Что делать, когда старший ребенок ревнует к младшему. Причины и формы детской ревности в семье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сколько существует человечество, столько живет и ревность старшего ребенка к младшему. Вспомните библейского Каина и вы поймете, что это негативное чувство - не такая уж редкость. Подавляющее число семей сталкивается с подобной проблемой, когда старший ребенок оказывается не рад появлению братика или сестренки. Корень зла лежит в нежелании подросшего малыша делить родительскую любовь и внимание с новым членом семьи.

Ребенок далеко не всегда радуется появлению младшего братика или сестрички

Наибольшую чувствительность проявляют детки до 5 лет. Связана такая возрастная особенность с тем, что они сами еще не отошли от родительской опеки и привыкли считать себя самыми главными членами семьи. Гипертрофированную форму принимает ревность у однополых детей. Для шестилеток и малышей постарше проблема не стоит так остро, поскольку они уже приобретают определенную самостоятельность и легче переносят присутствие младшего брата или сестры.

Что такое детская ревность и как с ней справиться?

Надежды родителей на то, что проблемы удастся избежать, ошибочны. Возможно, получится сгладить углы, но полностью исключить ее не получится. Известный детский психолог Дональд Вудс Винникотт утверждает, что детская ревность – это нормальное явление, выросшее на любви. Ребенок, который не умеет любить, и ревновать не будет. Главная задача родителей состоит в том, чтобы старший ребенок не испытывал чувства вины за свое ревнивое отношение к новорожденному.

Большая ошибка многих взрослых в том, что они стараются не замечать негативных проявлений, закрывают глаза на неправильное поведение первенца по отношению к младенцу. Правильным будет поддержать старшенького, чаще хвалить его, показывать ему, что вы в него верите вне зависимости от разницы в возрасте между детьми.

Боясь потерять вашу веру в него, ребенок постарается ее оправдать. Помогите «конкуренту» спокойно пройти трудный момент, дайте ему понять, что новорожденный малыш не затмит вашей любви, но жить теперь вы будете вместе.


Для профилактики детской ревности лучше готовить ребенка к появлению младшенького еще с беременности

Особое терпение и внимание требуется от родителей однополых деток, с небольшой разницей в возрасте и тех, у кого первый ребенок – мальчик. Девочки от природы готовы нянчиться с малышами, поэтому они легче уживаются с мыслью, что не одни у родителей. Если взрослые правильно поведут себя, будут сглаживать тяжелую ситуацию и научатся прощать ребенка, поддержат его и поймут, он переживет свое ревностное отношение.

Как подготовить старшего ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Психологи считают, что если грамотно подготовить старшего отпрыска к появлению другого ребенка, он преодолеет негатив еще до того, как вы вернетесь из роддома. Как правильно объяснить малышу предстоящее событие, какими словами успокоить его и подготовить? Расскажите ему о том, что в скором времени в вашей семье появится братик или сестричка. Заранее заготовьте ответы на вопросы о том, где тот будет спать, можно ли с ним играть, будете ли вы любить его больше, чем старшего.

Отвечая, не забудьте уверить чадо в своей любви, поясните, что родителям все дети дороги. Объясните малышу, как это здорово, когда у тебя есть с кем играть и секретничать, что твой лучший друг всегда с тобой рядом. Используйте для ответов на деликатные вопросы книжки о беременности и появлении детей, в доступной форме рассказывающие об этом. Расскажите ребенку о том, какими бывают младенцы, как они развиваются и растут, что умеют и чего еще не могут делать. Напомните, что и он когда-то был таким.


Нужно делать упор на то, что младший ребенок станет лучшим другом для старшего

Поощряйте любую инициативу ребенка, связанную с подготовкой к встрече нового члена семьи. Выбирайте с ним вместе коляску и игрушки для новорожденного, советуйтесь по поводу имени малыша. Если отпрыск захочет подарить младенцу свою игрушку, обязательно похвалите его и порадуйтесь. Каждое ваше действие и слово, направленные на сближение старшего отпрыска с меньшим, позволит предотвратить проявление ревности.

Каких ошибок следует избегать?

Самая опасная ошибка, которую совершают родители, - это отстранение мамы от первенца в пользу второго ребенка. Забудьте о таких фразах, как: ты уже совсем взрослый; ты сам можешь, ты должен вести себя по-другому, я спрошу с тебя больше. Более того, не отказывайте ребенку в просьбе, указывая причиной то, что у вас есть еще один малыш. Возьмите на заметку следующее:

  • Оставьте первенцу место для личного пространства. Никогда не настаивайте на том, чтобы он отдавал свои игрушки младшему, не относитесь прохладно к тому, что кроха поломал игрушку первенца, не укладывайте грудничка в постель старшего ребенка.
  • Особенно бережно действуйте с малышами до 3 лет, у которых чувство собственного пространства очень обострено, они сложно переносят его сокращение.
  • Заметив признаки ревности, никогда не сравнивайте своих отпрысков, не говорите, что кто-то из них хуже, чем другой. Используйте для положительных и отрицательных примеров героев мультфильмов, других детей, персонажей сказок.

Родителям не нужно сравнивать детей, иначе это положит конец их дружбе
  • Доходчиво донесите до первенца тот факт, что грудничок беспомощен, что он не может обойтись без вас.
  • Привлекайте отпрыска к уходу за малышом, предлагая ему выполнять простейшие действия: принести пеленку, подать бутылочку, потрясти погремушку.
  • Обращайте внимание старшего на то, что маленький «конкурент» любит его, улыбается ему.
  • Если взрослый ребенок проявляет инициативу, пытается накормить или сменить пеленку у младенца, не ругайте его, поощряйте порывы, объясняйте, как сделать правильно.

