Сделать тиснение по коже. Решили попробовать? Тогда начинаем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наверняка каждый из нас любовался красивыми кожаными изделиями, на которых вытиснены различные узоры. Сумки или обувь с тиснением, а также другие предметы кожгалантереи - все это вызывает неподдельный восторг. А что, если вы узнаете, что можно сделать тиснение на коже своими руками?

Вариантов, как сделать это, довольно много. Нужно лишь применить пресс и молоток, а также воспользоваться утюгом. Не так-то и сложно, не правда ли?

Говоря о технике тиснения, нужно заметить, что существует два принципа работы:

  • давление и нагрев;
  • только давление.

Таким образом, если вы хотите нанести тисненый узор на портмоне, сумку из натуральной кожи или даже на кожаную обложку для паспорта, вы можете без проблем сделать это в домашних условиях. Для изготовления различных тиснений дома можно приобрести в специализированных магазине специальные штампы и клише.

Для работы лучше всего использовать толстую коровью кожу с растительным дублением, она достаточно мягкая и удобная в использовании. Однако если вы лишь учитесь, можно использоваться ненужные вырезки из кожаного плаща, сумки или куртки. Также лучше всего использовать специальную доску для резки, желательно однородную, без сучков и других повреждений: они могут повредить кожу.

Нанесение узоров

Итак, мы все ближе подходим к процессу тиснения, однако для начала нужно выбрать один из трех вариантов нанесения узоров:

  1. Слепое нанесение - это когда вы наносите рисунок с помощью клише на гладкую поверхность кожи. Детали в этом случае будут располагаться в одной плоскости, то есть не будут различаться по объемности. Чаще всего такой вид нанесения происходит при нагреве, и чем больше и сильнее вы прижмете рисунок прессом, тем лучше отпечаток останется на кожаной вставке.
  2. Нанесение узоров при помощи фольги . Здесь необходимо иметь специальные инструменты для тиснения (клише, например) и, как понятно из названия способа, фольгу. Фольга здесь будет вставляться между кожей и клише, она дает украшение рисунка цветом. Эта технология также называется «горячее тиснение», потому что в ней обязательно присутствует нагревание.
  3. Конгревное тиснение узоров. Здесь можно как пользоваться фольгой, так и не пользоваться. В этом способе также используется пресс и нагрев.

Необходимые инструменты

Для нанесения узоров на кожаные предметы вам достаточно будет вооружиться:

  • Байвеллером. Это такой специальный нож для тиснения с насадками;
  • Обязательно необходим штамп. Именно благодаря ему на кожаной или искусственной коже появляется сам отпечаток. Штамп можно купить в магазине, а можно сделать своими руками. Главное при создании своего штампа - помнить, что рисунок должен отображаться на нем зеркально;
  • Пресс для тиснения на кожаных изделиях. Его можно сделать самостоятельно с помощью любых тяжелых предметов, а можно просто использовать утюг и свою физическую силу;
  • Клише. Клише можно купить в магазине или же сделать самостоятельно из резины или картона.

Рабочий процесс

Для начала берем кусок неокрашенной кожи и вырезаем из нее нужную нам деталь. Затем аккуратно с помощью шила или байвеллера нужно нанести картинку, при этом важно не пробить кожу насквозь, а лишь поддеть верхний слой. Если же вы сделали дырку, дальше работу продолжать бессмысленно, кожу можно выбрасывать или отложить для других нужд. После этого кладем на кусок кожи нагретый на открытом огне штамп и аккуратно, но твердо бьем по нему молотком.

Обратите внимание! Чтобы рисунок лучше пропечатался, необходимо ударить молотком несколько раз.

Если узор получился неглубоким, нужно сильнее нагреть штамп и повторить процедуру. Если же кожа, наоборот, подпалится из-за сильного нагрева штампа, ее нужно просто остудить. Однако лучше сначала потренируйтесь на пробном куске кожи, достаточно ли нагрет штамп и с какой силой и сколько раз нужно будет ударить по нему молотком.

Для получения цветного рисунка нужно делать все то же самое, с той лишь разницей, что нужно положить между штампом и кожей кусочек обычной или разноцветной фольги с нанесенным на нее растопленным воском. Чтобы воск не затвердел при первой же возможности, в него нужно добавить скипидар. Дайте высохнуть, а затем нанесите акварель или темперу, смешанную с яичным белком и зубным порошком. Когда и этот слой высохнет, нагрейте штамп, положите его сверху на фольгу и, плотно прижимая его к фольге, ударьте молотком.

Вытиснить на коже можно абсолютно любой рисунок: логотип компании, надписи, рисунки любой сложности (зависит только от вашего опыта) и так далее.

Сделанные своими руками, такие изделия будут еще больше ценными подарками для их получателей, ведь в них есть частичка вашей души!

