Когда малыш начинает сам есть ложкой. Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой: основные правила

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С момента введения первого прикорма в жизнь ребенка и мамы приходит новый ритуал – кормление. Малыш покорно открывает рот и глотает почти любую предложенную ему еду. Полгода, год, полтора... У ребенка появляются собственные пищевые пристрастия и любимые блюда. Он уже может сказать, что хочет на ужин? Значит он готов и съесть его самостоятельно!

В каком возрасте учить ребенка кушать самостоятельно?

И хотя на освоение этого процесса уходит не один месяц, не стоит начинать слишком рано. Некоторые мамочки дают малышу ложку в ручки с момента введением прикорма – едва ему исполнится полгода. В этом возрасте координация у детей еще не развита, поэтому спешить не стоит. Единственное, что хорошо получится у крохи – кляксы из еды на полу и стенах. Итак, когда и как научить ребенка самостоятельно кушать?

Любое обучение ребенка каким-либо навыкам нужно начинать в возрасте, когда он готов слушать и понимать.

Но важно не упустить момент. Чем старше непоседа, тем его труднее заинтересовать. В 2 года многих не минует кризис, проявляющийся упрямством, и малыш может не захотеть питаться самостоятельно.

Итак, оптимальный возраст для приучения к самостоятельной трапезе – 1 год +/- пару месяцев. Однако, если в этом возрасте малыш не хочет держать ложку, значит он еще не готов.

«Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям», - утверждает детский врач Евгений Комаровский.

Для начальных попыток есть самостоятельно в 8-10 месяцев нужна твердая пища – кусочки мягких фруктов, детские печенья, которые быстро размякнут и не застрянут в горле. Он будет брать их ручкой и пытаться попасть себе в рот. Можно пробовать давать ложку с пюре ему в ручку, но не ждите особых успехов. Кружка-непроливайка в этом возрасте лучшая замена бутылочке и первый шаг к умению пить из чашки.

В 1 год уже можно зачерпывать пюре ложечкой и вкладывать в руку малышу. Все маленькие дети в 1 год сжимают ложку в кулачок. Расскажите, как пользоваться прибором, но не надо паниковать, если правильный способ ребенку не по душе, пусть держит его, как может. Скоро когда пальчики перестанут быть неуклюжими, малыш, повторяя за родителями, тоже научится держать ложку. В этом возрасте можно знакомить кроху с чашкой. Разумеется, она должна быть пластиковой, ведь малыши любят бросать новые предметы на пол и смотреть, что будет.

В 2 года , как правило, ребенок уже уверенно орудует ложкой и умеет или учится пользоваться вилкой, накалывая крупные кусочки еды. В этом возрасте стоит обратить внимание малыша на правила этикета. Учиться пользоваться салфеткой и правильно класть столовые приборы, чтобы не пачкать весь стол – очень полезные навыки.

В 3 года дети уже уверенно кушают, недаром именно в этом возрасте ребенок начинает свою самостоятельную жизнь – идет в детский сад. В этом возрасте можно показать, как пользоваться ножом. Внимание! Это должен быть либо специальный детский нож, либо обычный столовый, которым невозможно порезаться. И обязательно покажите, как правильно им пользоваться.

9 правил как научить ребенка кушать самому

Предупреждаем, мамам да и другим домочадцам стоит запастись терпением, потому что буквально несколько раз в день в кухне нужно будет убирать. Даже 2-х летние дети еще не умеют четко координировать движения. Крошки хлеба, пролитый суп и много чего другого окажется не только в тарелке и на столе, но и на полу и стенах. Мало научить ребенка кушать самостоятельно, важно научить его делать это правильно и вы избежите многих ссор с уже повзрослевшим чадом. Именно этому посвящено наше первое правило:

1. Кушать надо аккуратно

Нелишним будет озвучивание этого правила за столом. Если вы думаете, что малышу рано знакомиться с правилами поведения, вы ошибаетесь. Согласно методике Марии Монтессори, уже двухлетние дети способны поддерживать порядок, пользоваться тряпочками, совками и щетками. Если ребенок, кушая, пролил или уронил еду, после приема пищи нужно учить его убрать за собой. Запоминая причинно-следственную связь «уронил еду – придется убирать», малыш будет стараться кушать аккуратнее.

