Методика работы по прописям илюхиной. Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему: Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Технология В.А.Илюхиной

как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.

Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования - 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая - приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».

…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги...

Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыка

Первый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию

Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей».

Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.

Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:

Несоблюдение параллельности наклонных
линий

Алгоритм написания наклонной линии


рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Деление наклонной линии на две и три части

Выполнение закруглений на нижней линеечке рабочей строки

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки

«Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,

выполняю «качалочку»…

Письмо крючковой линии

Алгоритм написания крючковой линии

«Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»

Письмо «секрета»

«Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Алгоритм написания «секрета»

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Письмо вниз по «секрету»

Алгоритм написания:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»,
поднимаюсь по крючковой линии
до середины строки,
пишу наклонную линию вверх («секрет»),
пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Завершение написания второго крючка (второй крючковой линии)

Алгоритм написания завершается:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю
«качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до
середины строки, пишу «секрет», по «секрету»
опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и
поднимаюсь по крючковой до середины строки»

Буква
и
вобрала в себя все основные
элементы, часто встречающиеся при
письме.

На основе соединения двух крючков
между собой показан принцип соединения
элементов и букв между собой

Способы проверки
правильности написанного.
Вводятся следующие графические знаки:
середина (-),
одна треть сверху или снизу (х),
просвет снизу, «шалашик» ( ),
просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма:
Диктовка элементов букв и их соединений
Игра «Переполох»
Игра «Отметь место»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Поле чудес»
Игра «Повтори предложение»

Игра «Угадай букву»
(узнать и дописать букву)

Игра «Восстанови слово»

Игра «Найди пару каждому элементу»

Игра «Угадай слово, соединив по
порядку»

Каллиграфические ошибки:

Несоблюдение интервалов между буквами в словах,
неравномерность расстановки слов на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий
строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие
недостаточной сформированности
правильного графического навыка.

Образец карточки для калькирования

Технология формирования
каллиграфических навыков В.А.Илюхиной
«Письмо с открытыми правилами»
способствует развитию красивого,
грамотного письма,
сказывается на формировании мира
ребенка, помогает ему расти внутренне
красивым человеком.
Красивое письмо – это выражение
отношения к другим людям.

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Основная цель российского образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Проблемы России Стратегия 2020 Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России 2

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: Основы системы научных знаний внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом 3

Два пути современной школы: 1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения. Какой путь вам больше нравится?

Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания образования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологий образования

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Илюхина Вера Алексеевна директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006 Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, Ветеран труда, Лауреат премии «Гран-при «Новая школа» , победитель конкурса «Учитель года -96» , лауреат Премии Мэра города Москвы в области образования - 2004 год. Член Экспертного Совета Министерства образования РФ, лектор МИОО. Автор методики обучения письму и корректировки почерка. Имеет порядка 150 -ти публикаций. Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России. Кредо: «Отдавая - приобретаешь» , «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» .

…Ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям. Какой-либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. . .

Первый этап: развитие мелкой моторики на занятиях с дошкольниками в школе «Светлячок» Упражнения для развития мелкой моторики: работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика; Штриховка альбомах для раскрашивания; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом в тетрадях в узкую линию

Второй этап: формирование навыка письма у учащихся 1 классов. Обучению письму по учебным пособиям В. А. Илюхиной: УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ; УМК «Планета знаний» «Пропись» , «Прописи для читающих детей» .

Второй этап: формирование навыка письма учащихся 1 классов. Упражнения для развития мелкой моторики; Работа с тренажерами; Штриховка элементами букв с использованием гелевых ручек; Штриховка по трафаретам; Письмо простым карандашом, затем – ручкой; Изучение написания основных элементов письма, затем – букв, слогов, слов; Система стимулирования учащихся («Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей)

Основные элементы письма. Точка начала Точка верхней и нижней письма буквы трети строки Наклонная палочка Крючковая линия «Качалочка» «Секрет» «Рыбка» «Клюшечка» Знак «Бугорок» «Гнездышко» «меньше» , «больше» Шалашик для гномика Марабаева Л. А.

Алгоритм написания наклонной линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз…»

Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» …

Алгоритм написания крючковой линии «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки…»

Алгоритм написания «секрета» «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)…»

Алгоритм написания: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»), пишу по «секрету» наклонную линию вниз…»

Алгоритм написания завершается: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» , поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет» , по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки»

На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой

Способы проверки правильности написанного. Вводятся следующие графические знаки: знаки середина (-), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» ( ), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Приемы работы на уроках письма: Диктовка элементов букв и их соединений Игра «Переполох» Игра «Отметь место» Игра «Угадай-ка» Игра «Поле чудес» Игра «Повтори предложение»

Каллиграфические ошибки: % Несоблюдение интервалов между буквами в словах, неравномерность расстановки слов на строке % Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, % Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, % Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т. е. нет линейности при письме, % Не выдерживается нужная высота букв, % Обнаруживается ломаность, вычурность письма, % Имеет место угловатость, «заборность» письма, % Не соблюдается связность букв при письме, % Наблюдается полная неразборчивость, «каша» . Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Третий этап: работа с родителями первоклассников. Просветительская работа по популяризации технологии В. А. Илюхиной ü Проведение тематических родительских собраний; ü Организация выставок письменных работ учащихся: – «Наши первые шаги» ; – «Наши успехи» ; – «Радость письма» ; – «Как хорошо уметь писать!» .

