Толкование сновидений обоснование ее структурного построения. Размышления о "толковании сновидений" фрейда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страница: 41

Я должен объяснить, почему я не продолжил рассмотрения литературы проблемы сновидения, начиная с момента появления первого издания до второго. Читателю, быть может, мое оправдание покажется ненужным; тем не менее я исключительно руководствовался им. Мотивы, побудившие меня вообще к рассмотрению проблемы сновидения в литературе, были исчерпаны настоящею главою, и, быть может, продолжение этой работы стоило бы мне чрезвычайных трудов и принесло бы весьма мало пользы. Промежуток в девять лет, о котором идет сейчас речь, не принес ничего нового и ценного как в области накопления практического материала, так и в области установления новых точек зрения на понимание проблемы сновидения. Моя работа осталась без упоминания в большинстве других научных трудов; не больше внимания она, разумеется, встретила и у так называемых исследователей сновидений, которые дали тем самым поразительный пример свойственному человеку науки отвращению ко всему новому. «Les savants не sont pas curieux», сказал гениальный насмешник Анатоль Франс. Если в науке существует право на реванш, то я имею полное право и со своей стороны пренебречь литературою, появившеюся с момента издания моей книги. Немногочисленные статьи, появившиеся в научных журналах, полны такого невежества и такого непонимания, что я могу ответить критикам только пожеланием еще раз прочесть мою книгу. Быть может, мне следовало бы попросить их даже прочесть ее в первый раз!

В работах тех врачей, которые применяют психоаналитический метод лечения, и других опубликовано большое количество сновидений, истолкованных согласно моим указаниям. Поскольку работы эти выходят из рамок аргументации моих положений, я включил их выводы в свое изложение. Второй литературный указатель в конце настоящей книги включает в себя все важнейшие работы, опубликованные со времени первого издания этой книги. Обширная книга Сант-де-Санкти относительно сновидений, вскоре после своего появления переведенная на немецкий язык, по времени скрестилась с моим «Толкованием сновидений», так что я мог ее использовать столь же мало, сколько итальянский автор мое сочинение. Кроме того, мне приходится заметить, к сожалению, что его названный труд чрезвычайно беден мыслями, настолько беден, что не выставляет даже каких-либо определенных проблем.

Я должен упомянуть только о двух сочинениях, которые близко касаются моего понимания проблемы сновидения. Молодой философ Г. Свобода, пытавшийся распространить биологическую периодичность (в промежуток от 23 до 28 дней), открытую В. Флиссом, на явления психической жизни, открыл этим ключом в своем фантастическом сочинении, между прочим, и загадку сновидения (H. Swoboda, Die Perioden des menschliche Organismus, 1904). Значение сновидений у него сводится к весьма немногому: содержание их объясняется совпадением всех тех воспоминаний, которые в данную ночь заканчивают в первый или в n-ный раз один из указанных биологических периодов. Частное сообщение автора заставило меня вначале предположить, что он сам несерьезно защищает свое учение. Оказалось, однако, что я заблуждался; в другом месте я приведу несколько наблюдений относительно мнения Свободы, не подкрепляющих, однако, последнего. Значительно ценнее для меня было неожиданное столкновение с пониманием сновидения, вполне совпадающим своею сущностью с моим. Время появления этого сочинения вполне исключает возможность того, что оно было написано под влиянием моей книги; я должен поэтому приветствовать в ней единственное в литературе совпадение независимого мыслителя с сущностью моего учения о сновидениях. Книга, в которой я встретил воззрения, аналогичные моим, вышла в 1900 г. вторым изданием под заглавием «Фантазии реалиста» Линкеуса.

Добавление (1914) Предыдущее было написано в 1909 г. С тех пор положение вещей, конечно, изменилось; моя работа о «Толковании сновидений» больше не замалчивается в литературе. Однако новая ситуация делает для меня невозможным продолжение вышеизложенного сообщения о научной литературе по вопросу о проблеме сновидения. «Толкование сновидений» выдвинуло целый ряд новых положений и проблем, обсуждавшихся авторами самым различным образом. Однако я не могу изложить эти работы прежде, чем я не изложу мои собственные взгляды, на которые ссылаются эти авторы. То, что показалось мне ценным в этой новейшей литературе, я изложил поэтому в связи с моими нижеследующими выводами.

II. Метод толкования сновидений

Образец анализа сновидения.

Заглавие, данное мною моей книге, само уже говорит о том, с какой традицией связываю я понимание сновидений. Я задался целью показать, что сновидения доступны толкованию, и дополнения к освещению проблемы сновидения лишь помогают мне выполнить мою действительную задачу. Предположением, что сновидение доступно толкованию, я вступаю сразу в противоречие с господствующим учением о сновидениях, да и вообще со всеми теориями, за исключением учения Шернера, ибо «истолковывать сновидение» значит раскрыть его «смысл», заменить его чем-либо, что в качестве полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь наших душевных процессов. Как мы уже видели, научные теория сновидении не включают в себя проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидения у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ.

Заглавие, данное мною моей книге, само уже говорит о том, с какой традицией связываю я понимание сновидений. Я задался целью показать, что сновидения доступны толкованию, и дополнения к освещению проблемы сновидения лишь помогают мне выполнить мою действительную задачу. Предположением, что сновидение доступно толкованию, я вступаю сразу в противоречие с господствующим учением о сновидениях, да и вообще со всеми теориями, за исключением учения Шернера, ибо "истолковывать сновидение" значит раскрыть его "смысл", заменить его чем-либо, что в качестве полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь наших душевных процессов. Как мы уже видели, научные теория сновидении не включают в себя проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидения у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

Широкая публика старалась поэтому всегда "толковать" сновидения и пользовалась при этом двумя существенно различными методами. Первый из этих методов рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Это -символическое толкование сновидений; оно терпит крушение, разумеется, с самого начала, и те сновидения кажутся не только непонятными, но и спутанными и хаотическими. Примером такого метода служит толкование, которым воспользовался библейский Иосиф для сновидения фараона. Семь тучных коров, после которых появилось семь тощих, пожравших первых, являются символическим замещением предсказания о семи голодных годах в Египте, которые поглотят весь тот избыток, который создадут сытые годы26. Большинство искусственных сновидений, созданных поэтической фантазией, предназначено для такого символического толкования, так как они передают мысли поэта в замаскированном виде, приспособленном к известным особенностям наших сновидений. В новелле "Градива" писателя В. Иенсена я нашел случайно несколько искусственных сновидений, придуманных чрезвычайно умело и доступных для толкования, словно они не были придуманы автором, а действительно испытаны реальным лицом. В ответ на мой запрос писатель заявил, что мое учение ему незнакомо. Я воспользовался этим совпадением моего исследования с творчеством писателя в качестве доказательства правильности моего анализа сновидений (см. мою брошюру "Бред и сны в "Градиве" В. Иенсена, русск. перев. в изд. "Жизнь и душа", 1912). Воззрение, будто сновидение интересуется преимущественно будущим, которое оно может наперед предвидеть, - остаток пророческой роли, приписывавшейся прежде сновидениям, становится затем мотивом, который побуждает символическое толкование изложить найденный смысл сновидения в будущем времени.

