Новорожденный ребенок 4 месяца что должен уметь. Физические навыки четырехмесячного малыша

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку.

Это обязательно сопровождается требованиями внимания со стороны взрослых. Видя, как малыш буквально по дням развивается и растет, многие родители озадачиваются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 4 месяца?» По сути, он еще младенец, однако именно с этого периода начинают закладываться и формироваться многие важные для его будущего развития навыки. От их уровня будет зависеть психическое, эмоциональное и физическое становление ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - базовые навыки
  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Развитие вашего ребенка

Природа - природой, однако то, что умеет ребенок в 4 месяца, в немалой степени зависит от того, как родители общаются со своим малышом и что делают для его полноценного развития. Известно, что дети, с которыми много разговаривают близкие, быстрее адаптируются и развиваются. В дальнейшем у таких деток наблюдаются высокие способности к любому обучению. Непременный атрибут нормального развития - игрушки. В таком возрасте это могут быть погремушки или даже развивающие игры по возрасту. На данном этапе главное - мелкая моторика, концентрация взгляда, хватательный рефлекс и цветовое восприятие. Всеобщее развитие не будет полным без физической активности - массажи, гимнастики, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию умственной деятельности. Все эти меры хороши, если малыш, прежде всего, окружен любовью. В такой обстановке он будет расти легко и радостно, а его развитие всегда будет на должном уровне.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка в 4 месяца происходило максимально естественно.

Младенцы такие крошечные и беззащитные и пока не в состоянии сказать, что именно их тревожит или в чем они нуждаются. Родителям приходиться догадываться самим, опираясь на опыт поколений.

И все равно их продолжают преследовать страхи, нормально ли происходит развитие ребенка.

4 месяца он живет с вами, но сомнения не дают в полной мере наслаждаться своим отцовством и материнством.

Сегодня мы поговорим о том, какие физические и психологические параметры отличают четырехмесячного малыша, чему он уже научился в своем возрасте и как обеспечить ему максимально гармоничное развитие.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Четырехмесячные малыши отличаются от трехмесячных.

Естественно, они изменились физически, но наибольшие изменения происходят с их психологией.

Именно в этом возрасте многие начинают понимать: из несмышленого пупсика с неосознанными реакциями младенец превращается в маленького человечка, который прекрасно знает, чего хочет и всеми возможными силами пытается это получить.

К 4-ем месяцам у большинства детей появляются следующие знания, умения и навыки, которые они охотно демонстрируют окружающим:

  • С легкостью переворачиваются со спины на живот и наоборот.
  • Пытаются ползать, усиленно помогая себе коленями и локотками.
  • Сидят, правда, пока опираясь на подушки.
  • Если вы положите его на живот, то он самостоятельно поднимет туловище и будет держать его, опираясь на ладони.
  • Цвет, форма, размеры, звуки – все это малыш уже вполне различает.
  • Легко ориентируется, кто свой, а кто – чужой.

    Причем людей, которые проводят с ним много времени, он различает не только по внешнему виду, но и по голосу, запаху и даже – тактильным ощущениям.

    Периоды бодрствования стали намного длиннее – 2 часа и больше.

    Часть этого времени ребенок способен развлечь себя сам, если вы обеспечите его интересными игрушками.

    Безусловный хватательный рефлекс сменяется осмысленным хватанием.

    Малыш понимает, что хочет получить именно этот предмет и знает, что с ним делать.

    Например, понимает, что нужно потрясти погремушку, чтобы извлечь звук.

  • Все, что оказывается в пределах его досягаемости, он пытается затащить в рот, поэтому следите, чтобы все игрушки были чистыми и не имели мелких деталей.
  • Отталкивается от твердой поверхности, если вы будете поддерживать его подмышки.

Физиологическое развитие ребенка в 4 месяца


За месяц малыш набрал вес (700–1 000 грамм) и подрос на 2–4 см.

Таблица физиологических параметров четырехмесячного малыша выглядит так:

На вид четырехмесячный малыш просто прелестен – такой себе сказочный упитанный карапуз с беззубой улыбкой.

