Как научить ребенка рисовать: первые шаги. Рисование с малышами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что нарисовать с ребенком 1,5-2 лет

Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию

с детьми 1,5-2 лет

Что это?

Цель: Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик.

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Заборчик .

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки.

От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке.

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки — прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования :

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Колобок.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Яблоко.

Рисование трафаретом .

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, тычком . Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума.

Рисование манкой .

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Как начать учить рисованию ребёнка? Когда начинать ребёнка учить рисованию и лепки?

Пока трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти каляки-маляки, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, — первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги. Пока что малышу трудно объяснить, что он нарисовал. А мама никак не может догадаться, что же хотел сказать художник?

Из наблюдений психологов

Первая геометрическая фигура, которую учится рисовать ребенок, — это круг. Ни один детский рисунок не обходится без солнца! Круг символизирует мягкость, доброту, бесконфликтность. Маленькие дети не рисуют острые углы, им незачем защищаться.

УРОКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МАЛЫША. Для первых уроков рисования вам понадобятся:

❀ Цветные карандаши средней мягкости (не остро заточенные), восковые мелки и краски.

❀ Бумага для рисования разного формата. Это может быть лист А4, ватман, длинный кусок обоев. Не ограничивайте малыша узким форматом. Предложите юному художнику разные варианты полотен, пусть он сам выберет, что ему больше по душе.

❀ Если ребенка привлекают стены в качестве полотна и его так и тянет к наскальной живописи, для этих целей оборудуйте в его комнате художественную мастерскую. Для этого прикрепите к стенам (куда достанет кисть мастера) листы ватмана или обои, которых не жалко. Это и будет рабочая зона: широкий, ничем не ограниченный простор для творчества. Учите ребенка рисовать «на стенах» только в одной комнате, обращая внимание, что это — специально отведенное место.

❀ Лучше всего рисовать, расположившись на полу.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РИСОВАНИЕ?

❀ Просто дайте ребенку кисть в руки. Он с интересом приступит к новому занятию. Вы можете нарисовать свой рисунок, покажите его малышу, расскажите, что вы нарисовали. Можно также заняться совместным творчеством. Малыш будет наблюдать за вашими действиями и станет их копировать.

❀ Лучше всего рисовать красками. Они помогают, пусть и неосознанно, передать настроение, выразить эмоции, развивают чувство цвета. Помогайте ребенку хорошо мыть кисточку, чтобы он видел не только смешение красок, но и чистые цвета.

❀ Не волнуйтесь, если малыш чаще всего выбирает черный цвет. Просто он любит все яркое и контрастное. Черный цвет в этом возрасте не является средством выражения мрачного внутреннего мира.

❀ Купите специальные нетоксичные краски для пальчикового рисования. Пусть кроха насладится этим действом сполна: размазывает краски по бумаге, ткани, своим штанишкам (надевайте рабочую форму) и по лицу мамы.

❀ Можно рисовать в ванной на кафеле. Это удобно! Рисунок можно тут же смыть и нарисовать новый. Интересно также наблюдать, как смешиваются краски с водой, образуя причудливые узоры.

❀ Не спешите учить рисовать: голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Истинный художник тот, который видит мир по-своему. Дайте ребенку время все усвоить самостоятельно. Позвольте ему остаться наедине с чистым листом.

❀ Обращайте внимание ребенка на естественные краски природы, которые нас окружают. Разноцветные листья осенью, фрукты, овощи, ягоды, трава, земля, небо, облака, цветы...

Обучение лепке детей до 1 года

УРОК ЛЕПКИ. Дайте малышу кусок тугого теста или глины (можно также приобрести специальную массу для лепки, она абсолютно безопасна). Пусть он его помнет, порвет на кусочки, попробует их склеить. Слепите для малыша какую-нибудь фигурку. Для него это будет настоящее чудо. Можете поиграть и в другую игру. Воткните в тесто фасоль, крупные макароны, горох, орехи и другие мелочи. Покажите, как можно их выковыривать из мягкой массы. Обычно детей этот процесс просто завораживает. Если умелец справился с заданием, начните игру сначала. Эта забава хорошо развивает мелкую моторику.

