Методики раннего развития от глена домана и сесиль лупан. Сесиль Лупан: Физическое развитие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

    Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

    С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

    С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

    Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

    Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

    Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

    Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

    Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

    Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

    Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

    Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

    Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

    Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

    После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

    Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

    Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

    Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.

Известная модифицированная методика раннего развития Сесиль Лупан до сих пор вызывает споры, а нужно ли так загружать ребенка в раннем возрасте? Родителям, которые окончательно решили, что их ребенку это нужно, важно знать, как заниматься с маленькими умниками. Эта статья посвящена авторской методике Сесиль Лупан - схеме занятий по дням на две недели.

Особенность методики С. Лупан

Плюсом и одновременно минусом методики является желание автора охватить все сферы развития ребенка. Она старалась так устраивать занятия, чтобы ее дочки имели возможность развиваться физически, творчески, логически. Не упускала возможности создать базу в 2 года для обучения письму и чтению.

Специфика занятий и их загруженность информацией зависит от возраста малыша. В этой статье мы расскажем о занятиях в возрасте от 1 до 3 лет. В этом периоде ребенок активно познает мир и развивается, отмечала Сесиль Лупан. Рассмотрим подробно, чем заниматься с малышом в течение 2-х недель.

Схема занятий по методике Сесиль Лупан по дням

Занятия должны охватывать несколько сфер развития малышей. Не следует пичкать ребенка только энциклопедическими знаниями в один день. Обучение должно идти легко и непринужденно. Для этого информация подается в сжатой форме, ее немного и она постоянно изменяется.

Понедельник

Развитие органов чувств

Ребенку предоставляются карточки с геометрическими фигурами, животными или предметами обихода. Карточки нужно показывать по 5 штук за 3 подхода. Промежуток между показом одних и тех же карточек должен составлять не менее 30 минут.

Показывая, мама проговаривает нарисованный предмет, тем самым развивая у малыша зрительное восприятие, слуховое и память.

Двигательная активность

Мама ходит с малышом по улице - привитие двигательной активности происходит непринужденно в процессе прогулки. Ребенка не нужно катать все время в коляске - он должен привыкать ходить, длительно ходить.

Музыкальное развитие

В промежутках между показами карточек маленький исследователь может отдыхать или петь с мамой любимые песенки. Лучше подбирать песни из любимых мультиков. Мама - руководитель, она учит кроху словам и мелодии. В это время ребенок усваивает ритм, темп песенки и развивает музыкальный слух.

Занятия для ребенка проводятся в игровой форме, заканчиваются немного раньше, чем ребенок устанет и сам попросит завершения. Это мотивирует его заниматься дальше.

Вторник

Следующий день начинается с повторения и изучения нового материала.

  1. Сенсорное обучение . Крохе по одному разу показывают карточки, изучаемые вчера, с четким проговариванием названий предметов. Затем по указанной выше схеме показываются еще 5 карточек по той же тематике. Для развития восприятия на слух можно поставить запись с разными звуками.
  2. Иностранный язык . Вместе с уже знакомыми карточками проговариваются и слова на иностранном языке, который изучает малыш. Кроме карточек можно называть окружающие предметы, например: «Возьми карандаш - pencil».
  3. Двигательная активность . Здесь уместна зарядка с родителями. Под музыку можно выполнять любые движения, которые заставят ребенка весело двигаться в такт мелодии. Он будет сначала повторять за взрослым, потом начнет самостоятельно выдумывать движения.

Среда

  1. Сенсорное обучение . Зрительное восприятие новых знаний. Мама продолжает показывать уже знакомые карточки, затем подключает еще 5 по заранее выбранной тематике.
  2. Подготовка к чтению. Заранее нужно подготовить карточки с названиями окружающих ребенка предметов. Это мебель, посуда, одежда, игрушки и так далее. Мама раскладывает каждую карточку (название написано красным цветом, крупными буквами) к предмету, название которого на ней написано. Так ребенок, пользуясь предметом, постепенно привыкает к его написанию и чтению.
  3. Подготовка к письму . На первоначальном этапе малыш просто рисует, учится держать карандаш.
  4. Математические навыки. Привитие привычки считать. Для начала крохе можно показывать парные части тела и одинарные. Например, один носик, ротик, два глазика, и так далее.

