Цветовой круг. Основы теории цвета: Цветовая схема и Цветовой круг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина или страничка в интернете, это должно радовать глаз. Поэтому практически все дизайнеры, иллюстраторы и некоторые художники используют различные схемы подбора цветов.

Самой распространенный из них является цветовой круг. Он позволяет подобрать гармоничные и приятные сочетания, однако для того, чтобы воспользоваться такой штукой, необходимо знать, как она работает. Существуют правила и нюансы, которые придется учитывать при использовании данного инструмента. Конечно, есть люди, для которых он бесполезен. Обладая врожденным талантом, они на глаз подбирают и оттенков. Но сейчас речь не о них.

История создания

С давних времен человек пытался понять природу цвета, теорий было много. Занимались этим вопросом практически все сферы науки: оптика, искусствоведение, культурология, психология и другие. В частности, именно из-за этого колористика не могла сформироваться как отдельная наука.

Первая систематизация была создана Леонардо да Винчи. Он открыл, что разнообразие цветов ограниченно, а истинными назвал черный и белый. Разбирал он и выявил контрастные и дополнительные.

Новый этап развития начался, когда выделил семь основных цветов, взяв за основу спектр белого света. До сих пор известна такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но великий ученый замкнул цепочку и добавил в нее пурпурный, считая его смешением красного и фиолетового. С этого момента появилась возможность составления известнейшей схемы цветового круга. Хотя самый первый круг нарисовал Гете, который интересовался окраской окружающих предметов. Первый симметричный цветовой круг был создан Кастелем, он состоял из 6 секторов (сейчас его называют кругом Гете). Великому немецкому поэту принадлежит и первый в истории труд по колористике - «Теория цвета». Со временем совершенствуясь, круг пришел к виду, в котором его можно встретить практически везде.

Существуют и другие схемы подбора цветов, но использовать их в каждодневной работе неудобно, поэтому они не столь популярны.

Круг Иттена

Это двенадцатичастный круг, который получается из трех основных, трех вторичных и шести третичных цветов. Вторая тройка получается при смешении попарно желтого, красного и синего цветов, а третичные, соответственно, при смешении первичных и вторичных. Придуман он был, как видно из названия, Йохансеном Иттеном - швейцарским художником и педагогом. Он внес огромный вклад в понимание природы и восприятия цвета и его оттенков. До сих пор изобретенная им схема считается классической и по сей день используется дизайнерами и художниками всего мира.

Круг Освальда

Более современный вариант представлен в В отображенной Освальдом
палитре можно выделить три основных цвета. Именно на них и основана нынешняя аддитивная цветовая модель RGB (Red, Green, Blue), то есть красный, зеленый и синий. Как было доказано, эти цвета воспринимаются нашим глазом напрямую, все остальные оттенки получены путем смешения этих трех. Конечно, на такой схеме нет ни черного, ни белого. Им нет места в спектре, их рассматривают как крайние точки насыщенности.

Используется в основном тогда, когда нужно увидеть как можно больше оттенков.

Тренировка восприятия

Не секрет, что человеческий глаз в состоянии различать до 150 оттенков. Однако, благодаря натренированности, у художников это число возрастает до 350-400. Многие люди, работающие в сферах, где приходится сталкиваться с колористикой, не обладают врожденным интуитивным чутьем, поэтому их спасает круг Иттена. Сейчас он доступен, можно распечатать его на принтере или купить в специализированном магазине, но время от времени, для тренировки, лучше рисовать его собственноручно. Возможно, получится не сразу, но это необходимо для правильного восприятия, ведь очень сложно с первого раза получить нужный оттенок. Например, зеленый должен получиться именно зеленым, а не желтоватым или синеватым.

Формальный подход

Для создания гармоничных сочетаний необходимо изучить не одно правило цветового круга. Поняв принцип работы, вам будет все по плечу. Занимаетесь ли вы созданием одежды или рисуете картины, или, быть может, вы дизайнер интерьеров, рано или поздно вам придется столкнуться с колористикой.

Но использование различных схем ни в коем случае не должно ограничивать ваше собственное чутье или фантазию. Итак, существуют основные сочетания или комбинации, в которых имеется от 2 до 4 цветов. Если вы активный пользователь компьютера, то всегда можете использовать специальные программы по подбору оттенков, так как у них у всех взят за основу цветовой круг.

