Экоцентр г.батайск. Баба Яга уходит

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети 2-ух подготовительных групп входят в зал под музыку, встают в два круга.

Вед.1- Все на святки, все на святки, проходите-ка, ребятки,

Будем кругом ходить, коляду заводить.

Вед.2 — Так что же такое святки?

Вед.1 — Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Вед. 2 — Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

Дети идут по кругу, поют:

— Пришла коляда, отворяй ворота.

Снежки сеем посеваем, с Рождеством всех поздравляем.

Коляда, коляда, молодица моя.

Дети садятся.

Вед.1 – Мы ходили, мы искали коляду по всем дворам,

А нашли коляду во Ивановом дому.

Выбегают дети – колядовщики (5-6 человек), встают перед домиком, стучат.

Все дети-колядовщики поют колядку

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте

Хозяйка выглядывает из домика.

Хозяйка – Расходитесь по домам, ничего я вам не дам.

1реб. – У Ивана – то жена очень жадная была.

2реб. – У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

3 реб. – Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж.

Из дома выходит хозяин Иван с ведерком, в нем угощения.

Иван – Что вы, что вы, оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь.

Выходит Хозяйка с ведерком, в нем лапти.

Иван – Что придумала жена, ишь, какая егоза!…

Иван – Молодцы, какую хорошую коляду спели.

Вот вам угощенье, сыр, да печенье.

Хозяйка – Вот вам на потешки сладости, орешки.

Вед. – Ай да угощенье у вас знатное, для нас приятное.

Вед. забирает ведра, замечает в одном ведре лапти.

Вед. – Ой, а это что?

Хозяйка – Дом вести – не лапти плести!

А ну, честной народ, приглашаю в хоровод.

Хоровод-игра «Лапти»

Иван — А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Прыжки на месте на двух ногах под р.н мелодию

Хозяйка — (достает палочки для игры) :
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Предлагяю вам поиграть в игру «Моталки»

Игра «Моталки»

Иван — А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри»
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
Хозяйка — Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?

Игра «Прыжки в мешках»

Хозяйка — А теперь предлагаю погадать, да судьбу свою узнать?

Дети встают в большой круг.Хозяйка берет горшочек, идет по кругу, поет.

Горшочек с вершочек скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!

Тот, возле кого останавливается Хозяйка, тот достает предмет из горшочка
1. Кусочек хлеба — житье в достатке.
2. Монетка-к достатку, жить будешь богато.
3. Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
4. Коробок спичек — спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
5. Катушка ниток — Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Под музыку выбегает Баба –Яга на метле.

В это время Хозяйка незаметно кладет в горшочек маленький прутик
Баба-Яга — Хозяйка, Хозяйкак, и мне погадай. Я тоже счастья хочу!
Б. Я. достает из горшочка веточку

Б.Я. — Что это? Растолкуйте!
Хозяйка – Видно прутик — к новой метелке.!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек

Б.Я. — А колечка там нет?
Хозяйка –Баба Яга да, кто же тебя замуж то возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга — Ах так! Ах вот ты так….

Бегает вокруг Хозяйки, разгоняя ее помелом .

Б.Я. — Сейчас я буду хозяйкой. А вы попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Поиграйте с моей волшебной метелкой.

Игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другуметелку, пока играет музыка. У кого после окончания музыки метелка осталась в руках, тот пляшет.

Б. Я. – Молодцы, справились с моим заданием.
А теперь буду я вас развлекать, буду с вами играть.

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети — Здравствуй, бабушка Яга! Разводят руки в стороны
Б.Я. — Здравствуйте, ребятки!
Дети — Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я. — Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!
Дети — А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я. — Заколдую я вас!
Дети — А мы разбежимся!
Дети бегают по залу, Баба Яга крутится (колдует), с окончанием музыки дети замирают в разных позах. Баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.

Б.Я. – Ну все, ребятки, наигралась, набаловалась, пора мне в лес возвращаться.

До свидания!

Баба Яга уходит.

Хозяйка – Ну, а теперь ты, Иванушка, порадуй нас, поспеши, да весело попляши.

Пляска Ивана и Хозяйки.

Иван – А теперь, честной народ, с нами вместе в пляс пойдет!

Общая пляска. (садятся.)

Вед. – Коляда, коляда накануне Рождества.

Хозяюшка добренька, пирожка дай сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Хозяйка выносит из домика ватрушки.

Хозяйка – Всех гостей со Святками поздравляем,

Вкусными ватрушками угощаем.

Отдают угощение.

Иван – Ах спасибо вам, ребятки, что пришли в наш дом на святки.

Мы с Хозяйкою вдвоем здесь поклон вам отдаем.

Иван и Хозяйка кланяются.

Иван и Хозяйка – Пошла коляда да с хозяйского двора.

Коляда, коляда молодица моя…

Взявшись под руку, Иван и Хозяйка уходят.

Дети возвращаются в группу, угощаются ватрушками.

