Развитие интеллектуально творческих проявлений детей. «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Ольга Андреевна Гегеня
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Томска, Иркутский тракт 51/1, т. 751882

Сообщение

(из опыта работы)

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством технологии В . В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Ст. воспитатель : Гегеня О. А.

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В. Н. Дружининым показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника , достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманными верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников развития интеллектуально -творческого потенциала ребёнка.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста , которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в психологической готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста . В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный , то есть "приобретенный", интеллект . Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект , у них может быть развит плохо .

Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы нужно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию , но и совершенствованию функций мозга. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка- дошкольника , то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка.

Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребенка.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности . Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях , имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использовала технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» .

Данные игры совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление и речь. Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения , в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника . От научения зависит не только психическое развитие , но и биологическое созревание организма.

Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович , по моему мнению, соответствуют тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование. Особенностями развивающих игр В . В. Воскобовича являются :

1. связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .

2. система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой

3. реализация принципа системности.

Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также

1. Развитие у ребёнка познавательного интереса , желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности , исследовательского подхода к явлениям и объектам

окружающей действительности. 3. Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым , самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволило мне добиться определенных положительных результатов. Игры, использовались мной в зависимости от возрастных особенностей детей.

Свою работу по технологии В. В. Воскобовича , я разделила на три этапа.

1-этап – средняя группа. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат» , «Чудо-головоломки» , «Игровизор» , «Ларчик» , «Математические корзинки» , «Шнур-затейник» , «Кораблик Плюх-Плюх» , «Елочка» .

Я в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат» , я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик» . При помощи «Волшебных веревочек» , дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек, как липучесть. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания . Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт» , «Чудо-крестики» , «Двухцветный квадрат» , «Шнур-Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр» , мне удалось в доступной форме познакомить детей с цифрами : ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому , что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему. Дети с удовольствием занимались весь год и добились хороших результатов.

2 этап – старшая группа. На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с «Прозрачными буквами» , «Прозрачным квадратом» , «Прозрачными цифрами» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения , волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально – личностному развитию дошкольников . В данной группе, я проводила комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, проходило занятие «Школа волшебства» , на котором я использовала развивающие игры В . Воскобовича : «Геовизор» , «Чудо-Крестики» , игровое поле из комплекта «Ларчик» , «Квадрат Воскобовича » (четырехцветный) . Данный набор игр, способствовал развитию таких процессов , как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Также в группе проходили занятия в виде викторин, на которых ребята учились действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича помогло мне эффективно решить образовательные задачи на математике. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

3 этап- подготовительная группа. А на этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе я больше уделяла внимание развитию творчества и самостоятельности. Детям, я стала давать возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. На всех этапах работы с играми Воскобовича , мне приходилось создавать творческую атмосферу : поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития , интерес .

Сейчас, в подготовительной группе, дети легко справляются с заданием и сами усложняют его. На данном этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка , так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется умелость и интеллект , и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно было оснастить группу играми и игровыми пособиями, то есть создать развивающую среду . В этом большую помощь нам оказали родители детей, они не только закупили игры, но и и помогали изготавливать дополнительные экземпляры. Родители, на протяжении все лет обучения, были в курсе всех событий, происходящих в группе. С ними были проведены консультации на темы : «Развивающие игры В . Воскобовича » , «Возможные пути совместного решения образовательных и воспитательных задач», кроме консультаций еженедельно проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались индивидуальные успехи ребенка, его интересы , а так же проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии ребенка . В конце каждого полугодия, мы приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, как работают их дети, что умеют делать, что вызывает трудности. И в связи с этим получают рекомендации для занятий с детьми дома.

Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей . Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей . Её проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов . Не менее важна и диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала комплексных или парциальных программ. Мой опыт показывает, что развивающие игры В . В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым.

Это подтвердили и результаты диагностики интеллектуально- творческих способностей , проводимой в старшей и подготовительной группе, на занятиях и вне их систематически использовались развивающие игры Воскобовича . Дети легко и быстро справились с заданиями и показали хорошие результаты. Одновременно проводилась аналогичная диагностика с детьми таких же возрастных групп, где в обучение не использовалась данная технология, результаты были значительно ниже. Это еще раз подтверждает, что развивающие игры Воскобовича эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей .

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5»

Кулундинского района Алтайского края

Доклад

Развитие интеллектуального и творческого потенциала у детей предшкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Выполнила учитель предшкольной подготовки

Гетман Елена Викторовна

2015

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения как школьников так и предшкольников, направленных на оптимальное развитие интеллектуально – творческого потенциала детей.

Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже в предшкольном возрасте. Поэтому так важно именно в этот период помочь ребенку наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Интеллектуально- творческий потенциал - многообещающие таланты и способности, которые могут развиваться дальше.

Для развития интеллектуально- творческого потенциала детей, я ставлю перед собой следующие цель и задачи:

Цель : создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Задачи:

1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;

2) формирование умений принимать нестандартные решения;

3) создание условий для раскрытия личностного потенциала детей, их оптимального самоопределения и самореализации.

Одним из условий в работе с детьми предшкольного возраста является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.

Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, потенциал каждого человека можно развивать. Для его развития необходимы стимулы.

На развитие интеллектуально - творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие методы и приемы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Методы и приемы: 1. Словесные методы: – объяснение – описание – разъяснение

2. Наглядные методы: – наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях) – иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов) – видеометод

3. Практические методы: – упражнения – синхронное рисование – самостоятельный показ детьми известного способа работы

прием «пассивных» движений с неуверенными детьми – частичный показ способа работы 4. Игровой метод.

Понятием «интеллект» (лат. intellectus - ум, рассудок, разум) обычно принято характеризовать мыслительные способности человека.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Предшкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности предшкольников.

Интеллектуальное развитие детей должно включать:

    И речевого общения;

    развитие пространственного мышления и (календарь, время);

    развитие логического мышления (классификация, соотношение);

    формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);

    формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;

    знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;

    воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?.

5. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

6. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

7. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Одновременно с развитием интеллектуального потенциала развивается и творческий потенциал предшкольников.

Творчество - понятие многогранное. Прежде всего, его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны ее содержания, применяемых методов и полученных результатов.

Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?

Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность рано начинает привлекать внимание детей. На занятиях по художественной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала. Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:
Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.

    Педагогический процесс на основе интеграции видов работ с детьми, способствующих накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

    Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для деятельности.

    Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.

    Возможность для совместного творчества.

    Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.

Нестандартные подходы в организации творческой деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

Изготовление поделок из различного материала.

Успех в работе может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в группе предшкольной подготовки, должны подкрепляться в условиях семьи. Только систематическая, планомерная работа даст положительные результаты. В кабинете оформлен стенд «Наше творчество». Дети участвуют в театральной деятельности. Они показали сказки «Репка» и «Рукавичка» для родителей и для первоклассников. Так же приняли участие в районной выставке «Пасхальные мотивы» и в международной акции «Кормушка для пичужки». Я как учитель приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Творчество без границ».

В результате этой работы у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на занятиях способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала предшкольников.

Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.

Подводя итог, можно сказать, что новые Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с интеллектуально – творческими детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке сумеют разглядеть и развить его интеллектуально-творческий потенциал.

Литература:

Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.



Рассказать друзьям