Как приготовить соленое тесто?

Вам понадобятся 1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли (экстра), 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана воды.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;

— масляная пастель;

— кисти № 10; 22; 24;

— бумага цветная;

— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;

— точилка.

Техника рисования

Оценка детских работ


— процент заполнения листа,

Выводы

Занятие 1

Цель:

Занятие 2

Цели:


Задание:

Занятие 3

Задания:

Занятие 4

Задания:

1. Раскрасить веер.

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель

Задания:

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

Задание:

Занятия 9 10

Цель:

Пособия:

Задания:

Занятие 11

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 12

Цель:

Задание:

Занятие 13

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия:

Задания:

Занятия 15 16

Задания:

Занятие 17

Цели:


Пособия:

Занятие 18

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21:

Задание:

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

Занятие 22

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 23

Цель:

Пособия:

Задания:

Занятие 24

Цель:

Задания:

Занятие 25

Цель:

Задание:

Занятие 26

Цель:

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

Занятие 27

Цель:

Задание:


Задание:

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.

6. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8. Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10. На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13. После окончания занятия надо похвалить малыша.

14. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15. После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

Цели:

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель : научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)

Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9 10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15 16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

Цели:

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).

Перед началом любого дела надо ставить правильные цели. В развитии творчества это тоже очень важно. Насмотревшись лент инстраграмма, ББ и других соцсетей, мы невольно начинаем ориентироваться на результат. Мы ждем «головоногов», милых зверюшек или семейный портрет. Чтобы не получить комментарии «а я не ждала», уточню, что не все, но многие ждут. А ждать-то еще рано. Перед тем как начать ожидать результата, надо привить любовь к рисованию. Потому что только при интересе к рисованию и частых занятиях ребенок «обгонит» сверстников и выдаст «шедевр». Поэтому цель №1 — привить любовь к рисованию . У кого эта цель достигнута, цель №2 — постепенно совершенствовать навыки, расширять их спектр и ждать «шедевра» . «Постепенно» — это для того чтобы не потерять интерес. СтОит чуточку поторопится, переусердствовать как ребенку становится неинтересно. Этим надо уметь маневрировать: вовремя завершать занятия, лучше на самом интересном, чтобы продолжить на другой день; вносить интригу (использовать нестандартные предметы и консистенции). Планирование творческих занятий для маленьких детей, на мой взгляд, имеет общее с работой режиссера фильмов. Режиссеры лучше всех знают, как удержать внимание зрителя на протяжении всего фильма. Именно этим и надо заниматься если интерес к занятию рисованием уже получен.

В целом заниматься творчеством с ребенком надо не для получения красивой картинки, а для души. Я стараюсь настраиваться на получение удовольствия от занятия и на совершенствование техники, предлагая различные варианты занятий. Пусть будут объективно некрасивые рисунки, главное, чтобы ребенку нравится процесс и устраивал результат. Если ребенок будет заинтересован при дальнейших занятиях результат естественным образом улучшится.

Рисование для малышей | Направления развития

Я бы хотела выделить характеристики, на которые я делаю упор при занятиях рисованием. Чтобы хорошо рисовать нам потребуется:

  • развитие моторики (навык правильно держать инструмент, ровность линий, умение регулирования нажима);
  • интеллект (умение находить простые формы в предметах, рассчитывать требуемый нажим, умение рассчитывать пропорции смешиваемых красок для получения определенного цвета);
  • художественное видение (подбор цветов и форм для получения гармоничного (приятного для глаз) изображения);
  • изучение техники рисования (это в первую очередь формирование набора мазков и линий, понятие фона, основных (центральных) объектов и деталей).

