Нам 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенок в три месяца – любопытный грудничок, который становится всё более активным и самостоятельным, приспосабливаясь к новому большому миру. Меняется режим дня, грудничок меньше времени тратит на сон, и бодрствование посвящает общению и освоению движений. Как развивать малыша на 3 месяце жизни?

Рост младенца в этом возрасте возрастает на 3 см за 30 дней, а вес увеличивается на 800 г.

Таблица 1. Рост, вес, обхват груди и головы у детей в 3 месяца (средние показатели)

Если у ребёнка проблемы со здоровьем (серьезнее, чем сопли), его физическое и психическое развитие происходит в индивидуальном порядке (иногда дети имеют указанные показатели в год).

Если дитя питается молоком мамы, врач должен следить, обеспечивает ли его потребности. Обеспечивается ли полноценный рост, растет ли вес. Это касается и питательной смеси, если малышу показано искусственное питание.

Двигательные навыки

В 3 месяца жизни качество и разнообразие движений крохи значительно улучшается. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте?

  1. Умеет лежать на животике, приподнимать туловище, опираясь на локти и предплечья, высоко подняв голову;
  2. Умеет хорошо держать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого);
  3. Умеет сидеть при поддержке за таз, переворачивается со спинки на бок.

В год малыш уже должен контролировать своё тело более совершенным образом.

Развитие ребёнок в 3 месяца

Зрительное и слуховое восприятие

У 3-месячной крохи продолжается развитие зрительного и слухового анализаторов, вырабатываются сложные условные рефлексы. Когда малыш тратит время на бодрствование, а не на сон, он начинает различать цвета (в год уже будет уметь это идеально). Он должен фиксировать взгляд на предмете. Ориентация в пространстве и слежение за звуковым раздражителем, пока длится бодрствование, тоже возникают на этом этапе. Если у грудничка сопли и ОРВИ, то развитие навыков тормозится до момента выздоровления.

Каким основным требованиям должен соответствовать слух, зрение и эмоциональная сфера ребёнка в 3 месяца жизни расскажет таблица №2 :

Навык Характеристика
Зрительно-ориентировочные реакции Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице взрослого, яркой игрушке);

Открывание рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки;

Натыкается на висящие в детской кроватке игрушки, учится их хватать, если они имеют небольшой вес.

Звуково-ориентировочные реакции Поворачивает голову к источнику звука;

Чувствует ритм, различает мелодии (заинтересован в музыкальных игрушках)

Эмоции и социальное поведение, развитие речи Появление у ребёнка «комплекса эмоционального оживления» при разговоре с родителями (улыбка, смех, зрительный контакт, активная мимика);

Узнает мать;

Криком выражает тревогу, если его оставляют одного или изменяется график, по которому проводят вскармливание;

Ребенок начинает гулить вне перерывов на сон, различает интонирование речи (в год уже будет использовать интонации сам).

Питание

Большинство деток в 3 месяца питаются от груди мамы. Для кормления некоторых малышей в периоде 1 месяц 1 год жизни, чтобы они набирали вес, используются исключительно смеси, или их применяют комбинировано вместе с материнским молоком. Поэтому различают такие виды кормления детей:

  1. Естественное вскармливание;
  2. Искусственное вскармливание;
  3. Смешанное вскармливание.

Если родители придерживаются графика кормлений, то в этом возрасте грудничку показано съедать молоко каждые 3,5 часа в течение дня. Ночной перерыв на сон составляет 6 часов, можно давать съедать молоко или бутылочку смеси ночью по требованию.

Бодрствование во время дня занимает больше времени в жизни ребёнка, сон длится от 1 до 1,5 часа между приемами молока или смеси. Поддерживайте правильный питьевой режим (давать воду, соки). Чтобы дитя сходило в туалет, используйте памперсы.

С 3 месяца жизни грудное вскармливание можно дополнять фруктовыми соками. Режим употребления зависит от конкретного ребенка. До конца дня малышу разрешено давать съедать пока не больше 30 мл сока. Его предлагают после кормления молоком (бутылочкой смеси, если показано искусственное питание). Суточный объем должен делиться на 1-3 приема.