«У Веры дочка Элла сызмальства приучена к чистоте и порядку, т.к. мама – «патологическая» чистюля. Когда малышка училась есть, Вера тщательно следила, чтобы та не сорила, показывала, как брать ложкой еду и класть в рот. Пролитое дочка вытирала тряпочкой. Мама была настойчива и терпелива. Сейчас девочке 4 года, и за столом она ведет себя культурно, правильно пользуется приборами,не роняет ни крошки и сама убирает за собой посуду».

2. Не ругайте!

Но никогда не ругайте, если малыш опрокинул тарелку случайно. Ругань и критика приведет к тому, что ребенок будет отказываться есть самостоятельно, и вам придется его кормить. Шаг назад в обучении!

3. Соблюдаем гигиену

Возьмите за правило мыть руки перед едой, даже если ребенок не ходил на улицу или в туалет. Так у малыша сформируется полезная привычка.

4. Детский сервиз в помощь

Наверное, не стоит напоминать родителям, что первая посуда крохи должна быть абсолютно безопасной. Силиконовая ложка, поильник-непролевайка, тарелка, чашка, вилка и ложка – вот, пожалуй, основной набор детской посуды. Не бойтесь предложить вместо ложки вилку. Иногда дети охотней пользуются вилкой, чем ложкой. Однако, она должна быть с закругленными краями и тупыми зубчиками. Если ребенок уколется острой вилкой или разобьет фарфоровую чашку, то будет бояться кушать самостоятельно, во избежание повторения неприятностей.


5. Баловству - нет

Еду подавать в небольшом объеме, чтобы, насытившись, карапуз не начал играть с едой. Такая поначалу ненавязчивая шалость может превратиться в отвратительную привычку.

6. Выключаем телефон и телевизор

Помните, еще ваша бабушка говорила, что нельзя смотреть телевизор и кушать? Она была права, хотя вряд ли знала, почему. Исследования, проведенные американскими учеными Пенсильванского университета дали неожиданные и противоречивые результаты.

  • Во-первых дети, отвлеченные интереснейшим для них занятием – телевизором или игрой на телефоне, потребляют гораздо меньше еды, чем съели бы без него.
  • Наоборот, дети, для которых еда и просмотр телевизора – привычное дело, не вызывающее сильного интереса, наоборот, склонны к перееданию.
  • В-третьих, обе группы детей не обращают внимание на съеденное как таковое, плохо пережевывают еду и как следствие – у них возникают проблемы с пищеварением.

Поэтому садясь за стол, вся семья должна выключить отвлекающие устройства, подавая правильный пример ребенку.

7. Режим

Завтрак, обед и ужин – это обязательные приемы пищи для каждого ребенка. Однако время для них определяются в каждой семье индивидуально. Есть 2 правила, связанные с режимом

  • каждый прием пищи должен быть в одно и то же время. Ребенок будет чувствовать голод в определенное время, кушать самостоятельно и с аппетитом.
  • последний прием пищи должен быть минимум за 2 часа до сна. Переедание на ночь грозит плохим сном и проблемам с пищеварением.


8. Не торопите

Ваш малыш учится есть, но кушает о-о-очень медленно? И его медлительность вас наверняка выводит из себя. Есть два ответа на вопрос: почему ребенок есть медленно:

  1. Он боится сделать ошибку, боится критики и поэтому кушает очень осторожно.
  2. Он делает это намеренно, пытаясь получить желаемое, например:
    • чтобы его покормили;
    • чтобы с ними поговорили;
    • просто хочет внимания.

Если ваш малыш заподозрен в подобных манипуляциях, стоит раз и навсегда их пресечь. Садясь за стол всей семьей, все вместе из-за него и вставайте, пусть едок-копуша остается за столом один. Маме не стоит сидеть рядом как заложнице, ожидая, когда ребенок закончит есть. Скоро он поймет, что это скучно и будет есть в темпе со всеми. Если вы боитесь, что ребенок не всё съест и останется голодным, прочтите следующее правило.