Доктор Комаровский считает, что в трудных случаях, когда взрослый ребенок сильно ревнует, есть смысл обратиться к помощи специалистов. Знаменитый педиатр поддерживает рекомендации других врачей о предварительной подготовке детей к появлению в семье маленького человечка. Кроме того, Комаровский не отрицает и психотерапевтического лечения, если обычными методами не удается справиться с ситуацией.

Примеры ситуаций и способы решения

Разбор часто встречающихся ситуаций поможет неопытным родителям правильно выстроить отношения между детьми. Мы подготовили для вас примеры и сопроводили их подробным объяснением:

  • Отказ уступать кроватку. Правильным решением станет заблаговременный перевод старшего в другую кровать за 2-3 месяца до появления младенца. Если вы упустили ситуацию, постарайтесь мягко объяснить ребенку, что он уже вырос из маленькой кроватки и вы предлагаете ему новую красивую постель, как у мамы и папы.

Чтобы выделить младшему ребенку кроватку, нужно заранее перевести старшего в собственную
  • Просьба покормить грудью. Если ребенку годик и он все еще сосет грудь, категорический отказ станет ошибкой. Поясните малышу, что молочка у мамы не так много, его может не хватить младшему, предложите вкусную альтернативу.
  • Настаивает на возвращении младенца в роддом. Нарисуйте словесную картину о том, как ему будет хорошо с младшим ребенком, как они будут вместе играть, гулять.
  • Шумит и громко разговаривает во время сна младшего. Строго запрещать нельзя, следует предложить поиграть в разговоры шепотом. Помните, что перед вами ребенок, игра для него лучший вариант правильно донести желаемое. Расскажите, что когда он маленький спал, все тоже говорили шепотом.
  • Ощущение заброшенности. Привлеките к уходу за младенцем других членов семьи, чтобы вы смогли уделить время первому ребенку. Пусть папа сходит с малышом погулять, а вы поиграйте с первенцем, почитайте книжку. Всего 1,5-2 часа и ваш малыш снова почувствует, что он нужен, что его любят и помнят о нем.

Негатив в сторону второго ребенка

Помимо общего поведения, ребенок может проявлять негативную реакцию и по отношению к самому младенцу. Рассмотрим часто встречающиеся примеры ревности:

  • Делает больно малышу. Заметили, что старший ребенок обижает кроху - постарайтесь не оставлять их наедине. Прибегнув к наказанию, вы можете спровоцировать более жестокое обращение.

Нельзя допускать, чтобы старший ребенок обижал младшего
  • Отнимает игрушки. Забирая игрушку у второго ребенка, ваш первенец хочет показать свое негативное отношение к нему. Для исправления ситуации дайте старшему новую игрушку, скажите, что он уже взрослый для игры с погремушками, сходите с ним в магазин и купите игрушки для него и младшего ребенка.
  • Выказывает усталость от занятий с малышом. Нельзя заставлять его катать коляску или заниматься с крохой, не оставляя свободного времени для других игр. Когда младенец спит, уделите внимание взрослому ребенку, чтобы у него не образовался недостаток родительской любви и участия.
  • Ходит с грустным выражением лица. Если вы заметили, что ваш взрослый ребенок загрустил с момента появления малыша, стоит насторожиться и принять меры. Такое настроение может перейти в депрессию, поэтому не забывайте о нем, уделяйте внимание, целуйте, берите на руки, играйте, находите время, чтобы он не испытывал дефицита вашего внимания.
  • «Впадает» в детство. Вполне самостоятельный ребенок вдруг начинает вести себя так, как он вел себя в годик-два. Просит взять его на ручки, покормить с ложечки, отказывается сам одеваться, переходит на крик. Идти у него на поводу не следует, но и полностью отказывать в просьбах нельзя. Отыщите «золотую середину»: пусть малыш немного посидит у вас на коленках, почитайте ему сказку на ночь, укладывая спать, спойте колыбельную.

Если ребенок нарочито ведет себя как маленький, не нужно жестко обрывать или наказывать его

Как отличить ревность от детского кризиса?

Неадекватное поведение старшего малыша при появлении маленького члена семьи не всегда может быть обусловлено ревностью. Вспомните о пресловутом кризисе трехлеток, о котором много пишут и говорят детские психологи. Педиатры обозначают несколько периодов, когда у ребенка наступает поведенческий кризис: 1 год, 2 года, с 3 до 4 лет (кризис трехлеток) (подробнее в статье: ). Упрямство, бесконечные капризы, агрессия, плач, уход в себя – это признаки возрастного кризиса у малышей.

Распознать причины такого поведения поможет психолог. Обратитесь к специалисту за советом и помощью. Учтите и тот факт, что профессионалы по детской психологии считают, что ребенок, не прошедший возрастные кризисы, развивается со сбоями. Вспышки плохого настроения и поведения свидетельствуют, что кроха осваивает новые этапы своей жизни. Расставаясь с прошлым, он болезненно переживает взросление.

Особая ситуация складывается тогда, когда в семье растут погодки. Кризис может настигнуть обоих детей, тогда родителям придется туго. Капризничают старший и младший, в доме кавардак, дети истерят, плачут, не слушаются, требуют повышенного внимания. Однако это уже другая проблема, не связанная с ревнивым отношением между вашими отпрысками, ее надо просто пережить. Собственно, это своеобразная репетиция перед действительно трудным подростковым кризисом.