Четвертый этап: продолжение работы по совершенствованию каллиграфического навыка во 2, 3, 4 классах начальной школы üРабота в тетрадях по чистописанию, авторы В. А. Илюхина, Тикунова; üПроведение минуток чистописания; üСистема стимулирования учащихся: «Почетные обложки» , выставки лучших тетрадей, образцов почерка

Средняя скорость письма учащихся 1 – 4 классов: Конец 1 класса: 10 – 20 букв/мин Конец 2 класса: 25 – 35 букв/мин Конец 3 класса: 35 – 45 букв/мин Конец 4 класса: 45 – 55 букв/мин

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща ДЕЙСТВИЯ

Познавательные УУД Добывать Перерабатывать Представлять информацию Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности, схемы. 54

Регулятивные УУД Целеполагание и планирование Совместно с учителем «режиссером» определять проблему Действия по плану Работать по плану с использованием учебника Оценка результата Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 55

Коммуникативные УУД Донести Свои мысли устно и письменно, с аргументами Понять других Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Договориться Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 56

Личностные результаты Оценивать Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки Объяснять Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Самоопределяться В предложенных ситуациях делать выбор поступка В учебной деятельности три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. , «какое значение имеет для меня учение» , - нравственно-этическое оценивание личностный моральный выбор. 57

Технология формирования каллиграфических навыков В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» способствует развитию красивого, грамотного письма, сказывается на формировании мира ребенка, помогает ему расти внутренне красивым человеком. Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям.

Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.

Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Своеобразие почерка определяется следующими признаками:

  • Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
  • Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
  • Отрывным или безотрывным письмом,
  • Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,
  • Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,
  • Нажимом, крупным или мелким письмом,
  • Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка?

  • Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
  • Время начала обучения письму,
  • Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,
  • Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
  • Развитие у ребенка чувства ритма,
  • Качество орудий труда и т.д.

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.

Этапы формирования графического навыка

На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем – писать буквы.

На четвертом – писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

  • за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
  • пишут буквально «носом»,
  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный . В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Действия учащихся организуется учителем . Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

  • Проанализировать образец , т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
  • Проанализировать материал и орудия действия : предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
  • Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения :

посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

  • Проанализировать исполнительные операции , т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
  • Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
  • Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв . Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах : материальной, речевой, умственной.

  • Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
  • Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
  • Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко

Анализ каллиграфических ошибок .

К каллиграфическим ошибкам относятся

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
  • Не выдерживается нужная высота букв,
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма,
  • Не соблюдается связность букв при письме,
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.

Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.

При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.

Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Это позволяет сделать система обучения письму – ПИСЬМО С ОТКРЫТЫМИ ПРАВИЛАМИ .

Алгоритм письма

Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащаяв себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиесяпри написании очень многих букв.

Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителяна включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.

Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех графических деталей букв, на формировании у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они со­стоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее вы­ражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в це­лом и в соединении с другими буквами.

Основной алгоритм письма

  1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точ­ных интервалов и их параллельности.
  2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв вслове (включение опреде­ленного математического расчета в написание букв, слов).
  3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
  4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
  5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
  6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
  7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Все эти составляющие алгоритма определяют собой написа­ние буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обу­чающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написа­нию они в основном будут подготовлены, если овладеют дан­ным алгоритмом.

Прежде чем подробно рассматривать перечисленные состав­ляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические мо­менты.

Написание наклонной линии на рабочей строке. Обра­щаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты ра­бочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и па­раллельности, первыми появляются в прописях школь­ников.

Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написа­нии каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.

Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно ска­заться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.

Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обя­зательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он ос­тановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графиче­ский навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом каче­ство работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обу­чения письму при приписывании последующей буквы отрица­тельно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерыва­ется) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.

Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначаль­ном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются ис­кажения следующего после овала элемента. Понимая, что нуж­но оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.

Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учите­лем точной характеристики написания элементов букв и их рас­положения по отношению друг к другу.

Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный про­цесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных по­вторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также тер­пения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выра­ботки графического навыка повторные действия должны совер­шаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания не­обходимости этих повторений для приобретения навыка (осоз­нание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при сис­тематическом соблюдении учеником всех правил четкого пись­ма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения пись­менных упражнений, возникает лишь в том случае, если обу­чающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает не­достатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты долж­ны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений.

