Если ребенок не делает домашнее задание. Алгоритм выполнения домашнего задания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Можно перечислить основные причины, почему школьник не хочет выполнять домашнее задание.

Страх

Одной из основных причин такого сопротивления может стать панический страх. Из-за этого малыш не может сосредоточиться. Чем же этот страх вызван? Возможно, когда-то ребенок самостоятельно выучил урок, но остался неоцененным или оценили его работу неудовлетворительно. Если же учитель раскритиковал работу школьника или ребенок был каким-то образом унижен, то его самооценка может понизиться. В таком случае, родителям необходимо контролировать процесс выполнения заданий. А также помогать при решении сложных вопросов.

Отсутствие интереса

Бывает так, что у ребенка нет расположенности к тому или иному предмету. Не всегда детям все дается легко и просто, вполне вероятно школьник просто не понимает материала и из-за этого не может выполнить работу. В таком случае ребенку необходимо нанять профильного репетитора, который поможет устранить пробелы в знаниях школьника.

Привлечение внимания

В современном мире у родителей обычно много работы и они не уделяют ребенку должного внимания. Тогда малыш старается привлечь его всеми силами. Неуспеваемость тоже может являться средством привлечения внимания. Ведь ели школьник что-то не понимает, ему нужно помочь и тогда мама или папа будут рядом. В таком случае родителям надо пересмотреть свое отношение к ребенку и постараться уделить ему должное время.

Что делать родителям

Нельзя баловать ребенка. Это также может отразиться на его успеваемости. Необходимо, чтобы в доме была дисциплина, и ребенок не был предоставлен сам себе. Нельзя потакать всем прихотям школьника. Хвалить его необходимо только тогда, когда он этого действительно заслуживает.

Беседы с ребенком. Для того, чтобы искоренить проблемы с уроками, с ребенком надо разговаривать, объяснять ему, что школа – это своеобразная работа. А работу надо выполнять. Можно рассказать ему, что будет, если родители не будут делать свою работу хорошо.

Кроме того, пусть мама или папа расскажут о том, как они гордятся именно успехами ребенка и расстраиваются из-за его неудач. Нужно объяснить школьнику, что учиться он должен, в первую очередь, для себя, ведь в будущем ему это, несомненно, пригодится. Малышу надо показать, как родитель ему доверяет, и тогда ребенок будет стараться оправдать ожидания

Можно приобрести учебники, в которых красочные картинки, это заинтересует ребенка и он проявит интерес к предмету. Также можно предложить посмотреть видео уроки, материал в которых изложен более понятно. Такие ролики намного интереснее смотреть, чем изучать материал самостоятельно.

Школьника можно мотивировать на выполнение заданий. Например, можно предложить полчаса лишнего времени для просмотра любимых мультфильмов или дополнительную прогулку во дворе. Так же за успешные результаты можно сводить малыша в зоопарк, кино или купить ему игрушку.

Главное в таком деле найти к школьнику подход. Важно помнить, что все дети разные и кому-то один предмет дается легко, а другому сложнее. Не стоит родителям ругать за это малыша, его надо понять и поддержать. Кроме того, школа не нацелена на личностное развитие ребенка, поэтому не стоит ставить ее превыше всего.

Инструкция

Чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо помочь ему осознать данную необходимость уже с первого класса. Есть родители, которые помогают своему чаду в выполнении домашних заданий на протяжении нескольких лет учебы, совершая тем самым большую ошибку. Такие дети становятся неуверенными в своих силах, боятся допустить ошибку и постоянно нуждаются в поддержке взрослых, когда сталкиваются со сложными заданиями. Роль родителей заключается в том, чтобы показать ребенку, как нужно делать уроки, а не выполнять домашнее задание за него.

Для начала вы можете просто наблюдать за процессом выполнения ребенком домашнего задания или не находиться в этот момент рядом вовсе. Позвольте ученику сделать уроки самостоятельно, а потом просто проверьте их правильность. Даже если вы найдете ошибки, не ругайте его, а спокойно укажите на них и помогите исправить. Не переживайте, если ошибок будет много, и ребенку придется переписывать всю работу заново: очень скоро он получит необходимый навык для того, чтобы сводить количество исправлений к нулю.

Каждый день интересуйтесь тем, как у ребенка обстоят дела с учебой в школе. Если его успеваемость снижается, ученик начнет становиться еще более неуверенным в своих силах, а не поддающиеся освоению дисциплины становятся слишком ненавистными, чтобы еще и выполнять по ним домашнее задание. Спокойная беседа об успеваемости в школе без скандалов станет залогом того, что ребенок не станет скрывать свои оценки. Родители же в свою очередь должны попытаться помочь ученику не отставать от своих сверстников.

Узнайте, какие возможности предоставляет учащимся школа. Для учеников младших классов обычно работает секция продленного дня, когда учителя занимаются с детьми, помогают лучше освоить материал и объясняют, как правильно делать уроки. Старшие школьники могут посещать дополнительные занятия по тем дисциплинам, которые не поддаются освоению. Также вы всегда можете нанять репетитора, который «подтянет» отстающего ребенка.