Дети-погодки могут одновременно войти в кризис, что очень тяжело для родителей

Если детки подросли, а отношения между ними остаются напряженными, ревность все еще жива, научите их сотрудничать друг с другом. Давайте им совместные задания и поручения, введите в семье правила, когда малышам поневоле придется делать что-то вместе. Кроме того, обозначьте нормы поведения в вашей маленькой ячейке общества. Например, если нельзя брать чужие вещи, то нельзя никому. Воспитывайте детей на собственном примере уважения к личному пространству других членов семьи.

Такой долгожданный, любимый второй малыш в семье. Еще совсем недавно о его появлении в семье мечтали мама, папа и, конечно, первенец. Все изменилось, когда первенец увидел, с какой любовью мама укачивает новорожденного кроху, целует ручки грудничку. Вспыхивает ревность старшего ребенка к младшему члену семейства.

Ласковый, послушный, любящий своих родителей маленький человечек меняется до неузнаваемости. Взрослые сталкиваются с истериками, криками, агрессией в адрес младенца, требованием вернуть новорожденного обратно. Сразу видно, что старший ребенок ревнует. Расстроенный появлением в доме маленького братика или сестрички, первенец может даже серьезно заболеть.

К сожалению, детская ревность при рождении второго ребенка — это обычное явление. Психологи предупреждают о том, что с такой ревностью сталкиваются все семьи, в которых появляется второе чадо. Только от родителей зависит, в мягкой или тяжелой форме пройдет привыкание первенца к младшему брату или сестре, вырастут ли малыши верными друзьями или станут абсолютно чужими друг другу людьми.

Видя, что все внимание в доме обращено на младшего ребенка, у старшего возникает ощущение ненужности в семье. Ведь мама больше времени проводит с грудничком. Все разговоры в доме — о новом члене семейства. В душе у малыша появляется, формируется чувство ненависти к новорожденному крохе.

Источники ревности

Кроха всегда был уверен , что его любят мама , папа . Все время родители проявляли к нему свое внимание , заботу , играли вместе и помогали с решением проблем . Маленький непоседа чувствовал , что он самый важный член семьи . Взрослые радовались первому шагу , первому зубику . Мама все время показывала фотографии , где дошкольник был совсем крохотным грудничком .

С появлением младшего братика или сестрички кроха вдруг понимает, что теперь не его поступки, достижения, и даже не он сам является главным для любимых родителей. Внимание, любовь мамы надо, оказывается, ждать. Мама не бежит по первому крику к старшему несмышленышу, она занимается грудничком.

Ребенок ревнует к младшему, потому что не получает той всеобъемлющей любви, которая окутывала его раньше. Первенец мучается: мама его не любит, потому что он не был послушным ребенком. Малыш чувствует себя одиноким, брошенным, особенно ночью в темноте. Непоседе не хватает того внимания и заботы, которые раньше проявляли взрослые.

У родителей теперь просто нет столько времени на игры, на чтение сказок и прогулок. Во время прогулки в парке мама сидит рядом с коляской с младенцем, а не раскачивает качели и не помогает строить песочный замок. Маленький несмышленыш начинает ревновать к младенцу. Его ревность к новорожденному может иногда вылиться и в причинение боли своему младшему сопернику.

Взрослым очень важно выработать правильную линию поведения со своим первенцем. Если старший кроха ревнует — относитесь с пониманием к негативному отношению своего первого ребенка к младшему братишке или сестренке. У крохи может быть собственное мнение. Взрослым необходимо понять, что чувствует расстроенное чадо, помочь наладить хорошие отношения между детьми.

Особенно остро проявляют свою ревность к новорожденному детишки до 5 лет. Ребятня постарше уже не требует такой тотальной опеки, как малыши. Детки старше 5 лет уже могут самостоятельно играть, у таких детишек уже есть друзья, с которыми непоседа проводит достаточно много времени.

Если в семье первым был мальчик или родились однополые детишки, стоит ожидать яркого проявления детской ревности. Старшие девочки легче адаптируются к появлению братика или сестренки. Девочки активно включаются в воспитательный процесс, подражают маме, пытаются помочь с уходом за грудничком: пробуют менять памперсы, показывают погремушки, играют с малышом.

Не следует закрывать глаза на неправильное поведение своего старшего непоседы по отношению к младшему ребенку. В случае активного, агрессивного поведения в отношении новорожденного крохи необходима консультация у психолога. Не пытайтесь сделать вид, что проблемы не существует. Детская ревность не пройдет сама по себе.

Проявление ревности к младшему ребенку

Иногда ревность первенца проявляется в очевидных поступках, но очень часто ребёнок не может высказать свои чувства, и тогда ревность приводит к изменению поведения дошкольника.

  • Малыш «впадает в детство». Особенно часто так проявляют свою ревность детки 2-3 лет. Несмышленыш видит, как мама особую заботу и внимание проявляет к беспомощному грудничку. Тогда кроха начинает вести себя, как в раннем детстве: отказывается одеваться и обуваться самостоятельно, требует покормить его с ложечки или дать молоко из груди мамочки, перестает ходить сам на горшок. Непоседа хочет, чтобы его тоже носили на ручках, начинает снова сосать пустышку.
  • Психическая неуравновешенность. Появление нового члена семьи является психологическим шоком для непоседы. Психика первенца находится в состоянии сильного, постоянно действующего стресса. Дошкольник демонстрирует постоянные перепады настроения: повышенную оживленность, приступы непонятной плаксивости.
  • «Бунт на корабле». Раз вы меня больше не любите, я не буду вас слушаться — принцип маленького бунтаря. Чадо начинает демонстративно грубо себя вести, хулиганит, делает все наперекор. На слова увещевания родители часто слышат: вот малявку любите, его и воспитывайте, а я в ваших советах не нуждаюсь.
  • Первенец просит вернуть братишку или сестренку назад, в роддом.
  • Сознательно пытается причинить грудничку боль: ударить кроху, ущипнуть, толкнуть.
  • Отнимает игрушки, не дает играть своими игрушками.
  • Отказывается уступать крохотному братишке или сестренке свою кроватку.