Рассмотрим более подробно составляющие основного алго­ритма письма.

1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встре­чаются следующие ошибки:

1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным («на глазок»), так как у малыша еще не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни од­ной буквы еще не изучено) и уж тем более – на ширину паль­чика;

2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз».

2. Деление наклонной линии на две и три части. В этой части алгоритма можно предложить ребенку сопоста­вить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому оп­ределять интервал между наклонными линиями, а позднее – ширину буквы, равную половине ее высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для «удобочитаемости». Нахождение третьей части на­клонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабо­чей строки.

3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высо­ты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся полу­чают установку выполнять закругление, когда они коснутся руч­кой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю «качалочку».


4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написа­ния крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путем деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины ра­бочей строки мы получаем возможность наметить ширину про­писываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм напи­сания дополняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки». Обязатель­но анализируются графические ошибки. Крючковая не должна быть выгнутой или вогнутой. Итак, написание крючка подвер­гается детальному анализу его мелких составляющих. Это позво­лит в дальнейшем избежать многих графических недочетов.

5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки это­го момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями.

Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. В этом случае параллельность линий не выдерживается, так как перенести ручку в пространстве и на­чать новое движение с нужной точки чаще всего не представля­ется

Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом все время, удаляясь от наклонной линии. В этом случае в следующем элементе он чаще всего наклонную отводит влево, чтобы оставить просвет в нижней части, тем самым, по­лучая графическую ошибку.

Правильный способ написания: письмо наклонной линии от середины строки вверх. Это позволяет не только задействовать боковое зрение для сохранения параллельности элементов, но и является существенным условием соблюдения стройности букв, а также приучает ребенка к дальнейшему безотрывному написа­нию (если обучающийся сразу учится правильно соединять элементы буквы и сами буквы в словах, то это позволит ему в буду­щем, во-первых, не выполнять лишние прописывания, во-вто­рых, при ускоренном письме не утратить его качество).

Далее наш алгоритм звучит так: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, вы­полняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)».


6. Письмо вниз по «секрету», т. е. написание второй наклон­ной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внима­ние школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючко­вой наклонной и второй прямой наклонной - просвет в ниж­ней части строки («шалашик»).


7. Завершение написания второго крючка, т. е. второй крючко­вой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючко­вой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, ак­центируя внимание на предыдущей).

Завершается проговаривание алгоритма обучающимися:

«Ставлю ручку на верхнюю лине­ечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выпол­няю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки».

Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.

На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме - строчные буквы.

Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьниковсо средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина (-), однатреть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» ( ), просвет сверху, «гнездышко» (v).

При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.

Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

В букварныйпериод значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Перво­начально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами соста­вить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоя­тельно комментировать написание не только букв, но и отдель­ных соединений и даже коротких слов.

Таким образом, исполь­зуя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логи­ческих рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного пись­ма. Такое построение графической работы способствует акти­визации мыслительной деятельности ученика.

Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный ха­рактер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в па­мяти ученика следует сформировать четкий и дифференциро­ванный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается срав­нить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изучен­ных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятель­ности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать ал­горитм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время ус­воения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда дол­жен оставаться ведущим.

Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от непра­вильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результатив­ность положительно сказывается на формировании правильно­го графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.

Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алго­ритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их созна­нии необходимые графические образы.

На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т.е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определенное закругле­ние. Этот поворот на месте для краткости принято называть «качалочкой».

Подъем после крючковой наклонной линии по прямой на­клонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап).

Этот подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в ос­новном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части. Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в напи­сании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.

Написание «узелка» обозначает выполнение кругового дви­жения на месте против часовой стрелки.

Некоторые аспекты использования информационных технологий в обучении письму младших школьников.

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Основной проблемой такого интегрированного изучения предметов является то, что при разработке традиционных курсов не предполагалось использование информационной технологии.

К счастью, информационно-технологическая поддержка представленной методики обучения письму младших школьников может быть реально осуществима.

Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений.

Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв, соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.

При этом сам процесс может быть оформлен в стиле уже готового дизайна с и действующими лицами прописей. На уроках учащийся, двигая «мышь», будет иметь возможность многократно повторять действия, ориентируясь на собственные потребности и способности.

Характерная особенность данной методики обучения письму – изучение основного алгоритма письма и написание каждой буквы по этому алгоритму .

С самого раннего возраста у детей происходит развитие алгоритмического и аналитического мышления , поскольку для каждой буквы ученик разрабатывает и реализует конкретный алгоритм ее написания и анализирует допущенные ошибки. Алгоритм не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности учителя и ребенка.

