План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной группе "Моя семья". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи: Образовательные задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений.
2. Упражнять детей в умении правильно отвечать навопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Развивать вязную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
2. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
Развивающие задачи:
1. Вызватьу детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера;
2. Активизировать творческое воображение, фантазию, развивать логическое мышление, зрительное внимание.
3. Закреплять представления обобязанностях всех членов семьи.
Предварительная работа:
1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в саду, в лесу.
3. Наблюдениеи запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Закрепление знаний пословиц о семье.
5. Рисование рисунков.
6. Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:Рисунки детей на передачу «Моясемья», ширма, игрушка - кукла Таня, корзина, карточки солнышка и тучки, «ладошки - лучики», емкости с краской влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим, пригожим, я предлагаю образовать круг.«Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся». Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к вам по кругу, и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и непокидает на протяжении всего дня! Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем их. Основная часть:И мы вместе с гостями отправляемся на передачу, «Моя семья». Мы в студии, занимайте свои места (дети садятся на стульчики).Начинаем нашу передачу - «Моя семья», и я, ее ведущая Марина Геннадьевна, приветствую вас. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наша кукла Таня.К. Таня: Здравствуйте, ребята!Воспитатель: Произошло какое-то чудо, и наша кукла Таня ожила.Здравствуй, Танечка!К Таня: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня? Воспитатель: Сегодня, Таня, мы с ребятами хотим тебе рассказатьо самом главном, что есть на земле - о семье. Но с начала я предлагаю участникам вместе с Таня подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё? Дети: Имя.Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей? Дети:Фамилией.В. Но бывают ребята семьи с одинаковыми фамилиями именами. Воспитатель: Ребята, я предлагаю представиться гостям? 2-3 чел. Дети:Меня зовут..., моя фамилия....Воспитатель: Благодарю участников. Воспитатель: К Таня, а ты знаешь, как называют людей, живущих водном доме, квартире? К Таня: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают? Воспитатель: Конечно, знают, дети, подскажите Таня, как называют людей живущих в одном доме, квартире? Дети: Семья, семейство.К Таня: Как интересно семья.Воспитатель: Раз тебе интересно Таня, мы с ребятами постараемсярассказать всё о семье.Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?Дети:Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек,бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким, прочтет Света Земцова.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню - волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка - Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько героев в стихотворении, перечислите их. Сколько получилось? (ответы 2-3 детей) Скажем хором семь добавим Я получается.... (ответы детей). Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?*>Дети:Воспитатель:Друг Сережа, он член семьи? Дети: Нет, он нечлен семьи и не родственник.Воспитатель: Кемон приходится герою стихотворения?Дети: Онприходится другом.Воспитатель:Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.Воспитатель:Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?Дети: Он нечеловек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения. Воспитатель:Ребята, скажите какие бывают семьи?Воспитатель:Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, вы видите фотографии семьи, какой считается эта семья: большой или маленькой? Как вы считаете это дружная семья? Почему эту семью можно назвать дружной? И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение. К Таня: И что ребята, родители заботятся о вас?Как проявляетсяих забота?Ответы детей.Воспитатель:Правильно ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них. К Таня: Какие вы молодцы, я слушала вас и вспомнила, одну пальчиковую " гимнастику, она мне очень нравится и она тоже о семье, вы сможете выполнить её? Воспитатель: Ну,конечно же, сможем Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/Кто приехал? /большими пальцами/Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/Мама, мама, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /указательными пальцами/Папа, папа, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /средними пальцами/Братец, братец, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /безымянными пальцами/Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /мизинцами Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/Да, да, да. /всеми пальцами/Воспитатель: сейчас ребята с Куклой Таней внимательно послушайте загадки о ком говорится подсказки - отгадки у нас в группе
1.Я загадала слово в этом слове два звука м Произнесем этот звук- Прокого это, вы, конечно же догадались, это - мама.- Скажитесамые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная,ласковая, внимательная...)?
2.Кто научит гвоздь забить?Кто научит смелым быть? Правильно папа.Кем вы приходитесь папе?Дети: Сыном, дочкой.Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа?(Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый...)
3.Вкусныеоладушки, у любимой?Правильно: бабушки.
4.Онтеперь стар и сед Мой родной, любимый... (дед)А кем вы приходитесь своему дедушке и бабушке?Дети: Внуком, внучкой.К Таня: какие вы молодцы, я приятно удивлен, вы меня радуетесвоими знаниями. Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?(Ответы детей).- Верно!ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать

наших родителей. Повернитесь ребята и посмотрите на спинки стульчиков, что вы там увидели, возьмите в руки и повернитесь ко мне.(Солнышко и тучка у каждого ребёнка на спинке стульчика в кармашках). Как вы думаете, на что похожа радость (огорчение) на солнышко или на тучку? (ответы детей) Мы поиграем в игру.Д/и «Радость и огорчение»Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.-Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Порвали книгу;- Убрали игрушки на место;-Разбили чашку;- Отыскали потерянные бабушкой очки;Воспитатель: Давайте сложим тучки и солнышко в корзинку добрых дел. Мызнаем что не нужно огорчать родных Нашим гостям и К Таня интересно будет послушать рассказы о ваших семьях. А увидеть ваши семьи в галереи рисунков Рассказывают 2-3 ребенка. Правильно встать с правой стороны(Дети рассказывают: кто изображен на рисунке; мою маму зовут..., папу зовут.. Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь,чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)Воспитатель: Ребята, когда вы рассказываете о своих семьях. Какие чувства вы испытываете? Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.Воспитатель: Почему?Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня. Воспитатель: Посмотрите у нас светит солнышко, давайте украсим солнышко нашими«ладошками- лучиками» и оно будет освещать наши семьи и дарить тепло. Подойдите к столу и оставьте свои ладошки.Воспитатель: Какое веселое солнышко получилось. Дом, семья - это то,место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.Таня: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо живут, и что жедети помогают даже взрослым?Воспитатель: Конечно, Таня. Вот у меня здесь есть корзина добрых дел,мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. Игра «Добрые дела»(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очередидети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола...)Воспитатель: Я своей маме помогаю полоть грядки Ответы детей Воспитатель Какая корзинка тяжелая! Таня ты ее даже не удержишь КТаня: Вот это да... Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться. Воспитатель: Ребята хорошие помощники и они много умеют и знают Рефлексия Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Ребята вы рассказывали о своих семьях, на что похожи ваши чувства на солнышко или на тучку? (Ответы детей)Почему? Я предлагаю подарить солнышко гостям, чтобы в их семьях было теплои уютно. Дети садятся, на свои места К. Таня: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.Воспитатель:
Ребята!Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась.
До свидания Кукла Таня!До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья». Всего вам доброго.


Цель: воспитание доброжелательного, внимательного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;

— стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : обложка для книги и бумага для страниц одного размера, но разного цвета, настольно-печатные игры «Хорошо — плохо», «Для кого что нужно?», «Кому что нужно?»; картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которыми украшают дом (можно из старых номеров журнала «Домашний очаг»); медиапроектор, четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда, аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам о красоте в доме, семье. Ей нужна такая книга, где было бы много рассказов с иллюстрациями о том, как все заботятся о своем доме, потому что маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой найти такую книгу, но, к сожалению найти ее не удалось. Тогда она решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Нина Семеновна знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги, игры о красоте в доме. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о том, как все в семье заботятся о своем доме. Дети так любят играть в разные игры! А чтобы книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о красоте в доме, семье, и подумать, как можно красиво оформить наши странички. Что же такое красота?

Дети отвечают.

Красота — это то, что приносит человеку радость.

Как вы думаете, кто приносит красоту в дом?

Дети . Мама, папа, бабушка, дедушка, я.

Воспитатель . Верно, красоту в дом приносит каждый. Что включает красота семьи?

Дети отвечают.

Красота семьи включает многое: чистоту и порядок в доме, свежесть одежды, цветы, картины. Очень важно с детства научиться быть красивым. Давайте вспомним о том, что нужно делать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают картинки, на которых нарисовано то, что поможет выглядеть внешне красивыми, и выкладывают их на наборное полотно.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно поместить на первой странице нашей книги картинки, на которых изображены красивые дети?

Дети. Конечно, можно!

Воспитатель. Думаю, что они понравятся малышам и многому их научат.

По предложению воспитателя дети наклеивают картинки на первую страницу книги.

Что можно разместить на следующих страницах?

Дети . Картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которые украшают дом.

Дети выбирают иллюстрации с изображением красивых мужчин и женщин, интерьера квартиры (из старых номеров журнала «Очаг»). По предложению воспитателя размещают их на страницах книги.

Воспитатель . Давайте вспомним о том, что делают взрослые, чтобы дома быть красивыми, аккуратными, и поиграем в игру.

Игра «Для кого что нужно?»

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены мужчина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчин, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть внешне красивыми.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок. Подводит итог: «Чтобы быть красивыми внешне, мужчины и женщины дома пользуются косметикой, парфюмерными принадлежностями; делают зарядку, следят за своей фигурой, со вкусом одеваются».