9. Не хочет – не надо

Основное, что должна усвоить мама: никакого насилия! Если ребенок не хочет есть, никогда не заставляйте и не уговаривайте его «съесть за маму и за папу». Помимо испорченного настроения, что скажется на пищеварении малютки, вы ненароком привьете отвращение к еде. Если карапуз почувствует голод, он захочет его утолить, причем голодный ребенок съест еду самостоятельно.

«Человеческое тело может прожить без еды неделю, но человеческая мать не может прожить и двух часов, не начав суетиться из-за еды»,– иронизирует Элисон Шефер, детский психотерапевт, специалист по проблемам воспитания.

Что делать, если ребенок отказывается есть?

  • Успокоиться. Ваше волнение усилит общую суету вокруг еды.
  • Исключить проблемы со здоровьем. Даже небольшая температура способна лишить ребенка аппетита.
  • Не поддаваться на манипуляции. Скорее всего, отказ от еды – способ ребенка получить / сделать что-то взамен, если он согласится поесть. Фраза: «Скажи, когда захочешь кушать, я подогрею ужин» полностью обезоружит маленького манипулятора, он поймет, что ничего от вас не получит.

Что делать, чтобы ребенок в дальнейшем не отказывался от еды, кушал самостоятельно и с удовольствием?

Правила хороши для родителей, но детям они кажутся скучнейшей частью их жизни. Чтобы их разнообразить, следуйте советам:

Любимые герои

Пусть во время еды ребенка окружают любимые герои. Нет, никаких игрушек за столом, ни в коем случае! Просто купите ему посуду красочного дизайна, со знакомыми персонажами из мультфильмов или сказок. В окружении любимых героев малыш станет сговорчивее, и охотнее будет орудовать ложкой.

Тарелка, на дне которой нарисована любимая фея или машинка, будет стимулировать малыша съесть всё!

Перекусам – да!

Но перекусы не должны быть калорийными или слишком простыми. Приучайте ребенка кушать фрукты. Яблоко, банан или любой другой фрукт с соком или йогуртом – вот идеальный полдник. Причем, чтобы исключить вероятность отказа, предложите выбор: «Тебе порезать на кусочки или дать целое?». И не в коем случае не кормите его, малыш должен есть сам. Кроме того, надо обязательно показывать малышу пример и тоже съесть яблоко, например, предложив игру «кто быстрее?».

Вся семья в сборе

Старайтесь, чтобы кроха ощущал себя полноправным участником семейных трапез. Поэтому, как только начнете вводить первый прикорм, сажайте малыша в специальный детский высокий стульчике со съемным столиком радом с вашим обеденным столом. Ребенок будет смотреть на взрослых, наблюдать, запоминать. А когда он сможет комфортно сидеть за общим столом, то самое время обучать его и кушать самостоятельно.


Катя, мама 3-летнего Феди: «Сын стал проявлять интерес к тому, что у нас на столе, когда ему еще не было 2-х лет. Он залезал на обычный стул и кушал фрукты, печенья, стоя на коленках. Хотя детский стульчик стоял рядом, ему было интересно, что едим мы. К 3-м годам он, уже сидя на обычном стуле, кушал суп, не проливая ни капли. С этого момента изменился в лучшую сторону и наш рацион, мы стали есть только то, что можно Феде. Ведь как объяснишь трехлетке, почему папе можно чипсы, а ему нельзя?».


Тренируйтесь

Репетируйте процесс еды во время игры, допустим, в песочнице. Ребятишки, освоив игру лопаткой, скорее учатся управляться с ложкой. Потому что эти действия похожи. Также не помешает игра в кормление мягких игрушек и даже мамы или папы.

Правша или левша

Не стоит требовать, что хлеб непременно должен быть в левой руке, а ложка – в правой. Даже в 3 года некоторые дети продолжают пытаться кушать иногда правой, иногда левой рукой, и это нормально. Пытаясь сделать из левши правшу, вы только навредите процессу обучения кушать самостоятельно.