Я выделила эти характеристики потому, что считаю их необходимыми для проработки. Каждая из перечисленных характеристик должна должна прорабатываться. Некоторые характеристики автоматические прокачиваются каждое занятие. Часть надо целенаправленно прорабатывать и объяснять ребенку. Например, чтобы долгое время все рисунки не были мрачными из-за некорректного смешивания цветов красок, можно ребенка познакомить с сочетающимися цветами. Ниже приведен ряд примеров, которые рисовала Яна в рамках изучения техники рисования, смешивания красок, использования различных мазков.

Рисование для малышей | Фобии в организации рисования для детей

Когда Яне исполнился год я постаралась изучить современные подходы к развитию детского творчества. Оказалось, что начинать заниматься лучше с первого года. Т.е. я уже опаздывала:-). Кроме этого, я для себя вывела ряд правил, о которых написала . Три основных с которыми я, на данный момент времени, не согласна:

  • В передовых советах крайне не рекомендовалось рисование фломастерами . Ведь у них не смешиваются цвета. Получается, что фломастер является инструментом с ограниченными возможностями. Так, у меня появилась первая фобия — фломастеры. Когда Яне исполнилось два года, я поняла, что ей не очень интересны мелки, пальчиковые краски, гуашь. По совету подруги, дочка которой предпочитала именно фломастеры, я купила фломастеры. Благодаря ей я поняла, что большинству деток понравятся именно фломастеры. Они при минимальном нажатии дают максимально яркий интересный след и этим интересуют ребенка. А еще оказалось, что существуют прекрасные смываемые фломастеры. Малышам функция смешивания цветов нужна далеко не каждый день:-). Зато фломастером наиболее легко и просто работать над формой линий.
  • Вторая спорная рекомендация относится к использованию шаблонов (штампов). По мнению некоторых специалистов в детском рисовании, надо категорически избегать шаблонов. В данном случае под шаблонами имеется ввиду образец для рисования продемонстрированный взрослым. Оказывается, солнышко в виде кружка с лучами или цветок из 7 кружков, способны засесть в голове у ребенка и не дать дальнейшего развития художественного видения! На данный момент, эту теорию я считаю применимой для специфичных условий. Возможно, в каких-то объемах, для каких-то возрастов она вполне справедлива, но только не для большинства детей до 3-4 лет. Чтобы человек научился рисовать ему нужна техника. Умение рисовать линии, круги и сочетать их в одном рисунке — это часть техники рисования, которую может осилить ребенок в 2-4 года. Вы же понимаете, что рисовать одиночные линии и круги не очень интересно. Научив ребенка шаблонам солнышко, цветочек, снеговик и т.п., мы даем ему возможность «прокачать» моторные навыки в рисовании этих элементов посредством многократного повторения их на различных рисунках. Таким образом, рука будет получать тренировку, а мозг будет придумывать новые комбинации этих объектов с новым позиционированием, цветами, инструментами. Таким образом, ничего опасного в использовании шаблонов нет. Есть вариант крайности, когда ребенку в 3 года показали, как рисовать солнышко и цветок, и больше доступных занятий по рисованию не проводилось. В этом случае велика вероятность, что шаблоны запишутся в память навечно и испортят будущее потенциального художника, но это крайность. Шаблоны очень помогают на определенном этапе, просто не надо на них ориентироваться, как на основной инструмент знаний по рисованию. Я считаю шаблоны прекрасным инструментом для дошкольников. Хотя одними ими ограничиваться, конечно же, нельзя. Все должно быть в меру. Если ребенок нарисовал 25 одинаковых солнышек, пора предложить усложнение шаблона или переход на другие инструменты или материалы для творчества.
  • Третья рекомендация о доступности средств для рисования . Наверняка, Вы сталкивались с тем, что доступный объект со временем становится обыденным и неинтересным. Именно также, вопреки авторитетному мнению Марии Монтессори, игрушки и инструменты для творчества становятся скучной обыденностью для детей с раннего возраста. Это не значит, что надо все прятать подальше. Мне в этом плане очень понравился подход девушки под ником Жабыч. В одной из своих статей она написала, что фломастеры и мелки у ребенка в постоянном доступе, а краски по особым случаям. Т.е. для ребенка рисование красками некий праздник. У этой девушки есть большой опыт работы в ДХШ (по всей видимости, под аббревиатурой скрывается детская художественная школа) и она ведет дневник на ББ, пишет очень интересные факты. Занятия по рисованию и лепке для дочки она проводит только по просьбе и без шаблонов. Жабыч считает, что регулярные занятия могут отбить интерес к творчеству. Важно отметить, что её ребенок самостоятельно рисует примерно пару раз в день, используя материалы в свободном доступе. Её девочка уже в 2г.1м. начала рисовать головоногов. Это очень рано. к схематичным изображениям чего-либо дети приходят в 3-5 лет. Я из её дневника очень много почерпнула для себя. Но еще раз повторюсь, что условия у всех разные. В одной из статей она пишет, что иногда сама рисует. Как часто это происходит не понятно, но из этого становится ясно, что ребенку есть кому подражать. У нас в семье в плане рисования подражать некому и материалы для рисования в свободном доступе Яна может неделями игнорировать. Из этого можно вывести популярное: не развивайте детей, развивайтесь сами, и дети начнут подражать. И все-таки, получается, что при отсутствии объекта для подражания подход к занятиям творчества должен быть другим. По этой причине я стараюсь применять элементы различных взглядов. В целом дневник Жабыча очень полезный и интересный, но надо помнить, что всю информацию надо пропускать через фильтр сравнения жизненных условий.

