Чистое животное. Ученые решили разобраться, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых?

Так какая разница между чистыми и нечистыми животными?

(Втор. 14:9 Лев. 11:9) — чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

Нечистые

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас (Втор. 14:10). Большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины,…

Нечистые животные и учение Христа

Хочу рассмотреть начиная с Бытие и кончая Новым заветом о нечистых животных.
И потом сравнить как АСД учат об этом. Пусть Господь Бог поможет нам видеть истинно Его Слово.

Начнём с периода который был до потопа. Книга Бытия

1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.
6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И из скотов…

Так уж заведено, что мы, не успев ничего толком узнать о вере, слишком быстро становимся знатоками многих околоцерковных вещей, которые, прямо скажем, если и имеют какое-то значение, то отнюдь не главное. Так, например, первая встреченная в храме бабушка без труда вас убедит, что держать дома собак никак нельзя, а кошек можно. И что посмей какая-нибудь дворняга сунуть в храм нос, дом Божий тут же нужно заново освящать. Потому что собака, мол, «нечистое» животное. Такие знания церковных правил не только заставляют искренне удивляться, но и зачастую являются ничем не обоснованными. Попробуем с этим разобраться.

Зачем понадобилось деление?

Традиционно начать, конечно, нужно с Ветхого Завета. И здесь мы увидим, что деление животных на чистых и нечистых было совершено пророком Моисеем. Как известно, после Всемирного потопа людям теперь уже разрешалось употреблять животную пищу. Однако по закону, данному Богом через Моисея, целый ряд зверей стал…

Многим народам, которые жили по соседству с идеями 2000 лет назад, было странно не работать в субботу, иметь Бога, которого не видно и не есть свинину.

Нечистое - так называли свинью.


(Лев.11:7)

Она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести.

22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.
(2Пет.2:22)

Сегодня можно по прежнему встретить людей, которые соблюдают подобные ограничения.

Например, не едят мяса любого животного, не едят его по определенным дням или не едят по религиозным причинам.

Что говорит Библия о еде?

До всемирного потопа человеку была дана в пишу только растительность.

После потопа животные вошли в рацион питания человека и по этой причине стали бояться нас.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили или жарили — это и так понятно.

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ» (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот ЖИВОТНЫЕ, которые МОЖНО вам есть из всего скота на земле: …» (Лев. 11:1,2) далее перечисляются чистые и нечистые животные.

Бог говорит нам о том, что мы должны и чего не должны употреблять в пищу.

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Законы Бога, касающиеся животных

Чистые животные

Левит 11:1-3 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6 Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, …

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно…

Лариса Анастасия Искусственный Интеллект (102583) 6 лет назад

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех [животных] , которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в…

Почему христиане едят свинину? Ахмед, г. Москва Ахмед написал нам следующее: «Здравствуйте, я мусульманин, я с уважением отношусь к христианам, как и все мусульмане. Мой вопрос заключается в следующем: почему христиане едят свинину, когда запрещенно её вам тоже есть. Ведь в библии в ветхом завете запрещается употреблять в пищу свинину. Но в новом завете, который был переписан с арамейского на греческий, об этом ничего не сказано. Объясните мне почему христиане едят свинину? С уважением. Надеюсь получить хоть маломальский ответ».
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотим заметить, что Новый Завет не переписывался с арамейского, а был написан на греческом языке за исключением Евангелия от Матфея.

Теперь обратимся к заданному нам вопросу: Почему христиане едят свинину?

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. До потопа люди ели растительную пищу.
Бытие 1:29-30 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у…

хра’>

Чистые и нечистые животные: кошке можно в храм, а собаке нельзя?