Украшенное блюдо

Приучать кроху есть и пить самостоятельно стоит, разумеется, с его любимых блюд и напитков. А если мама проявит фантазию и соорудит смешную рожицу из овощей или какой-нибудь цветочек? Или позабавит своего почемучку построенным из макарон человечком или животным. Малыш наверняка с удовольствием продегустирует угощение. Кстати, таким образом стоит приучать ребенка есть овощи и зелень. Красиво нарезанные морковка, огурчик или брокколи не останутся на тарелке незамеченными.


Монтессори на кухне

Прислушайтесь к советам известных педагогов. Мария Монтессори, ставшая знаменитой благодаря уникальному методу обучения и воспитания детей, считала, что главное – это самостоятельность ребенка, в том числе и в еде.

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Следуя постулату Монтессори, кухня – тоже подходящее место для обучения. Кроме того, в процессе приготовления еды ребенок основательно проголодается. Собираетесь готовить кашу? Насыпьте вместе с малышом крупу из упаковки в кастрюлю. Продемонстрируйте ему, как необходимо насыпать кашу. Потом дайте чашку с водой и разрешите налить в кастрюлю. Пусть дитё помогает накрывать на стол. После окончания трапезы малыш должен учиться убирать за собой посуду, как и остальные члены семьи. Ребенку до всего есть дело! Маленькие дети счастливы, если взрослые доверяют им какие-то важные поручения, а потом ещё и похвалят. Но не забывайте соблюдать меры безопасности: не подпускайте малыша к горячему и не давайте в руки острое, и кухня станет для него не местом мучений с едой, а хорошим другом.

Любите своего малыша

Не сравнивайте своего сына или дочь с детьми своих знакомых, не заостряйте внимания на графиках развития. Все дети разные и каждый в свое время начинает ходить, говорить и принимать пищу самостоятельно. Так или иначе мы все приобрели этот навык, так что просто проявите терпение и любите своего малыша.

Итак, подведем итоги

Начинайте учить малыша кушать самостоятельно, когда он к этому готов.

Уважайте его желания, не заставляйте и не ругайте.

Разнообразьте приемы пищи интересной едой или красивыми столовыми приборами.

И если вы хотите, чтоб ваш ребенок не сорил за столом, кушал правильно и аккуратно, не «зависал» перед телевизором с ложкой в руке, показывайте собственный пример. Психологами давно доказано, что дети являются «зеркалом» родителей.

Полезные видео на тему приучения кушать

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: а не пора ли приучать малыша кушать самостоятельно? Данная проблема касается даже тех, у кого подрастает уже не первый ребенок. Ведь не все способы воспитания, которые работали со старшими детьми, могут быть также действенны. Порой приходится долго экспериментировать, чтобы найти подход к шаловливому крохе.

Когда нужно начинать учить ребенка есть ложкой?

Ответ прост – чем раньше, тем лучше. Если ребенок уже готов попробовать новые блюда прикорма и уверенно сидит в детском стульчике, отправляйтесь в магазин за первым столовым прибором для малыша. Не стоит, конечно, ожидать, что 8-ми месячный кроха самостоятельно съест тарелку каши. До этого момента еще очень и очень далеко. Пусть играется, ковыряется в тарелке и вместе с этим постепенно привыкает. Но ложка должна присутствовать в поле зрения ребенка во время каждой трапезы!

Какой должна быть первая ложка у ребенка?

Первая ложка должна быть в первую очередь безопасной для ребенка. Вот несколько критериев, по которым можно сделать выбор. Ложка должна быть:

  • силиконовой или пластмассовой. Металлические предметы не допустимы в первое время, так как ребенок может себя травмировать. Большой плюс, если ручка ложки будет прорезиненная, так она не будет выскальзывать из маленькой ладошки;
  • легкой. Еще не развитым пальчикам будет сложно управляться с тяжелым предметом;
  • небольшой. Лучше всего подойдет прибор продолговатой узкой формы.

