Родительское собрание – праздник "Семейная родословная" (сценарий). Семейный праздник «Моя родословная

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алфёрова А.В., МКОУ Подгоренская СОШ №1/ технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 5 классе

Тема урока : «Моя родословная»

Учитель: Алфёрова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

Класс: 5

Технология: поисково-исследовательская

Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийный проектор.

Формы и методы обучения : индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

    познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

    способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

    способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка:
Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома.

Основные этапы урока:

    Вступительное слово учителя, учащихся.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная».

    Представление исследований «Семейная фотография» через интерактивный альбом.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии».

    Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя.

«Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я – это я и никто другой».

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Что такое родословная?

Выступление эксперта:

Родительский дом, родители, род… Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое - по общему предку, свойственное (сватовство) - по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену.

Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

А сейчас мы начнем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё генеалогическое дерево !

()

Учитель: Большое дело вы сделали, исследовав свой род . Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16, 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

А сейчас послушаем совет практиков, как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

Учитель: В нашем Подгоренском районе создана КНИГА ПАМЯТИ, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

(Ребята рассказывают о своих исследованиях )

Ученик:

Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!

Учитель: Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

О чём нам могут рассказать старые фотографии?

(Выступления ребят со своими интерактивными альбомами.)

Учитель: Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну, вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей.

Семейная реликвия? Что это такое?

Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем!

(Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях)

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Рефлексия.

Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную?

Что вам понравилось или не понравилось?

Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Айгуль Камальтдинова

Сценарий мероприятия праздника родословной

«Моя большая семья»

Сценарий мероприятия посвященной изучению родословной в подготовительной группе «Моя большая семья»

Цель : Способствовать расширению представления о родственных отношениях, элементарного представления о родословной и генеалогическом древе.

Материал : уголок с внутренним убранством юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, и мультимедийная презентация каждой семьи «Моя большая семья» , столы оформленные фотографиями, поделками, ручными работами семей, слайды «Природа Башкортостана» .

Ход мероприятия.

Ведущий в национальном костюме башкир.

Ведущий :

Славься земля серединная,

Золотая, роскошная, дивная.

Так природа сама захотела,

Чтоб земля здесь о радости пела,

Над волнами чтоб чайки носились,

А в лесах чтобы звери водились,

Чтобы недра богатыми были,

Чтобы здесь все мы счастливо жили.

Назову эту землю торжественно,

Она гордо звучит и естественно,

Средь созвездия блестящих стран,

Имя это – Башкортостан!

(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)

Дети :

Максим : У матери России

Есть много дочерей

Но нет средь них красивей

Башкирии моей.

Самир : Здесь гордо горы высятся

Леса простор степной

Озёра, реки ширятся

Хрустальною волной.

Рустам : Щедра земля Урала

Богатств её не счесть

Есть в недрах нефть и уголь

Есть золото и медь.

Айсэль : Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

Эвелина : О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором : РАХМЭТ!

Ведущий : Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы . Род, родословная , Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо : язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Исполнение песни «Ватан» Ф. Гершовой.

Дети садятся на стульчики по периметру.

Ведущий : Шежере – это родословная . Раньше люди очень хорошо знали свою родословную , до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере . (На экране предоставляется макет генеалогического древа) Я тоже нарисовала свое дерево и заполнила его именами, чтобы мои внуки и внуки внуков по-мнили свои корни?

Звучит грустная мелодия курая и в зал заходит Батыр.

Ведущий : Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр , но он почему

то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?

Батыр : У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.

Ведущий : Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.

Батыр : Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?

Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»

Батыр : Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка гор и лесов : (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью… Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…

Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз. Р. Хасанова)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.

Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»

Батыр : Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка рек и озер : (голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам. Игра «Юрта»

Мы веселые ребята

Соберемся в кружок

Поиграем и попляшем

Разбежимся на лужок

Ведущий : Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое название – Янаул. В переводе с башкирского языка это означает Новое село. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?