Одним из важнейших этапов обучения письму является приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющих элементов буквы и их способа соединения. Применение различных вариантов компьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей, бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока.

Например, игра «Угадай букву» (узнать и дописать букву)

«Найди графические ошибки», «Ищи правильную букву», «Восстанови слово»,

«Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (выбери соответствующую букву).

Разработка компьютерных видеоуроков обучения даст возможность применять методику при различных формах обучения детей (надомной, семейной, дистанционной).

Информационные технологии позволят коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Использования ИКТ при обучении письму оказывают положительное влияние на общекультурное развитие учащихся; приобретение и совершенствование навыков владения компьютером; индивидуализацию обучения; самоутверждение учащихся; повышение мотивации в изучении; эстетичность презентации учебных материалов; совершенствование процесса проверки работ учащихся; повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»).

Но имеется ряд трудностей интегрирования информационных технологий и обучения письму младших школьников, а именно:

  • необходимость адаптации, разработки учебных программ, поддерживающих курс;
  • согласование расписания уроков с применением ИКТ;
  • опасность перегрузки учащихся работой с компьютером при массовой информатизации школы.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.

Обучение письму по методике Илюхиной В.А.

Предварительное обсуждение.

Ужасный почерк – проблема многих детей, оканчивающих 1-ый класс. Проблема в том, что одним из сложнейших умений дети должны овладеть за 4-7 месяцев. Для сравнения: в советской школе этому учили 4 года.

Отличительной особенностью данных прописей является то, что они не только грамотно формируют навыки каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.

Основу техники письма составляет мелкая моторика, развитие которой приходится на дошкольный период. В первом классе лишь очень быстро повторяют основные техники – обводка, штриховка, рисование бордюров и т.п. и переходят к отработке написания элементов букв. Может показаться, что «крючки» не очень важны, но не освоив написание элементов ребенок не сможет правильно писать буквы. Далее переходят к написанию заглавных и строчных букв и их соединениям. Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в навык письма. К сожалению, многие учителя не уделяют достаточного внимания отработке написания элементов букв, да и домашняя работа сводится не к качеству написания, а как бы побыстрее справиться с заданным количеством строк.

Теперь рассмотрим, что представляют собой современные прописи, и особенности их использования в начальной школе. «Пропись» - это рабочая тетрадь, предназначенная для выполнения работы на уроке обучения грамоте. «Пропись» неразрывно связана с «Азбукой» (или «Букварем»), они изучаются параллельно: часть урока посвящается Азбуке, другая часть того же урока – Прописи.

Большинство прописей однотипны, их можно назвать классическими. Используйте те прописи, которые вам выдали в школе. Для некоторых прописей имеются копакт-диски, содержащие видео пошагового написания букв. При домашнем обучении вам пригодятся разработки уроков для учителя, которые Вам придется приобрести.

Методика обучения письму В.А. Илюхиной

Оригинальная методика используется в прописях Илюхиной В.А. Изначально ее Прописи входили в комплект «Гармония», потом в «Планета знаний» и «Школа России», но ни с одной Азбукой они не образовали единого целого.

Эту методику еще называют «письмо с секретом». В ней отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников. В чем же особенности этой методики?

Большое значение при обучении письму Илюхина придает проговариванию написания букв. В результате привычки проговаривания работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.

Изменено начертание букв . Детям сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует “овал”. По возможности автор и постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

“ Остовом ” в обучении письму автор взяла букву “и”. На ее основе и родилось все остальное.

Кроме того, Илюхина разделила написание букв на отдельные элементы : “секрет”; сломали “секрет”; крючок; петелька; нижнее двойное соединение; клюшка и т.д.

Обзор имеющихся материалов

1. Теоретические основы

1.1. Письмо с секретом. Методика обучения письму младших школьников.

Ознакомление с данной методики, именно на этот материал дают ссылку поисковики при запросе «прописи Илюхиной». Можно просмотреть по диагонали. В тексте использованы ссылки на «Первые уроки письма при подготовке к школе». 15 стр. Формат doc.

1.2. Письмо с секретом. Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся. Предлагаемое пособие содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.

Именно теоретические основы важны для преподавателей, начинающих работать по данной методике.

2. Дошкольная подготовка

2.1. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение

Книга построена в виде занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Она включает задания, развивающие внимание, память, мелкую моторику, графические навыки. Уникальная авторская методика, подробно описанная в книге в форме диалога с ребёнком, позволит обучить начальным навыкам письма не только читающих, но и нечитающих детей. Игровой характер многих заданий делает занятия привлекательными для детей и более эффективными. Пособие может быть использовано для корректировки почерка младших школьников.

Пособие адресовано родителям, педагогам дошкольных учреждений и учителям начальных классов. Задания даются в самой книге, поэтому ни каких дополнительных методичек не требуется.