Как найти путь к этому символическому толкованию, на этот счет нельзя дать, разумеется, никаких определенных указаний. Успех зависит от остроумия, от непосредственной интуиции субъекта, и потому толкование сновидений при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом. По мнению Аристотеля, наилучшим толкованием сновидений является тот, кто лучше всего улавливает сходства; ибо образы сновидения, подобно образам, отражающимся в воде, искажены движением, и лучше всех угадывает тот, кто может распознать в искаженном образе - истинный (Бюшеншютц, с. 65). Но от такого толкования далек другой популярный метод толкования сновидений. Метод этот может быть назван "расшифровыванием", так как он рассматривает сновидение как своего рода условный шифр, в котором каждый знак при помощи составленного заранее ключа может быть заменен другим знаком общеизвестного значения и смысла. Мне снилось, например, письмо, вслед за ним похороны и так далее: я смотрю в "соннике" и нахожу, что "письмо" означает "досаду", "похороны" - "обручение" и так далее В дальнейшем уже зависит от меня связать эти понятия и, конечно, перенести их на будущее. Интересным вариантом этого расшифровывания, который до некоторой степени исправляет его механичность, представляет собой сочинение Артемидора из Дальдиса о толковании сновидений. Артемидор из Дальдиса, родившийся, по всей вероятности, в начале второго века по нашему летоисчислению, оставил нам самую полную и самую тщательную разработку толкования сновидений в греческо-римском мире. Как отмечает Гомперц, он основывал толкование сновидений на наблюдении и опыте и строго отличал свое искусство толкования от других, обманчивых методов. Согласно изложению Гомперпа, принцип его искусства толкования идентичен с магией, с принципом ассоциаций. Элемент сновидения означает то, о чем он напоминает. Разумеется, то, что он напоминает толкователю сновидения. Неистощимый источник произвола и ненадежности заключается в том факте, что один и тот же элемент сновидения мог напоминать толкователю об одном, а всякому другому человеку совершенно о другом. Техника, излагаемая мною в дальнейшем, отличается от античной техники в этом единственном существенном пункте: она требует от самого сновидящего работы толкования. Она обращает внимание на то, что приходит в голову по поводу того или иного элемента сновидения сновидящему, а не толкователю сновидения. Согласно новейшим сообщениям миссионера Тфинкдита (Anthro-pos, 1913), современные толкователи сновидений Востока также придают большое значение соучастию сновидящего. Очевидец рассказывает о толкователях сновидений у мессопотамских арабов: "Чтобы хорошо объяснить смысл сновидения, наиболее разумные толкователи считают необходимым хорошенько расспросить того, кто обращается к ним, обо всех подробностях, необходимых для хорошего объяснения. Толкователи отказываются давать объяснение, пока не получат ответ на все свои вопросы".

Среди этих вопросов имеются всегда вопросы, выясняющие подробные сведения, касающиеся ближайших членов семьи (родители, жена, дети), а также и типическая формула: "Была ли у вас половая связь до или после сна?" - "Главная идея в истолковании сновидения - заменить содержание сна на его противоположность".

Здесь во внимание принимается не только содержание сновидения, но и личность и жизненные условия самого грезящего, так что один и тот же элемент сновидения имеет иное значение для богача, женатого и оратора, чем для бедного, холостого и купца. Наиболее существенно в этом методе то, что толкование не обращается на сновидение во всем его целом, а на каждый элемент последнего в отдельности, как будто сновидение является конгломератом, в котором каждая часть обладает особым значением. К созданию этого метода послужили поводом, очевидно, бессвязные, сбивчивые сновидения. Д-р Альф. Робитзек обращает мое внимание на то, что восточный сонник, по сравнению с которым наши представляют собою жалкие подражания, совершает толкование элементов сновидения, по большей части, по созвучию и сходству слов27. Так как эта аналогия при переводе на наш язык должна была, несомненно, утратиться, то этим и объясняется странность толкований в наших народных сонниках. Относительно этого выдающегося значения игры слов в древних восточных культурах говорит подробно Гуго Винклер. Наиболее яркий пример толкования сновидений, дошедшего до нас с древности, основывается на игре слов. Артемиде? сообщает (с. 255): Аристандр чрезвычайно удачно истолковал Александру Македонскому его сновидение. Когда тот осаждал Тир, он, раздосадованный упорным сопротивлением города, увидел во сне сатира, пляшущеего на его щите; случайно Аристандр находился вблизи Тира в свите короля, победившего сирийцев. Он разложил слово "сатир" (Zdtupos) на его составные части Za n fupos способствовал тому, что -король повел осаду энергичнее и взял город. (Satupos - "Тир твой"). Впрочем, сновидение настолько тесно связано с его словесным изображением, что Ференци вполне справедливо замечает, что каждый язык имеет и свой собственный язык сновидений. Сновидение обычно непереводимо на другие языки, и я думаю, что книга, подобная настоящей, так же непереводима на другой язык. Тем не менее д-ру А. А. Бриллю в Нью-Йорке удалось перевести "Толкование сновидений" на английский язык (London, 1913, George Alien & Co, Ltd), а психоаналитики д-р Голлос и д-р Ференци приступили к венгерскому переводу (1918).

