Картотека сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Какие качества развиваются у ребенка по сюжетно-ролевой игры?

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?

При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.

В структуре игры выделяют следующие компоненты:

Роль : с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

Игровые действия по реализации роли : при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:

Первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека;

Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.

- Игровое замещение предметов . Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.

Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:

игровые;

реальные.

Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль то он будет в соответствии с сюжетом.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.

Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

Усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого;

Постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра

является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.

Предварительный просмотр:

Предлагаем Вам подборку популярных детских сюжетно - ролевых игр. Здесь Вы узнаете, как играть в такие игры, что для них понадобится, чему научат они Вашего ребенка.

Мы вам расскажем о том, какие сюжеты лучше выбирать для ролевых игр с ребенком, а также как в них лучше играть, чтобы игра не только забавляла и развлекала, но и обучала и развивала его.
Первое, на что обратим Ваше внимание, что игра - это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как в 5-ти летнем возрасте основной способ обучения - это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой..

Для чего играть в сюжетно-ролевые игры

В сюжетно-ролевые игры играют и мальчики, и девочки. На первый план выдвигается игра СЕМЬЯ, но не менее важны игры в школу, в магазин, в больницу, и т.п. Такие игры дают возможность малышу примерить на себя роли доктора, пациента, учителя, ученика, мамы, папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт.
Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.

Сюжетно - ролевая игра «Семья»

Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 5-тилетний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты - личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т.д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т.д.
Играя в семью, можно использовать кукол - это будет кукольная семья, или мягкие игрушки - это семья животных.
Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно - ролевая игра «Больница»

Сюжетно - ролевая игра «Купание куклы»

Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся.
В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей.
Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше - пупсики), мочалка, мыло, полотенце, халатик.
Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Попробуйте, не горячая ли она. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно - ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.
Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные), посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.
Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места - кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Если Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно - ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит.
Такой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.
Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Школа», «Строительство» и многое другое.


Один из мощнейших способов формирования навыков личностного поведения — это ролевая игра. Как было показано в первой главе, роль это основа детской игры. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берет на себя играющий ребенок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребенок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребенка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

Остановимся на некоторых ролевых играх, влияющих на личностное развитие ребенка.

☺ Игра «Обмен ролями»

Технология игры очень проста. На короткое время Вы с ребенком обмениваетесь ролями. «Давай, ты будешь мамой (папой), а я дочкой (сыном)!» Например, предложите ребенку накрыть стол к завтраку, как это делает мама, проконтролировать, чтобы «дети» (например, папа и мама или бабушка) не забыли вымыть руки, правильно «вели» себя за столом и т.д.

Для более старших детей игра обмен ролями имеет еще более существенное значение. Например, Ваш сын пришел «не в духе» из школы, получил двойку, не выполнил свои обязанности и т.п. Вам необходимо серьезно с ним поговорить. Попытайтесь изменить форму: «Сядь, мне надо серьезно с тобой поговорить» на вариант «Сядь, поговори со мной».

Предложите своему ребенку высказать все, что по Вашему или его мнению должны ему сказать Вы. Несомненно, Вы убедитесь в совершенно потрясающем результате взаимопонимания. Тут выявится и то, что вы с ребенком по-разному видите проблему, и то, в чем это различие. Вы узнаете своего ребенка с новой, неизвестной Вам стороны. Но и он гораздо глубже поймет Вас и Ваше настроение, отношение, чувства.

☺ Игра «Пустой стул»

Ваша маленькая дочка прибежала к Вам с жалобой на старшего брата. Не торопитесь устраивать следствие и разборку. Поставьте пустой стул, предложите девочке сесть напротив и скажите: «Представь, что на этом стуле сидит Витя. Он хороший? Плохой? А что тебе в нем не нравится? Что мы ему скажем? Начинай. А что ты ему сделала? Что он тебе ответил?» И так далее. При спокойном отношении и переориентации в игровую деятельность ребенок постепенно будет успокаиваться и в значительной мере пересмотрит оценку ситуации. Не исключено, что выяснится иная роль Вити и что дочка сама не совсем права, Витя не такой плохой.

☺ Игра «Шаг в будущее»

Игра, в которой проигрываются ожидаемые явления. Любая мама знает, какой стресс испытывает ребенок, когда ему предстоит визит к врачу. Он рисует в своем воображении ситуации, связанные с болевыми процедурами, вне зависимости от действительного положения дел. (Например, вы должны посетить обычного педиатра, осмотр которого, как правило, безболезненен.) Если Ваш ребенок сильно беспокоится, предложите ему сыграть в предстоящий визит к врачу. Пусть он выберет роль по вкусу: врача или пациента. И начинайте играть. Проигрывайте всю ситуацию последовательно.