5 золотых правил, как научить ребенка есть ложкой

Дождитесь момента, когда ребенок будет готов

Если каждое кормление «взрослой» пищей проходит под спектакли, малыш отказывается съедать даже половину каши, вряд ли он проявит желание есть самостоятельно. Дождитесь, пока придет интерес к процессу. Для этого ужинайте вместе всей семьей в присутствии ребенка. Покажите ему, как здорово уметь обращаться с тарелкой, ложкой, чашкой. Не запрещайте брать пищу с вашей тарелки, если она подходит по составу.

Важно! Не будьте слишком настойчивы. Уже научно доказано, что пищевое насилие самым худшим образом отражается на психике и пищеварительном процессе.



Не торопите ребенка

Забудьте фразы: «Давай глотай!», «Клади ложку в рот!», «Ешь быстрее!». Поверьте, на время еды эти слова никак не повлияют. А вот желание самостоятельно есть пропадает у ребенка надолго. Пусть малыш сидит за столом столько, сколько ему кажется необходимым. В крайнем случае, вы всегда можете взять в руки вторую ложку и «подкармливать» карапуза в перерывах между самостоятельными попытками.

Не пытайтесь подогнать своего ребенка под среднестатистические нормы

Если вы прочитали в очередном журнале, что к 12 месяцем ребенок должен (просто обязан!) уметь есть ложкой, не нужно за три дня до первого дня рождения пытаться всеми силами обучить его процессу. Ваш ребенок – индивидуальность. И самостоятельно кушать он начнет тогда, когда нужно ему, а не 100 000 детей, которые участвовали в исследовании

И последнее, что нужно сказать – запаситесь терпением! Иногда мама хочет научить кушать как можно быстрее из-за ряда причин. Например, часто такое поведение обусловлено тем, что ребенок идет в ясли. Поверьте, это не тот случай, когда нужно переживать. В детском саду маленькие повторюшки учатся всему гораздо быстрее, чем дома в одиночестве. Через пару недель жизни в коллективе малыш сам расскажет вам, как нужно обращаться не только с ложкой, но и с вилкой.

Как правило, родители сами кормят детей, как только вводят им прикорм, не пытаясь доверить приборы малышам. Но вопрос о том, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой, в итоге все равно возникнет.

Согласно средним показателям, грудничок должен кушать сам в возрасте около 1,5 лет. Однако практика показывает, что многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и правильного поведения родителей.

Мама не должна загадывать определенный возраст, достигая которого, по ее мнению, малыш уже обязан пользоваться столовыми приборами без ошибок. Даже если дети осваиваются в приеме пищи только к 3 годам - это все равно считается нормой.

Когда начинать обучение

Проблемы с обучением малыша могут возникнуть из-за того, что родители неверно оценивают его возможности. Введение первого прикорма обычно приходится на возраст 5-6 месяцев, однако в этот период малыша лучше кормить самостоятельно. Во-первых, он еще с трудом понимает, что должен делать с ложкой и тарелкой овощного пюре или каши.

Как только мама видит, что грудничок заинтересовался столовыми приборами и пытается отобрать их себе, она начинает обучение. Это происходит примерно в 7-8 месяцев, но может случиться и позже в зависимости от особенностей характера и темпа развития малыша. Отдельную категорию составляют родители, которые до 1,5-2 лет не доверяют детям кушать самостоятельно. Подобное происходит по различным причинам:

  • они боятся, что дети себе навредят;
  • самостоятельный прием пищи может затянуться на неопределенное время;
  • родители считают, что еще слишком рано, потому что услышали информацию от родственников или знакомых;
  • они не хотят, чтобы пища была разбросана по столу.

В любом случае, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно, нужно понимать, что в первый же день у него ничего не получится. Поэтому ждать до 2-3 лет, надеясь на то, что к тому возрасту, малыш просто возьмет ложку в руки и будет кушать, не рекомендуется. Чем дольше затягивают родители с обучением, тем позже грудничок освоит процесс принятия пищи и другие элементы мелкой моторики.