Психологическое развитие ребенка 4 месяца


Период, когда первоочередными потребностями ребенка были еда и сон, остался позади.

Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.

Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.

Не отказывайте ребенку во внимании.

Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.

Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.

Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.

Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.

Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.

Спектр , которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.

Каким должен быть уход родителей, чтобы развитие ребенка 4-ех месяцев происходило нормально?

    Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.

    Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.

    Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.

    Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.

    Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.

    Младенец уже вполне осмысленно пытается облегчить себе процесс питания, поддерживая ладошкой материнскую груди или – бутылочку.

    Прогулки.

    Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.

    Так он рассмотрит все, что ему интересно.

    Отправляясь на улицу, не стоит слишком укутывать малыша, чтобы он не вспотел, особенно, если вы собираетесь носить его на своей груди, а не возить в коляске.

    Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.

    Своевременно меняйте ему разовый подгузник, следите за чистотой ягодиц и интимной зоны, чтобы не спровоцировать появление раздражений и воспалительный процессов.

Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша

и уходе за ним в видеоролике:

Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба

Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.

Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.

В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.

Второй «квартал» жизни малыша открывает новый этап физического, психологического и эмоционального развития. Карапуз продолжает узнавать мир, получает новые навыки, а молодой маме важно контролировать развитие крохи и ничего не упустить. Что ждать от четвертого месяца жизни, каким должен быть режим дня, что должен уметь малыш и как помочь ему познать мир? Рассмотрим в этой статье особенности развития 4 месячного ребенка.

Из этой статьи вы узнаете:

Максимум общения

В 4 месяца ребенок интересуется буквально всем вокруг, становиться активным и общительным, в его речи появляются гласные: «а», «е», «и», «у», «гу». Он видит на расстоянии 30 см., начинает различать цвета, интересуется своим отражением в зеркале. Кроха обращает внимание на игрушки, концентрируется и 5-6 минут может наблюдать за предметом, а если до него можно дотянуться, то непременно схватит «добычу» и потянет ее в рот.

Теперь он не только видит и слышит, но и пробует предметы на ощупь и даже на вкус.

Препятствовать этому не стоит - малютка должен познавать мир, и эти инстинкты заложены самой природой.

Кстати, природа позаботилась о безопасности таких исследований. В 4 месячном возрасте у крохи стремительно повышается слюноотделение. Это вызвано тем, что слюна является барьером и защищает от попадания бактерий в пищевод. Но даже при этом задача каждой мамы следить, чтобы попавшие к нему в рот предметы не содержали чересчур много микробов, поэтому все игрушки должны пройти специальную обработку.

Режим дня

Наконец-то вы пережили этап мучительных коликов и теперь начинается спокойная жизнь. В этом возрасте сон карапуза более глубокий. За сутки он спит в среднем 14-15 часов, из них 8-10 приходится на ночь. Кушает около 6 раз в день, примерно каждые 3-4 часа.

Если ребенок кушает грудное молоко, то вводить прикорм по-прежнему не нужно.

Кроме этого у крохи уже выработался свой график, он просыпается утром и ложится спать примерно в одно и то же время, установилось время на прогулки, водные процедуры и т.д. Стул становится реже, около 3-5 раз в сутки. Если самочувствие у малыша в норме, допускаются опорожнение кишечника раз в день и даже через день.

Вес и рост

В первые месяцы жизни наблюдается самый интенсивный рост и набор в весе. Средние нормативы уже давно разработаны педиатрами.

Кстати, в этом возрасте может измениться цвет волос и глаз. Даже если он родился с голубыми, к четвертому месяцу жизни родные «бусинки» могут стать карими.

Если вы не сбивались с графика, то четвертый месяц жизни пройдет без прививок, потому что первая вакцинация АКДС делается в три месяца, а вторая - в четыре с половиной, других прививок в этом возрасте нет.

Что умеет 4 месячный ребенок?