Вот Вы собираетесь в поликлинику, пришли к врачу, проиграйте все этапы осмотра, назначьте процедуры, выпишите рецепты, сходите в аптеку и проведите лечение. Попытайтесь проиграть разные сценарии. (Какой ребенку больше понравится.) Посмотрите результат. Дети склонны в игре выплескивать свое волнение и объективно делаются спокойнее. Не исключено, что после такой игры Ваш ребенок даже захочет идти к врачу, для того чтобы удовлетворить любопытство: а так ли все на самом деле, как в игре?

☺ Игра «Сновидения»

Мы часто видим разные сны. Дети не исключение. Обычно ребенок не запоминает, что ему снилось. Но бывают особые случаи, когда сон сильно эмоционально насыщен и занимает ребенка в бодрствующем состоянии. Чаще это тревожные сны или кошмары. Если ребенок проснулся и продолжает переживать страшные события сна, предложите ему поиграть в этот сон. Распределите роли и в путь! Предложите ребенку роль сильного героя, пускай он уничтожит, разобьет в игре то или того, что его испугало.

Проиграйте события сна так, чтобы они имели благоприятный или даже счастливый исход. Еще лучше, если в игре события примут комическую окраску. Не жалейте времени на игру, и Вы очень поможете своему ребенку, успокоите его нервную систему.

Игра «Сновидения» поможет и тогда, когда ребенок просто возбужден или очень волнуется перед каким-либо событием. В этом случае она имеет другую форму. Предложите ребенку представить, что он «заснул» и «видит» сон. Сон веселый и приятный. «Во сне» он совершает разные действия. Предложите ему разыгрывать свое поведение «во сне». Помогите ему направить сюжет игры в спокойное и оптимистичное русло. Как показывает наша практика, такая игра детям очень нравится.

☺ Игра «Парное бильбоке»

Это старинная игра, развивающая координацию, внимание в совместной деятельности. Эта игра тренирует способности адаптироваться к другому человеку, «подстраиваться» под него, и является хорошей моделью взаимодействия и выработки личностного самоконтроля. Игра проводится вдвоем и может проходить как в комнате, так и на открытом воздухе.

Прямоугольник из ткани, размером 30 х 50 см закрепить по коротким сторонам на двух палочках. Справа и слева в ткани вырезать два отверстия. В центре на бечевке, длиной 80 — 100 см прикрепляется небольшой шарик.

Складывая и натягивая ткань, два игрока заставляют взлетать шарик. Задача каждого игрока — поймать падающий шарик в свою лунку. За каждое попадание считается одно очко. Играют до пяти очков или до трех подряд у одного игрока.

Игра направлена на формирование у ребенка внимания к другой личности, попытке оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.

Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задает находящимся в комнате вопросы:

— На какое растение похож этот человек?

— На какое животное похож этот человек?

— В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

☺ Игра «Угадай меня!»

По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребенка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остается в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребенок.

☺ Игра «Живые картины»

Эта игра была известна еще нашим прабабушкам. Ее психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают в круг. Один (водящий) находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

Важно не только уметь играть, но и уметь организовать игру. Для этой цели тоже необходим определенный навык.

☺ Игра «Затейник»

Это групповая игра. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать ее проведение в группе. Участники группы выставляют «затейнику» оценку за проведенную игру по пятибалльной шкале. Подсчитывается общая сумма поставленных оце-нок. У кого она больше по итогам игры, тот и выиграл.

☺ Игра «Концерт»

Эта игра характеризуется тем, что готовится заранее, причем процесс подготовки для ребенка не менее занимателен и привлекателен, чем сама игра.

Кто-то из участников игры берет на себя роль конферансье. Он заранее готовит и вывешивает перед игрой на видном месте афишу о том, что состоится концерт, на котором выступят следующие участники (перечень). Если эта игра проводится в семье, то в качестве участников должны быть все члены семьи, включая домаш-них животных и случайно оказавшихся гостей. Задача каждого участника будущего концерта — придумать себе номер, реквизит, костюм и все это подготовить. Затем в назначенное время состоится сам концерт. Все участники выполняют роль зрителей, когда не заняты в номере. Затем путем голосования присваиваются призы. Важно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз. Для этого нужно придумать соответствующее число номинаций. От самых обычных (за «лучший номер», «костюм») до нетрадиционных (за «самую широкую улыбку», «за работу всеми четырьмя лапами», «самую длинную юбку» и т. п.).