Комплементарные цвета

Их еще называют дополнительными или контрастными. На круге Иттена они располагаются друг напротив друга. Их сочетания выглядят достаточно энергично, хотя и считается, что они слишком резкие, в природе можно найти не один пример их гармоничного единения. Разве не чудесно смотрятся красные розы в обрамлении зеленых листьев или клубничка на грядке? Используются такие комбинации в случаях, когда нужно что-то выделить или подчеркнуть. Но они совершенно не годятся для текстовых композиций.

Триады

Выделяют три вида - классическую, аналоговую и контрасную. Первую образуют цвета, находящиеся на равном отдалении друг от друга на кругу Иттена. Например, фиолетовый, зеленый и оранжевый. Каждый расположен через три сектора от другого. Сочетание выглядит жизнеутверждающе и позитивно, даже если взять ненасыщенные оттенки. Но чтобы добиться наибольшей выберите один основной, а два других используйте как вспомогательные. А вот аналоговая триада выглядит гармоничной в любом случае, так как три цвета расположены на круге последовательно. Композиция из такой триады не раздражает взгляд и выглядит комфортной.

Она чаще всего встречается в природе, поэтому воспринимается естественно. Но и тут лучше сделать один цвет основным, а два других - дополнительными. Третий вид - это контрастная триада, строится она из одного цвета и двух соседних от его комплементарного брата. Например, возьмем зеленый. Его противоположность - это красный, поэтому для тройки берем красно-оранжевый и красно-фиолетовый. Использовать такое сочетание стоит осторожно и только в том случае, когда вы уверены, что у вас получится сделать это наиболее лаконично.

Прямоугольная и квадратная схемы

Четыре цвета, каждая пара которых является контрастной, составляют прямоугольную схему. Она дает вариаций. Композиция будет смотреться лучше, если выбрать один цвет основным, а остальные использовать как дополнительные или вспомогательные. Вторая схема квадратная, она также состоит из четырех цветов. Если посмотреть на цветовой круг, то они будут равно удалены друг от друга. Смотрится такое сочетание более ярко, поэтому тут тоже предпочтительнее выбрать один главный оттенок.

Теперь вы знаете все основные правила, но стоит отметить, что если следовать одним лишь правилам, то достичь можно немногого. Люди, работающие с колористикой, должны обладать творческим чутьем и вкусом. Цветовой круг - лишь помощник, остальное зависит от фантазии, нельзя довольствоваться лишь формальным подходом.

Правила сочетания цветов

Вот это цветовой круг. Все правила строятся по цветовому кругу. В круге основных цветов три: красный, синий и желтый. Все остальные получены путем их смешения: смешали красный с желтым – получили оранжевый; желтый с синим – получили зеленый; синий с красным – фиоЛетовый. Дальше смешиваются красный с оранжевым – получили красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д.

В центре круга чистый, яркий спектральный цвет ничем не разбавленный. Например, для красного это цифра 4. Дальше к нему постепенно начинает добавляться белый, все больше и больше. Чем больше белого добавляется, тем больше он размывается, и через цветочные оттенки уходит до бледно-розового. Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. И красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Так построен цветовой круг. Все правила строятся по этому кругу. Они одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для Зимы – к Зимним и т. д.

Монохромная гармония

Моно – это один. Это гармония внутри одного лучика. Например, розовый с ягодным, или розовый с шоколадным, или голубой с синим. Главное здесь, перешагнуть через несколько оттенков, не брать оба оттенка светлых, оба ярких или оба темных – они сольются. Как, например, шоколад и горький шоколад. Но если вы возьмете шоколад и цвет лепестка розы или шоколад и ягодный оттенок (малиновый, например), они будут сочетаться.

В монохромной гармонии, если у нас один оттенок относится к явно темным, то другой, чтобы не сливалось, нужно брать или светлый или яркий. Если один оттенок взяли шоколад, то другой нужно взять либо красный, либо ягодный, либо розовый оттенок. Монохромная гармония внутри одного лучика строится на контрасте светлого с темным, светлого с ярким.

Противоположная гармония

Противоположная гармония – это лучики, которые расположены напротив друг друга. Например, красный с зеленым, фиоЛетовый с желтым, синий с оранжевым. Как этонепарадоксально, но они сочетаются. А при смешении эти цвета убирают друг друга. Если смешать красный с зеленым, то получится серый. Это правило используется в корректорах для макияжа. Синяки под глазами закрашивают корректором лососевого цвета, красные пятнышки – корректором зеленого цвета.