Через 1-2 недели после введения сока младенцу можно давать фруктовое пюре. Начинают с очень маленького количества, а потом постепенно увеличивают дозировку. Объем пюре, который может съедать дитя на протяжении дня, должен быть на 10 г меньше, чем объем сока.

С 3,5 месяца жизни крохе можно давать яичный желток. Педиатры рекомендуют такой режим этого продукта. Берут 0,25 одного сваренного вкрутую желтка, растирают с материнским молоком и в виде суспензии перед кормлением (молоком мамы, бутылочкой смеси, если назначено искусственное питание) дают съедать грудничку. К 4 месяцу количество желтка увеличивают.

3-месячный младенец ходит в туалет чуть реже новорожденного.

В год ребенку уже хватает обычной пищи, поэтому дети отказываются от груди или питательной смеси.

Детки, для которых выбрано искусственное вскармливание, имеют такой же режим кормлений, как их сверстники. Для такого ребёнка используют специальные адаптированные смеси (стартовые смеси), приближенные по составу к молоку.

Развитие ребенка в 3 месяца

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Нервная система трехмесячного малыша осуществляет активный рост. Развитие достигнет своего пика в 10 месяцев-1 год жизни. Днем, когда бодрствование направлено на исследование мира, ребенок уже включается в социальные контакты (это затруднено, если у малыша сопли и т.д.). Чтобы помочь крохе овладеть новыми умениями, применяются развивающие игры. Встройте их в индивидуальный режим вашей семьи для каждого дня.

Какими же они бывают?

  • «Что и где звучит?»

Подберите интересные мелодии и включите их на компьютере в соседнем с детской помещении. Или используйте музыкальную игрушку. Затем можно взять дочку или сына на руки и вместе идите искать, что же это звучит. Проговаривайте каждое действие, похвалите крошку, когда дойдете до источника звука.

  • «Поймай колечко!»

Купите колечко (минимальный вес), сделанное из резины, или возьмите одно из колец с детской пирамидки. У 3-месячного младенца, когда длится бодрствование, исчезает гипертонус мышц ручек, и происходит их активный рост. Он уже пытается что-либо схватить. Нужно давать кольцо малышу, говоря «Возьми», потом с интонацией просьбы сказать, чтобы малыш его вернул. После этого поблагодарите юного исследователя.

  • «Умница и газета»

Под присмотром взрослого нужно давать крохе коснуться листа бумаги, смять его, и если получится – разодрать на кусочки. Но помните, чтобы малыш не должен пробовать бумажные полоски на вкус.

  • «Какой я в зеркале?»

Эта игра выполняется перед зеркалом. Станьте или сядьте прямо перед ним, держа ребенка на руках. Опишите, что вы видите. Нужно давать названия частям тела, потом показать разные выражения лица.

Смотрите в зеркало в конце дня перед тем, как грудничка ожидает сон. Еще до того, как ему исполнится год, малыш сможет узнавать своё отражение. Это особенно важно, если воспитываете девочку.

Развитие координации

Чтобы помочь малышу развивать координацию движений, ускорить рост мышц, регулярно (ежедневный режим занятий, за исключением времени, когда у дитяти сопли и т.д.) выполняйте с ним упражнения:

  • Поочередно поднимайте и опускайте ножки крохи, рассказывая стишок;
  • Подтягивайте грудничка за ручки к себе из положения, когда он лежит на спинке, чтобы его туловище полностью отрывалось от поверхности. Потом медленно опустите.
  • Расположите крошку на животике у себя на коленях. Зафиксируйте её головку и поддерживайте спину, затем начните раскачивать свои ноги вперед и назад, чтобы малыш оказался, будто на кораблике.
  • Чтобы младенец умел переворачиваться со спинки на живот и обратно, а также лежать на боку, ему нужна помощь взрослых (режим упражнений должен быть гибким, рост и вес малыша роли не играет). Для этого поместите руку под плечами крохи и начните легонько раскачивать вправо и влево. Затем выложите грудничка на бок, и бережно подталкивайте, стимулируя самостоятельное переворачивание.

Ребенку будет интересно делать движения под музыку после того, как закончится сон.