☺ Игра «Xopoвая песня»

Эта игра направлена на развитие коллективной деятельности, совместной координации. Вперед выходит «дирижер» (по желанию). Все вместе выбирают песню для исполнения. Это должна быть всем знакомая и простая по мелодии песня. (Можно заранее заготовить шпаргалки со словами и раздать их игрокам.) По знаку «дирижера» все дети громко начинают петь, затем по хлопку «дирижера»

наступает тишина, но все продолжают петь мысленно. По следующему хлопку вновь поют вслух. И так несколько раз. Тот кто собьется, становится «дирижером» и руководит исполнением другой песни. Выигрывают те игроки, кто дольше всех продержался в «певцах».

☺ Игра «Комплимент»

Участники разбиваются на пары (можно случайным образом), и эти пары должны на время говорить друг другу ласковые и хорошие слова, не останавливаясь и не повторяясь. Один говорит, в ответ другой говорит, вновь первый, вновь второй и т. д. Выигрывает самая «долгоиграющая» пара.

☺ Игра «Дразнилки с солью»

Чтобы уметь общаться, ребенок должен хорошо знать окружающих его людей, внимательно к ним относиться. Вместе с тем, он должен уметь «посмотреть на себя со стороны», правильно представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Решение этих двух задач обеспечивает веселая игра «Дразнилки» . Дразнилки и всякие нелепицы особенно популярны у детей 5—7 лет . Дети любят дразниться. «Дразнилки» в косвенной форме негативно оценивают поведение другого человека, дают выход отрицательным эмоциям, восстанавливают справедливость. Часто нелепые стишки используются детьми не с целью обидеть напарника по игре, а просто для развлечения компании, как своеобразная форма проявления чувства юмора детей. Стремление посмешить других и повеселиться самому характерно для детей. Предлагаемая игра как раз и направлена на придание «дразнилкам» позитивного, веселого (а не обидного) контекста.

Первый вариант. Все участники садятся в круг (например за столом) так чтобы все видели друг друга и берут в зубы по соленой палочке. Затем они должны дразнить друг друга словами и мимикой, но чтобы не выронить изо рта соленую палочку. По мере того, как ее кончик во рту станет размокать, его откусывают и глотают, не выпуская палочку изо рта и не используя руки. Выронивший палочку может выходить из игры, но как вариант — оставаться в ней (вновь взять палочку в рот), получив за каждую потерю палочки штрафные очки. Побеждает тот участник, кто дразнился дольше всех и ни разу не выронил палочку изо рта.

Второй вариант игры «Дразнилки». В игре участвуют не менее десяти детей. Все участники игры встают в широкий круг. В центр круга выходит первый игрок, сообщает на ухо взрослому ведущему, кого он собирается «дразнить», и начинает в смешной форме изображать кого-либо из участников игры. Все остальные наблюдают за ним и угадывают, кого из присутствующих изобразили. Если игрок достоверно изобразил своего товарища и того угадали с первого раза, то угаданный меняется местами с «ведущим». Если с первого раза человек оказался неузнанным, то дразнивший выходит из игры. Игра проходит по кругу. Выигравшими считаются те, кому дольше всех удалось продержаться в игре.

Шпаргалка для ведущего

Для развития навыков коллективного поведения хорошо использовать активные моторные игры. Вы можете предложить ребенку игры с мячом.

1. Все дети делятся на две команды и встают по кругу. Они должны быстро передавать по кругу мяч из рук в руки, не выронив его и не перебросив его по воздуху. Какая команда дольше удержала мяч, та и выиграла.

2. Дети произвольно передвигаются по площадке, водящий держит в руках мяч. По команде ведущего все замирают, а водящий должен попасть в кого-то из игроков мячом, не сдвигаясь со своего места. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний остался на площадке.

3. Дети встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Тот, кто не поймал мяч, садится в центр круга на корточки. Время от времени игроки кидают мяч в сидящих в центре круга. Если кто-то из них ловит мяч, то он вновь встает в круг. Победителем остается последний в круге игрок.

