Формы работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.

В процессе реализации ФГОС ДО необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.

Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Опыт нашего детского сада показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Мы стараемся изначально установить доверительные отношения с родителями; обогатить воспитательные умения родителей; по возможности работаем в тесном контакте с семьями детей.

В организации работы с родителями мы применяем разные виды работы как групповые так и индивидуальные - беседы и консультации. Педагоги используют в работе цикл консультаций для родителей по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями, созданный творческой группой нашего детского сада. «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»; «Храм – дом божий»; «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле. Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы).

Тематические беседы и консультации способствуют сохранению и развитию семейных традиций, возобновление преемственности с прошлым, восстановлению нарушенных связей между поколениями.

Мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, так они составляют «Семейное древо». Ребятам объясняется значение их имен, определяется день их именин. Вместе с родителями дети составляют небольшие очерки о родственниках, отмеченных государственными наградами за трудовые или военные подвиги, рассказывают о семейных традициях, праздниках, о бабушках и дедушках, об их молодости, о том какими ремеслами занимались их предки.

Для родителей мы регулярно выпускаем газету «Росточек», в которой отражена работа по духовно-нравственному развитию за истекший период.

Огромное место в работе семьями воспитанников занимает организация совместных мероприятий. Так, нами проводятся народные календарные праздники «Именины», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Троица». Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители активно помогают в подготовке и организации праздников, в пошиве костюмов. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки, стихи «Семейных издательств».

Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников «День матери», «День пожилого человека», «День Победы», «День защитника Отечества».

В программу сотрудничества с семьей включены

Семейные экскурсии, паломнические поездки,

Игровые мастерские,

Мастер - класс педагогов и родителей, игровые мастерские,

Родительские собрания;

Круглые столы, «дни открытых дверей», показы открытых занятий, приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми.

В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении стали благотворительные акции с приглашением ветеранов. С любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. На глазах человека, умудренного богатым жизненным опытом, мы часто видим слезы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем дети смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

В общении с родителями педагоги используют посиделки, чаепития, вечера вопросов и ответов, семейные проекты, вернисажи, совместное творчество родителей, детей и педагогов. Вся работа с детьми и их родителями предполагает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен план работы МБДОУ с общественными организациями: Детская библиотека микрорайона «Северный», городецкий мужской Феодоровский монастырь, Выставочный зал, музеи нашего города.

В процессе взаимодействия были организованы и проведены различные мероприятия. В Феодоровском монастыре регулярно проводится КВН, посвященный г. Городцу и св. бл. Князю А.Невскому, «Родословное древо». Организуются фестивали и конкурсы к православным праздникам, концерты с участием детей детских садов.

Совместно с детской библиотекой были организованы мероприятия: «Юный читатель», «Наш микрорайон», «Волга – матушка», «Эхо минувших дней войны» фотовыставка.

В выставочном зале проходили конкурсы детских поделок и рисунков: «Детские руки творят чудеса», «День Победы помнят деды». В помещении выставочного зала был организован праздничный вечер, посвященный Дню матери, который посетили мамы и бабушки наших воспитанников.

В музее Добра проходило знакомство с традициями празднования праздника масленицы, Нового года и Рождества. Музей «Город мастеров» регулярно приглашает познакомиться с традиционными ремеслами нашего города. Детский музей на Купеческой проводил мастер-класс по лепке Жбанниковской свистульки. Родители с большим желанием сопровождают детей на экскурсии, помогают в их организации.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Методика подготовки и проведения родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.

Родительское собрание на тему

«Духовно-нравственное воспитание в школе и дома»

Цель родительского собрания: создать условия для формирования внутреннего мира обучающихся, способствовать развитию благоприятного климата в классе для детей и родителей.

Задачи родительского собрания:

    расширить представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания;

    формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека;

    показать ценность духовного богатства человека;

    познакомить родителей с литературой по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

    способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и учителями.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово классного руководителя.

    Добрый день, уважаемые родители, собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Я рада приветствовать вас в нашем семейном кругу. В настоящее время учителя и родители часто сталкиваются с явными последствиями безнравственной вседозволенности, распространяемой в Интернете и средствах массовой информации. Это своеобразный набат, который призывает подняться на защиту нравственности и к противостоянию нравственному и духовному обнищанию взрослых и детей. Поэтому важнейшей целью современного отечественного образованияи одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Беседа с родителями.

    Что же такое нравственность? (Ответы родителей.)

    В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

    Итак, рождается ребенок. Сейчас я дам вам в руки белый лист бумаги. Начнем формировать нравственного человека с чистого листа. Передавая лист из рук в руки, вам нужно будет назвать и записать нравственные качества, которые, по вашему мнению, должны быть сформированы в детях.

