попытках движений правой. Уделяйте этому должное внимание, так как постепенная разработка парализованной руки так или иначе связана с постепенным пробуждением мозговой деятельности в частях мозга, отвечающих за способность говорить.

Логопеды советуют начинать заниматься с карточек. Показывать предметы на картинках, называть и объяснять, для чего они нужны. Просить повторить название предметов на карточках. Задавайте вопросы, чтобы человек пытался вспомнить название предмета по его функциям.

В помощь также отлично подойдут детские игры на развитие речи, букварь, детские пособия.

Посоветуйтесь со специалистом, он поможет подобрать комплекс гимнастики для речевого аппарата, который будет способствовать лучшей артикуляции. Она поможет разработать подвижность мышц, которые задействованы в процессе разговора.

  • Во время занятий будьте терпеливы, спокойны, но иногда требуется проявить немного настойчивости.
  • Постарайтесь заинтересовать больного, чтобы он старался заниматься и самостоятельно. Это поможет достичь желаемого результата скорее.
  • Не стоит допускать постоянного времяпровождения с компьютером или телевизором. Ограничивайте время до 2-3 часов , при этом старайтесь фильтровать просматриваемый материал, чтобы он имел исключительно положительный характер. Вспомните, чем увлекался ваш родственник, и включайте программы или фильмы, которые будут вызывать положительные впечатления, а возможно и невольные комментарии. Просите рассказать о том, что же он смотрел.
  • Говорите медленно, внятно и не повышайте голоса при разговоре, помните, что пациент не оглох, а плохо воспринимает речь.
  • Старайтесь, чтобы человек не чувствовал себя отрешенно от остального мира. Вовлекайте его в дискуссии, приглашайте его знакомых и старайтесь «расшевелить» на пусть и своеобразное, но общение.

Помните, что после такого серьезного заболевания как инсульт – больному тяжело привыкнуть к новой ситуации и порой смириться со своей некоторой беспомощностью. У таких людей наблюдается характерные для их состояния вспышки агрессии, жалости к себе. Человек будет пытаться выразить свои мысли при помощи жестов, мимики, возможно у него не всегда это будет получаться и тогда важно поддержать и помогать.



Рассказать друзьям