Для научного рассмотрения темы непригодность обоих популярных методов толкования сновидений, конечно, очевидна. Символический метод в применении своем чрезвычайно ограничен и не может претендовать на более или менее общее значение. В методе расшифровывания все направлено к тому, чтобы "ключ", "сонник" был вполне надежным источником, а для этого, разумеется, нет никаких гарантий. Невольно возникает искушение согласиться с философами и психиатрами и вместе с ними отказаться от проблемы, толкования сновидений, как от призрачной и излишней задачи. После окончания моей работы мне попалось в руки сочинение Штумпфа, которое совпадает с моим в желании доказать, что сновидение не бессмысленно и доступно толкованию. Толкование, однако, совершается у него при помощи аллегоризирую-щей символики без ручательства за общеприменимость такого метода. Я между тем придерживаюсь совершенно иного взгляда. Я имел возможность убедиться, что здесь снова перед нами один из тех передних случаев, в которых чрезвычайно упорная народная вера ближе подошла к истине вещей, чем суждения современной науки. Я считаю своим долгом утверждать, что сновидение действительно имеет значение и что действительно возможен подход научный к его толкованию. К этому заключению я пришел следующим путем.

Много лет занимаюсь я изучением многих психопатологических явлений, истерических фобий, навязчивых представлений и т.п. в терапевтических целях. Я имел возможность убедиться из одного важного сообщения Жозефа Брейера23, что для таких явлений, воспринимаемых в качестве болезненных симптомов, раскрытие их и устранение совпадают друг с другом. (Breuer und Freud. Sludien iiber Hysteric, Wien. 1895, 3. Aufl. 1916). Когда такое патологическое явление удается свести к отдельным элементам, из которых проистекало оно в душевной жизни больного, то тем самым оно устраняется, и больной избавляется от него. При бессилии других наших терапевтических стремлений и ввиду загадочности таких состояний мне казалось целесообразным пойти по пути, открытому Брейером, и, несмотря на многочисленные трудности, достичь намеченной цели. Каким образом сложилась в конце концов техника этого метода, каков был результат стараний, об этом я буду иметь случай говорить в дальнейшем изложении. Во время этих психоаналитических занятий я натолкнулся на толкование сновидений. Пациенты, которых я заставлял сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Теперь уже было нетрудно рассматривать самое сновидение как симптом и применять к нему тот же метод толкования, что и к последнему.

Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка больного. От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, что успех психоанализа обусловливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мысли, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме; он должен относиться совершенно беспристрастно к своим мыслям; ибо именно эта критика сыграла бы важную роль, если бы ему не удалось найти желанного разъяснения сновидения, навязчивой идеи и т.п. При психоаналитических занятиях я имел случай заметить, что психическая структура размышляющего человека совершенно иная, чем структура наблюдающего свои психические процессы. При размышлении психический процесс играет большую роль, чем при самом внимательном наблюдении, как то показывает даже напряженная физиономия и морщины на лбу человека, погруженного в раздумье, в противоположность к мимическому спокойствию самонаблюдающего субъекта. В обоих случаях необходимо усиленное внимание, но при обычном размышлении человек сохраняет критику, в силу которой отбрасывает часть возникающих у него мыслей после того, как он их воспринял или прерывает другие, так что не следит за ходом тех мыслей, который, быть может, они начинают: другие мысли он вообще не сознает, так как они подавляются до их восприятия. Самонаблюдатель, напротив того, старается лишь подавить критику; если это ему удается, он начинает сознавать бесчисленное множество мыслей, которые в противном случае остались бы у него неосознанными. При помощи полученного таким путем материала может быть произведено толкование патологических идей, а также и сновидения. Ясно, таким образом, что тут речь идет о подготовлении психического состояния, которое в отношении распределения психической энергии (подвижного внимания) имеет некоторую аналогию с состоянием засыпания (а вместе с тем и с гипнотическим состоянием). При засыпании "нежелательные представления" появляются наружу вместе с ослаблением произвольного (разумеется, также и критического) процесса, оказывающего влияние на ход наших представлений. В качестве причины такого ослабления мы приводим обычно "утомление"; появляющиеся нежелательные представления преобразовываются в зрительные и слуховые образы. (Ср. замечания Шлейермахера и др., с. 34). Г. Зильбергр получил из непосредственного наблюдения этого превращения представлений в зрительные образы важные материалы для толкования сновидений. (Jahrbuch der Psychoanalyse I и II, 1809 и сл.). При состоянии, которым пользуются для анализа сновидения и патологических идей, намеренно и умышленно отказываются от активности и используют сохранившуюся псх1хическую энергию (или часть ее) для внимательного прослеживания появляющихся нежелательных мыслей, сохраняющих свой характер представлений (в этом и заключается отличие от состояния при засыпании). Таким образом "нежелательные" представления превращаются в "желательные".

Требуемая здесь установка на мнимо "свободное течение" мыслей с устранением критики, по-видимому, чрезвычайно затруднительна для многих. "Нежелательные мысли" вызывают обычно сильное сопротивление, мешающее им пробиться наружу. Если поверить, однако, нашему великому поэту -мыслителю Фр. Шиллеру, то такой же процесс необходим и для поэтического творчества. В одном месте своей переписки с Кернером., на которое указал ОгтоРанк, Шиллер отвечает на жалобу своего друга в его недостаточной плодовитости: "Причина твоих жалоб объясняется, как мне кажется, тем принуждением, которое твой разум оказывает на твое воображение. Я выскажу здесь одну мысль и проиллюстрирую ее сравнением. Мне представляется вредным, если разум чрезвычайно резко критикует появляющиеся мысли, как бы сторожа и самый порыв их. Идея в своем изолированном виде, быть может, чрезвычайно ничтожна и опасна, но вместе с другими, последующими, она может быть чрезвычайно важной; в связи с этими другими идеями, в отдельности такими же ничтожными, она может представить собою весьма интересный и существенный ход мыслей. Обо всем этом не может судить рассудок, если он не сохраняет идею до тех пор, пока не рассматривает ее в связи с остальными. В творческой голове, напротив того, разум снимает с ворот свою стражу, идеи льются в беспорядке и лишь затем он окидывает их взглядом, осматривает целое скопление их. Вы, господа критики, стыдитесь или боитесь мгновенного преходящего безумия, которое наблюдается у всякого творческого разума и продолжительность которого отличает мыслящего художника от мечтателя. Отсюда-то и проистекают ваши жалобы на неплодовитость: вы чересчур рано устраняете мысли и чересчур строго их сортируете". (Письмо от 1 декабря 1788 года).

И тем не менее "такое снятие стражи с ворот разума", по выражению Шиллера, такое погружение себя в состояние самонаблюдения без критики отнюдь нетрудно.