Батыр : И правда, давайте заглянем в город Янаул. (слайд «Янаул» )

Песня «Янаул мой» исполняют дети.

Ведущий : А в Янауле нас уже ждут и приглашают к себе в гости семьи (представление семей) .

Давай посмотрим и послушаем, что нам расскажут они.

Семьи выходят на сцену. Ведущий представляет их. (семьи : Аминовых, Ахматнуровых, Сергеевых, Шараевых)

Лиана : Шежере. Какое слово!

Бархатом ласкает слух,

Сердцем рождено, готово

Поднимать потомкам дух!

Ильдар : Кем был твой прадед,

Кем твой дед?

О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Полина : Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех,

И как они женились?

Марат : Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

Радэль : И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь и народ.

Исполнение песни «Россия» . Солисты : Лиана, Самир, Марат.

Ведущий : Семья - это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя,

И, конечно же, ждут.

Семья это те,

Без кого мы не можем,

Они нам всех ближе,

Родней и дороже.

Выступление семьи Аминовых.

Батыр : Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.

Ведущий : А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.

Дети исполняют песню «Олатай»

Игра для зрителей «Седьмое колено» . Вед. объявляет задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.

Вопросы :

Брат жены (Шурин)

Брат мужа (Деверь)

Сестра мужа (Золовка)

Сестра жены (Свояченица)

Мать жены (Теща)

Отец жены (Тесть)

Отец мужа (Свекор)

Мать мужа (Свекровь)

Дочь брата или сестры (Племянница)

Брат отца или матери (Дядя)

Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)

Мужья двух сестер (Свояки)

Матери жены и мужа (Сватьи)

Элиза : Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом ,

И вместе им совсем не скучно,

Хоть дождь, хоть вьюга за окном.

Выступление семьи Сергеевых.

Батыр обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).

Батыр : Какой хорошенький козлёнок! Ребята, а вы знаете что башкиры издавна держали очень много скота. Табуны лошадей- первых помощников людей и в охоте и в быту, неисчислимое количество коров, овец и других животных. Вот и козленок от стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.

Проводится игра «Загони козлят домой» .

(Дети делятся на 2 команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

З. Марат : Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Выступление семьи Ахматнуровых.

Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подготовительной группы)

Яна : В семейном кругу мы все растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Выступление семьи Шараевых.

Ведущий : Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…

Батыр : Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу. Идет к очагу и зажигает его.

Батыр : (на фоне веселой башкирской народной музыки) . Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!

Батыр «заходит в юрту» .

Ведущий : Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Дети перестраиваются в 4 колонны, исполняют танцевальную композицию с цветами, флажками и воздушными шарами. Звучит песня «Родительский дом»

По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике , выходят к детям, все берутся за руки.




МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.

Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника Дерево дo небес (моя родословная) - сценарий детского праздника Действующие лица : Прошлое.

Реквизит

Ватман, на котором нарисовано дерево,

Яблоки, вырезанные из цветной бумаги, с написанными на них заданиями,

Фотографии детей, ножницы,

Карандаши или фломастеры,

Листы бумаги,

Набор цветной бумаги,

Листочки, на которых написаны «звания» родственников и степени их родства,

Цветные пайетки,

Свиток, склеенный из листов, с печатью.

Составление генеалогического дерева способствует изучению ребенком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. Составление родословной сплачивает семью.

В комнату входит папа, одетый в костюм Прошлого.

Прошлое : Я

— Прошлое вашей семьи. То есть то, что уже прошло. Я храню те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда только-только познакомились, а потом поженились ваши мама и папа, когда вы, мои юные друзья, появились на свет... Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах.

А что вы знаете о прошлых поколениях?

Дети рассказывают.

Прошлое : Много знаете про бабушек и про дедушек. Очень интересно. Сегодня мы с вами будем составлять родословную вашей семьи. Знаете, что такое родословная?

