Проект по экологии в средней группе. Проект (средняя группа) на тему: Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе

«Вместе сделаем мир лучше!»

Подготовила: Морозова Т.В., воспитатель

Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Развивать умение связно и последовательно обобщать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Воспитывать желание беречь природу;

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Предполагаемый результат:

Проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

Эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

  • уголок природы в группе;
  • огород на окне;
  • наглядный и демонстрационный материал;
  • оборудование для экспериментирования и проведения опытов;
  • библиотека.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Д. Родович

Экологическое воспитание, основанное только на пассивном созерцании природы не может быть успешным. Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребёнка в посильную для его возраста практическую деятельность.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Я вместе с детьми средней группы «Солнышко» и их родителями разработала и реализовываю долгосрочный экологический проект «Вместе сделаем мир лучше».

Проект реализовывается с сентября 2016 г. по май 2017 г. Участие в проекте позволяет расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развивать у детей доброжелательное отношение к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также доводить до родителей актуальность экологического воспитания.

В ходе проекта проводятся краткосрочные и длительные наблюдения за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе, птицами на кормушке, за ростом растений и падающими снежинками, в ходе которых обращается внимание детей на пение птиц, дети наблюдали за их повадками, знакомились с явлениями природы.

Вместе с родителями дети собирали травы, овощи, замысловатые палочки, сучки, красивые осенние листья, изготавливали гербарий.

После проведенных наблюдений дети отмечали в календаре природы не только погоду, но и появление желтых листочков, окончание сбора урожая на огороде, первый снег, заморозки.

В октябре была организована выставка поделок из даров природы «Осенние фантазии». Дети вместе с родителями изготавливали шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены, а призы получили все принявшие участие в конкурсе.

В декабре планируется выставка детского и семейного творчества «Зимушка хрустальная».

Разучиваем пословицы и поговорки по экологическому воспитанию:

  • Без воды – земля пустырь;
  • Где сосна выросла, там она и красна;
  • Не велик соловей, да голосок золотой;
  • Рощи да леса – всему краса.

В рамках проекта «Вместе сделаем мир лучше» с детьми провожу беседы: «О лесных обитателях», «Снег – он какой?», «Кошка и собака – наши соседи», «Лесные модники», «Овощи и фрукты», «Что такое кислый дождь?».

Украшает группу центр Природы, где по возрасту подобраны растения с паспортами к ним, оборудование для ухода за растениями, уголок для опытнической работы «Экспериментальная мастерская».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделяется большая роль дидактическим играм: «Чей детеныш?», «Зоологическое лото», «Времена года», «Цветочный магазин», «Где что зреет?», «Угадай растение», «Птицы, звери, рыбы».

Проводятся словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Какого растения не стало?», «Вершки – корешки», «Узнай и назови», «Игра в слова», «Где снежинки?».

С помощью картин, игрушек дети знакомятся с дикими и домашними животными через прослушивание сказок и воздействие поэтического слова, дети задумываются над увиденным, услышанным. Рассказы о животных, вызывают эмоциональный всплеск, высказывания в защиту животных.

В ходе реализации проекта планируются экологические акции «Чистый двор», «Покормите птиц зимой», «Капелька воды», экологическая акция «Природа просит помощи».

В ходе проекта дети знакомятся с экологическими знаками, в дальнейшем планируется проведение экспериментов по загрязнению воды «Дождь и свалка».

В ходе реализации проекта проводится работа с родителями: беседа «Берегите природу», работа по изготовлению кормушек для птиц. Так же родители привлекаются к пополнению уголка природы в группе. Весной планируется оформить фотостенд в родительский уголок «Советы, как помочь нашему городу быть чистым!» и придумывание дизайна цветника на нашем участке.


по экологическому воспитанию

в средней группе

«Природа глазами детей»

Составила:

Волочай А.З.


«… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей. »

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.


Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников.