Большинство моих пациентов осиливают эти трудности уже после первых указаний; для меня лично это тоже не представляет особой трудности, особенно когда я записываю свои мысли. Сумма психической энергии, на которую, таким образом, понижается критическая деятельность и которая в то же время повышает интенсивность самонаблюдения, значительно колеблется, смотря по теме, на которой должно фиксироваться внимание пациента. Первый шаг при применении этого метода учит, что в качестве объекта внимания следует брать не сновидение во всем его целом, а лишь отдельные элементы его содержания. Если я спрошу неопытного пациента: "Что вызвало у вас такое сновидение?" - то он обычно не может найти ничего в своем умственном кругозоре; мне приходится разложить сновидение на отдельные части, и тогда он к каждой такой части приводит целый ряд мыслей, которые можно назвать "задними мыслями" этих элементов сновидения. В этом первом важном условии мой метод толкования сновидений отличается уже от популярного исторического и легендарного метода толкования при помощи символизации и приближается ко второму методу "расшифровывания". Он, как и последний, представляет собою толкование on detail, а не en masse: как последний, он берет с самого начала сновидение как конгломерат психических явлений.

Во время моих психоанализов у невротиков мне удалось истолковать, наверное, несколько тысяч сновидений, но этим материалом я не воспользуюсь здесь для введения в технику и сущность толкования сновидений. Не говоря уже о том, что мне могли бы возразить, что это сновидения невропатов, не дающие возможности провести аналогию их со сновидениями здоровых людей, к устранению их меня побуждает еще и другая причина. Тема, которой касаются эти сновидения, разумеется, почти всегда история болезни, на которой базируется данный невроз. Благодаря этому для каждого сновидения необходимы были бы чересчур распространенные предварительные сообщения и ознакомление с сущностью и этиологическими условиями психоневроза; все эти вещи сами по себе в высшей степени интересны, они, наверное, отвлекли бы наше внимание от самой проблемы сновидения. Моя же цель заключается, наоборот, в том, чтобы толкованием сновидений подготовить разрешение более трудной и сложной проблемы психологии неврозов. Если же я отказываюсь от сновидений невротиков, от своего главного материала, то я имею уже право не быть чересчур разборчивым в другом материале. Мне остаются лишь те сновидения, которые сообщены мне случайно здоровыми людьми или же которые я нашел в качестве примера в литературе проблемы сновидения. К сожалению, все эти сновидения лишены анализа, без которого я не могу найти смысла сновидения. Мой метод не так удобен, как метод популярного расшифровывания, который при помощи постоянного ключа раскрывает содержание сновидений; я, наоборот, готов к тому, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли. Благодаря всему этому, я стараюсь использовать мои собственные сновидения как наиболее обильный и удобный материал, проистекающий, во-первых, от довольно нормальной личности, а во-вторых, касающийся самых различных пунктов повседневной жизни. Читатели могут усомниться в надежности такого "самоанализа". Произвол при этом, конечно, не исключен. Однако самонаблюдение, на мой взгляд, значительно удобнее и целесообразнее, чем наблюдение над другими; во всяком случае можно попытаться установить, какую роль играет самоанализ в толковании сновидений. Другую, значительно большую трудность мне пришлось преодолеть внутри самого себя. Человек испытывает понятную боязнь раскрывать интимные подробности своей душевной жизни: он всегда рискует встретить непонимание окружающих. Но боязнь эту необходимо подавлять. "Всякий психолог, - пишет Дельбеф, - должен признаться в своей слабости, если это признание позволит ему осветить ранее закрытую проблему". И у читателя, как мне кажется, начальный интерес к интимным подробностям должен скоро уступить место исключительному углублению в освещаемую этим психологическую проблему.

Я приведу поэтому одно из моих собственных сновидений и на его примере разъясню свой метод толкования. Каждое такое сновидение нуждается в предварительном сообщении. Мне придется попросить читателя на несколько минут превратить мои интересы в его собственные и вместе со мной погрузиться в подробности моей жизни, ибо такого перенесения с необходимостью требует интерес к скрытому значению сновидения.

Предварительное сообщение: Летом 1895 г. мне пришлось подвергнуть психоанализу одну молодую даму, которая находилась в тесной дружбе со мной и моей семьей. Вполне понятно, что такое смешение отношений может стать источником всякого рода неприятных явлений для врача, особенно же для психотерапевта. Личный интерес врача значительнее, его авторитет меньше. Неудача угрожает подорвать дружбу с близкими пациентами. Мое лечение закончилось частичным успехом, пациентка избавилась от истерического страха, но не от всех своих соматических симптомов. Я был в то время не вполне еще убежден в критериях, которые определяют полное окончание истерии, и предложил пациентке "решение", которое показалось ей неприемлемым. Расходясь с нею во мнениях, мы посреди лета временно прекратили лечение. В один прекрасный день меня посетил мой молодой коллега, один из моих близких друзей, бывший недавно в гостях у моей пациентки Ирмы и у ее семьи. Я спросил его, как он ее нашел, и услышал в ответ: ей лучше, но не совсем еще хорошо. Я помню, что эти слова моего Друга Отто или, вернее, тон их меня рассердил. Мне показалось, что в этих словах прозвучал упрек, нечто вроде того, будто я обещал пациентке чересчур много. Я объяснил мнимое пристрастие Отто по отношению ко мне влиянием родных пациентки, которым уже давно, как мне казалось, не нравилось мое лечение. Впрочем, неприятное чувство было у меня довольно смутно, и я ничем не проявил его. В тот же вечер я записал довольно-подробно историю болезни Ирмы, чтобы вручить ее в свое оправдание доктору М., нашему общему другу и чрезвычайно популярному врачу. В эту же ночь (вернее к утру) я испытал нижеследующее сновидение, записанное мною тотчас же по пробуждении.

Год издания и номер журнала:

Добрый день! Для меня большая честь и большое удовольствие быть здесь, но, к сожалению, я знаю только несколько слов по-русски. Поэтому я буду говорить по-английски. К счастью, у нас есть переводчик.

В этом году отмечается столетний юбилей публикации "Толкования сновидений" Фрейда. Думаю, важно вспомнить этот факт. И, поскольку в психоаналитических институтах всего мира это событие отмечалось, думаю, что и Москве стоит включиться в этот общий процесс и посвятить некоторое время этой дате. В то же самое время, мне сообщили, что центральная тема семинаров этого приезда проблема реконструкции в психоанализе. Поэтому я попытаюсь рассказать о влиянии этой книги на проблему реконструкции. Как я знаю, у вас был семинар с Гари Голдсмитом, на котором вы обсуждали случай Доры, поэтому я также хотел бы коснуться двух сновидений Доры. Первоначально, по замыслу Фрейда, история Доры входила в "Толкование сновидений", но в конечном итоге, Фрейд не включил ее в книгу, хотя изначально собирался это сделать.

