Развитие мелкой моторики у детей до 1. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуй, читатель ! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой - мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…

Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».

Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.

Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук , а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.

Принцип отставания

Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики . Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой!!! Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили - и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой!!! Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой!!! Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!

Принцип достаточности

А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!

Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.

Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.

Развитие мелкой моторики у взрослых

И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок - и что? Развитие встало колом??? остался тот же, количество в нем - тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы - очень даже. Это обязательно нужно делать!

Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.

Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.

Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.

Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.

Амбидекстрия

Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем... Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.

Еще одно преимущество амбидекстрии... Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры - эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.

Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки - это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.

К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Развитие моторики ребенка напрямую влияет на подготовку детских ручек к письму, а также на его речь. Необходимо проявить немного заботы и фантазии, чтобы развить мелкую моторику у ребенка . Самые обычные занятия с малышом способны значительно улучшить моторику его рук.

Вам понадобится

  • - пальчиковые краски
  • - гуашевые краски
  • - кисти для рисования
  • - различные крупы
  • - конструкторы
  • - пластилин или тесто для лепки

Инструкция

Приучайте рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук. При этом не стоит больше двух цветов, чтобы не рассеивалось его внимание. Как только малыш подрастет и будет способен держать в руках кисточку, дайте ему гуашевые краски и достаточно широкую кисть. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком разукрашку с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.

Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите малыша рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.

Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.

Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы. Самым маленьким подарите конструктор с достаточно крупными пластиковыми деталями, которые они не проглотят и которые будет удобно соединять друг с другом.

Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения напрямую влияют на развитие моторики ребенка .

Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.

Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.

Не запрещайте ребенку лепить из пластилина, переживая за в доме. Заранее подготовьте рабочее место ребенку, накрыв все поверхности клеенкой. Участвуйте в процессе лепки вместе с малышом, учите его разные заготовки для пластилиновых фигурок. Чем интереснее будет процесс, тем дольше ребенок сможет тренировать пальчики.

Научите ребенка искусству оригами. Для очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу.Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.

Видео по теме

Большинство деток талантливо с рождения, просто у некоторых способности проявляются ярко с самого раннего детства, а другим малышам нужна помощь родителей в выявлении детского таланта. Обязательно развивайте тягу к творчеству, откройте им волшебный мир искусства.

Вам понадобится

  • краски, пластилин, природные материалы, диски с разной музыкой

Инструкция

Рисуйте с малышом, используя самые разные краски: акварельные, акриловые и пальчиковые – для самых юных художников. Специальный

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:


Каждая современная мамочка понимает значение развития мелкой моторики рук для своего крохи. Но не все знают, как правильно развивать навыки мелкой моторики у своих детей, какие упражнения для этого необходимо выполнять и какие подручные средства задействовать. Перед тем, как поговорить об упражнениях и занятиях, стимулирующих моторику у детей, давайте разберемся с самой сутью данного понятия и инструментами ее влияния на развитие малыша.

Главное в статье

Мелкая моторика ребенка до 3 лет

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Другими словами – это усовершенствованное понятие «ловкости». Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма, как мышечной, так и нервной.

Мелкая моторика ребенка до 3-х лет состоит из большого количества самых разных действий: сначала малыш учится захватывать игрушку, немного позже – уже умеет ощупывать ее составные части, а в 2-3 года приобретает первые навыки рисования, старательно удерживая карандаш или ручку.

Новорожденный малыш сначала рассматривает свои ручонки, а потом, посредством первых своих игрушек, учится управлять своими движениями. Первые «захваты» предметов выполняются при помощи всей ладошки, а уже к полугоду он может взять игрушку лишь двумя пальчиками.

Родители должны своевременно учить ребенка верно держать ложку, карандаш или кисть для рисования: все это – необходимые, базовые упражнения для совершенствования его мелкой моторики.

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с центральной нервной системой ребенка. Ее влияние на зрение, слух, память, скорость реакции, восприятие, развитие речи – очень велико.

В головном мозге ребенка центры, отвечающие за моторику и речь «соседствуют» друг с другом. Стимулируя моторику подушечек пальцев рук, мы активизируем речевой центр.