Резюмирую: Учитывая разницу условий, я пришла к выводу, там, где есть творчество, правил НЕТ . Если у ребенка нет интереса к занятиям, надо пробовать даже те средства и методы, которые другие критикуют. Возможно они применимы, как раз к вашим условиям.

Рисование для малышей | Хронология

О стадиях прогресса детского рисунка читайте .

1 год. Я, начитавшись передовых советов, для первого знакомства с рисованием предложила Яны пальчиковые краски, мелки и бумагу большого формата. Из инструментов на первом году Яну больше всего привлекла крупная силиконовая кисть для выпечки. После преодоления моей фобии, к творчеству были подключены смываемые фломастеры. О своем открытии смываемых фломастеров я писала .

Типичные каляки. Большая часть архива рисунков за период 1-3 года имеет именно такой вид:-).

Из полученного опыта, в этом возрасте мне кажется нет смысла предлагать ребенку более 3 цветов красок. Лишние цвета отвлекают от процесса рисования. Чтобы рисунки были более гармоничные я выдавала Яне цвета красок, сочетающиеся между собой (красный + желтый, зеленый + синий). Самым первым идеальным инструментом для рисования я считаю масляные мелки и смываемые фломастеры, с закругленным выступом стержня.

2 года. В два года в творческих занятиях я подключила гуашь, валики, штампики и прочую канцелярию. Также я покупала различные трафареты, но для двухлеток трафареты оказались сложны. С года Яна много рисовала без определенной темы и без шаблонов. Прогресса за этот период времени практически не произошло. Как в год, так и в два получались одни каляки. Отличие только состояло в том, что часть каляк Яна начала наделять смыслом. Ниже приведены самые затейливые из каляк. При этом общая часть рисунков, выполненных самостоятельно, практически не отличалась от произведений, выполненных в 1 год.

Слева курочка и яички (красное — гребешок курочки, оранжевое яички). Яне 2г. 9мес. Справа собачка, которая спряталась в будке. Яне 2.10 мес.

Помимо каляк, в два года я начала Яне предлагать задания на смешивание цветов и рисование фонов. При этом я обращала внимание на важность заполнения цветом всего рисунка.