Развитие мышления

Три месяца – время, когда детки начинают играть с погремушками и учатся их захватывать. Выберите яркую погремушку, которая имеет длинную тонкую ручку. Поднесите её к лицу ребёнка, встряхните несколько раз. Добивайтесь, чтобы кроха реагировала на зрительные и звуковые раздражители.

Чтобы развивать интеллект подойдут занятия с мячиком. Выложите младенца на животик. Перед лицом грудничка положите цветной мяч, затем можно начать им двигать в разные стороны. Когда малыш заметит игрушку, то попытается до неё добраться.

Приобретите несколько колокольчиков, что имеют разную высоту звучания. Поочередно звоните в колокольчики, находясь в разных концах детской кроватки. Потом спрячьте каждый и наблюдайте, как дитя старается определить источник звука и поворачивает голову в нужном направлении.

Придумайте режим и план занятий на месяц и точно следуйте ему. Рост малыша и психическое развитие ускорятся, если он получает полноценное материнское или искусственное вскармливание. Если вы приложите достаточно усилий в течение каждого дня, то будете поражены успехами чада, когда ему исполнится год (кроху будет даже проще приучить ходить в туалет на горшок в будущем).

Развиваем движения и тактильные ощущения

Процедуры ухода тоже помогают младенцу лучше ориентироваться в окружающем мире. Не забывайте проговаривать каждое действие, поддерживать зрительный контакт с малышом в то время, что занимает естественное или искусственное питание, купание и прогулки. Приобретите достаточное количество сенсорных игрушек, какие будут стимулировать развитие всех систем восприятия ребёнка.

  • Для развития тактильных ощущений можно собрать коллекцию предметов, имеющих различную поверхность – шершавую, гладенькую, с пупырышками и т.д.
  • Можно сделать самостоятельно сенсорную книгу или панно, нашив на плотную ткань кусочки разных материалов и давать малышу под присмотром (оно вам пригодится и в будущем, когда ребенку будет год).
  • Можно пошить несколько мешочков-подушечек (должны иметь небольшой вес), внутрь которых положить ароматные растения и пуговицы (бусины) различной формы. Такие игрушки стимулируют осязание и обоняние, происходит развитие мелкой моторики. Положите их в кроватку, где проходит сон ребёнка.
  • Можно выложить в течение дня рядом с крохой резиновые игрушки, что издают писк при касании, пусть малыш учится с ними играть;
  • Можно выбрать несколько привлекательных погремушек (какие имеют маленький вес), это поможет крошке научиться держать предметы. Вкладывайте их грудничку в руки поперечно ладони, чтобы большой палец находился отдельно от остальных.

Дети этого возраста быстро устают. Чтобы их развитие было гармоничным, им необходим регулярный сон, естественное или искусственное вскармливание без задержек. Информацию преподносите дозировано, контролируйте длительность занятий. Составьте режим активности и отдыха, строго его придерживайтесь.

Три месяца – рубеж в жизни ребёнка, когда происходит рост всех систем организма. В этот период психическое развитие малыша определяет контакт с матерью (совместное бодрствование во время дня и сон ночью, грудное вскармливание или искусственное кормление с помощью бутылочки смеси). Каждый родитель должен быть очень внимателен к самочувствию и успехам крохи. При отклонениях в состоянии здоровья младенца рекомендуют обращаться к врачу.

Развитие ребенка в 4 месяца

Из статьи узнаете: что должен уметь ребенок в три месяца, что можно кушать маме и малышу в данном возрасте; сколько съедает грудного молока или смеси, определим норму веса и роста. Узнаем сколько должен спать младенец в 3 месяца. И также в конце статьи мы покажем видео как делать общий укрепляющий массаж и гимнастику трех-месячному ребенку.

Развитие ребенка в 3 месяца

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

Вес ребенка в 3 месяца зависит от пола, генов и способа питания.

Родители малыша должны четко понимать, что только большие изменения от нормы в любую сторону должны вызывать переживания. Ниже представлена таблица нормального веса для мальчиков и девочек трехмесячного возраста. Со второго месяца по третий мальчик должен прибавить в массе тела приблизительно 700–900 грамм, а девочка 600–870 грамм.