Стремясь развить мелкую моторику у детей, родители применяют множество разнообразных способов. Мы же остановимся на самых интересных и оригинальных.

Крупы для мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей уже давно применяют различные крупы. Больше всего подходят не слишком мелкие: гречка, рис, перловка, овсянка, а также семечки. Самым маленьким исследователям дают поиграть с фасолью, горохом, кукурузой, разными сортами макарон (рожки, вермишель, ракушки).

В глубокую миску насыпают крупу и дают ее ребенку. Малыш будет прикасаться к такому «материалу» для игры, просыпать крупу сквозь пальчики, стремиться взять отдельную крупинку и подробнее рассмотреть ее. Это не только простимулирует развитие его моторики, но и усовершенствует тактильные ощущения.

Важно: во время занятий не оставляйте малыша одного, во избежание несчастного случая: кроха может проглотить крупинку или подавиться ею.

Если вы все же опасаетесь давать ребенку играться крупами в чистом виде, предлагаем вам взять несколько полотняных мешочков и, заполнив их разными видами круп, дать ребенку ощупать их. Этот прием тоже является прекрасным упражнением для развития ловкости пальчиков.

Когда ребенок достигнет 2-3 лет, с ним можно будет проводить более сложные и интересные занятия, с участием различных круп, например:

  • мама рисует на листе бумаге какое-либо изображение (лучше, чтобы это было забавное животное: кошечка, собачка, мишка, чтобы малыш заинтересовался);
  • ребенку предлагается покрыть рисунок тонким слоем клея, используя кисточку;
  • далее необходимо «раскрасить» рисунок, используя крупы. Например, на ушки наносим гречневую крупу, на брюшко – ячневую, лапки покрываем пшеном.

Со временем крупы приклеятся к изображению, а такой шедевр маленького художника можно обрамить рамкой и любоваться на него долгое время.


Рисование для мелкой моторики

Рисование – не только прекрасный способ разнообразить досуг ребенка, но и отличный метод улучшения его мелкой моторики. Для начала, важно обучить малыша правильно держать ручку, карандаш и кисточку для акварели. Запаситесь терпением: далеко не у каждого ребенка это получается с первого раза. Зато, когда детка уже уверенно держит «орудие» в своих пальчиках, можно приступить к несложным упражнениям.


Рисовать можно не только карандашами, красками или руками: задействуйте для художеств и другие «орудия», такие как ватные палочки или поролоновые губки.

Соединение предметов для моторики

Разборка и собирание воедино различных предметов – отличный тренинг для мелкой моторики ребенка. Предлагаем вам несколько интересных упражнений, которые надолго увлекут даже самого непоседливого малыша:


Сегодня очень популярными являются игрушки-лабиринты для малышей, в которых «перекатываются» по закрученной проволочке различные по форме и цвету деревянные детали. Тактильный контакт с натуральным деревом сам по себе очень полезен для малыша, а соединение мелких деталей в таком лабиринте станет отличной тренировкой для его пальчиков.

Упражнения для мелкой моторики рук у ребенка

Элементарные и простые упражнения – лучший способ развить мелкую моторику крохи. Самым маленьким карапузам можно делать массаж ладошек, гладить, слегка надавливать и массировать подушечки каждого пальчика.

Затем, когда малыш уже с интересом наблюдает за вашими действиями, водите по его ладошке, приговаривая разные потешки и присказки, например, известную всем с младенчества «Сорока-ворона». Играйте с малышом в «Ладушки» – так ваше чадо научится хлопать в ладоши, сгибать и распрямлять пальчики.

Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, можно позволить ему играть с бумагой. Дайте ему несколько листов цветной бумаги, лучше, чтобы она была мягкой. Он начнет рассматривать ее, а затем станет рвать на маленькие кусочки: в его возрасте – это крайне полезное и увлекательное занятие, которое заставит его визжать от восторга.

Деткам постарше в качестве упражнения для моторики можно предложить лепку из пластилина или соленого теста, а также упомянутую выше шнуровку.