"Толкование сновидений" - это самое большое достижение всей карьеры Фрейда. В 1932 г., в последнем предисловии 8-го издания он написал: "Эта работа содержит, даже с моими уже сегодняшними взглядами, самое ценное из всех моих открытий, которые мне повезло сделать". "Инсайт, такой как этот, упал на меня однажды в моей жизни" - писал он об этой книге. Первая публикация книги содержала 275 страниц, а последнее издание на английском языке содержит уже 700 страниц. Всю свою жизнь Фрейд писал добавления к этой работе. С остальными работами он так не поступал. Помимо "Толкования сновидений" он делал добавления лишь к работе "Три очерка по теории сексуальности". И, если вы прочтете все то количество предисловий, которое было написано к работе "Толкование сновидений", и посмотрите на даты - вы можете увидеть изменения, которые происходили в мышлении Фрейда на протяжении всей его жизни. Вы увидите, во что он продолжал верить, а от чего отказывался. В истории культуры очень мало таких работ, которые на протяжении 40-50 лет автор постоянно меняет и дополняет. Если кто-то прочтет первоначальный вариант книги, то станет более понятно, из каких внутренних побуждений и соображений Фрейд ее написал. В нем было 30 его собственных сновидений, но когда вышло 700-страничное издание, они растворились, доработанные и дополненные сотней сновидений других людей. Две главных темы, которые фигурировали в снах Фрейда, - это амбиции и смерть. В середине серии сновидений немного фигурировала тема сексуальности. Книга была написана под впечатлением от смерти отца. Первоначальный замысел книги состоял в описании собственных переживаний Фрейда по этому поводу. Мы знаем из исследований творческих людей, что великие художники, перед тем как создать что-то значительное, зачастую находились в депрессии. Таким образом, "Толкование сновидений", самая великая работа Фрейда, была частью его горя. Он упоминает об этом во многих местах. Он был под очень сильным впечатлением от того, что понял из своих сновидений. Сама по себе книга описывает базовую модель лечения. Он понял, что когда пациент находится где-то посередине между процессом фантазирования и сна - это оптимальное состояние для анализа. Тем самым снижается непрерывная связь с внешним миром и внутреннюю жизнь удается отделить от внешней. Когда закрывается дверь кабинета, остаются только терапевт и пациент. И терапевт старается свести к минимуму влияние собственной личности, чтобы снизить влияние внешней реальности. Даже если пациент не лежит на кушетке, а сидит, мы стараемся, чтобы свет был не слишком ярким, чтобы ничто не вмешивалось в терапевтический час, ничто не нарушало его состояние - также, как мы стараемся не мешать спящему человеку. Сеттинг психоанализа вытекает из идеи Фрейда о том, что необходимую информацию мы извлекаем из внутреннего и, в каком-то смысле, подобного сну процесса, в котором проявляется бессознательный материал.

Хочу отметить, что в первый год публикации этой книги было продано лишь 123 экземпляра. Через 8 лет было продано только 6 сотен экземпляров этой книги. Фрейд, конечно, страдал от того, что его книгу, в которой было много личного, так приняли, он чувствовал себя несчастным. Хотя в литературных и философских кругах "Толкование сновидений" было принята хорошо, в медицинских кругах его высмеяли за эту книгу.

Я хочу немного поговорить о той статье, которую хотел бы написать и которую, наверное, никогда не напишу. Эпиграфом книги является стих на латыни. Я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-нибудь обсуждал эту латинскую эпиграмму, но это очень важно, потому что Фрейд использовал ее в каждом издании этой книги. Это цитата из "Энеиды" Вергилия "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Интересно, что это выказывание женщины. Это говорит Юноны - супруга Юпитера. Она произносит эти слова, находясь в ярости. Эней - главный герой этой поэмы Вергилия, после того, как греки разрушили Трою, унес из горящего города своего отца на плечах. Потом он приехал в Карфаген и полюбил Дидону - царицу Карфагена. Она тоже полюбила его и он собирался жениться на ней. Но однажды утром он проснулся и сказал: "Я ухожу", потому что чувствовал, что его предназначение состоит в том, чтобы основать Рим. Тогда Дидона воззвала к Юноне, Юнона обратилась с просьбой к Юпитеру, но Юпитер не стал ничего делать. Тогда Юнона разозлилась и воскликнула: "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Аид бросился на флотилию кораблей Энея и разрушил их. Эней - единственный, кто выжил, пошел основывать Рим. Дидона покончила собой. Фрейд начинает свою самую выдающуюся работу с того, что цитирует высказывание женщины, которая находится в ярости от того, что Юпитер, амбициозный мужчина, не выполнил ее желание. Я постараюсь Вам показать, что в этом присутствует деструктивность против женщин. По какой-то причине Фрейд поставил эти слова в начале книги, в качестве эпиграфа. И где-то в конце книги, за 5 страниц до конца, он опять возвращается к этой цитате, вскоре после того, как завершает обсуждение сновидения о смерти своей матери. Из этого можно очень многое понять о конфликте самого Фрейда. Вся книга фактически о реконструкции, через свои сновидения он пытался реконструировать собственную жизнь, начиная с самого детства. Как я уже сказал, книга была мотивирована смертью отца. Вспомним об Энее, который выносит на спине своего умирающего отца и хоронит его. Тогда как раз истек год траура Фрейда по своему отцу. В этой маленькой цитате Фрейд как бы заключил все свои переживания по поводу смерти отца. Многое известно из его писем к Вильгельму Флиссу: он писал ему длинные письма каждый день, годами. Можно сказать, что Флисс был аналитиком Фрейда, он жил в Берлине и Фрейд писал ему почти каждый день. На протяжении всех этих лет он использовал Флисса как фигуру переноса. И в этих письмах, вскоре после того, как его осенила идея эдипова конфликта, ему пришло в голову использовать эту цитату.