Отклик на статью «Есть ли у животных права», «НС» № 2 за 2008 год:

Тема животных очень интересная, но вот меня давно интересует один вопрос: я слышала, что собаку называют нечистым животным, и есть даже такое мнение, что, если собака забежала в храм, его нужно переосвящать, а кошка — животное чистое, и ей в храм можно. Откуда такое разделение? Марина

Отвечает преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ иерей Александр Прокопчук:
— Понятие чистых и нечистых животных идет из Ветхого Завета. После Потопа людям было разрешено есть мясо животных. В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу, и они названы «чистыми», а каких нельзя — они названы «нечистыми». Из зверей, которых мы сейчас называем млекопитающими, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. (Поэтому у иудеев…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Так всё таки можно или нельзя питаться мясом по Библии? Спрашивает Михаил
Отвечает Василий Юнак, 21.03.2010

Михаил пишет: Так всё таки можно или…

Чистая и нечиста еда. Когда мы применяем библейские советы и понимаем, насколько они полезны, мы осознаём, что в этих советах заключена поистине Божья мудрость
Библейские советы, помогающие в жизни. (Христианская еда)

1- Чистая и нечистая еда.

2-Библия и ученые (Пища).

Вот скот,который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард.

Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. (Втор. 14)

Свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас.

толькосих не ешьте верблюда, зайца и тушканчика,Свиньи, не ешьте мясаих, и к трупам их не прикасайтесь.(Втор.14:7)

Из всех [животных], которые в воде, ешьте всех,у которых есть перья и чешуя;

а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. (Лев.11:9,10)

ВОПРОС ОТ АЛЕКСЕЯ

Хотелось бы задать один вопрос по отношению Библии к мясу. Посмотрите какие есть тексты Библии:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29, 31).

«Режущий вола - то же, что убивающий человека» (Исайя 66:3).

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». (Притчи 23:20).

Получается, вегетарианцы правы, что не едят мяса?

Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили…

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31)

Разбирая данную тему нужно помнить о любви друг ко другу и о взаимном терпении… Рассуждение о пище не должно нас поссорить или нанести обиду. Пусть то, что Библия не ставит во главу спасения, никогда не станет разделяющей стеной в нашем братском общении.

Зачем человеку питание? Зачем человеку есть?
Наличие такого элемента в жизни, как пища, производит осознание зависимости человека от внешних материй и факторов. Даже в совершенном мире, созданный по подобию Божию, человек иногда должен был ощущать себя нуждающимся.
При таком положении вещей, когда продолжение жизни зависит от еды, человек никогда не может сказать – «я ни в чем не нуждаюсь», «я сам по себе», «проживу без этого».
Взаимосвязь всего в сотворенном мироздании создает ощущение созависимости друг от друга.
Давать и принимать – идеальный принцип жизни во вселенной. Нельзя только брать или только…

Животные в Библии - Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший В Библии упоминается множество животных существ. Идентифика … Википедия

Животные - Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, (Лев.11:2), на рыб морских (ст. 9, 10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались опять: чистые,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Животные - в Библии это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Животные библейские - в Библии животный мир разделяется на 4 разряда, причем каждый разряд содержит в себе животных, которых можно вкушать человеку, или чистых, и животных, запрещенных для пищи, или…

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу.

Нечистые животные в более общем смысле - животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые конкретным народом в силу традиций, предубеждений и медицинских показаний.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Животные в Библии.

    Нечистая пища мерзость перед Богом

    Библейский ликбез #14: Строительство ковчега и начало потопа

    Семинар "Первая Ступень" ч.15. Чистые и Нечистые силы, хозяин внутри Вас.

    Субтитры

Иудаизм

В Талмуде

Различие между чистыми и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум . Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у чистых животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна ).

Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть её землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены ). Законоучители Талмуда испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков чистой и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова «лемино» и «лиминегу», то есть «с породой их», что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия чистых от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у неё сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца . Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая её одной ногой, отрывают от неё куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרומה). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой .

По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена . Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники . Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространённому мнению, отнес к категории чистых рыб.

Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела . Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид её, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить её к пище. Впоследствии саранча была запрещена . Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушёл от того места и потом вернулся назад ; на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью. Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной ).

