Как научить ребенка лепить из пластилина - личный опыт. Как научить ребенка лепить из пластилина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха.

Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию.

Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности.

А материалы для лепки - это то, что официально разрешено размазывать.

У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками.

Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо . И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже.

Главное практическое препятствие для начала лепки простое - малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития.

Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот - это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот.

То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту.И этот факт не препятствие для начала лепки.

Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет - это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным.

Более того, существует закон в психологии развития.

Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена - она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды - то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого.

Приведем примеры:

Если ребенка очень строго и настойчиво станет приучать к чистоте авторитарная бабушка или няня, и делать она это станет эмоционально, ругая и сетуя на малейшее пятнышко каши на столе и одежде - у малыша может возникнуть панический страх любых пятен (не только тех, которые сотворил он сам) и грязи.

Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать.

Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте.

Большая строгость - меньшая спонтанность и способность к творчеству.

Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже - между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы - и эту в частности - что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все.

В общем - «каждому овощу свое время».В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен.Хотите - верьте, хотите - нет.

Условия занятий и настрой мамы:

А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы - то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку.

Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня - сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше - вреда или пользы.

1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня.

2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент - половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы - то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку - то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете.

4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим - мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением.

Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша.

Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ.

Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного.

Именно родительским восторгом движутся детские начинания.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить - постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось.

Если какая-то из техник понравится маме - дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит.

Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе - это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками - и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития.

Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой - значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали.

Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето - попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится - лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному.

Для маленького ребенка без грязи нет творчества , и более всего годовалые дети уважают боди-арт.

Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном - ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна.

Есть замечательный автор - Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать.

Спокойное отношение к грязи

Удобное место для занятий

Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш

Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы

Живая заинтересованность в «продуктах творчества»

Бережное отношение к поделкам

Внимание со стороны других взрослых в семье.

Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики.

Настрой мамы.

Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное - ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней.

Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты - не расстраивайтесь - ваше занятие состоялось.

Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом.Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15 , а то и 20 минут.Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов.

Крайне важно не удерживать ребенка силой.

Помните - убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание.И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная.Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама.

Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти - когда нервная система малыша дозреет.

Основные принципы:

Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь.

Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте - развивающее.

Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения.

Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию.

Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики.

Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого.

Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х):

Долго фиксировать внимание.

Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание)

Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу.

Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно.

Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу.

Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком:

Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними.

Есть разные материалы для лепки.

Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины).

Перечислим их : пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика.

У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика.

На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком - соленое тесто.

Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот.

Кроме того, тесто - самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать.

Соленое тесто:

Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода.

Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло.

Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость - после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить.

Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить.

После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка.

Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить - на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше - фруктовыми или овощными соками.

Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок - буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) - красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы - это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт.

А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку.

Пластилин :

Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций:

Первое: пластилин должен быть максимально мягким

Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно).

Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить.

Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе.

Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин:

Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином.

Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус.

Мягкий пластилин нельзя использовать повторно - поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают.

Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом.

Глина:

Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая.

Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина.

По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная.

В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать.

Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет.

Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много - не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком.

Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов - веточек, камней, шишек, листочков.

Если руки, испачканные глиной тревожат малыша - присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте.

Нужно спокойно объяснять, что глина - это не кака.

Воск:

Воск для лепки - интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно.

С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития.

Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.

Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь.

Самое первое - это знакомство с материалом.

Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках.

Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества.

Первый прием: мять и отрывать большие куски.

Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия.

Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой

В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.

  • Отщипывать от большого кусочка маленькие:

Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка - согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка.

Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»

  • Отрывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками.
  • Катать палочки (конфетки)
  • Сильно хлопать ладошкой по большому куску теста или пластилина: это называется «хлоп»
  • Стучать кулачком по большому куску пластилина: это называется «шлеп»
  • Расплющивание маленьких кусочков: «плющим-плющим-плющим»
  • Размазывать по твердой основе: «мажь»
  • Отверстия в большом куске теста или пластилина: «Тык»
  • Втыкание «инородных тел» в тесто: начало смешанной техники: это тоже называется «тык».

Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте:

Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности - 3 года.
А до 2 лет, до появления фразовой речи, ребенок вообще целиком находится под влиянием текущего момента.
Даже в речи будущее время появляется позже настоящего и прошедшего времени
Так что лепить по замыслу наш малыш сможет еще не скоро.
Итак, лепка по замыслу невозможна, до сюжетной лепки тоже еще далековато… Так что же все-таки можно делать?
А можно научить ребенка самой, может быть, важной вещи в творчестве: получать удовольствие от процесса, а не от результата.
Ребенок сам. Стихийно, может получить огромное удовольствие - и не разовое, а каждодневное - от процесса лепки. Ему нужно только дать подходящий материал и посадить рядом маму, которой бы все это было не только что не противно - а интересно.
Как правило, все дети в возрасте до 3 лет проходят через несколько периодов «запойной» лепки. И если плоды в виде поделок остаются далеко не у всех - так как дели не меньше любят ломать слепленное, чем его создавать, то навыки, приобретенные при занятиях с тестом и пластилином, очень пригодятся ребенку в дальнейшем.

Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):

  • Палочки (конфетки): отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями, класть готовое на доску. Возможно, каждую конфетку заворачивать в фольгу или кусочки гофрированной бумаги.
  • Разные цветные мелки (тут вообще основная идея, что реальные предметы можно слепить и с ними играть).
  • Бублики: свертывать палочку в кольцо, соединять концы, плотно прижимая.
  • Баранки (потоньше).
  • Крендельки (с перекрещенными концами).
  • Шарики: катать между ладонями круговыми движениями.
  • Орешки (разные).
  • Печенье: сплющивать шарик.
  • Лепешки большие и маленькие.
  • Мандарины и апельсины.
Возможные варианты заданий для детей, старше 2,5 лет:
  • Пирамидка: располагать лепешки в порядке убывания величины. Предмет составляется из частей.
  • Пряники.
  • Маленькая куколка, состоящая из головы и тела разной величины.
  • Самолет: из двух частей неодинаковой формы.
  • Неваляшка: из двух шаров + украшения.
  • Угощение для игрушек: лепить то, что нужно для игры.
  • Мишка-неваляшка (с ушами).
  • Кролик: длинные уши.
  • Птичка: хвост, клювик.
  • Миски для трех медведей: сплющивать, оттягивать края вверх.
  • Утенок и др. звери: передавать характерные признаки животного, прищипывание, соединение частей.
  • Яблоки и ягоды, большие и маленькие морковки.
  • Огурец и свекла: разная форма овощей.

Потом можно побеседовать.

Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:

Сюжет может быть, например, такой:

  • Разговор по телефону "Здравствуйте, игрушки, я вас слушаю" появились цветные палочки, они не знают, что с этими палочками делать.
  • Трава для зайчат. Как можно больше травки. Ровная трава вкуснее. Трава и кусты: медведь пожаловал, всю траву вытоптал, весь двор разорил.
  • Пририсовывать ворс к щетке - основа изображена.(зайчатам понравились щетки, надо каждому нарисовать).
  • Пластилин пришел: я не хочу быть просто пищащим комочком!
  • Колбаски на тарелочках, а то собака утащит.

Перспективы

То, чего вы сможете достигнуть через несколько недель каждодневных занятий - это возникновение у вашего малыша устойчивого интереса к лепке.Малыш поймет, в каком месте квартиры вы с ним занимаетесь, как это происходит, и то, что результат его работы вечером обязательно показывают папе или бабушке.Кроме того, ребенок сообразит, что маме тоже интересно возиться с глиной или тестом. Что маме тоже это нравится. А для маленького ребенка крайне важно то, что нравится маме.

Психологи говорят, что нужно довести до сознания ребенка социальную значимость того или иного занятия. Социальная значимость - это важность и нужность, серьезность занятия для самых главных людей - родителей.Хорошо бы еще хотя бы раз в неделю приводить ребенка на занятия в творческие студии - чтобы он видел, что и другие дети тоже лепят и рисуют. Что вообще это у людей принято.Но занятия в студиях и клубах не заменяют занятий дома с мамой.Во-первых, потому, что недельный перерыв между занятиями - это слишком большое для малыша время, а во-вторых - потому что именно мамины уроки усваиваются надежнее всего.