Таблица веса для мальчиков от 0 до 3-х месяцев (ВОЗ)

Месяц мин. вес (кг) макс. вес (кг)
0 2,9 3,9
1 3,9 5,1
2 4,9 6,3
3 5,7 (5700 грамм) 7,2 (7200 грамм)

Таблица веса для девочек от 0 до трех месяцев (ВОЗ)

Месяц мин. вес (кг) макс. вес (кг)
0 2,8 3,7
1 3,6 4,8
2 4,5 5,8
3 5,2 (5200 грамм) 6,6 (6600 грамм)

Согласно нормам всемирной организации здоровья нижний предел веса для мальчика в три месяца представляется 5 килограмм 700 грамм, для девочек — 5 кг 200 гр. Нормальной максимальной массой является 7,200 для мальчиков, 6, 600 - для девочек.

Рост ребенка в 3 месяца

График и таблица нормального минимального и максимального роста для девочек от 0 до 3-х месяцев

Месяц мин. рост (см) макс. рост (см)
0 47,3 52
1 52 56
2 55 59,1
3 57,7 62

График и таблица нормального минимального и максимального роста для мальчиков от 0 до 3-х месяцев

Месяц мин. рост (см) макс. рост (см)
0 48 52
1 52 57
2 56,4 61
3 59,4 64

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Ребенок в 3 месяца умеет улыбаться родным и близким. Часть мозга, которая руководит слухом младенца, некоторыми аспектами языка, обоняния, памяти и эмоций, активно начинает работать. Повышается физическая активность и малыш постепенно учится показывать свои эмоции.

В три месяца ребенок должен уметь двигать более-менее осмысленно руками. Младенец умеет поворачивать голову на любимый голос или знакомый приятный звук. Лежа на животике, и фиксирует плечи, делать упор на руки.

Хватательный рефлекс у трехмесячного ребенка все более развивается. Грудничок начинает понемногу держать погремушку, хватать маму за волосы, пальцы и тянуть все это в ротик. Во время плача малыша в три месяца посматривает на реакцию родителей, правильно ли поняли мама с папой его желания. Когда что-нибудь младенцу не нравится упрямо отводит глаза от нежеланного предмета.

Чем можно занять ребенка в три месяца

Включайте легкую музыку или читайте вслух для 3-х месячного ребенка. Дети очень любят, когда им поют, особенно колыбельную на ночь. Попробуйте петь и похлопывать в ладони одновременно. Существует так называемый «Эффект Моцарта»: включая классическую музыку, младенец успокаивается и это положительно влияет на умственное развитие.

Сколько спит ребенок в 3 месяца

Трех месячный ребенок часто просыпается посреди ночи, но перед тем как подходить и успокаивать его, подождите минимум 30 секунд. Малыши в таком возрасте могут плакать ночью, но быстро успокаиваются. Не нужно бежать к младенцу, а то он так и не научится самостоятельно засыпать.

Перед сном кормить ребенка в 3 месяца нужно в полумраке, чтобы не раздражать нервную систему ярким светом.

Дневной график сна регулируется. В три месяца дети обычно спят днем за один раз 1 – 2 часа.

Малыш в 3 месяца начинает чувствовать окружающий мир. Так как его мозг развивается, он все чаще смотрит на все окружающее с интересом, даже на свое отражение. Держите зеркало, которое не разбивается или посадите напротив него. Ребенок сначала не будет понимать, что смотрит на себя. Это его будет очень смешить.

Физическое развитие 3-месячного ребенка

Чтобы поощрить в три месяца младенца к физическим упражнениям, попробуйте положить его на животик. Малыш будет поднимать головку и плечи вверх, используя руки для поддержки. Это маленькое поднятие укрепляет мышцы.

Совет! Если проводите почти все время с ребенком, дайте возможность супругу укрепить связь между ними. Это также даст немного времени отдохнуть и укрепит доверие партнера.

