Ориентировка во времени старшая группа дидактические игры. Математика для дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлана Замятина
Дидактические игры на ориентировку в пространстве и во времени (старший дошкольный возраст).

«Путешествие»

Цель : учить ориентироваться в пространстве .

«Угадай, где стоит»

Цель : учить овладевать .

«Расскажи, что видишь»

Цель : учить овладевать пространственными представлениями .

«Когда это бывает»

Цель : закрепить знания о частях суток.

Оборудование : модель суток, картинки.

«Как зовут девочек?» (+ на величину)

Цель : развивать пространственные представления : «слева» , «справа» , «левее» , «правее» , «между» .

формирование понятий о величине «высокая» , «низкая» , «толстая» , «худая» , «самая толстая» ; «самая худая» , Научить ребенка рассуждать.

В одном городе жили-были неразлучные подруги : Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если : Валя - самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя - самая полная из них, а Зина - самая худая; Аня- самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей. Теперь покажи по порядку девочек : Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя. А теперь покажи девочек в таком же порядке : Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы «Кто где стоит?»

«Назови пропущенное слово»

Цель : закрепить знания о днях недели, учить ориентироваться во времени

Материал. Мяч.

Солнышко светит днем, а луна.. .

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .

Если вчера была пятница, то сегодня.. .

Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года , месяцах.

«12 месяцев»

Цель : закрепить понятие о месяцах, закрепить порядковый счет.

Материал : карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы : «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются : «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года . Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года . Апрель, в каких сказках встречается твое время года ?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года .

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посуда» - старший дошкольный возраст Дидактическая игра «Посуда» -старший дошкольный возраст правила Вариант №1 "Лото "Убери посуду на место" В игре участвуют карточки-поля.

1.«Какой курочки не стало». Цель игры: Закрепить счет до 5; развивать зрительную память, внимание, мышление. Ход игры. Воспитатель ставит.

Интегрированное занятие (старший дошкольный возраст) «Мы - пассажиры» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения в общественном транспорте. Задачи: 1. Закрепить знание правил.

Клубный час «Карусель народных игр» (старший дошкольный возраст) Клубный час «Карусель народных игр». Старший дошкольный возраст Цель: Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста.

Конспект по экспериментированию в ДОУ. Старший дошкольный возраст. «Воздух» Цель: 1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого; развивать логическое мышление, речь. 2. Закрепить.

Конспект подвижной игры «Два лагеря» старший дошкольный возраст Конспект подвижной игры «Два лагеря» Автор: Гончар С. Н. – воспитатель Цель: Формирование патриотических чувств средствами подвижной игры.

Занятие № 7 «Ориентировка детей по дням недели и временам года»

Ориентировка во времени

Цель занятия

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.

Материалы

Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор карточек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.

Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Представьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учителя". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.

Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать вопросы по картинке. Раз, два, три».

Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выясняет, насколько у кого больше.

После этого напоминает, какие слова должны быть в вопросах: «На какой картинке слева находятся...? На какой картинке справа находятся...? Что слева от...?»

За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спрашивает, кто задал больше вопросов.

Поиграем

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» - «Да». - «Оно меньше шести?» - «Да». - «Это число пять?» - «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

«Неделька, стройся» (усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

выходит день, который обозначает понедельник;

выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?

А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.

«В феврале зима с весной встретятся впервой.

Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»

Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?

Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в каком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, какой месяц следующий? (Март.)

Советы воспитателю

Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведите игру «Чей волчок дольше крутится».

С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.

Дидактический материал

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Части суток.

Упражнение «Когда это бывает?»

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка:« Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Работа с часами «СУТКИ»:

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: (Когда мы завтракаем?; Когда мы спим? и т.д.)

Игра «Назовите пропущенное слово»

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название: «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например:

Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.

Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.

А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: мяч

Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять…

Вы ходили в парк…

Игра-задание «Что было раньше, что потом»

Цель-закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.

Материал: набор картинок.

Ход игры: Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

Упражнение «Домик дней»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки - гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я - понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я - вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Времена года.

Дидактическая игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Материал: 4 домика разного цвета. (Красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов. Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель -развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Материал : мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры : Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни».

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Цель – закреплять умение называть признаки времён года.