    Как много качеств вы написали! Безусловно, они все важны. Давайте остановимся подробнее на некоторых из них.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

О чем это высказывание? (Доброта формируется постепенно: от добрых слов – к добрым сердцам.)

    Но дети, как и взрослые, не всегда бывают добры. Сейчас мне нужен помощник. У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к … (выходит один из желающих родителей). Пожалуйста, вспомните и назовите не очень хорошие поступки, который вы когда-нибудь совершили, возможно, еще в детстве. (При этом участник постепенно опутывается нитями.)

    Как вы думаете, а как … себя чувствует?

    А как вы чувствуете себя?

    А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у … появилась улыбка? (Сказать доброе слово, извиниться, сделать что-нибудь приятное.) (Участники говорят, учитель распутывает нити.)

    Давайте же будем заботиться о своем саде и не будем позволять ему зарастать сорняками, будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! И наши дети обязательно будут брать с нас пример. Итак, мы вложили в нашего ребенка такое важное нравственное качество, как доброта.

    Перейдем к не менее важному качеству. Задача школы и семьи в современном мире – воспитать и привить у ребенка уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, т.е. воспитать толерантную личность. Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Но всегда ли мы, родители, сами проявляем толерантность по отношению к своим детям? Всегда ли пытаемся понять их? Предлагаю вам пройти тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один. Постарайтесь быть максимально честными при ответах на вопросы.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Посмотрите, каких букв у вас больше, и определите, к какому типу родителя вы относитесь:

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие, дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. Итак, мы вложили в ребенка еще одно нравственное качество – толерантность.

    Конечно, придется формировать у ребенка еще много-много подобных качеств – справедливость и честность, милосердие и скромность, достоинство и дружелюбие, щедрость, гуманность, великодушие. Но необходимо помнить, что для достижения цели эффект дает только совместное воздействие педагогов и родителей на ребенка. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни в обществе.

    Подведение итогов собрания.

    В заключение нашей встречи хочу рассказать вам одну притчу. Дед открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Другими словами, у нас у всех есть возможность выбора. Но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел,

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если все мне показать, я выучу урок,

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет,

Зато пойму, КАК ты живешь, по правде или нет.

Спасибо за работу.

МБДОУ д/с №23 «Берёзка» с. Красное

Консультация для родителей:

«Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию».

Воспитатель: Городнова И.А.

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Основные задачи работы педагогов
по духовно–нравственному воспитанию детей
:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Содержание и формы работы следующие :

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей. С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
2. Экскурсии, целевые прогулки по родному селу и городу.

3. Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном.
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

6. Воспитание уважения к труду.
7. Беседы с детьми о правилах поведения.
8. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
9. Этические беседы. (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» соответствует ФГОС)
10. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья»). Совместные творческие работы детей и родителей.
11. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
12. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
13. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
14. Проведение совместных с родителями праздников.

15. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.

16. Развитие интереса к традициям и промыслам.

В духовно – нравственном воспитании должно прослеживается

несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Для реализации работы можно использовать следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Приложение 1.

Примерная программа по духовно – нравственному развитию

(Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.)

1.Тема. Имя

Основная идея темы : человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины.

Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага).

Ключевые слова : имя, именины, ласковое обращение по имени (например, Леночка, Ленок, Ленуся и т.п.).

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Мое имя»; игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своем имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси.

Практический материал для работы дома: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; обсудить соответствие характера, поведения ребенка его имени; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок.

Литературный ряд для занятий в детском саду: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле».

Литературный ряд для домашнего чтения: Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город»

Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

2.Тема. Семья

Основная идея : семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского, няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна).

Ключевые слова : семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры.

Практический материал для работы в детском саду: беседы о жизни, добрых делах бабушек, дедушек; игра «Быт моей семьи»; закрепление правила почитания и уважения старших; тематический вечер «Моя семья».

Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Литературный ряд для занятий в детском саду: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».

Зрительный ряд: семейные фотографии.

3.Тема. Слово

Основная идея : доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Ключевые слова : спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, спаси и помилуй.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций.

Практический материал для работы дома: создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка».

Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова».

4.Тема. Совесть

Основная идея : совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

Ключевые слова : совесть, совет, весть, чистое сердце.

Практический материал для работы в детском саду: постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей.

Практический материал для работы дома: обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач».

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

5.Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея : за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят». Люди не всегда бывают добрыми, совершают ошибки. Надо понять это и учиться прощать, не оставлять злобу в сердце.

Ключевые слова : спасибо, благодарю, здравствуйте, прощаю, жалею.

Практический материал для работы в детском саду: игра «Собери цветы благодарности», изготовление подарков для малышей; тренинг «Я благодарю».

Практический материал для работы дома: приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для нас сделали, сделать своими руками подарки для близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинский «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы», В. Осеева «Навестила», П. Поляков «Две дороги», «Радость».