Илюхина В.А. М.: АСТ: Астрель, 2010 г. 50 стр. Формат pdf, качество сканирования хорошее. 32 Мб.

2.2. Волшебные линии. Рабочая тетрадь предназначена для подготовки дошкольников 5-6 лет к обучению грамоте. Система графических и творческих заданий разработана заслуженным учителем Российской Федерации В. А. Илюхиной. Дети учатся рисовать по клеткам, выполнять штриховки, составлять узоры.

Часть 1 - 47 стр., ил. 27 Мб.

Часть 2 - 48 стр., ил. 27 Мб.

Распечатать нужные страницы желательно на цветном, но можно на монохромном принтере.

3. Работа с прописями

Половина книги посвящена теории преподавания по методике Илюхиной, но в этом фактически секрет успеха. Другая половина содержит методические указания к урокам, которые представлены кратко. Данное пособие рекомендую профессиональным учителям, которые планируют обучать каллиграфии многих детей.

3.2. Прописи «Планета знаний»

Тетради для ученика, по которым он занимается. Смысл представленных заданий можно понять только по методическим рекомендациям.

Тетрадь №1 - 47 с. 4 Мб.

Тетрадь №2 - 63 с. 5 Мб.

Тетрадь №3 - 63 с. 5 Мб.

Тетрадь №4 - 47 с. 4 Мб.

Распечатывать нужные страницы желательно на цветном, но можно на монохромном принтере

3.3. Прописи «Школа России» 2015 г.

4 тетради. Нумерация страниц не совпадает с методичкой 3.1, зато они сертифицированы по ФГОС.

3.4. Написание букв. Презентация, сделана в двух вариантах – обобщенном и побуквенном. В обобщенном варианте показ написания букв производится по элементам, но нет возможности выбора буквы – только последовательно от А до Я. В побуквенном варианте выбираем нужную букву, но нет возможности разделить написание букв на элементы.

3.5. Листовка-алфавит Письмо с секретом

Сводная таблица написания букв. Формат doc, 1 Мб.

Послесловие

Имеются стандартные прописи по большинству школьных программ. Мной составлена поурочная подборка материалов по учебникам Горецкого В.Г. и др. « Школа России ».

Прописи Шкляровой Т.В. предназначены в основном для детей, не выдерживающих нужного наклона и интервалов между буквами.

Прописи Некина . Основная его идея – обводка текста по шаблону и копирование его на лист шаблона.

Прописи О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой . Достоинства прописей:

1) очень всё наглядно, ребёнку понятно и доступно;
2) подача материала от простого к сложному, по нарастающей. По мере того как ребенок тренирует руку, задания усложняются;
3) материал подается системно, а не абы как;

В интернет-сообществах эти прописи хвалят.

Прописи для левшей . Для них существуют Прописи и Тетради в косую линейку. Тетрадь – обычная тетрадь в косую линейку, только с наклоном влево. Помимо наклона влево, образец написания крючка\символа\буквы расположен справа. Это очень удобно для леворукого ребенка, потому что, когда он пишет, левой рукой закрывает всю левую сторону.

Материал поставляется на компакт-диске стоимостью 300 рублей плюс стоимость пересылки. Могу выложить в какой-либо облачный сервис. Связаться со мной можно по e-mail [email protected] или

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной Учитель начальных классов МАОУ СОШ №17 Проскурина Т.Г.

Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Стержневые линии работы педагога по методике «Письмо с открытыми правилами»: Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по ов­ладению графическим навыком и каллиграфическим письмом. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно. Осознание обучающимися всех деталей графики письма. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.

Методы и приёмы работы: Наглядность (использование интерактивной программы написания букв). -Проговаривание алгоритма написания букв. -Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук. -Пальчиковые игры. -Массаж и упражнения для пальцев и кистей. -Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв. -Письмо по аналогии. -Классификация букв, сходных по написанию. -Управляемое обучение (письмо под прогова-ривание учителя, а затем самостоятельное). -Дополнительные образные обозначения элементов букв: « качалочка », «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок». -Графический диктант и др.

Знакомство с разлиновкой тетради

Подготовительный алгоритм написания букв 1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности. 2. Умение делить наклонную линию на 2 и 3 части. 3. Умение правильно выполнять закругление на нижней линии рабочей строки. 4. Умение после закругления правильно подняться вверх в сторону, до середины строки – письмо крючковой линии.

5. Написание секрета – линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней линии рабочей строки. Она пишется параллельно прямой наклонной линии. 6. Письмо вниз по секрету до нижней линии рабочей строки, т.е. написание второй наклонной линии, – спрятать секрет. 7. Завершение написания второго крючка.

