Путешествие в автомобиле: чем занять ребенка в дороге.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Непременно продумайте, чем вы станете развлекать юного путешественника, когда прогулки по вагону и глядение в окно автомобиля ему уже порядком наскучат. Основная помощь ребенку в дороге — это структурирование пространства и времени.

Извлеките из ситуации максимум пользы: дайте ему лишнюю возможность убедиться в том, что мир устроен любопытно и существует по своим особым законам. 3-летний малыш будет ежечасно спрашивать вас: «Когда же мы приедем?», вот и займитесь изучением вопроса о том, как день сменяет ночь, ведь про это у вас за окном крутится круглосуточное кино. Есть и книжки, которые могут оказаться в тему. Ради такого случая стоит запастись игрушечными часами со стрелками. Дополнительная история может возникнуть, если вы пересекаете границу часовых поясов, едете совсем далеко — в окне можно будет наблюдать смену климатических зон. Обратите внимание чада на то, как стремительно редеет березовый лесок, уступая место пирамидальным тополям или низкой северной растительности.

Отдельное развлечение в поезде — убедиться в том, что солнце, в отличие от близлежащего леска, следует за путешественниками не отставая. Четырехлетка, вдохновленный тем, что земля круглая, с удовольствием выслушает рассказ на тему «Животный мир в разных уголках земного шара». Опять же припасите книжки из серии «Зоопарк» или соответствующий том детской энциклопедии. Когда ребенок устал от контакта с вами, предложите ему рассказать все увиденное и услышанное любимой кукле. Товарищам постарше непременно захватите ручку и персональный органайзер — пусть делают «непутевые заметки».

Малышей прекрасно отвлекают книжки, если их рассматривание сопровождать увлекательным повествованием. Купите десяток новых специально в поездку, «до кучи» прихватите пачку старых журналов — на растерзание. Кроме того, дети обожают рисовать. Ребенку после года понравится графический магнитный планшет. Для трехлетки запасайте фломастеры, карандаши и мелки. У вас также должен быть альбом или много писчей бумаги. Прихватите книжки-раскраски. Убейте двух зайцев — купите карапузику книжки для развития мелкой моторики: картинки в них предназначены для раскрашивания штриховкой, которая должна ложиться в определенном направлении. Придутся кстати любимые малышами книжки-липучки или побольше мелких наклеек. Стены купе (да и салон авто) станут после вашей поездки гораздо веселее! В поезде для разминки можно бегать по проходу, возить по нему любимый грузовичок, ходить в гости к другим детям, на худой конец немного похлопать дверьми. Бесперспективное для нас занятие сравнивать пейзаж в разных окнах одного и того же вагона поезда малышу может показаться восхитительным!

Товарищам вдумчивым, увлекающимся интеллектуальными играми, подойдут рамки-вкладыши, конструкторы с большим количеством деталей (типа «большой сортировщик»), коврики-трансформеры и разнообразное лото. Существуют также наборы игрушечных инструментов специально для мальчиков. Чтобы занять малыша надолго, минимум половина всех «прибамбасов» должна быть новой, другую должны составлять игрушки, заблаговременно спрятанные месяца на два. Выдавайте их по очереди, только когда карапуз окончательно наигрался тем, что у него есть. Надоевшее убирайте с глаз долой. Для маленьких детей припасите «кризисную» игрушку: скорее всего, это что-то вроде электрического пианино или такого же «зоопарка», где каждая зверушка подает голос при нажатии на кнопку. Пригодятся музыкальный молоток и игрушки-пищалки. Извлекайте «палочку-выручалочку» только тогда, когда момент станет критическим. Будет прекрасно, если она вам вообще не понадобится: у вас впереди еще обратный путь. Если в поезде выкуплено все купе или у вас билет в СВ, можете воспользоваться магнитофоном и кассетами с детскими песенками и сказками.

Забавы в дороге

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, а какими вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов, нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это могут быть и станция, и трубка, и служба, если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам, при этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомните какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Светы, я играл вместе с Ксюшей и Машей в поезд». Вы добавляете: «А тетя Света приготовила вкусный пирог», и еще ваш ребенок вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особого случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-ни- будь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую, если не узнает — продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких как крепление на телефонных столбах, машина с вмятиной, стоящая на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы: «Давай посчитаем, сколько детей в группе?», «Здесь больше старых или молодых людей?», «Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются?», «Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?»

