Праздник аграфены купальницы и ивана купалы. Приметы и поговорки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Девушка в венке.

Тип народно-православный иначе Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня также Агриппина (христ.) Значение подготовка к празднику Купалы Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни Отмечается славянскими народами Дата 23 июня (6 июля) Традиции мытьё в бане, сбор охранительных трав, девушки плетут венки Связан с Иваном Купалой

Аграфе́на Купа́льница - славянский народный праздник, отмечаемый 23 июня (6 июля) . В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Купалы .

После принятия христианства на этот день наложилось церковное почитание святой Агриппины , прозванной в народе Аграфеной.

Другие названия дня

Купальница, Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня, Ивановские ночи, Сбор лечебных трав, Липеньские купальщицы, Купало, Скакунов вечер (белорус.), Ведьмин день (белорус.), Купалье (белорус.), Аграфена.

В церковном календаре

Русские традиции

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня пели:

Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки , из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы - сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

Самое главное значение дня - это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

На Аграфену гречиха мала - овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену - хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике). Купаленька - ночь маленька. Сегодня - Купало, завтра - Иван. Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь. Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей. «Віночок вити - життя любити» (укр.).

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9
  2. Коринфский А. А. Народная Русь . - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы . - М .: Русская книга, 1999. - 336 с. - ISBN 5-268-01383-1 (по изд. 1847 – 1848 гг.).

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники 23 июня
  • Праздники 6 июля
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Аграфена Купальница народный праздник у восточных славян, день памяти святой Агриппины (в народе – Аграфена). Отмечается 23 июня (6 июля) и знаменует собой подготовку к купальской ночи.

Традиции восточных славян

Широко известен в народе праздник . И только в отдаленных губерниях и на севере России помнят о подготовке к Ивановой ночи – дне Аграфены Купальницы.

У праздника много названий, применяемых разными славянскими народами. Укороченный термин «Купальница» напрашивается сам собой. Ибо с этим днем ассоциировалось все, что связано с купанием. Собственно, у многих славянских народов только с этого дня начинался летний купальный сезон. Потому существуют термины «Липеньские купальщицы», «Купалье», «Купало».

А как же купания без знаменитой русской бани с березовыми вениками. Как раз на Аграфену и отправлялись в лес за сырьем для веников – березовыми ветками. Но веники были не только березовые. Существовали еще и ритуальные, собранные из веток разных растений (рябина, черемуха, береза, ольха, липа). В ритуалах веники участвовали по-разному. Служили они и украшением жилища, и для изгнания хвори. Иными обмахивали скотину. Играли веники и роль гадальных карт. Их бросали на крышу бани так же, как сапожок на Рождество, желая узнать грядущее.

Утром в этот день пели:

«Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и ,
Богатства и почестей».

Другое название праздника – Сбор лечебных трав. Считалось, что именно в эту пору травы лютые наливаются соком. Травяные пучки вывешивали на дверях изб. В такие букеты должны были войти мята, полынь, лютик, чабрец, иван-да-марья, тимьян, ромашка, папоротник. Их использовали и когда парились в бане. Где сбор трав, там и ведьмин промысел недалеко. Не зря этот день иногда и Ведьминым звали. Травы собирали не только лечебные, но и для ворожбы или знахарства.

День Ивана Купала некоторыми назван Днем Ивана Травника. Вот в канун Иванова дня и отправлялись суеверные крестьяне в ночь коренья рыть да клады искать. Знахари же проводили ночь в молитвах собственного сочинения, то есть читали заговоры. Девушки же гадали на суженого, вопрошая имя жениха у подорожника, листик которого затем срывали зубами и несли в дом.

Было у праздника и кулинарное название – «Каша обетная». В некоторых областях в канун дня Аграфены девушки заготавливали ячмень, то есть толкли его в ступе. Наутро из заготовленного зерна сообща готовили кашу, которую традиционно съедали в вечерню. А рожь «выкатывали», то есть шли в поля и катались по колосьям.

Если говорить про «съедобные» аспекты празднования, стоит вспомнить и начало посева репы. Репа заменяла славянам картофель долгое время. Существовала даже шутка, что невозможно пройти мимо 2-х вещей: девки и репки.

