Как празднуют масленицу на руси. Масленица традиции и обычаи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных. Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.

Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров, было где разогнаться.

Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний с ледяных гор , такое сильное впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь - вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».

Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.

Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил П. П. Свиньин, создавший во второй половине XIX века обстоятельный путеводитель по Петербургу. Он отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и деревянными скульптурами. За порядком их возведения строго следила полиция, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружения, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.

Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили. Еще в середине XVII века англичанин С. Коллинз писал: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.

Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.

Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.

Масленица - это древний славянский праздник с массовыми гуляньями в течение целой недели. Этот праздник очень любят на Руси, и именно он символизирует проводы зимы. После него начинается весна и Великий пост перед Пасхой.

Как же празднуют Масленицу? Русь всегда ассоциировали с «широкой русской душой», а празднования любого торжества - всегда длительные и веселые. Не зря возникла поговорка -

«Гуляй, душа, нараспашку!».

Именно Масленица в полной мере характеризует уважение традиций и отношение русского народа к праздникам. Четкой даты проведения Масленицы нет. Обычно она проводится в конце февраля, реже - в начале марта (при поздней Пасхе). Но начинается этот праздник всегда с понедельника.

Масленица не только провожает зиму, но и является последней «сытной» неделей перед тем, как православные христиане начнут поститься. Ведь, Великий пост - это самый строгий пост перед Светлым праздником - Пасхой, поэтому церковь разрешает вдоволь нагуляться и наесться «мяса с сыром» во время этого праздника.

Каждый день Масленицы имеет свое название и четкое значение. Кроме этого, во время масленичной недели выполняются определенные ритуалы и действия, которые тоже привязаны к определенным дням.

Одежда тоже имеет свое назначение в праздник. Большинство людей даже делают костюмы на Масленицу! У женщин обязательный атрибут - это пуховый или расписной платок, у мужчин - меховая жилетка и цветок или лента на шапке.

Основные атрибуты Масленицы - баранки, самовар и упряжка лошадей. Без катания на санях, украшенных бубенцами, лентами и расписными дугами не обходилась ни одна Масленица. Украшают даже лошадей - одевают на них самую лучшую сбрую, вешают яркие помпоны и обязательно колокольчики.

А главная героиня праздника - это чучело Масленицы. Оно символизирует зиму, которое нужно сжечь, чтобы быстрее пришла весна! Сжигают не только куклу зимы, но и старые не нужные вещи для обновления не только природы, но и себя. Так же кидали блины - для поминания усопших родственников.

Но и без героя не обойдется - разбудить медведя на Масленицу , значит пробудить весну! Все желающие переодеваются в костюм медведя или одевают вывернутую дубленку и водят вокруг него хороводы. В это время ряженый имитирует пробуждение медведя и пляшет.

А вот главным символом на Масленицу является - блин , который наделен особым смыслом. Круглый, румяный с маслом и сметаной, он символизирует солнце. И чем вкуснее он будет - тем плодородней будет урожай в году! Чем больше Вы напечете блинов и угостите ими людей, тем богаче будет год. Для того чтобы «умаслить» солнышко пеклись блины по разным рецептам и с множеством начинок.

Но особое значение на Масленицу имеет круг ! Прежде всего, он говорит о круговой смене сезонов и что весна обязательно придет после зимы. Круг - это и символ солнца, которому еще наши предки поклонялись как божеству. Ведь яркое и теплое солнце даст растениям жизнь и порадует народ! Блины и бублики - тоже пекутся в форме круга. И не зря водят хороводы на праздник - ведь он тоже круг!

Круг или колесо всегда украшают на масленицу яркими лентами. Его носят на шесте вместе с чучелом Масленицы всю неделю и даже гадают на нем. Поджигают колесо и катят по дороге - у кого оно прокатится быстрее и ровно, того ждет удачливый год.

Колесо еще и своеобразный аттракцион на Масленицу . Его устанавливают на самый высокий столб, украшают лентами и подвязывают подарки. Кто сможет залезть на него, тот и станет обладателем желанного приза.

Но самое интересное на Масленицу - это массовые гулянья , которые и определяют «дух» русского народа!

Прежде всего - это большая ярмарка, где продаются или обмениваются поделки ручной работы - от свистулек до связанных руками пуховых платков.

Не обходится празднование без танцев, и песен под баян! Какой же праздник без веселья. И обязательно на Масленицу - много шума - зиму нужно напугать, что бы она скорее ушла!

Катания на ледяных горках и игра в снежки - в последний раз зимой добавят особого впечатления на Масленицу.

