Что значит воспитывать в ребенке творческие трудится. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФОТО Getty Images

Горькая правда заключается в том, что вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, способными изменить мир. Посмотрим, к примеру, на лауреатов STS (поиска научных талантов) – самой престижной американской премии, отмечающей одаренных школьников. За первые 52 года ее существования (с 1942 по 1994 год) в качестве финалистов были отобраны около двух тысяч вундеркиндов, но лишь один процент из них в дальнейшем связал свою деятельность с национальной академией наук. Восемь человек из упомянутых обладателей награды получили Нобелевские премии, но остальные десятки и сотни юных гениев, став взрослыми, так и не реализовали свой потенциал.

Ранее считалось, что одаренным детям не хватает социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной социализации. Однако такое объяснение было признано недостаточным, так как менее четверти всех вундеркиндов в действительности сталкивается с какими-либо социальными или эмоциональными затруднениями. Подавляющее большинство из них хорошо подготовлено и имеет такой же успех на коктейльной вечеринке, как и на уроке правописания.

Что же мешает вундеркиндам стать оригинальными и творческими личностями? Дело в том, что одаренные дети стремятся заслужить одобрение родителей и восхищение учителей. Ради этого они могут упорно работать и становиться, к примеру, шахматными чемпионами, но процесс обучения не дает им стимула создавать новое. Такие ребята способны сыграть великолепные мелодии Моцарта, но редко сочиняют свои собственные. Они сосредотачивают всю энергию на потреблении существующих научных знаний, не производя новых идей. Юные таланты предпочитают соответствовать давно заведенному порядку, а не изобретать велосипед. Если же в классе появляется творческий ребенок, то он, вероятнее всего, не захочет неукоснительно выполнять все требования учителя, а будет отстаивать собственные взгляды.

Вырастая, многие вундеркинды становятся экспертами в том, что знают и умеют лучше всего. И лишь небольшая часть одаренных детей в конечном итоге вырастает в новаторов и творцов. Большинство же предпочитает не выходить за рамки любимой деятельности, только там применяя свои выдающиеся мыслительные способности. Из гениальных детей получаются врачи, которые борются за жизнь пациентов, не пытаясь исправить огрехи медицинской системы в целом, или, например, юристы, защищающие клиентов от несправедливых обвинений, но не пытающиеся корректировать сами законы.

Так что же нужно сделать, чтобы вырастить ребенка творческой личностью? В недавнем исследовании специалисты сравнили между собой несколько семьей: с креативными и обычными детьми. Как оказалось, родители «обычных» детей устанавливали для них как минимум пять-шесть правил, которыми те должны руководствоваться в жизни: сон по расписанию, особый распорядок дня. Воспитатели же творческих детей предлагали им не больше одного правила. Вместо этого родители поощряли своих детей думать самостоятельно, акцентируя их внимание на моральных ценностях.

Кое-что уникальное есть и в самих родителях малышей, из которых вырастают творческие личности: они уделяют особое внимание разработке собственного «этического кодекса». Старшее поколение, разумеется, объясняет младшему, что успешность и востребованность – это важные элементы жизни, но при этом поощряет юных гениев в стремлении разобраться в собственных ценностях и обнаружить свои интересы. Все это создает хорошие предпосылки для развития творческой личности.

Американский психолог Бенджамин Блум пристально изучал особенности раннего развития известных музыкантов, художников, спортсменов и ученых. Ему удалось выяснить, что их родители вовсе не мечтали о карьере суперзвезд для своих детей, не выступали в семье в роли строгих надсмотрщиков, а, напротив, чутко откликались на внутреннюю мотивацию своих сыновей и дочерей. Когда малыши проявляли интерес к чему-либо, готовы были с энтузиазмом взяться за дело, родители безоговорочно их поддерживали. К примеру, Моцарт проявил интерес к музыке, прежде чем начал брать уроки, а не наоборот, а джазовая пианистка и композитор Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепьяно и вовсе самостоятельно.

