«Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Учебно-методический материал на тему: Если Ваш ребенок леворукий.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

 /  Ваш ребенок - левша

Ребенок взял ложку, вилку и карандаш в левую руку - для многих родителей эти факты звучат как приговор. Однако негативная реакция на леворукость здесь неуместна. Так как родителям реагировать на левшу и о чем говорит такая особенность ребенка? Пробуем разобраться в этом деликатном вопросе, понять, чем левша отличается от правши и раз и навсегда развеять многие мифы.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях детей-левшей. Мы поговорим о том, нужно ли переучивать детей при леворукости.

Причины леворукости

Так уж мы устроены — несимметрично. Действительно, человеческие органы имеют зеркальное отражение только в теории. На практике — глаза, брови, уши, почки и даже легкие не являются точной копией друг друга. Тоже самое происходит с мозгом. У одних людей главным (ведущим) полушарием является правое, у других — левое. Первые и становятся теми людьми, которые в возрасте активного развития моторики (3-6 лет) начинают делать все левой рукой. Их и называют «левшами».

Однако специалисты сходятся во мнении, что ведущая левая рука — признак левши, но не такого явления, как «левшество», которое характеризуется ведущей левой рукой, левым глазом, левой ногой и ведущим ухом. Все это также связано с более активной работой правого полушария мозга.

Будет ли ваш ребенок левшой или нет? Это зависит от многих факторов. Причиной «победы» правого полушария над левым могут стать особенности внутриутробного развития, наследственность (в семье, где один из родителей левша или скрытый левша, вероятность появления левши выше), травмы мозга (левого полушария), травмы правой руки (или подражание взрослым, если у них повреждена правая рука), псевдолеворукость (или равное использование обеих рук — в этом случае ребенка именуют «амбидекстр»).


Особенности

Если ваш ребенок левша, вам стоит знать, что помимо ложки и цветного карандаша в левой руке от большинства детей он будет отличаться еще кое-чем.

Психологи говорят о более высоких творческих способностях при более медленном формировании навыков деятельности, которая требует взаимодействия обоих полушарий. Так, у многих (но не у всех) левшей могут быть проблемы с почерком, медленный темп письма. Дети могут путать похожие цифры (например, 7 и 1), геометрические фигуры (круг и овал), долго учатся определять время по циферблату и т.д.

Что касается эмоционального фона, то классический левша более эмоционален, нежели правша. Такие дети требуют к себе повышенного внимания, очень ранимы, раздражение у них легко сменяется весельем и наоборот.

Поэтому развитие правого полушария предъявляет определенные требования к поведению родителей. Хотя леворукость вашего ребенка вполне может не выходить за рамки письма левой рукой.

Запреты для родителей

Если 10-15 лет назад специалисты не видели ничего плохого в переучивании тех, кто взял ручку в правую руку, то теперь психологи категорически против таких метаморфоз. «Не переучивайте левшу», — эту фразу родителям стоит запомнить и повторять. Процесс трансформации левши в правшу является настоящим насилием над мозгом ребенка. Более того, это может приводит к неприятностям.

«Это сильная психологическая нагрузка, давление на ребенка. У меня самой остался негатив с того времени, как меня переучивали. Например, в детском садике ела левой рукой, воспитательницы привязывали руку к стулу.

Когда дочери было 5-6 лет, она активно начала рисовать, я пыталась перекладывать в правую руку карандаши, но она все равно брала все в левую. В то время проходила горячая линия у ГорОНО, они посоветовали не ломать ребенка и оставить все как есть»

Счастливая мама Татьяна Сальникова

Так, у ребенка с задержкой формируется речь, нарушается сон и аппетит, появляются головные боли. Возможно, ваш малыш начнет заикаться и не сможет освоить элементарные навыки (ему с трудом будут даваться танцы, уроки пения, рисования и т.д.).

Более того, родителям не стоит не только переучивать, но и акцентировать внимание ребенка на его «непохожести». Лучше всего, если ребенок никогда не услышит от вас фразы: «та не такой, как все» или «ну ты же левша». Малыш может замкнуться в себе, самооценка снизится, а комплексов станет значительно больше.

И еще — не кричите на ребенка-левшу. Конечно, этого не стоит делать ни одним родителям, но помните, что в вашем случае это может обернуться самыми неприятными последствиями: нелюдимостью, замкнутостью и нервными расстройствами.

«Когда мой сын учился в школе, у него сменилась учительница по русскому языку и литературе. Это произошло в связи с тем, что сын попал в экспериментальный класс для одарённых детей. Классный руководитель считала, что левша в жизни не сможет ничего добиться. Ну и ещё приводила ужасную статистику левшей. Число самоубийств у них и сколько из них становятся сумасшедшими.

Я, конечно, удивилась, но согласилась, на то, что она сама переучит сына в правшу. Она заставляла нас исписывать тетради, чтобы он писал туда правой рукой (допустим, всю субботу и воскресенье). Писал он туда всяческие стихотворения, отрывки из прозы, которую они проходили. В общем, через 2 месяца выучился писать правой рукой. И при классной руководительнице писал только правой, но бунт внутри зрел. И до сих пор умеет, конечно, красиво писать правой, но пользуется, в основном, левой».