Что особенно нравится мужчинам в этот праздник - так это кулачные бои . Они устраиваются в виде - «стенка на стенку». В таком развлечении можно не только «отточить» свое мастерство, но и «выпустить пар», а также все огорчения, которые накопились за долгую зиму!

Масленица это не только гулянья и блины, это время которое позволяет людям поближе узнать друг друга, пообщаться с родными, и самое важное - простить все обиды и помириться тем, кто был в соре.


Веселого и сытного праздника!

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.

Традиции, обычаи Масленицы на Руси
Масленица Прощеное воскресение

Многодневная Масленица богатый на традиции языческий праздник. До Крещения Руси в обиходе древних славян был солнечный календарь. В те далекие времена основное население земли русской проживало в небольших поселениях и земледелие, животноводство, строительство целиком зависели от природных явлений. Поэтому все обряды и традиции на Руси были неразрывно связаны с землей кормилицей и солнышком дающими жизнь всему живому.

До принятия христианства (10 век) Масленица отмечалась в конце марта, за неделю до весеннего равноденствия и семь дней после. В древней Руси она символизировала проводы надоевшей зимы и долгожданный приход весны. Щедрый на традиции праздник просто обозначал смену времен года. Весной заканчиваются лютые морозы, чаще приходит тепло, все ощутимее пригревает солнце и прибывает световой день. Отогревается земля обещая крестьянам хороший урожай, приносят телят и дают молочко коровки значит жизнь продолжается!

Древние племена славян возможно выпекали праздничные блины и приносили жертвоприношения языческим богам, но увы, свидетельства этому не сохранились. Тысячелетия назад предки наверняка не предавались обжорству и безудержному гулянию, время было слишком тяжелое! Неурожайные годы случались довольно часто и продовольственные запасы обычно заканчивались уже в конце зимы. Я возможно разочарую читателей, но блины на Руси были не праздничной едой, а быстрой заменой хлебу.

Пекли блины темные; ячменные, овсяные, гречневые…. А золотистые пшеничные блинчики вряд ли, ибо культура капризная и плохо растущая. В будни и праздники кушали предки блины с молоком, киселем, компотом, чаем, начиняли их разными кашами…. Но языческие ритуалы для повышения плодородия земли, скотины, поминание умерших несомненно проводили.

За прошедшие века дважды поменялся календарь, а язычество тесно переплелось с христианской верой. Упоминания древнеславянского языческого праздника с описанием традиций и обрядов появились в лишь шестнадцатом веке. Тогда же он получил официальное название Масленица. Православная церковь умудрилась совместить его с началом Великого поста. Московский архиепископ Адриан сокращает празднование на неделю, а Масленица на Руси отмечается за сорок девять дней до Пасхи. Более того, отменяются обязательные к исполнению ежедневные посты в среду и пятницу.

В эпоху Петра Первого народные гуляния достигают небывалого размаха. Царские особы устраивают карнавалы, принимают участие в народных забавах…. Старые обычаи постепенно забывались, а Масленица становится просто светским праздником. Гуляли со всей широтой русской души вытаскивая из сундуков лучшие наряды, из кладовок последние припасы, закупали недостающие товары. Как говорится: » Ели, пили, веселились, подсчитали — прослезились»! Употреблять мясо перед Великим постом запрещено, вероятно тогда и появилась традиция каждый день угощаться блинами.

Ели блинчики со сметаной, сливочным маслом, грибами, икрой и рыбкой, творогом, вареньем, медом…. Каждая семья стремилась чтобы стол «ломился» от еды, предки верили это залог сытого, изобильного года. Масленица на Руси была самым веселым праздником: «Кушали до икоты, пели до хрипоты, плясали до упаду»! Домашние заботы отходили на задний план, и люди веселились от души. А русская душа просит простора, на масленичной неделе стар и млад выбирался на улицу. Бродили по селу пьяные мужики, шмыгали сопливые детишки, прохаживались и «стреляли» глазками разодетые девицы, хохотали разбитные бабенки. А ветхие старички/старушки глядя на это «безобразие» вспоминали далекую молодость.

Народ всю неделю ходил в гости, к себе приглашал, катался на лошадях, строил снежные крепости, устраивал кулачные бои. Мужики и бабы без стеснения «слетали» с ледяных горок, водили хороводы… В столицах Руси горожан развлекали катаниями с высоких специально устроенных горок, каруселями, выступлениями скоморохов, живых медведей…. На площадях продавались пироги, баранки, блины, калачи, орехи и леденцы, медовый сбитень с пряностями…..Поздравляю с Масленицей, подайте блинчик с маслицем! Каждому праздничному дню по традиции отводилась особая роль.