Когда цвета из противоположных лучиков находятся рядом, то они усиливают друг друга. Например, красный с зеленым становятся еще ярче друг на фоне друга, и поэтому, когда они берутся в ярком их выражении, то одного должно быть много, а другого чуть-чуть. По-моему, это было в сериале «Секс в большом городе»: зеленое платье и красные туфли, одного много, другого – чуть-чуть.

На картине Клода Моне «Маковое поле, Живерни»: зеленый – фон, красные маки – акцент; у И.И. Левитана «Золотая Осень»: Осень – фон, голубое небо – акцент.

В одежде это может быть: блузка и рисунок на блузке, платье и ремешок, платье и украшение, платье и туфли, платье и сумка, т.е. одного намного больше, чем другого.

Например, синее платье, оранжевая сумка или оранжевые туфли. Но, если вы возьмете красную блузку и зеленые брюки – это будет клоунада. Но эта пропорция может быть в смягченном варианте, например, если красное затемнять, получится шоколад. Шоколадные брюки и зеленая, изумрудная блузка – одного и другого по площади много, но это смягченный контраст.

Еще пример: если оранжевый высветлить, то получится нежный пудровый оттенок (если хотите узнать , тогда читайте отдельную статью на эту тему). Синее платье с пудровыми туфельками и сумкой – одного много, другого чуть-чуть. Но можно взять и много пудрового, например, синее платье, пудровый пиджак – и одного и другого много, потому что это неконтрастное сочетание, а более смягченное, за счет того что один оттенок взят в выбеленном варианте.

Родственная гармония

Родственная гармония – это лучики рядом друг с другом, например, розовый с сиреневым, или синий с сиреневым, темно-синий и цвет фисташкового мороженого.

Здесь тоже важно двигаться по шкале, например, не брать 2 светлых – они сольются (нежно-розовый и нежно-сиреневый, например). Но, если вы возьмете нежно-сиреневый и ягодный или нежно-сиреневый и шоколадный – они не будут сливаться.

Правило треугольника

Цвета берутся через три лучика (красный-синий-желтый). Если брать более теплые оттенки, то сместите лучики на одну гамму. Но брать нужно не сразу три цвета, а только два из них. Например, синие платье и желтая сумка, или синий с красным. Но, не берем ярко синий или ярко красный, иначе, если еще и белый добавить, получится флаг Российской Федерации – очень патриотично, но это не самое лучшее сочетание. Поэтому, если мы синий взяли темный, то к нему берем цвет лепестка розы – более нежный; если мы взяли голубой, то к нему мы можем взять шоколад (к голубому платью, шоколадные босоножки).

Двигаемся всегда по шкале, и стараемся не брать два ярких, два светлых, дватемных оттенка.

Еще примеры правила треугольника: охра и фиолет (если у вас фиоЛетовое платье – оно яркое, а охра она более спокойная). К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно-фиоЛетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58).

Номер 28 по шкале – оранжевый, можно к нему взять номера 76, 75 (синие). Если у вас темно-синее (номер по шкале 75) платье а-ля сафари, с кнопочками, – к нему подойдет оранжевая сумка. А если это элегантное платье-футляр, то к нему сумку нужно взять высветленную до пудрового – это уже противоположная гармония.

Правило: через два цвета на третий

Отсчитывать можно от любого. Например, красный: раз – фиоЛетовый, два – сине-фиоЛетовый, третий – синий.

По этому правилу построен логотип «Мегафон» – сочетание интеллектуального синего-фиоЛетового, и зеленого, как цвет урожая, прибыли, денег и т. д. И слоган у них – «Будущее зависит от тебя» – для молодых успешных, целеустремленных людей. Т.е. цвет это большой источник для манипуляции, в том числе и в рекламе.

Вот, например, синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Меня часто спрашивают, стоит ли покупать цветовые карты? Отвечаю: нет, не стоит. Там представлено 40 ваших лучших оттенков. А, на самом деле, их миллион. Какой шанс что вы попадете в эти 40? И вы будете ходить и прикладывать: оно – не оно, чуть-чуть отличается – не оно, а на самом деле это ваш оттенок. Вам нужно просто научиться выбирать. Если вы Весна, то весенние оттенки; если Лето, то летние оттенки и т. д. Понимание законов цветотипа расширит ваши возможности. У меня есть такая карта я ее делала когда училась. Честно могу сказать, что ни разу не использовала. Я делаю примеры цветосочетаний для своих клиентов – вот это, на мой взгляд, более эффективно и не ограничивает человека 40 оттенками.