Толкование разделения животных на чистых и нечистых

В послании Аристея (144-154) говорится, что «эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер»; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: «Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо». Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: «Все эти вещи портят кровь и делают её легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу» (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней , Климент Александрийский , Ориген).

Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог её запретил . Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе . Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми .

Христианство

Текст раздела пока написан только на основе Библии.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Тит.

Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. Кол.

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Рим.

Из Книги Деяний святых Апостолов

начал речь Иаков и сказал: …

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ". Деян.

Ислам

Буддизм

В буддизме животных не разделяют на чистых и нечистых. Наоборот, все животные считаются священными. Однако это приводит к тому же результату - ограничению в употреблении в пищу.

Индуизм

В индуизме нечистых животных нет. Корова считается священным животным, потому что считается созданной Богом для человека, чтобы давать каждый день ему пищу в виде молока (самой корове и телятам столько молока не надо). Поэтому убивать коров и есть их мясо запрещено. Ограничение в употреблении в пищу мяса других животных связано с возможностью выхода из-под влияния гун материальной природы (главным образом, невежества и страсти), то есть возможностью духовного совершенствования человека и его приближения к святости, к Богу.

Мы часто употребляем мясную продукцию, ведь такова природа человека. Хотя считается, что до Всемирного потопа люди ели только растительную пищу. Сейчас, во время Великого поста, многие воздерживаются от употребления продуктов животного происхождения . А это отличный повод для размышления над тем, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых, чтобы пересмотреть свой рацион в дальнейшем.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о мнении ученых по поводу того, почему некоторых зверей, рыб и птиц относят к чистым, а некоторых - к нечистым. Их существует очень много, поэтому поговорим о тех, мясо которых доступно для жителей СНГ.

Чистые животные

Чистые морские жители

«Чистыми являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие» (Втор. 14:9, Лев. 11:9).

Нечистые морские жители

«А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас» (Втор. 14:10). Это акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие. По мнению ученых, Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей.

Медики утверждают, что нижеперечисленные виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.


Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюков, голубей - всех, у кого есть зоб. Утки также относятся к чистым птицам.


Нечистые птицы

«Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя…» (Лев. 11:13–19).


Чистые животные

«Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, серну, орикса, камелопарда» (Лев. 11:1–3 Втор. 14:3–6).

Козы, овцы, серны, олени, коровы - травоядные. При этом они тщательно выбирают траву, которую поедают.

Заметим, что кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22–24 говорится, что мы не должны употреблять кровь и жир любого из вышеперечисленных животных, а также животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

Как видишь, у всего существует . Блюда из некоторых животных, рыб и птиц действительно могут причинить вред твоему организму. Но мы не думаем, что, если есть их в незначительных количествах, произойдет что-то ужасное. К тому же нужно учитывать современные технологии. Например, те же устрицы в большинстве случаев в наши страны привозят не с морей и океанов, а выращивают в специальных бассейнах. Естественно, там нет большого количества грязи и химических отходов.

Фотография: фотобанк pixabay.com

Кашрут — диета или ритуал?

Рами ЮДОВИН

Тора подробно говорит о запрещённых и разрешённых в пищу животных. Животное, запрещённое в пищу, называется «таме», т. е. ритуально нечистое: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». (Лев. 11:8).

Вот признаки, по которым можно определить животное, допускаемое к употреблению в пищу: жует жвачку, и при этом имеет раздвоенные копыта. Однако сами ритуально чистые животные не перечисляются. При этом, упоминаются четыре запрещённых животных — верблюд, даман, заяц и свинья, видимо, чтобы в дальнейшем не возникло споров о пригодности их в пищу. Они имеют вместо обязательных двух характеристик пригодности только один — жуют жвачку или имеют раздвоенные копыта, но двумя признаками одновременно эти животные не обладают (Лев. 11:4-7).