Встречали масленицу в понедельник; пекли вкусные блинчики, в деревнях мастерили Масленицу. Большое соломенное чучело одевали в старую бабскую одежду и катали «боярыню» на санях. Молодых невесток отправляли в родительский дом, туда же вечером приходили свёкор со свекровью. Угощались блинами и планировали празднование Масленицы.

Заигрыши. Вторник день смотрин, молодежь присматривалась друг к другу, родители «оценивали» возможных кандидатов в зятья/невестки. Парни из зажиточных семей надевали на коней лучшую сбрую, вешали колокольчики/бубенчики и прицепив разукрашенные санки катали девушек. Красуясь перед девицами молодые люди устраивали состязания на ловкость. Выезжали молодожены и степенные семейные пары. Выходили на улицы всем селом, пели, веселись, танцевали, зазывали на блины….. Громкий смех, гармошка, дерзкие шутки, драки, пьяные слезы/объятия, поцелуи словом жизнь удалась!

Среда лакомка день зятя, для него теща накрывала праздничный стол с особым пристрастием. Подавала блины сладкие да соленые, гречневые да пшеничные, кормила зятя варениками, самыми лучшими закусками и прочей вкуснятиной. Верна русская пословица: «Что есть в печи, все на стол мечи». Традиции требовали оказать любимому зятю всяческий почет и уважение! А если их несколько? Или зять почему-либо считает себя обманутым? Типа приданого недодали или невеста порченая оказалась! А за столом сидит родня, гости, доченька! Крутись теща, угождай зятю.

Широкий четверг (разгуляй). По обычаю это день самых безудержных развлечений. При этом некоторые забавы были довольно опасные, например кулачные бои, любимая традиция на Руси! Дрались мужики в городах и селах, участвовали крестьяне и горожане. Шли стенка на стенку или использовали цепной бой. Вроде потеха и правила есть, а травмы наносились серьезные. Выбитый зуб, разбитый нос либо драная одежда самое малое чем заканчивались подобные развлечений.

Еще одна забава широкого четверга захват снежной крепости. Мужчины разделялись на две команды, одна обороняла городок, другая нападала. Защитники отбивались мётлами, ветками, плетками, закидывали нападавших снегом. Заканчивалась потеха полным разрушением крепости. Широкий четверг всегда сопровождали разудалые песни, озорные частушки, русские пляски, поедание масляных блинов и конечно катания на лошадях. В санки запрягались даже самые захудалые клячи. Весело проводили Масленицу на Руси, шумно!

Тещины посиделки (вечерки). Если в лакомку зять много выделывался маманя могла «отомстить» в тещины посиделки. По традиции названый сын звал тещу на блины в пятницу. Женщине вовсе не требовалось особых приглашений, но древний обычай диктовал свои правила. Обязательным условием тещиных посиделок было личное приглашение зятя накануне, поклоны в пояс, плюс гонцы в пятницу. Хороший зять вообще мог заехать за тещей и провести названую мамашу через село. Такое отношение демонстрировало особый почет и уважение.

Теща конечно соглашалась прийти и по старинному обычаю делала необычный подарок. Дарила молодой семье зятя все необходимое для выпечки блинов, вплоть до муки/масла. В гости приходили не только тесть с тещей, обычно собиралась вся родня. Наступала очередь зятя угождать, кормить и всячески развлекать тещу, выслушивать наставления (учиться уму-разуму). Гуляли долго, с песнями, плясками, воспоминаниями, душевными разговорами. Зять уделивший теще мало внимания мог впасть в немилость либо вообще остаться врагом на всю жизнь! Суровые однако были нравы на Руси.

Суббота день сестры мужа(Золовкины посиделки). Суббота Масленицы тяжелый день для молодых жен. Предстояло принимать и угощать сестер мужа которые обязательно находили какой-нибудь изъян. Недаром на Руси в старину говорили: «Золовка, змеиная головка»! Ничего удивительного, новоиспечённая жена самым бессовестным образом «забрала» любимого брата. А если молодые счастливы и золовка это видит мира не жди! Молодой нужно было очень постараться чтобы Золовкины посиделки (по сути смотрины) могли угодить мужниной сестре. Чтобы блины получились вкусные да сдобные, квас не кислый….. По традиции невестка дарила золовкам подарки; ленты, головные платки, колечки, бусы, важно чтобы подарок понравился.