Малкольм Гладуэлл Новая книга Малкольма Гладуэлла посвящена теме успеха. Однако по своему обыкновению он подходит к ней весьма нетривиально: Гладуэлл убежден, что личные усилия и способности, сколь бы бесспорными они ни были, не играют ключевой роли в достижении выдающегося результата.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл сформулировал так называемое «правило 10 тысяч часов» 1 . Основываясь на ряде исследований, Гладуэлл утверждал, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных тренировок. По его мнению, для достижения некоего выдающегося результата в большинстве сфер деятельности необходимо посвятить практике и обучению 10 тысяч часов. Не слишком понятно, каким образом количество времени варьируется в зависимости от области применения сил и особенностей конкретной личности, но это не самый главный вопрос, который ставит перед нами данная теория. Во-первых, чем больше мы тренируемся, тем чаще попадаем в ловушку привычных способов мышления и решения задач. Эксперт зачастую не может справиться с внедрением в практику каких-либо нововведений, тогда как для новичка, сознание которого свободно от всяческих клише, такая задача не кажется сложной. Во-вторых, именно внутренняя предрасположенность вызывает в человеке любопытство и побуждает тренировать навык в течение 10 тысяч часов или даже более. Именно природная склонность к чему-либо определяет также и получение удовольствия от процесса этой тренировки.

Опыт показывает, что успешность творческой самореализации зависит от широты интересов, а не только от глубины наших знаний и опыта. Ученые, получившие Нобелевскую премию, в 22 раза чаще своих «неодаренных» сверстников становятся актерами, танцорами или даже иллюзионистами, в 12 раз чаще начинают писать стихи или романы, в 7 раз чаще обращаются к декоративно-прикладному искусству и в 2 раза охотнее приступают к игре на музыкальных инструментах или сочинению музыки. Никто не заставляет выдающихся ученых выбирать себе творческое хобби. Оно становится отражением их любопытства. Как писал Альберт Эйнштейн, любовь является лучшим учителем, чем чувство долга. Мама записала его в музыкальную школу в пятилетнем возрасте, мечтая, что сын освоит игру на скрипке, однако из этой затеи ничего не вышло. Будущий физик воспринимал уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его. «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в 13 лет, главным образом после того, как влюбился в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно тогда я и добился успеха», – пишет Альберт Эйнштейн.

Многие родители убеждены, что детям очень полезно заниматься творческой деятельностью. Это, в общем, совершенно верно, вот только под «творчеством» обычно понимается исключительно художественное творчество, искусство: чаще всего ИЗО и музыка. Многие родители убеждены, что сами по себе «занятия искусством» благотворно влияют на детей. Так ли это? Что это на самом деле такое – «творчество», и как можно его использовать в воспитании детей?

История 1. Бедная Аня

Как-то раз знакомая учительница музыки пригласила меня на концерт в детскую музыкальную школу. Концерт необычный - сольный. А солисту – вернее, солистке – 12 лет. Зовут её Аня Бойко, она лауреат всяких конкурсов, в том числе международных. Концертная программа рассчитана на полтора часа, исполняться будет, в основном, классика. Аня сыграет одна, с оркестром, с певцом и, наконец, со своей учительницей из музыкальной школы в четыре руки.

Я пошёл на концерт. Зал детской музыкальной школы мало чем отличается от обычного концертного зала: обитые зелёным бархатом откидные кресла, ярко освещённая сцена, оркестровая яма, откуда, как и положено, сверкают две-три отполированные до блеска лысины; на сцене – громадный, как мамонт, чёрный рояль. Зал набит битком и величиной тоже не уступает нормальному «взрослому» залу.

Вышла ведущая – та самая моя знакомая, солидная дама в длинном платье. Наконец, мы увидели героиню вечера – Аню. Знаменитая пианистка оказалась маленькой, тощенькой, бледненькой, заморенного вида девочкой. Одета в пышную, с кружевами и оборками, белоснежную блузку и тёмную длинную юбку – как курсистка XIX века.