Использовать для улучшения моторики можно самые разные, отличающиеся по фактуре и размерам предметы

А самыми элементарными пальчиковыми упражнениями являются следующие:

  • пальчики сжимаются в кулачок, далее ребенок вращает кистью влево, потом вправо. Повторить упражнение 5 раз;
  • пальцы с силой сжимаются в кулачок и плавно разжимаются;
  • выпрямить пальчики, а затем сгибать и выпрямлять первые 2 фаланги; повторить 5-7 раз;
  • игра «веер»: разведенные прямые пальчики, начиная с мизинца, сгибаются веерообразным движением. Когда все пальцы собраны в кулачок, провести упражнение, начиная с большого пальца.

Пальчиковые игры для моторики рук

Пальчиковые игры необходимы не только ребенку: они являются хорошим подспорьем для мамочки, которая его воспитывает. Ведь это не только отменная методика развития моторики малыша, но и прекрасный способ отвлечь его и развеселить: каждая такая игра обычно сопровождается веселым стишком или детской потешкой.

Детки, которые регулярно и с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее своих сверстников начинают говорить, постигают азы письма, имеют хорошую память и двигательную координацию. Они более собраны и устойчивы к стрессу. Пальчиковые игры необходимы ребенку как можно чаще: лучше всего проводить их каждый день.

Очень важно словесно развлекать ребенка в процессе такой игры. Огромный арсенал пальчиковых игр, заданий и тренингов с забавными, веселыми присказками представлен . Выбирайте игру по своему вкусу, развлекайтесь и развивайтесь!

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Музыкальные игры для моторики рук

Если вы ожидаете от своего ребенка музыкальных достижений, знакомьте его с разнообразными музыкальными инструментами уже с младенчества. Нажатие кнопок и клавиш отлично развивает моторику детских пальчиков, а сопровождающий их звук помогает маленькому человечку понимать связь между его действиями и воспроизводимой музыкой.

Для таких занятий хорошо подойдут детские пианино, бубны, барабаны, гармони, маракасы, ксилофоны и балалайки. В процессе музыкальных игр развивается не только мелкая моторика и активизируется работа пальцев в целом, но совершенствуется и зрительно-двигательная координация, сенсорика и мыслительная сфера, регулируются усилия пальцев и кистей рук ребенка.

Нарушения мелкой моторики

В раннем детском возрасте нарушение развития моторных функций особенно заметно, и тянет за собой ощутимые последствия. Ведь речевое развитие малыша напрямую связано с его моторными навыками и зависит от степени развития движений кистей и пальцев. О нарушениях мелкой моторики можно говорить, когда ребенок:

  • скован, имеет плохую координацию;
  • нерасторопен и неуклюж;
  • часто роняет предметы;
  • редко участвует в подвижных играх, ему сложно подавать и ловить мяч;
  • в возрасте 3-4 лет не может правильно держать карандаш и провести ровную линию;
  • заметна несогласованность действий рук ребенка.

Статистические данные: около 5% всех деток-дошколят страдают нарушениями мелкой моторики и двигательной координации, подавляющее большинство из них – мальчики.

Однако сам диагноз «двигательное нарушение» должен поставить врач, а если вы заподозрили у своего малыша некоторое отставание в развитии моторики, проводите с ним профилактические меры: выполняйте массаж пальчиков и гимнастику для мелкой моторики рук.

Гимнастика для мелкой моторики рук

С некоторыми приемами гимнастики для совершенствования моторики рук ребенка предлагаем познакомиться из видео.

Регулярное выполнение разнообразных упражнений, представленных в нашей статье, обязательно даст ощутимые результаты, не только в плане улучшения навыков мелкой моторики: оно также поможет вашему малышу освоить правильную речь.

Развитие мелкой моторики у детей: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее. Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.

Развитие мелкой моторики у детей: видео

Развитие мелкой моторики, речь и мышление ребенка.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга (моторный центр речи Брока и центр, руководящий пальцевой моторикой расположены рядом).

Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, сортеры, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

Значит, специальные игры не панацея? Или – тут появляется крамольная мысль – мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

А основа моего рассказа – это научные исследования развития ребенка. Я очень советую специалистам познакомиться с ними в книге «15 мифов о детской речи». Авторы книги Олег Игоревич Ефимов – детский невролог и Виктория Леонидовна Ефимова – кандидат педагогических наук, логопед. Книга вышла в издательстве «Диля» в этом году.