Тиснение на коже в последнее время стало достаточно популярным видом рукоделия, которым можно заниматься дома. Благодаря ему можно украшать различные кожаные изделия: блокноты, ремни, сумки и даже обувь. Производится оно специальными прессами. Тиснение может быть горячим и холодным. Несмотря на всего два метода отделки кожи, вариантов декора можно найти очень много. Процедура используется для нанесения логотипов и даже для рисования картин. Дома таким способом декорируются в основном подарочные изделия.

Для работы обычно применяются небольшие прессы. В домашних условиях часто используется молоток и другие инструменты. Однако тут нужно быть осторожным, чтобы не испортить основу.

Горячее тиснение на коже используется для нанесения рисунка на основу, которая имеет толщину 1,5-3 мм. Наносится рисунок при помощи горячего клише. Роль такого инструмента могут играть штампы из металла или другие инструменты, поэтому заниматься таким искусством можно и дома.

Такая процедура может быть слепой и конгревной. При слепом тиснении используется только штамп и кожа. Никаких дополнительных элементов использовать не нужно. Готовый рисунок получается словно вдавленным в основу. То, насколько качественным будет отпечаток, зависит от усилий, которые будут прикладываться к инструменту.

Тиснение на коже конгревного типа дает противоположный эффект, то есть рисунок получается выпуклым. Для нанесения узора используются контрматрица и матрица. Во время проведения процедуры можно применять различные краски.

Если штампы не подогреваются, то выполняется холодное тиснение. Эта процедура дает возможность делать рисунки на (толщина 0,8-1,2 мм). В основном рисунок получается путем спрессовывания основы между матрицей и ее ответной частью.

Очень популярным является тиснение золотом, то есть для работы кроме пресса используется фольга. Естественно, рисунок может получаться не только золотым, так как фольги значительно расширился.

Тиснение на коже таким способом производится так же, как и слепое, только на поверхность кожи дополнительно накладывается фольга. Естественно, это влияет на глубину оттиска (небольшая). Для такого тиснения пресс должен быть нагретым. Во время прессования кожи разделительный слой фольги расплавляется, а металлический слой, благодаря давлению, переносится на рисунок.

Фольга для такого вида тиснения должна быть качественной. То, насколько хорошо металлизированный слой прилипнет к оттиску, зависит от качества и толщины адгезионного слоя. Кроме металлизированной фольги в наше время можно использовать цветную, глянцевую или матовую, а также голографическую фольгу. Она должна быть устойчивой к ультрафиолету, химическим веществам, стиранию и механическим повреждениям. Естественно, фольга не должна портиться под воздействием температуры. Однако иногда бывает так, что отпечаток фольги остается не на рельефе, а на штампе. Поэтому к тиснению с фольгой необходимо тщательно подготовиться.

Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013

Тиснение на коже является одним из популярнейших на сегодняшний день видов рукоделия. Выполнение может проходить при использовании различных способов, а украсить можно практически каждую вещь, например сумку, портмоне, записную книгу, ремень и многие другие изделия. Оттиснутые модели всегда будут иметь презентабельный внешний вид, так как с течением времени не стираются под давлением окружающей среды.

Существующие виды тиснения

Среди существующих способов работы с материалом тиснение на коже выделяет несколько видов:

  • Слепое тиснение. В этом случае все детали располагаются в одном месте, и качественность желаемого узора зависит непосредственно от оказываемой силы давления. Для получения более гладкого узора рекомендуется применять пленку.
  • Тиснение с использованием фольги. Этот материал служит прослойкой между штампом и поверхностью кожи. При добавлении специального состава узор может стать разноцветным.
  • Конгревное тиснение, работающее за счет ударов молотком при высокой температуре, от 100 градусов. В результате мастер получит выпуклый оттиск с рельефом, «смотрящим наружу».

Самостоятельная работа с тиснением

Для индивидуальной работы, позволяющей делать тиснение на коже в домашних условиях, понадобится некоторое количество специальных инструментов, а именно: штампы, или, как их еще называют, пуансоны, резак, молоток, мягкая кисточка, фольга.
Перед началом творческого процесса изготавливаются штампы. Для этого приобретается стальной или алюминиевый стержень и вытачивается желаемый узор. Главным условием становится вырезание выбранных букв или цифр в зеркальном отображении. При наличии зубчатых колесиков от старых механических часов может получиться накатка, способная дать различные линии.

Как сделать тиснение на коже? Если мастер предполагает рабочий процесс без использования краски, то необходимо подготовить штамп с подготовленным изображением и нагреть его при помощи открытого огня. Пуансон разогревается примерно до 140 градусов. Температуру легче всего подбирать следующим образом: нагретый пуансон опробуется на пробном оттиске.