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям средней группы.

Воспитатель обращает внимание детей на домашнюю и спортивную одежду для взрослых, изображенную на перфокарте.

Как называется эта одежда? Почему ее называют домашней (спортивной)?

Дети. Домашняя одежда — для дома, в спортивной одежде занимаются спортом.

Воспитатель . Верно! Одежда у людей бывает разной и различается по своему назначению. Чтобы вспомнить о том, какой еще бывает одежда, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель предъявляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель . Ребята, а у вас есть повседневная одежда?

Дети . Да.

Воспитатель . Когда вы ее надеваете?

Дети. Мы в ней ходим в детский сад, надеваем, когда находимся дома или собираемся на улицу.

Воспитатель . Ребята, а почему в нарядной одежде нельзя ходить каждый день?

Дети . Ее надо беречь, она красивая, дорогая.

Воспитатель. Почему к одежде нужно относиться очень бережно, следить за тем, чтобы она всегда была чистой, аккуратной?

Дети . Всем нравится общаться с теми, кто красиво и аккуратно одет.

Воспитатель . Верно! Приятно общаться с теми людьми, кто выглядит красиво и аккуратно, следит за своим внешним видом. Ребята, как вы думаете, можно поместить на одну из страничек нашей книги эту игру? Чему она сможет научить малышей?

Дети . Тому, что одежда у людей бывает разной, к ней нужно относиться бережно.

Воспитатель. Давайте вспомним о том, что нужно знать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.

Игра «Кому что нужно?»

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены три женщины в разных по цвету и стилю нарядных платьях. Здесь же нарисованы украшения: разные по цвету и размеру бусы, серьги, клипсы, браслеты, цепочки; обувь: разные по цвету туфли, кроссовки, сапожки. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно подумать, какие украшения, обувь по цвету и стилю подойдут каждой из женщин, и соединить их изображения линиями разного цвета.

Воспитатель. Ребята, вам понравилась эта игра? Как вы думаете, ее можно поместить на следующую страничку нашей книги?

Дети. Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, что эта игра всем понравится. Ребята, красота тех, кто живет дома, проявляется не только в том, как они выглядят. В чем же еще?

Дети. В хороших поступках.

Воспитатель. Совершенно верно, красоту в дом приносят добрые, хорошие поступки, потому что добрый поступок — тоже проявление красоты. Ребята, а какими добрыми поступками вы радуете своих родных дома?

Дети. Заботимся о малышах, проявляем вежливость, помогаем родителям, уделяем внимание бабушке и дедушке.

Воспитатель. Вы молодцы, что проявляете заботу о своих родителях: помогаете в домашних делах, даете возможность отдохнуть. Почему нужно заботиться о родителях?

Дети . Потому что они много работают и устают на работе.

Воспитатель . Для чего они работают? (Примерные ответы детей: они зарабатывают деньги.) Для чего нужны деньги?

Дети . Чтобы покупать еду, одежду, игрушки, книги, мебель.

Воспитатель. Верно. Для того чтобы со вкусом одеваться, иметь в доме необходимое (мебель, посуду), нужны деньги. Чтобы в семье был достаток, взрослым приходится много трудиться, поэтому так важно заботиться о родителях, бережно относиться к приобретенным на заработанные ими деньги вещам (книгам, игрушкам, одежде). Послушайте об этом стихотворение «Твоя мама».

Ребенок

Ты маму знаешь только дома;

Родные руки берегут

Домашний ласковый уют,

Такой привычный и знакомый.

И не всегда ты видишь маму

В ее заботах трудовых:

Не шлешь ты с нею телеграммы,

Не лечишь вместе с ней больных,

Не мчишься с ней на паровозе,

Ее не видишь у станка,

И славных дел ее в колхозе

Не разделяешь ты пока.

Но если мама иногда

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда!

В. Донникова

Воспитатель. Давайте выучим последнее четверостишие наизусть.

Дети выполняют задание.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая научит, как еще можно порадовать родителей.

Игра «Порадуем маму»

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет

(Дети тянут руки вверх.)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет —

(Тянут руки вперед.)

Ты подставь скорей ладошку,

(Подставляют ладошки «солнышку».)

Пусть тебя увидит мама

(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)

И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

(Дети повторяют: «С добрым утром!».)

И скажи ей: «С добрым утром!»

А потом с улыбкой, с песней

(Широко разводят руки в стороны.)

Выйди к травам, людям, птицам...

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

(Улыбаются друг другу.)