А для неспециалистов – заинтересованных родителей и педагогов — я дам самые важные рекомендации в этой статье. И поделюсь тем, что знаю и использую в работе с детьми.

Первый факт. Итак, с чего всё началось. В 70-ые годы проводилось исследование развития детей младенческого возраста. Детей из Дома ребенка разделили на три подгруппы. Одна подгруппа детишек сидела в манеже, вторая могла спокойно ползать по групповой комнате. А третья подгруппа собирала пирамидки, нанизывала бусины и занималась другими упражнениями по развитию мелкой моторики с экспериментатором. И дети третьей подгруппы значительно превзошли своих сверстников в развитии, у них произошел резкий скачок в развитии речи. Получается, что «занимайся развитием мелкой моторики – и всё будет хорошо»? Но это не так.

Второй факт. Автором книги В.Л. Ефимовой был проведен другой эксперимент в детском доме в 2001 году. И дал он совсем другой результат. Оказалось, что дети в детдоме уже в полтора года сами едят суп ложкой, сами застегивают пуговицы на одежде, с ними очень много занимаются – они бесконечно собирают пирамидки, вкладыши, сортируют. Но при этом… не говорят!!! В чем причина? Может быть, мы не так общаемся с малышами? Или пальчиковые игры действительно так сильно не влияют на развитие речи и мышления? А повлияло на результат предыдущего эксперимента то, что с этими малышами просто начали общаться? А все другие подгруппы деток не имели такого общения со взрослым-экспериментатором, поэтому и отставали в развитии?

Третий факт. Оказывается, ответ на вопрос нам может дать не педагогика, а физиология! Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?

А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым? Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.

Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей).

Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам???

Четвертый факт. Ответ на все вопросы! И ключ для педагогов и родителей!

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет!И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Дорогие читатели, кто был на нашей апрельской «Мастерской развивающих игр» — помните первый вебинар про механизмы развития малышей. И понятие «зоны ближайшего развития»? Вот об этом сейчас речь и идет. Для тех, кто не был на вебинаре – по многочисленным просьбам я сделала рассылку, в которой Вы можете бесплатно получить его запись. Для этого нужно подписаться в форме подписки после статьи.

Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?

Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Итак, какой же вывод. А где найти наш Ключ к успеху?

  1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
  2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
  3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Раньше в детских садах были специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день! Это было, когда я начинала работать, и очень хорошо это помню. Малыши делали один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали. С каждым днем у них получалось все лучше и лучше. Сейчас уже много лет таких регулярных минуток в обычных детских садиках, увы, нет или почти нет. А пальчиковая гимнастика существует как фрагмент занятий с детьми, и почти всегда упражнения детям даются в разные дни недели разные! И бывает, что упражнения даются слишком легкие для детей, которые у них и так легко получаются! А ведь именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.

Секрет успешных занятий по развитию мелкой моторики уже известен. А теперь давайте разберемся, что включается в развитие мелкой моторики и какие упражнения нужны ребенку.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? В чем проблема современного общества и почему раньше ее специально не развивали, и у детей проблем не было? Чем вредны длинные мультики? Что такое ниткопись и как ей заниматься с детьми? Об этом Вы узнаете в видео первого образовательного канала.

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:

1.Хватательные движения:

  • Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
  • Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
  • Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

  • во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
  • во время трудовых поручений (с 3 лет — полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),
  • в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование,
  • в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

Как развивать мелкую моторику у детей?

Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика (2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ» — точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад, вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

Советы:

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
  • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
  • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
  • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
  • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

— Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

— Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

— Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10.Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

12.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Еще о развитии мелкой моторики детей на сайте «Родная тропинка»:

О том, как развивать мелкую моторику у детей с 3 до 7 лет мы поговорим в следующей статье (для детей от 3 до 7 лет). В ней Вы найдете пальчиковые игры, упражнения Марии Монтессори для развития мелкой моторики дошкольников, пальчиковый театр, игры с прищепками, тесты по определению уровня развития мелкой моторики и много других интересных идей.

Перечень «20 самых интересных и необычных предметов для развития мелкой моторики детей» Вы найдете

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки



Рассказать друзьям