Держалась на сцене она скованно, но совершенно спокойно: несложно догадаться, почему, – тут дело в привычке: она же постоянно выступает.

Потом она начала играть: детские пьесы Чайковского, этюды Черни – и в то же время большой кусок из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Шопена, что-то – уже не помню – из Бетховена Все эти вещи она исполнила совершенно одинаково: очень старательно, отчётливо, очень правильно – именно так, как учат в музыкальной школе – и очень скучно . Никакой разницы в исполнении, с одной стороны, детских вещей или этюдов – а, с другой стороны, концерта Шопена – не наблюдалось. Ей явно всё равно было, что играть.

После каждой новой пьесы Аня вставала и заученно, как манекен, раскланивалась. Публика – в основном, ученики и ученицы той же школы, их родители и прочая родня, – словом, болельщики – шумно аплодировала. Какой-то толстый дядя во втором ряду всё время басом кричал «Браво!» – таким голосом, будто хотел напутать Аню. Но она нисколько не пугалась.

Постояв положенное время, церемонно поклонившись, она снова усаживалась за рояль на высокий стульчик – и так же старательно оттарабанивала очередную вещь: без интереса, без понимания, без всяких чувств – как автомат. Потом снова вставала раскланиваться.

У этой бедной девочки были два явных достоинства: первое – замечательная моторика, второе – старательность. Впрочем, она ещё и явно послушная, отличница, наверное, – из тех, что беспрекословно, не задумавшись ни на минуту, выполняют любые распоряжения взрослых. И вот кто-то догадался отдать её в раннем возрасте в музыкальную школу. Теперь имеем результат.

Её натренировали – и очень довольны: куча лауреатских званий – школе честь, родителям слава, да и у самой Ани тоже ведь самолюбие есть.

Вот только эта девочка сходит за звезду исполнительского искусства только сейчас, пока она сравнительно маленькая. Взрослых дядечек и тётечек умиляет, что такое дитё так бойко отстукивает сложнейшие пассажи Шопена, какие и взрослому-то исполнителю не всегда под силу.

Однако она не любит музыку, не чувствует, не понимает её. В то же время её убедили, что она музыкант, она к этому привыкла. У неё отняли здоровье: она хиленькая, бледненькая. Неудивительно: чтобы так отбрякивать Шопена с Бетховеном, надо тренироваться каждый день по 3-4 часа. А ведь есть ещё обычная школа. Ей и гулять-то, наверное, некогда.

У неё украли детство, украли здоровье, обманули, внушив ложные надежды, посеяв в её душу иллюзии, которым никогда не суждено сбыться. Станет взрослой – и никому не будет нужна. Будет тянуть лямку или аккомпаниатором, или, ещё вернее, учительницей музыки, и довольно плохой, потому что музыку не любит. И всю жизнь чувствовать себя обиженной, ущемлённой, как ребёнок, которому обещали конфетку и не дали: ведь сулили такое будущее, такую карьеру! – и где она?

Догадается ли Аня, что взрослые – в том числе, увы, и собственные родители – попросту обманывали её ради собственной корысти: удовлетворяли за её счёт своё честолюбие?

Бедная, бедная Аня!

История 2. Как хорошо быть художником!

Кира раньше училась в художественной школе. Сейчас ей уже 17 лет: художественную школу она так и не закончила, бросила. Рисует она, по-моему, неважненько: ничего особенного.

Как-то Кира – а она не лишена чувства юмора – рассказала мне об особенностях этой, кстати, очень солидной и престижной, художественной школы.

Одного их преподавателя зовут Авессалом Аввакумович. Они его называли между собой Салям-Алейкум. Это очень художественного вида человек: малого росточка, но зато с длинной гривой плохо расчёсанных полуседых волос и с козлиной бородкой. По словам Киры, Салям-Алейкума никто из них не слушал: все что-то своё рисовали, болтали, смеялись, ходили по аудитории, не обращая внимания на преподавателя. Но он на своих учеников не обижался, а продолжал говорить – так что все были довольны друг другом: ученики не мешали учителю высказывать свои мысли, а он, в свою очередь, не мешал им делать и говорить всё, что им заблагорассудится.

