Почему у 13 мальчика женский голос. Ломка голоса: этапы мутации и гендерные особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Что же происходит с голосовыми связками и в каком возрасте?

Рассказывает оториноларинголог и фониатр, д.м.н. Геннадий Иванченко.

Свистки и флейты

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань — как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Складки — структура гормонозависимая

Но в 13-14 лет под влиянием разнообразных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки — гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский — сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше — ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший.

Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука — трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос — баритон или басок — его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса — нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее — ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков.

В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда — специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

  • Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару… Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют — узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять — делать микрохирургические операции.
  • Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка — признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка . Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам… А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.
    Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.
  • Какой "взрослый" голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный — и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример — Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Интересно

Курьезный случай. Как-то к фониатрам — врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос — как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Вадим Кириллов

www.medpulse.ru

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань – как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Но в 13-14 лет под влиянием разно­образных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки – гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский – сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше – ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший. Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука – трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос – баритон или басок – его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса – нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее – ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда – специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

● Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару... Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют – узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять – делать микрохирургические операции.

● Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка – признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка ларингит. Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам... А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.

Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.

● Какой «взрослый» голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный – и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример – Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Курьезный случай. Как-то к фониатрам – врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос – как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  • Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук».

  • Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  • Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Влияние гормонов

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  • умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  • в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  • родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся».

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Голос – это естественная способность человека издавать разнообразные звуки, крайне важная для осуществления полноценной коммуникации в социуме. Все детки появляются на свет с тонкими голосами, но со временем особенности их звучания меняются. И это особенно заметно у мальчишек, так как между мужским и женским голосом есть существенная разница. И сегодня мы говорим о том, как происходит ломка голоса у мальчиков, ее симптомы рассмотрим, а также ответим на вопрос: как ускорить этот процесс, и сколько он длится в норме.

Специалисты по анатомии человека уверяют, что высота нашего голоса определяется толщиной голосовых связок. У девушек они тоньше, поэтому их голос звучит выше, а у мальчиков – толще, соответственно, и голос у них ниже. Связки увеличивают свой размер, а также становятся толще у представителей обеих полов. Но у девочек они изменяются лишь в два раза, а у мальчиков практически на семьдесят процентов. И этот процесс изменения как раз таки и называется ломкой голоса.

Стоит отметить, что процессы ломки голоса у мальчиков протекают по примерно одинаковому сценарию. Но возраст наступления таких изменений может отличаться. Иногда голос ломается уже в двенадцать лет, а иногда у пятнадцатилетних таких перемен еще не наблюдается. Симптомы зависят от периода мутации.

Так, на предмутационном периоде организм подростка только подготавливается к предстоящим ему перестройкам, задействовав все органы и системы. Голос мальчика при этом обретает более хриплое звучание. Читатели «Популярно о здоровье» могут обратить внимание на возникновение хриплоты, першения и легкого кашля.

Однако стоит отметить, что при занятиях вокалом подобные изменения могут проявляться несколько по-другому, ввиду натренированности связок. Так, ребенок в таком случае может испытывать затруднения в попытках взять высокие ноты. Кроме того его могут беспокоить боли в области гортани, возникающие при занятиях вокалом. Преподаватель при этом может заметить «грязь» в звучании.

Далее наступает период непосредственно ломки голоса. Гортань при этом естественным образом отекает, возможен активный синтез слизи. Подобные изменения способствуют присоединению всевозможных воспалительных процессов. Если родители заглянут подростку в рот, они могут собственными глазами увидеть покрасневшие голосовые связки. На таком состоянии голос ребенка нуждается в покое, повышенные нагрузки могут стать причиной недоразвития голосовых связок. Крайне важно при этом беречься от всевозможных простуд, ОРЗ и ОРВИ. Ведь их присоединение чревато нарушениями ломки голоса и даже торможением этого процесса. В такой ситуации у мальчика может остаться звучание тенора на все годы жизни.

После непосредственно ломки голоса наступает так называемый послемутационный период. И его течение зависит от множества факторов, начиная от национальности и оканчивая генетическими либо физиологическими особенностями. Такой этап может продолжаться различное количество времени. Как показывает практика, ближе к концу формирования уже полностью «своего» голоса, ребенок начинает периодически жаловаться, что его голосовые связки быстро устают. Однако родители при этом могут заметить, что перепады голоса больше не случаются, звучание обретает стабильность.

Продолжительность этого периода достаточно индивидуальна. На прохождение всех описанных выше этапов может уйти от двух до четырех месяцев. Но довольно часто этот период может увеличиваться до полугода.

Врачи настоятельно не рекомендуют вмешиваться в естественные природные процессы изменения голосовых связок. Родителям стоит владеть информацией о том, как помочь становлению голоса и как предупредить возникновение различных проблем.

Итак, в первую очередь крайне важную роль играет ограничение нагрузок. Избыточные нагрузки на изменяющиеся голосовые связки чреваты формированием узелков, а это в свою очередь приводит к развитию хрипоты. Возможно, такой дефект пройдет и сам, но в некоторых случаях для его коррекции необходима даже хирургическая помощь.

В период ломки голоса стоит помнить о повышенной вероятности развития у ребенка различных ОРЗ и ОРВИ. Болезни могут нарушить либо затянуть процессы изменения голосовых связок. Поэтому крайне важную роль играет ведение здорового образа жизни, укрепления иммунитета и активация защитных сил организма. В том случае, если голос у ребенка не ломается в течение длительного времени, нужно проконсультироваться со специалистом-фониатром.

Родителям нужно в обязательном порядке объяснить подростку, что полученный в результате ломки голоса звук будет уникальным, и его особенности звучания заранее заложены природой. Довольно часто дети стараются копировать каких-то героев, и подобные попытки в период изменения голосовых связок могут привести к тому, что изменяющие участки перегрузятся, и процесс ломки нарушится.

Поэтому и родителям, и подросткам стоит запастись терпением и дать природе взять свое. Период ломки голоса длится не так уж и долго.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8



Рассказать друзьям