Счастливая мама Елена Лебедева

Во-первых, будьте в три раза внимательнее к своему ребенку, если воспитывайте левшу. Как уже было сказано, они более ранимы и требуют от вас диалога, действия и повышенной заботы.

Во-вторых, расскажите ребенку о знаменитых левшах. Это особенно важно в том случае, если ребенок уже зациклен на своем отличии от других. Такая поддержка поможет малышу почувствовать себя увереннее. К слову, среди знаменитых левшей — Леонардо да Винчи, Цезарь, Том Круз, Аристотель, Александр Пушкин, Лев Толстой, Гарри Каспаров и т.д.

В-третьих, предупредите воспитателей и учителей об особенностях ребенка. От них во многом зависит то, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе. И, при правильной стратегии поведения, ваш малыш не будет чувствовать малейшего дискомфорта при общении со сверстниками на занятиях или в процессе игр.

«Сегодня нет серьезного притеснения левшей, как это было в прошлые века: их не дразнят в детском саду, они не переживают в школе. С точки зрения психологии, это, безусловно, правильно. Левшество возникает вследствие особого устройства работы наших полушарий: доминирующее развитие правого полушария способствуют тому, что человек будет делать все преимущественно левой рукой.

Если же переучить левшу, то это приведет к усложнениям в обработке информации мозгом: информация сначала будет поступать в правое полушарие, затем вместо того, чтобы сразу перейти к действию (к левой руке, например), она отправится в левое полушарие, затем только будет совершенно действие уже правой рукой. Таким образом, человек будет тратить гораздо больше времени на любые операции. Это называется ложное правшество. В этом смысле мы видим, что переучиваание снижает эффективность работы мозга. Важно отметить также и социально-психологический контекст данной ситуации.

Действительно, современный мир толерантен к левшам, но он мало их поддерживает и создает специальные условия для левшей. Нередко в практике я сталкиваюсь с детьми, которые испытывают неудобства, например, при заполнении бланков ЕГЭ гелевой ручкой, которая оказывается для них весьма неудобной. Такая трудность влияет не только на результаты экзамена, но и на эмоциональное состояние ребят».

Дарья Шторк, психолог гимназии «Универс», преподаватель кафедры психологии развития СФУ, сотрудник Института психологии практик развития

Воспитывайте левшу правильно, не переучивайте ребенка и уделяйте ему больше внимания, дарите заботу каждый день. Тогда у вас непременно получится воспитать маленького гения, с неповторимым внутренним миром и добрым сердцем.

Советы родителям .

ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и только 5-12% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают: «леворукость» – индивидуальный вариант нормы.

Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!

Ребенок – «левша» намного отличается от своих сверстников.

Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

«Левши» часто позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. У «леворуких» лучше развито правое полушарие головного мозга.

Эти различия могут быть представлены в следующем виде:

Левое полушарие отвечает за :

1. Конкретное мышление

2. Математические вычисления

3. Сознательное

4. Правая рука

5. Речь

6. Правый глаз

7. Чтение и письмо

8. Двигательная сфера

Правое полушарие отвечает за :

1. Абстрактное мышление

2. Образная память

3. Бессознательное

4. Левая рука

5. Ритм, восприятие музыки, интонации

6. Левый глаз

7.Ориентировка в пространстве

8. Чувственная сфера

Раньше в школах «леворуких» детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Можно легко спровоцировать своими действиями у ребенка заикание на всю жизнь, ухудшение способности читать и писать. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

«Леворукость» становится особенно острой проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ

РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ-ЛЕВШОЙ

1. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.

2. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

3. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.

4. Хвалить даже за небольшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.

5. Для выполнения учебных заданий ребенку необходимо создать определенные условия:

Свет из окна или от настольной лампы должен падать на его рабочее место с правой стороны.

Письменный стол левши по расположению всех предметов - это зеркальное отражение стола правши.

6. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо.

7. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

8. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе.

9. Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам», считают справедливым недовольство родителей.

10. Тактика поведения родителей, помогающая леворукому ребёнку не потерять себя, быть уверенным в себе человеком:

Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии со стороны взрослых! Ведь он отличается чувствительностью и ранимостью, и в тоже время, испытывает присущие левшам затруднения, Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.

Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Продумайте и помогите наладить рациональный режим дня. Принимая во внимание повышенную утомляемость левшей, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

11. Если в школе обучаются близнецы с разной «рукостью», не следует ждать от них одинаковых успехов, и не следует эти успехи сравнивать. Такого левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой ("Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!").

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Это влияет на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Для овладения навыками чтения внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения.

Можно также закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие.

Необходимо развивать содружественное действие обеих рук. Могут быть полезны игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

Родителям левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("у тебя часы на левой руке" или "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" – вниз, как у дятла").

Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания

У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям. Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений – особенно.

Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!".

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов желательно обращать внимание ребенка на направление, в котором пересчитываются предметы – справа налево или слева направо. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

Ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов;

Перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

Образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

Образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить ряд сюжетных картинок (справа налево или слева направо) и составить по ним связный рассказ. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.

Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.


Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению

Ребенок левша – это не диагноз, это признак таланта. Когда я училась в школе, моих сверстников – левшей учителя и родители переучивали. Их заставляли писать правой рукой, так как опасались за социальную адаптацию в мире, где большинство людей – правши. Считалось, что леворукость помешает в приобретении профессии.

В настоящий момент научно доказано, что переучивать ребенка нет никакого смысла. Леворукость – это отражение определенной межполушарной асимметрии мозга. В настоящее время левшей не переучивают. И если ваш ребенок левша – замечательно. Значит ваш ребенок нестандартен, а это преимущество. Надо просто все в доме приспособить, чтобы ему было удобно.

В большинстве стран – США, Франция, Великобритания и др. – не переучивают левшей, а создают для них условия для нормального существования. К левшам надо относиться бережно. Дети левши более ранимы и чувствительны. Они труднее привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют окружающий мир, цвет и форму предметов. Именно поэтому в художественных школах очень много левшей. Психологи доказали, что левшам трудно работать в больших группах в условиях строгих регламентов и жесткого подчинения. Как правило это инициативные люди, с развитой интуицией. У них лучше получается индивидуальная работа, где нет строгого подчинения. В этом направлении и нужно развивать вашего ребенка левшу.

«Билль о левшах» В1976 г. Международной конфедерацией левшей, которая находится в городе Топика (штат Канзас, США), был подготовлен «Билль о левшах». В документе было сказано: «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство левшей всего мира». День левшей призван привлечь внимание общества к проблеме переучивания детей‑левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет к психологическим травмам. Конфедерация также преследовала цель заставить производителей бытовых товаров и промышленных дизайнеров учитывать запросы левшей. Среди населения планеты встречается около 7‑17% левшей. Существует много теорий и предположений о причинах леворукости, однако точный ответ до сих пор не найден. Активно идут исследования генетической природы левосторонности. Вероятность развития у ребенка леворукости составляет 2‑3%, если родители правши, 14‑18%, если один из родителей левша, и 30‑40%, если оба родителя левши.

Статистика показывает, что левши чаще правшей становятся высококлассными специалистами. По исследованиям университета святого Лаврентия уровень IQ у левшей выше. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к нагрузкам, точнее на ощупь определяет форму предмета.

Особенности левой руки Проблема леворукости остается одной из самых серьезных в педагогике и психологии. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов.

Оказалось, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака (приятный запах), а для леворуких характерно преобладание эмоций отрицательного знака (неприятный запах), то есть они более пессимистичны. Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.

Праворукость и леворукость формируются в основном к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более при наличии среди родственников леворуких, переучивать ребенка нельзя. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается обоеруким, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса. Амбидекстром был великий физиолог И.П. Павлов.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие - от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам. Иногда у праворуких людей имеется как бы скрытое левшество, в котором нетрудно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец. При переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.

Знаменитые левши

Политики и военные: Цезарь и Наполеон, Александр Македонский и Карл Великий, Черчилль, Бисмарк и Фидель Кастро.

Американские президенты: Джеральд Форд, Билл Клинтон, Джордж Буш‑старший и Барак Обама.

Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Питер Пауль Рубенс, Альбрехт Дюрер.

Писатели: Ганс Христиан Андерсен, Франц Кафка, Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл и др.

Композиторы и музыканты: Николо Паганини, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни, Ринго Стар и др.

Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро и др. Ученые: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

  • Не переучивайте ребенка – дело не в руке, а в особой организации мозга. Переучивание может привести к неврозу.
  • В классе ребенок левша должен сидеть слева от своего соседа.
  • Настольная лампа на рабочем столе ребенка должна располагаться справа от него.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, правая рука свободно лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Леворукий ребенок трудно ориентируется в тетради, чтобы ему помочь левую сторону листа можно маркировать цветным карандашом.
  • Помните, что четкое соблюдение режима для ребенка левши трудно. Делайте ему послабления.
  • Для обучения леворуких детей надо использовать яркие образы, визуализацию.
  • Приобретайте специальные канцелярские товары для леворуких. Так ручки и карандаши для них имеют специальные выемки, чтобы ребенок правильно захватывал их пальцами. Существуют специальные точилки для карандашей, специальные ножницы.

Не забывайте о витаминах. Возможности мозга поможет расширить комплекс Брейн-о-флекс. Он улучшает кровоснабжение и питание сосудов головного мозга, память, концентрацию внимания. Для правильной работы мозга необходимы омега-3 жирные кислоты. Они входят в состав детского витаминного комплекса Юниор Би Смарт. Комплекс снижает гиперактивность, улучшает умственные способности, успокаивает.



Рассказать друзьям