Обследование речи 3 4 года. Логопедическое обследование устной речи дошкольника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

Первичным (перед началом коррекционной работы),

Промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

Итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов - выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы - 1,5-3 мес. Гуление - 2-4 мес.

Умение ползать - 5-7 мес. Лепет - 5-6 мес.

Умение сидеть - 6-8 мес. Первые слова - 1 год

Умение стоять - 8-9 мес. Фраза - 1,5-2 года

Умение ходить - 10-13 мес. Связная речь - 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

Повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

Отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : - поднять брови,

Нахмурить брови,

Прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Надуть щечки,

Втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут маму, папу?

Кто тебя приводит в детский сад?

С кем ты играешь в детском саду?

Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Подготовил

педагог-психолог МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

    Понимание речи.

    Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года )

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый результат : ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).

    Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года )

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

    Активная речь

    Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат : хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

    Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)

Методика обследования : педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат : ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

    Сенсорное развитие

    Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат : ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

    Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

    Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

    Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый) . (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат : ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

    Игра и действия с предметами

    У ребенка появляются элементы ролевой игры. (3 года )

Материал : руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2. Методика обследования : провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат : ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

    Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования : наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат : ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.

    Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей . (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат : ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

    Движения

    Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал : палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат : ребенок перешагивает через палку без поддержки.

    Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат : ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

    Навыки

    Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого . (3 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.

    Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года )

Методика обследования : естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат : если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

    Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования : ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.

    Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат : ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

    Конструктивная деятельность

    Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года) .

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат : ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

    Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал : сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.

    Изобразительная деятельность

Рисование .

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их .(3 года)

Материал

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат

    Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их .(4 года)

Материал : лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования : провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат : ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка .

    Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их .(3 года) .

Материал

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их .(4 года) .

Материал : кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования : специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат : ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

    Социальное развитие

    Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат : ребенок проявляет самостоятельность.

    Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года) .

Методика обследования : естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат : ребенок ставит перед собой цели.

Литература:

    Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

    Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________

1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Чем режут бумагу?

2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________

5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________

Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________

2. Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла кукла машина

б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка рубашка платье

4. Глагольный словарь опорой на картинки)

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________

Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой м аленький Красный синий

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

кошка корова собака

петух утка лягушка

7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

пила рыба часы

три открытых слога

сапоги молоко корова

односложные без стечения согласных

мяч лук нож

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка мишка туфли

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки - мишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

2. Рассказывание стихотворного текста

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня санки пила изолир.

О: Оля зонт окно изолир.

И: иглы киска носки изолир.

У: утка лук изолир.

Пь: петух

Бь: белка

Нь: нитки

Ф: фонарик

Кь: кепка

Гь: гитара

С: собака

Зь: зебра

Ль: лимон самолёт ель изолир.

А: Малыш плачет: «А-а-а...». Как плачет малыш?

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и...» Как пищат птенчики?

У: Волк воет: «У-у-у...». Как воет волк?

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?

М: Как мычит корова?

Мь: Как мяукает кошка?

П: «Пух!» - стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?

Т: «Тук-тук», - стучит молоток. Как стучит молоток?

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?

Д: «Ду-ду», - играем на дудочке. Как играем на дудочке?

Дь: «Динь», - звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» - скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?

К: Как курочка кудахчет?

Г: Как гусь гогочет?

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?

Ль: Это ляля. Кто это?

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы ___________прикус ___________язык____________

уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________

Наморщивание____________нахмуривание ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________

язьи: лопаточка____________иголочка___________________

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

  1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака ___________ Покажи, где дом_________________

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Чем режут бумагу?