6.Тема. Добро и зло

Основная идея : добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова : добро, добрый, доброта, доброжелательность.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

7.Тема. Щедрость и жадность

Основная идея : проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».

Ключевые слова : радость, благодарность, щедрость, дар.

Практический материал для работы в детском саду: круг пожеланий и благодарения по теме «Щедрость»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Светофор»; кукольный театр; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», А. Гребенщиков «Азбука мудрости».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Печерский-Мельников «Сиротка Груня», В. Дорофеев «Жадная собака», «Бедные богатые» (японская сказка), «Кто добрее» (курдская притча), «Нищий и счастье» (арабская сказка).

8.Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Значение пословицы : «Правда любит свет, а ложь тьму».

Ключевые слова : честность, правдивость, притворство, обман, ложь.

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; игра «Острова»; тест-шутка; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

9.Тема: Зависть и доброжелательность

Основная идея : будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Значение пословицы: «Завидущи глаза не знают стыда».

Ключевые слова и фразы: я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя, я доволен твоим успехом, я радуюсь твоему хорошему настроению.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я радуюсь, когда…»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Волшебный стул»; тест-шутка; настольная печатная игра «Не завидуй».

Литературный ряд для детского сада: Ц. Витекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».

10.Тема. Послушание и упрямство.

Основная идея : делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

Ключевые слова и фразы : послушный, упрямый, совет, послушай.

Практический материал для работы в детском саду: игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О луне».

11.Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея : человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Значение пословиц ы "Делу – время, потехе – час".

Ключевые слова и фразы : без труда нет добра, терпение и труд все перетрут.

Практический материал для работы в детском саду: игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.

Зрительный ряд: М. Нестеров «Труды Преподобного Сергия».

12.Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея : сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Ключевые слова и фразы : милосердие, равнодушие, утешить, пожалеть, позаботиться, я тебе сочувствую, мне жаль тебя.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые».

Литературный ряд для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О горлице и змее».

работы с родителями

«Самопознание»

ГККП Дошкольная гимназия №7 «Арман»

Зубкова Оксана Львовна, педагог

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств:

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

    беседы;

    консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

    совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

    совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

    досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

    поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Юрта», «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

Цель:

Материалы: плоскостные изображения (дерево, трава, листочки) пословицы, поговорки, лист А3 с изображением ребенка

Ход мероприятия психолога для родителей

Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Сообщить тему и цель встречи и предложить присутствующим записать на стикерах в форме веточек (до дерева) свои надежды и ожидания от встречи и прикрепить к дереву,

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Трава»

Записать мысли и ассоциации, возникающие, когда слышим слова «Родительская любовь».

Информационное сообщение

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви.

Родители вводят сына или дочь в мир своей любовью. Именно из-за отношения с ними, проникнутыми лаской и нежностью, ребенок осознает свою защищенность, убеждается, что его любят, заботятся о нем.

К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственные качества важны для формирования пространства внешней жизни дошкольника, для полноценной реализации себя как индивидуальности и социального существа. Это самостоятельность, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, искренность, отзывчивость, общительность, самообладание, смелость, справедливость, толерантность, гражданственность, патриотизм...

Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать ребенка. Это значит сказать: «Мне некогда любить».

Теперь найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

Черты, которые Вас устраивают

Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

Отстань, не мешай!

Не будь похож на папу!

Не надоедай мне!

Не мешай, я занята!

Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Скачать приложение.

Ольга Кузнецова
«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно -нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно , что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели .

Исходя из этого, духовные упражнения ума , чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания , а основной формой - служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей . Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания .

Задачи :

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке .

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию , укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей , формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы : наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов ;

экскурсий в картинную галерею;

наблюдений;

показа сказок (воспитателем , детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

воспитателем ;

чтения стихотворений детьми, воспитателем ;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя ;

ответов на вопросы воспитателя , детей ;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.) ;

сообщения дополнительного материала воспитателем ;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам , иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями .

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями , для родителей и сверстников ;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей .

Формы работы с родителями :

родительские собрания на духовно-нравственные темы ;

открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы) ;

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы : информационные стенды для родителей , папки-передвижки, выставки детских работ , дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники , спектакли, именины детей ;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

Развлечение для пап

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма , потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Все психологи, работающие с 6-летними детьми , приходят к одному и тому, же выводу : 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока : психология познавательной сферы (познавательные процессы : внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация) . Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя . Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей , приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки .

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель , говорит : «Ты сделал неправильно» , - это воспринимается как «Ты плохой» . Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников , становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя . В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу , в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения - требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением : в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен - он недопустим.



Рассказать друзьям