Самый простой экологический проект в детском саду. Экологический проект: «Лаборатория неживой природы»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

Экологический проект : «Стань природе другом »

Участники проекта : дети группы, воспитатель ,родители

Подготовила : Подлужная Анастасия Викторовна,воспитатель

Актуальность проекта :

Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей . Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать,что любить природу - значит творить добро. Заставлять детей задумываться ,над своими действиями и поступками

Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы , «живое» общение с природой ,животными,наблюдения за природой , практическая деятельность по уходу за растениями и животными,осмысление увиденного.

Огромную роль играет как практическая деятельность так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа,тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели ,задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников .

Цели проекта :

Формирование начал экологической культура младших дошкольников .

Прививать детям любовь ко всему окружающему.

Создавать условия для познавательных способностей дошкольников .

Изучение детьми живой и не живой природы .

Расширять кругозор детей .

Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи :

Формировать экологические представления

Формирование основ экологического воспитания , развитие экологического сознания , мышления

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира .

Формировать умение анализировать поступки людей и свои,делать экологические выводы .

Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.

Дать понятия детям,о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Ожидаемый результат :

Осознанное правильное отношение детей к природе .

Развитие познавательной активности детей

Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.

Интеллектуально – личностное развитие детей .

Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе .

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Вид проекта : групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Педагогические принципы :

систематичность

наглядность

доступность

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Сезонность

Подготовительный этап :

Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме : загадки,поговорки, стихотворения.

Рассматривание картин,иллюстрации в книгах.

Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы » ,голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними

Наблюдения за живой и не живой природой .

При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы .

Этапы реализации проекта

I. Занятия познавательного цикла.

Основы экологии .

Тема : «Дикие животные»

Цель :

Расширять знания о диких животных

Дать представления о жизни животных в диких условиях

Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.

Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.

Воспитывать стремление заботиться о животных.

Основы экологии

Тема : «Живая и не живая природа »

Цель :

Дать представления о живой и не живой природе .

Научить различать формы живой и не живой природы .

Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.

Умения делать простейшие умозаключения.

Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы .

Тема : Грибная поляна.

Цель :

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.

Материалы : Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.

Тема : «Осенние деревья и кусты»

Цель :

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.

Развивать у детей чувство меры .

Прививать эстетический вкус.

Материалы : Картон с изображением контура дерева (ствол,ветви,без кроны,пластилин красного, желтого, зеленого,оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Аппликация.

Тема : «Дикие животные. Заяц»

Цель :

Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;

Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу.

Материалы : Картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова,овал (туловище, 6 вытянутых овалов (лапы и уши,маленький круг (хвост, клей, кисть, салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.

II. Художественно –эстетическое развитие. Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

К. Ушинский «Четыре желания» ,

В. Бианки «Лесные домишки» ,

К. Паустовский «Барсучий нос» , «Заячьи лапы»

Г. Скребицкий «Митины друзья» .

Заучивание стихотворений.

1. Ю. Кушак «Олененок»

2. В. Орлов «Почему медведь зимою спит»

III. Просмотр мультфильмов.

«Зимовье зверей» , «Храбрый заяц» , «Теремок» и т. д.

IV. Наблюдения

Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т. д.)

Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)

Звуки леса (дождь в лесу,утренний лес и т. д.)

Песня Д. Кабалевского «Наш край»

Музыка БДХ «Это называется природа » .

Подвижные игры «У медведя во бору» , «Зайка серый умывается» , «Лиса и зайцы» , «Зайцы и волк» и т. д.

Дидактические игры «Всякому свое место» , «У каждого своя пара» , «Улетаем, уползаем, уплываем» , «Кто чем защищается?»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» , «Под грибом шалашик домик» , «Меж еловых мягких лап» , «За грибами» , «Веселые зверята» , «Медвежонок» , «Ёжик и барабан» .

Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

VII. Воспитатель – родители

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста », «Экологическое воспитание детей в семье » .

VIII. Дети – родители

Совместное изготовление поделок из природного материала .

Семейные прогулки в лес, парк, сквер.

Чтение книг о животных, природе .

IX. Подведение итогов

Выставка из природных материалов

Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»

Презентация открытого занятия : «Зимовье зверей»

Выводы : Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально - коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе .

Публикации по теме:

Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода - это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.

Конспект НОД в младшей группе дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Хозяйство бабушки Варварушки» Задачи: закрепить с детьми разные виды транспорта, домашних и диких животных; развивать у детей память, логическое мышление, мелкую моторику.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Как узнать птиц?». Содержание:.

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод – метод проектов.

Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.

Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом :

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);
  • практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);
  • творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наооборот» и др.);
  • игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

  • монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);
  • межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

  • среди детей одной группы;
  • среди детей нескольких групп;
  • среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д.

4. Количество участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный.

5. Продолжительность проекта:

  • краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);
  • среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
  • долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников .

1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

2. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

3. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов :

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Защита проектов.
  8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования. Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребенку, веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Авторы – проектная группа детского сада №64: Сахаутдинова Милия Фаизовна – воспитатель подготовительной группы.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Башкортостана.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!



Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект "Зеленый мир детского сада"

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : май
Тип проекта : информационно-творческий (в рамках тематической недели "Мир деревьев и кустарников")
По количеству участников : коллективный
По продолжительности : краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
-имеют представление о природе родного города
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4.Презентационный

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
3. Рассматривание физической карты Республики, карты района.
4. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи" , презентации "Этот город самый лучший город на Земле"
5. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев.
6. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" .
7. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
8. Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический

1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический

1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Составление "Круга полезности".


5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
6. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
7. Цикл дидактических игр по карте:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до ельника и рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки вишни, яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
-"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
береза,клен ясенелистный,клен,черемуха,вишня,яблоня,ясень широколистный,
верба,рябина,сирень,липа,ива серебристая,лиственница.

Продукт проекта

Карта зеленых насаждений детского сада


На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
Затем проводится цикл дидактических игр по карте.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали,что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Использованная литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
2. Леса Башкирии / Авт. Г.В.Попов - Башкирское книжное издательство, 1980г.
3. Сохраним природу Башкортостана. Учебно-методическое пособие по экологическому образованию. /Авт. -Р.С.Гайсина.-Уфа: Китап, 2007г. - 108с.

  1. Наименование.
  2. Пояснительная записка.
  3. Паспорт проекта.
  4. План реализации проекта в средней группе.
  5. Анализ результатов диагностики дошкольников.
  6. Список литературы.
  7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
  8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд.
  9. Приложение 3. Эксперименты.
  10. Приложение 4. Наблюдения.
  11. Приложение 5. Игры.
  12. Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды».
  13. Приложение 7. Художественное творчество.
  14. Приложение 8. Творческие работы детей и их родителей.

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Белочка», педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

Формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

Развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

Воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Родительское собрание

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Консультации

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста

Сроки: декабрь - январь

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Заключительный этап проекта:

Сроки: февраль

Мероприятия

Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

Анализ результатов диагностики дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010



Рассказать друзьям