  1. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________ Моет__________

Кормит _________ поливает _________ одевается_________

  1. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет? _________ Кого везет? _____________ Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________

  1. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________

  1. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары ___________ Где гриб, где грибы_____________

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________

  1. Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла кукла машина

б) Части тела и лица : голова руки ноги живот нос глаза рот уши

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина

г) Картинки одежды : куртка рубашка платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

  1. Глагольный словарь опорой на картинки)

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик) _________ Играет (что делает мальчик)__________

Читает (что делает дедушка) __________ Рисует (что делает дядя) _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

  1. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой м аленький Красный синий

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

  1. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

кошка корова собака

петух утка лягушка

(не называет, называет, называет с ошибками)

  1. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

пила рыба часы

три открытых слога

сапоги молоко корова

односложные без стечения согласных

мяч лук нож

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка мишка туфли

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки - мишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня санки пила изолир.

О: Оля зонт окно изолир.

И: иглы киска носки изолир.

У: утка лук изолир.

М: муха

замок

дом

изолир.

Мь: мяч

змея

изолир.

П: папа

сапоги

суп

изолир.

Пь: петух

спина

изолир.

Б: банан

собака

изолир.

Бь: белка

кубик

изолир.

Т: туфли

петух

мост

изолир.

Ть: тётя

изолир.

Д: дом

деда

изолир.

Дь: дядя

изолир.

Н: носки

окно

слон

изолир.

Нь: нитки

сани

конь

изолир.

В: ваза

диван

изолир.

Вь: весы

ковёр

изолир.

Ф: фонарик

туфли

шкаф

изолир.

Фь: Филя

конфеты

изолир.

К: кот

белка

паук

изолир.

Кь: кепка

утки

изолир.

Г: губы

рога

изолир.

Гь: гитара

сапоги

изолир.

X: халат

ухо

петух

изо лир.

Хь: мухи

изолир.

Й: юбка

майка

мой!

изолир.

С: собака

усы

нос

изо ли р.

Сь: сеть

письмо

гусь

изолир.

3:зонт

коза

изолир.

Зь: зебра

газета

изолир.

Ль: лимон самолёт ель изолир.

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а...». Как плачет малыш?

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и...» Как пищат птенчики?

У: Волк воет: «У-у-у...». Как воет волк?

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?

М: Как мычит корова?

Мь: Как мяукает кошка?

П: «Пух!» - стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?

Т: «Тук-тук», - стучит молоток. Как стучит молоток?

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?

Д: «Ду-ду», - играем на дудочке. Как играем на дудочке?

Дь: «Динь», - звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» - скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?

К: Как курочка кудахчет?

Г: Как гусь гогочет?

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?

Ль: Это ляля. Кто это?

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы ___________ прикус ___________язык____________

уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________

Наморщивание____________нахмуривание ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал ____________ трубочка – улыбочка______________

язьи: лопаточка____________иголочка___________________

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте

Учитель-логопед__________________________________________________________________________


«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей 3-4 лет создана на основе современного подхода к диагностике развития детей младшего дошкольного возраста.

По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу детского сада. Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста, которые нуждаются в специальных формах и методах обучения.

В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорий дети с задержкой психического развития (ЗПР) .

К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей отражена в трудах отечественных дефектологов: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Стребелевой Е.А., Забрамной С.Д. «Задания для первичного психолого- педагогического обследования ребенка» , Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» .

Вместе с тем нет ответов на вопросы: как проводить обследования детей младшего дошкольного возраста, какой диагностический материал целесообразно использовать, и как определять критерии оценки для выявления уровня развития ребенка . Следует отметить и тот факт, что во многих изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

В данной работе мы представили диагностическую карту , которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета анамнестических сведений о ребенке), педагогический, психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.

Анкета для сбора анамнестических данных

Уважаемые родители!

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие .

Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________________

Национальность_________________________________________________________________

Мать___________________________________________________________________________

Отец

(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)

Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________

Наследственные заболевания родителей _____________________________________________

Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________

Которые по счету роды____________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок __________________________________________

Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)

Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности, физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:

*стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________

* роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____

*обвитие пуповиной, ягодичное предлежание_______________________________________

Когда закричал ребенок: (сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий).