Материал: мяч

Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Материал: картинки из д/пос. «Времена года»

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

На доске 4 картинки (времена года) расположены не последовательно (зима, осень, весна, лето) на одной из картинок допущена нелепица например (зимой растут грибы)

Дети должны определить последовательность времен года,

Упражнение «Назови времена года, месяцы»

Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Материал: картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый - осень, синий - зима, зеленый - весна, красный - лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима - лето», «Весна - осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима - весна», «Лето - осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Работа с часами «Времена года»

Цель – уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима-синий, весна-зелёный, лето-красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:

Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)

Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.

Обращаем внимание на цвета секторов.

Затем педагог спрашивает у детей

Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

Задания для детей:

    Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).

    Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: (Когда идет снег?; Когда снег тает? и т.д.)

Игра с мячом «Что зачем?»

Цель – закрепление последовательности времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.

Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени и т.д.

Художественные произведения для закрепления представлений

о времени.

Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо её значение и в процессе формирования временных представлений. Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельность дефектолога на занятиях с детьми с ЗПР. Литературные произведения применяются в ходе проведения дидактических игр, сюжетных подвижных игр.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире, значимых для познавательного развития ребёнка. Она способствует совершенствованию мышления и воображения, обогащает эмоции, становится незаменимым средством речевого развития.

Литературное произведение как средство развития ребёнка рассматривается в единстве содержания и художественной формы. Выделение в нём различных представлений, в том числе и представлений о времени, будет результативным только при условии, если ребенок с ЗПР к этому подготовлен, т.е. если эти представления на элементарном уровне у него уже сформированы.

Поэтому, выбирая литературные произведения для формирования временных представлений детей, необходимо учитывать уровень сформированности этих представлений и уровень развития связной речи. Правильно подобранное литературное произведение способствует формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели.

Части суток.

Проснулись люди,

Спешат на поля.

Явилось солнце,

Ликует земля!

(А.С.Пушкин)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят…летят…летят…

(Е. Трутнева)

Утро. Небо голубое.

Солнце в небе золотое.

Бегемотик глаз открыл

И опять его закрыл.

Как не хочется вставать,

Все ему бы спать и спать.

Пять минут и еще пять,

Так проходит двадцать пять.

Соня глазки открывает,

недовольно он вздыхает:

"-Почему так рано утро наступает?"

(Ткаченко Татьяна)

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду! …

(М. Садовский)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве.

(С. Есенин)

Добрый вечер, сад, сад,

Все деревья спят, спят.

И мы тоже все заснём,

Только песенку споём.

(И. Мазнин)

Спят усталые игрушки,

Книжки спят,

Одеяла и подушки

Ждут ребят,

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться,

Глазки закрывай,

Баю - бай...

(З. Петрова)


Дидактические игры по ФЭМП на совершенствование ориентировки во времени и в пространстве
Веселый мяч
Цель: формирование умение ориентироваться в пространстве.
Материалы: мячи.
Ход игры
Дети встают в круг с воспитателем. Воспитатель предлагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Когда он поднимает мяч вверх, дети делают тоже самое, если он опускает мяч в низ, дети повторяют за ним.
Вчера, сегодня, завтра.
Цель: учить ориентироваться во времени, уметь определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу. В центре круга стоит педагог, у него в руках мяч. Он бросает кому-либо из ребят мяч и начинает предложение: «Мы лепили зайчика из пластилина – когда?» Ребенок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос.
Примерные фразы: «Когда был дождь? (Вчера.) Когда будет выходной? (Завтра.)Когда мы будем обедать?(Сегодня.)
Живая неделя
Цель: учить ориентироваться во времени, уметь правильно определять последовательность дней недели.
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 7.
Ход игры
1-й вариант: Карточки с цифрами от 1 до 7 перемешивают и раскладывают на столе изображениями вниз. Каждый ребенок берет одну карточку. Дети выстраиваются в шеренгу по порядку в соответствии с цифрами на карточках. Они – дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Второй ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я вторник. Какой день следующий?» И так далее.
Дети, не участвующие в игре, могут давать задания «дням недели»:
–Вторник, назови выходные дни.
–Среда, в какие дни недели мы не ходим в детский сад? И так далее.
2-й вариант: Дети распределяются на команды по семь человек. У каждой команды свой стол, на котором лежат карточки определенного цвета с цифрами от 1 до 7 изображением вниз. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога подбегают к своему столу, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой и цветом карточки. Дети, которые остались без карточек, дают задания «дням недели»:
–Назови день недели, который идет перед пятницей (после вторника; между средой и воскресеньем и т.д.).
Усложнение: «Недели» выстраиваются от любого дня недели.
Круглый год
Цель: уточнить знания детей о временах года, закреплять представления о месяцах каждого времени года.
Материал: Карточки.
Ход игры
Дети встают в полукруг.
Ведущий бросает одному из играющих мяч и спрашивает: «Январь – какой месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Если ответ верный, то он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. (Взрослый помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.)
Вопросы:
–Каким месяцем заканчивается год?
–Назови осенние месяцы. Назови зимние месяцы.
–Какой месяц после октября?
–Назови месяц между маем и июлем.
–Назови самые длинные месяцы года.
–В каком месяце твой день рождения? День рождения твоей мамы?
–В каком месяце твой любимый праздник?
–Сколько месяцев в году? Какой праздник бывает в январе?
Фигуры высшего пилотажа
Цель: учить ориентироваться на плоскости
Материалы: Голубой лист бумаги и кружок (самолет) (на каждого ребенка).
Ход игры
Перед каждым ребенком на столе голубой лист бумаги и кружок (самолет).
Педагог объясняет задание: «Вы, конечно, знаете о воздушных праздниках, в которых принимают участие летчики. Они показывают фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем сегодня летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле - голубой лист бумаги – внизу листа. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет? (Внизу.)Теперь, он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?» И так далее.
Дети изменяют маршрут по указаниям педагога и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, справа и т.д.).
Наоборот
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу
Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу.
В центре круга педагог с мячом. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен ответить словом, противоположным по смыслу. Например, педагог говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо – налево, вперед – назад, далеко – близко, внутри – снаружи, над - под и т.д.).
Усложнение: Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, глубокий – мелкий, дешевый – дорогой, высокий – низкий и т.д. Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором помогают ему.