Также даны чёткие указания в отношении морских обитателей и снова показывают два признака пригодности – плавники и чешуя. Все остальные, не имеющие этих двух опознавательных знаков, в пищу запрещены.

Птицы перечисляются подробно — упоминаются двадцать видов пернатых, запрещённых в пищу, в большинстве своём питающихся убоиной и падалью.

Запрещаются в пищу все насекомые, кроме некоторых видов саранчи. Возможно, это выпадающее из общей системы послабление связано с трудной досягаемостью пищи в условиях пустыни, по которой Моисей вел народ Израиля. Это разрешение свидетельствует о древности закона, восходящего к первоначальной традиции народа-кочевника.

Нечисты также мелкие животные, ползающие по земле, такие как змеи, мыши, черепахи, ящерицы и т. д.

Дотронувшийся до их трупов становится нечистым до вечера. Всякая вещь, которая имела соприкосновение с трупами этих животных — становится нечистой.

Глиняный сосуд, печь и очаг должны быть уничтожены, если произошло соприкосновение с трупом животного. Питьё из сосуда, внутрь которого попала мертвечина, также становится нечистой.

Употребление в пищу пресмыкающихся возбраняется категорически, так как считается осквернением человека: «не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев. 11:43-46).

Нам важно понять, оригинальны ли законы «кашрута».

Известно, что в древнем Египте существовало понятие о ритуальной чистоте и святости посредством воздержания от определённой пищи. Для прочтения 64 главы Книги Мёртвых необходим был отказ от употребления в пищу мяса и рыбы, а также от контактов с женщинами:

«Эта глава должна быть прочитана человеком ритуально чистым, не вкушающим рыбы или мяса и не прикасающимся к женщинам».

На одной египетской стеле, воздвигнутой в XIV в. до н. э., сообщается, что строитель не осквернялся нечистой пищей:

«Не ел никакой мерзости, не вкушал рыбу и даже не ловил её».

В папирусе Галовера 3292 употребляется понятие «чистый» (wcb), означающее физическую или нравственную чистоту.

В Египте не существовало тотального запрета употреблять в пищу рыбу. Только при определённых случаях, в определённое время, например, в период наполнения Нила или в двадцать второй день первого месяца, египтянам было предписано воздерживаться от рыбы, так как в этот день, по египетскому поверью, бог Ра создал водоплавающих. Вполне вероятно, это один из способов сохранить поголовье рыб.

О запрещении употреблять нечистую пищу также известно из надписи в храме Исиды:

«Желающий посетить храм должен воздерживаться от употребления нечистой пищи и должен быть обрезан» (6-10 строка).

В папирусе Нута говорится, что употребляющие в пищу мясо являются ритуально нечистыми.

По словам Геродота, свинья считалась нечистым животным:

«Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать ни в один храм» (Геродот II; 47).

Сообщение несколько странно, потому что по словам того же Геродота, египтяне приносят в жертву свиней двум богам — Селене и Дионису, и после жертвоприношения вкушают свинину:

«Прочим богам, кроме Селены и Диониса, египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам — только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после жертвоприношения вкушают свинину» (Геродот II; 47).

В Египте существовали разные традиции, и поэтому Геродот зафиксировал два различных обычая.

Археологические находки времён Древнего Царства свидетельствуют, что египтяне употребляли свиней и кабанов в пищу.

Несколько позднее, вплоть до 18 династии (2190-2160 до н. э) не встречается изображение свиньи, в могилах не обнаружено костей этого животного. В период Среднего Царства (2106-1786 до н. э.) развивается свиноводство. Были обнаружены свиноводческие фермы, изображение свиньи служило амулетом, даже богиня Нут изображается в виде свиньи. Но вместе с этим в Египте развивается и противоположная традиция. Сет, противник Гора, изображается в виде свиньи. Свинья становится отверженным и нечистым животным:

«Затем Ра сказал Гору: "Посмотри на ту чёрную свинью", и Гор посмотрел, и тут же глаз его пострадал».