В нашей группе № 4

мы реализовали

краткосрочный проект

(недельный)

под названием «Снег»


Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
  • совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира,

  • развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,
  • учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их,
  • научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях,

  • через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух),
  • научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования,

  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой,
  • продолжать учить любоваться красотой
  • укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

3 этапа:

  • Подготовительный

(беседы, рассматривание

иллюстраций, проведение

ОД «Снег»)

II. Основной

(проведение опытов,

экспериментов)

III. Заключительный

(подведение итогов)


Опыт «Вода и снег.»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в

третье- лед.

Вывод: рыхлый

снег растает первым,

затем – утрамбованный,

лед растает последним.


Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта: В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.


Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.


Опыт «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.


Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .


Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

(по ассоциациям)

Пушистая - снег,

скользкая - лёд,

смешная - снеговик,

горячая - чай,

высокая - сугробы,

круглая– снежок,

вкусная– морс, газировка, компот и т.д.


Экологический проект в детском саду для детей 4-5 лет «Расти цветок».


Описание : Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели средней группы. Продолжение проекта мы видим в создании «огорода на подоконнике».
Тип проекта : исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы.
Срок проведение проекта: с 03.08.2015 – 28.08.2015.
Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Данный проект содействует формированию у детей представления о семенах, цветах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности; способствует развитию навыков рисования цветов.
Цель проекта : формирование экологического мышления дошкольников.
Задачи проекта:
Личностные
- формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;
- воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать;
- формирование любознательности, творческой активности.
Регулятивные
- формирование навыков элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- развитие таких качеств, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;
- стимулировать желание организовать самостоятельную исследовательскую деятельность для ответа на интересующий вопрос.
Коммуникативные
- развитие умений работать в группе: сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;
- способствовать развитию связной, диалогической речи. Развитие навыков общения.
Познавательные
- формирование представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека;
- расширить представление детей о мире цветов;
- расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания; овладение трудовыми навыками.
Формы и методы работы:
Наблюдения;
Опыты и исследования;
Развивающие игры;
Просмотр познавательного видео;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Экскурсии на другие участки детского сада;
Рисование;
Аппликации.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.

План мероприятий по реализации экологического проекта

Подготовительный этап
Деятельность воспитателя:
1.Собраны иллюстрации по теме проекта;
2.Подготовлены наборы семян для изучения;

3.Отобрана художественная литература по интересующей теме;
4.Собрана картотека дидактических игр (Приложение 1);
5.Для посадки было приготовлено 3 контейнера с грунтом;
6. Беседа на тему: «Как помочь Земле быть красивой»
7. Беседа на тему: «Значение цветов»
Деятельность детей:
1.Рассматривание иллюстративного материала. Составление рассказа.
2. Задавать интересующие вопросы по теме.

Основной этап
Деятельность воспитателя:
1. Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с посаженными цветами;
2. Посадка в трех контейнерах с грунтом семян бархатцев.
3.Опытно-экспериментальная работа (3 контейнера: первый - в темноте и поливают; второй - на солнце и не поливают; третий - на солнце и поливают).
4. Беседа на тему «Семена, которые мы едим»
5. Чтение художественной литературы. Загадки. (Приложение 2)
6. Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик). Выставка работ.
7. Дидактические игры
8. Беседы на темы: Есть ли у цветов рот и нос? Болеют ли цветы?
9. Использование креативного метода «Если бы...»
10. Аппликация.
Деятельность детей:
1.Запомнить названия садовых цветов, их отличительные признаки.
2.Помощь в посадке семян бархатцев.
3.Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника роста цветка.
4. Ознакомление с рассказами. Решение загадок. В процессе решения загадок развивается абстрактное, логическое, ассоциативное, образное, творческое и нестандартное мышление, а так же терпение, внимание и целеустремленность.
5.Рисование цветов цветными карандашами и акварелью.
6. Активность в процессе игры.
7. Совместное творчество – аппликация.


Заключительный этап
Деятельность воспитателя:
Подведение итогов, помощь воспитанникам.
Деятельность детей:
1. Оформление дневника наблюдения.
2. Сбор семян цветов с участков детского сада, для посадки в следующем году.



Приложение 1

Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.
3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.
5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Набережные челны « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 15 Кубэлэк»

Проект

по экологии

« Здравствуй, дерево!»