И вообще, если вы хотите насыщенных отношений со своим подросшим, выросшим и совсем взрослым ребенком - будьте от него поблизости (не только физически, но и психологически) все раннее и дошкольное детство. Будьте рядом и живо участвуйте в том, что ему интересно.Для того, чтобы лепка малышу не наскучила, техники и варианты занятий должны быть разнообразны.

Существует великое множество: один из них - работа с пластилином. Это универсальное средство поможет малышам освоить простейшие элементы, из которых позднее они научатся делать разнообразные фигурки.

Большой ассортимент пластилина позволит выбрать тот, который подойдет для творчества маленьким детям. Обратите внимание на такие особенности:

  • пластилин должен быть мягким и пластичным;
  • без ароматизаторов;
  • не оставлять следов на руках;
  • не расслаиваться при лепке.

Если вы выбрали именно такой, то пора приступать к творчеству! Подготовьте пластиковую доску для работы: раскатывать пластилин на нем будет удобно и ребенку, и вам.

Шаг №1: выберите тот цвет пластилина, который ребенку нравится больше всего

Даже в нежном возрасте у детей уже есть любимые цвета. Предложите крохе выбрать тот оттенок пластилина, с которым он начнет работать.

Шаг №2: учите разминать пластилин в руке

Предварительно нагрейте массу в своих руках, чтобы она была более податливой. Когда пластилин станет послушным, ребенку будет проще его разминать.

Шаг №3: покажите, как правильно отщипывать пластилин

Научите ребенка отщипывать от пластилина небольшие кусочки. Малыши норовят делать ногтями. Демонстрируйте своим примером до тех пор, пока кроха не поймет, как правильно это делать.

Шаг №4: скатывайте шарики

Детям эта задача поначалу может показаться сложной. Поэтому вам нужно показать несколько вариантов скатывания шариков:

  • между указательным и большим пальцами - если кусочек пластилина небольшой;
  • между ладонями - если кусочек побольше.

Шаг №5: как расплющить шарики в «блинчики»

Готовые пластилиновые шарики - это полуфабрикат «блинчиков». Покажите ребенку то легкое движение, которым он превратит шарик в лепешку - простым нажатием указательным пальцем.

Шаг №6: растягивайте пластилин по листу бумаги

Помимо пластиковой доски вам понадобится еще и лист бумаги. Нагрейте в своих ладонях пластилин. Вместе с ребенком оторвите кусочки разной величины и разложите их на листе. А затем указательным пальцем растягивайте в разные стороны - размазывайте по бумаге.

Шаг №7: учите делать жгутики

Это довольно сложный процесс, который дети могут освоить не сразу. Поэтому запасайтесь терпением! Здесь пригодятся уже ранее приобретенные навыки. Вместе с ребенком отщипните кусочек пластилина, затем скатайте из него шарик. После этого зажмите шарик между указательным и большим пальцами и начинайте раскатывать. Это процесс можно выполнить и на доске. И на глазах ребенка шар превратится в жгутик. Чем дольше раскатывать, тем дольше и длиннее получится.

А что умеет лепить из пластилина ваш ребенок?

Еще

ольга нургалеева

«Как научить ребёнка лепить »

Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок .

В. А. Сухомлинский.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество- это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Лепка- это тот вид деятельности, который позволяет развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, благотворно сказывается на развитии речи ребёнка , позволяет малышу самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Во время лепки формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт- чувство пластики, формы, веса.

Самое интересное, что лепка построена на умении лепить три элемента : шарик, колбаску и валик. Ну, а какие же дети это не умеют лепить ? Это умеют лепить все ! И как только ребёнок это поймёт , ему жутко понравится то, что он слепит , потому что у него всё получится, а не получиться просто не может!

Уверенность в себе! Вот шаг к успеху. Вы замечали, что дети часто говорят : «Я не умею, я не смогу!» . А вы задумывались почему? Почему ребёнку трудно представить , что он сможет (в нашем случае лепить , что у него всё получится. Может, здесь виноваты мы, взрослые?

Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом, а в идеале сидеть рядом с ним и тоже лепить . Пластилин – далеко не единственный материал, из которого можно лепить , сейчас из всего разнообразия можно выбрать то, что больше нравиться.

Психологи утверждают, что пластилин отлично развивает мелкую моторику, а это, в свою очередь, стимулирует умственную деятельность.

Не бойтесь "переборщить" с наукой. Дети очень быстро схватывают детали и обыгрывают изученное. Если ребенок сразу не смог повторить, не стоит волноваться. Это как с речью : послушает сегодня, послушает завтра, а выдаст только через месяц. Можете, например, научить малыша лепить красивые глазки : сначала беленькую лепешку - белок, потом цветную - радужка, ну а потом малепусельную козявочку - зрачок!

Больше самостоятельности! Никогда не мешайте, когда малыш пробует свои силы и не просит помощи у вас. (А ведь подчас так хочется поучаствовать, приукрасить, сделать неуклюжую поделку малыша более приглядной) Поэтому лучше лепить две поделки : ребёнок- свою , вы - свою.

Приучите ребенка работать с пластилином только за собственным столиком. Малыш должен с самого начала понять, что пластилином пользуются только в одном месте. Иначе в один прекрасный день вы рискуете обнаружить на балконной двери прекрасное пластилиновое панно. А малышу не нужна нервная мама. Естественно, фартучки, нарукавнички или просто старая одежка. Пол можно застелить газетами. Кстати, дорогой современный пластилин не прилипает к полу, а постепенно подсыхает и с удовольствием залетает в пылесос.

И наконец, терпение и понимание! Никогда не требуйте от малыша результата, особенно мгновенного. Пусть лепка будет в удовольствие. Не всем же, в конце концов, становиться скульпторами. Может, ваш ребенок станет великим математиком, и пластилин ему, честно говоря, ну совсем ни к чему.

Лепка- это маленький кирпичик в формировании современных, креативных, талантливых людей. На заметку продвинутым родителям с готовыми поделками можно не только играть, но и создать мультик на минуту, а это уже, согласитесь, семейная история, мультфильм можно показать и через года.

Мы с нашими «шедеврами» играли, придумывали истории, участвовали в выставках, дарили на праздники родителям, друзьям. И у нас даже есть мультфильм «А у нас во дворе» , правда пока один и очень коротенький.

Появляются результаты :

- ребёнок свободно ориентируется в разнообразии пластических материалов.

Приобретает навыки лепки.

Учится смешивать цвета.

Приобретает навык в работе с инструментами для лепки.

Теперь можно участвовать в разных выставках и конкурсах!

Удачи в творчестве!

Нургалеева Ольга Анатольевна МБДОУ №107 г. Мурманск

Лепка из пластилина развивает и улучшает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на развитии малышей и их речевых способностях. Начинать можно уже к двум годам, когда ребенок попрощается с периодом «ротового» знакомства с предметами. К этому возрасту можно не бояться, что кроха съест кусочек яркого материала. Как научить ребенка лепить из пластилина в 2-3-4 года? С чего начать и как правильно организовать занятия?

Перед тем, как приступить к лепке, необходимо подготовиться. Пластилин должен быть мягким и податливым. Его может предварительно разогреть и размять родитель. Есть еще один простой способ – куски материала, которые будут использованы, выкладываются на картон или ткань и помещаются на горячую батарею. Через несколько минут пластилин будет готов к работе. В магазинах продается материал для самых маленьких – он яркий, мягкий, не прилипает к рукам и не обладает ярко выраженным запахом.

Подготовка рабочего места. На стол следует постелить клеенку или использовать специальную доску для лепки. Эти меры позволят сохранить время и силы, потраченные на уборку. Одевать кроху желательно в одежду, которую не жалко запачкать и испортить – некоторые виды пластилина удаляются с огромным трудом.

Занятия с малышами не должны быть утомительными, поэтому стоит ограничиться 5-7 минутами в день.

  • Кроха может размазывать пластилин по картону или доске.
  • Вставлять в материал бусины, крупы, макароны, семечки, пуговицы и другие мелочи.
  • «Кормить» игрушек слепленными мамой зернышками.
  • Давить пластилин, превращая шарики в блинчики.