«Чёрная свинья, на которую посмотрел Гор, была на самом деле Сути, который превратился в чёрную свинью, и именно он поразил глаз Гора огнём. Затем Ра сказал двум другим богам: "Свинья вызывает у Гора отвращение; но хотя это отвратительное ему существо, он поправится». (Папирус Ну, Британский Музей, N10477, лист 18).

В священных египетских законах также говорится о птицах, разрешённых и запрещённых к употреблению в пищу, только причина запрещения противоположная, чем в законодательстве Моисея.

Коршун, ястреб, ибис, орёл в Египте являлись священными, так как символизировали богов, и поэтому их было запрещено употреблять в пищу.

В Египте не было тотального (как в законах Израиля) запрещения на употребление в пищу животных, считавшихся нечистыми, но только при определённых случаях, в особенные дни и в определённый период египетской истории. Не было столь подробного описания признаков нечистых или чистых животных и птиц, как в законах Торы.

В Зороастризме существует понятие «храфстра» — это животные и насекомые, считавшиеся вредными порождениями божества Ангро Манья. К ним причисляются волки, черепахи, змеи, практически все земноводные и все бескрылые насекомые:

«Дух Зла напал в облике змея и сразу наплодил ядовитых змеёнышей. Мириады храфстра — крысы, мыши, землеройки, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и муравьи, и какие другие есть ещё многоножки, черви, ядовитые, жалящие расползлись и заполонили все пастбища, так что без вредоносных тварей не осталось на земле и места с остриё иголки» (Сказание о сотворении мира).

Уничтожение «храфстра» считалось богоугодным делом. В тексте «Авесты» говорится об искуплении посредством уничтожения «храфстра». Было строжайше запрещено убивать выдру, так как это животное уничтожает «храфстра»:

«Если кто убьёт выдру, жилищем тому будет ад, род его угаснет, он не сможет искупить грех, если не получит десять тысяч ударов ритуальной плетью… Не совершит десять тысяч жертвоприношений, не убьёт десять тысяч змей, десять тысяч ящериц, десять тысяч жаб, десять тысяч древесных лягушек, десять тысяч муравьёв, десять тысяч мух…» (Видевдат 14.1 - 10).

Геродот рассказывает об обычаях персидских магов уничтожать животных, которых они считали вредными:

«Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека. Они даже считают великой заслугой, что уничтожают муравьёв, змей и пресмыкающихся и летающих животных» (Геродот I;140).

Законы зороастризма о вредных и полезных животных отличаются от законов Пятикнижия о нечистых и чистых животных. Иудейские законы не приписывают уничтожать нечистых животных. Кроме этого, полезные животные по учению Заратустры, такие как собака, выдра, лошадь, согласно Торе являются нечистыми.

Можно предположить, что законы книги Левит о «кашруте» — это диетические и гигиенические правила, регламентирующие пригодность употребления в пищу того или иного животного. Правда, в таком случае, не совсем ясно, почему животные, не пригодные в пищу, названы «ритуально нечистыми». Но, с другой стороны, как объяснить человеку, жившему тысячелетия назад, что определённые виды животных не пригодны в пищу, приносят вред? Разумнее всего, чтобы оградить древних людей от поедания вредных для здоровья животных, объявить их ритуально нечистыми. Ведь только такое объяснение может предотвратить употребление животных, контакт с которыми приводит к отравлениям, болезням и эпидемиям.

Конечно, сложно представить, что все правила, описанные в 11 главе книги Левит, были плодом измышлений кочевника. Многие пищевые запреты неактуальны в условиях пустыни, в которой не обитают большинство из перечисленных животных и уж, конечно, рыб. Хоть нам известно об отступлении от общего правила — разрешение употреблять в пищу различные виды саранчи, однако встаёт вопрос: в условиях пустыни трудно выжить, минимум пищи зачем вводить какие-то пищевые запреты, причём совершенно несвоевременные?