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на рисунке, расспросите его о каждой из них: «Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке?» Однако когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что дома вы подробно их рассмотрите.

Хор в автомобиле

Если вы едете в собственной машине, то можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова, напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских или ваших любимых народных песен и подпевайте. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так: повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом, затем измените манеру речи: говорите очень быстро или медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос, так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь...» можно читать как лирическое стихотворение или как страшную историю, или политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Ане, у которой есть толстая пушистая кошка по кличке Маруся, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Маруси-кошечки

Полоски хороши,

Живут в полосках блошечки,

Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь или выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. Следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «Дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту, например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку», следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

У кого лучше память

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию, например: «Я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку- жирафа».

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое», затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении», третья подсказка: «К нему прикасается водитель», «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до дерева или от школы до Универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора к другому или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

В городе

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Диск со сказкой

Поездка в машине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плеер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть, скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и получить сушеные приправы.

Забота о меню

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца и приготовьте настоящую пиццу дома, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая о том, что вы обсуждали в машине.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где «право», а где «лево», помогите ему, посвятив 5 минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть налево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает налево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Кто увидит первым

Пусть дети придумывают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе», если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз нужно верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет 10 очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В час пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — 3 на одной руке и 2 на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Безусловно, в пути невозможно не нарушить режим, но не волнуйтесь, он восстановится в 2 дня после прибытия в пункт назначения. Вспомните известную поговорку: «Хорошее начало — половина дела». Подготовьтесь к поездке тщательно и тогда вы, возможно, скажете, что ваш отдых начался, когда вы с малышом еще только были в пути. Друзья удивятся, а вы ответите: «Невероятно, но факт!»

Л ето – время отдыха. Вы собрали чемодан и готовы пуститься в большое путешествие вместе со всей семьей. Но вы волнуетесь за своего малыша: не станет ли ему скучно в дороге? Не будет ли он капризничать и мешать другим? сайт предлагает вам несколько простых советов, как развлечь ребенка в дороге, чтобы путешествие для всех прошло с комфортом.

Несколько универсальных способов помогут вашему малышу почувствовать себя комфортно во время долгой дороги.


1

Ребенок любит заниматься творчеством? Захватите с собой альбом для рисования, «раскраску», пластилин или пасту для моделирования. Ребенок наверняка с удовольствием займется любимым делом, а присутствие таких знакомых «домашних» предметов его успокоит. Как правило, в самолетах и автобусах дальнего следования есть специальные откидные столики, которые позволят ему удобно разместиться. Важно: ни в коем случае не берите острые предметы вроде спиц или ножниц (даже если дочка очень хочет в дороге повязать, а сын – повырезать из бумаги), это травмоопасно! Кстати, карандаши лучше поточить не очень остро и сделать их как можно более короткими.

2

Для малыша, который уже умеет писать подойдет специальный блокнот вроде дневника – пусть записывает свои впечатления от поездки, сочиняет рассказ о путешествии. Предложите ему игру: пусть представит, что он едет в волшебном поезде (или летит в чудесном самолете) в сказочную страну. Задавайте малышу вопросы вроде «а какие там животные?», «есть ли там речка? какая она?», пусть отвечает письменно в блокноте, а вы будете одновременно отвечать в своем. Потом ответы можно сравнить, вместе обсудить и посмеяться.

3

Можно взять с собой и его любимую игру (PSP, например). Как правило, большинство игр тренируют пространственное мышление и логику, так что общение с «переносной игровой приставкой» пойдет ребенку только на пользу. Только если вы летите на самолете, учитывайте, что подобную «аппаратуру» могут попросить отключить на время полета.

4

Можно поиграть и просто в словесные игры . Они были придуманы психологами для того, чтобы развивать скорость реакции, способность к счету и устную речь малыша. Только поинтересуйтесь у соседей заранее, не будут ли их раздражать ваши постоянные переговоры.