Воспитатель . Ребята, так приятно смотреть на ваши улыбающиеся лица! Писатель Л.Н. Толстой в книге «Детство» написал: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица...». Почему он так написал?

Дети . Улыбаться может только добрый человек, доброта — красота человека.

Воспитатель . Верно! Надо быть добрым — тогда лицо будет приветливым, приятным. Надо уметь дарить доброту другим людям. Улыбка — символ добра. Ребята, посмотрите, как мы с вами красиво оформили страницы для книги. (Показывает детям готовые страницы.) Сегодня после дневного сна мы с вами продолжим оформление других страниц. Думаю, что они получатся такими же интересными. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней «Улыбка», потому что от улыбки лицо каждого человека становится красивым и приятным.

Звучит песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: « Моя семья».
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска».
Разработала: воспитатель Томилина Светлана Юрьевна (высшая квалификационная категория), 2014 г.

Программное содержание: Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
Сформировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений.
Развивать связную речь при составлении рассказов на заданную тему.
Упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм точного выражения мысли.

Скачать занятие
Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг к другу.
Ход НОД: Воспитатель обращает внимание на домик.
« Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдем,
А зовется башня дом».
Позвоним в звоночек.
- Здравствуй, мальчик, как тебя зовут? (Антоша).
- С кем ты живешь? (Один).
- Один? Ты пошутил? Как вы думаете, может ли такой мальчик жить один? Почему? С кем может жить Антоша? (после каждого ответа ставится картинка членов семьи).
- Отгадайте загадку:
« Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я
Мы называемся вместе…(семья).
(ставится картинка членов семьи).
- Антоша решил показать нам свой любимый цветок, который называется « Родная семья».
« Сам цветочек- это я, а еще моя сестра,
Папа с мамой листочки мои,
Бабуля с дедулей мои корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга,
Все мы в семье своей любим друг друга».
- Семья- это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Дружная любящая семья очень важна для каждого ребенка. У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Иногда семью человека называют словом «родня». Подберите слова близкие по значению слову « родня», т. е. родственные слова -родители, родственники, родные. Родня- это мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, дяди и тети.
- А сейчас поиграем в игру с пальчиками: (физминутка « Этот пальчик дедушка…).
- У меня есть вот такая ладошка. Давайте найдем на ней самый маленький пальчик- мизинец. А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют?
- Посмотритесь в зеркало. Что вам нравится в себе?
- Посмотрите в зеркало и скажите: Какой я хороший. Как я себя люблю.
Игра « Закончи предложение».
- Возьмите сердечко в правую руку и приложите его к своему сердцу.
- О чем оно вам говорит?
- Я умею…
- Я хочу…
- Я никому не желаю…
- Я добьюсь…
- Я люблю…

