Как называется болезнь, когда человек разговаривает сам с собой. Немые люди: причины безмолвия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инструкция

Для занятий с больными, которые не могут говорить, можно использовать детское лото или букварь. Нужно четко и медленно называя предмет, попросить больного его на – сначала называя один предмет, затем – два, потом – три сразу, чтобы больной тренировал память. За одно занятие больного просят показать не более 15 вещей, с небольшими перерывами после каждого задания.

Больные с сенсорной афазией плохо различают слова, близкие по звучанию. Поэтому для таких слов нужно сделать схематические рисунки, подписав их, например: «дом», «том», «бочка», « ». Во время занятий попросите больного показать названый вами рисунок или подпись к нему.

Восстановить речь после инсульта помогает упражнение по выписыванию из книги или газеты слов, начинающихся на сходно звучащие звуки, например: «б»-«п», «д»-«т», «в»-«ф». Эти занятия тренируют восприятие речевых звуков.

Хорошим способом восстановления речи для перенесших инсульт является пение песен, которые хорошо знакомы больному. При этом пациент должен смотреть на губы того, кто поет, и стараться повторять слова.

После того, как больной сможет правильно произносить слова, начинайте заниматься повторение предложений, например, попросите его повторить «дай носовой платок», «принести мне чашку». Нужно вызвать у больного интерес к самостоятельным занятиям. Можно дать ему задание заполнить пропущенные в предложениях. Например: «Собака лакает... миски», «Птица сидит... ветке».

Перенесшим инсульт людям не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день. Передачи лучше выбирать только положительные и те, которые интересуют больного. Если человек любит , то просмотр спортивных передач будет побуждать его к комментариям, что принесет большую пользу в восстановлении речи.

Занимаясь с больным человеком, нужно проявлять такт и терпение. Не стоит исправлять сразу все ошибки пациента, а лишь 3-4, а за малейшие успехи обязательно нужно хвалить.

Источники:

  • восстановиться после инсульта

Реабилитационные мероприятия, проводимые после инсульта , при правильном использовании помогают существенно восстановить работоспособность пациента и вернуть его к нормальной жизни. Но при этом необходимо учитывать постепенность нарастания нагрузок, использование адекватных схем применения медикаментов и постоянное врачебное наблюдение.

Инструкция

До начала проведения реабилитационных мероприятий обязательно нужно провести полное и комплексное обследование пациента – это позволит определить уровень состояния его здоровья и степень повреждения функций нервной и других систем организма после инсульта .

Обязательно подбирается эффективная медикаментозная , включающая препараты, воздействующие на патологию, ставшую причиной возникновения инсульта . Помимо этого, обязательно назначение препаратов, которые влияют на обменные процессы в клетках головного мозга (увеличивают устойчивость клеток к гипоксии и травме). Также следует использовать лекарственные вещества, восстанавливающие нормальное функционирование пораженных функций – улучшающие нервно-мышечную , способность клеток генерировать соответствующие импульсы.

Даже в остром периоде инсульта обязательно должны с осторожностью проводиться мероприятия, которые будут препятствовать развитию опасных осложнений; пациентов следует обязательно переворачивать в постели, обеспечивать адекватную вентиляцию легких. Пролежни и пневмонии, возникающие вследствие постоянной неподвижности больных, гораздо легче предупредить, чем потом лечить.

Для реабилитации обязательно привлечение «узких» специалистов – массажистов, физиотерапевтов, логопедов – это позволит применять самые современные и совершенные методики восстановления.

При реабилитации в настоящее время все большее значение придается современным научным технологиям и разработкам – применение этих методик позволяет восстановить даже те функции организма, которые утрачены вследствие глубокого или обширного поражения нервной системы. Создаются специальные компьютерные программы для восстановления и воспроизведения речи, программы стимулирования тонкой моторики конечностей.

Сама реабилитация – процесс достаточно длительный, во время которого возможны улучшения и ухудшения общего состояния пациента, поэтому для коррекции психологических проблем желательно привлечение квалифицированного психолога и психотерапевта.