Четверг

  1. Сенсорное обучение . Продолжение осваивания новых карточек, новых тем. Нельзя слишком нагружать кроху. В этот день лучше уделить внимание повторению всего изученного. Карточки показываются по темам с перерывами в 30 минут.
  2. Подготовка к чтению. Продолжается изучение предметов, окружающих малыша.
  3. Подготовка к письму. Ребенок продолжает рисовать. В ходе рисования мама показывает, как пишутся 4 буквы алфавита. Лучше начинать с гласных.
  4. Логика. Взрослый знакомит ребенка с признаками и характеристиками предметов. Это тесно связано с изучением предметов обихода. Наряду с подготовкой к письму, можно показывать и изучать характеристики той же подушки, кресла или чашки, из которой пьет ребенок.

Пятница

  1. Обучение через зрение и слух . На данный момент малыш уже изучил 25 новых карточек. Мама должна следить за тем, как он узнает эти карточки. Не достаточно уже просто их показывать. Нужно спрашивать, где тот или иной предмет, кроха уже начинает показывать.
  2. Двигательная активность . После продолжительных прогулок пора учить ребенка бегать. Для этого нужно ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит.
  3. Развитие речи, фантазии . Мама - первый сказочник и учитель. Она должна проявить максимум умений и фантазии для сочинения сказок. Сначала рассказики должны быть короткими для лучшего усвоения крохой, затем можно поговорить, что усвоил маленький ученик.
  4. Творческое развитие. Необходимо читать с ребенком стишки, петь песенки. Так он усваивает рифму и музыкальные навыки.

Суббота

  1. Изучение математики. Считать с ребенком все до 5, затем до 10 в течение недели после ознакомления с понятием счета. Это должно сопровождать его времяпрепровождение в течение всего дня.
  2. Иностранные языки. Продолжая изучать карточки с названиями окружающих предметов, так же по 5 карточек можно добавлять, в зависимости от выбранной темы (будь то мебель или еда).
  3. Анатомия. Здесь лучшим способом обучения будет игра в доктора, который лечит разные части тела. В этой игре совместимы карточки с изображениями, названиями, названиями на иностранном языке. То есть в одной игре сразу можно развивать несколько навыков. Кстати, указывать характеристики органа или части тела также полезно - развивается логика малыша.

Воскресение

В воскресение малышу лучше устроить маленькую разгрузку - у него должно быть свободное время от обучения. И в этом свободном времени он … продолжает обучаться, только уже в своих самостоятельных играх. Понятное дело, что мама неустанно помогает ему, направляет, подсказывает.

Со следующей недели маме следует немного углубить уже приобретенные знания.

Понедельник

  1. Сенсорное развитие продолжается в том же духе, постепенно добавляются новые карточки. Карточки - это вообще неотъемлемая часть развития крохи, поэтому ежедневно проводится показ по выше описанной схеме.
  2. Физическая активность переходит в форму игры - малыш бегает, играя в «догонялки».
  3. Чтение . На этой неделе по описанному принципу ребенок изучает словосочетания. Это нужно делать только после его усвоения предыдущего этапа развития.
  4. Продолжать развивать логику необходимо, предлагая крохе изучение геометрических форм и разнообразных видов цвета. Показывать не все сразу, а дозированно.

Вторник

С этого дня помимо сенсорного развития и подготовки к чтению, письму, можно добавить знакомство крохи с энциклопедическими знаниями. Для этого также понадобятся карточки, но на них изображены страны, города, портреты известных людей и так далее.

Среда

  1. Иностранный язык . После усвоения малышом основных названий предметов на иностранном языке можно начинать игру «Покажи-ка мне…». Называть предметы на иностранном языке, а он должен указать на нужную карточку.
  2. География. Малыш исследует свой дом, квартиру. Он учится определять функциональность комнаты, в зависимости от того, что в ней расположено и находится.
  3. Музыка. Ребенок учится петь песенки самостоятельно без мамы. Лучше, если этот процесс будет сопровождаться «игрой» ребенка на музыкальном инструменте. Идеальным инструментом для малышей является ксилофон - он используется также как ударный инструмент.

Наряду с этими занятиями продолжаются занятия по математике, подготовке к письму, чтению, а также развитие органов чувств.

Четверг

В этот день кроме постоянных занятий вводится изучение зоологии и ботаники. Для изучения этих дисциплин необходимо иметь хоть малейшее представление о животных и растениях. Для этого малыша нужно сводить в зоопарк (если есть такая возможность), а также посадить с ним семена каких-либо культур. Во время прогулки можно не только развлекать ребенка , но и изучать окружающую природу.

Пятница

В конце второй недели малыш уже может узнавать карточки с буквами и цифрами, которые в течение недели показывала мама. Чтобы продолжить знакомство с письмом, ребенку нужно давать набирать буквы на клавиатуре компьютера - так ребенок привыкает к формированию групп букв, которые образуют слоги и слова.