☺ Игры «бегунов»

1. Дети делятся на пары, и по команде каждая пара, взявшись за руки, бежит к финишу. Побеждает та пара, которая прибежит первой и не расцепит руки.

2. Все дети встают в широкий круг. Водящий выбирает одного игрока, называя его, и пытается его догнать. Они бегают с внешней стороны круга детей. Тот, кого догоняют, может выкрикнуть любое имя стоящего в круге. Тот, кого назвали, быстро покидает свое место и бежит от водящего, а первый бегущий игрок занимает освободившееся место. Тот, кто «попался» в руки водящего, сам становится водящим.

3. По сигналу все начинают бегать по площадке, а водящий пытается «осалить» кого-то из игроков. Тот, кто попался, становится помощником водящего и тоже гоняется за игроками, пытаясь «осалить» их. Победитель тот, кто остался последним «неосаленным».

☺ Игра «Сиамские близнецы»

Все дети делятся на пары, желательно равные по росту. Затем каждая пара, взяв по листку чистой бумаги, встает лицом друг к другу. По команде дети прижимаются друг к другу лбами, между которыми зажат лист бумаги. Начинает звучать музыка, и под нее пары «сиамских близнецов» медленно двигаются в танце. Их руки должны быть заведены за спину; листок удерживается лбами. Оставаться на месте без движения нельзя. Если листок упадет на пол, пара останавливается и замирает в той позе, в которой оказалась, когда листок коснулся пола. Эти позы дети должны сохранить до конца игры, создавая помехи другим парам. Побеждает та пара, которая протанцевала дольше всех, удерживая листок бумаги.

☺ Игра «Воздушный волейбол»

Игра развивает координацию, кроме того, воспитывает у детей дух взаимопомощи, упорство, настойчивость. Все участники игры располагаются на площадке равномерно — так, чтобы между двумя любыми игроками расстояние было не менее полутора метров. Затем в группу играющих вбрасывается надутый воздушный шарик. Задача игроков — отбивать друг другу шарик, не давая ему упасть на землю. Однако игроки не могут сдвигаться с места и отрывать пятки от пола. Кто сдвинулся с места или последним коснулся шарика, перед тем как тот упал на землю, получает штрафное очко. Получивший три штрафных очка выбывает из игры. Победителями признаются два игрока, последними оставшиеся на площадке.

☺ Игра «Забавный теннис»

Игра позволяет не только развивать координацию, но и лучше чувствовать другого человека, научиться согласовывать совместные действия. Два игрока встают друг другу в затылок на расстоянии одного метра. Первый игрок наклоняет туловище вперед, горизонтально земле. На шею, под затылок, ему кладут теннисный мячик. Резко распрямляя туловище, игрок «отбрасывает» головой и шеей мячик заднему игроку. Второй игрок ловит мяч, поворачивается спиной к первому и описанным способом «кидает» мяч партнеру. Каждая потеря мяча дает одно штрафное очко. Игра продолжается до пяти очков. Кто их быстрее наберет, тот и проиграл.

☺ Игра «Догони фишку»

Играют группы по четыре человека. По двое садятся напротив друг друга за стол. На столе перед ними лист бумаги с нарисованным игровым полем.

В среднюю клетку игрового поля помещают фишку. Разыгрывается право первого хода. Теперь пара, которая ходит первой, «выкидывает» вперед правые руки, ладонями вверх или вниз. Для пары, сидящей с правой стороны стола, выигрышным вариантом является совпадение рук обоих участников (обе ладони повернуты вверх или вниз). Если положение ладоней совпало, то они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону, если нет, то на одну клеточку в сторону противоположной пары. Пара, сидящая с левой стороны стола, заинтересована в том, чтобы их «выкинутые» ладони не совпали: одна смотрела вверх, другая вниз. В этом случае они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону. Если их ладони совпали по положению, то они передвигают фишку на одну клеточку в сторону «противника». Задача каждой играющей пары — «довести» фишку как можно быстрее до самой ближней к себе клеточки. Тот, кто сделал это раньше, выиграл. Количество клеток игрового поля может достигать девяти, но это существенно удлинит игру.

Сложные модели поведения в группе формируются у ребенка путем накопления личного опыта, нередко путем «проб и ошибок». Ему можно помочь, предложив сюжетные игры, моделирующие отношения в обществе взрослых людей.