Что лепить с трехлетним ребенком?

По мере взросления и развития дитя следует постепенно осложнять программу.

  • Такой кроха может оставлять отпечатки на пластилине, «переводить» картинки (монетки, например).
  • Лепить между ладошками шарики и колбаски.
  • Ролевые игры переходят на новый уровень. Теперь кроха сам «изготавливает» еду для своих плюшевых подопечных.
  • Малыш способен собирать из готовых деталей целостный предмет – снеговика, цветочек, машинку.

Занятия с четырехлетним ребенком

Моторика рук дошкольника в этом возрасте развивается быстро и легко. Дети с удовольствием лепят животных, рисуют пластилином на бумаге, размазывая и придавая ему форму. Большинство малышей уже не хотят подражать родителю, а стремятся к самостоятельности и воплощению собственных идеи, фантазий. Поэтому взрослому можно принять сторону наблюдателя и гордиться успехами своего чада.

Возможно вам также понравится:


Как научить ребенка убирать игрушки за собой и с какого возраста это делать?
С какого возраста можно сажать ребенка в ходунки и стоит ли это делать?
Новорожденный ребенок 1 месяца что должен уметь
Ребенок боится ветра и дождя — что делать?
Ребенок боится уколов и вид человека в белом халате
Ребенок боится засыпать из-за страшного сна – как его успокоить?

Всестороннее развитие ребенка – это одна из важных задач каждого родителя. Лепка из пластилина:

  • поможет вашему малышу развивать творческие навыки и умения,
  • познакомит его с новыми текстурами и формами,
  • поможет развить пространственное мышление,
  • станет прекрасным способом развития моторики рук.

Кроме того, лепка из пластилина способна позитивно влиять на нервную систему вашего чада и вырабатывать у него усидчивость и концентрацию внимания.

Когда начинать знакомить ребенка с пластилином и как его выбрать?

Начиная уже с 1 года ребенка можно знакомить с пластилином. Яркие, мягкие кусочки наверняка привлекут его внимание. Для деток до 2 лет лучше всего выбрать очень мягкий специальный пластилин.

Многие детки обязательно захотят попробовать его на вкус! Чтобы обезопасить ребенка, приготовьте массу для лепки самостоятельно. Для этого понадобится всего 4 компонента: по 1 стакану муки и соли, лимонный сок (3 ст. л.) и вода. А чтобы придать ей разные цвета, воспользуйтесь пищевыми красителями.

Как научить ребенка работать с пластилином?

Все дети разные. Одни с удовольствием займутся разноцветными кусочками, у других пластилин не вызовет абсолютно никакого интереса, а некоторые и вовсе могут его бояться. Чтобы этого не произошло, необходимо заинтересовать ребенка и показать ему, как это может быть интересно и увлекательно.

Сначала предложите малышу самостоятельно выбрать цвет. Ни в коем случае не навязывайте ему выбор. Когда цвет выбран, помогите ему размять пластилин. Начинайте с самых простых форм: шар, колбаска, овал. Дайте возможность ребенку измельчить большой кусок на малюсенькие части, которыми можно, например, украсить готовую картинку.

Некоторые интересные идеи, которые помогут вашему малышу освоить уроки лепки

Вы должны понимать, что пластилин – это очень сложный и капризный материал.

Одна неудачная попытка – и желание лепить из него у ребенка может надолго пропасть.

На первых этапах обучения помогите малышу создавать очень простые предметы, которые просто не могут не получиться. Например, змейки, гусеницы, простые овощи и т. п.

Очень увлекательное занятие – создание отпечатков. Для этого предложите ребенку скатать шар и раздавить его ладошкой. На полученной лепешке можно оставлять всевозможные отметины: пальцев, монет, колечек, других предметов.

Как научить ребенка лепить

Как сделать гусеницу | Видео Лепка

Уроки лепки пластилином для самых маленьких

Не забывайте о безопасности вашего ребенка.

При выборе пластилина отдавайте предпочтение известным, хорошо зарекомендовавшим себя производителям.



Рассказать друзьям