Обычно собирались большой компанией потому, что золовка могла привести на посиделки своих подруг. Замужняя приглашала семейных барышень, золовка девушка незамужних подружек. Если на Золовкины посиделки складывалась теплая остановка было весело, девушки пели, сплетничали, гадали на блинчиках. Например много дырочек в блинчике обещали кучу детей. На Руси по обычаю пекли дрожжевые блины, дыр как звезд на небе! Вечером девчата бежали на улицу, где продолжалось празднование Масленицы.

Прощеное воскресение Масленица. Последний день празднования Масленицы это проводы зимы и Прощеное воскресение, пожалуй самая древняя христианская традиция на Руси. Как и столетия назад масленичная неделя заканчивалась сжиганием соломенного чучела символизирующего зиму. Так же ели блины, пели народные песни, массово катались с горок, на санях, водили хороводы. Но масленичный разгул затихал!

По традиции уже накануне прощеного дня православные исповедовались, каялись в грехах, причащались. Потом навещали кладбище, просили прощения у умерших, оставляя дары на могилах. Многие прихожане с детьми в Прощеное воскресение стояли в церквях продолжительную службу. На Руси было принято просить прощения за невольные либо сознательные прегрешения. Дети просили прощения за грехи у старших, родители у детей. Муж у жены, сестра у брата и так далее.

Безгрешных людей нет, поэтому просили прощения у родственников, соседей, близких и друзей. Сами прощали обидчиков, мирились с врагами чтобы с чистой душой пройти Великий пост перед Пасхой. По православному обычаю не проявить милосердие нельзя, это большой грех. Кающийся просил прощения, и получал ответ «Бог простит и ты меня прости»! Иногда говорили «Бог простит и я прощу». Традиции традициями, но не каждому по силам простить убийцу, насильника… Сегодня многие вековые традиции и обычаи праздника утеряны, но румяные блинчики и сжигание чучела широко распространены в России. В этом году Масленица с 12 по 18 февраля.

Материалы:
Язычество в православии. Москва 1975 г. Носова Г. А.
Центр национальных культур и народного творчества
Путешествие в Древнюю Русь. Москва 1995 г. Рябцев Ю. С.

В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!

Праздник, о котором пойдет речь, необычный и многоликий. Для одних это время покаяния и примирения, а для других – целая неделя разгульного веселья. Такое противоречие уходит своими корнями глубоко в историю Руси.

Прародительницей современной Масленицы была древнеславянская языческая Комоедица. Вплоть до XVI века на Руси отмечался священный День весеннего равноденствия, который считался началом Нового года по солнечному календарю древних славян. А празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Славяне поклонялись природе и почитали Солнце, как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «первый блин комам», то есть медведям.

Две недели праздника люди в окружении родичей своего рода проводили в веселых играх, пирах, состязаниях и языческих обрядах.

Все эти действия имели глубокий смысл и значение. После зачастую полуголодной зимы, славянам необходимо было подготовиться и набраться сил для предстоящей работы, которая будет непрерывно продолжаться от восхода и до заката все теплое время года.

В настоящее время сведений о том, как праздновалась Комоедица очень мало, но историки постарались восстановить некоторые обряды и обычаи того времени.

Праздничный день начинался с посещения святилища, возле которого рассыпали зерно, привлекая птиц, символизирующих умерших предков. Славяне верили, что таким образом на священном празднике весны соединится весь род.

В это время женщины накрывали столы, уставляя их блюдами и напитками, приготовленными из бережно сохраненных из зимних запасов продуктов. Поделив все угощение, пятую его часть несли к Священному огню, разведенному на открытом месте, и накрывали жертвенник. Возле костра ставили соломенное чучело на шесте, называемое Мареной, при этом приговаривая:

«Приезжай ты к нам,
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Отведав первые блины, заводили хоровод, который вели непременно по движению солнца. После все начинали прыгать через костер, тем самым очищаясь от злых духов, а затем омывались талой водой, которая придавала красоту и силу. В это же время славили пары молодоженов, которые поженились за год, а холостых метили веревкой. Чтобы снять веревку, необходимо было здесь же сделать свой выбор или откупиться угощением на праздничный стол.

Еще один ритуал на Комоедицу был связан с предсказанием весенней погоды.

В чашу наливали специально приготовленный напиток, сурью из заговоренного молока с добавленными в него волшебными травами. С первой чашей, до краев наполненной священным напитком, к жертвеннику шла жрица Марены, где ее ждала жрица плодоносной богини Живы, которая должна была выбить чашу из рук так, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник. Иначе славян ждала холодная и ненастная весна.

