День аграфены. Уже парясь в бане, также существует одна особенность правильного использования банного веника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.

Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.

Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Аграфена Купальница народный праздник у восточных славян, день памяти святой Агриппины (в народе – Аграфена). Отмечается 23 июня (6 июля) и знаменует собой подготовку к купальской ночи.

Традиции восточных славян

Широко известен в народе праздник . И только в отдаленных губерниях и на севере России помнят о подготовке к Ивановой ночи – дне Аграфены Купальницы.

У праздника много названий, применяемых разными славянскими народами. Укороченный термин «Купальница» напрашивается сам собой. Ибо с этим днем ассоциировалось все, что связано с купанием. Собственно, у многих славянских народов только с этого дня начинался летний купальный сезон. Потому существуют термины «Липеньские купальщицы», «Купалье», «Купало».

А как же купания без знаменитой русской бани с березовыми вениками. Как раз на Аграфену и отправлялись в лес за сырьем для веников – березовыми ветками. Но веники были не только березовые. Существовали еще и ритуальные, собранные из веток разных растений (рябина, черемуха, береза, ольха, липа). В ритуалах веники участвовали по-разному. Служили они и украшением жилища, и для изгнания хвори. Иными обмахивали скотину. Играли веники и роль гадальных карт. Их бросали на крышу бани так же, как сапожок на Рождество, желая узнать грядущее.

Утром в этот день пели:

«Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и ,
Богатства и почестей».

Другое название праздника – Сбор лечебных трав. Считалось, что именно в эту пору травы лютые наливаются соком. Травяные пучки вывешивали на дверях изб. В такие букеты должны были войти мята, полынь, лютик, чабрец, иван-да-марья, тимьян, ромашка, папоротник. Их использовали и когда парились в бане. Где сбор трав, там и ведьмин промысел недалеко. Не зря этот день иногда и Ведьминым звали. Травы собирали не только лечебные, но и для ворожбы или знахарства.

День Ивана Купала некоторыми назван Днем Ивана Травника. Вот в канун Иванова дня и отправлялись суеверные крестьяне в ночь коренья рыть да клады искать. Знахари же проводили ночь в молитвах собственного сочинения, то есть читали заговоры. Девушки же гадали на суженого, вопрошая имя жениха у подорожника, листик которого затем срывали зубами и несли в дом.

Было у праздника и кулинарное название – «Каша обетная». В некоторых областях в канун дня Аграфены девушки заготавливали ячмень, то есть толкли его в ступе. Наутро из заготовленного зерна сообща готовили кашу, которую традиционно съедали в вечерню. А рожь «выкатывали», то есть шли в поля и катались по колосьям.

Если говорить про «съедобные» аспекты празднования, стоит вспомнить и начало посева репы. Репа заменяла славянам картофель долгое время. Существовала даже шутка, что невозможно пройти мимо 2-х вещей: девки и репки.

Самая известная традиция Купальских ночей – обливание водой. Жертвами становились все, кто попадался на пути разгулявшейся молодежи. Уберечься могли только пожилые люди и совсем малые дети. Воду набирали специально самую мутную, а порой и совсем грязную, вырядившись предварительно в соответствующую одежду. Парни с ведрами охотились на девушек, врываясь в избы, вытаскивали молодиц на двор и окатывали из ведра. Те тоже в долгу не оставались и платили молодым людям той же монетой.

В результате вид у компании был еще тот, потому ввечеру совершалось общее «омовение». При этом веселились дети, пытаясь незаметно столкнуть товарища в речку. Были приняты и умывания: вечером умывались росой. А девушки умывались иным способом: постучавшись в чужой дом, девушка просила ее «умыть». Сие значило выдать что-нибудь из женских украшений. С чистотой был связан и обычай чистки колодцев.

Как уже говорилось, кое-где варилась обетная каша. Но одной кашей кулинарные традиции не заканчивались. На улице накрывали целые ряды столов, уставленных постными кушаньями и той же кашей с маслом. Этот пир предназначался для нищих. На пиршество могло собраться внушительное количество гостей. В Вологодской губернии на праздник ежегодно сходилось до 300 неимущих.