Видео по теме

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульт не относится к определенному заболеванию, это - состояние, которое может возникнуть при множестве болезней сосудов, сердца и крови. Для его успешного лечения необходимо точная диагностика причин удара и их лечение. У одних это может быть гипертония, у других – мерцательная аритмия, третьи страдают от сахарного диабета, еще у кого-то – сочетание недугов, но конечный итог сосудистых нарушений – инсульт мозга.

Инструкция

Для того чтобы ускорить послеинсультное восстановление, необходимо выполнение комплекса мероприятий, направленных на возвращение больного к нормальной жизни. Это – лечебное питание, построенное по принципу ограничения жирной, высококалорийной, насыщенной холестерином, сахаром и легкоусвояемыми углеводами пищи. Также терапия движением и фитотерапия.

Морская рыба, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды и сухофрукты, овсяная каша на воде, гречневая крупа, размолотая и залитая кефиром, свежеприготовленный фруктовый сок, разведенный пополам с водой и морсы из ягод без сахара – это рацион питания минимум в течение 2 месяцев после удара. В небольшом количестве можно вводить в рацион – белое мясо птицы без кожи, постную говядину отварную, хлеб из отрубей и ржаной муки, речную рыбу (не чаще 2-х раз в неделю), чай без сахара.

Терапия движением стоит по важности на месте после лечебного питания. Необходимо выполнение эрго- и кинезетерапевтической системы специальных гимнастических упражнений. Без их выполнения невозможно вернуть двигательную активность и навыки бытового самообслуживания больного.

Квас из свеклы
Одну свеклу средних размеров очистите от кожуры, нарежьте небольшими кусочками и положите в 2-х литровую банку. К свекле добавьте 120 г сахарного песка, 5 г соли, 3 кусочка ржаного хлеба и 1 ст.л. сметаны. Затем содержимое банки залейте кипятком и оставьте настаиваться в теплом месте на 3-4 дня. Готовый свекольный квас употребляйте 2-3 месяца по 4 раза в день за час до еды. Необходимо начинать лечение квасом с 1 ст.л. и увеличить до ½ стакана.

Настой из шиповника и лука
Измельчите 2 ст.л. сухих ягод шиповника и 2 ст.л. шелухи луковиц, залейте все 1 литром прохладной воды и доведите смесь до кипения. Далее оставьте смесь настаиваться в теплом месте 8-9 часов. После того, как смесь настоялась, процедите и добавьте свежевыжатый сок 1 небольшого лимона. Готовый настой пейте в течение дня маленькими порциями на протяжении 1 месяца.

Видео по теме

Тяжелые осложнения типичны для такого заболевания, как инсульт. Спрогнозировать течение болезни практически невозможно, как и то, будут ли полностью восстановлены потерянные функции. Правильный уход позволяет облегчить состояние больного и не допустить развития дополнительных осложнений, вызванных отсутствием двигательной активности.

Инструкция

Инсульт - это тяжелейший удар для организма, так как страдает центральная нервная система, то есть мозг. Люди, пережившие инсульт, как правило, испытывают на себе этого события на протяжении всей последующей жизни. Осложнения после обуславливаются степенью и локализацией пораженных клеток мозга. В редких случаях последствия инсульта практически незаметны, но в большинстве своем больные становятся , и лишь длительное профессиональное лечение позволяет частично или полностью восстановить те или иные функции организма. Наиболее распространенными последствиями инсульта является полная или частичная парализация тела, кома, потеря речи, потеря контроля над отдельными группами мышц и т.д. Кроме того, больных подстерегают и другие последствия болезни, в том числе тромбозы, пролежни и воспаления легких, которые также составляют серьезную опасность для жизни.

Самым тяжелым осложнением инсульта является паралич. Полный паралич у людей, переживших инсульт, встречается редко. Как правило, имеет место левосторонний или правосторонний паралич, в зависимости о того, какая половина мозга была поражена. Кроме того, состояние больных осложняется изменением восприятия, потерей чувствительности, ухудшением координации движений. В этом случае требуется длительное лечение и реабилитация, основой которой является массаж и лечебная гимнастика. Паралич вызывает дополнительные осложнения, заключающиеся в появлении пролежней и тромбозов.