☺ Игра «Этикет»

Это сложная игра, помогающая детям освоить определенные модели поведения. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап «Приветствие» . Все участники игры рассаживаются на стульях так, чтобы видеть друг друга. Затем они по очереди выходят и приветствуют всех остальных. Основная задача: приветствие каждого игрока должно чем-то отличаться от других. Например, один сказал «Здравствуйте!»; другой — «Добрый день!»; третий — помахал рукой; четвертый — «отдал честь»; пятый — поклонился; шестой помахал рукой и сказал: «Привет!» и т.д. Дети могут комбинировать несколько приветствий в одно, взрослый может им помогать. Когда все друг друга поприветствовали, начинается второй этап игры.

Второй этап «Комплимент». Дети избирают из своей группы Короля и Королеву, которых усаживают на трон (можно поставить на стол два стула, изобразив «трон»).

Все остальные участники игры — подданные, которые по очереди подходят к «трону», кланяются Королю и гово-рят комплимент Королеве. Когда все подданные сказали свои комплименты, роли Короля и Королевы переходят к следующим участникам, и так до тех пор, пока все не получат свою «долю» поклонов и комплиментов.

Третий этап «Приглашение на танец» . Участники подходят друг к другу и приглашают на танец. Приглашенные благодарят.

Четвертый этап «Угощение» или «Подарок» . Дети по очереди «угощают» друг друга мороженным (шоколадом, конфетой, яблоком) или «дарят» друг другу «подарок». В ответ получают слова благодарности. Каждый игрок должен кого-то «угостить» или что-то «подарить» и поблагодарить, когда «угостили» его.

Пятый этап «Прощание». Все дети по очереди «прощаются» и выходят из комнаты. Игра закончена.

Затем все вместе обсуждают, кто был лучшим в игре на ее различных этапах.

☺ Игра «Сколько у меня друзей!»

Детям предлагается указать три качества, которые они хотели бы видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

☺ Игра «Близнецы»

Игра позволяет ребенку более четко усвоить содержание конкретных понятий и их антиподов. Особенно она полезна для усвоения нравственных категорий и норм.

Детям рассказывают историю: «Жили два близнеца. Одного звали Витя, а другого Митя. Они были очень похожи, и различить их можно было только по тому, что и как они делали. Витя всегда все делал правильно: правильно говорил, учился, вел себя. А Митя все делал наоборот, то есть неправильно».

Вот мы сейчас и выясним, кто был Витя, а кто Митя в каждом случае. Итак:

— Один мальчик ел суп ложкой, а другой — вилкой. Кто Витя и кто Митя?

— Один мальчик спать ложился вечером, а другой — утром. Кто из них кто?

— Один мальчик старался получать только пятерки, а другой учился на тройки. Кто Витя, а кто Митя?

— Один, входя в дом, снимал шапку, а другой нет. Кто был Митя?

— Один мальчик съел много конфет, а сказал, что не трогал их вовсе. Другой не брал конфеты без разрешения и ждал, когда позовут к чаю. Кто был кто?

— Один мальчик сидел на уроках тихо, а другой болтал. Кто Витя, а кто Митя?

Эти вопросы можно продолжать, противопоставляя правильное и неправильное поведение.

Другая форма этой игры предусматривает, что ребенок сам предлагает правильные и неправильные формы поведения по механизму противопоставления.

— Витя честно признался, что случайно разбил чашку, а Митя... (Дальше ребенок достраивает фразу сам.)

— Витя перед едой вымыл руки, а Митя...

— Митя входил в класс самый первый, отталкивая девочек, а Витя...

— Митя ждал, когда бабушка погладит ему рубашку, а Витя...

— Митя считал очень веселым испугать девочку, неожиданно крикнув ей в ухо, а Витя...

Так можно продолжать, пока игра представляет интерес для детей. Можно предложить ребятам самим придумать, что делал Витя и что Митя. Этот вариант вызывает особенно бурную и активную реакцию детей — вы услышите множество возможных правильных и неправильных форм поведения. В зависимости от возраста детей, понятия, заложенные в формулировки, можно

менять — от более простых к более сложным.

☺ Игра «Репортаж»

Игра поможет освоить новые формы поведения, научит общаться. Участники игры должны подготовить и провести «телевизионный репортаж». В качестве темы можно избрать событие, знакомое всем участникам игры. (Например, репортаж о прошедшей экскурсии, вчерашнем уроке, о летних каникулах и т. п.)

