Родительское собрание "наказание и поощрение в семье". Родительское собрание "поощрение и наказание детей в семье"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели:

  • Показать родителям значение методов поощрения и наказания;
  • Способствовать сотрудничеству детей и родителей;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями.

Повестка:

  1. Что такое поощрение и наказание. Обсуждение. Родительский опыт.
  2. Сотрудничество детей и родителей.
  3. Решение собрания.

Настроение . С каким настроением вы пришли?

Игра “Молекула-хаос”.

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь здороваются и знакомятся друг с другом. По команде: “Молекула по 2,по 3 игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т.д. человек. Как только звучит команда “Хаос”, участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом игра продолжается.

ХОД СОБРАНИЯ

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.

Итак, переходим к основной теме нашего собрания.

1.ЧТО ТАКОЕ ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Давайте поговорим

  1. Какие меры наказания и поощрения используются в вашей семье?
  2. За что вы наказываете и поощряете?
  3. Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?

Заполните, пожалуйста, таблицу.

Методы наказания Как вас наказывали ваши родители Как вы наказываете ваших детей Отметьте из них действенные
1 Ставили в угол
2 Прекращали общаться на длит.вр
3 Применяли телесные наказания
4 Ограничивали свободу
5 Лишали любимого занятия
6 Читали бесконечные нотации
7 Стыдили при посторонних
8 Оскорбляли и ругались
9 Лишали любимых лакомств
10 Ограничивали в покупках
11 Выгоняли из дому

Как вы думаете, что такое поощрение, наказание? (Обсуждение)

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. “Я очень довольна твоими успехами”, - говорит мама дочке. “ Мне нравиться твоя сила воли”, - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно “ вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок...

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – “Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т.д.”

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: “ Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их”.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания.

Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме - нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”“Это наркоманы!” - прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире - сидеть просто так не было сил.Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...“Разбил... Разбил!” - вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, - спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла - нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку - и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” - услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

Что же ты, сыночек?

Я разбил вазу.

Я знаю, сынок, - ответила она. - Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

“Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!”.Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня...”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!” Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин - пожарил картошку.С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник - там не было никаких двоек.Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Педагогические ситуации по теме собрания:

Ситуация 1:

Сын пришел домой в испачканной одежде, пуговицы на рубашке были вырваны вместе с тканью.

Как должны действовать в этом случае родители?

Ситуация 2: В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Правильно ли поступали родители, наказывая ребенка физическим трудом?

Была ли подобная ситуация в вашей семье?

Ситуация 3: Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
  • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Ситуация 4: Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

Игра “Одеяло”

2. СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Как вы считаете, в чём заключается сотрудничество детей и родителей?

  • Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
  • Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.
  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
  • Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

Родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом:

  • обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
  • старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
  • обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;
  • не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;
  • не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

В заключение собрания мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов “ как поощрять ребёнка в семье”:

  • Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого-либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
  • Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

4. РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.

Игра “Я желаю тебе завтра”

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

Рефлексия

Так ли это происходит в вашей семье, как мы сейчас говорили?

Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

  • 5 объятий – для выживания,
  • 10 – для поддержки,
  • 15 – для роста и развития ребёнка.

Светлана Аникина
Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Родительское собрание

«Поощрение и наказание ребенка в семье »

Форма проведения : круглый стол.

Цель : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений , переосмыслить их.

Задачи :

1. Повышение педагогической культуры родителей , пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье ;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива ;

3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей ;

5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей .

Предварительная работа : Анкетирование для родителей «Наказание ребенка в семье »

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители , бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний .

И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол . После того как мальчик «отбыл наказание » , отец его спросил :

Будешь еще так делать?

Нет, - ответил малыш.

А ты понял, за что тебя наказали ? – догадался спросить отец.

Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок (обсуждение) .

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка . Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой» , а «Ты сделал плохо» , не «Ты жестокий» , а «Ты поступил жестоко» . Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы , ни в коем случае не отнимать подаренного.

Результаты проведенного анкетирования родителей .

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка . Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка . Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения , возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка , на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением . При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения . В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери : холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка , не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания .

Пожалуйста, помните следующее :

Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком , если наказали его незаслуженно .

Контролируйте поведение ребенка , старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком , общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Педагогические ситуации : родителям предлагаются ситуации для обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил , стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалог матери с ребенком :

Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

Не поставишь!