Графические знаки Середина Просвет сверху – гнёздышко Одна треть сверху или снизу Просвет снизу – шалашик

Дополнительные обозначения Качалочка (44 буквы) Секрет (27 букв) Крышечка сверху (16 букв) Клюшка (15 букв) Петелька (12 букв) Плавный крючок (8 букв)

Дополнительные обозначения Крышечка снизу (9 букв) Кладём качалочку (7 букву) Перевёрнутая клюшка (5 букв) Длинная наклонная (3 буквы) Дужка (2 буквы)

Дополнительные обозначения Бугорок (5 букв) Острый крючок (5 букв) Острый уголок (5 букв) Узелок (6 букв)

Соединения букв … пишем секрет… (15 букв) … узелок, уходим вправо вверх на 1/3 пишем секрет… (13 букв) … крючок до середины, ломаем секрет (выписываем крышечку)… (7 букв) …узелок, уходим вправо вверх, с 1/3 ломаем секрет… (7 букв) … качалочка, бугорком уходим до верхней линеечки… (4 буквы)

Соединения букв узелок, бугорком уходим вправо вверх… (4 буквы) … крючок до середины, наклонная линия вниз, качалочка … (3 буквы) … крючок до 1/3, выполняем качалочку … (3 буквы) … крючок до середины, наклонная вниз, задерживаемся на строке… (2 буквы) … качалочка, крючок до 1/3 сверху… (2 буквы)

Помимо отработки написания элементов букв очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Ученик должен уметь находить правильно написанную букву, объяснять, в чём заключаются ошибки и как их устранять. Для этого предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости.

Каллиграфические ошибки Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, Не соблюдается связность букв при письме,

Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме, Не выдерживается нужная высота букв, Обнаруживается ломаность, вычурность письма, Имеет место угловатость, « заборность » письма, Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Дидактические игры при обучении письму Диктовка элементов букв и их соединений Это упражнение способствует формированию внимания, развивает логическое мышление, терпение, усидчивость, трудолюбие, учит слышать учителя и воспроизводить его речь на бумаге. Диктант может состоять из отдельных букв, слогов, слов (3 – 4 буквы).

Графический диктант Учитель диктует описание буквы несколько раз, дети пишут под диктовку. Потом учитель спрашивает, сколько раз написана буква.

Найди пару каждому элементу Из данных элементов необходимо составить буквы и их записать.

Соедини по порядку Учитель предлагает детям порядок написания буквы в разбросанном виде. Детям надо соединить элементы в том порядке, в котором надо писать данную букву.

Ищи правильную букву Учитель предлагает несколько букв, из которых только одна написана правильно. Дети должны её найти. В остальных найти ошибки и их исправить.

Переполох Упражнение по нахождению графических ошибок в написании букв и их соединений.

Отметь соединения в буквах и элементах букв В слове надо самостоятельно отметить все места соединений букв и их элементов.

Угадай букву Упражнение помогает научить детей более точно изображать графически букву, предупреждает графические ошибки, учит самостоятельно анализировать буквы, развивает графическую зоркость, вызывает интерес к данной деятельности, делает технологический процесс более увлекательным.

Угадай слово Учащимся необходимо полностью написать слово, восстановив «стёртые» элементы.

Повтори предложение В тетради дан образец слова или предложения. Ученики должны повторить его, соблюдая высоту букв, ширину слова, интервал между словами.

Поле чудес На доске заранее записано слово. Каждая буква закрыта белой карточкой. По словесному описанию буквы дети должны угадать её название. Каждая отгаданная буква открывается.

Работа с карточками Детям предлагаются карточки со словесным описанием буквы. По команде учителя дети переворачивают карточку и стремятся быстро прочитать текст, осознать его, произнести закодированную букву.

Составь новое слово Нужно переставить буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.

Наборщик Из букв данного слова надо составить новые слова.

Составь слова

Что должны уметь дети к концу букварного периода: Видеть ошибки и находить пути их исправления; Соблюдать необходимые пропорции в буквах, словах и интервал между словами; Уметь объяснять написание всех букв; Правильно соединять буквы между собой; Соблюдать основные пропорции при письме (ширина буквы равна её высоте); Правильно и безошибочно списывать печатный текст; Писать под диктовку простые предложения; Иметь в памяти все виды изученных орфограмм.

Работа с родителями Самое первое родительское собрание я посвящаю вопросу обучения каллиграфическому письму. Родители – мои большие помощники, и практически все они со временем овладеют данной методикой.