В "Толковании сновидений" Фрейд использует метафору постепенного выведения читателя из леса на открытое пространство. Тогда очень многие вещи становятся понятными. В 1899 году, в работе "Покрывающие воспоминания", он написал: "Мы очень хорошо жили в провинциальном уголке: когда же мне было около 3 лет, нам пришлось уехать из этого места и переехать в большой город. Это были долгие и очень тяжелые годы, во время которых, как мне казалось, не случилось ничего такого, что стоило бы запомнить. В действительности, я никогда не чувствовал себя в городе хорошо. Сейчас я думаю, что никогда не был свободен от тоски по красивому лесу, который был возле нашего старого дома, в который я часто убегал от моего отца, даже еще до того, как научился ходить. Это одно из моих воспоминаний о ранних днях моей жизни". Какова здесь основная идея? Первая идея, что сновидение - это исполнение бессознательных желаний, и Фрейд настаивает на том, что обязательно инфантильного желания, либидозного по своей природе. В этой работе речь идет об экономике желаний и о том, что противостоит им. Он также пишет о том, что при отсутствии удовлетворения потребностей нарастает возбуждение психического аппарата, ощущаемое как неудовольствие, из чего проистекает стремлении к удовольствию, к повторению опыта, когда потребности находили удовлетворение. Аргентинский психоаналитик Гарма выразил эти идеи иначе, сказав, что любой сон является потенциальным ночным кошмаром. Потребность, желание является успокоительным средством организма от боли. Фрейд рассматривал людей скорее как избегающих чего-то, в первую очередь, боли, в то время как современные мыслители представляют себе человека стремящимся к чему-то.

В работе "Толкование сновидений" он дает самое лучшее свое описание "свободного ассоциирования". "Пациенты, которые должны были сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка пациента. От него требуются две вещи: увеличение внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которых он обычно производит отбор приходящих ему в голову мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, чтобы успех психоанализа обусловлен тем... (Я хочу вам показать, насколько он давил на пациентов, он совершенно не сидел и не ждал, пока что-то произойдет. Он им говорил, что успех лечения зависит от принесенных сновидений), что пациент замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мыслей, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме".

Если тратить все время на то, чтобы интеллектуализировать, формулировать и обрабатывать материал, мы не получим информации от всех остальных частей нашего мозга. Когда надо написать статью или нарисовать что-то, иначе говоря создать что-то новое, вы расслабляетесь и ждете, пока внутри что-то произойдет. Это совершенно отлично от того, когда вы подсчитываете что-то в уме или учитесь водить машину, - это линейное мышление. Во сне же наступает периферическое осознание. Например, сейчас я говорю и вы стараетесь меня слушать, но в то же время ваше внимание привлекает чья-то кожа, чьи-то губы, чья-то одежда, - и все эта информация где-то откладывается. Но при этом думать-то вы стараетесь о том, что я говорю. А вечером, когда вы ляжете в постель, заснете, то все остальное - оно выплывет. И у себя в кабинете Фрейд хотел добиться от пациентов именно этого, чтобы люди могли сами увидеть то, что им мешает, то, о чем они сами не знают... Все это сказано в этой замечательной книжке. Думаю, что во всем психоанализе это самая замечательная и единственная в своем роде книга. Можно отнестись к ней как к творению ведьмы, как к какому-то адскому созданию. Но она наполнена его практикой каждодневной работы со сновидениями - как интерпретировать, как о них думать, как к ним относиться.

Я хочу сделать несколько замечаний. Он написал эту книгу в 1896 году; в 1925 году в очередном предисловии к ней он написал. "Было время, когда я считал очень трудным донести до читателей различия между манифестируемым и латентным содержанием сновидений... Теперь же многие аналитики упускают разницу между латентным содержанием сновидения и работой сновидений. По сути сновидения не являются ничем иным, кроме как определенной формой мышления, которая становится возможной благодаря состоянию сна. Работа сновидения создает форму сновидения, является объяснением его особой природы". Здесь он хочет сказать, что сновидения - это королевская дорога к бессознательному. Исследование и понимание сновидения - это попытка попасть в бессознательное, а не только в сам сон. Он хочет увидеть в сновидении то, что он называет "первичным процессом", или "низшие силы", что является противоположностью вторичного процесса, который можно соотнести с "высшими силами". Также он говорит о процессе конденсации, например, когда центральная фигура сновидения может выглядеть как человек А, говорить как человек В, вести себя как человек С, быть одетым как человек D, и т.д. Это очень высокая степень конденсации. Важной концепцией является смещение, когда чувства к одному человеку переживаются по отношению к другому человеку, что является основой переноса. То есть, понятие переноса первоначально возникло в результате его наблюдений над тем, что происходит в сне. Я хочу сейчас подчеркнуть и отметить то, насколько весь психоанализ вышел из первоначального понимания Фрейдом сновидений.

Я слишком медленно двигаюсь, сейчас перейду к своей второй идее. Я хотел бы поговорить о примере психоаналитического сна, - сновидении об инъекции Ирме. Помните? Это вторая глава, первое сновидение в книге. Это сновидение Фрейда.

"Большая зала - много гостей, которых мы принимаем. Среди них Ирма, которую я беру под руку, точно хочу ответить на ее письмо, упрекаю ее в том, что она не приняла моего "решения". Я говорю ей: "Если у тебя есть еще боли, то в этом виновата только ты сама". Она отвечает: "Если бы ты только знал, какие у меня боли теперь в горле, желудке и животе, мне все прямо стягивает. Я пугаюсь и смотрю на нее. У нее бледное, опухшее лицо. Мне приходит в голову, что я могу не заметить какого-нибудь органического заболевания. Я подвожу ее к окну, смотрю ей в горло. Она слегка противится как все женщины, у которых вставные зубы. Я думаю про себя, что ей ведь это не нужно. Рот открывается, я вижу справа большое белое пятно, а немного поотдаль странный нарост, похожий на носовую раковину; я вижу его сероватую кору. Я подзываю тотчас же доктора М., который повторяет обследование и подтверждает его... У доктора М. совершенно другой вид, чем обыкновенно. Он был очень бледен, хромает и почему-то без бороды... Мой друг Отто стоит теперь подле меня, а друг Леопольд исследует ее легкие и говорит: "У нее притупление слева внизу". Он указывает еще на инфильтрацию в левом плече (несмотря на одетое платье я тоже ощущаю ее, как и он)... М. говорит: "Несомненно, это инфекция. Но ничего, у нее будет дезинфекция и яд выделится... Он тоже сразу понимает, откуда эта инфекция. Друг Отто недавно, когда она почувствовала себя нездоровой, вспрыснул ей препарат пропила, пропилен... пропиленовую кислоту... триметиламин (формулу его я вижу ясно перед глазами)...Такой инъекции нельзя делать легкомысленно.. По всей вероятности, и шприц был не совсем чист".