Самая известная традиция Купальских ночей – обливание водой. Жертвами становились все, кто попадался на пути разгулявшейся молодежи. Уберечься могли только пожилые люди и совсем малые дети. Воду набирали специально самую мутную, а порой и совсем грязную, вырядившись предварительно в соответствующую одежду. Парни с ведрами охотились на девушек, врываясь в избы, вытаскивали молодиц на двор и окатывали из ведра. Те тоже в долгу не оставались и платили молодым людям той же монетой.

В результате вид у компании был еще тот, потому ввечеру совершалось общее «омовение». При этом веселились дети, пытаясь незаметно столкнуть товарища в речку. Были приняты и умывания: вечером умывались росой. А девушки умывались иным способом: постучавшись в чужой дом, девушка просила ее «умыть». Сие значило выдать что-нибудь из женских украшений. С чистотой был связан и обычай чистки колодцев.

Как уже говорилось, кое-где варилась обетная каша. Но одной кашей кулинарные традиции не заканчивались. На улице накрывали целые ряды столов, уставленных постными кушаньями и той же кашей с маслом. Этот пир предназначался для нищих. На пиршество могло собраться внушительное количество гостей. В Вологодской губернии на праздник ежегодно сходилось до 300 неимущих.

Сама святая Агриппина родилась в Риме во времена правления императора Валериана. За служение Христу была подвергнута мукам и брошена в темницу. Ангел господень освободил мученицу от оков, и Агриппина отошла к Богу. Тело святой римлянки христианки вынесли из города и отплыли с ним в Сицилию. Там и были похоронены останки сподвижницы. Так можно объяснить появление имени Аграфена у языческих народов.

А привязку к купаниям в этот день находим в части Ветхого Завета, где рассказывается о Товии (Тов. 6:2-9). Товия происходил из рода изгнанных в Ассирию иудеев. Его отца постигла слепота. Перед смертью слепец оправил сына в Мидию за оставленными у друга деньгами. Товию вызвался сопровождать случайный знакомый. Юноша не подозревал, что идет за самим архангелом Рафаилом.

Оба пришли к реке Тигр, где Товия решил искупаться. Но из воды выпрыгнула хищная рыба. Товия ухитрился поймать ее. Ангел сказал юноше выпотрошить хищницу и использовать ее желчь для лечения глаз. Товия послушался и принес лекарство отцу, которое вылечило несчастного.

Купание иудея состоялось якобы 6 июля. Но вряд ли можно привязать этот факт к обрядам Купальницы. Скорее, наши предки посчитали нужным готовиться к празднику Иоанна Крестителя, нарекши его Купалой, совершая необходимые водные процедуры. Таким образом, Аграфена стала еще и Купальницей.

Приметы и поговорки

  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • Купаленька – ночь маленька.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • На Аграфену гречиха мала – овсу пороет.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • Пар костей не ломит, души вон не гонит.
  • Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках.
  • Репу досевай.
  • Репу сей на Аграфену – хороша репа будет.
  • Сегодня – Купало, завтра – Иван.
  • Утресь меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (о банном венике).
  • «Віночок вити – життя любити» (укр.).
  • С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их.

    Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

    Аграфена Купальница (Аграфена-Лютые Коренья) – в русской традиции – день памяти святой мученицы Агриппины (23 июня (6 июля)).

    День Аграфены Купальницы в славянской народной традиции наделялся особым значением. Причиной этому был справляемый на следующий день праздник рождества Иоанна Крестителя. Фактически эти два праздника представляли из себя единое неразрывное целое, так как главное их событие – купальское празднество, включавшее в себя возжигание обрядовых костров, купание в реках и озерах и ритуальный сбор различных трав и кореньев – происходило в ночь со дня Аграфены на день Ивана Купалы.

    Купальскому же празднеству в народе придавалось очень большое значение: оно считалось не менее важным, чем весеннее празднование масленицы или зимнее празднование святок.

    Когда славяне еще поклонялись своим исконным языческим богам, а не единому христианскому Богу, одним из самых важных годовых праздников считались русалии – праздник “макушки лета”, “огня и воды”. Справляли эти русалии около дня летнего солнцестояния, то есть около того дня, на который по старому стилю приходился день Иоанна Предтечи.

    “Магическое время Купалы”

    “Магическое время Купалы”

    Важное место в обычаях Аграфенова дня занимали обряды, связанные с культом растительности. В этот день, во время купальского празднества, широко использовалась всевозможная зелень. Хороводы водились вокруг срубленной и украшенной березки. В огонь и в воду кидались зеленые ветки и травы. Кроме того, все участники праздника обязательно носили на себе сплетенные из трав и цветов венки или опоясывали себя цветочными гирляндами.