Приложенные файлы

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель : закрепить знания о частях суток.

Материал . Мяч.

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой. . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени )

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель : Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы : материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Тик-так

Цель : Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве )

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы : Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы : модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель : Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы : Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход : Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (количество и счет)

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

«Назови предыдущее и последующее число»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы : Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (геометрическая форма)

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

«Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы : тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход : Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны. (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (величина)

«Посадим ели»

Цель : Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход : Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

«Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель : Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве)

Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы:

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

Придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

Положите треугольник посередине листа

Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

Положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

Уточните дальнейшее направление движения до участка

Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет)

«Сосчитай правильно»

Цель : упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал . Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы : карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Живая неделя»

Цель : закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход : У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Дидактические игры для детей старшей группы (величина)

«Посадим елочки в ряд»

Цель : Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы : фигурки елочек с нарастающей величиной.

Ход : Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель : Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход : На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

ирина иванова

Цель игры :упражнять детей в умении различать части суток , пополнять знания о различных частях суток ,развивать воображение,создавать образ на основе зрительного восприятия.

Формирование представлений о времени у дошкольников в детском саду начинается со второй младшей группы. (моя группа) В этом возрасте формируется представление о времени суток :утро,день,вечер,ночь. Формирование временных представлений основано на наглядности,поэтому мы в своей работе используем большое количество картин,дидактических игр ,направленных на развитие чувства времени,формирование представлений о времени года,времени суток ,дней недели.

Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру "Части суток ".Она состоит из четырёх листов. Белый лист это утро,желтый-день,серый-вечер,и чёрный-ночь.

Также есть два домика с белыми окошками, один домик с желтым для части суток-вечер (горит свет) и один с чёрным окошком (ночь) . Два солнца-желтое и оранжевое (утро и день, облака и луна и звёзды. Дети с удовольствием играют в эту игру , выкладывая соответствующие предметы на листы и так они запоминают части суток на основе зрительного восприятия.

Публикации по теме:

Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь» Занятие в старшей группе. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Задачи: - расширить представления о частях суток, их характерных особенностях,.

Части тела. Игра-занятие. Первая младшая группа Человек. Части Тела. Что бы нам большими стать О себе нам надо знать – Сколько есть у нас чего? Рук, и глаз, и пальцев ног. Что мы можем.

Цель игры: - формирование грамматических компонентов; - развитие лексико-грамматических категорий; - понимание последовательности счета;.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема:"Части суток" Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие - социально.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Части суток» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Образовательная область: познавательное развитие интеграция с образовательной областью: физическая культура, речевое развитие. Цель: закреплять.

Конспект занятия по ФЭМП «Шире, уже. Части суток: утро-вечер» Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по ширине,используя приемы приложения и наложения,результаты сравнения отражать в речи.



Рассказать друзьям