Образование пролежня - это процесс отмирания тканей в местах, где кожа находится под давлением. Такие процессы вследствие длительного лежания или сидения, сопровождающихся полным отсутствием движения мышц. В пораженных областях кожи и мышц наблюдается частичное снижение кровоснабжения. Очень важно контролировать состояние кожи больного и не допускать образования пролежней, так как такие трофические изменения крайне тяжело поддаются лечению, а кроме того, служат воротами для попадания болезнетворных бактерий, способных усугубить состояние больного.

Отсутствие движения и напряжения мышц также сказывается и на кровеносных сосудах. Лежачее положение является предрасполагающим фактором для образования тромбов. Тромбы - это сгустки крови, которые, как правило, образовываются в глубоких венах ног. Оторвавшийся тромб в процессе движения вызывает сильные боли. Дойдя до сердца, тромб может вызвать инфаркт миокарда. В случае если тромб прошел через сердце, он может попасть в легкие, вызвав легочную эмболию, а при попадании в мозг повторный инсульт.

Обратите внимание

Правильный уход за человеком, перенесшим инсульт, позволяет минимизировать риск появления вторичных осложнений, то есть тромбоза и пролежней. Когда речь идет о последствиях инсульта, очень сложно спрогнозировать, как долго человек будет восстанавливать поврежденные функции организма.

Полезный совет

Первичные осложнения, вызванные инсультом, требуют серьезного подхода в плане лечения. Продолжительность пребывания больного в том или ином патологическом состоянии зависит от индивидуальных особенностей организма.

Очень часто перенесшие инсульт люди не уделяют должного внимания восстановительному периоду. Они начинают жить в привычном темпе, что чревато печальными последствиями. Стоит знать несколько основных правил поведения

Различные нарушения речевой функции - частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант - отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.


Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения - до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.


Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.
  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Лечение нарушение речи

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:


Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:


Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:


Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:


Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:


Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:


Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Основной контингент пациенты, которые перенесли инсульт , черепно-мозговую травму и имеют в качестве последствий нарушения речи. Инсульт - это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние (причиной может быть и травма). Если вас интересует реабилитация под контролем наших специалистов в центре «Три сестры», ознакомьтесь с важной информацией в нашего сайта.

Инсульты остаются острейшей медико – социальной проблемой современного общества. В последние годы, к сожалению, неуклонно увеличивается число инвалидов после инсульта. Среди факторов получения инвалидности после инсульта (черепно-мозговой травмы) большую роль играет потеря речи.

Люди, столкнувшиеся с таким недугом, очень тяжело переживают отсутствие речи. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые пациенты страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает обращённую речь или путает слова. Другие же пытаются что-то сказать, но у них получаются неразборчивые звукосочетания, состоящие из нечленораздельного набора звуков, обрывков слов (моторная афазия).


Есть и третья группа пациентов, у которых речь отсутствует полностью, им очень трудно, (иногда невозможно!) произнести звук или серию звуков (дизартрия).


Когда пациенты попадают в наш реабилитационный центр, с ними занимаются сразу несколько специалистов (мультидисципдинарная бригада): физический терапевт, эрготерапевт, логопед, нейропсихолог. Основная роль в восстановлении речи отводится логопеду и нейропсихологу. Физическое и социальное восстановление так же способствует улучшению речевой функции, так как пациент вовлечён в процесс коммуникации с другими специалистами.

Главный принцип реабилитации – это раннее начало восстановления утраченных функций. Т.к. в этот период происходит наиболее интенсивное восстановление пострадавших структур отделов мозга.

Благоприятными условиями для восстановления речи являются:

  1. раннее начало (первые дни, недели после инсульта) восстановительной терапии;
  2. систематичность и длительность занятий;
  3. одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить.


Но так бывает не всегда: либо нет возможности попасть на реабилитацию сразу после больницы, либо надо подождать место (очередь) в специализированный центр. Поэтому возникла необходимость написать статью – как руководство в помощь родственникам, не имеющим медицинского, психологического, специального образования, но желающим искренне помочь своим близким.

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать своим близким восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то могут быть выбраны неправильные методы.

  • Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе.
  • И ещё одно очень важное правило. К сожалению, нередко приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой родственников, которые, услышав первое после длительного молчания правильно произнесённое пациентом слово, просят его вновь и вновь повторять. Это совершенно недопустимо! В этом случае высока вероятность появления речевого «эмбола» в виде этого слова и человеку будет очень трудно «переключиться», начать произносить другие слова и фразы.

Есть чёткие и последовательные этапы восстановления речи, которые необходимо учитывать при реабилитации пациента:

  • Ранний период: с первых дней, недель до 6 месяцев;
  • Отставленный период с 6 месяцев
Степень расстройства речи после инсульта или черепно-мозговой травмы очень различны: от относительно лёгкого нарушения произношения до тяжелейшего, полного отсутствия речи. Соответственно и выбор методик восстановления речи будет зависеть от степени поражения речевой функции.

В данной статье хочется обратиться к родным тех пациентов, у которых речь сильно нарушена, или полностью отсутствует.

Надо начинать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов - это имена близких, порядковый счет, и знакомые стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова. Эта методика называется «растормаживание речи». Она используется на раннем этапе восстановления при разных формах афазии (распад речи в результате нарушения мозгового кровообращения).


Десятое октября 2013 г.
Четверг

Если ваш подопечный уже достаточно окреп и может сам записать дату в тетради, попросите сделать это самостоятельно. Возможно, у вашего родственника обездвижена правая рука, помогите ему взять карандаш в левую руку. Очень важно для пациента научиться многое делать левой рукой (при условии, что с правой (парализованной) будут активно заниматься: упр., массаж, возвращение чувствительности). Через какое-то время здоровая левая рука пациента сможет брать ручку, ложку, бритву, губную помаду и т.д., тем самым координируя точность и правильность движений.

Если же человек ещё достаточно слаб и не может сам писать левой рукой, необходимо записывать дату при нём. Включая его в деятельность: он должен по календарю найти и показать число, месяц, день недели. Если у пациента нет активной речи, всё равно пробуйте проговорить дату вместе, сопряжённо.


«Сегодня десятое октября, 2013 года. Четверг»


На этом этапе возможна и очень важна ваша помощь: человек, «оглушённый» после инсульта начинает вслушиваться в ваш спокойный, неторопливый голос и сам делает попытки повторить, что-то сказать, ответить.


Писать в тетради следует печатными, хорошо читаемыми буквами. Напишите имя, отчество, фамилию вашего родственника, имена членов семьи, которых ему приятно вспомнить, и обязательно попросите назвать. Пусть не сразу всё получится; но постепенно упражняясь, он начнёт проговаривать знакомые ему имена.



В процессе «растормаживания речи» большое значение имеют т.н. автоматизированные ряды, это:

  • порядковый счёт (от 1 до 10),
  • дни недели (по порядку),
  • названия месяцев (по порядку),
  • пение песен со словами,
  • чтение вслух хорошо знакомых стихотворений (может у вашего родственника есть любимые стихи) их так же надо вспомнить,
  • добавление последнего слова в пословицах.

Остановимся на каждом способе «растормаживания речи» более подробно.


В тетради это может выглядеть вот так:

























































































Слева цифры и слова записываете вы, а справа просите вашего родственника списать (переписать) числовой ряд, обязательно проговаривая каждое слово. Помните, мы вначале статьи говорили о том, что необходимо одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Не прекращайте упражняться в произношении автоматизированных рядов, даже если после первых попыток появятся звуки, лишь отдалённо напоминающие контуры слов. Попробуйте ещё раз и так на протяжении нескольких дней. Возможно, у вашего подопечного появятся окончания некоторых чисел, потом нечёткие гласные в середине слова. Поддержите его! Пусть всё его внимание будет направлено на артикуляцию ваших губ.

Ещё одним из способов «растормаживания речи» является проговаривания, перечисление дней недели. Обязательно записывайте в тетрадку вашего родственника:


Дни недели:

понедельник













воскресенье



Справа оставьте место для самостоятельной записи. Спросите, какой сегодня день недели? А, вчера какой был? А завтра будет… Не забывайте, что на ранней стадии восстановления речи, вы проговариваете ответы вместе с вашим близким, тем самым помогая ему. Называние, вспоминание даты способствует восстановлению ориентации пациента во времени.