Развитие логики продолжается изучением видов чувств. Малыш изучает чувства, которыми пользуется человек, а также основные эмоции. Их можно показывать вместе с родителями.

Обучение счету продолжается, когда малыш считает все предметы. Происходит знакомство с понятием 0.

Анатомические особенности ребенок изучает в игре с болезнью конкретного органа. В игре он узнает, кто лечит отдельные заболевшие органы, откуда появились узкие специалисты.

Суббота

В этот день происходит суммирование всех полученных знаний за две недели. Мама инициирует маленький экзамен - проверку того, что чадо запомнило за период обучения.

Мониторинг знаний проходит по темам:

  • развитие органов чувств,
  • подготовка к письму,
  • чтению,
  • иностранный язык,
  • логика,
  • счет,
  • энциклопедические данные,
  • география,
  • музыка,
  • разделы биологии,
  • двигательная активность.

В воскресение малыш заслуживает отдых.

Обучение по методике Сесиль Лупан нелегкое, прежде всего, для родителей, но результат очевиден - ребенок получает систематические знания постепенно и дозировано, не надрываясь.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Занимаясь интеллектуальным и творческим развитием ребенка, нельзя забывать и о физическом развитии. Хороший способ развить опорно-двигательный аппарат как у малышей, так и у детей постарше - шведская стенка. Вариантов этого спортивного комплекса можно найти массу, но не все они соответствуют требованиям безопасности. ?

Сесиль Лупан - педагог, мать двоих детей. Она стала еще одним доказательством того, что раннее развитие ребенка - это не пустой звук. На примере собственных детей Сесиль доказала, что такое воспитание дает исключительно положительные результаты и влияет не только на умственное и физическое развитие ребенка, но и на отношения между матерью и детьми.

Педагоги-новаторы - в большинстве своем люди по-хорошему одержимые своими идеями. Сесиль Лупан - одна из Них. О своем опыте педагогического новаторства Сесиль написала книгу «Поверь в свое дитя» , ставшую вскоре… нет, не бестселлером. Эта книга стала Эталоном настоящего педагогического откровения. Это огромная (полмиллиона знаков) Исповедь.

С необыкновенной скрупулезностью, чуть ли не по часам Сесиль рассказывает о своем восхождении к простой и великой истине: просвещение детей - это Обязанность, возложенная Создателем на родителей, и - одновременно - дарованное Им высшее родительское Счастье.

Успешная бельгийская актриса Сесиль Бран в 25 выходит замуж и рожает первую дочь. По приглашению американских коллег она с трехмесячной дочкой в «кенгурушке» приезжает в Штаты преподавать актерское мастерство.

Судьба сводит ее с создателем одной из первых систем раннего обучения - она посещает его семинар и проникается его идеями. Приехав домой, пытается учить восьмимесячную дочку «по Доману» и… ничего не получается. Сесиль извлекает уроки из поражения и создает свою собственную систему раннего развития детей, которую успешно испытывает на своих дочерях. Испытания тщательно документируются. Свои дневники, которые Сесиль вела, пока учила дочерей, она позже превратит в книгу.

В своей книге «Поверь в свое дитя», Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна лишняя забота и опека. Развитию малыша и укреплению отношений в семье способствует интерес, заинтересованность родителей в собственном ребенке. Так как только родители способны в полной мере быть заинтересованными в своем чаде, Сесиль утверждает, что именно они должны стать первыми педагогами для своего малыша.

Сущность методики Лупан

За основу своей теории Сесиль Лупан взяла теорию . Однако впоследствии, эта теория несколько видоизменилась.

Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания . Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Таким образом, вы никогда не забудете о задуманном, но в то же время не будете находиться в рамках распорядка. Вы сможете смело изменять дневной план, заниматься другой деятельностью, а не той, которую запланировали.

Принципы раннего обучения по Сесиль Лупан:

1. Не зацикливайтесь на обучении. Кроме познавательной деятельности день ребенка должен быть полон обычного общения с вами, играми и другой занимательной деятельностью. Самое важно для вас должно быть не умственное развитие малыша, а его отношение к вам.

2. Планируйте занятия. Ребенок не должен сидеть и ждать, пока вы подготовитесь к тому или иному уроку, поэтому каждое занятие должно быть составлено так, чтобы его можно было провести в любом месте и в любое время. Самое главное, чтобы ребенку был интересен урок. Как только вы чувствуете, что этот интерес угасает - прекращайте занятие и заменяйте его на что-то другое.

3. Стимулируйте детские занятия творчеством.

4. Способствуйте любопытству малыша. Очень часто нам надоедает отвечать на бесконечные детские «почему?» и «зачем?». Однако ни в коем случае нельзя игнорировать такие вопросы. Наоборот, любопытство ребенка, его любознательность и стремление разобраться в строении мира, должно быть для вас настоящей радостью.

