Развитие ребенка я познаю мир. Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности «Я познаю мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Я сегодня видел сам: Слон летал по небесам! В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил! И опять случилось чудо - Превратился он в верблюда. В. Лифшиц

Малыш родился! Маленький, хрупкий и беззащитный, он впервые открывает глазки на встречу большому и неизведанному миру. Этот мир, полный неожиданных чудес и необычайно удивительный, захватывает своей загадочностью и неизвестностью. С первых минут жизни кроха пытается познать его, учится действовать и ориентироваться в мире и жить с ним в единстве и гармонии.

Изо дня в день малыш расширяет и углубляет свои знания об окружающем мире. И, конечно же, его знания и представления существенно отличаются от представлений взрослых. Ребенок мыслит и чувствует по-своему, постепенно формируя свое собственное представление. Задача родителей - поддерживать его мысли, чувства и действия, ненавязчиво помогая и направляя в нужную сторону.

Совершенствуя слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения, двигательные навыки, малыш все более активно включается в познавательный процесс. Его наблюдательность и любознательность начинает выражаться в виде вопросов. Это очень важный этап! Он означает, что малыш открыт новым знаниям. Не злитесь, если вопросов слишком много. С удовольствием подбирайте ответы, даже если вопросы ставят вас в тупик, всячески поощряйте и хвалите маленького любознайку. В противном случае, малыш устанет биться в закрытую дверь и потеряет столь важный интерес к познанию, вернуть который будет очень и очень трудно.

Часто, пытаясь научить чему-то ребенка, мы, родители, сами не замечая того, отбиваем у него весь интерес к познанию. "Не трогай собаку!", "Не лезь в грязь!", "Не тащи в рот!" - очень популярные фразы родителей. Конечно, проще всего посадить ребенка за стол с обучающей книгой или включить ему познавательную телепередачу и спокойно заниматься своими делами. Но это не выход. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает только ту информацию, которая ему интересна и соответствует его возрасту. Поэтому сформировать правильное представление об окружающем мире он сможет не только с помощью словесной информации, а, прежде всего, с помощью способов, побуждающих его познавательную активность, помогающих делать собственные открытия, узнавать новое путем решения задач.

И, самое главное, родители должны вооружить ребенка такими способами познания окружающего мира, чтобы он научился самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Если перевести понятие "окружающий мир" на язык терминов, то получится "окружающий мир - это социальный мир людей, мир природы и мир предметов, созданных человеком".

Всех люблю на свете я...

Познание социального мира людей, нравственное отношение и доверие к людям формируется у ребенка с младенчества. Самые главные учителя и помощники в жизни - любимые родители. Ребенок воспринимает и познает окружающий мир людей через призму своей семьи. Доверие и любовь к людям формируется через доверие и любовь к своим родителям. Родители закладывают основные ценности, учат общаться и действовать в обществе.

Конечно же, в вопросе взаимодействия малыша с окружающим миром не обойтись без этикета. Владение этикетом - это умение правильно подбирать слова в определенных ситуациях, это основа вежливости и добрых отношений между людьми. Основы этикета заложены в художественной литературе: добрых сказках , веселых детских стихах , пословицах и поговорках.

Пожалуйста Отменить, что ли, слово "Пожалуйста"? Повторяем его поминутно. Нет, Пожалуй, что Без "Пожалуйста" Нам становится Неуютно. А. Кондратьев

Замечательные сборники стихов А. Усачева , Г. Остера, В. Степанова, В. Маяковского в стихотворной форме учат детей этикету, хорошему поведению, рассказывают о том, что хорошо, а что плохо. Их герои - обычные мальчики и девочки, оказавшиеся в различных жизненных ситуациях.

Я узнал, что у меня, есть огромная семья - и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок...

Маленькие дети воспринимают мир природы и мир предметов совершенно иначе, чем взрослые. Они объясняют многие явления и предметы по-своему. Если вы хотите узнать, что думает ваш ребенок об окружающем мире, задавайте ему вопросы о том, как устроен мир и прислушивайтесь к его ответам.

"Как ты думаешь, почему солнышко светит?" "По-твоему, как рыбки дышат в воде?" "Откуда взялись звездочки на небе?" и т.д.

Его ответы и предположения, скорее всего, будут кардинально отличаться от ваших представлений. Но это совсем не повод для расстройства. Представляя, фантазируя, воображая, ребенок формирует свое видение окружающего мира, постепенно совершенствуя и приближая его к реальному. Если же ребенок сам задает вам вопросы, то не отвечайте сразу, спросите сначала его мнение.

Дети совершенно искренне могут считать, что многие предметы и явления живые, наделяют их человеческими свойствами, могут обижаться на них, разговаривать с ними, сочувствовать и сопереживать, радоваться за них. Дети поэтому так любят сказки, ведь в них часто рассказывается о говорящих предметах и животных, о деревьях, которые могут ходить и петь.

Задавайте ребенку вопросы, всячески стимулируйте его познавательную активность, предлагайте ему различные способы познания окружающего мира и вы увидите, как с возрастом будет меняться его мировоззрение.