Существует много методов, чтобы поощрить мужа остаться наедине с малышом и поэкспериментировать. Напомните ему, чтобы помнил о потребностях. Если ребенок в 3 месяца плачет, муж может попытаться прислонить его к себе, потирая спинку или сделать детский массаж. Маленькие дети радуются от нежных и ритмичных движений. Это также даст партнеру возможность почувствовать себя способным успокоить ребенка. Не забывайте, что грудное молоко является питательным и полезным. Можете сцедить молоко в бутылочку и дать возможность папе покормить малыша.

Срыгивание ребенка в 3 месяца

Многие трех месячные младенцы «срыгивают» чаще всего после еды или даже во время кормления. После десяти месяцев жизни частота срыгивания уменьшается. Если ребенок отрыгивает не больше 30 грамм, приблизительно 20 мл, это не должно беспокоить родителей, но в противном случаи стоит обратиться к врачу.

Ребенок в 3 месяца часто и постоянно срыгивает после кормления

Ниже приведены причины частого срыгивания в трех месячном возрасте.

  • Главная причина постоянного срыгивания ребенка это переедание. В этом нет ничего страшного, но не нужно заставлять кушать.
  • Сохраняйте малыша в полу-вертикальном положении во время кормления и в следующий час после кормления;
  • Не нужно класть младенца на живот в течении 30 минут после кормления;
  • Не следует активничать после кормления, переворачивать грудничка, играть в активные игры или смешить.

Если малыш в три месяца начал часто срыгивать в больших количествах после каждого кормления обратитесь к педиатру за консультацией. Не ждите время, когда ребенок начнет терять вес, а процесс развития замедлиться.

Без фанатизма контролируйте температуру тела ребенка. Одного сильного срыгивания за день не повод для беспокойства.

Прикосновения к 3-ех месячному ребенку

Подарите ребенку в три месяца ласковые прикосновения. Малыш расцветает от них, и это ключ к правильному развитию. Контакт «кожа к коже» укрепляет эмоциональную связь с младенцем, успокаивают его. Стимулируйте тактильное ощущение к различным материалам.

Попробуйте играть с трехмесячным ребенком мягкими тканями, такими как: искусственный мех, фетр или махровое полотенце. Также многие родители считают, что домашние любимцы играют важную роль в развитии малыша. Но надо держать в безопасности от животных, потому что они являются одним из источников распространения лишая, грибковой инфекции и шерсти.

Сколько должен есть ребенок в три месяца

Детские смеси в отличии от грудного молока переваривается трехмесячным младенцем намного медленнее. Поэтому таким питанием нужно кормить реже. Со временем ребенок будет больше есть и пить, а перерывы между приемами пищи станут продолжительней.

Это все также повлияет на режим сна: малыш сможет проспать фактически всю ночь не просыпаясь. На втором месяце жизни ребенок будет съедать приблизительно 110 или 140 гамм еды при каждом кормлении. К концу 3-его месяца, малыш будет съедать еще на 30 грамм больше, чем на втором.

Перекормить ребенка в три месяца во время кормления из бутылочки проще, поскольку кормления грудью – процесс сложный. Убедитесь, что дали младенцу сколько ему нужно, а в этом помогут ориентировочные знаки на бутылочке. Жидкость должна капать медленно из отверстия, а не выливаться. Кроме того, не стоит поддаваться искушению, и дополнять бутылочку, если малыш показывает, что он хочет еще.

Никогда не используйте бутылки с опорой, они небезопасны. С такими видами бутылочек можно легко заснуть, что является не лучшим видом сна.

Что же происходит с жизнью мамы?

Мама все еще ​​чувствуете тревогу и плохое настроение, но спихивает это на нервы «новоиспеченной мамы»? Скорее всего, это . Одна из четырех женщин страдают от нее. Не смущайтесь и не бойтесь посетить врача. Это реальная, но вполне излечимая болезнь.

Совет на этой неделе: когда на улице лето, это прекрасная возможность взять ребенка на прогулку. Постелите коврик в парке или саду и малыш будет наслаждаться вытягиванием и брыканием ручками и ножками. Кожа у младенца нежная, поэтому не забывайте предохранять от вредного воздействия солнца.

В 3 месяца лучше избегать прямых солнечных лучей, так как могут появиться красные пятнистые прыщики на коже ребенка. Выберите теплое тенистое место, возьмите панамку или зонтик и солнцезащитные средства.