Сама святая Агриппина родилась в Риме во времена правления императора Валериана. За служение Христу была подвергнута мукам и брошена в темницу. Ангел господень освободил мученицу от оков, и Агриппина отошла к Богу. Тело святой римлянки христианки вынесли из города и отплыли с ним в Сицилию. Там и были похоронены останки сподвижницы. Так можно объяснить появление имени Аграфена у языческих народов.

А привязку к купаниям в этот день находим в части Ветхого Завета, где рассказывается о Товии (Тов. 6:2-9). Товия происходил из рода изгнанных в Ассирию иудеев. Его отца постигла слепота. Перед смертью слепец оправил сына в Мидию за оставленными у друга деньгами. Товию вызвался сопровождать случайный знакомый. Юноша не подозревал, что идет за самим архангелом Рафаилом.

Оба пришли к реке Тигр, где Товия решил искупаться. Но из воды выпрыгнула хищная рыба. Товия ухитрился поймать ее. Ангел сказал юноше выпотрошить хищницу и использовать ее желчь для лечения глаз. Товия послушался и принес лекарство отцу, которое вылечило несчастного.

Купание иудея состоялось якобы 6 июля. Но вряд ли можно привязать этот факт к обрядам Купальницы. Скорее, наши предки посчитали нужным готовиться к празднику Иоанна Крестителя, нарекши его Купалой, совершая необходимые водные процедуры. Таким образом, Аграфена стала еще и Купальницей.

Приметы и поговорки

  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • Купаленька – ночь маленька.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • На Аграфену гречиха мала – овсу пороет.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • Пар костей не ломит, души вон не гонит.
  • Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках.
  • Репу досевай.
  • Репу сей на Аграфену – хороша репа будет.
  • Сегодня – Купало, завтра – Иван.
  • Утресь меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (о банном венике).
  • «Віночок вити – життя любити» (укр.).
  • В пятницу, 6 июля 2018 года, в народе отмечают день Аграфены Купальницы. По преданию, именно в этот праздник начинался купальный сезон. Более того, с этим днём связано много занимательных традиций и обрядов.

    Аграфена на Руси – это святая мученица, которая жила в Риме в III веке и носила там имя Агриппина. Молодая девушка отказалась от замужней жизни, людских радостей и соблазнов, и посвятила себя вере в Иисуса Христа.

    Во времена гонений, при правлении Валериана II, христианка Агриппина оказалась в руках язычников. Они заточили девушку в тюрьме и жестоко пытали, поломали кости и приковали её обнажённую за несломленную веру в истинного Христа. Перед тем, как Агриппину подвергли казни, к ней явился Ангел Господень и унёс её душу с собой.

    Растерзанные останки мёртвой христианки добрые люди тайком забрали из города и после долгих раздумий решили захоронить в Сицилии. Тысячи страждущих, которые молились и просили о помощи возле гробницы Аграфены, получали чудесное исцеление. Поэтому её почитают по всему миру.

    Люди назвали Аграфену Купальницей, потому что этот день предшествовал великому празднику – Ивана Купала, и весь народ выходил вечером купаться в озёрах, реках, банях, обливались холодной колодезной водой. Считалось, что в этот праздник вода заряжала людей целительной энергией, живительной силой. Все топили бани, гадали и купались нагими.

    Традиции и обряды на праздник Аграфены Купальницы

    В день Аграфены Купальницы юные девушки одевали свои лучшие наряды и красовались в них перед родственниками. А те презентовали им всевозможные подарки, украшения, начиная от конфет и пряников, заканчивая бусами.

    Вечером того же дня наряженные барышни шли в гости к подружкам и готовили толчёный ячмень. А утром варили кашу, от которой женская красота и здоровье становились ещё лучше.