Особенности освоения нового навыка

Родителям нужно уделять должное внимание не только самому процессу принятия пищи, но и окружающей обстановке. Малыш быстрее научится есть самостоятельно, если будет брать пример с родителей, поэтому кушать он должен вместе со всей семьей. Таким образом, он будет видеть, как правильно держать ложку и пытаться повторять чужие движения. Для общего удобства у грудничка должен быть свой столик со стульчиком, а также специальные небьющиеся тарелка и чашка. Ложку нужно брать чайную, чтобы она помещалась во рту, а с вилкой и ножом желательно повременить. Учить детей кушать вилкой можно примерно в 1,5-2 года, а нож (специальный детский) дается только с 2-3 лет.

Попытки ребенка кушать руками не должны прерываться мамой, так как они являются первым этапом к тому, чтобы научить ребенка есть ложкой. Сначала он пытается класть пищу в рот руками и не промахиваться. Подобным образом младенец тренируется, кушая печенье, которое можно давать ему уже с 7-8 месяцев.

Основные принципы тренировок

В процессе изучения малышом новых навыков главную роль играет правильное поведение родителей и других членов семьи. Например, если мама решила, что пора учить грудничка кушать самостоятельно, то все другие родственники тоже должны принимать участие. Если хотя бы кто-то продолжит кормить ребенка сам, то тот будет лениться и не захочет брать ложку в руки.

В процессе усвоения навыка владения ложкой, родители должны придерживаться следующих основных правил:

  • Попытки самостоятельного приема пищи нужно делать ежедневно, чтобы ребенок не забывал уже приобретенные навыки и не начал лениться.
  • Нельзя насильно заставлять детей кушать, так как это отобьет охоту не только к обучению, но и к самому приему пищи.
  • Если грудничок не может повторить за мамой действие, то она должна взять в свою ладонь его руку с ложкой и показать, как нужно делать.
  • Лучше всего придерживаться определенного режима в кормлениях, таким образом систематизируя тренировки и налаживая работу желудочно-кишечного тракта.
  • Для первых попыток самостоятельного употребления пищи нужно использовать густые однородные блюда, например, каши или пюре. Супы и другие жидкости лучше оставить для тех времен, когда малыш будет более уверенно управляться с ложкой.
  • Если на прием пищи предполагается несколько блюд, то их нужно предлагать по очереди, иначе малыш выберет только одно.

Для того чтобы ребенок ел ложкой самостоятельно, за стол его следует садить голодным и предлагать только самые вкусные продукты и блюда. Тогда он будет заинтересован в приеме пищи и быстро научится кушать без посторонней помощи. Это связано с тем, что у маленьких детей внимание непроизвольное и напрямую связанное с интересом. Заставлять себя делать то, что не хотят, малыши не умеют.

Распространенные ошибки родителей

В процессе помощи детям, мамы и папы часто допускают разнообразные ошибки, не только замедляя усвоение навыка, но и отбивая охоту учиться. В первую очередь, это касается спешки. Родители всегда стараются ускорить процесс принятия пищи, что категорически запрещено. Если грудничок медленно, но с охотой пользуется ложкой, то лучше подождать, пока он поест сам, а не выхватывать столовый прибор и кормить его. Также не следует прерывать попытки малыша покормить родителей. Таким образом, он тоже учится правильно держать ложку, не ронять пищу из нее и доносить ложку до рта.

Если у грудника что-то не получается или он упорно отказывается есть сам, то нельзя ругать его за это. Главное, чтобы малыш полноценно питался, пусть даже с помощью мамы и папы. Обучиться владению столовыми приборами он всегда успеет. Приучить ребенка кушать ложкой не сложно. Гораздо тяжелее не отбить его охоту к употреблению полезной пищи, так как иногда процесс кормления у родителей превращается в насильственное кормление.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

(3 голоса : 4.67 из 5 )

Один из первых навыков самообслуживания, который осваивает маленький ребенок — это умение пользоваться столовыми приборами. Большинство детей уже в полгода начинают «замечать» ложку и тянутся к ней, некоторые, заполучив этот предмет, даже пытаются использовать его по прямому назначению, но координация движений еще подводит, и попытки терпят крах. Родителям придется немного подождать, прежде чем их чадо овладеет искусством пользования ложкой.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно?