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Затем, славя бога Ярило и подбрасывая в костер старые вещи, сжигали чучело Марены, приговаривая при этом: «Марена загорела, Всему миру надоела!»

После сожжения чучела, молодежь проводила обряд пробуждения медведя. Ряженный в шкуре медведя лежал в импровизированной берлоге, а девушки и парни пытаясь его «разбудить», кидали снежки и прутья. «Медведь» просыпался только после того, как самая красивая девушка подходила к нему и садилась на спину. Тогда ряженный вставал и, изображая пробуждение медведя, плясал на потеху народу.

Повеселившись, начинали пир. После начинались праздничные забавы, игрища и кулачные бои. Заканчивался день и, прощаясь, славяне угощали друг друга гостинцами, «заедками», кланяясь и прося прощение за нечаянные обиды.

Комоедица проходила в почитании и соблюдении древних традиций, прославлении славянского рода и его обычаев.

С принятием христианства православная церковь старается упразднить все языческие проявления славян, в том числе и праздники. Поэтому с XVI века на Руси введен церковный праздник Сырная седмица или Мясопуст , который предваряет Великий пост. В это время полагалось, постепенно отказываясь от соблазнов, подготовить свою душу и тело к покаянию, простив обиды и примирившись с родными и близкими.

Еще в древние времена христианства Сырная седмица получила чин богослужения, о чем пишет живший в IV веке в уединении патриарх Феофил Александрийский. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось, когда византийский царь Ираклий, изнуренный продолжительной войной с персами, дал обещание Богу после благополучного окончания войны запретить употребление мяса перед Великим сорокадневным постом.

Название «Сырная седмица» происходит от того, что являясь приготовительным этапом к предстоящему воздержанию, в течение недели запрещается употреблять в пищу мясо, однако еще дозволены сыр, яйца и молочные продукты.

В среду и пятницу Сырной седмицы, проходят богослужения с молитвой и обычными поклонами, а в субботу в церкви вспоминают святых просиявших пощением, и усердным молитвенным бдением и совершают празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресный день седмицы называют «прощеным воскресеньем», а на Литургии в этот день говорится о том, что для получения нам прощения от Бога, необходимо самим простить ближних своих.

В народе Сырная седмица получила название Масленица, так как в этот период разрешались молочные продукты, в число которых входит и масло.

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чем говорит и царское установление XVIII века, в котором Петр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов.

Царь Петр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

«Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Наряду с весельем, гуляньями и игрищами, народная Масленица имеет и обрядовую сторону. Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.

Мясное воскресенье – это последнее воскресенье перед Масленицей, когда ходили в гости к друзьям и родственникам, приглашали к себе на Масленицу и доедали мясные блюда.

Понедельник: «встреча»
Встречались сваты и договаривались о совместном проведении праздника. В этот день молодые невестки навещали родителей. На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости. Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бродяжкам на помин усопших. А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды символ праздника – чучело Масленицы.

Вторник: «заигрыш»
Этот день посвящался смотринам. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, то свадьба как раз на Красную горку скажется. Молодежь приглядывалась друг к другу на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки, чтобы затем прислать сватов в дом суженной.

Среда: «лакомки»
Этот день был посвящен теще, которая, наготовив блины, ждала своего зятя в гости и всячески показывала ему свое расположение.

Четверг: «разгул»
День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания. Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.

Пятница: «тёщины вечёрки»
В этот день к зятю в гости спешила теща со своими подругами. Готовила угощение и пекла блины дочь, а зять должен был угодить теще и показать гостям свое уважение к теще и ее родным.

Суббота: «золовкины посиделки»
Праздничный день проходил в доме молодой невестки, которая приглашала к столу на блины золовок или других родичей мужа. В этот день золовке преподносили подарок от родни невестки.

Воскресенье: «проводы»
Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год. К вечеру убирали дом, торжественно сжигали чучело Масленицы и остатки праздничной еды.

Обряд «похорон» Масленицы начинался с разведения священного костра, в который кидали поминальную пищу. Затем чучело Масленицы на шесте проносили по всей деревне или провозили на санях, которые потом сжигали вместе с чучелом, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженные дотла атрибуты праздника принесут хороший урожай.

Масленица – это древний и светлый праздник в России, объединяющий благодаря прощению ближних и помощью страждущим и тех, кто проводит эти дни в подготовке к Великому посту, и тех, кто веселится и участвует в массовых гуляниях.



Рассказать друзьям