Название: Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский САД № 28»
Месторасположение: Нижегородская обл. г.Дзержинск

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)

Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.

Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза

СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"

(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.

Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

Гадание с ребятами

У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.

Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.

Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!

Вопросы:

Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.

Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Сценарий Рождественских зимних праздников для дошкольников "Рождественские Святки"

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;
- знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;
- доставить удовольствие от игр, плясок, песен.
Участники праздника: Коляда (воспитатель), Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – медведь, лиса, петух, козочка, пастух, коровка, Овсень,)
Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход праздника

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.
Коляда: Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
(Дети кланяются гостям праздника).
Девочка: Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт!
Дети исполняют песню «Веселое Рождество» и присаживаются на места.
Коляда: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками. Люди ходят в церковь и в гости, колядуют и славят Христа - младенца. Они поют рождественские песни и желают родным и друзьям добра, мира, любви. Новый год, Рождество и Крещение приходят к нам зимой и первыми встречают их лёгкие воздушные снежинки.
Танец снежинок.
Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Коляда: Дети, расскажите, что такое святки?
1 ребенок: Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
2 ребенок: От Рождества и до Крещения
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки.
Коляда: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам.
Ведущая выкладывает костюмы «лисы», «петуха», «медведя», «козы», «коровы» на отдельные стульчики. К ним подходят трое детей и по команде одевают их на себя.

Проводится игра «Нарядись, обрядись»
Дети берут на столе «Звезду», «Месяц» ,«Вертеп» и вместе с ряженными идут к горнице с песней: Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.
1-ый колядовщик: Открывайте ворота, гости мёрзнут у крыльца!
Из горницы выходит хозяйка и приветствует гостей:
Хозяйка: Вечер добрый, девицы-красавицы и добры молодцы!
2-ой колядовщик: Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!
Чтоб здоровенькими были,
Много лет прожили.
3-ий колядовщик: Чтоб масло и сало
На кухне шкворчало,
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
Щедрый вечер, добрый вечер
Хозяйка: Вечерок крещенский, вечерок особый. Крещение - последний день зимних святок. Сегодня была я в церкви, взяла воды освящённой. Окроплю я святой водой избу, да и вас всех на счастье окроплю, на добрую долю. (Хозяйка окропляет всех гостей и детей освящённой водой.)
Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!
Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Хозяйка: Вот так знатная компания собралась! А знаете ли вы, гостьюшки-дорогие приметы Богоявленские?
Колядовщики:
4-ый: На Богоявление день тёплый – хлеб будет тёмный.
5-ый: Если снег хлопьями – быть урожаю.
6-ой: Если в крещенскую ночь небо усыпано звёздами, ожидай много грибов и ягод.
7-ой: Метель на дворе – пчёлы будут роиться.
8-ой: Сугробы высоко набило - к хорошему году.
Хозяйка: А вокруг-то, погляди,
Стоят сугробы на пути.
Кто же их преодолеет,
Перепрыгнуть их сумеет?

Эстафета «Перепрыгни через сугроб»
Хозяйка: Святки празднует народ,
Становитесь в хоровод!
Исполняется хоровод ряженых на мотив р. н. п. «Как у наших у ворот»
1. Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками-побасками!

2. Вот помчался во весь дух
Расфуфыренный петух,
Душегрейка на меху,
Знай кричит: «Кукареку!»

3. Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймёт никак со сна –
То ль зима, то ли весна?

4. А лисица, ну и пава,
Выступает величаво,
Как с платочком пляшет!
Нет лисички краше!
Лиса (по окончании хоровода): А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной! У меня есть лапоточки. Давайте побегаем в них. Ведущая и хозяйка помогают провести Игру « Валенки» (1 пара валенок)

Мальчик: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Девочка: Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Ёщё лучше разговор.
Хозяйка: Вы садитесь, отдохните,
Друг на друга поглядите,
И друг другу для потехи
Небылицы расскажите.
1-й: Андрей-воробей на коне катался,
На березу налетел, без сапог остался.
2-й: Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.
А помыть хотела пол
Приморозила подол.
3-й: На болоте стоит пень
Шевелиться ему лень,
Стоит не ворочится,
А веселиться хочется.
4-й: Меж землей и небом
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
Выходит Емеля , поет частушки:
1. Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2. Вот пришла к нам Коляда
На кануне Рождества
Шире двери открывай
Поздравляй всех поздравляй!
Хозяйка: Ты Емеля молодец,
Что колядки нам пропел.
Вот держи в награду
Плитку шоколада.
Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?
Емеля: - Не - а, а мне неохота!
Коляда: - А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.
Проводится игра «Весёлая метелка». Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».
Коляда: Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два,раз-два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Называются “моталки”.
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Эта рыбка в новый год
Много счастья принесет.