Дети отвечают.

Прошлое : Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной.

Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Итак, наша родословная будет оформлена в виде дерева.

Прошлое крепит на стену ватман, на котором нарисовано дерево. К дереву приклеены яблоки из цветной бумаги, на обратной стороне яблок написаны задания.

Прошлое : Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род

— с одной стороны кроны

— прародители по маминой линии, а с другой

— по папиной. Знаете, почему именно дерево станет основой вашей семейной родословной?

Мама : Нет. Расскажи.

Прошлое : Потому что оно имеет корни

— это ваши предки

— и ветви

— это молодые поколения. Корни

— это те, от кого пошел ваш род. Начнем мы, конечно, с вас, дети. Сорвем яблоко, которое растет выше всех. Задание: приклейте на яблоки свои фотографии, подпишите фамилию, имя, отчество и дату рождения.

Мы приклеим эти яблоки на самой верхушке дерева.

Дети вырезают свои портреты и приклеивают их на яблоки, а затем

— на вершину «генеалогического дерева».

Прошлое : Под фотографиями обязательно нужно написать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Кстати, знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Что означают ваши имена?

Дети рассказывают. Если они затрудняются ответить, за них рассказывает мама.

Прошлое : А теперь скажите мне, как зовут ваших родителей?

Дети называют.

Прошлое : А что вы можете рассказать о них? Может быть, вспомните какой-нибудь интересный случай, когда мама или папа вам очень помогли или, напротив, очень вас обидели?

Дети рассказывают о родителях. Прошлое «срывает» два яблока с ветки чуть пониже.

Прошлое : Портреты родителей я предлагаю вам нарисовать. А потом мы также подпишем их даты рождения и приклеим портреты на ветви нашего дерева.

После того как портреты готовы, их также приклеивают на яблоки, вырезанные из ватмана.

Прошлое : А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Веселая семейка».

Игра «Веселая семейка»

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре.круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя членом семьи, которым он хотел бы стать, объясняя при этом, почему.

Например : «Я выбираю роль мамы, так как она добрая». Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет любую из выбранных ролей (мамы, папы, дочки, сына, бабушки, дедушки и т. д.). Тот, кто услышал выбранную им роль, должен занять свободный стул.

Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другого члена семьи.

Задача водящего

— успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

Прошлое : Вы молодцы! Здорово играете! Но вернемся к истории нашей семьи. Вы

— дети. Ваши мама и папа

— это ваши родители. А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Прошлое: Верно. Я расскажу вам стихотворение о них.

У бабушки и дедушки все время интересно : Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню, Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки, А после в огороде цветы сажаем с бабушкой. У бабушки и дедушки что хочешь, разрешается. Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся. А бабушка и дедушка на нас не обижаются, Они и не ругаются, а только улыбаются. Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться, Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом, Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Прошлое срывает яблоки с ветвей, расположенных еще Читает задание.

Прошлое : Задание: сравните ваших бабушек и дедушек с какими-нибудь цветами. Объясняю. Когда вы приезжаете в гости к бабушке, например, по маминой линии, видите ее добрые глаза, счастливую улыбку, слышите ее мягкий спокойный голос, какой цвет вы при этом можете представить? Дети: Желтый, красный, оранжевый... Прошлое: Теперь подумайте о дедушке.

Вот он, серьезный, читает газету, вот смотрит любимую телепередачу, вот, задумавшись о чем-то, пьет крепкий чай. Какой цвет приходит на ум, когда вы думаете о дедушке? Дети: Синий, фиолетовый...

Прошлое : Также представьте бабушку и дедушку по папиной линии. Определились с цветами? Теперь возьмите листы цветной бумаги и нарисуйте на них силуэты бабушек и дедушек.

Каждый силуэт на отдельном листе, выбрав тот цвет, на котором вы остановились.