Знание этих правил дает вариативность. У меня синее платье, я могу для него что-то взять по монохрому (голубое: украшение, кардиган, сумку), или могу что-то противоположное (если платье спортивное, то я могу взять из оранжевой гаммы).

Например, если на джинсах оранжевая отстрочка, можно взять оранжевую обувь или охру с оранжевинкой. Это называется цветовая деталировка , когда один из цветов повторяется еще где-то. Один из цветов в рисунке повторяется в обуви, например, и т. д.

Если платье спортивное, могу прямо в оранжевой гамме взять, если платье более элегантное, могу в пудровый взять, а могу не по противоположной, а по родственной, в сиреневую гамму или в другую сторону пойти в цвет фисташкового мороженого; или по правилу треугольника желтую сумку или в красную сторону пойти.

По идее, должно быть не больше трех цветов, не считая ахромов.

Ахромы – это белый, серый, черный. У всех цветов есть оттенки. У ахромов нет оттенка, у них есть только уровень светлоты и темноты, поэтому их можно добавлять в любые сочетания.

Когда можно брать больше трех цветов? Когда у вас платье летнее с рисунком, и в рисунке изначально предусмотрено больше трех цветов. Платье с рисунком можно использовать для вдохновения. Вы вылепляете кусочек из рисунка и сочетаете его. Шоколадное платье, изумрудные туфли… Шоколад идет в большом количестве тем, у кого шоколадные волосы, карие глаза. Если это голубоглазая блондинка, то не надо шоколад брать в крупной вещи, в платье. Берите его в деталях – обуви, в сумке, в ремне.

Если вы, берете что-то к чему-то, то это что–то, вы берете с собой. Вы помните один оттенок – он немножко другой, вы помните одну посадку, она – другая. В итоге, вы получаете вещи, которые между собой не сочетаются. Поэтому, всегда на шоппинге, я советую брать какими-то комплектами. Не всегда в одном магазине, лучше в разных, но что бы это был комплект, не поштучно – одно я взяла, что-нибудь к нему я потом подберу.

Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена . Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.

Изначально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструирования, для подбора цветовой палитры изображения. Это была первая попытка увязать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на протяжении веков. Создатели цветового конструирования пытались создать свод универсальных законов, используя которые каждый мог получить гармоничные сочетания цветов.

Однако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимается субъективно, в зависимости от того, как построена остальная композиция, какие в ней используются цвета. Восприятие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. Поэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходится подбирать свои цветовые решения. Но, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

Рассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг , который предложил Йохансен Иттен . Как понятно из названия, цветовой круг Иттена состоит из 12 цветов .

Как мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных. Современный спектральный цветово й круг выглядит так:

Этот круг называют цветовой круг Освальда . Легко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB . Но заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. Вообще, черный и белый цвет нельзя рассматривать как цвета в чистом виде. Ведь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальная насыщенность цвета.

Кроме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструирования как цветовой шар, цветовая звезда . Однако все эти методы не имеют такой популярности, как цветовой круг.

Цветовой шар, кстати, считается одним из самых полных способов представления цвета, всей цветовой гаммы. Он дает наилучшее представление о цветовых комбинациях и сочетаниях. Но, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудная задача по сравнению с цветовым кругом. Да и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. Вообще мы можем воспользоваться цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находится перед нами, так сказать, во всей красе.

Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

Сегодня, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самостоятельно создавать цветовой круг, можно его просто взять и распечатать. Если у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг Освальда. Но иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг .

В принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг Иттена. Другое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. Для начала вам надо определить базовые цвета. Это, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. Иттен советовал для максимально четкого определения базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

Далее мы чертим равносторонний треугольник. Верхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. Теперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. В образовавшихся равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго порядка.

Чтобы получить цвета второго порядка, нам надо смешать попарно цвета первого порядка. Смешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. Смешение желтого и синего даст зеленый. Красного и синего – фиолетовый.

На первый взгляд это кажется довольно простым. Но на деле довольно трудно получить чистые цвета второго порядка. Необходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получился действительно зеленым. Он не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. Если вы далеки от изобразительного искусства, это может занять много времени.

После того, как мы получили цвета второго порядка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. Делим его на 12 равных секторов. Сектора, которые находятся напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. При этом мы видим, что между каждой парой цветов остается пустой сектор.