Чтобы свести к минимальному проявлению ревность старшего крохи к младшему сопернику, родители должны уже за несколько месяцев до рождения второго отпрыска готовить своего первенца к изменениям в жизни семьи.

Как избежать ревности

Психологи разработали советы, как помочь родителям подготовить маленького человечка к изменениям в доме. Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть у старшего со вторым ребенком в семье — психология предлагает следующие варианты поведения:


Заранее, лучше за 2-3 месяца проведите необходимые изменения в жизни дошкольника. Предложите спать, как большому, на взрослой кровати. Если старшему родители решили выделить отдельную комнату, преподнесите переезд в эту комнату как новый этап взросления крохи. Например, ты уже совсем самостоятельный малыш, почти взрослый, и у тебя будет собственная комната.

Оформление дошкольника в детсад также лучше проводить за несколько месяцев до появления грудничка в доме. Так у малыша не появится ощущения, что взрослые хотят от него избавиться, поэтому отправляют в детсад. В детском садике у непоседы появится много новых интересных занятий, а у мамочки — дополнительное время на воспитание грудничка.

Перед тем, как мамочка ляжет в роддом, неплохо было бы пригласить в дом на несколько дней бабушку. Ласковое женское отношение поможет непоседе дождаться маму, не травмируя психику крохи длительным расставанием.

Вернувшись из роддома, мамочка обязательно должна поцеловать своего старшего отпрыска, рассказать дошкольнику, как ей было скучно без него. Приласкать непоседу, показать ему маленького ребеночка. Лучше сразу привлечь своего помощника к общим делам: попросить вместе с мамой разложить вещи грудничка, развесить погремушки. Расспрашивать о том, что случилось у маленького непоседы во время отсутствия мамы дома. Дошкольник сразу почувствует, что мама его по-прежнему любит, с удовольствием будет помогать любимой маме.

Обязательно привлекайте внимание своего старшего чада к проявлениям эмоций у грудничка: смотри, твой братик тебя узнал и улыбается тебе. Чтобы ваш помощник случайно не навредил младенцу, старайтесь первое время не оставлять их наедине. Если грудничок на искусственном вскармливании, не стоит давать вашему первенцу кормить кроху из бутылочки.

Не отнимайте детство у своего первого ребенка. Не стоит заявлять крохе: ты старший, значит, ты обязан и должен. Нельзя попрекать старшего малыша, что он играет. Не говорите маленькому непоседе — ты уже взрослый, не веди себя, как маленький, будь серьезным.

Первенец должен знать: если в жизни семьи появился еще один малыш, старший останется любимым маленьким человечком. Когда мама очень сильно занята с грудничком, задача папы — отвлечь внимание старшего от грустных мыслей.

Любите одинаково

Детки очень чутко реагируют на любую несправедливость. Любое выделение одного малыша будет болезненным ударом для второго. Малейший дисбаланс в отношении к отпрыскам будет сразу замечен.

  • Не меняйте режим дня старшего, подстраивая его под режим новорожденного. Каждый вечер ваш первый ребенок привык слушать сказку, которую вы рассказывали на ночь — пусть эта традиция останется.
  • Все детки в семье должны получать одинаковое внимание. Вы кормите младенца, или он спит — поговорите в это время со старшим малышом. Предложите вести разговор шепотом, расскажите дошкольнику, как вы ухаживали за ним, когда он тоже был такой крошкой.
  • Делите между детишками все поровну. Не стоит говорить: ты старший, значит, обойдешься без сока. Взяли на ручки грудничка, поцелуйте насупленного старшего дошкольника. Старший ребенок не намного взрослее, он также нуждается в ласке, заботе, любви родителей.

В семье не должно быть двойных стандартов. Не стоит оставлять без наказания хулиганство младшего только потому, что он — самый маленький в семье, и его стоит простить. За хорошие поступки обязательно надо хвалить, можно поощрять какими-то действиями. Например, разрешить посмотреть еще один мультик или прочитать крохе новую сказку.

Обязательно проведите строгую беседу со всеми взрослыми членами вашей семьи. Обычно бабушки, дедушки любят выделять одного из внуков, баловать его, прощать все шалости, совершенно не обращая внимание на то, что у другого ребенка формируется чувство ревности. Чаще всего бабушки балуют именно младших отпрысков семейства, упрекают первенцев, что те плохо себя ведут, тем самым отталкивая от себя детей.

Никогда не обвиняйте сразу своего первенца в любой конфликтной ситуации. Сначала успокойте крошек, потом поговорите с каждым и выясните, кто на самом деле виноват. Если драка или ссора начались из-за любимой игрушки, попробуйте придумать игру, в которой непоседы будет играть вместе.