Точно на этот вопрос ответить никто не может, ибо он строго индивидуальный, но если говорить о тенденциях, то они таковы: большинство малышей начинают кушать без посторонней помощи в возрасте от года до полутора лет. Быстрее учатся владеть ложкой те дети, которым родители не возбраняют совершать попытки есть самостоятельно хотя бы руками: это «свинячество» на самом деле тренировка координации.

Когда можно начинать?

Тогда, когда мама видит, что малыш к этому готов. То есть: ребенок может самостоятельно сидеть на стульчике, он способен держать в руке и кушать печенье, кусок хлеба или фрукт, его движения уже достаточно скоординированы и он без проблем «попадает» в рот. Ориентировочно это возраст около 8 месяцев, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. В любом случае родителям не стоит ни подгонять, ни тормозить этот процесс, пусть все идет своим чередом. Излишняя опека будет мешать ребенку учиться есть самостоятельно, особенно опека со стороны бабушек: иные любвеобильные бабушки готовы кормить ненаглядного внучка с ложечки чуть ли не до института. Ничего хорошего в этом, конечно, нет.

Как проходит процесс приучения?

По-разному. Родителям следует быть чуткими и уметь подстраиваться под навыки и интересы малыша, чтобы использовать их для обучения. Когда ребенок начинает обучаться пользоваться столовыми приборами, то на кормления уходит больше времени. Процесс обучения займет не один день, и будьте готовы к тому, что у вас увеличится количество стирки и уборки: попутно с собой малыш не забудет покормить и кофточку, и любимого мишку, прольет треть супа на стол и еще и пошлепает по нему руками. Это нормально. Поощрять это, конечно, нельзя, но и разыгрывать великую драму тоже: разговаривайте с ребенком шутливым тоном, поощряйте успехи и ласково журите «неаккуратного» мишку, который еще маленький и «не умеет» кушать ложкой.

Что нужно купить?

Как только ребенок переходит с грудного молока на общий стол, его надо приучать есть на кухне или в столовой. Никаких на горшке, перед телевизором, в кроватке и т.п. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик для кормления. Магазины предлагают достаточное количество вариаций: это может быть отдельная разъемная конструкция стул+стол, это может быть стул, привинчивающийся к столешнице «взрослого» стола, это может быть высокий стул с откидной столешницей — на ваш выбор, кому что подходит. Не рекомендуется кормить ребенка сидящим на руках у взрослого.

У ребенка должна быть собственная посуда, из которой будет есть только он и никто больше. Нужно купить одну или несколько тарелок (три вполне достаточно, больше не надо), ложечка и вилочка. Нож ему давать пока рано. Эти предметы должны быть из пищевого термостойкого пластика, не бьющиеся, не колющие и не режущие. Тарелки должны быть достаточно глубокими с высокими бортиками, потому что дети набирают в ложку еду, ведя краем ложки по бортику, чтобы не упало. Поскольку малыши едят долго, то хорошо приобрести тарелку с подогревом: в низу тарелки есть емкость, в которую заливают горячую воду и пища дольше сохраняет тепло.

Чашку следует покупать из серии «непроливаек» со специальной крышкой и двумя ручками: такую чашку удобно держать и, если что, содержимое не прольется. А специальный сосок на крышке учит ребенка пить глотками, а не сосать жидкость. Емкость чашки должна быть 125-150 мл, чашку большим объемом ребенку будет тяжело удерживать.

Нагрудник — он убережет одежду от пролитых и опрокинутых блюд. Особенно хороши нагрудники с загнутым вверх низом, где, как в ковше, скапливается все, что полетело из тарелки мимо рта. Они изготавливаются из мягкого и гибкого, легко моющегося материала.

Как научить ребенка есть самому?