(Для детей средней группы)

Воспитатель: Алекбаева Г.Ф.

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Руководители проекта – педагоги.

Участники проекта – педагоги, дети, родители.

Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный.

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема: «Берёза».

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

3.Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

4Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Коммуникация

Беседы

Свободное общение

Познание

Рассказ воспитателя

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность:

Обследование и рассматривание листьев;

Определять форму: круглые, овальные, резные;

Окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;

Величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

Поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Загадывание загадок

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

Социализация

Экскурсии: по участку детского сада

Наблюдения

Труд

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Совместная работа с родителями

Физическое развитие

Подвижные игры

Физкультминутки

Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.

  • «В гости к Зайке».

Прогулка

1 Наблюдение за березами.

  • Знакомство с березой.
  • Исследовательская деятельность.
  • Игра «Узнай дерево».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».

2 Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».
  • Дыхательное упражнение «Ветерок».
  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».
  • Физкультминутка «Березонька».
  • Народные приметы про березу.

Работа с родителями.

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
  • Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

Занятие

  • Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
  • Рассматривание слайдов про березу.
  • Беседа про прочитанному произведению.
  • Дидактическая игра «Сложи картинку».
  • Физкультминутка «Березка».
  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».

3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»

  • Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).
  • Исполнение песни про осень.
  • Инсценировка «Лесные музыканты».
  • Чтение стихов про березу.
  • Игра «Жмурки с Петрушкой».
  • Угадывание загадок про березу.
  • Игра- сюрприз «Прятки с платком».

2 Выставка рисунков и поделок сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес , вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик,а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.). Дети сидят на стульях.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).

Воспитатель : Ребята, прочитаем его?

Дети : Да, прочитаем.

Воспитатель : (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель : Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети : Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе,Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) . Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы : Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку : Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья. )

Трудовая деятельность : сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.
Воспитатель : Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.
Воспитатель : Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель : Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый ).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение).

ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель : Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель : Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок , его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево )

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха .

Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,
………. Протяни мне ветку нежную свою.
……… Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.

Воспитатель : На этом наша экскурсия подошла к концу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1 . Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас».

(конспект занятия для средней группы ).

Цель : воспитывать чувство любви к родной природе .

Задачи:

1 Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.

2 Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.

3 Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Интеграция образовательных областей : коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.

Словарная работа : позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла», заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.

Оборудование : ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу), вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас»(Серия «Беседы о воспитании».

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас».

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся,- вздохнул листочек.

Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду,- просиял солнечный зайчик.

Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит,- стала рассказывать воспитательница.

Правильно, правильно,- одобрительно зашумела береза.

Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей,- решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

Там мальчишки губят березу. Прогони их,- стал просить листочек.

Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

Ой, кто это?- испугались мальчики.

Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо,-

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

Они меня поранили, но я научу их уму- разуму,- согласилась береза.

Чистое у тебя сердце, береза,- ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места,- захныкали ребята.

Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру,- строго сказала береза.

Ау- ау, мальчики, где вы?!- раздался крик воспитателя.

Ладно, для первого урока достаточно,- сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

Вот вы где! Пойдемте обратно,- сказала воспитательница, выходя на полянку.

Извини нас,береза,- прошептал один мальчик, уходя из леса.

А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу,- прошелестел листочек.

Это не я, а лесовик постарался,- ответила мышка и добавила:

Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель:(задает вопросы ) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?

  1. Рассматривание слайдов.

Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.

(береза во все времена года)

  1. Физкультминутка

Березка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

  1. Рисунок- аппликация «Осенняя береза»(коллективная работа)

На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.

Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.

  1. Дидактическая игра

«Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?

Как нужно обращаться с деревьями?

В какую игру играли?

Что у нас получилось?

Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!

Развлечение «Во поле береза стояла»

Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща», в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.

Ведущая:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами.

Ведущая:

К березке ближе подойдем

И ветки лентами завьем.

Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.

Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Ходи с нами гулять,

Осень встречать.