Всегда напоминайте деткам об их родственной близости. Говорите первенцу, что младенец любит его больше остальных, всегда рад вниманию к себе. Ваш первый малыш будет чувствовать себя несправедливо обиженным, если члены семьи будут дарить подарки, покупать красивые вещи только для грудничка. Для него понятие справедливости будет стоять особенно остро. Чрезмерное внимание к младшему вызовет только неприятие, ненависть к маленькому члену семейства.

Не сравнивайте достижения своих малышей вслух. Рассуждая, кто лучше, кто хуже — вы не разовьете дух соперничества. Такие обсуждения в присутствии деток только еще больше разъединяет родственные связи крох.

Очень часто детишки спрашивают маму, кого она больше любит. Не стоит выделять одного, чтобы наказать другого. Расскажите, что все детки — это большая любовь и радость в семье. Именно отношение взрослых к собственным детям формирует у маленьких человечков доверительные, родственные отношения друг с другом.

Терпение, любовь всех взрослых членов семьи, проявленное внимание ко всем своим малышам позволит создать дружественную гармоничную атмосферу в семье. У родных маленьких карапузов не появится ревнивое чувство друг к другу. Малыши станут настоящими друзьями, что очень важно в дальнейшей взрослой жизни.

303

Родители, которые ожидают рождение малыша, часто переживают о том, как его примет старший ребенок в семье. Поэтому они уделяют внимание вопросу подготовки к рождению младшего. И питают надежды на прекрасные отношения, которые сложатся у их детей в будущем. Счастливые улыбки, радость мамы, красивые фотосессии, семейная идиллия. А как бывает в жизни? Реальность и важные советы психолога и мамы двоих детей Елены Садовниченко.

Чаще, чем этого хотелось бы, родители сталкиваются с неприятным поведением старшего по отношению к новорожденному малышу. Приходится признать, что иногда все идет не так, как ожидалось. Вместо идиллии складывается довольно напряженная ситуация. Периодически возникающие инциденты с ревностью старшего к младшему – это новая жизнь, которую родителям приходится выдерживать и как-то с ней справляться.

И даже если в инциденте с ревностью они могут сгладить пик конфликта, то им не всегда понятно, а что делать дальше?

Сколько это будет продолжаться?

Какие слова найти для старшего ребенка, чтобы он расслабился и не ревновал?

Для этого нужно понимать, что происходит со всеми участниками конфликта ревности.

Что происходит со старшим ребенком?

Как бы родители ни желали для старшего ребенка безмерной и безусловной любви к малышу, иногда им приходится сталкиваться с тревожными, пугающими проявлениями ревности. Как правило, это «странное» поведение, которое сложно объяснить или прикрытая (открытая) агрессия.

У старшего ребенка можно наблюдать:

  • Игры в «лялечку» или поведение как у маленького ребенка.
  • Хождение за мамой по пятам и вылавливание ее всюду.
  • Отказ слушаться маму, когда у нее на руках малыш.
  • Отказ помогать родителям в том, в чем до этого ребенок охотно участвовал.
  • Слезы, слезы, слезы…
  • Рассуждения и предложения, как можно избавиться от нового ребенка.
  • Возросшая агрессия по отношению ко всем членам семьи, в садике, на улице.
  • Тики, энурез, аллергия, обкусывание губ, ногтей, ковыряние заусенец, сосание пальцев.

Причина всего этого набора - сложно переносимый ребенком стресс от разделения с мамой (родителями) из-за нового малыша. Мама видит, что со старшим ребенком что-то творится, но иногда она не в силах помочь ему ничем, кроме как обнять и побыть наедине с ним какое-то время.

Что происходит с мамой?

С ней происходит настройка на нужды самого беззащитного и маленького человека. А новый малыш, сам того не ведая, встает между мамой и старшим ребенком.

Мама замечает, насколько старший ребенок отличается от малыша. И у нее иногда непроизвольно, бессознательно, иногда от усталости появляется разрешение самой себе ругаться на старшего. Ждать от него понимания и участия как от взрослого.

Требования к старшему ребенку могут внезапно повысится, и будет считается, что он бы мог осознавать, что маме трудно. Хорошо бы ему слушаться с первого раза, помалкивать, когда малыш спит, не лезть с вопросами, когда мама кормит и укачивает младшего ребенка. Напряжение нарастает, старший не хочет ни участвовать, ни помогать, ни понимать, и мама частенько выходит из себя, срывается на нем.

Кроме того, у мамы можно наблюдать:

  • Меньшую включенность в жизнь старшего ребенка.
  • Меньшее количество и качество внимания для него.
  • Большее количество ожиданий и претензий к нему.
  • Разочарованность в способах добиться спокойной обстановки в семье
  • Повышенную тревожность в отношении поведения ревности у старшего.
  • Желание отгородить малыша от старшего ребенка.

Причина всего этого набора - перенапряжение от новой реальности, к которой маме только предстоит адаптироваться. Старший ребенок чувствует изменившееся мамино отношение к нему и может принимать это как меньшую значимость себя для мамы. В большинстве случаев старшие дети ревнуют именно маму к малышу.

Типичное поведение ревности старшего ребенка

Поведение ревности ребенка можно видеть не только по тому, что он ведет себя плохо или неадекватно. Существует определенные признаки, по которым можно определить, что старшему ребенку не хватает близости с мамой.

Ревность - это чувство, подаренное мозгом ребенку для того, чтобы он изменил свое поведение так, чтобы мама его заметила. При уколах ревности все силы мозга брошены на то, чтобы зацепить внимание мамы. Получить любое поощрение или порицание, создать ситуацию, в которой мама будет вынуждена отвлечься от малыша и связаться со старшим ребенком. Это поведение называется «желать и стремиться к близости с мамой любой ценой». Возникает тогда, когда ребенок сталкивается с опасностью, что его могут перестать любить, меньше любить, когда появился другой ребенок.