    Особое внимание при этом во многих местах уделялось чернобыльнику (полынь) и живокости (окопник). Из чернобыльника обычно сплетались венки и гирлянды, а побеги живокости держали в руках те, кто прыгал через огонь. Крестьяне верили, что всякий, кто будет смотреть на купальский огонь, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение целого года.

    С культом растительности был связан и обычай собирать в этот день различные травы, отчего и сам день святой Аграфены в народе нередко называли “Аграфена – злые (лютые) коренья”. Собранные в этот день растения потом в течение целого года использовали для целительства и различных магических обрядов, а также как обереги от нечистой силы. В первую очередь сбором различных растений занимались знахари и колдуны. Вообще же, за травами, цветами и кореньями на Аграфену ходили многие люди, особенно женщины и девушки. По описанию в рукописи, относящейся к 1882 г., в Витебской губернии в канун Иванова дня, рано утром, девушки и молодухи отправлялись в поля, леса, луга для сбора цветов и трав; травы при этом собирались с определенными песнями, чтобы усилить их целебную силу.

    Каждая женщина набирала как можно больше цветов и трав и связывала их в огромный букет в виде снопа. В этом букете обязательно должны были находиться следующие травы: иван-да-марья, золототысячник, купальник, зверобой, междуперсник, разрыв-трава, медуница, чистотел, повилика, богородицкие слезки и мокрец, потому что за ними народом признавалось особая, отличная от других трав целебная сила и способность к охранению домов от грозы и скота от заговоров и дурного глаза.

    Обычай собирать травы именно в этот день, а также в день Ивана Купалы, основывался на убеждении, что все травы и целебные коренья в это время бывают обладают наибольшей силой. Сила, наполняющая в это время все растения, представлялась народным целителям столь могучей, что они считали травы, сорванные на Аграфену или на Ивана Купалу, превосходящими по целительности травы, сорванные в другое время. В некоторых местах сбором растений занимались вообще преимущественно в период с Аграфены Купальницы до Петрова дня (12 июля), полагая, что все травы, цветы, листья и коренья в это время бывают необычайно целительными, но после этого периода уже теряют свои целебные свойства.

    Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому. Канун праздника Купалы. Уже из самого названия можно догадаться, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали этот день начало купального сезона. Общее купание, которое являлось первым в году, сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, как мы его понимаем, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

    Именно с 6 июля открывался купальный сезон, и совершенно все – от мала и до велика, старались искупаться в реках и озерах.

    В старину баня была одним из важнейших мест в работе знахаря, куда мастера водили обратившихся к ним за помощью людей. Естественно, что лечение не обходилось без банных веников, лучшие из которых заготавливались именно на Аграфену-купальницу.

    Как уже говорилось, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, наконец, в современной ванной, за неимением возможности. В языческой Руси, во время мыться в бане, использовали различные лечебные травы, что бы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни.

    По аналогии с праздниками Ивана Травника славянские язычники снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу), обладающее в этот день волшебными, колдовскими свойствами – это уже ночь Купалы. Весь день Аграфены является как бы подготовительным перед ночью Купалы, который наступает вечером.

    И каждый из нас знает, что и баня и банные веники, всегда помогут не только со здоровьем, но и уберут усталость всего организма. А изготовленные веники на Аграфену-Купальницу имеют поистине невероятные лечебные свойства. Для того чтобы изготовить банный веник 6 июля необходимо срезать побеги и ветки лишь в сухую погоду, и лишь в противном случае листья достаточно быстро просто почернеют и опадут. Если имеется луговое сено, чуть подсушенное, то на нем можно разложить такие венички, так чтобы и сено и веточки веника соприкасались между собой. Далее сверху засыпать их клевером и совершенно не трогать их на протяжении месяца.

    Уже парясь в бане, также существует одна особенность правильного использования банного веника. Для того чтобы он не потерял свой аромат, надо окунуть веник в кипяток и сразу же положить на горячие камни, но совершенно ненадолго, чтобы он не успел подгореть.

    Обряды и традиции на Аграфену-Купальницу

    6 июля проводили особенный обряд, который имел название – «выкатывание ржи». Данный обряд заключался в следующем: для того чтобы придать зерну невероятную крепость, а земле, в свою очередь – плодородие, выходили в поле и хорошенько катались лежа по всей полосе колосков, тем самым их мяли.

