Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Заканчивается очередной важный этап развития малыша – первые 6 месяцев второго года жизни. За это время ребенок заметно вырос, многому научился и основательно познакомился с окружающим его материальным миром. Испытав свои физические силы и навыки, в 1 год и 6 месяцев кроха направляет внимание в неосязаемый мир чувств. Он начинает замечать других людей и считывать их эмоциональное состояние, живо реагируя на него.

Общее развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Активное познание остается доминирующей деятельностью ребенка в 1 год и 6 месяцев. Но теперь сфера его интересов касается не столько внешних признаков предметов, сколько их функционального назначения. Кроха с упоением откручивает, вынимает, высыпает, колотит и пытается разобрать все, что только можно. Взрослыми такое поведение зачастую воспринимается как озорство и непослушание. Подобное заблуждение может повлечь их неправильную реакцию на деятельность малыша, что рождает конфликты, непонимание, слезы и истерики. А поскольку у ребенка в 1 год и 6 месяцев появляется особая чувствительность к эмоциям и чувствам близких людей, инциденты такого рода могут навсегда загубить его тягу к познанию и исследованиям.

Родителям полуторагодовалого малыша следует вспомнить о «правиле зеркала». Стоит маме радостно засмеяться и ослепительная улыбка тут же украсит личико ее ребенка. Папа гневно хмурит брови и получает в ответ такой же мрачный взгляд. Этот прием очень эффективен в разрешении конфликтных ситуаций. Мудрому взрослому достаточно собственным примером заинтересовать устроившего погром ребенка, чтобы отвлечь его и направить в созидательное русло.

Заметен прогресс в физическом развитии. Как правило, вес ребенка в 1 год и 6 месяцев составляет от 8 до 13 килограмм, рост варьируется от 75 до 88 сантиметров. Такие изменения сказываются на силе, ловкости и способностях. Он ходит прямо и по кругу, преодолевая небольшие препятствия, забирается на детскую лестницу и умеет сидеть на стуле. Возросшая сила позволяет ребенку манипулировать мячом, совершая броски вверх и вниз. В быту ребенок тоже радует своими успехами. Он твердо держит ложку, самостоятельно ест и пьет, активно участвует в умывании.

Речь малыша

Ученые установили, что у ребенка в 1 год и 6 месяцев происходит рывок в развитии отделов головного мозга, отвечающих за речь и познание. И это проявляется в следующих достижениях малыша:

  • он понимает смысл целых предложений;
  • по просьбе взрослого совершает знакомые повседневные действия (принеси, возьми, положи, покажи);
  • узнает игрушки и называет их;
  • делает попытки составить фразу из двух и более «лепетных » слов;
  • дополняет речь движением глаз, мимикой и жестами.

В 1 год и 6 месяцев словарь ребенка включает до 20 слов, большую часть которых он произносит, проглатывая и коверкая буквы, что затрудняет понимание. Но благодаря его интонациям и жестам уже можно предположить, что он имеет в виду.

Например, называя человека или предмет, как в книжке, так и в реальной жизни, малыш указывает на него. В этот же период ребенок начинает легко подражать фразам и словам взрослых людей, поэтому главным для развития его речевых навыков становится любое живое общение: разговор, чтение стихов и сказок, участие в совместных семейных мероприятиях.

Уход за ребенком в 1 год и 6 месяцев

Малыш уже совсем самостоятельный, что значительно упрощает проведение регулярных процедур. Искупать ребенка в 1 год и 6 месяцев не составит труда, а умывание и вытирание полотенцем становятся для него настоящим развлечением. Утреннюю зарядку карапуз с удовольствием проделает с мамой, повторяя каждое ее движение. Прогулки для подвижного любознательного ребенка превращаются в увлекательные приключения, после которых крепко и сладко спится.