И вот что может предпринимать старший ребенок в стремлении сблизится с мамой.

    Прятаться «Я от вас вообще уйду! Оставайтесь с этим ребенком!» Хлопает дверьми в комнату, дуется по мелочам, не решает конфликты, а сидит в комнате за закрытыми дверями и всех отсылает. Вынуждает маму объясняться, извиняться, умолять ребенка не обижаться и т.д.

    Искать контакта «Мама, побудь со мной!» , «Мама, а ты уже все сделала? Мама, а ты уже закончила? Мама, а ты уже свободна?» Липнет, пристает, поджидает, контролирует. Мама отдает себя, сколько может. А когда она начинает разрываться от невозможности успеть все, ребенок получает необходимое внимание в криках, срывах, ругательствах мамы на него. Ну и что, что внимание со знаком минус, но внимание же!

    Резко повзрослеть «Видите, какой я у вас уже большой!» Улавливает одобряемые поступки и начинает делать то, что ему не свойственно по возрасту. Например, мыть за собой посуду, убирать в квартире. Делает не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы мама похвалила.

    Резко стать маленьким. Ребенок начинает сюсюкать, как маленький, навязчиво, долго, раздражающе. Чтобы мама обратила внимание и взяла на ручки, поболтала, посюсюкала с ним в ответ. Или перестает делать то, что уже умел делать до рождения малыша. Например, требует, чтобы его кормили из ложки, а сам не есть ни в какую.

    Унижать себя «Я теперь никто. Меня больше никто не любит. Зачем я такой нужен» Обычно появляется, когда ребенок что-то натворил и его отругали. Принимать может тяжелую форму, когда ни словами, ни объяснениями ребенку не доказать, что он ценный и его любят не меньше.

    Преувеличивать себя. «Я- старший. Да если я только захочу. Да я все могу. Да вы еще посмотрите, кто я». Ребенок одевает маску величия, чтобы получить желаемое одобрение от родителей. Доказать себе и всем, что он не пустое место.

    Зеркалить. Ребенок начинает копировать тех, кого мама с папой одобряют. Героев, зверей, других детей. Так он прячется от ревности и боли. Копируя других, он как бы приближается к идеалу, который мама с папой точно принимают, симпатизируют ему (он это слышал и знает точно).

    Искать расположение. Когда ребенок заглядывает в глаза и говорит «Мамочка, а что еще для тебя сделать? А хочешь это? А хочешь то? А давай я тебе вот это принесу?» И мама соглашается. Так ребенок напрашивается на одобрение и похвалу.

Все эти реакции ребенка активируют родителей уделять хоть какое-то внимание ему. Это поведение для того и встроено в человека, чтобы побудить другого отреагировать на него. Потому что НЕ отреагировать не получиться. У мозга ребенка простая логика: Чтобы меня любили, нужно сделать одно из этих действий (описанных выше) и тогда меня заметят и начнут любить.

Такие реакции могут закрепляться в характере ребенка, если он слишком долго использовал их для получения внимания мамы (родителей). Что нужно делать родителям, чтобы старший ребенок не прибегал к использованию этого поведения?

Бережные решения проблемы ревности старшего ребенка

    Помните, что старший ребенок стал старшим только лишь в иерархии семьи . Это не добавило ему ответственности или заботы автоматически. Этому нужно его научить с учетом его возраста и зрелости.

    Минимум изменений в жизни старшего ребенка . Значит, что нужно оставить все, как было в ритуалах и общении со старшим. Те же планы, те же воскресные обеды, те же походы с папой и т. д. Жизнь для него не должна резко делиться «до малыша» и «после малыша».

    Заводить разговоры о временности того, что мама занята . О временности того, что слишком шумно. О временности того, что малышу уделяется больше внимания и восхищения.

    Сватать детей друг другу . «Посмотри, какие у малыша глаза- как у тебя!», «Я так хочу, чтобы наша малышка была такая же классная, как ты», «Я уверена, малыш хотел бы сказать тебе, что ему повезло родиться в семье с таким братом, как ты»и т. д.

    Давать держать, нюхать, обнимать, переодевать, купать , поить водичкой, учить чему-то.

    Не настаивать на том, что малыша все обязаны любить . Любовь не терпит повелительного наклонения. Это старший ребенок решает для себя сам.

    Выделять каждый день время исключительно для старшего ребенка. Самое просто- читать на ночь.

    Опережать старшего ребенка в желании контактировать с мамой . Когда вы видите, что у вас есть 1 минута времени- идите потискать старшего, когда он этого не ожидает от вас. Не каждый раз, не все время. Но иногда!

    Неожиданно устраивать старшему прогулки с развлечениями , чтобы он не знал, что сейчас произойдет, что сейчас будет. Для вас это может быть обременительно. Но помните про разговор о временности происходящего. Это будет нужно делать не все время.

    Оставайтесь со старшим ребенком наедине . Говорите, молчите, смейтесь, дурачьтесь.

    Мама занята- подключайте папу , бабушку и тех, кто в доступе. Но не перепоручайте всю заботу о старшем ребенке кому-то на долгое время. Это не выход.

    Играйте в игры, проигрывая эмоции ребенка . Погони, преследования, прятки, потерявшиеся дети, животные, засада, монстры нападают. И в каждой из них конец один- контакт с мамой, которая догнала, нашла, спасла.