Список Интернет-ресурсов и используемой литературы: 1.. http://www.docme.ru/doc/110426/v.a.-ilyuhina.-pms._mo-s-sekretom 3. http://www.makeyourtoys.eu/articles_02secret.html 4. http://www.proshkolu.ru/user/anma1927-maan2009/folder/79000 5. http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200301002 6. «Письмо с секретом. Преодоление трудностей» Книга для учителя. Илюхина В. А. Издательство: М.: Просвещение, 2008 7. Методическое пособие к «Чудо прописям» Илюхина В. А. Издательство М.: Просвещение, 2004 8. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение. Илюхина В. А. Издательство Астраль, 2010 9. Газета «Первое сентября. Начальная школа», 2001г. (№13-18).

Предварительный просмотр:

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Вспомните себя в первом классе или обратитесь к своим детям или внукам и спросите: какой предмет для начинающего ученика самый трудный? Конечно, письмо! Уж эти палочки-крючочки непослушные - скольких первоклашек заставили они плакать и часами корпеть над тетрадкой в косую узкую линейку... Потом, конечно, письмо одолевается, и страдания забываются, и мы пишем, словно дышим, - легко, как бы само собой. И большинство даже не задумывается, что усилия тогда, в первом классе, прилагали не только мы, но ещё больше - наша первая учительница.

Любому учителю хорошо знакомо чувство огорчения от вида исписанных ужасными детскими каракулями тетрадок. Откладывали ли вы «на потом» проверку тетрадей лишь из-за неразборчивого почерка ученика?

Формирование каллиграфического, аккуратного почерка – основная задача начальной школы, порой трудно решаемая. И пусть в 1-м классе мы сделаем скидку на то, что у малыша и рука ещё недостаточно окрепла, и навык письма не выработался. Но как оправдать корявый, непонятный почерк у старшеклассников? Не лучше ли своевременно научить ребёнка красивому письму?

В своё время передо мной так же встал этот вопрос.

Шёл 1999 год. В приложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября» я прочитала статью, в которой Вера Алексеевна Илюхина, к.пед.н., победитель конкурса «Учитель года - 96», заслуженный учитель России рассказывала о некоторых особенностях формирования графических навыков у детей младшего школьного возраста. Я заинтересовалась этой методикой. Но не могла найти прописи. В 2001 году в этой же газете вышел цикл статей В.А.Илюхиной, в которых уже подробно описывался метод «Письма с секретом». В 2002 году я набирала 1 класс и решила работать по прописям В.А.Илюхиной «Письмо с секретом». Было страшно, но результат порадовал. У всех моих первоклассников сформировался к концу 1 класса каллиграфический аккуратный почерк. От этой работы чувство глубокого удовлетворения получали и дети, и родители, многие из которых поправили свой собственный почерк, и я, как учитель. А ребята по - прежнему продолжают писать красиво.

Слайд 2

Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.

«Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехом формировать обучением письму", - так считает В.А. Илюхина. В своё время Вера Алексеевна пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. И она предложила заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

Система обучения письму Илюхиной называется «письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.

Слайд 3-4

Вот стержневые линии работы педагога по методике

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.

3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.

6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.

7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.

На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:

1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма.

2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.

3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма.

4. Перевод графических умений в полноценный графический навык.

Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребенок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.

В букварный период значительное место отводится подробному анализу буквы : обучающиеся находят в изучаемой букве известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими и предыдущими буквами, дают словесное описание. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (а затем самостоятельное) записывать буквы, их соединения.

Помимо отработки правильного написания той или иной буквы, дети учатся отличать правильное написание от неправильного, объяснять, в чем заключаются ошибки.

Для лучшего осознания ребятами написания букв и их алгоритмах используются обозначения «клюшка», «ножка балерины», «секрет», «узелок». Эти дополнительные обозначения легко запоминаются детьми и воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

Используя методику В.Илюхиной, весь курс занятий распределен по принципу сходного написания строчных и заглавных букв. На занятиях ведется сравнительный анализ написания букв, отрабатываются соединения букв в словах.

Слайд 5-6

Методы и приёмы работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами»:

Наглядность (использование интерактивной программы написания букв).

Проговаривание алгоритма написания букв.

Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры.

Массаж и упражнения для пальцев и кистей.

Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв.

Письмо по аналогии.

Классификация букв, сходных по написанию.

Управляемое обучение (письмо под проговаривание учителя, а затем самостоятельное).

Дополнительные образные обозначения элементов букв: «качалочка», «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок».

Графический диктант и др.

Слайд 7

Методика первых уроков письма.

Первые уроки – очень важный период. Особое внимание учитель должен уделить знакомству с разлиновкой, со строчкой, объяснить назначение горизонтальных линий в тетради: рабочая строка, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, верхняя дополнительная строка, нижняя линия рабочей строки.

Необходимо постоянно упражняться в написании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчётливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части.

При этих упражнениях достигаются различные цели: дети приучаются правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно тетрадь, правильно держать ручку. Все эти привычки очень важны для обучения письма.

Дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки - значит то же самое, что и для танцующей ноги. строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.