Грудное вскармливание: как много и как часто?

В течение трех месяцев на грудном вскармливании со временем количество молока будет уменьшаться, а ребенок будет все реже и реже просыпаться ночью. Вы предлагаете достаточное количество молока, если:

  1. Ребенок активный
  2. Стабильно набирает вес, растет, развивается
  3. Если ребенку не хватает еды, он будет недовольным, привередливым, малыш будет раздражаться. Если вы заметили какие-то из этих признаков стоит позвонить врачу.

Помните, что примерно через месяц, грудничок, как правило, реже ходят в туалет. В два месяца дети испражняются после каждого кормления. Если ребенок в течение трех дней не какал, следует обратиться к педиатру.

В периоды быстрого роста ребенка, мама может заметить, что малыш чаще хочет есть. В этот период организм кормящей матери входит в особы режим увеличения выработки молока, а через пару дней, он снова должен обрести баланс.

На исключительно грудном вскармливании дети должны получать витамин D в течение первых нескольких дней жизни, а также мама должна давать новорожденному воду, но стоить помнить, что твердые продукты недопустимы.

После трех месяцев поймете, что грудное вскармливание является второй природой. Это может стать неожиданностью и сильно расстроит, если малыш отказывается от грудного вскармливания. Но отказ от него является обычным явлением и не должно длиться долго, как только обнаружите причину.

Что можно кушать маме 3-х месячного ребенка

Часто у матерей не хватает времени и сил на полноценное питание. Однако, какие бы вы ни были заняты или измученные, стоит начать день с питательного завтрака. Если любите перекусывать, попробуйте покушать полезную пищу богатую на витамины фрукты, а не печенье или шоколад.

ЗДОРОВЬЕ МАМЫ = ЗДОРОВЬЮ ее РЕБЕНКА

Кормящим матерям нужно пить достаточно жидкости. Кроме воды, можно пить негазированную минералку, отвары из шиповника, компот из сухофруктов, слабые чаи, нежирные кефиры, йогурты без добавок. Вода не влияет на количество грудного молока, но горячая жидкость стимулирует лактацию. Темный цвет мочи подскажет маме о надобности пить больше водички.

Грудь воспалилась, красная, опухшая, и болит?

В этом случае, возможно, у вас . Маститом болеют примерно 10 процентов кормящих мам. Продолжайте кормить малыша, так как болезнь часто возникает от переполнения молока в груди. Остановив вскармливание грудью, только приведет к худшим последствиям. Но также обязательно обратитесь к врачу.

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два.

Физическое развитие

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра.

О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного.

Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза.

Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки.


Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.

Показатели ребенка от 3 до 4 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

60.25-61.30 см

6.075-6.265 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко - это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что можно добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Поэтому часто дополнительное введение витамина D рекомендуется врачами в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона - кормление грудным молоком сейчас оптимально.

На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками , движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.


Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела.

Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека . Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева.

Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.

Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд.

Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны.

Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация - комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.

Психическое развитие

Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться.

  • Голодный плач обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления.
  • Сонливый плач, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину.
  • Болевой плач начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
  • Плач при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте.

Самый простой способ успокоить кричащего карапуза - это дать ему соску . Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы - палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 3 до 4 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период?

На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а- а-ы-ы » или «г-у-у» . Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.

Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху.

На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие - вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.

А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.

Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке.

Всё достаточно индивидуально

Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Трёхмесячный ребёнок приятно округл, оживлён и радует взгляд домочадцев. Младенческие колики значительно уменьшаются или вовсе проходят. Родительство становится ещё более приятным и радостным.

Что уметь делать ребёнок в 3 месяца?

Важная и интересная информация о том, представлена в статье детского доктора.

Информативная статья от врача-педиатра, рассказывающая о том, и каковы его основные навыки.

Дополнительно родителям будет полезно знать, и как его развивать в этом возрасте.

Узнайте полезную информацию о том, и как с ним заниматься, из статьи детского врача.