Характер первого крика новорожденного: громкий; пронзительный; хриплый; слабый; не кричал

__________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________

Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)

________________________________________________________________________________

Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:

(сосал активно; кормили сцеженным молоком; не хватало молока; сосал очень лениво; «покусывал грудь»; сосал только через молокоотсос; быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской)__________________

При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания; захлебывания; вытекание молока через нос; привычные рвоты_______________________________________________

Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.

Раннее развитие

Когда стал держать голову_________________________________________________________

Когда стал сидеть ________________________________________________________________

Когда стал ходить ________________________________ _______________________________

Когда появились первые зубы ______________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление __________________________________________________________(2м., 3м.,4м.,5м.)

Лепет ___________________________________________________________(6м., 7м., 8м.,9м.)

Характер лепета ______________________________________________________________

Первые слова _________________________________________________(1г., 1г.2м., 1г.5м,2г.)

Первые фразы ______________________________________________________(2г., 2г.6м., 3г.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года ______________________________________________________________________

После года:

До 3 лет _____________________________________________________________________

после 3 лет ____________________________________________________________________

Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты).

Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)

____________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________

Результаты коррекционной работы ________________________________________________

Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.

Спасибо за помощь!

Карта

обследования дефектологом ребенка, поступившего

в учреждение компенсирующего вида

(младшая группа с 3-4 лет)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________

Дата обследования________________________________________________________

Дефектолог______________________________________________________________

Направленияобследования Знания, умения, навыки

стартовая

итоговая

представления

1.Имя
2.Фамилия
3.Возраст
4.Члены семьи
Средний балл

Развитие состояния моторных функций

ІІ. Общая моторика

1.Бросает большой мяч
2.Ловит большой мяч
3. Бросает маленький мяч
4.Ловит маленький мяч
5. Поднимается по лестнице
6.Спускается по лестнице
7. Прыгает на двух ногах
Средний балл

ІІІ. Тонкая моторика.

1. Собирает пальцы в щепотку.
2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу.
3. Машет в воздухе только пальцами.
4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики
5. Запускает пальцами мелкие волчки.
6.Надевает деталь пирамидки на штырь.
7. Сжимает пальцы педагога:-не сжимает-сжимает слабо-сжимает сильно

Конструктивный праксис

8. Строит башню из 4-х кубиков.
9. Складывает разрезную картинку (2-3 части).
10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик).

Графический праксис.

11. Умеет держать карандаш (ведущая рука).
12. Рисует круг.
13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии.
Средний балл

Особенности речевого развития

ІV. Речевое развитие

(смотри приложение)

1. Выполнение одноступенчатой инструкции
2. Выполнение двухступенчатой инструкции
3. Состояние импрессивной речи
4. Состояние экспрессивной речи
5. Состояние фонематического восприятия
6. Состояние фразовой речи
Средний балл

Развитие элементарных математических представлений

V. Сенсорное развитие.

1. Дифференциация предметов, контрастных по величине.
2. Нанизывание колец в соответствии с величиной.
3.Соотнесение однородных предметов по цвету.
4. Выбор цвета по инструкции(самостоятельное называние)
5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние).
6. Работа с коробкой форм.
Средний балл

VI. Пространственно- временные представления.

1.Вверху — внизу
2. Впереди — сзади
3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале.
4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:-на-в-под-за
5. Определение времени суток на стимульном материале-день-ночь
Средний балл
VІІ. Основы счета. 1.Дифференциация понятий «один – много»
2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного».
Средний балл

Особенности психических процессов

VІІІ. Особенности внимания.

1. Находит две одинаковые картинки
2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга.
Средний балл

IX. Особенности памяти.

1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?»
Средний балл

Особенности эмоционально – волевой сферы

X. Особенности поведения ребенка во время обследования.

1. Контакт:-активный-пассивный (формальный)- не вступает
2. Поведение:-соответствует ситуации- не соответствует ситуации
3. Критичность:-критичен- критичность снижена-не критичен
4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.-переключается- переключаемость снижена- не переключается

Заключение учителя-дефектолога по результатам обследования

_______________________________________________________________________________

1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.