Исполняется песня про осень «Осень» (муз. И.Кишко,слова И.Плакида.)

Ведущая: Ветками березка машет на опушке,

И привет шлют нам милые зверюшки!

Инсценировка «Лесные музыканты»

Ведущая: Собрались музыканты на лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.

Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.

Сколько музыкантов- столько и талантов!

Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!

Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.

Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные, звонкие да расписные!

Играют на ложках.

Медведь: Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего!

Бьет в бубен.

Заяц : Бом-бом, бам- бам!

Заяц сел за барабан!

Заиграл- и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

Играет на барабане.

Ведущая: Сели звери все рядком,

Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березе)

Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.

Петрушка: А вот и ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки- хохотушки!

Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает ).

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко). Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей). Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза). Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой». В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка: Наконец ее поймал!

Ох, запыхался, устал.

Сяду под березкой, отдохну

Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети- на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.

(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается).

Кто- то песенку поет,

Кто-то в гости к нам идет!

Матрешка: (входя в зал):

Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!

По лесу гуляю, загадки собираю!

(загадывает загадки про березу).

Матрешка: У меня, Матрешки,

Резвые ножки,

Не хотят стоять на месте.

Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского. Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки, поиграем в прятки!

Игра- сюрприз «Прятки с платком». В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.

(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com



Евгения Калинина
Познавательно-экологический проект в средней группе «Круглый год»

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Круглый год »

Долгосрочный (октябрь - май, познавательно – творческий проект для детей средней группы )

Актуальность

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир .

ребенок должен чувствовать ответственность за

всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста и целостное представление о временах года

Задачи проекта :

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы;

3. Учить отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;

4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный (сентябрь)

Создание развивающей среды

Анкетирование родителей

Подбор методической литературы

Подбор художественной литературы и дидактических игр

Картотека пальчиковых и подвижных игр

Материалы для экспериментирования

организация детской деятельности

определение результата практической деятельности с детьми

Формы работы :

Дидактические игры

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Речевые игры

Наблюдения в природе

Труд в природе

Экспериментальная деятельность

Продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Музыкально - ритмические движения, слушание музыки

Анкета для родителей

Цель : Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его

реального существования в семье

Список литературы :

1. Воронкевич О. А, "Добро пожаловать в экологию"

2. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г., Логинова В. И., Михайлова З. А.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез»

5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»

Предполагаемые результаты проекта :

Сформированы представления о временах года.

Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы

Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним

Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цели (осень) :

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

Воспитывать любовь к природе.

Продолжать показывать детям красоту деревьев и кустарников.

Развивать умение замечать и называть изменениях в природе : похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды, корнеплоды, птицы улетают на юг

Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы

Цели (зима) :

Продолжать формировать представления о зиме.

Знакомить с природными явлениями характерными для зимы (снегопад, холодный ветер, метель, поземка) .

Наблюдение с детьми за поведением птиц на улицы.

Оказывать помощь зимующим птицам и называть их.

Привлечение детей к участию в зимних забавах

Расширение представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

Цели (весна) :

Развивать умение и узнавать время года

Выделять признаки весны

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

Посадка лука и семян.

Цели дидактических игр

Уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона.

Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года.

Воспитательные задачи :

Заложить основы экологического воспитания.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между временами года и изменениями в жизни животных и растений.

Дидактические игры (осень) :

"Времена года", "Когда это бывает?", "Сложи картинку", "С какого дерева листок?", "Осенние приметы", "Чудесный мешочек", "Белкины запасы", "К дереву беги"

Дидактические игры (зима) :

"Сложи снежинку", "Назови признаки", "Как зимуют звери", "Одень куклу на прогулку", "Узнай по описанию", "Зимние развлечения".

Дидактические игры (весна) :

"Времена года", "Когда это бывает?", "Подбери картинку", "Что лишнее?" "У кого кто", "Кто (что) летает", "Что за насекомое".