Вот несколько популярных игр:

  • «Отгадайка». Ведущий загадывает слово – что-то из того, что можно увидеть за окном. Надо отгадать это слово, задавая как можно меньше наводящих вопросов вроде «Это живое?», «Это красное?» и т.п.
  • «Забавные вопросы». Вы можете загадывать сами или предложить загадать ребенку, если он уже достаточно взрослый для этого. Например: «Что такое электрическая груша?» (лампочка), «Что за мячик, светящийся днем на небе?» (солнце) и т. п.
  • «Словесная цепочка». Надо составить самое длинное предложение, по очереди добавляя в него по смыслу слова. Победитель тот, кто добавил последнее. Смысл в том, чтобы составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто добавит в него последнее слово. Например: «Школьник» - «Умный школьник» - «Умный школьник бежит» - «Умный школьник бежит на урок» и т. д.
  • «Кто первый». Если вы едете на наземном транспорте или поезде, то придумайте какой-нибудь предмет или существо, которое можно увидеть за окном: красную машину, корову, курицу и т.п. Выигрывает тот, кто увидит это первым.
  • «Кто больше» Кто назовет больше предметов за окном: выигрывает тот, кто называет последний предмет. Можно усложнить игру и называть предметы, начинающиеся на одну букву, например, «Д» - дом, дорога, дерево, деревня…
  • «Города и страны» - для более старших детей. Москва-Анапа-Адлер-Ростов-Владимир и т.д. для детишек помладше подойдет аналогичная игра в имена или слова.
  • «Сочини сказку». Каждый рассказывает по кусочку из сказки. Можно усложнить задание, уточнив, что каждая новая реплика должна начинаться с «но».
5

Плеер со сказками или песенками развлечет в дороге уже уставшего малыша и поможет ему расслабиться. Вы можете записать также сказку, песенку или стихи в вашем исполнении на диск – это наверняка понравится ребенку, ваш голос и интересный сюжет помогут ему забыть о дороге.

Приятного путешествия!

Вам предстоит длительная поездка на автомобиле с маленьким ребенком?

Тогда вам нужно к ней основательно подготовиться. Ведь детки – такие непоседы, им требуется постоянное движение и смена видов деятельности.

Как же сделать поездку увлекательной для ребенка и спокойной для родителей?!

Поделюсь с вами своим опытом, так как мы недавно вернулись из путешествия по просторам Амурской области.

Начну с того, что путешествие должно быть комфортным и безопасным для ребенка . Поэтому малыш должен ехать в специальном автомобильном кресле пристегнутый ремнями безопасности.

Да, это дополнительное ограничение его свободы, но как показала практика, его можно смягчить, если заранее продумать план развлечения ребенка в поездке.

Что взять с собой в дорогу?

Я приготовила два отдельных пакета. В одном – все для развлечения ребенка, в другом подручные вещи.

Итак. Под рукой у мамы обязательно должны быть:

  1. Влажные салфетки и платочки.
  2. Детская вода (мы использовали бутылочки Фрутоняни и Агуши, с них удобно пить не проливая).
  3. Пакет для мусора
  4. Сменная одежда

Обязательно возьмите с собой в машину горшок (или подгузники, если малыш еще не приучен к горшку).

Позаботьтесь и о питании или перекусе . Для перекуса выбирайте то, что любит ваш ребенок. Это могут быть фрукты (нас выручали бананы), сушки, сухофрукты.

И не забудьте про аптечку.

Ее состав лучше обсудить со своим врачом. У нас в аптечке была зеленка, бинт, смекта, отривин (капли в нос), виферон (свечи), нурофен (свечи), градусник, пластырь, мазь «Спасатель», мазь «Бепантен», супрастин.

Чем развлечь ребенка в дороге?

Дорога нам предстояла длинная (7-8 часов), а автомобильное кресло значительно ограничивает движения ребенка, поэтому я заранее планировала, чем же я буду занимать дочурку (1,5 года) все это время.

Передо мной стояла задача обеспечить веселую и интересную поездку, используя малогабаритные, но «долгоиграющие» игрушки.