Если прочесть анализ Фрейда, все происходящие события - это события последних нескольких недель. Несмотря на его идею, что анализ - это анализ детских неврозов, это сновидение касается его амбиций, потому что это - пациентка, с которой были проблемы, и мы не будем сейчас рассуждать, по каким причинам, так это займет слишком много времени. Он пытается здесь ругать всех: доктора М., Отто, всех остальных людей, которые были ответственны за эту пациентку и за возникшие у нее проблемы. Если какой-нибудь из ваших клиентов придет и скажет: "Я забрал женщину от всех, подвел ее к окну и стал исследовать ее рот", а особенно, если он добавит, что он всех друзей позвал, чтобы осмотреть ее рот, то у вас сразу возникнет масса идей. Ни одна из них не обсуждается в данном случае Фрейдом. Что значит смотреть в рот женщине для человека, который пытается понять бессознательное, сексуальность и оральность, - ни одна из этих тем не обсуждается. Но еще более интересно, что он ругает всех этих людей, потому что М. - это доктор Брейер, Отто и Леопольд - это тоже доктора, бывшие в течение не которого времени ассистентами Фрейда.

В это время Фрейд писал письма Флиссу, который был очень важен для него в тот период. А Флисс был хирургом-отоларингологом в Берлине. В это время Фрейд страдал от очень большого количества ипохондрических симптомов. У него был кардионевроз, а у Флисса были странные идеи относительно человеческих носов и их связи с сексуальностью. Фактически будучи психоаналитиком Фрейда, Флисс несколько раз приезжал и делал операции на носу Фрейда. У Фрейда тогда в качестве пациентки была Ирма, у которой не было никаких улучшений в связи с его лечением. Фрейд считал, что она дура. Вспомните также о случае Доры. У Фрейда иногда были проблемы в лечении женщин, ее он тоже считал дурой. Он попросил Флисса приехать из Берлина и прооперировать Ирму, потому что у нее были истерические симптомы. У нее было кровотечение из мочевого пузыря, а Фрейд считал, что у этого кровотечения истерическая природа. Флисс приехал и сделал ей операцию на носу, удалил ей что-то и ей стало плохо. Фрейд испугался, что она умрет. Флисс уехал назад в Берлин, а Фрейд нашел хирурга в Вене, чтобы тот взялся за ее лечение. Фрейд пришел с хирургом к ней домой, хирург осмотрел ее нос, также как Фрейд осматривал ее рот в сновидении. И они увидели огромный бинт, который Флисс забыл у нее в носу. Хирург извлек этот бинт, и тут же у нее началось кровотечение из носа. Фрейда вырвало и он выбежал из комнаты. Ирма все это видела: как его вырвало и как он выбежал из комнаты. Она страшно разозлилась на него. Тогда ее состояние было весьма плачевным, ей надо было срочно ложиться в больницу... Ни одной ассоциации с этими событиями! Фрейд идеализировал Флисса, который был ему нужен, чтобы продолжать свой собственный анализ. И что он делает в этом сновидении? Он защищает Флисса: "Это не тот доктор и не я, это другие плохие доктора". Здесь очень много агрессии и деструктивного отношения к женщине, также как в эпиграфе к "Толкованию сновидений". Книга начинается с чувства вины. Как мы видим, в этом сновидении много уровней.

Через год Фрейд переменил свое отношение к Флиссу и разочаровался в нем и никогда в жизни, до конца своих дней, больше с ним не разговаривал. То, что я хочу показать - это то, что в тот момент он очень в нем нуждался. Теоретически Фрейд говорит, что все сновидения надо низводить назад, к инфантильным конфликтам, а здесь вы видите, насколько он далек от собственного теоретического утверждения.

Я расскажу вам одну интересную историю, прежде чем расскажу о сновидениях Доры. Есть ли какие-либо вопросы?

Участник : Я где-то читал, что вещество, которое Фрейд увидел в горле в сновидении об Ирме, возникает при распаде спермы.

Да, это компонент спермы. В этом сне присутствует очень сильный гомосексуальный компонент, потому что в нем как бы банда мужчин насилует женщину. Этот гомосексуальный компонент - часть его переноса на Флисса.

Я хочу показать, насколько важны сновидения, особенно, если они интерпретируются в ходе анализа. Судьба, должно быть, знала о том, что я еду в Россию проводить этот семинар, потому что неделю назад мне позвонила моя бывшая пациентка, которая закончила со мной работать 25 лет тому назад. Она захотела обсудить со мной сон. Она сказала: "Однажды в анализе мы обсуждали с Вами сновидение, и это было очень важно для меня". Она считала, что это был момент весьма важного переворота в ее жизни, а сейчас ей около 55 лет. И вдруг она поняла, что не может вспомнить, что я тогда ей говорил по поводу ее сна. И она даже не могла его вспомнить. Она спросила, помню ли я ее сновидение. А я помнил, потому что оно было очень интересным. Это было сновидение, которое впервые приснилось ей в детстве и на протяжении всей жизни у нее были его вариации. Что же я реконструировал из этого сна? Я хочу показать вам, насколько важна эта реконструкция, потому что в данном сновидении выражено то, что она искала на протяжении всей своей жизни. В первоначальном сновидении, она лежит в постели, вокруг нее три белых стены, вот здесь. И там такая лестница, на ступеньках которой стоит мужчина и красит стену в белый цвет. И она поначалу очень пугается, а он лишь водит кистью вверх и вниз. Потом она вдруг понимает, что она контролирует скорость, с которой он водит кистью. Даже более того, она понимает, что чувствует стена, что чувствует тот мужчина, который ее красит. Она начинает испытывать все чувства этого сновидения и получает от этого удовольствие. А в поздних вариациях сна ей очень трудно восстановить это чувство удовольствия. В доме, в котором они прожили первые 6 лет ее жизни, ее кровать стояла возле стены, за которой был кабинет, известного психоаналитика. Иногда пациенты ее отца проходили мимо ее двери, а иногда даже заходили к ней в комнату, садились на кровать и разговаривали с ней. И ей это страшно нравилось, это сильно возбуждало ее. Потом они переехали в Нью-Йорк, и тогда его офис был очень далекщ, она оставалась в течение всего дня с матерью. И вот тут начались проблемы. Во время анализа я ей сказал, что для маленькой девочки в этом сне была очень удивительная вещь и очень возбуждающая. Она неожиданно для себя обнаружила, что можно контролировать события своей жизни, так чтобы они ее не пугали. И она может получать от них удовольствие. Но, когда они переехали в Нью-Йорк, мать получила контроль над ней, она утратила эту способность. Очень интересно, что ее мать умерла год тому назад. И когда она мне позвонила, это была почти годовщина смерти матери. Я с ней обсуждал это в течение получаса по телефону, и она все вспомнила... Нам обоим было очень приятно, и мы оба чувствовали глубокое удовлетворение. Мысль, которую я хотел высказать - о том, что перенос никогда не умирает.

