Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Школьные обиды нельзя оставлять без внимания. Психологические травмы, полученные от общения со сверстниками, с детьми старшего возраста или учителями обязательно сослужат плохую службу, когда ребёнок вырастет. Поэтому, если вы уже столкнулись с такой проблемой, её следует срочно решать. Для этого нужно знать, что делать, если ребёнка обижают в школе.

Как понять, что ребёнка обижают в школе, если он не говорит об этом

Следует понимать, что не любой ребёнок сразу будет рассказывать маме или папе о своих школьных проблемах. Отношения детей и родителей бывают разными.

Если в семье не выстроена политика доверительного общения, ваш сын или дочь, скорее всего, будет молчать и пытаться самостоятельно разрешить неприятную ситуацию либо просто терпеть, сложившееся к нему отношение в школе.

Разновидности школьных конфликтов и их признаки

В школе у детей могут возникать разные сложные ситуации. Наиболее вероятные из них:

  • конфликт с одноклассниками;
  • со школьниками из старших классов;
  • с учителями.

Конфликт с одноклассниками

Если попытки ребёнка уладить конфликт самостоятельно не привели к успеху, ему обязательно нужно помочь

Вспомните свой школьный возраст, и те ситуации, которые возникали в вашем классе между учениками. Практически в любом коллективе всегда есть три группы детей:

  1. Дети, которые смогли заработать авторитет и уважение сверстников или завоевать интерес к себе.
  2. Дети, которые ничем не выделяются на общем фоне, но и не вызывают отрицательного отношения к себе.
  3. Дети, которых дразнят, высмеивают или обижают более уверенные одноклассники.

К первой группе относятся школьники, которые вполне комфортно существуют в коллективе. Это контактные дети, которые легко находят общий язык со сверстниками. Но их портрет не всегда положителен. К данной группе могут относиться и отпетые хулиганы и драчуны, которые заработали свой авторитет силовым воздействием.

К этой же группе принадлежат и дети с острым языком, которые получили влияние на других путём насмешек и издевательств над одноклассниками. Именно хулиганы и юмористы, как правило, вызывают проблемы социальной адаптации в школе для детей третьей группы.

При этом хулиганы не всегда решают проблемы только кулаками. Они могут дёргать девочек за косички, отнимать у одноклассников личные вещи, подкладывать на стулья кнопки. Масштаб действий ограничивается только их собственной фантазией.

Что касается насмешников, они бьют по своей жертве обидным словом. Могут обозвать очкариком, толстухой, уродом или уродиной, придумать унизительное прозвище, высмеять цвет волос.

Их жертвами, как правило, становятся одноклассники, которые имеют какие-либо яркие отличительные черты. Это может выражаться в росте, весе, необычном цвете волос, редком имени или фамилии.

Если ваш ребёнок приходит из школы в синяках, а из его портфеля пропадают вещи, пора вмешаться в ситуацию

Если ваш ребёнок попал под воздействие таких “авторитетов”, он может делать самостоятельные попытки противостоять их нападкам. Если ему это удастся, ребёнок завоюет авторитет и уважение среди одноклассников, и проблема решится сама собой. Если он потерпит поражение, конфликт продолжится.

Тогда ваше чадо будет приходить из школы подавленным или в синяках. Из портфеля могут пропадать его личные вещи или деньги. В любом случае вам, как родителям, будет сложно не заметить его подавленного состояния или признаков побоев. Это говорит о том, что вашему ребёнку не удаётся самостоятельно разрешить конфликт с одноклассниками.

Конфликт со школьниками из старших классов

Такая ситуация имеет всё те же признаки, которые описаны выше. Но нападки старшеклассников могут быть более сильными и изощрёнными исходя из того, что их осуществляют школьники, которые старше по возрасту.

Наличие такого конфликта опять же может пройти незамеченным среди домашних, даже несмотря на упорное молчание ребёнка. При сильных нападках у него может появиться нежелание посещать школу из-за страха вновь встретиться со своими обидчиками.

Конфликт с учителями

Может быть и так, что у ребёнка сложились прекрасные отношения с одноклассниками, но есть проблемы с учителем или учителями. Особенно часто это происходит с детьми, которые стремятся получать только хорошие оценки.

Возможен и такой вариант. Ребёнку нравится какой-нибудь предмет, и он отлично по нему успевает. Но вот были пропущены несколько ключевых тем и ученик перестал его понимать. В результате посыпались неудовлетворительные оценки.

Учитель, который раньше хвалил и ставил высшие баллы, а теперь, в силу ухудшения успеваемости, перестал это делать, в глазах ребёнка из хорошего превращается в плохого. Полюбившийся сначала предмет, перестаёт нравиться, а то и вовсе становится ненавистным.

О конфликте с учителем ребёнок может умолчать, но повторяющиеся плохие оценки по предмету подскажут, что что-то пошло не так

Бывает и так, что некоторые преподаватели намеренно занижают оценки неполюбившимся ученикам. И, наоборот, на глазах всего класса явно завышают баллы своим любимчикам. В таком случае в душе ребёнка, старания которого не ценят, зреет бунт несправедливости, что в результате приводит к негативному восприятию и такого педагога, и самого предмета.

Ребёнок может сделать самостоятельные попытки наладить с учителем нормальные взаимоотношения или улучшить свою успеваемость. Если ему это удастся, проблема будет исчерпана. В противном случае негатив к учителю и предмету станет расти, а оценки ухудшаться.