5. Воспитывайте ребенка толерантным и терпимым человеком. Он должен считаться с мнением других людей и уважать его.

6. Чем бы вы ни занимались - делайте это в форме игры. Обучение чтению, математике и любым другим умениям в игровой форме гораздо веселее и доступнее малышам, чем обычное занятие.

Основная мысль, которую стремиться донести Сесиль Лупан до всех родителей - уделяйте своим детям как можно больше внимания. Ребенок должен чувствовать себя любимым и ни на мгновение не сомневаться в этом. Поэтому не бойтесь переборщить с объятиями и поцелуями, не старайтесь подстроить ребенка под собственные стереотипы. Когда малыш будет чувствовать, что его принимают таким, какой он есть, он будет гораздо быстрее и успешнее обучаться и развиваться.

Методика Сесиль Лупан представляет собой всестороннее естественное развитие ребенка с учетом его наклонностей, интересов и индивидуальности с помощью разнообразных средств познания окружающего мира. Взяв за основу методику Глена Домана, актриса упростила ее, добавив больше эмоционального, творческого развития и занимательности.

Методика Сесиль Лупан

Первый год жизни

Период от рождения до года – один из самых значимых в жизни малыша. Методика Сесиль Лупан основана на том, что время, проводимое вместе с ребенком, должно быть насыщено эмоциями и событиями, поэтому уже с самого раннего возраста нужно проводить его с пользой.

Обучение должно быть игрой, которая прекращается до того, как малыш утомится. Лучшими учителями для крохи являются родители, поощряющие его любознательность.

Развиваем слух

В комнате, где находится ребенок, не должно быть ни постоянного шума, ни постоянной тишины: важно знакомить малыша со звуковыми контрастами. Поставленные поочередно ритмичные и медленные мелодии, повышение и понижение голоса при разговоре, демонстрация звуков, издаваемых различными предметами – все это способствует полноценному развитию слуха малыша.

Развиваем зрение

Безопасное детское зеркальце, разноцветные лоскутки ткани, картинки с черно-белыми узорами, карточки с крупными геометрическими фигурами – все это поможет малышу фокусировать взгляд.

Стимулируем осязание

Подбираем разные по фактуре ткани и поочередно вкладываем их в ручку малыша. Также можно сшить тканевые мешочки, наполнив их различным содержимым: крупой, горохом, пуговицами и т.д.

Физическое развитие

Массаж, плавание, динамическая гимнастика и физкультура – залог полноценного интеллектуального развития ребенка.

Следует часто выкладывать кроху на животик, помещая перед ним множество ярких погремушек, качать его на гимнастическом мяче. Стимулируя малыша к ходьбе, нужно ставить рядом с ним стулья для опоры, постепенно отдаляя их друг от друга.

После того, как ребенок научится ходить, Сесиль Лупан рекомендует отказаться от коляски, а гулять только пешком.

Развитие речи

С самого рождения необходимо разговаривать с крохой, следя за правильностью, четкостью и выразительностью собственной речи. Повторение звуков за малышом, проговаривание названий окружающих предметов и процессов позволяет установить диалог и прекрасно стимулирует развитие речи.

Чтение стихов и пение песенок будут способствовать развитию памяти. После двух лет малышу можно показывать коротенькие мультфильмы, комментируя происходящее на экране.

Учимся читать

Малыша до трех лет не стоит учить читать целенаправленно. Занятия должно быть интересными, с использованием красочных материалов, веселых песенок и забавных стишков. Сесиль Лупан предложила вариант карточек с буквами, облегчающих процесс их запоминания, где буква изображается крупно, а рисунок – тонкими красными линиями.

Учимся считать

Данный процесс должен быть наглядным: при любом удобном случае пересчитывайте предметы вместе с малышом, перекладывая их. С трехлетнего возраста ребенок уже в состоянии освоить математические действия, меры объема, длины и времени. Важно, чтобы малыш сперва освоил счет: в этом помогут карточки с изображением цифры и соответствующего количества предметов.

Изучаем иностранный язык

С полутора — двух лет малыша можно начинать знакомить с иностранным языком. Произношение названий предметов, игрушек, процессов, рассматривание словаря с картинками, заучивание коротеньких стишков и песенок – все это будет способствовать запоминанию малышом иностранных слов. Если кроха не хочет повторять, настаивать не стоит – пассивное изучение не менее важно.

Основные плюсы и минусы методики

Как и любая другая, методика Сесиль Лупан имеет как положительные стороны, так и недочеты.