Участник : Это был перенос или его разрешение?

Это все относительно. Если у пациента есть настоящий перенос, он никогда не умирает. Он всегда остается. Не важно, когда вы встретились с этим пациентом, даже годы спустя. Вы можете даже уже стать друзьями, но перенос все равно сохраняется. Если был настоящий перенос, он никогда не умирает.

Теперь очень коротко о сновидении Доры.

В случае Доры было 2 сновидения. Подумайте об этих двух снах как об одном. Фрейд не признал этого, но у Фрейда были проблемы с определенным типом женщин, что, по-видимому, и повлияло на его взгляды на женскую сексуальность. В первой части сновидения Доры ее отец говорит: "Выбегай из дома, дом горит". Он отвергает мать, говорит, что мать интересуют только украшения, забудь о ней. И отец выводит детей на улицу. Потом на 20 страницах Фрейд обсуждает этот материал. Дальше он обсуждает вторую часть сновидения, которое она принесла под конец лечения. Этот сон начинается на улице, там же, где оборвалось предыдущее. Теперь она идет искать свою мать. Она приходит в дом, обнаруживает, что матери там нет. Оказывается, что мать на кладбище, где только что умер ее отец. Она садится в комнате и ждет свою мать. Думаю, что на семинаре с доктором Хоффером вы обсуждали, что в этом проявилась ее тоска по материнству. Из этого сна понятно, как она хочет, чтобы Фрейд помог ей приблизиться к своей матери, но одна из трудностей состояла в том, что мать была слишком заинтересована в отце, также как фрау К. была слишком заинтересована в ее отце...

Участник : В двух сновидениях она не может видеться с двумя родителями сразу. Для нее это невыносимо.

Потому что они оба заняты другими вещами, и оба ее игнорируют. Вы наверное касались того, что представляла собою Дора многие годы позднее? Последние годы она была очень несчастна в отношениях с мужчинами. Она вернулась к Фрейду для дальнейшей работы, но он отказался; он не почувствовал искренности в ее желании продолжать лечение. Я хочу, чтобы вы себе представили, что к вам возвращается кто-либо из ваших клиентов, а вы ему говорите: "А я не верю в искренность вашего желания продолжать анализ". Она дала ему очень много шансов себя лечить, а он от нее отвернулся. Он гораздо больше интересовался ее отцом, также как и ее мать больше интересовалась отцом. Он был приятелем ее отца. На протяжении лечения Доры он встречался и беседовал о ней с ее отцом; он также встречался с мужчиной, на которого она ему жаловалась. Как известно, она вышла замуж за музыканта, но была очень несчастлива в браке. Когда ей было 55 лет, она пришла в офис Феликса Дойча - психоаналитика, который когда-то был доктором Фрейда. Фрейд не любил его за то, что он в свое время скрыл от него диагноз, не сказал ему, что у него рак. Феликс Дойч описал ее как жалкую женщину. Мне кажется, что она не подходила для психоанализа. Возможно ей бы лучше помог роджерианский терапевт.

Последняя вещь, о которой я хочу вам рассказать. Фрейд смотрел в рот Ирме и увидел этот белый налет. Перед тем, как у него был обнаружен рак, у него тоже часто во рту был белый налет. Он любил курить 20 сигар в день, и в ту ночь, когда он увидел сон про Ирму, он всю ночь не спал и работал, курил всю ночь. Думаю, что его рот уже горел от пепла. В этом сновидении было такое телесное ощущение, что во рту что-то неприятное. Это сновидение было до того, как у него был диагностирован рак. В очень многих случаях определенное телесное ощущение неблагополучия впервые появляется во сне. И, когда люди просыпаются, они отвергают это, но сновидение это показывает.

Сон и сновидения

3.2 Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос -- что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Використання психомалюнку в процесі психокорекції

Методы психофизики

Метод минимальных изменений (ММИ) часто встречается под другими названиями: метод границ, метод пределов, едва заметных различий, наименьших различий, едва заметной разницы, серийного исследования...

Методы психофизики

Метод средней ошибки был предложен для измерения дифференциальной сенсорной чувствительности Г. Фехнером и в отличие от двух других классических методов не претерпел с тех пор каких-либо особенных изменений...

Методы психофизики

Третьим классическим методом психофизики является метод постоянных раздражителей (МПР), впервые тщательно разработанный и широко апробированный Г. Фехнером. Значительный вклад в дальнейшее развитие метода внесли теоретические оппоненты Г...

Проблема переживания людьми чувства одиночества

Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах...

Психоанализ К. Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний...

Психология сновидений

Сновидения - сложная функционирующая система. Как и у любой другой системы, у сновидений свои функции. Насчитывается около 51 таких функций. В данной работе будут представлены 30 самых, по моему мнению, важных. Отдельные проявляются автономно...

Психология сновидений

Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон -- сон без сновидений. Считалось...

Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны...

Психофизиологические основы сна и сновидений

Один из первых, кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд предполагал...

Сновидения и проникновение в бессознательное

В рамках моей работы невозможно охватить всю область изучения, рассказать в подробностях о различных подходах к толкованию сновидений и их результатах, поэтому основная задача, поставленная автором при написании этого раздела...

Сон и сновидения

Карл Густав Юнг -- ученик Фрейда -- предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний...

Теории сна и сновидений

Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон...

Теории сна и сновидений

Идеи Фрейда Основатель психоанализа австриец Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний...

Теории сновидений

Еще в 1938 г. Босс показал, что сновидения пациентов-шизофреников становятся более открытыми (менее замаскированными и символизированными) по мере ухудшения состояния и становятся более символическими по мере улучшения...

Очень кратко Сновидение - «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.

Картина К. Брюллова «Сон монашенки»

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя - пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение - осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая - цензуру, которая искажает это желание.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся - подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание - встретиться с любимым человеком на похоронах.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение - это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения - это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция - при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) - это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы - палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук - представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка - символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение - это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные - это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения - избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина - в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса - чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон - это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную - Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».



Рассказать друзьям