На вопрос, чему же она научилась на уроках Авессалома, Кира, смеясь, ответила, что научилась пользоваться губной помадой (ей было 11 лет). Правда, этому искусству её научил не учитель, а другая девочка, постарше неё.

Ещё одна преподавательница, Зарема Руслановна, обычно начинала занятие очень серьёзно, делала перекличку, строго спрашивала домашнее задание – но потом, минут через 10-15, ей обычно кто-то звонил, и она выходила в коридор поговорить. После чего, как правило, наведывалась в ближайший магазин, а придя оттуда, долго беседовала с кем-нибудь из встретившихся ей в коридоре коллег. Только когда занятие уже заканчивалось, Зарема Руслановна снова появлялась перед своими учениками и строго спрашивала, что они нарисовали. Обычно выясняюсь, что ничего, поскольку большинство тоже отлучалось в магазин и всякие иные привлекательные места. Зарема Руслановна строго выговаривала нерадивым ученикам, обещала за них взяться на следующем занятии – и прощалась. В следующий раз, разумеется, всё повторялось сначала в той же последовательности.

Были, конечно, и добросовестные преподаватели. «Но они не учили нас любить искусство, а учили технике живописи. Как размешивать краски, как накладывать. Композиция, перспектива – то-сё. Мне это было неинтересно».

В итоге, проучившись в этой замечательной и, между прочим, небесплатной школе 2,5 года (а это значит по 3 часа 3 раза в неделю, по вечерам, она проводила там). Кира бросила её, о чём нисколько не жалеет.
Вот только зачем она потеряла столько времени? Неужели только для того, чтобы познакомиться со столь выдающимися личностями, как Авессалом Аввакумович и Зарема Русланивна?

История 3. Иван – крестьянский сын

А вот персонаж совсем в другом роде. Ваня. Живёт Иван в большой деревне, на юге. И семья у него большая: шестеро братьев и сестёр, мама и папа, бабушки, дедушки.

Ваня не занимается никакой художественной деятельностью. Зато однажды он вместе с братом Костей построил вокруг своего двора настоящий забор из дикого камня, скрепленного глиной. Забор невысокий, потому что всё равно никто ничего не украдёт: в селе всё на виду. Но для порядка нужно.

Ваня и Костя делали забор сами: им никто не помогал. Только дедушка иногда давал советы, если его спрашивали: сколько воды налить в глину, как класть камни, чтобы не развалились.

Получилось неплохо, только некоторые камни выпирают. Теперь Ваня с удовольствием, проходя мимо, поглаживает рукой свой забор , а иногда подмазывает его свежей глиной.

Ещё одно, тоже совершенно не творческое, дело сделал Ваня: он натаскал с опушки леса хорошей чёрной земли, насыпал во дворе и посадил кусты чёрной смородины . Шесть кустов! Это тоже забота: их надо окапывать, поливать, удобрять, защищать от вредителей. И ничего: смородина у Вани хорошо растёт, с каждым годом урожай ягод всё больше – хотя, когда мальчик посадил кусты, ему было только 8 лет и никто ему опять-таки не помогал.

Ещё Ваня – птицелов. Ловит он, главным образом, щеглов: на них есть спрос на птичьем рынке в городе. Чтобы поймать птичку, нужна «заподка» – западня: небольшая клеточка, разделённая перегородкой надвое. В одну половину помещается ручная подсадная птичка: она весело прыгает, клюёт корм – соблазняя тем самым своих товарок. В другой половине – открытая дверка с пружинкой. Птичка подлетает, садится на палочку, вставленную в дверку, пружина срабатывает и дверка захлопывается.