О сложившихся трудных отношениях с педагогом ребёнок может и промолчать, но показателем того, что в школе что-то пошло не так, будет его успеваемость. В этом случае он начнёт получать плохие оценки.

Возможно, ребёнок даже станет делать попытки прогуливать нелюбимые уроки. Не заметить этого сложно, если регулярно просматривать его школьный дневник.

Явные и неявные признаки, сигналы

Какие именно признаки и сигналы могут навести на мысль, что ребёнка в школе обижают или же он чувствует там психологический дискомфорт:

  • явное, ярко выраженное, нежелание посещать школу;
  • подавленное состояние до и после учёбы;
  • отсутствие радостных эмоций при упоминании о школе;
  • нежелание обсуждать одноклассников и школьную жизнь;
  • пропадающие из портфеля вещи или деньги;
  • наличие синяков, ссадин или прочих телесных повреждений.

Явные признаки

Существует несколько признаков, по которым можно выявить наличие конфликтной ситуации в школе

Явным признаком того, что ребёнка в школе обижают, служит ярко выраженное нежелание туда идти. Такое состояние может даже сопровождаться слезами или истериками. В более сглаженном варианте ребёнок под любым предлогом может стараться избегать посещения школы, например, симулировать заболевания.

Это же касается и частых прогулов, особенно если школьник пропускает один и тот же предмет. Вероятнее всего, у него присутствует конфликт с учителем или непонимание изучаемого материала.

Неявные признаки

Подавленное психологическое состояние до и после посещения школы свидетельствует о том, что там у ребёнка что-то идёт не так. Возможно, он просто устал от учёбы, а, может быть, дело как раз в несложившихся отношениях с другими детьми или учителями.

Отсутствие желания говорить на школьные темы и о своих одноклассниках при нормальном эмоциональном состоянии ребёнка не могут напрямую свидетельствовать о том, что в школе его обижают. Но и не заострять родительского внимания на этом нельзя.

Ведь такие проявления могут означать, что ваш сын или дочь не чувствует себя достаточно комфортно в школьной обстановке. Возможно, это реакция на начало какого-либо конфликта.

Сигналы, на которые стоит обратить внимание

Если у ребёнка начали пропадать вещи, возможно их отбирают в школе

Если из портфеля ребёнка уже не первый раз пропадают личные вещи или деньги, а само чадо упорно молчит или выдумывает неправдоподобные отговорки, чтобы оправдать такую ситуацию, пришло время насторожиться.

Возможно, среди одноклассников есть обидчик или вымогатель. А может быть, это делает кто-то из старшеклассников. Или ещё хуже - ребёнок попал в дурную компанию.

Когда же чадо приходит домой после школы в синяках или ссадинах, само собой напрашивается немедленное выяснение причины их появления, и обстоятельств, при которых они были получены . Вовсе не обязательно, что ребёнка обидели, он мог просто подраться.

Если же выясняется, что его кто-то ударил, оставлять вопрос открытым нельзя. Нужно сделать всё возможное, чтобы такого больше не повторилось. Ведь в данном случае на кону стоит уже вопрос о здоровье маленького человека.

Если вы уверены в том, что вашего ребёнка в школе обижают, нужно действовать, причём незамедлительно. Для начала вам необходимо поговорить с ним доверительно.

Ваша цель - выяснить у ребёнка все подробности происходящего в школе и сделать так, чтобы он почувствовал моральную поддержку. Вашему сыну или дочери всегда необходимо чувствовать за собой надёжный тыл - своих родителей. Особенно это важно в критических ситуациях.

Каждый ребёнок должен чувтствовать недёжный тыл - любовь своих родителей

Дальше нужно действовать по обстоятельствам. Если выяснилось, что в школе ребёнка обижают физически или вымогают у него вещи и деньги, следует выяснить имя обидчика и поговорить с классным руководителем, а также с родителями агрессора, так как физическое насилие недопустимо и его нужно пресечь на корню.

Если речь идёт о вашем сыне, параллельно нелишним будет научить его давать физический отпор, мальчик должен уметь постоять за себя. Можно записать его в какую-нибудь спортивную секцию или школу боевых искусств.

Если речь идёт об оскорблениях или насмешках в адрес вашего ребёнка, научите его давать моральный, словесный отпор в таких обстоятельствах. Разыграйте неприятные ситуации дома и отрепетируйте возможные ответные реплики ребёнка.

В этом случае будет полезно записать его в какую-нибудь секцию, представляющую для него интерес. Там ребёнок займётся любимым делом и приобретёт дополнительных друзей. Это сгладит ощущения от школьных неудач и, возможно, повысит его авторитет среди одноклассников.

Если же дело в учителе или отдельно взятом предмете, попытайтесь выяснить, насколько объективны обиды вашего ребёнка. И, даже если они имеют вполне реальную почву, попытайтесь наладить хорошие взаимоотношения с учителем, объяснив ему ситуацию.

Какими бы ни были школьные конфликты, нельзя допускать, чтобы вашего ребёнка обижали в школе. Трудности, которые он испытывает при общении со своими одноклассниками, могут нанести непоправимую психологическую травму и перерасти в трудности во взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни.

(Visited 2 433 time, 1 visit today)

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них , заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется , которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще со стороны одноклассников.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис



Рассказать друзьям