Плюсы методики:

  • одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;
  • наиболее полное развития ребенка через органы чувств;
  • развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Минусы методики:

  • родители довольно много времени должны уделять малышу;
  • необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;
  • не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Большой популярностью пользуется книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя «. В ней она дает практические рекомендации по развитию детей, рассказывает о себе и своей семье.

Методика Сесиль Лупан

методику сесиль лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. сесиль лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. сесиль опробовала методику глена домана на своих детях, но у нее не все получилось.

она отошла от жестких принципов домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними сесиль лупан описала в книге «практическое руководство «поверь в свое дитя»». во франции сесиль лупан основала общество с таким же названием. в настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.

биография

сесиль лупан (в девичестве браи) родилась в 1955 году в монсе (бельгия). она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. но уже тогда сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение - воспитание и развитие своих будущих детей. «мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», - считала сесиль.

со своим мужем – виктором - сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – галя, в 1983 – дочка селина.

в настоящее время сесиль лупан живет в париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей

о методике сесиль лупан

в начале своего материнства лупан заинтересовалась методикой глена домана и даже побывала на его семидневном семинаре в америке. воодушевившись идеями и энтузиазмом глена, сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой галей математическими карточками с точками. но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. вскоре лупан отошла от методики домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:

Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.

лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у монтессори). и опять же не загружать мозг детей информацией, как советует доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.

основной принцип методики сесиль лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.

основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает лупан.

и конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.

«и не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге сесиль лупан.

рождение второй дочери показало сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. поэтому лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.

в книге сесиль лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.

игры и упражнения в первый год жизни (по книге сесиль лупан «поверь в своё дитя» )

первый год – очень важный этап в жизни человека. в течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать

2. стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.

зрение

состояние высвобожденной двигательной активности . когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
гримасы. человеческое лицо очень интересует новорожденного. когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
одноцветные предметы. предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
украшение кроватки. прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок - независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
зеркала. поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
мобиль. прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. "шахматная доска". когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки - черные и белые. это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
иллюстрированные карточки. подготовьте карточки размером 3030 см. на одних карточках нарисуйте кружки, на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

слух

приучайте малыша к звуковым контрастам. вы должны много петь ребенку. подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
высокие и низкие звуки. заставьте ребенка почувствовать различие между ними. например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
кассеты. ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

осязание и хватание

заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

лоскутное одеяло. сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он "тренировал" свое осязание.
яркие рукавички. чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

вкус и обоняние

запахи растений. сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
предметы для жевания. дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
использование в качестве игрушек различных вещей. для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода - чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

3. поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.

особое место в развитии ребенка уделяется двигательной активности.

при рождении

кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.
положение на животе. в течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
наклонная плоскость. это гладкая доска (150100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. упражнение делается под наблюдением взрослого.

гимнастика:

Скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;

Сделайте то же самое упражнение, но для ног;

Затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;

Пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;

Положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;

Положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. это предотвратит удар.

в период между первым и четвертым месяцами

манеж препятствует развитию подвижности. рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. нужно организовать в комнате для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.
равновесие. стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки.
положение на четвереньках. когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.
гимнастика. упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще.

период между четырьмя и двенадцатью месяцами.

положение стоя. поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.
свободное перемещение. малыш уже вырос и может сам ходить по дому. подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.
побуждение к ходьбе. во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки.
лестница . если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.
большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.
равновесие - чрезвычайно важный фактор. для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим. не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед.
брахиация - это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. к этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.
гимнастика.

Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;

Вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;

То же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;

Возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;


То же упражнение, но держа ребенка за ноги;

То же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;

Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

большой пляжный мяч. положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.
кувырки. научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.
ходьба на руках. переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.

4. заложить основы языка.

речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. задолго до этого идет длительный процесс,


который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.

объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. описанные ниже упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года:
части тела. сеансы массажа и тактильной стимуляции - самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела.
знакомые предметы – называйте их и рассказывайте о них.
иллюстрированные карточки для визуального стимулирования – называйте изображенное и рассказывайте о нем.
рассказывайте короткие истории. придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т. п.
детская речь - взрослая речь (точная и четкая). разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. малышу необходимы оба типа речи.
повторяйте звуки, которые произносит ребенок, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.), а потом побуждайте его повторять их. таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: "котя-котенька-коток", "баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." и т.п.

в следующей статье будут приведены примеры игр и упражнений сесиль лупан для детей 1-6 лет.

Материал к занятию.



Рассказать друзьям