Такие заподки все мальчишки, и Ваня тоже, делают себе сами. Это огромная работа: вырезать ножом ровные палочки, пробить в них гвоздиком на равном расстоянии дырочки, протянуть проволоку. Но самая тонкая работа – та самая дверка с пружинкой. Сделаешь её слабой – птичка улетит. Сделаешь слишком сильной – дверка так прихлопнет крошечную пичугу, что может её покалечить.

Но Ваня умеет делать заподки, и он ещё ни одной птице не повредил.

Однако западня – это ещё полдела. Надо знать места в лесу, где кормятся и ночуют щеглы. Знать их повадки. Ведь если пойманная птичка долго просидит в клетке, она будет биться, стараясь вырваться, и может повредить себе крылья и голову и даже вовсе погибнуть. Птичку надо достать из клетки почти сразу после того, как дверка захлопнулась, а для этого приходится проверять свои ловушки на рассвете, когда все нормальные люди ещё спят: ведь птички с утра голодные, а потому менее осторожные – и часто попадаются в ловушки именно рано утром.

Потом нужно добывать для своих птиц корм. Пока их никто не купил, они должны хорошо питаться, чтобы выглядеть бодрыми и здоровыми. Впрочем, Ваня не всех своих птиц продаёт, потому что он не коммерсант по натуре, а увлечённый человек, а кроме того, он просто любит птиц, ему нравится с ними возиться, нравятся они сами по себе.

Щеглы ещё ничего – они едят семена репейника, а этого добра везде полно: надо только осенью заготовить достаточно. А вот некоторых птиц: соловьёв, например – надо кормить червяками, мотылём – живым кормом. Это посложнее.

Я познакомился с Ваней, когда ему было 10 лет. Простецкая веснушчатая физиономия, волосы, как солома, - под стать имени. Но какой он живой, инициативный, весёлый, здоровый - и какой творческий! Всё сам: и всегда у него всё получается. Так кто же у нас более творческий человек: Аня, Кира - или всё-таки Ваня?

Именно самостоятельная деятельность, требующая проявления инициативы, преодоления трудностей и с ответственностью за результат – действительно очень полезна с воспитательной точки зрения. А вот полезна ли вашему ребёнку заниматься музыкой или ИЗО – это зависит от множества обстоятельств: состояния его здоровья, его способностей, личностных особенностей; наконец, от того, какие учителя ему попадутся.

«Творческая деятельность», по мнению большинства современных педагогов и психологов, – это самостоятельная деятельность, в которую входит постановка цели (самостоятельная! кто делать будет, тот и цель ставит), планирование всех этапов её достижения; самостоятельные действия, направленные к её достижению, и, наконец, ответственность за результат (ответственность – перед самим собой, прежде всего). При этом творческой может быть абсолютно любая деятельность, если она строится описанным выше образом. И труд на земле, и забота о животных, и строительство – даже и просто забора. Важно не что делать, а зачем и как .

Некоторым родителям льстит, что их дочь или сын будут пиликать на скрипочке или малевать пейзажики: им почему-то кажется, что подобные занятия облагородят их дитё, придадут ему интеллигентский лоск и вообще «приобщат к культуре». Так вот – это ещё большой вопрос.

Довольно нередкий результат усиленных занятий музыкой в раннем возрасте – отвращение к музыке (хорошо, если без сколиоза в придачу).

Хотя действительно художественно одарённых детей нужно учить обязательно и начинать как можно раньше. Но многие родители заблуждаются относительно талантов своих детей. А, кроме того, надо учитывать и склонности самого ребёнка. Если мальчик жаждет гонять в футбол и ходить на рыбалку, усаживать его на 3 часа в день за инструмент – по меньшей мере, бесчеловечно, да и педагогически нецелесообразно. Сначала надо увлечь – а уже потом технически обучать.

И ещё. Психолог В. Ротенберг как-то сказал: «Наградой за творчество является само творчество» . А не дипломы и награды.

Творчество очень нужно всем людям, а детям прежде всего. Но не надо искать его в особых «специально отведённых для этого» местах. Творчески можно отнестись к любому делу, было бы желание. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества.