Аналогично выполняется упражнение на перечисление месяцев, времён года.


Уточните, какое сейчас время года? А какой месяц? Вспомните дни рождения близких членов семьи, попытайтесь проговорить, назвать памятную дату. 7 мая – день рождения Лены и т.д.

Следующим очень важным способом «растормаживания речи» - это пение песен. Предложите вашему родственнику спеть для настроения, хорошо знакомую, может его любимую песню.

Обратите внимание на, вашу чёткую артикуляцию, негромкий голос. Пациент будет внимательно следить за движениями ваших губ. Напишите крупными буквами текст 1 куплета. Это упражнение даст эмоциональный всплеск, улучшит настроение.

Ваша задача очень чутко реагировать на возможности, настроение и желания вашего родственника. Вполне может быть, что у него не будет получаться с первого раза, и он категорически откажется выполнять предлагаемые упражнения. Не отчаивайтесь! Пробуйте, убеждайте, приводите примеры людей, которые справились, преодолели этот недуг. Пусть в комнате негромко звучит музыка.


Попробуйте обсудить с вашим близким, какая музыка сегодня ему по душе. Это ещё один повод для побуждения пациента к активному диалогу. В крайнем случае, к использованию утвердительного (кивок головы) или отрицательного жеста. В этот момент вы чётко, эмоционально артикулируйте слова «Да!» или «Нет!».

В процессе «растормаживания речи» часто используют хорошо знакомые с детства стихи, пословицы.

Если вы хорошо знаете своего подопечного, его литературные предпочтения, подберите ему несложные стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина. Помните, предлагая почитать стихи, вы читаете их вместе с родственником сопряжённо (т.е. хором), показывая ему правильную артикуляцию, спокойное дыхание. Наиболее полюбившиеся четверостишия можно записать в тетрадь.


Также на ранней стадии восстановления утраченной речевой функции будут полезны упражнения с проговариванием пословиц. Старайтесь подбирать хорошо знакомые пословицы. Предложите вашему подопечному добавить недостающее слово в пословице.


Так, от занятия к занятию в течение 3-5 недель происходит «растормаживание речи». Первые 2 недели желательно заниматься, не утомляя пациента, 10 -15 мин. 2-3 раза в день. Позже занятия могут длиться 20-30 мин, так же 2-3 раза в день.


Однако, не всегда речь пациента можно растормозить при помощи автоматизированных речевых рядов. Иногда наши пациенты вместо продуцирования слов могут начать произносить только какой-нибудь стереотипно повторяющийся слог или слово. Этот «эмбол» «забивает» всю активную речь пациента и он по-прежнему не может говорить! Обязательно проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления и восстановления.

Логопед применяет методики восстановления речи в зависимости от степени тяжести расстройства и формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие.

Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.


И ещё одно важное обстоятельство, которое в ряде случаев не позволяет добиться положительных результатов: т.е. включения пациента в активную речь.


Ваш неговорящий родственник неожиданно сразу начинает повторять слова автоматизированных рядов. Это говорит о том, что у него нарушено не звукопроизношение, а фразовая, активная речь; возможно, затруднён выбор слов, переход от слова к слову. Если ваш родственник с первых занятий начал чётко произносить слова песен, порядковый счёт и т.д., немедленно прекращайте использование методики «растормаживания речи»!

Повторения ради повторения, называния, ради называния могут завести восстановление речи в тупик, и пациент останется без активной речи.

Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. В этом случае вам необходима консультация и помощь логопеда. Только специалист по восстановлению речи сможет выбрать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования.


Надеюсь, что эта статья поможет всем заинтересованным людям в оказании помощи по восстановлению речи на самом трудном, раннем этапе, когда так нужна поддержка и уверенность близких.


Желаю успеха, терпения, настойчивости!

  • Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Нередко человек с афазией хорошо понимает речь окружающих.
  • В беседе с родственником не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
  • Пациент с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
  • Пациент с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
  • Лучше не прерывать человека, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать ваш родственник, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Пациенту с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
  • Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у вашего родственника остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
  • Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
  • Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать заболевшего родственника к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.
Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.

От всей души желаю терпения!

Логопед Т. Радостева



Рассказать друзьям