Питание

Кушает кроха 4 раза в день. При этом около 50% пищевой ценности всей еды должно приходиться на обед, 30% - на завтрак, остальные проценты распределяются между полдником и ужином. Ежедневный рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев состоит из каши, супов, нежирных мясных и рыбных блюд, овощей. Мясо и рыбу можно порезать мелкими кусочками, а из картошки, морковки и кабачков - сделать пюре. Полдник обязательно включает фрукты или кисломолочные продукты: творожок, кефир, йогурт.

Сон в полтора года

12-13 часов ежедневного сна у ребенка в 1 год и 6 месяцев считается нормой. Днем малыш отдыхает 1 раз, как правило, после обеда. Ребенок растет, становится сознательней и энергичнее, поэтому с дневным сном могут возникнуть проблемы. Не стоит пытаться давить на него и укладывать насильно. Достаточно просто прогуляться минут 15 на свежем воздухе или устроить подвижную игру, не выходя из дома. Главное – избавиться от неизрасходованной энергии малыша, мешающей ему уснуть.

Безопасность

1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.

Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.

Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.

Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.

Чему научить ребенка в 1 год и 6 месяцев?

Используя активную подражательную деятельность малыша, можно начать прививать ему такие важные правила личной гигиены, как уход за зубами и расчесывание. В 1 год и 6 месяцев необходимо приобрести детскую зубную щетку для ребенка, поместив ее рядом с остальными. Наблюдая за взрослыми, кроха будет пытаться самостоятельно ухаживать за своими первыми зубками. А ежедневно расчесывая ребенка перед зеркалом, родители преподадут ему бесценный урок красоты и опрятности.

Развивающие игры

Характерная особенность ребенка в 1 год и 6 месяцев - умение продолжительное время концентрироваться на игре. Поэтому можно развлечь малыша, собирая вместе с ним разнообразные фигуры и сооружения из кубиков. В процессе стоит обсудить форму и цвета кубиков или посчитать их количество.

Полезным занятием станет поиск в емкости с крупой ярких разноцветных бусинок и шаров. Выполняя это задание, ребенок тренирует усидчивость, внимательность, ловкость и когнитивные навыки.

Еще одно познавательное и развивающее времяпрепровождение ребенка в 1 год и 6 месяцев - сортировка фигур. Инвентарь для проведения данной игры можно сделать самостоятельно из плотного картона, вырезав в нем отверстия разной величины и формы. Подбирая нужные детали и просовывая их в соответствующие отверстия, малыш будет тренировать мелкую моторику рук, одновременно познавая качественные характеристики предметов.

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ


В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие
Ребенок уже быстро и свободно бегает, прыгает. Приставным шагом перешагивает через небольшие препятствия сам поднимается по лестнице. Бросает мяч вниз, вверх, вперед. Легко забирается на стул и спускается. Поднимает предметы с пола и при этом не падает.

Сам ест ложкой из тарелки любую пищу, при этом меньше пачкает. Может пользоваться вилкой. Обычно дети этого возраста знают место хранения книг, игрушек, одежды и других вещей. Могут сами снять и надеть шапку, носки, обувь, стянуть расстегнутую кофточку. Некоторые дети умеют расстегивать крупные пуговицы. Уже практически каждый ребенок умеет самостоятельно мыть и вытирать руки полотенцем. Постепенно приучайте ребенка чистить зубы, пользоваться мылом.

Психологическое развитие
В 1,5 года происходит качественный скачок в поведении ребенка.
- дитя уже не просто обращает внимание на внешнюю сторону явления, его больше интересует возможность использовать вещи;
- в поведении ребенка появляется избирательность: кроха «выходит» из неинтересной игры.
- малыш оценивает ситуацию по эмоциям взрослого, ищет их сопереживания, смотрит на взрослого, ожидая разъяснений.