Впрочем, сбрасывать со счетов гениальность, пророческий дар Моисея, божественные откровения, является неправильным, если мы хотим быть непредвзятыми исследователями и учитывать все факторы, даже невозможные с нашей точки зрения.

Вероятно, запрещение употреблять в пищу перечисленных в книге Левит животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых – необходимая мера для сохранения здоровья нации, потому что эпидемия страшней, чем недоедание, потому что могла свести в могилу весь народ, находящийся в ограниченном пространстве.

Выявление общей системы распознавания животных по внешним признакам (например, одновременно два обобщающих признака: раздвоенное копыто и срыгивание жвачки), — является простым и гениальным.

Употребление в пищу хищников, поедающих падаль и накапливающих в своём мясе трупный яд, опасно для человека, приводит к отравлениям и различным заболеваниям. Даже заяц, очаровательный грызун, объявлен нечистым. Но этот, на первый взгляд, безобидный зверёк при определённых обстоятельствах поедает мышек, а иногда и своих сородичей. Кроме того, зайцеобразные болеют общими для человека и животных болезнями: туляремией, бруцеллезом, листериозом. Верблюд болеет бруцеллезом и чумой. Тушканчик служит переносчиком ряда инфекций, в том числе и чумы. Свиньи нередко бывают носителями сальмонелл, мясо часто заражено ленточными глистами и цепнями. Свиньи в жарком климате, представляют эпидемиологическую опасность из-за множества общих с человеком болезней.

Интересно, что в Писании совсем мало мест, упоминающих пищевые запреты. Пророк Исайя осуждает народ за употребление свинины. Правда, из контекста не вполне ясно, осуждается вкушение свиного мяса как такового, или какой-то идолопоклоннический ритуал, в котором свинья приносилась в жертву:

«Народ, гневящий Меня пред лицом Моим постоянно; приносящие жертвы в садах, и воскуряющие на кирпичах. Обитающие в могилах и в скрытых местах ночующие, едящие мясо свиное, и отвар гнусный (в) сосудах их» (Исайя 65:3-5).

Вполне вероятно, что употребление свинины являлось частью языческого ритуала, так как в древности простой бедный народ, как правило, ел мясо только во время празднеств и жертвоприношений:

«Те, которые освящают себя и очищают себя в рощах, один за другим, едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Господа» (Исайя 66: 17).

В любом случае из слов пророка явствует негативное отношение к поедающим свинину и мышей. Ведь если во время идолопоклоннического ритуала вкушали баранину или говядину, то вряд ли пророк упомянул бы в списке преступлений употребление этой пищи. Поэтому пророк ссылается на сложившуюся, известную традицию об употреблении в пищу нечистых животных.

Похоже, понятие «нечистое» воспринималось не только зороастрийцами, но и иудеями не только как запрещённое в пищу, но также нечто неблаговидное, мерзкое. Однако вряд ли древние иудеи относились негативно к таким животным, как лошадь (которая оценивалась дороже человека-раба), верблюду или собаке, ведь эти животные использовались евреями на войне и в быту. Поэтому «нечистое» не во всех случаях являлось синонимом «мерзкое», но всего лишь запрещённое в пищу.

Апостол Пётр видел полотно, спускаемое с неба, в котором находились «нечистые» животные. Пётр услышал Голос, повелевший ему: «заколи и ешь». И он в изумлении ответил: «никогда не ел ничего скверного или нечистого». Но получил ответ: «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деяние 10:11-16).

Видение Петра, как мы выясняем дальше из повествования, не говорит о разрешении вкушать некошерную пищу, но позволяет евреям входить в дома к неевреям, которые во времена Иисуса почитались за ритуально нечистые, так как язычники не следовали предписаниям Моисея, не проходили обряды очищений. Чтобы объяснить это нововведение, следовало использовать понятные, знакомые символы для такого иудея как Шимон бар-Иона (апостол Петр).



Рассказать друзьям