Начинать следует с ложки. Вилку целесообразно давать уже после того, как ребенок овладеет ложкой, хотя некоторые дети, напротив, учатся самостоятельному приему пищи, начиная с вилки: им удобней накалывать на нее кусочки котлет, овощей, мяса. Учить пользоваться ножом следует в последнюю очередь, когда ребенок будет уверенно владеть руками. Разумеется, нож тоже должен быть неострым.

Лучший способ обучения — наглядный пример. Ребенка следует сажать за стол в то же время, когда садятся все члены семьи. Такая компания малышу будет приятней и ему будет веселее кушать со всеми вместе. Маленьких детей нельзя оставлять за едой одних: они могут подавиться. Во время приема пищи ребенок должен сидеть в зоне досягаемости для взрослых, чтобы в случае необходимости те могли легко контролировать происходящее.

Азбука воспитания

Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно ребенка следует учить держать ложку и с ее помощью самостоятельно есть, нет. Во многом все зависит от любознательности и того, насколько он развит. Одним детишкам этот предмет интересен уже в 6 месяцев, хотя держать его они еще не умеют, другие же предпочитают кушать «с ложечки» вплоть до 2, а то и 3 лет.

Но затягивать с процессом приучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать данному навыку, тем проще будет вам самим, и ребенку в процессе социализации в детском саду.Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он готов к этому.

Когда начинать обучать ребенка

Родителям следует наблюдать за своим малышом, чтобы убедиться, что он готов к обучению . Признаки готовности такие:

  • проявление интереса к еде;
  • малыш тянет в рот куски пищи;
  • выхватывает ложку из рук родителей и пытается держать ее самостоятельно.

Естественно, что сразу вы не научите его правильно держать ложку и уж тем более кушать с ее помощью. Готовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но через этот этап непременно нужно пройти.

Прежде чем приступить к обучению, примите во внимание такие советы:

Как научить ребенка есть ложкой

Чтобы процесс обучения малыша есть самостоятельно ложкой был проще, алгоритм действий должен быть таким:

Поначалу обучение не будет давать видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже лицу. К ложке он может привыкать достаточно долго. Если он переворачивает посуду постоянно, используйте тарелку на присосках.

Затем аналогичным образом вы можете научить своего малыша правильно держать вилку и пить из чашки-непроливайки , а потом уж и из кружки. Начинать следует с небольших порций, а потом, если ребенок проявляет заинтересованность, увеличивайте их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что одежда или мебель пачкаются.

Как вести себя, если ребенок не хочет самостоятельно кушать

Конечно же, все дети разные. И если одним ложка интересна, хотя бы как очередная игрушка, то другие же категорически отказываются ее брать в руки. Однако принуждать это делать ребенка категорически нельзя, поскольку это может привести к формированию негативного отношения к еде в принципе.

Если малышу больше года, а ваши попытки научить его есть самому ничем не заканчиваются, то можете принять такие меры:

  • сначала малыша покормите с ложечки, потом дайте ему отдохнуть, а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
  • если у вас есть старшие дети, то попросите их показать младшему, как правильно кушать ложкой;
  • попробуйте организовать праздник для детей , чтобы малыш отработал умение в компании других детишек.

Несмотря на то что принуждать к обучению карапуза нельзя, надолго откладывать его тоже не рекомендуется. Данный навык важен не только для развития, но и социальной адаптации малыша в саду.

Правила поведения и безопасности за столом для родителей

Поначалу ребенок вряд ли будет вести себя аккуратно, поэтому задачей родителей является приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:

Что нельзя делать за столом:

  • не кормите насильно и не заставляйте делать малыша что-то против его воли;
  • не торопите его;
  • не оставляйте во время еды одного.

Также запрещено предъявлять малышам требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнять самостоятельно.

Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое важное при обучении – это не нервничать, если обучение не ладится. Переживать не стоит, со временем все наладится, и детки будут кушать без посторонней помощи.

Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше пристает к приборам. Возможно, все получится не сразу, но зато малыш приобретет очень важный навык.



Рассказать друзьям