Ребенок начинает выполнять требования взрослых и учится элементарным правилам поведения. Малыш выражает больше эмоций и требований. Кроха с удовольствием пританцовывает и подпевает под музыку. Пытается помогать взрослым, начинает знакомиться с окружающими и тянется к другим детям. Выполняет поручения, требующие двух-трех действий: возьми книгу, пойди в комнату и положи ее на стол.
Малыш прекрасно понимает «можно» и «нельзя». Теперь проказник не будет делать в присутствии взрослых то, что ему запретили, он дождется, когда взрослые отвернутся. Конечно, сложно, к примеру, смириться с настойчивым стремлением крохи смешивать в кухонном шкафу рис с манкой. Но, может, родители просто не смогли заполнить досуг малыша чем-то более интересным?

Ребенок в этом возрасте кормит, вытирает, причесывает куклу, мишку. В игре малыша развивается свой сюжет: не просто катает машинку туда-сюда, а накладывает игрушки в кузов, везет в другой конец комнаты и выгружает. Или сажает в кузов любимого медвежонка и отвозит его на кухню. Ребенок может возить вместо машинки кубик, имитируя звук мотора, кормит куклу несуществующей кашей. Игра сопровождается эмоциональными высказываниями, мимикой.

Если дать крохе карандаш, он старательно черкает им на листе, может повторить нарисованную линию. С удовольствием рассматривает книгу с картинками. Понимает простой рассказ по картинке. После рассказа может ответить на вопросы. Если выложить перед малышом несколько картинок, он правильно выбирает картинки по просьбе взрослого.

Ребенок обобщает предметы по существенным признакам – форме, размеру, цвету и находит однородные. Из двух одинаковых вещей разного размера даст по вашей просьбе больший или меньший. Собирает, вкладывая меньшие предметы в больший - формочки, матрешки,. Собирает пирамидку из колец строит башню из нескольких кубиков.

Во время игры называет свои действия словами и предложениями из двух – трех слов. Особенность речи малышей в этом возрасте - яркая индивидуальность - у каждого свой «язык», понятный только близким взрослым. Ребенок «изобретает» слова и рассчитывает на диалог со взрослыми. Постепенно малыш переходит на «взрослые» слова вместо облегченных: собака - вместо «ав-ав». Рост активного словаря происходит у девочек – чаще с полутора лет, у мальчиков – ближе к двум годам. Они начинает говорить предложения из двух слов. Позднее к простой фразе добавляются прилагательные. Из внимательного слушателя малыш превращается в собеседника.

Вопросы мам про развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Дошкольник

Взятка при поступлении в садик

14 0

Когда мой малыш родился, я сразу встала на очередь в садик. А вот двоюродная сестрёнка моя не торопилась (у наших малышей разница 2 месяца). И вот нашим деткам уже более 1,5 лет (моему год и 7 месяцев, её сыну год и 9 месяцев). Сестра решила выйти на работу. Через месяц её малыш пойдёт в садик, уже место забронировано. А вот наша очередь видимо не скоро подойдёт. Разговаривая с сестрой узнала, что она так и не встала в очередь в садик. Зато заведующая назвала цену: 100 тысяч рублей. Сестра заплатила, ребёнку место забронировали.

чт, 2014-07-31 17:05

Ребенок от года до трех лет

Супруг считает, что я помешана на ребенке.

7 0

Нашей малышке 1,6. Недавно ребенок заболел и попросила мужа отвезти нас в больницу. Супруг разозлился, что я не предупредила его, так как у него день уже распланирован и ничего серьезного с малышкой не происходит. После очередного скандала, он все же отвез нас в больницу. У дочери была температура и рвота. Нам оказали помощь. Это был не первый раз подобного поведения. Он говорит, что злится из-за того, что я слишком помешана на ребенке и трясусь над ней. Однако это не так. Была ситуация, когда в 5 месяцев у ребенка начал гноиться глаз. Все уверяли, что это конъюнктивит.