2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.

4 балла — ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Результаты психолого – педагогического обследования детей

Первая группа (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.

Вторая группа (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. Задания по подражанию и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.

Третья группа (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Четвертая группа (30-36 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Приложение к карте обследования речевого развития ребенка

с задержкой психического развития

в младшей группе (3-4 лет)

Ф.И. ребенка_______________________________________________

Направление исследования

баллы

Исследования лексики и грамматического строя импрессивной речи. Н.г. К.г.
1. Пассивный словарь:а). Понимание конкретных существительных:

Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул)

части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки ____________

части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________

части дома крыша, окно, дверь ___________________________

б). Понимание обобщающих слов:

Инструкция: «Выбери картинку, где»:

игрушки (кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка,)____

в). Понимание действий:

Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет, пьет».

Выполнить поручения по речевой инструкции:

Дай куклу.

Покорми куклу.

Посади куклу.

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках):

шар — шары мяч — мячи

кукла – куклы стол — столы

3. Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:-Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках):

дом – домик стол — столик

мяч – мячик стул — стульчик

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: «Положи мячик (в коробку, на стол, под стол, около стола)».
Средний балл
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь :а) Существительные

Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам):

игрушки_________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда_________________________________________________

домашние животные______________________________________

дикие животные__________________________________________

б) Обобщающие понятия.Назови, одним словом все эти предметы:

игрушки одежда

посуда животные

в) глагольный словарь- Назови, что делает мальчик (по картинкам):

ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________

3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи). а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода:

Инструкция: Назови, какого цвета:

шар – красный________ машина – красная______

карандаш – синий_____ чашка – синяя________

б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: Назови, что….

(в коробке, на столе, под столом, около стола).

в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам).

стол – столик нос — ________________

дом — ______________ ложка -_______________

кукла -_____________ кровать -_____________

г)Образование названий детенышей животных:Инструкция: Назови детенышей животных.

У кошки – котенок__________у лисы — ______________

У зайца - ____________ у медведя — ______________

-
Средний балл
4. Исследования фонематической стороны речи. а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен)

Инструкция: «Угадай, что звучит?

б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом:Инструкция: Покажи, что назову:

стол – стул папа – баба

точка – дочка косы – козы

миска – мишка

Средний балл
4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи). Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить.

Самостоятельно пересказывает

С помощью взрослого

С заданием не справляется

Средний балл

Исследование звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно в словах во фразах
Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
а-о-у-и-ы
(б)-(п)-(м)
(в)-(ф)
(д)-(т)-(н)
(г)-(к)-(х)
(й)
(я)
(е)
(ё)
(ю)
(с)
(с’)
(з)
(з’)
(ц)
(ш)
(ж)
(щ)
(ч)
(л)
(л’)
(р)
(р’)

При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями выше указанных авторов. Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями .

Новизна предлагаемого диагностического инструментария в том, что он рассчитан на комплексный подход к изучению личности ребенка с ЗПР. Диагностическое пособие включает в себя подробные рекомендации, и шкалу количественной оценки разработанная ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает определить уровень развития детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.

Практическая ценность заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.

Разносторонность мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.

1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.
2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. — №6.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
5. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. –М: Школьная пресса, 2005
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред. Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

Комплекс игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей.

Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед ОГКУ «ЦСПСиД «Огонёк» г. Томска»
Описание материала: материал носит практический характер, предназначен для учителей-логопедов и дефектологов, занимающихся с «безречевыми» детьми младшего дошкольного возраста.
* * *
Особую проблему в плане логопедического обследования представляют так называемые «безречевые» дети – это полиморфная группа, в которую входят дети с различными нарушениями развития комплексного органического характера: собственно речевыми (алалия, задержка речевого развития, анартрия), эмоционально-личностными (расстройства аутичного спектра, мутизм), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), нарушениями слуха и интеллекта, а также комплексными нарушениями развития. Сравнительно недавно стали также выделять детей с дисфункцией сенсорной интеграции.
Традиционные приёмы проведения полноценного логопедического обследования данных детей неэффективны, кроме того, часто необходимо длительное время для установления с ними положительного эмоционального контакта. Поэтому нами был разработан специальный комплекс диагностических игр с использованием «живого» песка и фитбола, который позволяет проводить логопедическое обследование «безречевых» детей комплексно с минимальными временными и энергетическими затратами, одновременно решая вопрос установления положительного эмоционального контакта с ребёнком.
Все подобранные игры направлены на одновременное обследование целого ряда параметров. Так, каждая игра с «живым» песком позволяет одновременно выявить степень сформированности и специфику как речевых, так и неречевых функций, имеющихся в структуре дефекта.
Например, игры по поиску в песке игрушек, подобранных по лексическим темам в соответствии с возрастной нормой, которые позволяют обследовать состояние импрессивного словаря ребёнка, в том числе понимание грамматических категорий, состояние слухового внимания и фонематического слуха, а также сформированность ВПФ (внимания, памяти, мышления).
Гармоничным дополнением является включение в процесс логопедического обследования подвижных игр с фитболом. Они не только позволяют переключить внимание ребёнка, предотвратить утомляемость, повышая его работоспособность, но и выявить у него сформированность моторной сферы (качество движений, их координированность, объём и силу, ритмичность, умение выполнять основные движения в соответствии с возрастом), а также выявить наличие/отсутствие дисфункции сенсорной интеграции (состояние и взаимодействие, прежде всего, вестибулярной и проприоцептивной систем).

Базовые игры с «живым» песком.
Оборудование: «живой» песок, мелкие игрушки/картинки по лексическим темам, су-джок, массажные мячики, геометрические фигуры и другое.
Игра 1. «Ладошки»: оставить отпечаток ладони на песке, нарисовать глаза, нос, улыбку.
Игра 2. «Прятки» (игрушки по лексическим темам): найти спрятанные игрушки/картинки в песке. Затем прятать определённые игрушки/картинки по инструкции.
Игра 3. «Сказка»: разыгрывание простой сказки с игрушками по выбору логопеда («Теремок», «Колобок» и другие), либо разыгрывается сюжет с любыми из понравившихся ребёнку игрушек (простая сюжетно-ролевая игра).

Базовые игры с фитболом.
Оборудование: фитбол, музыкальное сопровождение, предметы по лексическим темам, коробка.
1.Перекатывание фитбола друг другу с максимально кратким речевым сопровождением (лови, кати, ап, поймал).
2.Прыжки на фитболе, сидя или стоя, под стихотворные тексты (например, «По кочкам») или логоритмические песни (например, «Три медвежонка», «Лягушата»).
3.Удары руками в заданном ритме по фитболу (под счёт, ритм стихотворений и песен).
4.Раскачивания на фитболе:
- ребёнок лежит на фитболе на животе, педагог держит его за ноги; впереди лежит в соответствии с интересами ребёнка игрушка, например, машинка, ребёнок должен дотянуться до неё и схватить; затем игрушка располагается на более далёкое расстояние;
- перед ребёнком несколько однотипных игрушек (например, мячиков), и коробка – нужно брать предметы по одному и бросать в ящик, если возможно, то считая;
- перед ребёнком на выбор различные (по форме, цвету, величине, обобщающему признаку) предметы на классификацию, начиная с двух, – нужно выбрать предметы по инструкции педагога;
- при выявлении высокого уровня понимания речи ребёнком – выбор предмета/объекта по описанию или после отгадывания загадки.

Таким образом, использование представленного комплекса игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей значительно повышает его эффективность, экономит трудо- и энергозатраты, одновременно позволяя установить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и мотивировать его на совместную деятельность.



Рассказать друзьям