В пустых секторах – место для цветов третьего порядка. Они образуются смешением пары из цвета первого порядка и цвета второго порядка.

То есть, в результате смешения, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

В свое время этот цветовой круг получил Исаак Ньютон . Он же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный , на месте соединения круга, между красным и фиолетовым. Поэтому его называют иногда цветовым кругом Ньютона . Однако, основное отличие цветового круга Ньютона в том, что он состоял из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг Иттена, более подходящий для дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.

Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными , или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена . Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций . Подробнее о дополнительных цветах .

Классическая триада

Аналоговая триада

Контрастная триада

Прямоугольная схема

Квадратная схема

Цветовой круг: заключение.

Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру нельзя ограничивать себя правилами , нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде "черный подходит ко всему", или "розовое с зеленым - ужасно" (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.
Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у
marriba at Учимся подбирать цвета - часть1. Цитирую :

Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба:)

(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)

Обещаю не углубляться в дебри колористики:) а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной "теорией времен года" о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку:)

(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности - это нам понадобится позже).

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.

Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Сложно подобрать пример:)
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Сегодня будет немного полезной теории. Если вы уже определились со своей палитрой, ее нужно уметь использовать. Да и в принципе, знания о том, как сочетать цвета , пригодятся в разных сферах жизни. Как-то я уже рассказывала, как сочетать цвета интуитивным способом. . Это мой любимый способ, которым я сама и пользуюсь. Однако, чаще говорят о сочетании цветов по цветовому кругу Иттена. Этот способ тоже может работать, особенно как своеобразные "костыли" для тех, кто только начинает работать с цветом и не уверен в своем чувстве гармонии.


Если мы используем оттенки одного цвета ("одноцветное сочетание", монохром ), получаются довольно однозначные образы без полутонов, настроение образа зависит от психологии цвета - ассоциаций, связанных с оттенком (они общечеловеческие - зеленый - гармония, оранжевый - активность итд). Про психологию цвета мы тут уже говорились, осталось только обсудить синие и сиреневые оттенки.

Если мы используем оттенки, близкие друг к другу (соседние или через один, в круге - в пределах прямого угла, так называемое аналогичное или родственное сочетание ), получается более многогранный образ, но той же направленности, без особой динамики. (например, от сине-сиреневого до бирюзового - расслабленность, располагающий образ, спокойствие, вода. От сине- сиреневого до красно - фиолетового - мистика, творчество, загадка итд)

Если использовать в этом "прямом угле" края, без середины (например в выделенном примере сине-сиреневый и бирюзовый), будет "родственный контраст ". Чуть более творческий и динамичный образ.

Если мы используем противоположные цвета (комплементарные, дополнительные), получается сталкивание противоположностей, довольно драматический посыл. Всегда яркий и заметный. Можно использовать,чтобы привлечь внимание или подчеркнуть активность. Чаще всего более светлый и яркий цвет занимает меньшую площадь, чем более темный и мягкий, но не всегда, это можно варьировать в своих целях.

Расщепленный контраст ("разбитое дополнение" Несет примерно тот же посыл, но "накал" меньше. Тоже яркий и запоминающийся образ, но без явного вызова.

И еще один вариант - это триадические сочетания , которые получаются, если брать три равноудаленных цвета. В случае с первичными цветами (красный - желтый - синий) сочетание получается довольно активное и "в лоб", без полутонов. В случае со всеми остальными цветами получается необычное творческое активное сочетание.

И с интуитивным способом и с цветовым кругом отдельный человек применительно к себе всегда тяготеет к определенному способу сочетаний, а не ко всем. Именно способы сочетания цветов создают разные образы внутри одной палитры.

Предалагаю обсудить, кому как нравится сочетать цвета. Мне самой нравится родственный контраст, нередко использую родственное сочетание и контраст по Манселлу. Сочетаю интуитивным способом, с цветовым кругом мне скучно сочетать.

И самое главное - примеры цветовых кругов для всех 12 цветотипов

В некоторых цветотипах нет оранжевого или его оттенков, вместо оранжевого там серо-бежевый или коричневый (это тоже варианты оранжевого). Внизу под кругами варианты черного, белого и серого для цветотипа.

Яркая весна и яркая зима

Холодное лето и холодная зима

Светлая весна и светлое лето

Мягкая осень и мягкое лето

Темная осень и темная зима

Теплая осень и теплая весна



Рассказать друзьям