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Джин Ван’т Хал – мама двух дочек и автор мега-популярного блога Artful Parent наконец-то выпустила книгу, в которой собрала все свои основные наработки и мастер-классы по творческому воспитанию детей. Книга так и называется – «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье ».

В книге Джин объясняет, как развить в ребенке творческие способности, заложенные в нём с рождения, и наполнить креативом повседневную семейную жизнь. Она рассказывает, как выкроить время для творчества в течение дня, помогает подобрать занятия, которые понравятся и подойдут именно вашему ребенку, учит, как обустроить место для занятий и хранения детских работ, как выбрать необходимые материалы и инструменты, как грамотно поощрять и развивать творческое мышление и корректно говорить с ребенком о его «творениях».

Книга состоит из двух частей: теоретической, с массой полезных советов из личного опыта Джин; и практической, включающей в себя целых 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста.

Джин утверждает, что творческим можно назвать «любое занятие, наполненное красотой и созиданием», и у современных родителей есть масса способов и возможностей, как привнести искусство в повседневную жизнь. Также она настаивает на том, что наполнить креативом можно практически любое дело. Рисование и лепка – самые популярные околотворческие занятия. К ним также можно отнести:

  • научные опыты и эксперименты – они развивают творческое мышление;
  • прогулки – красота природы настраивает на креативную созерцательность;
  • приготовление еды и выпечки – питает не только желудок;
  • ролевые игры с игрушками – развивают воображение.

Психологи утверждают, что творчество помогает детям постигать мир, способствует избавлению от страхов и пробуждает эмоции. Креативные дети учатся нестандартно мыслить, искать решения сложных проблем и делать открытия. Все это способствует личному успеху детей.

Кроме того:

Творчество выстраивает нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику.

Каракули – предшественники письма. Больше каракулей – быстрее и безболезненнее ребенок научится писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи, помогает познать себя и окружающий мир, а также общаться с другими.

Джин видит два варианта внедрения творческого начала в повседневную жизнь: постепенное, дозированное или революционное, когда всё, сразу и много. Также она отмечает, что важен настрой и своеобразный старт новой креативной жизни. Для этого Джин предлагает «пообещать себе творить». Но чтобы это не было из категории «всё, с понедельника новая жизнь!», она придумала писать на доске или бумаге специальное соглашение следующего содержания (его, разумеется, можно варьировать):

Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.


Автор «Творческого воспитания» предлагает позволять детям больше экспериментировать и проявлять самостоятельность. Задания, собранные в книге, направлены на исследование способностей ребенка, изучение различных материалов и техник. Они не ориентированы на результат, как в большинстве других изданий, а фокусируются на процессе.

Задача взрослого – дать детям свободу творчества, помогать, направлять, а не руководить. Вам нужно восхищаться и проявлять интерес, помочь оформить готовое произведение искусства и повесить на стену или завернуть в подарок.

Творчество и возраст

Около года дети всё тянут в рот. Но уже в этом возрасте им можно предлагать бумагу и карандаш. Если малыш захочет карандаш грызть, мягко направьте его ручку к бумаге, проговаривая: «Поводи карандаш по бумаге, нарисуй что-нибудь». Повторяя эти действия раз за разом, вы научите малыша тому, что карандаши можно не только мусолить во рту.

В год дети рисуют пальчиками и кистями, а к двум годам интересуются наклейками и скотчем. Важно использовать нетоксичные материалы, неопасные в том случае, если малыш попробует их на вкус. Не усаживайте ребенка за стол, в этом возрасте ему удобно творить стоя. И не рассчитывайте на длительность занятия: 5-15 минут – достаточное время концентрации на работе для этого возраста.

2-3 года

Дети могут дольше концентрироваться, создавая более реалистичные работы. Теперь они могут не только рисовать, но и лепить червячков из пластилина, резать бумагу ножницами, склеивать ее с помощью клея.