И вот на чем остановился мой выбор:

  • новые книги
  • магнитная доска для рисования
  • наклейки (объемные и обыкновенные)
  • маленький блокнот
  • пластиковая баночка с разными мелочами
  • ручка, несколько восковых мелков
  • картонные карточки из магнитной азбуки с рисунками.

Наибольшей популярностью пользовались наклейки . И неудивительно, ведь с ними можно придумать столько игр!

Анюта отдала предпочтение объемным наклейкам. Их можно переклеивать много раз с место на место.

Вот как мы играли наклейками:

1. Переклеивали с упаковки на упаковку (главное, чтобы поверхность была гладкой).

2. Перемещали наклейки с ног на руки себе и маме. Туда-обратно множество раз.

3. Мама прятала наклейку в кулак, а дочурка искала и угадывала ее местонахождение.

4. Устроили кукольный театр одного актера по сказке «Колобок». Я приклеивала себе круглую наклейку-смайлик на палец – получался колобок, который пел забавные песенки.

Удивительно, но такая незатейливая с виду игра очень меня выручала.

Простые наклейки мы приклеивали в маленький блокнотик, по одной на страничку. У нас получилась мини-книжка.

А когда надоело – приклеивали их на ноги, закрывали салфеткой и искали.

На втором месте по популярности у нас была магнитная доска . Я рисовала Анютке разных зверей, по ее заказу. Сама она тоже рисовала змею, собачку и маму.

Книги я выбирала очень тщательно, так чтобы их можно было использовать в развивающих целях.

Над дорогой плывут облака, светит солнце, цветущие луга наполнены теплом и благоуханием. Вы едете в машине и всей семьей поете песни…. Не важно, отправились вы на море или в деревню к бабушке - внутри всегда ощущается трепет и восторг! Ведь путешествия любят и взрослые, и дети.

Однако, прежде чем окунуться в долгожданный соленый плен и припасть к кустам спелой малины, нужно преодолеть энное количество километров. Хорошо, если пункт назначения рядом. А ведь иногда приходится проводить в машине много часов или даже не один день. Из этой статьи вы узнаете о некоторых организационных моментах поездки и самое главное - чем занять ребенка в дороге на машине, чтобы ваше путешествие было приятным, комфортным и интересным.

Плюсы длительной поездки на машине с ребенком

Безусловно, автопутешествие длиною в сутки и более - дело утомительное, но при должной организации вполне реальное и даже приятное.

  • Во-первых, это очень интересно: за сутки вы преодолеете несколько регионов и природных зон, а, значит, увидите и узнаете много нового!
  • Во-вторых, во время дальней поездки на машине с ребенком вы проведете день и ночь все вместе в маленьком замкнутом пространстве. И это будет замечательный семейный тренинг. Все члены вашей семьи откроют друг в друге много нового, вы станете дружнее и ближе.
  • В-третьих, автопутешествие сэкономит вам приличную сумму денег, если сравнить с тратами на железнодорожные или авиабилеты.
  • Ну и, в конце концов, иногда автомобиль - единственный способ добраться туда, куда вам надо!

Итак, поехали!

На бытовой организации поездки подробно останавливаться не будем, так как, к счастью, заправками и пунктами питания наши дороги обеспечены неплохо. Если не хотите ночевать в машине или в палатке, этот вопрос тоже легко решается мотельчиками и гостиницами вдоль трассы.

А вот чем занять ребенка в дороге на машине - это пункт нужно продумать особенно тщательно. Конечно, часть пути дети будут спать. Лучше выехать пораньше, например, в четыре утра, чтобы ночной сон продолжился в машине. Тогда вы сможете эффективнее использовать светлую часть суток. Позаботьтесь о комфортном сне для детей. Если они еще маленькие и путешествуют в автокресле, выбирайте кресла с возможностью организации лежачего положения. Лучше потратить силы на поиски удачного кресла, чем мучить ребенка «сидячим сном» с запрокинутой сползающей головой. Для деток постарше рекомендую запастись подушечками или пледами, чтобы можно было удобно пристроить голову.