    Готовили девушки также и кашу, которая называлась «обетной». Жители села сдавали деньги на обед, на улицы выставляли столы и угощали всех, кто проходил мимо: и обычных прохожих, и странников, и голодных нищих.

    В день Аграфены Купальницы сеяли репу, приговаривая, чтобы она уродилась большой и крепкой. Ведь репку употреблял в пищу весь простой народ.

    На Аграфену обязательно купались в водоёмах, пели песни, парились в бане заранее заготовленными вениками из целебных трав. По всей бане принято было разложить свежескошенную траву.

    В праздник Аграфены Купальницы вязали веники на год вперёд. Женская половина населения собиралась в лесу и начинала делать веники из берёзы, ивы, ольхи, рябины, смородины, калины, липы.

    Ночью на Аграфену Купальницу было принято собирать цветы Иван-да-Марья и раскладывать по углам избы для того, чтобы в дом не пробрался вор. Также по избе рассыпали чертополох и крапиву от нечистой силы.

    Дети, родившиеся 6 июля, считались счастливыми и удачливыми. Всех детей в этот день приводили умываться родниковой водой, чтобы здоровье было крепким.

    В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

    Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

    История праздника

    Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

    Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

    На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

    В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

    Традиции дня Аграфены Купальницы

    6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

    Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

    В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

    Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

    Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

    Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

    6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

    В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

    Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

    Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

    Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

    Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

    В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

    Приметы 6 июля

    • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
    • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
    • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
    • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
    • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
    • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
    • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
    • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

    Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Русский народный праздник отмечается 6 июля. День святой мученицы Агриппины, которую на Руси назвали Аграфеной. Жившая в Риме юная девушка отказалась от брака, от привычной жизни девушек своего круга ради того, чтобы посвятить себя Богу.

    В годы гонений на христиан Агриппина оказалась пред судом язычником, которые за упорство в вере бросили ее в заточение и подвергали пыткам. Согласно легенде, Ангел Божий посетил Агриппину, ее раны исцелились, но от продолжавшихся пыток она все-таки умерла. Женщины-христианки Аграфоника, Васса и Павла переправили останки Агриппины на Сицилию и спустя какое-то время у ее гробницы стали случаться многие чудеса.

    Народное прозвание святой пошло от того, что с вечера этого дня наступало время купаний. На Русь с ночи приходил праздник великий - Иван Купала. Все три праздничных дня - Иван Купала, Аграфена Купальница и Петры-Павлы - естественным образом стали для народа единым праздником, сочетающим в себе традиции христианства и наследие язычества.

    Он сопровождался множеством сложившихся обрядов, разнообразных гаданий и примет, сложено о нем немало легенд и сказок. Праздновали все. Непременно топили баньки, устраивали купания во всех водоемах.

    А еще это были дни сбора трав, которые, как верили, набирались в ночь на Ивана Купалу магических сил, но особенно - папоротник. Ему было отведено для цветения только считанные мгновения той ночью, его охраняла нечистая сила, но тот, кто смог бы в одиночку добыть его, не знал бы бедности до скончания дней, видел невидимое, находил клады, был силен и здоров.

    В этот день девицы наряжались и так красовались перед родными, чтобы одарили подарками - от пряников до лент и бус. Вечерком же шли к одной из подруг, чтобы приготовить толченого ячменя, для каши на завтрашний день, разумеется, не простой, но от которой женское здоровье станет крепче, а красота - краше.

    Готовили в Аграфенин день «обетную кашу», которая была на самом деле не каша, но целый постный обед, на который скидывались все селяне и столы для него следовало выставить на улицу, не отпуская голодными ни путников, ни нищих.

    Сеяли репу, сопровождая таким приговором: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа - до великого поста». Этот овощ был одним из самых употребляемых продуктов в рационе простого народа, и о репе есть такая шутка: «Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь».

    Народные поговорки и приметы:

    Муравьи днем спрятались в муравейник - к непогоде.

    До Аграфены старым людям нельзя ходить купаться.

    Если на порог в эту ночь положить веточку крапивы - нечисть не сможет пробраться в дом.



    Рассказать друзьям