Дети выполняют задание, затем приклеивают вырезанные силуэты на дерево, подписав дату рождения, фамилию, имя и отчество бабушек и дедушек.

Прошлое : Ответьте мне на один непростой вопрос: кем приходится ваш папа вашему дедушке?

Дети : Сыном.

Прошлое : Да, молодцы! А теперь, чтобы проверить, как вы разбираетесь в родственных связях, поиграем в игру.

Игра «Распутай цепочки родства»

Участникам игры выдаются листочки, на которых написаны «звание» и степень родства. Игроки должны расположить их по порядку и по принадлежности материнской или отцовской линии.

Надписи на листочках : «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Прошлое : Ну вот, с родственными связями разобрались. А у ваших родителей есть братья или сестры? Их тоже нужно внести в родословную. Расположим их имена на тех же ветвях, что и имена ваших родителей. А стрелки от бабушек и дедушек проведем так же, как к вашим маме и папе.

Ведь все они дети бабушек и дедушек.

Дети пишут фамилии, имена, отчества, даты рождении на яблоках, раскрашивают их.

Прошлое : А теперь давайте с вами вспомним, есть ли у ваших тетей и дядей дети. Кем они вам приходятся? Дети: Двоюродными братьями и сестрами.

Прошлое : Молодцы! Вы отлично стали распутывать родственные цепочки. Куда мы их запишем? Дети: Соединим стрелками их имена с именами тети и дяди. Прошлое: Умницы!!!

Их портреты мы выложим из пайеток и приклеим на яблоки.

Из цветных пайеток дети составляют портреты

— делают глаза, рот, нос, волосы. Подписывают их. Прошлое: Ребята, а попробуйте сейчас представить то время, когда у вас уже будет своя семья, свои мужья и жены, свои дети.

Какой будет ваша семья? Дети рассказывают.

Прошлое : Следующая игра как раз поможет вам лучше представить ваше будущее.

Игра «Семья»

Для игры потребуется мяч. Он у водящего. Водящий придумывает вопрос. Например, сколько у тебя будет детей? Называя число, бросает мяч первому игроку. Если количество детей, названное водящим, игрока не устраивает, он отбивает мяч. Водящий называет другое число и снова бросает мяч.

Если игрок поймал мяч, значит, он согласился с водящим. Другой вариант, когда вместо числа водящий произносит слово «семья», игрок, которому бросили мяч, должен поймать его и выбрать то количество будущих детей, которое ему бы хотелось иметь, Если же мяч не был пойман, то число снова определяет водящий. Затем водящий задает тот же вопрос следующему игроку и так далее.

Вопросы могут быть самыми разными : «Во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)?», «Кем будет работать твой муж (жена)?», «Сколько комнат будет в вашей I квартире?» и т. д. В ходе игры у каждого игрока будет составлена своя, часто забавная, история будущей семьи.

Прошлое : Вот мы с вами и дошли до третьего поколения. Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют?

Дети высказывают свои предположения.

Прошлое : Верно, Иваны, не помнящие родства,

— это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном».

Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево».

Далее дети записывают прабабушек и прадедушек. Если их имена и даты рождения точно неизвестны, то записывается только имеющаяся информация. Родители рассказывают детям то, что знают о своих бабушках и дедушках сами.

Эту информацию можно просто записывать на яблоках, «растущих» на нижних ветвях дерева.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Чтобы детям было, интересно оформлять такой семейный документ, оформите его в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях.

Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды.

Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где.

Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Прошлое после того как дерево составлено : Вы

— молодцы! Все правильно сделали и выполнили все мои задания. Я, Прошлое, хочу сказать вам, что у вашей семьи есть большое будущее.

Вы не забыли своих предков и рассказы о них смогли занести в семейную летопись. Ее продолжат ваши дети, внуки, внуки ваших внуков и так далее. Пускай ваше будущее будет светлым!

Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника



Рассказать друзьям