Опыты и эксперименты

Цель :

Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм

Опыты и эксперименты (осень)

"Воздух повсюду", "Солнце необходимо для жизни человека", "Ветреная погода"

Опыты и эксперименты (зима) :

"Тающий лед", "Разноцветные льдинки", "Снег и его свойства"

Опыты и эксперименты (весна) :

"Из чего птицы строят гнезда", " Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить", " Какая лужа высохнет быстрее? ", " Сухой песок может сыпаться"

Чтение художественной литературы

Цель :

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Чтение книги "Времена года" Маршак Самуил Яковлевич

Осень :

В. Бианки "Паучок пилот", Э. Успенский "Как растили капусту",

Благина "Улетают улетели", "Осень", Э. Машковская "Дело к зиме", Майков "Осень", А. Блок "Зайчик", Г. Скребицкий "Лесной голосок", "Почему ноябрь легкий", "Пороша", В. Зотов "Лесная мозаика".

Заучивание :

А. Майков "Пейзаж", Э. Машковская "Осень"

Зима :

Я. Ким "Первый снег", Е. Трутнева "Первый снег", "Елка", Э. Успенский "Проказы старухи зимы", В. Калинина "Про снежный колобок",

В. Черушин "Что за зверь?", В. Чарская "Зима",

Рубцов "Покормите птиц зимой", А. Клыков "Белка", "Как лиса зимует",

В. Покровский "Волк и медведь

Заучивание :

Александрова "Почему медведь спит?", И. Демьянова "Воробей", русская народная потешка "Как на тоненький ледок"

Весна :

Л. Толстой "Пришла Весна", Скрябицкий "На лесной полянке", А. Ким "Апрель", И. Белякова "Подснежник проснулся", Ушинский "Пчела на разведке", В. Степанов "Летающий цветок", С. Маршак "Весенняя песенка", Н. Клокова "Зима прошла"

Развлечения и праздники

Цель : стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Развлечения и праздники : «Праздник осени» .

Осенний досуг для детей, "Дары осени"

Новогодний утренник, Спортивный праздник "Зимние забавы"

Художественно-музыкальный досуг " Ой метет метелица"

Развлечения и праздники : «Праздник весны» .

Подвижные игры

Цели : учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

"Овощи и фрукты" " У медведя во бору", "Вершки корешки", "Найди пару",

"Зайцы и волк", "Попади снежком в круг ", "Здравствуй снежная баба", "Снежная крепость"

"Найди себе пару", "Цветные автомобили" Зайцы и волк", Перелетные птиц" Подбрось и поймай"

Продуктивная деятельность

Цели : способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Осень :

Рисование "Дары осени", "Золотая береза"

Участие в выставке подделок из природного материал вместе с родителями "Золотая осень", "Падают, падают листья", "Самый красивый осенний листок", лепка "Овощи и фрукты", аппликация "Корзина с грибами"

Зима :

рисование "Мои волшебные снежинки",

рисование "Снежные дерево" рисование "Падает, падает снег"

лепка "Снеговик", аппликация "Снежинка", аппликация "Зимующие птицы", аппликация "Зимний лес"

Весна :

«Одуванчики» - рисование.

«Пушистая веточка» - аппликация.

«Весенний букет» - рисование.

«Красивые цветы» - рисование.

"Плывет, плыет кораблик" - аппликация.

"Прилетели грачи" - лепка

"Красивая божья коровка" - аппликация.

"Как природа рисует красками", рассматривание иллюстраций художников : Шишкина, И. Левитана.

"Почему осень называют золотой"

"Куда и почему улетают птицы?"

"Что нам дарит осень"

"Красота зимнего пейзажа", рассматривание иллюстраций :

Шишкина "Сосна", И. Грабаря "Февральская лазурь".

"Как помочь птицам зимой?"

"Почему люди зимой не мерзнут?"

"Как живут животные зимой?"

"Кто просыпается весной?"

Беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов.

"Как меняется жизнь животных и птиц весной?"

Взаимодействие с семьей.

Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала

Помощь в постройке зимних поделок.

Привлечение к участию в конкурсе подделок "Зимняя фантазия"

Консультация для родителей "Как вести себя в природе".

Привлечение к участию в конкурсе подделок "Весна красна"



Рассказать друзьям