Чем занять детей в поездке на машине: выбираем занятия и игры по возрасту

Залог удачного автопутешествия с ребенком - частая смена деятельности. Родителям стоит внимательно следить за состоянием маленьких пассажиров. Как только вы видите, что ребенок начинает уставать от своего занятия, предлагайте другое.

Дети от рождения до двух лет

Малыши в дороге много спят, и это облегчает вашу задачу. Однако, усыпить их мирно бывает довольно сложно, особенно, если вы заботливые и законопослушные родители и перевозите ребенка в автолюльке. Возьмите соки, бутылочку и приноровитесь так давать грудь, чтобы ребенок смог уснуть, и его не пришлось туда-сюда постоянно перекладывать и будить. Возьмите любимые игрушки малыша, но только те, что легко чистятся - они будут летать по салону, а потом непременно попадут в рот.

Итак, теперь поговорим о том, чем занять маленьких детей в поездке на машине? Отлично развлекут малышей:

  • шнуровки, слингобусы
  • подвесные дуги
  • пальчиковый или кукольный театр
  • музыкальные игрушки/книжки (не переусердствуйте, берегите психику водителя)
  • пальчиковые игры (счет, загибание пальчиков, сорока и т.д.)
  • игры с песенками
  • планшеты для рисования

Дети от трех до пяти лет

В этом возрасте дети особенно любознательны. А длительная поездка на машине с ребенком предоставляет много возможностей для изучения окружающего мира. Поэтому представьте себя на сутки экскурсоводом и рассказывайте-объясняйте все, что видите вокруг: куда и почему плывут облака, откуда едут грузовики, как растет пшеница, как коровы находят дорогу домой и т.д.

Возьмите в дорогу:

  • книжки с интересными иллюстрациями (желательно одну-две новые книжки) и любимые книжки
  • куклу с одеждой, машинки (они отлично ездят по окнам)
  • зверюшек для ролевых игр
  • музыкальные инструменты для семейного оркестрика
  • рамки-вкладыши
  • раскраски и альбом с карандашами / магнитную доску для рисования
  • мемори-карточки
  • говорящий алфавит

Для разнообразия можно предложить детям отгадывать загадки, слова по описанию. Будет здорово придумать сказку о вашем путешествии. С детками от двух с половиной до четырех лет можно играть в цвета - вы либо просто вспоминаете предметы определенного цвета, либо ищите их за окном, спрашивая ребенка: “ Что ты видишь белое, зеленое…? ”

Чем занять детей шести-восьми лет в поездке на машине

Дети такого возраста - отличные попутчики! Они уже не такие капризные. И с ними можно с обоюдным удовольствием обсудить все, что вы увидите за окном, а также дела на работе, в саду, школе, во дворе. К тому же доверительная семейная обстановка - отличная возможность, чтобы вложить в душу ребенка какие-то важные философские мысли.

А что же из развлечений подойдет ребенку такого возраста?

  • Карандаши и бумага
  • Журналы со сканвордами и головоломками
  • Кубик-рубик и аналоги
  • Не слишком мелкие конструкторы, трансформеры - то, чем можно занять пальчики, когда после разговора или чтения захочется «поковыряться»

С детьми пяти-восьми лет можно играть в слова, города и цвета, задавая приемлемую для вашего ребенка сложность. Игра заключается в следующем: первый участник называет слово, а второй должен вспомнить другое, начинающееся на последнюю букву из слова первого участника. Пример: дом-мандарин-нос-собака и т.д.

Также хорошо идут загадки. Если только учите ребенка считать, можно составлять по буквам слова, писать короткие записочки. Во время поездки можно освоить и закрепить элементарный устный счет ㅡ так вы сделаете путешествие не только интересным, но и полезным. Если ваша машина вмещает вас вместе с детьми на заднем сидении, здесь открывается огромный спектр карточных игр, например, мемори и прочих. Можете заняться тренировкой интуиции (причем даже с детьми младшего возраста). Представляйте и держите в своем уме какой-то предмет, а дети пусть угадывают. Играйте в игру «в какой руке шарик?». Закрывайте глаза и отгадывайте, сколько пальцев показывает ваш партнер по игре.