Все участники игры делятся на пары. Один из пары будет «репортером», а другой — «гостем телевиде-ния». «Репортер» заранее готовит несколько вопросов по теме, которые он задаст своему гостю. Затем играющая пара садится на сцене перед остальными участниками-зрителями. Начинается «телевизионный репортаж». «Репортер» представляет «гостя», называет тему беседы и задает первый вопрос; «гость» отвечает; следует

второй вопрос, и так далее. В ходе беседы «репортер» может описывать какие-то события, делать комментарии, задавать импровизированные вопросы. В свою очередь «гость» тоже может отклоняться от темы, задавать встречные вопросы. Когда «репортаж» закончился, место на «экране» занимает другая пара. Так продолжается, пока себя не покажут в роли «репортера» и «гостя» все желающие.

Игра будет интереснее, если каждая пара будет разрабатывать свою тему. За каждый «репортаж» игроки, исполняющие в данный момент роль зрителей, выстав-ляют паре свои оценки: 3, 4 или 5 баллов. Оценки выставляет каждый участник отдельно. Затем оценки суммируются, а суммы каждой пары сравниваются между собой. Победителем является та пара, которая набрала больше всего баллов.

☺ Игра «Эксперимент с лабораторной мышью»

Эта игра для достаточно больших детей (начиная с 9 лет) направленные на развитие навыков понимания другого человека и лидерства. Играют два человека, остальные дети — зрители. Пары активных игроков последовательно меняются. Суть игры в том, что один игрок выполняет роль «экспериментатора», а другой — «лабораторной мыши». «Мышь» выходит из комнаты, а «экспериментатор» вместе с другими детьми решает, какое задание должна выполнить «мышь». Например, подойти к столу и сесть на стул или подойти к окну и т. п. Задания должны быть динамичными и достаточно простыми. Затем приглашают «мышь» в комнату, не объясняя, что от нее требуется. Она делает, что хочет, а «экспериментатор» за ней наблюдает. Когда действия «мыши» будут близки к тому, что от нее требуется, экспериментатор говорит ей: «Умница». Это единственное слово, которое может произносить «экспери-ментатор», причем это надо делать с одной и той же интонацией. Игра заканчивается, когда «мышь», наконец, сделает то, что от нее требуется. Выигрывает та пара, которая справится с заданием быстрее и точнее всех. Ей можно выдать шуточный «Диплом кандидата мышиных наук».

☺ Игра «Казаки — разбойники»

Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми .

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.

Игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, это способ его самореализации и самовыражения.

В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий. В сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность переработать полученные из окружающего мира впечатления, знания, здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В настоящее время особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье . Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми (игры на современных айпадах, смартфонах), что безусловно отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Поэтому, уважаемые родители найдите свободное время в течение дня и посвятите его совместной игре со своими детьми!!!

Предлагаем Вам подборку популярных детских сюжетно - ролевых игр. Здесь Вы узнаете, как играть в такие игры, что для них понадобится, чему научат они Вашего ребенка.

Обращаем Ваше внимание на то, что игра - это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как для детей 4-5 лет основной способ обучения - это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.

Сюжетно - ролевая игра «Семья»

Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 4-летний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты - личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т.д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т.д.
Играя в семью, можно использовать кукол - это будет кукольная семья, или мягкие игрушки - это семья животных.

Перед игрой некоторые атрибуты можно изготовить совместно с ребенком. Например, можно самим сделать кукол, сшить постельные принадлежности, одежду для кукол.

Таким образом, игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно - ролевая игра «Больница»

Избавиться от страха перед докторами ребенку поможет сюжет, связанный с поликлиникой.

Возникновению интереса к сюжетно-ролевой игре способствует чтение литературы по теме, например «Мой мишка» З. Александровой, А. Крылов «Заболел петух ангиной». Также можно провести беседы на тему больницы: «В каком кабинете работает врач?», «К какому врачу нужно обратиться мишке?». Интересным будет рисование с ребенком на тему лечения зверушек у Айболита.

Для игры понадобится докторский игровой набор и замещающие атрибуты: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, аптечка и т.п.

В качестве пациентов могут выступать забавные зверушки, куклы Барби, сказочные персонажи. Роль врача сначала выполняет взрослый, используя разнообразные ролевые действия, после чего передает главную роль ребенку, наблюдая за ходом игры. В это время, родитель может позвонить по телефону и спросить, как идут дела в больнице, провести консультацию, посоветовать хорошее лекарство.

Сюжетно - ролевая игра «Купание куклы»

Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся.

В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей.
Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше - пупсики), мочалка, мыло, полотенце, халатик.
Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно - ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.

Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные), посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.

Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места - кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

Перед началом этой игры можно вместе с ребенком испечь настоящий пирог или сделать вкусный салат и угостить им гостей.

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Е сли Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно - ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит.

Т акой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Строительство» и многое другое.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, потому что игра – это не пустая забава!!!

Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.

Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой – направить их общение.

В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.

Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное, типичное.

Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.

Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.

Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того, чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.

Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые конспекты игровых – занятий по созданию детьми атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

«Огурцы и помидоры для овощного магазина».

Программные задачи: учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различие между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги; закреплять приемы закрашивания предметов красками соответствующего цвета; учить оперировать ножницами, вырезая предмет по контору.

Материалы: одноцветные геометрические формы: овал и круг, картинки с изображением помидора и огурца; листы бумаги по количеству детей, кисточки, гуашь.

Ход игры.

Игровая ситуация : « Мне позвонил знакомый продавец из овощного магазина, и сказал, что не успели завести овощи, а магазин скоро откроется. Попросил меня ему помочь, но я ребята не успею приготовить столько овощей для продажи, мне необходимы помощники, а вы хотите мне помочь (ответы детей). Ребята продавец попросил приготовить огурцы и помидоры. Посмотрите на картинку (можно рассмотреть муляжи), показывая на один из овощей спросить детей что, это за овощ, какой он формы, какого цвета. Необходимо заострить внимание детей на том, что помидор он круглой формы и красный, а огурец овальной формы и зеленый.

В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную форму, правильно ли пользуются красками при закрашивании.

В конце работы (после того как работы высохнут) предложить детям вырезать готовые овощи, погрузить все в грузовик и отправить в овощной магазин.

«Овощной магазин»

Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). «А у нас овощной магазин». Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, вначале игры роль продавца на себя берет воспитатель, а затем может передать ее ребенку. Товар можно взять из игрушек детей или слепить из пластилина, а так же нарисовать и вырезать. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина.

Еще один вариант проведение подготовки к игре «Магазин»

Математическая тема.

Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).

Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».

Перспективный план сюжетно – ролевой игры в средней группе дошкольного возраста.

Название игр

Методические приемы

Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела, папа везет дочку и маму в поликлинику. Мама стирает и гладит белье, идет с дочкой в кукольный театр. Дочка заболела, мама вызывает врача. Мама с дочкой наряжают ёлку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей. В гости приехала бабушка на день рождения, мама готовит праздничный обед, накрывает на стол, дарят подарки, читают стихи. Праздник 8 марта. Поездка на пикник в лес, готовят бутерброды, едят в лесу, играют в лесу, любуются природой.

Рассматривание иллюстраций по темам.

Беседы: кто дома ухаживает за детьми, кто любит детей. «Как вы были в кукольном театре». «Как мы ходили за покупками в магазин», «Как мы ходили в парикмахерскую», «Как мы готовимся к новому году», «Как надо встречать гостей», «Что бы ездила машина», «Как мы ходили в кабинет медсестры», «Мой день рожденье», «Моя бабушка», «Что возят и как работают разные машины», «Какая бывает посуда», «Разные машины ездят по улицам города», «Наш друг светофор», «Как мы играем и занимаемся в детском саду», «Как мы отмечаем мамин праздник в детском саду», «Как мы поздравили маму дома», «Наш красивый участок», «Как мы измеряем вес и рост», «Что делать, если поранились», «В новом магазине много разных отделов», «Наш весенний праздник», «Как мы ездили в лес», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели», Как работает кафе», «Больница Айболита», «Моя собака заболела», «Что продают в аптеке».

Продуктивная деятельность: Подготовка билетов в кукольный театр. «Консервированные овощи». «Фрукты на красивом блюде». «Расческа для Шарика». «Новогодние сувениры». «Построим большой автомобиль». «Грузовик для кота». «Машина с грузом». «Чайный сервиз». «Украсим тарелочку для Мишутки». «Пожарная машина». «Машина скорой помощи». «Подарки маме и бабушке». «Рецепты врача». «Светофор», «Ветрина», «Меню для зайчика», «Мое любимое домашнее животное», «Этикетки для лекарств».

Чтение: З.Александрова «Мой мишка». К. Чуковский «Айболит», В.Борестов «Про машины», чтение стихов о маме, бабушке, А. Барто «Мы с Тамарой».

Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом», «Расскажем, как лечится у врача». «Измерим Мишке температуру», «Что нужно врачу», «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «На чем люди ездят», «Опеши и назови», «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Объявляем остановки», «Правила движения», «Мой друг светофор», «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние».

Наблюдения: Целевая прогулка в магазин, наблюдение, за работай медсестры, целевая прогулка по улицам, наблюдение за играми старших детей, наблюдение за трудом взрослых, посильный труд в помощь взрослым,

«Поликлиника»

«Скорая помощь»

«Аптека»

Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, измеряет температуру, ставит градусник. Врач приходит к больной девочке, осматривает ее, ставит градусник, выписывает лекарство, мама покупает лекарство. Врач принимает больных, осматривает, выписывает лекарство, медсестра делает укол. Врач приезжает на скорой помощи, осматривает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство. Родители приводят детей к врачу. Он осматривает детей, измеряет рост и вес, выписывает рецепт, медсестра смазывает ранку, бинтует ее. Больные приходят за лекарством, рассматривают витрины, выбирают лекарство, спрашивают провизора или показывают рецепт.

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки в детском саду. Строители строят здание театра, артисты репетируют, билетер продает билеты, рассаживает зрителей, артисты читают стихи, поют песни, танцуют.

«Салон красоты»

Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны.

«Транспорт, строительство»

Шоферы берут машины, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не, наехать на людей, возят материалы на строительство, строители строят гараж. На улице ездят разные машины, они возят грузы. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат пожар, спасают людей. Водители ездят на разных машинах: грузовых, легковых, скорой помощи, пожарной машине соблюдая правила. Водитель автобуса объявляет остановку, пассажиры заходят в автобус, оплачиваю проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам.

«Магазин»

В магазине продают овощи и фрукты. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные овощи и фрукты. В магазине продается кухонная, чайная, столовая посуда и столовые приборы, продавец предлагает товары и рассказывает о их назначении, покупатели просят показать посуду, платят деньги. Открылся новый магазин с разными отделами, продавцы предлагают разные товары. В магазине открылся отдел одежда и обувь, покупатели вежливо обращаются к продавцам.

«Детский сад»

Воспитатель встречает детей, играет с ними, проводит музыкальное занятие. Субботник в детском саду. Весенний праздник.

Повара закупают продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. последовательности, комментируя свои действия. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности.

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи , расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине , деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.


Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.


День рождения Степашки

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе , расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», « ».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Веселое путешествие

Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.


Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения , расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно-ролевые игры для детей 5-6 лет

Если вы захотите провести со своими детьми эту игру, придется заранее приобрести проектор или подобрать "домашний кинотеатр". Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

"Интервью"

При помощи считалки дети выбирают "журналиста", а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: "Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать "Кто ты?" он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: "Что вы варите?", "Кому вы хотите помочь?", "А станцуйте для меня!" - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью


"Илья Муромец" и "Горыныч"

В этой игре дети делятся попарно на "Ильей Муромцев" и "трехголовых змеев". Для того чтобы "Горынычей" было видно, им надо дать три длинные палки, соединенные подвижно вместе, на конец каждой можно прикрепить маску змея. Игроки, изображающие "Муромцев", держат в руках пластмассовые кольца. Змеи должны коснуться любой из голов Ильи Муромца, чтобы убить его. Илья Муромец может накинуть на шею змею кольцо - "отрубить голову", поэтому задача Змеев - крутить головами.

Каждая пара во время игры должна стараться подражать характерным репликам своих персонажей: "Горыныч" угрожающе шипит, а "Илья" насмехается над ним и отшучивается. Остальные выбирают наиболее вжившуюся в образ пару.

"Плохой" и "хороший"

Эта игра позволяет оценить нравственную сторону характера детей, понять, кого из сказочных персонажей они считают плохим, а кого хорошим. После игры, выявив основные ошибки детских представлений, можно научить детей выбирать.

В первой части игры ведущий просит, чтобы дети самостоятельно выбрали для себя сказочного персонажа, и объясняет задание: после сигнала дети должны разбежаться в две стороны - сторону плохих и сторону хороших. Распределение заканчивается по свистку, неуспевшие делаются наблюдателями. Затем проигрываются сценку с ранжированием характеров (от более плохого/хорошего к менее), а затем проходит обсуждение, на котором дети должны объяснить, почему они характеризуют роли именно так, и подтвердить свои рассказы примерами из фильмов/книг.



Рассказать друзьям