4 года

Дети этого возраста очень эмоциональны и инициативны, их работы более сложные и полны символизма. 4-летние малыши понемногу осваивают буквы, степлер, скотч.

5-7 лет

Для этого возраста характерна особая техника: 2 линии – землю и небо – и уже вдоль них выстраивают все объекты. Также в этом возрасте для них типично воздействие других детей и их «творческих манер».

8 лет и старше

Если раньше ребенок мог заниматься всем понемногу, то теперь у него формируются приоритеты и любимые занятия. Периодически они будут меняться, но каждый раз ребенок будет уходить в них с головой. Теперь перед вами творческая единица, художник – наслаждайтесь общением с ним!

Как поощрять творчество

  1. Позволяйте детям изучать различные материалы.
  2. Отведите специальное место для творческих занятий, оборудуйте его так, чтобы ребенок имел свободный доступ к нужным ему материалам.
  3. Предоставьте ребенку для работы кисти, краски и пластилин.
  4. Уважайте – ставьте на видное место его любимые поделки.

Раздел «Творческого воспитания» с мастер-классами посвящен непосредственно творческим занятиям с подробными инструкциями. Все они не похожи на традиционные задания, направленные на результат. Джин предлагает детям исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, экспериментировать, пробуя каждый раз что-то новое, самостоятельно принимать решения и действовать. Она концентрируется на процессе и старается сделать его максимально интересным для детей и их родителей. Среди заданий и рисование пеной для бриться, и цветными брызгами в манере Поллока, и обычными игрушечными машинками или мухобойкой, и автопортрет на зеркале, и сооружение скульптур из камней, и самодельные магниты, и коллажирование, и изготовление пластилина, различных масс для лепки, красок, а также многое-многое другое.

Вот пример занятия, которое идеально подойдет для веселого детского праздника.

Музыкальные стулья

Когда зазвучит новая музыка, меняйтесь местами за столом.

Для детей от 3 лет.

Материалы

Краска в чашках, по одному цвету для каждого участника

Кисточки

Инструкция

1. Приготовьте стол, достаточно большой, чтобы за ним поместились все участники (в этом варианте участники не выбывают). Положите каждому ребенку лист бумаги, краску и кисточку.

2. Рассадите детей по местам.

3. Объясните правила игры. Расскажите, что они должны рисовать, пока звучит музыка. Когда мелодия заканчивается, им нужно прекратить работу, взять свою краску и кисточку и пойти вокруг стола по часовой стрелке. Когда же музыка зазвучит снова, надо сесть на ближайший стул и продолжить рисование на новом месте.

4. Попробуйте каждый раз ставить разные мелодии, чтобы дети передали свое впечатление от них.

Или, например, рецепт приготовления самодельного пластилина от Джин. Вы точно будете знать, из чего он состоит и не станете переживать из-за его токсичности.

Невареный пластилин

Текстура этого пластилина совсем другая, и он не хранится так долго, как вареный. Но его быстрее и проще приготовить.

Для детей от 1 года.

Материалы

2 стакана муки

1 стакан соли

2 столовые ложки винного камня (гидротартрата калия)

2 стакана кипятка

2 столовые ложки растительного масла

Пищевой краситель или акварель

Инструкция

1. Смешайте все сухие ингредиенты в миске среднего размера.

2. Сделайте в центре выемку, добавьте туда масло и краситель.

3. Налейте в миску кипяток и хорошо перемешайте.

4. Сначала смесь покажется вам слишком вязкой и жидкой. Оставьте ее на несколько минут, она остынет и затвердеет.

5. Выложите тесто на стол и вымесите, скатайте в шар. Можете добавить блестки или эфирные масла.

6. Поместите смесь в герметичный контейнер.

Наполните жизнь вашей семьи творчеством, и мир преобразится для вас!

По материалам книги Джин Ван’т Хал «ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Искусство и творчество в вашей семье ».

Также вам могут быть интересны следующие материалы.



Рассказать друзьям