  • уверенно удерживает голову;
  • учится переворачиваться со спины на живот;
  • при поддержке стоит на опоре, выпрямляя ноги;
  • старается ухватить близко висящий предмет;
  • рассматривает человека, который с ним общается;
  • Демонстрирует «комплекс оживления».

Развитие ребёнка в 3 месяца

Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.

Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.

Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.

При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.

Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:

  1. Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
  2. Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
  3. Повторить с другой ножкой.

Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.

Научившись переворачиваться, ребёнок вполне способен упасть с открытых незащищенных поверхностей. Не оставляйте младенца без присмотра. Если малыш спит не в своей кроватке, обязательно защитите его со всех сторон подушками. Это позволит избежать неприятностей, связанных с падениями по неосторожности.

Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.

Родители могут их проверить самостоятельно:

  • поисковый рефлекс . Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
  • хоботковый рефлекс . Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
  • рефлекс Бабкина . Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.

У трёхмесячного младенца этих рефлексы уже должны угаснуть. При любых сомнениях обратитесь к неврологу!

Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.

Таким образом, может и рассмотреть всё получше.

Держа ребёнка вертикально, показывайте окружающие предметы, рассказывайте и показывайте младенцу всё, что видите. Это не только увеличит объём информации об увиденном, но и поспособствует развитию способности понимать речь.

Слух

При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.

Узнайте из статьи детского психолога, какую роль играют и насколько полезно включать такие аудио-источники для развития ребёнка.

Эмоции и поведение

Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.

Речь

Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.

Сознание

Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.

При мамином уходе малыш может заплакать и не успокаиваться до её возвращения. Младенец может не захотеть побыть на руках у одного человека и улыбаться другому.

Рост и масса тела ребёнка

Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.

Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.

Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.

Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.

Груднички, которые получают пищу по требованию, могут набирать за месяц по килограмму или даже больше. Для беспокойства нет причин. Ожирением в будущем это не грозит. Когда ребёнок начнет двигаться активнее, лишние килограммы уйдут без всяких последствий.

Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.

Питание и режим дня

К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.

К 3 месяцам молока у мамы может стать меньше. Самое главное – не паниковать и давать почаще грудь.

Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Очень подробная и содержательная статья детского доктора о том, как правильно проводить и когда эта процедура противопоказана.

Врач-педиатр в статье про рассказывает, в каких случаях его используют и как его правильно применять при проведении массажа.

  • общий массаж . Полезно перед каждым купанием устраивать, малышу, сеанс легкого массажа. Начинать с поглаживающих движений, затем переходить к легкому растиранию и вибрации. Массировать по очереди ножки, затем ручки, грудку, животик и спинку. В качестве массажного средства — вазелиновое масло. Сразу после массажа – купание;
  • гимнастика . Конечно, самостоятельно заниматься груднички не умеют. Комплекс суставной гимнастики дополняет сеанс массажа. Заключается в лёгких переворотах и ненавязчивых сгибаниях, разгибаниях ног и рук.

    Наилучший вариант, если изначально родители увидят массаж в исполнении детского массажиста. И дальше продолжат дома, следуя рекомендациям специалиста;

  • потешки . Это стишки-прибаутки для самых маленьких. Ими можно сопровождать каждое действие: одевание, купание, игры, даже стрижку ногтей, нелюбимую многими младенцами. Ребёнок, таким образом, понимает, какие действия совершаются и какие процедуры проводят;
  • игрушки . Это и погремушки, и разнообразные фигурки зверей, куклы, развивающие коврики и прочее. Обилие цвета и фактур создадут многообразие зрительных и тактильных впечатлений, помогут занять младенца на некоторое время;
  • постоянное общение и речевой поток . Гуляя с ребёнком, показывайте и рассказывайте про элементы из окружающего мира – деревья, цветы, снег, листья, мебель вокруг. Постоянно сопровождайте свои действия объяснениями. Что делаете, зачем и как. Пока что малыш многого не будет понимать. Но постоянно звучащие слова помогут в дальнейшем в приобретении навыков понимаемой и активной речи.

Обязательно прочитайте статью детского психолога, в которой описаны самые популярные и эффективные . Обзор педагогических систем поможет решить, нужно ли развивать ребёнка с пелёнок.



Рассказать друзьям