сб, 2014-07-26 17:16

Раннее развитие

занимаемся с ребенком поддлеками

12 0

Девочки, вот все вокруг говорят, что детей с раннего возраста надо развивать. Да, это хорошо и правильно. Но, как правильно с ребенком начать эти занятия? Мы купили пластилин и картон. Показывала дочери что и как делать, но у нее вовсе нет интереса к этим занятия, хотя она у меня достаточно усидчивая. Вот думаю, ей действительно не интересно или еще возраст не пришел? Нам 1,7.
И, если все таки пора ребенка учить, вот как его заинтересовать? Как у вас проходят занятия с лепкой? Вы каждый день так играете? И что еще можно ребенку предложить?

Взрослых, воспитывающих первенца, тревожит проблема - что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, как помочь любимому чаду развить навыки. Полуторагодовалый мальчик или девочка уже не просто усваивают нужную информацию, но и делают выводы, пробуют анализировать увиденное. Ошибка взрослых - внимание обращают на навыки физической активности, забывая о том, что не менее важно способствовать развитию характера, личности.

Полуторагодовалый малыш уже проявляет некоторую заинтересованность - слушает сказки, песенки, реагирует на знакомую мелодию. Родителям рекомендуется чаще обращаться к чаду, со временем он попытается повторять за взрослыми, что способствует развитию речи.

В полтора года ребенок начинает сам кушать, уверенно держит вилку, ложку, пытается откусывать, жевать твердую еду. Малыш без помощи родителей пьет из кружки, хотя не всегда удачно. В быту ребенок также проявляет активность - убирает игрушки, «читает» книжки, пытается чистить зубы, одеваться. Умывается с удовольствием, причем больше радости приносит игра со струей воды, чем само умывание.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого - держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, - благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.

Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку - любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.

Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года

Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:

  • проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
  • обожает играть с взрослыми в прятки;
  • умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
  • складывает пирамидки;
  • умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
  • учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.

Познавательное развитие ребенка

Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии - часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке - классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.

Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.

Речевые навыки

Больше общаться - благодаря рассказам взрослых начинает формироваться речь крохи.

Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается - со временем речь ребенка становится внятной.

Во время прогулок продолжать беседу. Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:

  • передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
  • играя с взрослыми, повторять ряд движений - перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
  • сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях - просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
  • пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
  • на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
  • выполнять просьбы родителей, родственников.

Еще одна особенность детей - в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.

Чем отличается развитие мальчика и девочки в 18 месяцев?

Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются - разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.

Единственное, что нужно помнить взрослым - мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот - привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.

Необходимые исследования

Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду - чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.

В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

  • солитеры;
  • пирамидки;
  • игрушечные телефоны, планшеты, издающие разные звуки;
  • говорящие куклы;
  • кубики;
  • мячи.

Обязательно выбирать игрушки разной формы и цвета, потом в играх легко будет продолжить обучение.

Трудности воспитания

Пытаясь улучшить навыки ребенка, важно помнить, что не следует заставлять что-либо делать. Лучше занятия превратить в игру, проводить обучение, используя игрушки, детские книги. Действовать ненавязчиво, малыш должен с удовольствием приступать к упражнениям.

Если полуторагодовалый малыш отказывается слушаться, рекомендуется на некоторое время отказаться от занятий.

Нужно сходить к педиатру, посоветоваться, как заинтересовать ребенка, какие игры лучше выбрать, от чего отказаться. При истериках рекомендуется попытаться отвлечь, переключить внимание на интересную игрушку, книгу. Идти на поводу не стоит - достаточно один раз показать, что криком легко добиться желаемого, дети обычно пытаются обратить себе на пользу этот навык. Далее будет значительно сложнее - ребенок будет плакать и капризничать по любому поводу.

Полуторагодовалый ребенок - полноценный член семьи со своими увлечениями, требованиями, чертами характера. Обязанность родителей - поспособствовать развитию речи, физических навыков. Главное - не действовать самостоятельно, лучше предварительно посоветоваться с педиатром, подобрать индивидуально методику. Допущенные в воспитании ошибки также обязательно обсуждать с доктором - исправлять их нужно своевременно.

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.



Рассказать друзьям