Параллельно с рисованием Яна много раскрашивала. Пост о раскрашивании в 2 года . Новогодние раскраски для малышей 1-3 лет можно скачать . Также у нас много покупных раскрасок, если интересно, пишите в комментах, и я подготовлю обзор на эту тему. Кстати, одним из основных элементов повышения интереса к рисованию в 2 года у Яны стали многоразовые водные раскраски. Все элементарно: Такие раскраски зачастую для ребенка интересней, чем собственное творчество, так как результат получается более эстетичный. Многократно раскрашивая пластиковые водные раскраски ребенок тренирует моторные навыки. После этого ему становится удобно держать фломастеры, карандаши, кисти и ребен ок охотней рисует. Главное не зацикливаться на раскрасках и вовремя сместить акцент на самостоятельное рисование. Интересно, что именно на этот период пришлось начало бурного речевого развития. Мне сложно сказать, что явилось первопричиной, но обильное раскрашивание, начало разговорного периода и начало посещения детского сада пришлись на один и тот же момент времени. Из теории физиологии центр развития моторики и речевого развития расположены в мозге рядом, развитие одного из них может спровоцировать развитие второго.

3 года . Когда я только начала знакомить Яну с рисованием, я понимала, что результаты будут не скоро. Но мелькающие ленты инстраграмма и ББ невольно сформировали завышенные требования к результатам. В итоге, ни в год, ни в два, ни даже в три Яна так и не научилась рисовать милых мультяшных зверят . Вместо них Яна пачками рисует фантастические пейзажи. Типичные рисунки Яны в 3 года выглядят так:

Характерность изображений связана с изученными до 3 лет темами:

  1. использование всего пространства листа;
  2. различные мазки;
  3. смешивание цветов.

Дерево в середине нижнего ряда нарисовано после нашего совместного рисования деревьев. В нижнем левом углу не совсем типовая работа, так как нарисована совместно с папой.

Зайчик и лисичка на фото ниже получены в результате многочисленных просьб. Я этот рисунок нахваливала как могла. Уши, лапы есть, а что еще маме надо 🙂 . Сделать более точные линии и заяц будет вполне хорош. С умением рисовать лису в фас, конечно, нужна более серьезная работа, но изображения в различных проекциях до дошкольников вообще сложная штука. Похоже Яна рассчитывала на результат получше, разочаровалась и решила больше не рисовать животных. С тех пор прошло уже достаточно времени, рисунок висит на почетном месте, как мой любимый. Других попыток нарисовать зайца, лису или других животных у Яны больше пока не было, хотя я просила много раз её об этом.

Зайчик и лисичка. Ожидание/реальность. Яне 3г. 1 мес.

В 3 г. 1 мес. у Яны случилась попытка рисования людей. Поэтому в нашем архиве единственный рисунок с «головоногами».

Несмотря на единственный экземпляр рисунка с «головоногами», на данный момент Яна перешагнула этот этап развития. В 3 г. 8 мес. она начала рисовать снеговиков со всеми частями тела (фото примера приведено ниже). Получается, как и в любом прогрессе, в прогрессе рисунка некоторые этапы могут происходить скрыто.

Когда Яне исполнилось 3 года я проанализировала ситуацию с нежеланием рисовать персонажи и поняла, что делаю что-то неправильно. Пришлось разбираться с происходящим. В итоге я пришла к выводу, что прежде чем замахиваться на серьезные работы, ребенку надо дать основы техники. При отсутствии элементарных умений (регулирование нажима кисти, рисование ровных линии) результат рисования может разочаровать ребенка. В то же время для совершенствования техники нужна практика. Получается замкнутый круг. Ребенок отказывается рисовать без техники, а техники не будет без практики. Как раз в этот сложный момент на помощь приходят шаблоны. Практика невозможна без использования шаблонов и многократных повторений (с целью отработать маневр). Поэтому я окончательно пересмотрела свое отношение к шаблонам. На мой взгляд, в некоторых случаях они просто необходимы.

Приведу цитату из дневника Жабыча (блогер — преподаватель в ДХШ). Несмотря на то, что она очень критично относится к шаблонам, в одном из своих комментариев дает совет предоставить ребенку шаблон:

«мне кажется, он у вас на подходе рисования человечков, попробуйте сами нарисовать человечка при нем»

Этот комментарий показывает, что в некоторых условиях шаблоны полезны.

Ниже приведены примеры по знакомству с шаблонами простейшего цветочка и дерева. У Яны медленные темпы моторного развития, поэтому некоторые дети по идее с таким шаблонным рисованием уже в 2 года могут выполнить рисунки еще лучше.