Рассмотрим самые важные этапы формирования графического навыка- основание элементы письма, которые и составляют ведущий алгоритм, являющийся основой в написании всех букв русского алфавита.

Слайд 8

Первая часть алгоритма – умение написания наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала.

Тут мы учим ребенка распределять внимание, а также учим самоконтролю.

Детям предлагается под диктовку (диктуется способ написания) написать точное количество наклонных линий. При этом учитель говорит, что количество наклонных линий он не скажет. Но если дети будут внимательны, то по окончанию смогут назвать точное их число.

Вторая часть алгоритма – умение делить наклонную линию на две и три части.

Учитель на образцах, на чертеже показывает, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии.

Третья часть алгоритма – выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки(«качалочка»).

Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и и который является очень часто встречающимся элементом и в других буквах.

Четвёртой частью алгоритма – мы завершаем написание крючка – пишем крючковую линию.

После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линеечкой рабочей строки, примерно пополам.

Важно объяснить детям, что после «качалочки», которая завершается сразу, как только ручка отошла от нижней линеечки, ручка должна выписать прямую линию до середины.

Слайд 9

Пятая часть алгоритма – является одной из важнейших составных частей алгоритма в целом. Научение общему приёму соединений происходит на основе соединения двух крючков.

При подъёме по «секретику» мы продолжаем учить включать боковое зрение, т.е. переносить внимание на уже написанную прямую наклонную линию слева и стараться не отдаляться от неё.

Этот этап продолжает формировать безотрывное письмо, являющееся неотъемлемой частью скорописи. Важно, чтобы учитель хорошо усвоил разницу между принципом безотрывного письма и самим писанием. В конце 1 класса ученик должен научиться безотрывно писать одну-полторы буквы, а затем обязательный отдых, т.е. отрыв руки от листа бумаги.

Учитель обращает внимание детей на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (шалашиком).

Происходит объяснение того, что просветы между элементами букв образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. (гнёздышки).

Седьмая часть алгоритма завершение написания второго крючка.

Хочу обратить внимание на графические знаки и дополнительные обозначения. (Слайды 10-13)

Очень важное значение при формировании навыка письма имеет правильное соединение букв. (Слайды 14-15)

Помимо отработки написания элементов букв очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Ученик должен уметь находить правильно написанную букву, объяснять, в чём заключаются ошибки и как их устранять.

Для этого предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости. (Слайд 16)

Хотелось бы обратить внимание на типичные каллиграфические ошибки (Слайд 17)

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка . Учитываю данную классификацию, каждый учитель, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, может определить, какой вид ошибок превалирует в его классе, и провести надлежащую работу по их устранению.

Данная таблица поможет учителю оценить сформированность каллиграфических навыков.

№ п/п

Критерии оценки

Кол-во человек

Правильно

  • Соблюдаются интервалы между буквами в словах, равномерно расставляются слова на строке
  • Соблюдается нужная ширина букв
  • Соблюдается наклон букв
  • Соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. соблюдается линейность
  • Выдерживается нужная высота букв
  • Соблюдается стройность письма
  • Соблюдается округлость букв
  • Соблюдается связность букв при письме
  • Полная правильность формирования навыка

Ошибки

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме
  • Не выдерживается нужная высота букв
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма
  • Не соблюдается связность букв при письме
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша»

Большую роль в процессе обучения письму играют дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр. (Слайды 18-33).

Что же должен знать и уметь учащийся к концу букварного периода:

(Слайд 34).

  • Видеть ошибки и находить пути их исправления;
  • Соблюдать необходимые пропорции в буквах, словах и интервал между словами;
  • Уметь объяснять написание всех букв;
  • Правильно соединять буквы между собой;
  • Соблюдать основные пропорции при письме (ширина буквы равна её высоте);
  • Правильно и безошибочно списывать печатный текст;
  • Писать под диктовку простые предложения;
  • Иметь в памяти все виды изученных орфограмм.

И ещё о роли родителей. Самое первое родительское собрание я посвящаю вопросу обучения каллиграфическому письму. Родители – мои большие помощники, и практически все они со временем овладеют данной методикой. (Слайд 35)

И ещё немного о применении информационных технологий в обучении письму. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений. Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв, соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства. И я хочу предложить вашему вниманию презентацию «Письмо с секретом», в ней очень хорошо показаны все этапы написания букв.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и управляемым. Графический навык может тоже формироваться стихийно. В предложенных ученику указаниях может не быть всех предложенных ориентиров для действия. Во время работы ученик находится в поиске недостаточных ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок. В результате формирование навыка затягивается, и он не приобретает устойчивость. У В.А. Илюхиной навык формируется управляемым путем. Ученик следует четкому алгоритму написания элементов, букв и их соединений.




Рассказать друзьям