    Не поддавайтесь, пожалуйста, соблазну сравнивать детей . Признавайте существование негативных чувств и поступков также как и позитивных.

    Хороши терапевтические сказки на тему ревности.

Не Говорите, что любите своих детей одинаково! Каждый хочет, чтобы его любили по-особенному, не так, как других. "Ты-единственный в целом мире сыночек Саша. Ты-единственная в целом мире доченька Маша. Никто не может занять твоё место!"

Делайте все это с любовью и уважением к достоинству ребенка. Помните, что старший ребенок не может полностью контролировать свое поведение ревности. Ревность с ним случается. Это незапланированное чувство и поведение, основанное на нем.

Дети могут быть очень ревнивы. Об этом знают все, и применительно ко взрослым, которые чрезмерно ревнуют, часто применяют сравнение «как дети». Механизмы развития детской ревности очень сложны, не похожи на взрослые. И недооценивать детскую ревность, игнорировать её никак нельзя, поскольку она может стать причиной глубоких душевных травм, которые проявятся потом, когда ребёнок станет взрослым.

Почему и как дети ревнуют и что делать родителям в той или иной ситуации, мы расскажем в этой статье.


Механизмы

Детская ревность всегда вызвана страхом быть нелюбимым, незащищённым. В детстве деревья кажутся большими, а беды - непреодолимыми, мир для карапуза начинается с мамы и в основном ограничивается именно ею. До определённого возраста мама - главный гарант безопасности, источник любви и нежности, в которой дети нуждаются не меньше, чем в пище и воде, во сне и играх. Страх потерять хотя бы малую толику этой любви главного человека для малыша и порождает ревность.

Не стоит думать, что малыши воспринимают близкого человека как собственность, это больше присуще для взрослой ревности. Механизм развития негативных реакций у детей обычно иной: сначала появляется недоумение, почему и откуда появился кто-то, кому мама уделяет внимание. Невозможность в силу возраста и отсутствия жизненного опыта объяснить всё себе и дать ответы на мучащие вопросы, трансформируется в психологическое неприятие ситуации. Если ситуация от этого не исчезает, начинается протест, который может быть как открытым, так и протекать в форме тяжёлого внутреннего конфликта.

Адаптироваться к новым условиям существования малыш быстро не может. Но и существовать в них он тоже не может. Из-за этого начинается его конфликт уже не с самим собой, а с окружающими. Меняется его поведение, он всячески пытается вернуть старый порядок вещей, привычный и хорошо знакомый, старается обратить на себя внимание мамы.

Детская ревность - это крик о помощи, который игнорировать нельзя, поскольку это чревато тяжёлыми последствиями для психики малыша.


После двухлетнего возраста дети обретают способность слегка сдерживать своим эмоции и проявления ревности, но с этого момента ревность становится особенно опасной , так как малыш переносит свои переживания глубоко внутрь своей души. Самые большие ревнивцы в мире детей - это дети от 2 до 5 лет , именно в этом возрасте потребность быть любимым и любое посягательство на его личный источник любви воспринимаются чрезвычайно болезненно.

Ревнуют дети любого возраста, самой разрушительной для всех может быть ревность подростка , ведь большой ребёнок уже способен давать ответы на некоторые вопросы, но ответы эти его явно не устраивают.

Чем больше у ребёнка накопленного жизненного опыта, тем более сильным будет страх лишиться расположения важного человека и более изощрёнными могут быть варианты мести «обидчику» и «захватчику».


Опасность

Почему не стоит уповать на то, что ребёнок «перебесится», перерастёт свою ревность и умышленно игнорировать её? Ответ довольно прост - гнев, который он испытывает, а также страх, который им владеет, вместе способны стать прочной основой для развития психического расстройства. Немалый процент фобий, параноидальных расстройств, по словам опытных психиатров, имеют глубокие, «детские» корни, и основаны именно на той самой, разрушительной детской ревности .

Именно она может вытеснить всё позитивное, что необходимо ребёнку для формирования личности, и тогда из страдающего малыша, которого вовремя не пожалели, не приняли и не поняли, может вырасти очень жестокий и циничный взрослый, который для себя вынес одно: жалости и участию не место в этом мире.

Дети, ревность которых не была правильным образом скорректирована в раннем возрасте, превращаются с годами в очень «проблемных» подростков, с которыми родителям становится трудно справляться, они чаще попадают в «плохие истории» и неподходящие компании.

Во всех случаях при неразрешённом в детстве внутреннем конфликте формируются комплексы, которые уже в подростковом возрасте, а потом и во взрослой жизни существенно осложняют существование: появляются трудности с самоидентификацией, человеку сложно поддерживать отношения, добиваться высот в профессиональной сфере, могут развиться различные отклонения в сексуальных отношениях, человек становится патологическим ревнивцем, с которым не только невозможно, но и опасно жить под одной крышей.



Причины

Основная причина, которая вызывает детскую ревность – резко изменившиеся внешние обстоятельства, которые меняют порядок взаимоотношений в семье. Чаще всего это рождение брата или сестры. Если ребёнка должным образом не подготовили к появлению нового человечка, если ещё во время беременности не сделали его «соучастником» и помощником, то недоумение при виде пищащего свёртка, принесённого из роддома, очень быстро превратится в ненависть к младшему брату или сестре, ведь он будет требовать больше внимания именно от мамы.