Как ты разговариваешь с матерью!

Нормально.

Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?

Быстро в угол!

Будет ли эффект от такого наказания ?

3. Диалог матери с ребенком :

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!

Справедливо ли наказание ?

4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

5. Во время обеда ребенок постоянно вертится . В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

Виды наказаний и их последствия

1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка .

Последствия : рост агрессивности, склонность к насилию.

2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка .

Последствия : нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки , зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.

Последствия : потеря ребенком чувствительности , способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам . Теряется авторитет родителя .

4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком , стремление родителя уйти , покинуть помещение, в котором находится ребенок , демонстративная изоляция от ребенка .

Последствия : вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Воспитательный эффект данного вида наказания достигается при соблюдении следующих условий :

Наличие стабильной эмоциональной связи ребенка и родителя ;

родитель в открытой и ясной форме сообщает ребенку , что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка , а к его поступку. При этом используется техника сообщения : «Мне очень неприятен твой поступок…» , «Мне обидно…» .

Данным видом наказания нельзя злоупотреблять.

5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол» , запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.

Последствия : вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций

6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя .

Подводя итог собрания , мне бы хотелось, чтобы Вы назвали педагогически оправданные наказания .

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже :

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка ;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного , без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан .

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан . Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Рефлексия. Родители высказывают свое впечатление по теме собрания , была ли полезна данная информация.

В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать » . Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.

Список использованной литературы :

1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. – 2006.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М – 2010 .

3. Дель О. Хвала похвале? / М –2006.

4. Дементьева Л. Ты против? / М – 2008.

5. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

6. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М – 2006.

10. Конвенция о правах ребёнка.

Приложение1.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять »

Чаще хвалите ребенка , чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

- Наказывать легче , воспитывать труднее.

Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера , разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка .

Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

Если есть сомнение, наказывать или нет , - не наказывайте !

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы :

Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

Приложение 2.

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье »

Уважаемые родители ! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да , Нет (подчеркнуть) .

Если «Да» , то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы :

1. Наказание происходит потому , что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка , когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку ? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку ?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка ? ___

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка ? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке ? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету ? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком .

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Макаренко. Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? Это к счастью, Это к счастью! Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью, Это сделал я. Ты разиня, Ты растяпа - Скажет мне семья.




Несколько советов о поощрениях: Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное затаскивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.


Правила наказания детей. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по- прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Родители, помните! Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно. 5.




Ситуация Володя нагрубил учительнице, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым». - «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь» - Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет». Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Этот урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов. А.С. Макаренко писал: «Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека». Согласны ли вы с этим высказыванием?


Ситуация Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин. Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?


ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ) : Физическое наказание детей следует применять в исключительных случаях, только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры). Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).




Советы 1. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком после совершения проступка. 2. Умейте выбрать место и время для разговора. 3. Не делайте замечания детям в присутствии их товарищей. Оно не окажет в этом случае педагогического воздействия. 4. Выражение недовольства может быть разным, но лучше воспринимается тактичный способ.

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

I. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и не дозволенным. В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного.

II. Анализ анкет.

III. Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Какое же наказание выбрать? Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Возможно, ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений) должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь. В общем, тема наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;

при несчастной любви;

просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны.

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.

4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?». Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!». Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».

7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции.

8. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

9. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

10. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

Как предупредить непослушание.

Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам:

1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее.

2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).

3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Соблюдать правила должны все члены семьи.

4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.

IV. Простые советы родителям

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.

4.Ставьте перед ребенком достижимые цели.

5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.

6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.

9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск

Родительское собрание

"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Цель собрания:

Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:


  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

Листы бумаги А4 разного цвета (4 цвета).

Карточки тех же цветов (для каждого участника).

Плакаты с высказываниями.

Карточки с практическими заданиями.

Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей.

Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания.

Стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, садится за стол, на котором лежат листы А4того же цвета. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания

1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Выполнение практического задания по группам:

Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.

Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.


3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями

Например: лечь спать на час позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения
Приложение 5
Как поощрять ребенка в семье


  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами

  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка


  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

  • Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно - сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

  • Важно помнить, что смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

  • Нужно объяснить ребенку смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.


Рассказать друзьям