Подростки решают сами

А вот чем занять взрослого ребенка в дороге на машине ― об этом можно особо не беспокоиться. Это уже вполне самостоятельные люди, поэтому поддержите в них эту самостоятельность и дайте возможность без вашей помощи собраться в поездку. Пусть сами выбирают, чем будут заниматься: плеер, книги, блокноты для записей, головоломки, задачники, настольные игры, которые можно приспособить в машине. Но будьте внимательной мамой - припасите и для взрослеющего ребенка сюрприз: новую игру, журнал или книгу.

Остановки в пути и общение с природой

Конечно, во время дальних поездок на машине с ребенком любого возраста очень важно - делать остановки и выходить из автомобиля. Даже, если вы потратите на остановки дополнительно два-три часа, поездка кардинально преобразится и обогатится впечатлениями.

Дайте детям побегать по полям, подойти к ручейкам, искупаться в озерах, даже просто обойти несколько кругов вокруг машины. Если же на улице льет дождь или бушует вьюга, остановитесь, чтобы малыши могли свободно полазить по машине. Разрешите ребенку посидеть за рулем в стоящей на обочине машине, посигналить, представить себя водителем.

Отдельным приключением можно назвать пикник. Даже, если вы не взяли с собой ничего горячего и планируете обедать в кафе, запаситесь фруктами и чаем с печеньем для пикника. Это и отдых, дающий прилив сил, и разминка.

Возьмите компас, лупу и бинокль. Вы сможете понаблюдать за природой, научить детей определять стороны света и в естественных условиях докажите, что солнце встает на востоке и заходит на западе. Если есть время, разведите огонь. Даже, если любое мероприятие займет полчаса вашего дорожного времени, для детей это время может стать источником силы на всю дорогу.

Чем еще можно заняться во время длительной поездки на машине с ребенком? Конечно же, фотографией! Старайтесь запечатлеть как можно больше моментов и интересных вещей вокруг вас. Фото с летнего путешествия будут согревать и радовать вас весь год. А если по возвращении вы сможете с детьми написать историю своих приключений, то можно издать настоящую книгу. Надеюсь, что теперь дальняя поездка на машине с ребенком любого возраста принесет вам много положительных эмоций и впечатлений. Счастливого пути!

Екатерина Федотова ,сказочница, мама трех озорных мальчишек

Начнем с пальчиковых игр. В них можно играть с ребятишками любого возраста где угодно: в автомобиле, поезде, самолете, на вокзале или в аэропорту. Не забудьте разучить перед путешествием несколько новых игр для маленьких пальчиков!

Свинка. Легонько сжимайте пальчики на ножках малыша, начиная с большого, приговаривая стихотворение:

Эта свинка ест сосиски,
Эта – сладкие ириски,
Эта свинка ест варенье,
Этой нравится печенье.
Эта говорит: «Хрю-хрю,
Я картошечку люблю!»

В конце пощекочите пяточку малыша. Точно так же можно играть с пальчиками на ручках, пожимая их или загибая.

Цап-царап! Положите ручку малыша на свою раскрытую ладонь. Рассказывайте стишок, слегка покачивая ладонью. А на словах «цап-царап» хватайте малыша за ручку. При этом приговаривайте: «Скорее, скорее убирай ручку! Прячь ручку! Схвачу-схвачу!» Сначала малыш будет просто смеяться, потом поймет смысл игры и станет прятать свою ручку, едва услышит команду «цап-царап».

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка.
В пушистые лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!

Чем занять ребенка в дороге: ку-ку и другие забавы

Нередко простые игры оказываются самыми эффективными. Как только ребенок в путешествии начнет капризничать, вспомним любимые «ку-ку» и всевозможные прятки – капризы как рукой снимет!

Ку-ку! Можно придумать множество вариаций этой игры. Сначала закройте лицо ладонями, потом откройте и скажите: «Ку-ку!» Каждый раз, убирая руки, меняйте выражение лица, стройте гримасы, смешите ребенка, показывая только часть лица (например, губы, нос, один глаз). Можно закрывать лицо носовым платком или же прятать под платок самого малыша. Еще можно прятаться за спинку кресла и выглядывать оттуда. Попробуйте несколько раз выглянуть с одной и той же стороны кресла, а потом – с другой. Для малыша это станет сюрпризом: ведь он ждал вас совсем в другом месте.