Помимо прочего, в три года Яна хорошо освоила принципы смешивания красок, и я начала ей покупать краски с большим количеством цветов. Она уже осмысленно использует смешивание цветов. Большое количество цветов по логике должно исключить необходимость смешивания. У Яны пока это правило не работает, так как ей на данный момент нравится экспериментировать. Также мы перешли на акварель. В плане удобства детского рисования я нашла в акварели много преимуществ:

  • акварель не надо каждый раз распределять по палитре, а излишки после рисования перекладывать в баночки или прятать от засыхания в пакетик;
  • если цвет акварели испачкался его достаточно просто отмыть кисточкой;
  • проще дозируется.

Единственная сложность в акварели для самых маленьких — её надо уметь наносить на кисть. Не все двухлетки с этим справятся. Это сложней, чем макнуть кисть в гуашь или пальчиковые краски.

Рисование цветов

Сделав вывод, что надо делать упор на технику я начала Яне предлагать простые рисунки для подражания с отдельными элементами техники. Начали мы с элементарного: цветок в форме кружка с серединкой и стебельком. При рисовании такого рисунка отрабатывается навык рисования кругов и линий. Ниже показаны различные варианты его исполнения. Использован один и тот же шаблон, но в каждом рисунке есть индивидуальность. Критикам шаблонов можно привести фразу «кради, как художник». Из публикаций о живописи можно узнать, что многие художники только тем и занимаются, что перенимают и совершенствуют чужие шаблоны и у некоторых это выходит лучше, чем в первоисточниках.

Первые цветы в 3г.1мес.

Слева расположен образец. По центру — рисование по образцу. Справа — рисование по образцу на заранее подготовленном фоне. Яне было 3г.1мес.

Слева — цветок с усложнением, справа — цветы, выполненные ватной палочкой.

Цветочное поле, выполненное масляными мелками. Яне 3г. 6мес.

Слева акварельный фон + цветы гуашью, справа — мелки. Яне 3г. 6мес.

Рисование дерева

Полагаю, что с помощью этого шаблона отлично автоматизируются навыки рисования линий. Яна его еще упростила — она рисует ветки перпендикулярно стволу .

Самое левое дерево — мой образец, другие нарисованы Яной в 3г. 0мес.

Слева рисунок выполнен в 3г.0мес. Справа в 3г.1мес.

Деревья. Слева рисунок выполнен в 3г.5м., справа — в 3г.2мес.

Креативные ёлочки. Рисунок выполнен в 3г. 9мес.

Рисование для малышей | Смешивание цветов

Попытки рассказать о смешивании цветов я делала со второго года. Осмысленно и целенаправленно пользоваться этой информацией Яна начала только с 3 лет 6 мес.

Я объяснила ей, что есть цвета-друзья и цвета-враги. Друзья при смешивании дают новые чистые, яркие цвета. Враги при смешивании дают серые, коричневые, мрачные оттенки. Изначально в одно занятие мы рассматривали не более двух вариантов смешиваний.

Рисунки-упражнения по смешиванию цветов:

Изначально была нарисована заготовка с кругами различного цвета. Яна к каждому из цветов добавляла друга и смотрела, как изменяется цвет.

Эти сочетания Яна подбирала сама. На момент раскрашивания ей было 3г. 6м.

Рисование фонов

Выше я уже писала, что приучала Яну с двух лет заполнять весь лист рисунком и рисовать на, заранее подготовленном, фоне. Нежные абстракции, как приведены на фото ниже, мы используем в качестве фонов. В два года к Яне так и не пришло понимание цепочки: 1. подготовка фона, 2. рисование на фоне. В три пришло понимание. Также в 3г.8м. мы смогли перейти к изучению насыщенности цвета и толщины слоя. Иногда Яна все еще забывает о регулировке насыщенности, но в целом она её уже понимает и умеет использовать.