    Также в день Аграфены-Купальницы готовили особенный завтрак. Это была обетная каша, которую после в свою очередь, раздавали нищим. Ее готовили специальным образом, для этого молодые девушки вечером толкли в ступке ячмень, а уже после из него варили кашу. Также считали, что такая каша, приготовленная 6 июля достаточно полезна для женского здоровья.

    Для того чтобы предостеречь свой дом от всякой нечисти, которая разгулялась на Ивана Купала, клали и на порог и на все подоконники – крапиву. А у ворот и входа в хлев оберегали деревья осины.

    6 июля знахари лечат женские болезни. Для этого они на лугах собирают росу, обладающую в это время чудодейственной целебной силой, читают над ней особый заговор и новым белым платком, смоченным этой росой, обтирают больные места или больного. Заговорные слова такие:
    Как огонь очищает
    И все пожирает,
    Так бы и эта роса Всю болезнь смыла
    И пожрала.
    Как не устоять Летуну летучему,
    Ползуну ползучему,
    Скакуну скакучему
    Перед великой бурей,
    Так не устоять
    Болезни-хворости
    Перед моим
    Крепким словом.
    Ключ, замок, язык.
    Аминь. Аминь. Аминь.

    Народные приметы на Аграфену-Купальницу

    Одна достаточно интересная примета на Аграфену-Купальницу, гласит следующее: если сварить все яйца, которые есть в доме, то данный ритуал, поможет всем курицам как можно легче нестись.

    Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья) - такое народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, который отмечается 6 июля.

    Этот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля) . Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

    С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

    На Аграфену - обетная каша складчиной. Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях для нищей братии. Столы стояли прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.
    С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
    В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

    Такое описание давали шиповнику:

    Древо древанское,
    Листья моханские,
    Цветы ангельские.
    Когти дьявольские...

    Крестьяне для охранения себя от ведьм клали в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов - молодое осиновое дерево, вырванное непременно с корнем.
    По народным поверьям, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.

    Девушки выходили искать «ивановский борщ» - растение, имеющее, по мнению славян, большую целительную силу. На поиски обычно отправлялись целыми компаниями, за весельем и играми травы сильно вытаптывались.
    Кроме того, искали белую кувшинку, которую еще называли «одолень-трава». Ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
    Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марьи. Считалось, что если вложить их в углы избы, то вор не сможет подойти к дому, верили, что желтый и фиолетовый цветки растения (брат с сестрой) будут говорить между собой, а вору будет казаться, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

    В ночь с Аграфены на Ивана до самого восхода солнца, чтобы никто не видел, рвали чернобыльник, считалось, что под корнем можно найти уголь. Он в свою очередь мог стать спасением от многих болезней живота, тошноты и проч. При этом считалось, что, если кто-то увидит тебя за этим делом, уголь сразу уйдет в землю.

    Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам.
    Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый («Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»).
    В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку. Утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
    Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

    В течение всего дня и ночью звучали песни.

    Я по цветикам ходила, По лазоревым гуляла,
    Цвета алого искала. Не нашла цвета алого,
    Супротив мого милого,
    Эх, мой миленький хорош.
    Чернобров, душа, пригож.
    Мне подарочек принес,
    Мне подарок дорогой - С руки перстень золотой.
    Мне не дорог твой подарок,
    Дорога твоя любовь.
    Не хочу перстня носить,
    Хочу так тебя любить.

    В этот же день девицы собирались у одной из своих подруг «толочь в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. После чего, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, т.к. считалось, что она приносит здоровье.

    В некоторых районах в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой.
    Костры устраивались в основном на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10-15 м, жердь с поперечными перекладинами, наверху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). Это колесо и перекладины обматывали пучками соломы, а затем закладывали дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем у соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, как считалось, таинственной и полной чудес.

    Праздновать начинали вечером, когда девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы. Главными блюдами таких посиделок были каша и яичница. Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.
    . Кроме того, в ночь с Аграфены на Иванов день существовал такой обычай: люди выходили в поле и катались во ржи - мяли ее, валяясь на полосе. В некоторых районах по домам родной деревни ходили девушки («невесты» и подростки), нарядно одетые, и просили «Умойте!». Это означало, что им следовало подарить что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и т.д.



    Рассказать друзьям