После того как штамп хорошо разогрелся, можно начинать делать тиснение на коже своими руками. Для этого пуансон крепко прижимается к коже, а сверху должен последовать удар заранее подготовленного молотка. В случае образования неглубокого рельефа необходимо нагреть штамп еще раз, но немного дольше по времени, главное, чтобы материал не подпаливался в процессе работы. При нахождении оптимального температурного градуса можно приступать к нанесению желаемого рисунка на рабочую поверхность.

Использование в работе фольги

Тиснение на коже в домашних условиях может также включать в себя использование специализированной разноцветной фольги. При ее отсутствии хорошей заменой станет тоненькая фольга от конфет или же чайных упаковок. Перед началом действий мастер должен найти жестяную банку, в которой ему придется расплавить воск или парафин. Совет: чтобы материал не застывал сразу по факту приготовления, в него можно добавить небольшое количество скипидара, а затем тщательно перемешать всю массу.

Подготовленной заранее мягкой кистью на фольгу нужно нанести тонкий слой массы из воска. Затем она откладывается на 3-4 часа для полного высыхания. В это время мастер готовит краски, желательно акварельные, и смешивает их с яичным белком и порошком для зубов и десен. Этот состав по итогу покрывает фольгу.

Далее схема схожа с постоянно действующей. Штамп разогревается на огне, а на поверхность кожи кладется фольга. Ее красочный слой должен лежать лицом вниз. Сверху на отрез фольги кладется пуансон. Таким образом, под давлением краска перенесется на рельеф и окрасит кожу.

Работа с оставшимися отрезками кожи

Иногда тиснение на коже предполагает наличие оставшихся мелких обрезков. Их также можно пустить в новое дело. Например, при их помощи можно создать шедевр из мозаичного узора, который мастер приклеит к готовому изделию. Однако не стоит полагаться лишь на собственное чувство вкуса и интуицию. Тиснение на коже как процесс не допускает ошибок и неточностей. Рекомендуется перед началом работы на бумаге составить предполагаемый эскиз, желательно в натуральную длину и ширину.

Тиснение на коже — один из популярных на сегодняшний день видов рукоделия. Выполняться тиснение на коже может горячим и холодным способами, а украсить тиснением своими руками можно самые различные изделия из кожи: сумки, портмоне, блокноты, ремни и т. д. Подробнее об этом в нашей статье с фото и видео.

Виды тиснения на коже

Тиснение на коже в своей основе содержит довольно-таки простые методы воздействия на обрабатываемые поверхности: давление и температура или же только давление. Несмотря на это, декоративные возможности тиснения очень и очень широки. С помощью тиснения на коже в домашних условиях можно создать все что угодно: от простых надписей и логотипов до сложных картин.

Холодное тиснение на коже выполняется без подогрева клише, в домашних условиях оно может применяться для кожи толщиной в 0,8-1,2 мм. Наиболее популярным является холодное тиснение, которое производится путем спрессовывания кожи между матрицей и контрматрицей, т. е. ответной частью. Такое тиснение называется конгревным.

Горячим способом производится тиснение на коже толщиной от 1,5 до 3 мм. В качестве клише для горячего тиснения в домашних условиях могут служить готовые металлические штампы, продаваемые в магазинах, или же различные подручные средства. Выделяют обычно блинтовое (слепое), конгревное горячее тиснение на коже, а также горячее тиснение фольгой.

Слепое горячее тиснение на коже представляет собой вид тиснения, при котором не используется ни краска, ни фольга, нужны только штамп и заготовка из кожи. После блинтового тиснения на коже остается «вдавленный» отпечаток по форме штампа (клише). Глубина и качество оттиска зависят от прилагаемого при тиснении усилия.

Конгревное тиснение , в отличие от блинтового, позволят получить оттиск «рельефом наружу», т. е. выпуклый оттиск. Как и при холодном конгревном тиснении, в данном случае используется матрица с контрматрицей. Существуют разновидности конгревного тиснения с применением краски.

Тиснение на коже фольгой — пожалуй, самое популярное тиснение. Методика тиснения фольгой очень похожа на блинтовое тиснение, однако в процессе работы на поверхность кожи наносится фольга. Глубина оттиска при тиснении фольгой меньше, чем при блинтовом.

Для выполнения тиснения, как на фото, применяются ручные, полуавтоматические и автоматические прессы . В домашних условиях для создания рельефных оттисков могут использоваться также молотки, самодельные прессы. Некоторые народные мастера тиснения на коже в качестве пресса применяют даже обычный утюг.

Клише для тиснения на коже в домашних условиях изготавливаются также из подручных материалов. Например, можно вырезать клише из твердой резины или даже можно вырезать клише из плотного картона (на картонную основу наклеивается требуемый рисунок из картона). Правда, такие клише будут не очень долговечными.

Видео: как делать тиснение своими руками



Рассказать друзьям