В два года для получения нежных тонов в качестве инструмента Яна использовала кусочек губки для посуды с прищепкой в качестве ручки. Варианты нанесения и растушевки могут быть самые разнообразные. Можно сначала кистью добавить немного гуаши на лист, а затем губкой распределить краску по листу.

В три года Яна начала без проблем справляться с листом бумаги с помощью кисти.

Рисунок слева выполнен кистью в 3г. 7мес., справа губкой и кистью — в 2г. 9мес.

Другие приемы рисования (без категорий)

В этом разделе я приведу рисунки с демонстрацией проработки отдельных приемов, которые можно взять на заметку.

На фото ниже слева нарисованы каракули со смыслом с применением акварели в точечной технике. На них изображена синичка под именем «Чучело», которая мешала спать в детсаду. Рисунок нарисован в 2г.9мес. В такой технике обычно рисуют снег, дождь, листопад. Но Яне все перечисленное показалось неинтересным, она нарисовала креативную «синичку» .

Справа нарисована ёлочка по точкам. Трехлетки очень любят рисовать по точкам. Яна частенько рисует домики, геометрические фигуры и др. по точкам, которые предварительно ей рисуем мы. На этом рисунке точки Яна расставляла сама. Ей было 3г. 9мес.

На фото ниже рисунки с изображением узоров: бусы, коврик в клеточку и монетки. Самое простое из этого коврик. Его можно предлагать рисовать в том числе двухлеткам, с быстрыми темпами развития. Бусы и монетки посложней. Яна такие начала рисовать только в 3г. 6мес.

Изначально в наших занятиях я упустила из виду штриховку. Яна познакомилась с ней в детском саду. На самом деле это очень полезное упражнение. Оно укрепляет силу нажима. На фото ниже: слева задание на дорисовывание и раскрашивание дерева выполнено масляными мелками в 3г. 7мес. Ссылку на скачку комплекта креативных деревьев для дорисовывания и раскрашивания можно найти в . Справа пейзаж с любимым сюжетом Яны: в нижней части — травка, в верхней — закат.

Корректировка отношения к рисованию

Иногда Зачастую у Яны в рисовании наблюдается халтура. Так я называю маленькие невзрачные каляки на большом листе, которые не имеют смысла, и никто их не хочет дорабатывать. Если такой тип рисования задерживается дольше моего терпения 😀 , я начинаю предпринимать различные меры.

Эти советы не на каждый день и их использовать можно только в исключительных ситуациях, когда назревает необходимость корректировки. При регулярном использовании подобных уловок, у ребенка может ухудшится отношение к рисованию в целом.

У нас в практике бартер:

  • «я не хочу доедать» — «если нарисуешь мне рисунок, как мой любимый, то можешь скушать половину содержимого тарелки»;
  • «я хочу вкусненького» — «мне очень понравился твой последний рисунок, нарисуй мне еще такой же, но с перламутровыми пуговицами, будет тебе вкусняшка»;
  • Когда стемнело, но еще рано ложиться спать, я делаю вид, что пора в постель. В этот момент Яна готова на что угодно, лишь бы не спать. Тогда я предлагаем вариант бартера: «мы ляжем спать попозже, но ты мне нарисуешь…свои условия».

У меня в запасе есть еще очень действенный метод для мотивации к рисованию без побочных эффектов. Надо выбрать самые интересные рисунки и инструменты для рисования. Эстетично их разложить и начать фотографировать. На этом этапе у Яны всегда проявляется очень большое искушение, утащить что-нибудь из разложенного и порисовать. Хотя последнее время бывает и так, что Яна начинает дополнять и украшать кадр.

Наиболее безопасный метод манипуляции отношением к рисованию это смена инструментов и материалов для рисования. Если ребенок хочет рисовать фломастерами, а мы ему подсовываем мелки и краски, творчества не будет. Ребенок просто не захочет рисовать неудобными для него инструментами . Когда придет время он обязательно обратит внимание на мелки и краски.

