Проектно - экспериментальная деятельность в старшей группе: проект "Очистка воды".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 38

« Левушка»» города Белово

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»

Подготовили воспитатели

2 младшей группы « Ромашка» МБДОУ

детского сада № 38 города Белово

И.С.Баумгертнер, Т.Н.Сивохина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС - дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Сроки реализации проекта:

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, воспитатели.

Планируемый результат:

расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 - 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…РЫБА!

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.

Воспитатель.

А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

Какая у рыб вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Без воды рыбка погибает.

Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Ни чем.

Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети. Нет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.

Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети. Рыбок.

Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети. Не чего.

Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?

Дети. Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.

Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.

Список используемых источников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

«Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева

Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан

Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ »

Подготовила : Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы :

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Тип проекта :

По количеству участников –

коллективный.

интегрированный.

По продолжительности –

Краткосрочный

С 01.09 по 30.11.2016г

Участники проекта :

Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;

- педагоги ДОУ ;

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Цель проекта :

Развитие познавательного интереса детей в процессе .

Задачи проекта :

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.

Этапы реализации проекта :

1 этап : - информационно – накопительный.

2. этап : организационно –

практический.

3 этап : презентационно –

завершающий.

Ожидаемый результат :

Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности , делают выводы.

Практическая значимость :

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Этапы реализации проекта :

1. информационно – накопительный.

Подбор методической литературы.

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.

Подборка опытов с описанием проведения.

Организация предметно – развивающей среды.

Подбор оборудования для проведения опытов .

Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование » .

2 этап : организационно – практический :

1. Подготовка запланированных мероприятий.

2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах .

3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования .

4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать» .

5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста – «Что мы знаем о воде» ; младшая группа - ; средняя группа -«В гости Капелька пришла» ; старшая группа – «Свойства воздуха» ; подготовительная группа – «Извержение вулкана»

6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам .

7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности .

3 этап : презентационно – завершающий :

1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования .

2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент

3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое :

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.

Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.

О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Подбор методической литературы, пособий.

Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования

Дидактические игры

Приложения :

Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде» .

Что мы знаем о воде.

Свойства воды (холодная, прозрачная)

Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» .

Рассказ об утёнке.

Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа

Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»

Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном )

Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха» .

Чем пахнет воздух?

Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана» .

Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность »

Конкурс уголков экспериментирования .

Аналитическая справка Тема : «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ »

Цель : выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности .

Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г

Объекты контроля : все возрастные группы

Вопросы проверки :

Планирование работы с детьми и родителями.

Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности

Создание уголков экспериментирования

В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности . Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности ;

Создание предметно-развивающей среды;

Умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности , соблюдая технику безопасности;

Использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.

Проверка планов ВОР :

Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты , как в совместной деятельности , так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода» , «Для чего нужен воздух» , «Какого цвета вода» , «Тонет не тонет» , «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» , «На мокром песке остаются следы, отпечатки» , «Чудесные картинки» , «Игры с песком» , «Воздушные фокусы» и т. д.

Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.

В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы : «Что такое эксперимент » , «Как организовать игры с водой» , «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома» , «Домашняя лаборатория» , «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » , «Учим детей наблюдать» , «Беседы на прогулке» .

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».

Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» , «Бумажная страна» , «Красивые камни» ;

в создании уголков по экспериментированию .

Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Предлагают для родителей памятки на различные темы.

Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.

Вывод по контролю : Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ , показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность , через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.

Предложения :

1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.

2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.

3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.

Проверяющий : старший воспитатель___Янбердина М. А.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детские сад №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район

«Экспериментируем вместе: Волшебница ВОДА»

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

А.И. Савенко

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта : воспитатели, специалисты, воспитанники и родители

Руководитель проекта: старший воспитатель Н.Н. Осипова

Гипотеза:

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.

Цель проекта:

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.

Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
  • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников
  • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
  • Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
  • Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию
  • Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:

  • Формировать представления о воде, ее состояниях.
  • Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
  • Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)
  • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды

Основные принципы реализации:

  • Создание предметно-развивающей среды
  • «Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр
  • Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности

При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что со-ставляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интерес-ным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые поз-воляют выдвигать и проверять мно-жество идей и предложений. Напри-мер, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?» В ре-зультате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи иссле-довательской деятельности, разраба-тывается план действий: схема после-довательности этапов работы.

ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ: поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации тру-да. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонс-трирует практические приемы выпол-нения опыта, оказывает дифференци-рованную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы . «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмот-реть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следу-ющий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!» . В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. В лаборатории разместили подборку энциклопедической литературы, а также DVD, коллекции созданные детьми и родителями, и результаты деятельности по проектам. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

  • Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если…?»и т.д.).
  • Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами (использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).
  • Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).
  • Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.

В дальнейшем, приобретая навыки экспериментиро-вания, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предло-женного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности.

  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Проблемные вопросы.
  • Обращение к опыту детей.
  • Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно

ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обоб-щение результатов, их анализ, фор-мулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. На-пример, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми ги-потезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.

В ходе беседы дети могли выде-лять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

1.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

Виды

деятельности

Взаимодействие с

педагогом в разных видах

деятельности

Взаимодействие

со сверстниками

Работа с родителями

Коммуникативная

Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.

Чтение художественной и познавательной литературы: М. Пришвина « Сытые пузыри», «Живительный дождик» и т д. Отгадывание загадок, разучивание стихов. Прослушивание звуков природы.

Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение.

Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

Продуктивная

Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода».

Рисование «Аквариум», «Капелька».

Оформление экологической газеты

«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».

Д/игры «Хорошо - плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д.

Сюжетно - ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».

Познавательно - исследовательская

Опыты

«Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».

Игры забавы с водой.

«Экспериментируем

вместе с ребёнком дома»

Двигательная

«Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,

«Рече -двигательное упражнения».

Игра «Море волнуется»

Совместные игры

Работа с родителями

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.

К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.

Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.

Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях -активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Развивающая предметно-пространственная среда

Итог проекта:

Мы с моими воспитанниками приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» в номинации «Исследовательская работа в детском саду» и стали победителями этого конкурса (3место).

Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

запомню, дай попробовать и я пойму» И это действительно так, исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лёд, песок, магниты, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Используя в работе различные парциальные программы: по экологии, по ознакомлению детей с неживой природой, было замечено, что дошколята проявляют большой интерес к экспериментированию. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»- писал А. Энштейн; а «творчество- разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины». Так как в дошкольном возрасте дети не умеют приобретать знания самостоятельно, не включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различия, то интереснее изучать неживую природу через экспериментирование. В ходе экспериментирования решаются следующие задачи: Расширяются представление детей о неживой природе Повышается уровень познавательных процессов (классификация, сравнение, обобщение) Развивается умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Расширяется кругозор детей, активизируется речь и обогащается словарь. Развивается любознательность, она порождает потребность в исследовании. Знакомство с неживой природой происходит через различные опыты.



Рассказать друзьям