  • В этот период исчезает скованность мышц, прижатые ручки, скованные кулачки уходят в прошлое, начинается новый этап познания окружающего мира. Бутуз хватает все, что попадается у него на пути и лежит в поле зрения, чтобы пощупать и изучить новый предмет.
  • Ребенок уверенно держит голову.
  • Ручки становятся крепче, движения более координированными, и кроха уже приподнимает голову и плечи, когда лежит на животе.
  • Малыш начал крутиться, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Теперь мама должна быть еще внимательной. Нельзя оставлять чадо ни на минуту одного на кровати или диване - не успеете оглянуться, как он окажется на полу.
  • Ребенок пытается садиться. Препятствовать этому не стоит, но и разрешать нужно с умом. Позвоночник еще не окреп, поэтому возить в сидячей коляске будет лишним. Следите, чтобы подъемы были плавными, сидение - кратковременным и удобным, преимущественно с непрямой посадкой.
  • Малыш уже знает, как его зовут и реагирует на свое имя, улыбаясь и поворачивая голову в сторону окликнувшего.
  • У него появляются предпочтения в круге общения, он различает близких и незнакомых людей. Чаще всего он демонстрирует свою привязанность маме или тому человеку, который за ним ухаживает и проводит с ним больше времени.
  • Нормальная реакция, если грудничок при виде маминого соска или соски уже приоткрывает рот, готовясь к еде, а во время трапезы придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Ваше чадо уже проявляет характер. Знает, что ему нравится и чего точно не хочет. Поэтому будьте готовы, если он будет настойчиво требовать носить на руках и категорически откажется ложиться в коляску.

Как развивать 4 месячного малыша?

Если он еще не продемонстрировал вам талантливые перевороты, не огорчайтесь, попробуйте его научить. Играя, помогите крохе перевернуться, придерживайте в ровном положении ручку и ножку, находящиеся сверху, а затем переверните малыша. Уже через несколько таких поддержек ребенок поймет, что к чему.

Это же касается и первых попыток сесть. Если карапуз еще не пытается сесть, помогите ему. Протяните свои руки, дайте ребенку ухватиться за них и немного потяните, чтобы помочь ему сесть на несколько секунд. К тому же, это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины.

Усилить общение и ориентацию поможет еще она игра. Прячьтесь с разных сторон и зовите ребенка - он будет поворачиваться, искать вас глазами. Малышам очень нравится эта игра, они улыбаются и даже начинают смеяться. В игре он еще лучше запоминает свое имя и ориентируется в пространстве.

Развить реакцию и хватку можно забирая у крохи игрушку. Он будет продолжать за ней тянуться и всячески пытаться схватить.

Массажи, гимнастика и водные процедуры не теряют своей актуальности в развитии 4 месячного ребенка и помогают мышцам окрепнуть и набраться сил.

Огромное значение для психоэмоционального состояния играет общение. Кроха тепло реагирует на мамину речь и слова в его адрес, любит общаться, отвечает на улыбки и нежности. Малыш уже различает мимику и чувствует разницу между искренней улыбкой и каменным выражением лица.

Здоровый малыш – активный, ему нужно позволять двигаться и не следует его пеленать, даже когда он спит. Наоборот, почаще кладите его голенького погреться у окна на солнышке. Воздушные ванны и свобода движений подарят крохе максимум удовольствия.

Положительное действие оказывает музыка, иногда именно она позволяет успокоить плачущего ребенка.

Если сын или дочь делает вам больно, аккуратно расскажите, что так лучше не делать, но 4 месяца - не возраст для строгих запретов, слов «нельзя» и «нет».

Игрушки для крохи

Выбор игрушек должен непременно соответствовать возрасту. Они должны быть яркие, крупные и безопасные, без острых краев и мелких деталей. Их нужно часто мыть, чтобы не скапливалась пыль и бактерии.

В этом возрасте над манежем или коляской можно повесить мобиль - кроха с удовольствием будет наблюдать за двигающимися предметами и слушать музыку.

Зубки у ребенка появляются к 5-6 месяцам, но в конце четвертого вполне может появиться первая жемчужинка, поэтому имеет смысл приобрести специальное кольцо или охлаждающие игрушки для прорезывания. Они помогут пережить мучения и будут интересны ему.

Помогайте малышу познать мир, развивайте его и наслаждайтесь каждой минутой вашего общения!

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!



Рассказать друзьям