В завершение

Я знаю, что мои советы далеко не всем подойдут, именно по этой причине я так тщательно описываю условия в которых их применяю. Многие при чтении моих статей не обращают на это внимания и после высказывают критические замечания. Если Ваш ребенок не нуждается в мотивации к рисованию и самозабвенно самостоятельно регулярно занимается рисованием, мои советы вам не нужны. У вас другие условия и скорее всего занятия должны проводиться по-другому. Все логично.

Помимо развития техники не забывайте о развитии художественного видения. Для самых маленьких для этого лучше использовать художественные книги с классическими иллюстрациями. По мере подрастания лучше всего подключать беседы по шедеврам живописи с обсуждением сюжета, цветов, постановки света. Содержание беседы, конечно же, должно варьироваться от возраста и понимания. Ниже привожу перечень полезных ссылок.

И ещё! Теперь, чтобы стать еще ближе к читателям, которые меня знают и любят, я выкладываю фото с заметками в инстаграмм . В моем профиле вы можете посмотреть , как прошли , . Кому интересно, подписывайтесь. Буду рада новым подписчикам!

Анонсы статей блога, как и прежде, публикуются в группе

Рисование пальчиковыми красками мало чем отличается от размазывания пюре и киселя по столику во время кормления. Кому-то оно приносит радость - ну и на здоровье! Но об особом развитии для нормально развивающегося ребенка здесь речь не идет. Иное дело - мелки, карандаши и кисточки с красками!

Мелки

Мелки покупай для маленького ребенка, который все пробует на зуб, только детские фирменные. Их можно откусить и съесть без особо печальных последствий для организма.

Дешевые китайские мелки для рисования малышам не подходят!

Возьми его руку с мелком в свою и помоги оставлять след на бумаге. Привлекай его внимание к штрихам. Хороши как восковые мелки, так и пастельные (их можно размазывать пальцем).

Рисуйте как на белой бумаге, так и на цветной, а еще - на картоне и упаковочной бумаге.

Карандаши

После того, как ребенок освоит самую легкую технику - мелки, переходи к карандашам. С ними сложнее, так как рисует только один заточенный кончик, а не вся поверхность. Лучше купить трехграные - они легче ложатся в руку правильно. Но если ребенок берет карандаш неправильно, но при этом с увлечением что-то изображает на бумаге, не поправляй. Перед тобой творческая индивидуальность. Твоя задача - не мешать и вовремя подсовыватить новую бумагу!

Помогай учиться рисовать круги: бери его ручку в свою и вместе рисуйте колечки, блины, солнышки, личики, колеса, баранки, оладушки! Обычно, круги дети учатся рисовать к 2 годам. Но можно ускорить события!

Кисточки с красками

Это уже высший пилотаж! Берем руку ребенка с кисточкой в свою и поехали: водичка - краски - бумага! Водичка - краски - бумага! У ребенка должен закрепиться двигательный стереотип: сначала кисточку смачивают в воде, потом в нужной краске, затем ею проводят по бумаге. Да, это немного дрессировка. Но в овладении любым видом искусства есть элементы дрессировки. Это база мастерства.

Главное - не забывайте рассматривать, какой красивый след остается на бумаге и восхищаться!

Краски лучше бери акварельные: они делаются на меду (если из стран СНГ или Германии. Китайские не бери - отрава). И цвет у них изысканный, не такой плакатный, как в гуаши.

Ребенок больше заинтересовался тем, как окрашивается вода в банке? Отлично! Художественная натура!

Не стол, а мольберт!

Почему дети так любят рисовать на стенах и пренебрегают полом или столом и подоконником? Изображение на вертикальной поверхности дает мощную энергетическую подзарядку! И, кстати, так рисовать намного профессиональнее: изображение не искажается из-за того, что уходит в перспективу.

Нет возможности купить мольберт? Переверни тот же детский столик на бок. И прикрепи к его столешнице лист бумаги скотчем!

Цвета

Маленькие дети любят цвета, которые отчетливее всего видны на бумаге: черный, красный, синий, зеленый. Не забывай называть их во время занятий: при рисовании ребенок особенно хорошо развивает речь (движения пальцев и языка регулируются соседними зонами мозга).



Рассказать друзьям