Игра « Перетяни канат»
Коляда: Собирайся, народ, разевай пошире рот.
В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!
А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота)
Хозяйка: А давайте погадаем,
Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»
Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
Ребенок открывает горшок, а там
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Муз. инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина - водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).
Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!
Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;
Мы тебя повеличали,
Святки мы с тобой встречали.
Принесли тебе звезду,
Привели и коляду.
Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всем не сказать.
Вечер наш прошёл на славу.
В Святки любо поиграть!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!
Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.
Коляда: Всем кто нас видел,
Всем, кто нас слышал,
Доброго здоровья и низкий поклон.
Под музыку дети уходят из зала.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Рождественские Святки: сценарий проведения праздника.

О себе: В школе работаю счастливых 22 года, из них 15 лет по развивающей системе Занкова Л.В. Кто-то из мудрых людей сказал: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди». Вот и я, открывая мир детям, не перестаю развиваться вместе с ними. За эти годы я научилась фотографировать, создавать презентации, немного работаю в «Фотошопе», но знаю, что я еще многое должна узнать! Я очень люблю своих учеников и свою работу!

Пояснительная записка

Одна из воспитательных задач школы — помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов¬но-нравственного общения между людьми. В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Работа эта многопланова.
Ежегодно мы на своем методическом объединении учителей начальных классов выбираем наиболее интересные направления воспитательной работы. Для параллели 2-х классов одним из запоминающихся мероприятий является Разножанровый фестиваль «Русские народные традиции», который мы проводим в феврале. Подготовкой начинаем заниматься сразу после новогодних каникул. Каждый 2 класс выбирает свою тему, сочиняет свой сценарий, готовит декорации, костюмы и т.д.
Нам выпало представлять традиционные зимние праздники, из которых мы выбрали самое загадочное время – Святки.
Класс разбился на группы по интересам, начали собирать материал по праздникам, картинки, записывать гадания. Когда материала стало достаточно, сели сочинять сценарий, почти одновременно выявилась группа артистов. Во время обсуждений детям приходилось работать с разнообразной информацией, выделять главное, правильно оформлять свои мысли, отвечать на вопросы одноклассников, участвовать в диалогах, дискуссиях. А во время репетиций понимали, что где-то текст надо переделать, где-то встать по-другому и т.д. С костюмами помогли родители. И вот, что у нас вышло.

Сценарий праздника.

Артисты: 2 ведущих (Ксения, Юлия) , хозяин, хозяйка, дочери, колядовщики, чёртик, «держатели проруби», гости
1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

2-й ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

1-й ведущий: Пожилые и молодые!
Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

2-й ведущий: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.

К. Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!

Ю. По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас! (уходят)

1-й ведущий: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

2-й ведущий: Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

1-й ведущий: Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
(колядовщики ходят по кругу) Заходят в дом.

Все: На пороге мы стоим.
«Здравствуйте» не говорим.
Скажем по-другому:
«Мир вашему дому!»
Вифлеемская звезда
Нас направила сюда.
Мы пришли колядовать,
Христа Бога прославлять,
Вас, хозяев, величать!

Миша
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
На окне стоит, на меня глядит,
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!

Милана
Коляда, коляда
Пришла коляда
Накануне Рождества
С маслицем, с молочком
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице-то пирог лежит
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.

Илья
А дай Бог тому,
Кто в этом дому
Чтобы рожь густа
Чтобы из колоса – осьминина
Из полузерна – пирог большой

Миша
Дай вам, господи
Скота, живота
Корову с теленочком
Овцу с поросеночком
Лошадь с жеребеночком
Свинью с ягненочком

Вика
Хозяину с хозяйкой
Солнце и месяц
Детушкам их милым
Частым звездочкам
Многие лета
Многие лета

Женя
Коляда, коляда
Выходи со двора
Солнце встречать
Счастья желать
Чтобы был в доме хлеб
Чтоб пустым не был хлев

Милана
Хозяину, хозяюшке
Детушкам их милым
Многие лета
Многие лета

Ответ хозяев: С новым годом, со всем родом!
Хозяева привечают гостей.

2-й ведущий: Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
(хозяйка с дочками показывают действия к словам ведущих)
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

1-й ведущий: Варили кашу- фасоль, разные крупы и ягоды -главное угощение, а сладости – прянички с изображением животных (козочек)

2-й ведущий: ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

Сценка (участвуют колядовщики и дочки) Во время гадания постоянно мимо пробегает чёртик.
1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.
2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.
Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:
Лента — длинная дорога
Щепка — к крепкому здоровью
Зеркальце — к красоте
Пуговица — счастье в семье
Конфета — к сладкой жизни
Бублик — к богатству
Перо — продвижение по службе.
Собака – к другу
Выбегают по очереди (за кулисы). Там выстраиваются, при словах «эта вода …» по-очереди выходят, трижды приседают (зрители видят «прорубь» из ткани) и выстраиваются на финальную часть за ведущими

1-й ведущий: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

2-й ведущий: Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

1-й ведущий: Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.
— У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым.

2-й ведущий: Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!



Рассказать друзьям