Предварительная подготовка ребёнка к подобным переменам - важное условие более мягкой адаптации, но, к сожалению, вовсе не гарантия того, что ревности не будет.

Предсказать возможность её наступления невозможно.


Вторая популярная ситуация, при которой ребёнок начинает ревновать, связана с переменами в личной жизни родителя . Если ребёнок жил с мамой, и появляется новый взрослый - возлюбленный матери, каким бы хорошим человеком он ни был, ребёнок в той или иной степени ревнует маму к этому мужчине. Дочка может ревновать маму к новому мужу ничуть не меньше, чем маленький сын.

Дух соперничества в детском возрасте очень важен , он позволяет малышам освоить методы достижения целей и стремление к лучшим результатам, на нём основаны многие детские игры, но именно он может стать основной ревности, если родители уделяют больше, как ему кажется, внимания чужим детям: так ревнуют к племянникам, детям друзей, соседским детям. Детская ревность может быть очень многообразной.

Нередко ребёнок ревнует маму к папе, папу - к маме, и в определённой степени это тоже объяснимо, ведь второй родитель тоже нуждается во внимании и времени первого, и, как правило, ребёнка на эти «встречи» с собой не берут.


Проявления

Дети, в отличие от взрослых, не отличаются большим «ассортиментом» выбранных реакций, а потому чаще всего действуют так.

  • Ребёнок демонстрирует свою беспомощность . Даже если он умел обуваться, одеваться, то вдруг он «забывает» все навыки и настоятельно требует помощи именно от матери. Чаще всего так проявляется ревность старшего ребёнка к новорождённому, поскольку, по детской логике, став таким же беспомощным, как малыш, он снова обретёт всеобъемлющее внимание мамы.
  • Чадо становится враждебным . Агрессия и неприятие направлены на объект, который отобрал внимание. Такое бывает при рождении второго ребёнка, при новом браке единственного родителя. Малыш отказывается общаться с новым членом семьи; если речь о новорождённом, то ревность может приобрести довольно опасные черты: старший ребёнок может нанести младшему травмы, ушибы, ожоги.
  • Внезапное изменение поведения . Если малыш был подвижным и любознательным и вдруг стал замкнутым и необщительным, вполне вероятно, что ревность у него протекает в опасной скрытой форме.




  • Физиологические изменения . Ребёнок даже в 7–9 лет может внезапно начать писаться во сне, у него нарушается сон, аппетит, обостряются имеющиеся заболевания, появляются неврологические или другие нарушения. Психосоматические составляющие многообразны. Чаще всего ребёнок, который не желает видеть в семье нового человека, будь то новая жена папы или новый муж мамы либо младший ребёнок, начинает страдать заболеваниями органов зрения и слуха, у него часто случаются отиты, есть признаки снижения остроты зрения. На втором месте - заболевания ЖКТ, почек.

Особо следует остановиться на Эдиповом комплексе и комплексе Электры. В первом случае сын ревнует маму к отцу или отчиму, во втором - дочь ревнует отца к новой жене или даже собственной матери. Оба эти комплекса - проявление бессознательной любви к представителю противоположного пола, из которой в своё время сформируется совершенно правильная половая ориентация. Возраст наступления таких комплексов - 2–6 лет , после шестилетия дети стремятся уже быть похожими на родителя своего пола.

Важно чётко обозначить границы такой любви. При «перекосе», например, при слишком сильном Эдиповом комплексе, ребёнок-мальчик после 6 лет захочет быть похожим именно на мать, а не на папу, что в итоге может привести к формированию гомосексуальных наклонностей в силу его самоидентификации по женскому типу.


Порядок действий взрослых

Конечно, лучшим выбором является превентивная психотерапия. Перед рождением второго ребёнка, нужно подготовить старшего: показывать ему его собственные фото в грудном возрасте, рассказывать о том, как растёт его братик или сестра в мамином животике, советоваться с первенцем по поводу выбора кроватки и коляски, игрушек и нарядов для крохи. Чем больше ребёнок будет чувствовать собственную значимость, тем лучше .

Важно предварительно поговорить с малышом и о том, что скоро в семье появится новый взрослый, если обстоятельства именно такие.

Расскажите, что он добрый и хороший, что он уже очень ждёт этой встречи и мечтает познакомиться. Оптимально, если ребёнок знакомится с будущим отчимом и налаживает первичные отношения до того, как будет принято решение о совместном проживании взрослых.

Если же подготовка проведена не была, и избежать ревности не удалось, помогут следующие советы психолога.

  • Чаще организуйте совместный досуг, в котором найдётся место всем членам семьи: совместный поход в кино, на пикник, в поход, поездка на море. Делайте это вместе.
  • Не пытайтесь задобрить ребёнка подарками, лишая его внимания. Принимайте его переживания всерьёз, поощряйте проговаривание, пусть малыш рассказывает о своих чувствах. Будьте хорошим слушателем.
  • Жёстко пресекайте попытки проявить любую агрессию. Этот тот самый случай, когда компромиссов не бывает.
  • Заметили жестокость - сразу строго объясняйте недопустимость этого. Заметили повторно - принимайте меры педагогического характера.



    Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

    С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

    Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

    Оптимальная разница в возрасте

    Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

    Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

    В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

    Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

    При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

    Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

    Готовимся к встрече с новым членом семьи

    Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

    Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

    Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

    Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

    Смещение с «пьедестала»

    Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

    Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

    Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

    Главное – качество

    С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

    Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

    Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

    Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

    Помощник, но не нянька

    Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

    Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

    С чем идти к специалисту

    Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

    Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

    Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

    Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

    журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013



    Рассказать друзьям