Сложнее всего заставить ребенка делать уроки самостоятельно, если он очень не усидчив и предпочитает развлекаться, нежели тратить время на учебу. В этой ситуации внимательно изучите его распорядок дня, интересы и увлечения. Будет лучше, если после школы ученика будет встречать дома кто-то из родителей. Нужно проследить за тем, чтобы ребенок немного отдохнул, например, пообедал и сходил на непродолжительную прогулку, после чего уже приступал к урокам. Компьютерные игры, просмотр телевизора и другие шумные развлечения необходимо оставить на потом. Они должны служить поощрением за своевременное и аккуратное выполнение домашнего задания.

Выполнение домашних заданий – обязательное условие школьной успеваемости. Но не все дети готовы после уроков снова садиться за уроки . Чтобы учеба не превратилась в наказание, необходимо выработать определенный режим дня для школьника.

Инструкция

После отдыха можно и за уроки садиться. Начинайте с самых сложных предметов – русского языка или математики. Такие предметы требуют время на подготовку, а загруженные дополнительными занятиями дети его часто не имеют. Поэтому основные предметы необходимо выполнять дома в первую очередь. Все остальные – по мере возможности. Все сложные моменты заданий вы должны обсудить вместе с ребенком. Сначала он должен записать все в черновик, а переписывать только после вашей проверки. И хотя дети очень не любят одно и то же несколько раз, только таким образом можно добиться в тетрадях. Ведь за одну помарку или исправление могут снимать по 0,5 балла.

Если ребенок сильно занят на внеклассных занятиях или спортивных секциях, у него остается мало времени на домашние задания. Но делать их все равно нужно. Здесь необходимо не перейти грань и не делать их за ребенка, мотивируя, что он итак устает. Ваша медвежья услуга сыграет в будущем плохую роль – у ребенка может проявиться необязательность в делах и поступках. Вы можете помогать, учить вместе стихотворения или готовить доклад, когда вы вместе едете в транспорте. Используйте любую свободную для выполнения уроков.

Видео по теме

Ваш ребенок не хочет учить уроки . Что это - лень, простое упрямство, желание кому-то что-то доказать или просто неуспеваемость? Причин множество, и в каждом возрасте они разные. Родители не могут пускать сложившуюся ситуацию на самотек, они должны повлиять на проблему с учебой, пока не поздно.

Инструкция

Уберите отвлекающие предметы из поля зрения или слуха: телевизор, компьютер, игрушки и сладости.

Составьте вместе с режим дня, учитывающий и его пожелания. Уроки желательно выполнять не сразу, как только ребенок пришел из . Отведите ему время для отдыха и обеда. Не затягивайте время отдыха допоздна - к вечеру ваш школьник устанет и будет хотеть

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы недоумевают: «Что случилось с нашим малышом? С поступлением в школу ребенок очень изменился. Он начал кривляться, паясничать...».

Рассмотрим особенности возрастного развития ребенка 6—9 лет

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и поведении детей младшего школьного возраста и дали название этому возрастному периоду — «кризис 7 лет». Но не надо пугаться. По мнению психологов, это уже третий кризис, который переживает ребенок. Кризис — это не то, что может произойти с «неправильно» воспитанными детьми. Это то, что должно случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Что же происходит с ним в этот жизненный период?

Ребенок 6—7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его «вести себя прилично». Таким образом, родители вольно или невольно подавляют потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Появляется настойчивость, упрямство, желание действовать самостоятельно. Знакомая ситуация: ребенок хочет помочь, начинает мыть посуду. «Ты не умеешь, не трогай, разобьешь!» — кричит мама. Или бывает так: ребенок первый раз моет посуду, очень старается, но посуда вымыта не очень чисто. Мама вырывает у него тарелку и начинает мыть сама, приговаривая: «Дай, я сама лучше сделаю...» Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле. Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен: зная возможности своего ребенка, они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе. В этом возрасте дети уже анализируют свои поступки.

Что же в этом случае делать? Как помочь ребенку выполнять домашние задания?

Способ №1. Помогите ребёнку стать самостоятельным

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так: «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно, стремиться к чему-либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности.

Как следствие — в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять задания без посторонней помощи, просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания, когда еще даже не пытался его осмыслить. Это означает, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых, их контроля и постоянной помощи. Чувствует неспособность и нежелание самому сделать попытку достать из портфеля учебники и тетради, найти запись домашнего задания в дневнике, самому прочитать внимательно задание и подумать над его выполнением.

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно:

Помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

Оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу;

Проверять, чтобы любое начатое им дело было доведено до конца;

Доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения вас не совсем устраивает;

Не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу — это позволит ему почувствовать себя уверенно;

Формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели — говорите ему чаще: «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».