Паучок. Представьте, что ваша рука – это паучок. Пусть «паучок», перебирая лапками-пальцами, ползет по ножке малыша, затем по животику, добирается до груди, падает вниз и снова начинает свое восхождение под ритмичный стишок:

Отважный паучок
На дерево взбирался,
Поднялся ветерок,
И паучок сорвался.
Но скоро ветер стих,
И солнышко сияет.
Наш паучок опять
Вершины покоряет.

Где игрушка? Возьмите небольшую игрушку и на глазах у малыша спрячьте ее в зажатом кулаке. Пусть кроха достанет игрушку, разгибая ваши пальцы. Игрушку можно прятать в разные коробочки, заматывать в носовой платок и т.п. А малыш пусть находит и достает.

Где носик? Спросите ребенка: «Где твой носик?» Ответьте: «Вот носик!» и коснитесь его носика. Потом спросите: «А где мамин носик?» Возьмите ручку малыша и коснитесь ею своего носа: «Вот мамин носик!» Точно так же поищите ротик, лобик, ушко, щечку и другие части тела сначала у ребенка, потом у мамы.

Глядим в окошко. Начиная с 8–9 месяцев ребятишки уже активно интересуются всем, что происходит вокруг. Обращайте внимание малыша на мелькающие за окном домики, речки, мосты, собачек, птичек и т.п. Повторяйте звукоподражания: «Вон машинка поехала – би-би, а вон трактор – тр-тр-тр, смотри, лошадка – иго-го!» Так вы не только займете малыша в дороге, но и потренируете его внимание и мышление, будете развивать его речь.

Игра со шторкой. Если вы летите в самолете и сидите у окна, пусть малыш поиграет со шторкой: поднимает и опускает ее. Большинство маленьких детей в путешествии предается этому простому занятию довольно долго. В поезде или автобусе тоже можно найти шторке полезное применение, двигая ее вперед и назад.

Чем занять ребенка в дороге: творчество

Развлечь ребятишек постарше в дороге проще: можно рисовать, раскрашивать, делать поделки из бумаги. Но и для годовалых карапузов найдутся дела.

Коллаж из наклеек. В дороге вам пригодится обычный альбом для рисования и несколько листов крупных наклеек с животными, фруктами, машинками и т.п. При необходимости помогайте маленькому творцу, отклеивая наклейку и вкладывая ему в ручку. А дальше он сам найдет ей место на листе.

Будем рисовать! Сначала наклейки в альбом наклеим, а потом там же порисуем. Вложите крохе в руку фломастер или маркер, и пусть пробует черкать им по бумаге. Когда малышу надоест, порисуйте вы – например, изобразите кошечку, зайку, солнышко, елочку и другие узнаваемые предметы. Обязательно называйте все, что рисуете.

Магнитная доска. А можно рисовать не в альбоме, а на магнитной доске! Это очень удобная игрушка для путешествий: малыш покалякал, потом все стерли, и перед вами снова чистое поле для творчества!

Что видим, то и рисуем! Рисовать можно и то, что вы с малышом только что увидели в окошко. Заинтересовался кроха козочкой? Нарисуем ее и рассмотрим: «Тимоша видел в окошке козочку? И мама нарисовала козочку! Вот козочка! Ме-ме!» А потом нарисуем домик, машинку, трактор.

Чем занять ребенка в дороге: игрушки-помощники

Незадолго до путешествия с ребенком купите несколько новых игрушек и возьмите их с собою в дорогу. Они помогут увлечь маленького путешественника и сделают дорогу легче и приятнее.

Книжки. Возьмите с собой несколько книжек для малыша. Любимые книжки помогут маленькому путешественнику справиться со стрессом и напомнят о доме, а новые – на некоторое время его займут. Лучше всего подойдут картонные книги с толстыми страничками и яркими рисунками. Еще хороши всевозможные книжки-игрушки с мягкими вставками, пищалками, подвижными элементами. Чем больше разных «спецэффектов», тем интереснее малышу.