- « Здесь живет моя семья: мама, папа, брат и я. Бабуля с дедулей. Это мой дом. Мне всегда уютно в нем» (ставятся фигурки членов семьи на ладошку).
- На какие группы можно разделить членов семьи? (с фигурками: взрослые и дети; мужчины и женщины; молодые и пожилые).
Внести « Цветик - семицветик».
- Что значит счастливая семья? У меня есть цветочек. Он, как вы знаете, исполняет любые желания. Давайте загадаем желания, чтобы наши семьи были счастливые (папа с мамой не ссорились, бабушка не болела…).
- Как можно выразить любовь к родным людям? (погладить, обнять, помочь, сказать добрые слова и т. д.).
- Давайте вспомним пословицы о семье:
- « Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
- « Бабушка, золотая сударушка, хлебцем кормишь, дом бережешь. Добро стережешь».
- « У кого есть дед, у того и обед».
- « Нету лучше дружка, чем родная матушка».
- « Вместе и душа на месте».
- « Дружная семья гору сдвинет».
- « В родной семье и каша гуще».
Физминутка.
« В комнату вошел мой папа, Мама в шкаф убрала шляпу.
В конуру залез наш пес, дедушка арбуз принес.
Бабушка кормила кошку, ну а я смотрел в окошко».
- Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные. Ребята, вы приготовили гербы своей семьи - это символ семьи, ее отражение. Расскажите о своей семье: какая у вас семья, сколько в ней человек, как их зовут, что вы любите делать вместе (рассказы детей).
- У меня есть портреты, где изображены члены семьи. Задание: сложить портреты веером обратной стороной и предложить вытянуть любые две картинки. Сказать, кто изображен и кем эти люди приходятся друг другу.
- Чем отличаются мужчины от женщин?
- А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?
Дидактическая игра « Кто чем занимается?» (с картинками: орудия труда).
- Ребята, у меня есть старинный ларец, полный добра и чудес. В нем находятся вещи, которые связаны с вашей семьей и передаются из поколения в поколение от ваших прабабушек к вашим бабушкам, от бабушек к вашим родителям, от ваших мам и пап к вам, а вы передадите их своим детям и внукам. Давайте заглянем туда.
Дидактическая игра « Бабушкин сундук» (дети достают старинную вещь и рассказывают о ней.)
- А сейчас закройте глаза и подумайте, какое слово для вас самое главное.
« Какое самое первое слово? Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой, на первой странице оно в букваре.
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе.
Шепни его тихо, скажи его звонко,
Главное слово любого ребенка - мама»
- Да, мама подарила вам жизнь. Слово « мама»- особое слово. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. Давайте вспомним какую колыбельную пела вам когда- то мама.
Дидактическая игра на построение сложно - подчиненных предложений:
- Мама огорчится, если я…
- Мама обрадуется, если я…
- Ответьте мне на вопрос « Зачем тебе мама?
« Зачем ты маме?».
Физминутка:
« Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».
- А теперь достаньте фото своей мамы и встаньте в круг. Покажите друг другу фото своих мам, полюбуйтесь на них сами. Они у вас молодые и красивые. А еще какие?
- А теперь повернитесь ко мне спиной. Посмотрите на свою маму, вспомните, может вы обидели ее когда- то, подумайте, как ей было плохо и больно. Прижмите образ мамы к груди и попросите у нее прощения. Она вас поймет и простит.
« Солнышко» (обратить внимание на макет солнышка).
« Ласковое солнышко посетило нас,
Мы с него красивого не сводили глаз».
- Давайте напишем на его лучиках слова о том, что должно быть в ваших семьях (мир, благополучие, счастье, лад, согласие, достаток…).
- Если все это в ваших семьях будет, то и ваши будущие семьи тоже будут счастливы. В счастливых семьях все смеются и поют песни. « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (А. Н. Толстой).
- Мы с вами в группе тоже живем одной семьей. Как приятно, когда друг другу говорят хорошие слова и комплименты.
Игра « Кто такой я?»: Клубочек ниток передается по кругу. Ниточка наматывается на пальчик и, с обращением к другому ребенку:
- Саша, ты такой внимательный!
- Да, я внимательный, а еще я добрый.(ниточка наматывается и клубочек передается дальше).
Дети говорят слова: « Мы живем одной семьей: я и ты и мы с тобой».

Занятие в подготовительной к школе группе детского сада

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье.
4.Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
5.Развивать чувство гордости за свою семью.
6. Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи животных и птиц, рисунки детей (генеалогическое древо семьи), пословицы о семье, кроссворд, загадки по данной теме,мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я - помощник», «Выходной день в моей семье», сюжетно - ролевая игра «Семья», изготовление книжек - малюток «Моя семья», чтение и разучивание стихов, пословиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Любите ли вы их разгадывать?
Загадки кроссворда.
По вертикали:
1.Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)

2.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

3.Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос …(дочь)

По горизонтали:
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа)

5.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, Любимый…(дедушка)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель: А зачем нужна человеку семья?
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему? (рассуждения детей).
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (использование мнемотаблицы, рассказы детей).
Воспитатель : Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).

Образовательная область . Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6

Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.

Задачи:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

развивать связную речь.

Закреплять и расширять представления детей о семье;

- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий,

Составление рассказов на тему «Моя семья»,

Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;

инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;

Рисование портретов членов семьи.

Оборудование:

Карточка с ребусом;

Семейные фотографии;

Предметы для подвижной игры.

Ход занятия.

1.Организация детей.

2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).

Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

3. Беседа.

Как вы понимаете, что такое «семья»?

Кто вы для мамы?

Кто вы для папы?

- Кто это «Мамина мама»?

- Кто это «Папин папа»?

- Кто вы для бабушки?

- Как называют в семье девочку и мальчика?

3.Рассматривание стенда «Моя семья».

Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.

4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).

Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.

5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».

А какие они родные и дорогие вам люди?

Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).

Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).

Бабушка …

Дедушка…

Братик…

Сестрёнка…

6. Физкультминутка «Семейная зарядка».

7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».

А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.

Как вы думаете, о чём подумал Миша?

Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?

8.Подвижная игра «Мы – помощники».

- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.

- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.

- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.

- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.

8.Пословицы о семье из «сундучка».

Назовите пословицы о семье.

При солнышке тепло, при матери добро.

В гостях хорошо, но дома лучше.

Не будет добра, если в доме вражда.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?

9. Итог.

-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.



Рассказать друзьям