Способ №2. Не навредите любовью

Неизвестно, кто испытывает больший стресс при поступлении ребенка в школу — он сам или его родители. Заботливые родители все делают осознанно: долго выбирают школу, учителя, школьные принадлежности и т. д. Очень хорошо! Вот здесь надо бы остановиться. Но нет! Родители «идут дальше» — собирают портфель, усаживают ребенка за уроки, решают вместо него задачи, читают ему вслух заданный для самостоятельного чтения рассказ. Все эти действия направлены на благо ребенка, родительские чувства абсолютно искренни. Каждому приятно, когда его хлопоты облегчают ребенку жизнь. В результате дети оправдываются перед учителем: «Мама не положила», «Папа не сделал».

Чрезмерная опека, забота и любовь тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия к решению учебных задач, а самое главное — при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков. Ребенку проще переложить ответственность на плечи родителей, которые с радостью делят ее с ним, во всяком случае, в начальных классах. А в последующем это закрепляется в качестве привычки, и ребенок ловко манипулирует поведением родителей, получая регулярную помощь в подготовке уроков и во всех других делах совершенно безобидными способами. Во многих семьях слышим: «Только не плачь, сейчас все сделаем».

Чтобы избежать подобных неприятностей, «направьте любовь в мирное русло», начните с малого: дайте ребенку поручение, при выполнении которого он хорошо осознавал свою роль и отвечал за выполнение порученных ему обязанностей. Обязанностью ребенка может быть уборка в комнате, уход за растениями, мытье посуды и т. д. Среди домашних дел окажется много таких, которые ему уже под силу.

Наберитесь терпения, помогите ребенку советом на первых порах. Если качество исполнения поручения не удовлетворяет вас, не старайтесь сразу переделать, дайте ему возможность самому почувствовать ответственность за выполнение поручения. Укажите на это без занудства, негативных эмоций и лишних слов. Применяйте нейтральные высказывания: «Ты, наверно, поторопился...», «Возможно, ты не заметил...», «Попробуй вот так...». И обязательно похвалите ребенка.

Ваша похвала будет воспринята как приятное вознаграждение за неинтересную, но необходимую работу. Он поймет свою значимость в семье, что может быть помощником и справится с любым поручением взрослых! Поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, стимулируют к действию, помогают раскрыться ребенку, повышают его самооценку.

В таком взаимодействии и определяется чувство меры в оказании помощи — делать не за ребенка, а вместе с ним, только направляя в нужное русло его собственные усилия!

Выполнение домашнего задания вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но у него уже есть опыт выполнения домашних поручений. Этот опыт поможет уберечь ребенка и родителей от негативного отношения к этому занятию.

Чтобы выполнение домашнего задания не вызывало отторжения у ребенка, важно запомнить:

Любые способы оказания помощи должны идти на пользу ребенку, должны формировать новые учебные навыки, развивать возможности, а не приучать к бездействию и пассивному созерцанию родительского труда;

Разумно ограничивайте вашу помощь ребенку. Наблюдайте, как ребенок пытается справиться сам, и только направляйте его мысли и действия, не внедряясь в сам процесс;

. «включайте» трудовую активность ребенка;

Развивайте у него адекватную самооценку.

Способ №3. Развивайте интерес к обучению

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

Внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

Научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Часто дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совсем не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо сначала определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с правильной мотивацией.

Причины и их устранение

Дети чаще всего не проявляют особого желания делать домашнее задание, когда:

  • Устали.
  • Не смогли полностью освоить материал, поэтому не уверены, что справятся.
  • Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
  • Привыкли делать домашнюю работу вместе с родителями.
  • Им лень: патологическая лень встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если ребенок хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
    Определив мешающий фактор, приступают к его устранению.

Усталость

В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.

На выполнение заданий желательно отводить определенное время. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать следует сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.

Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.

Обратите внимание , правильное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предотвратить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов способствует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.

Неуверенность

В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.

Что делать в этом случае:

  • Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется повод, за который можно ребенка похвалить.
  • Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике , а если не справится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут помощь).
  • Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
  • Предложить позаниматься с репетитором , если нет возможности дать ребенку необходимые знания (например, по иностранному языку).

Не стоит решать сложные задания за своих детей . Они все равно не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как следствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!

Нет интереса

Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.

Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.

Правильнее будет поощрить хорошую учебу , например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь хорошо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).

Нет самостоятельности

Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.

Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.

Желательно на практике показать последствия принятых им решений:

  • Выполнил задание быстро – осталось больше свободного времени, которое может потратить на игру.
  • Сделал самостоятельно – родители за это время успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
  • Не захотел делать вовремя – тратит на это свободное время.
  • Родителям пришлось контролировать, стоя рядом – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в комнате).

Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.

На что следует обратить внимание?

Замедляют выполнение домашней работы такие ситуации:

  • Неправильный пример

Требовать от детей организованности можно только в том случае, если родители сами собранные. Если мама постоянно откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.

  • Большие нагрузки

Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь уроки, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот неприятный момент до последнего.

  • Нетерпение и критика

Постоянно подгоняя ребенка, унижая их достоинство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться хороших результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупой!», «Все равно не понимаю!»).

В процессе контроля выполнения домашнего задания следует придерживаться правила: «Ошибаются все, не все могут найти и исправить ошибки».

Не следует уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность постепенно снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в целом, способствует саморазвитию и самосовершенствованию .



Рассказать друзьям