Руль. В качестве дорожной игрушки, особенно во время путешествия в машине, малышу наверняка понравится руль. Ребенок сможет не только сигналить, нажимая на кнопочки, но и, подражая папе, рулить прямо в своем автокресле.

Игровые панели. Приготовьте в дорогу новую игровую панель с разными кнопочками, рычажками, гремелками. Пусть она будет вашим неприкосновенным запасом на тот случай, когда простые игры уже перестанут удовлетворять малыша.

Куклы-перчатки. В дороге вам могут пригодиться куклы-перчатки. С их помощью можно разыграть для малыша импровизированную сказку, рассказать стишки и потешки, спеть песенку.

Волшебный мешочек. Сложите в небольшой мешочек или косметичку разные интересные и безопасные для малыша «штучки»: погремушку, четки, ленточки, платочки, бумажки, старую магнитофонную кассету... Дайте малышу мешочек с сокровищами, пусть вытаскивает оттуда предметы, изучает и использует по своему усмотрению. Если он не догадается потянуть пленку из кассеты, подскажите ему. Наверняка разматывание пленки увлечет кроху надолго.

Чем занять ребенка в дороге: игры из ничего

Иногда, чтобы развлечь малыша во время автомобильного путешествия, достаточно одной только маминой фантазии. А игрушками могут стать любые предметы, которые окажутся под рукой.

Бутылка-гремелка. Пустая пластиковая бутылка может стать и занятной погремушкой. Нужно только насыпать в нее несколько монеток, орешков или конфет. Хорошо закручиваем крышку и выдаем ребенку. Пусть гремит в свое удовольствие! Только важно внимательно смотреть за малышом, чтобы он не тянул мелкие предметы в рот.

Чудо-салфетки. Пачка белых бумажных салфеток способна надолго отвлечь кроху от капризов. Правда, потом родителям придется убирать клочки бумажного «снега». Пусть малыш разворачивает салфетки, мнет их, рвет на кусочки. Только внимательно следите, чтобы кроха в процессе игры не наелся бумаги.

Журнал. Взятые в дорогу книжки-картонки малышу уже наскучили? Тогда дайте ему прочитанный журнал. Малыши любят рассматривать что-то новенькое. Но, скорее всего, журнал разделит участь салфеток из предыдущей игры. Также можно аккуратно на глазах малыша вырвать из журнальных фотографий фигурки людей, животных или предметов и разыграть с этими «персонажами» небольшую сценку.

Куколка из салфетки. Из бумажной салфетки в считанные минуты можно смастерить пальчиковую куклу. Ее можно позвать на помощь, если малыш раскапризничался. Берем бумажную салфетку, смачиваем кончик в воде и наматываем на конец указательного пальца, как будто хотим его забинтовать. Затем обжимаем салфетку вокруг пальца, чтобы получился шарик. Из второй салфетки делаем платьице, обвязывая ее вокруг пальца ниже бумажной «головы». Фломастером рисуем кукле глаза, нос, рот. Готово! Кукла оживает, вызывая у малыша восторг. Ведь это и в самом деле волшебство! Вот была просто салфетка, и вдруг превратилась в живое существо, которое двигается, смотрит, разговаривает (пусть и маминым голосом), может похвалить или пожалеть.

Фонарик. Если за окном уже стемнело, а малыш не спит, развлекайте его с помощью фонарика. Посветите на ручки и ножки малыша, на свое лицо, на стекло машины, поезда или иллюминатора в самолете. Дайте крохе книжку и освещайте фонариком ее странички. Пусть и малыш попробует устроить свое собственное мини-солнышко.

Как ни крути, а много часов сидения на одном месте кроха не выдержит. Если вы путешествуете с ребенком на машине, периодически делайте небольшие остановки. Расстелите на траве плед и дайте малышу немного поползать. Если он уже ходит, поводите его по травке, покажите что-то интересное (цветочек, букашку, дерево). Усадите ребенка на плед и поиграйте в мячик, перекатывая его друг другу. Подобные перерывы улучшат настроение крохи и сделают дорогу приятнее. Счастливого пути!



Рассказать друзьям