Способы познания мира природы и предметов

Первое, о чем хотелось бы сказать - это искусство .

Это важная и неотъемлемая составляющая, непосредственно участвующая в формировании у ребенка правильного представления об окружающем мире. С помощью искусства ребенок учится смотреть на мир добрыми глазами, учится видеть его красоту, беречь ее и созидать новую. Искусство - нравственная составляющая, помогающая маленькой личности развиваться в гармонии с миром.

Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества - рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Познавательные опыты и научные эксперименты

Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает только ту информацию, которая ему интересна, которая увлекает его, удивляет и требует непосредственного участия. Приведем несколько примеров опытов и экспериментов, которые можно воплотить дома без особых усилий и затрат, но которые обязательно понравятся юному исследователю.

  1. Невидимые чернила. На чистом листе белой бумаге нужно сделать рисунок или надпись с помощью молока, лимонного сока или столового уксуса. Затем нагреть лист бумаги, желательно без использования открытого огня (настольная лампа) и можно будет увидеть, как невидимый рисунок или текст превращается в видимый. Импровизированные чернила вскипят и секретное письмо можно будет прочитать.
  2. Как достать монету из воды, не замочив рук? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
  3. Вареное или сырое? Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно. Он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
  4. Цветная вода. Покажите ребенку как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием "пурген"). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
  5. Извержение вулкана. Производит впечатление на маленьких детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно вылепить из пластилина "вулкан" (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из "вулкана" - такое зрелище малыш запомнит надолго.

    С помощью готового набора для изготовления вулкана ребенок может с легкостью проделать этот опыт и без участия взрослого. Такие наборы, как правило, включают в себя уже готовую "гору" со специальными бортиками, которые препятствуют вытеканию "лавы", и все необходимые компоненты для изготовления "лавы".

  6. Выращивание кристаллов. Это совсем несложный эксперимент, но занимает несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

    С помощью готовых наборов по выращиванию кристаллов можно вырастить дерево или целый фантастический сад. Такие наборы, как правило, включают в себя уже готовую затравку с основой, пищевую соль, мерные стаканчики и специальные палочки для размешивания. Такие наборы упакованы в подарочную коробочку и станут прекрасным подарком.

  7. Мыловарение. Нагревая на водяной бане, растопите 70 г говяжьего жира и 30 г свиного сала. Затем, энергично мешая, добавьте нагретый раствор гидроксида натрия (25 г сухого гидроксида на 30 г воды). Полученную смесь, помешивая, нагревайте на водяной бане 30 мин. По мере выкипания добавляйте горячую воду. Затем добавьте 100 мл 20%-ного раствора поваренной соли и снова нагрейте до полного отделения мыла. Собранное мыло при необходимости заверните в тряпку и отожмите (лучше делать это в перчатках, чтобы не обжечься крепким раствором щелочи). Затем промойте мыло в небольшом количестве холодной воды и добавьте немного растворенного в спирте душистого вещества (это может быть тминное, анисовое, фенхельное масло или любое другое). Его надо совсем чуть-чуть, потому что запах очень сильный. После этого заверните мыло в прочную тряпку и тщательно разомните. И, наконец, слегка подогрев полученную массу, прессованием придайте ей вид обычного куска мыла.

    Готовые наборы для изготовления мыла включают в себя уже готовую мыльную основу, специальные безвредные красители, формочки для охлаждения мыла. Такой набор станет хорошим подарком к празднику для маленького исследователя.

  8. Естественная лупа

    Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

    Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Но можно подарить ребенку настоящий микроскоп , как у настоящего биолога. Такую модель отличает высокое качество изображения - объективы, окуляры и все оптические элементы имеют очень высокую прозрачность и несколько просветляющих слоев. Детские микроскопы удобны в использовании - механизмы фокусировки и столик для препаратов имеют плавный ход, без рывков и люфта. Такие микроскопы, как правило, продаются в комплекте с биологическим материалом для изучения.

    Если ваш кроха - любитель звездного неба, отличным подарком станет настоящий телескоп , например от компании Bresser, Eastcolight, Levenhuk или ООО Научные развлечения. Такие телескопы имеют точные оптические стеклянные линзы, что обеспечит четкость и ясность изображения. У них прочный металлический корпус, что удобно для использования ребенком.

Побуждая ребенка к познавательной деятельности, родители выполняют трудную, но очень важную задачу по подготовке малыша к жизни в гармонии с окружающим миром. Заинтересовывайте своего ребенка, удивляйте, побуждайте и результат не заставит себя ждать.

Елена Масолова
Проект «Я познаю мир»

Название : " Я ПОЗНАЮ МИР "

Тема проекта : «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста, посредством использования дидактических игр»

Актуальность темы :

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно : является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности , обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру . Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория

ОО «Познавательное развитие » - ФГОС ДО

Тип проекта :

групповой

долгосрочный (сентябрь - декабрь,

Участники проекта :

воспитатель Масолова Е. В.

дети и родители группы № 2 «Солнышко»

1. Цель и задачи работы по проекту

Цель проекта : формирование сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи проекта :

Провести анализ научно – методической и педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

Выявить уровень сформированности сенсорного развития дошкольников

Изготовить дидактические игры по сенсорному развитию.

Обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :

игровая (дидактические игры, игры настольные, метод создания проблемных ситуаций)

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе :

принцип научности определяет содержание сенсорного развития;

принцип систематичности и последовательности, все должно быть взаимосвязано и целесообразно;

принцип активности ребенка в процессе обучения;

принцип наглядности основной в педагогической деятельности;

принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента сенсорного воспитания содержанием из разных областей;

принцип доступности подразумевает подбор игр, материала соответствующим возрасту детей.

2. Основные формы реализации поставленных задач

Тема Задачи Сроки

Д. и. «Соберем петушку» (пирамидка) . Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь

Д. и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д. и. Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.

Д. и. «Огурчики и помидорчики» . Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие корзины. октябрь

Д. и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Соберем

пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. Ноябрь

Д. и. «Грибы на поляне» . Учить детей различать количество предметов, обозначать словами : один, мало, много.

Д. и. «Поручения» .

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер) . Развивать слуховое восприятие.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Д. и. «Башенки для гномиков» . Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий , низкий.

3. Список литературы :

М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» .

Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» . Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга» . Москва. «Просвещение 2010 г.

4. План работы и предполагаемый результат

План работы по проекту :

I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Срок реализации – сентябрь

Задачи :

повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Предполагаемый результат :

1. Изучение специализированной литературы;

2. Изучены индивидуальных особенностей и потребностей детей;

3. Подобран диагностический материал и выявлен уровнь сформированности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста;

4. По результатам диагностики подобрана система игр и упражнений;

5. Разработан перспективный план по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина) .

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации) .

Срок реализации – октябрь - ноябрь

Задачи :

1. Изготовление игр на развитие сенсорных навыков;

2. Оформление стендов для родителей по теме проекта ;

3. Консультации для педагогов.

Предполагаемый результат :

1. Приобретены и созданы с помощью родителей дидактические игры на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведена работа с родителями на тему : «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, оформление уголка для родителей.

3. Сформированы у детей основы познавательного , бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Дети познакомятся с дидактическим материалом и играми;

5. Проведены дидактические игры и игр-занятия.

Работа с родителями :

Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)

Срок реализации – декабрь

Задачи :

Проведение мониторинга;

Проведение совместной деятельности с детьми;

Самооценка, выводы

Предполагаемый результат : В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырастет уровень знаний по сенсорному развитию.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства »

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Процесс формирования отношения к чему-либо - скрытый процесс, пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Истинное отношение проявляется только в действиях и поступках человека.

Поэтому в работе с детьми важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с ними, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них - всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли, идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и развитые способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Познавательное развитие дошкольника охватывает все его компоненты, все они неразрывно связаны между собой. Причем приоритет взрослый отдает формированию эмоционально-чувственного опыта как наиболее соответствующего.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном познании окружающего мира, поэтому развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей 3-5 лет часто называют «почемучками», и именно этот возраст является сенситивным периодом для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора и знаний об окружающем мире. Считаем, в связи с вышеизложенным, что в возрасте «почемучек» у детей необходимо удовлетворять любознательность, для того, чтобы не погас интерес к познанию окружающего мира.

Дополнительные занятия по познавательному развитию дают возможность больше внимания и времени уделять данному направлению в работе с детьми. Учитывая мнение ученых, и опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что именно ознакомление детей с окружающим будет наиболее эффективным и позволит мне достичь поставленной цели в познавательном развитии ребенка.

Основной целью программы дополнительного образования «Я познаю мир» является развитие познавательных способностей через знакомство детей с миром природы и человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач :

1. Развитие кругозора и любознательности у детей.

2. Формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы и окружающей среде.

4. Воспитание гуманного, эмоционального, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру.

5. Формирование экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребенка.

6. Способствовать развитию психических процессов, а также способов умственной деятельности.

7. Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.

8. Содействовать развитию художественных способностей ребенка.

Данная программа расчитана на младший и средний дошкольный возраст. При разработке содержания, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности.

Аппликация - один из видов художественной деятельности, для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложения их на фон и закрепление, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, получают возможность творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающем миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, декорации для настольного театра, элементы убранства к развлечениям, украшения для группы и детского сада, подарки младшим детям и родителям.

Работа по познавательному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится по двум направлениям - ознакомление детей с окружающим миром, взаимодействие с родителями.

Ознакомление детей с окружающим миром осуществляется по следующим разделам: «Рядом с природой», «Я - человек», «Познавая я - творю», «Делу - время, потехе - час».

Вся работа по познавательному развитию детей организована и проводится с учетом возрастных особенностей детей, методологических принципов, а также осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной).

Основная форма организации детей - групповая, подгрупповая. Количество детей в группе 8 - 10 человек.

Литература:
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 98 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1991.- 134 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
4. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова / / Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28 - 31.
5. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 4 - 5 лет. Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т.И. Гризик. - М.,1997 - 140 с.
6. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. -1998. - № 10. - С.12 -14.
7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. - М.:
Знание, 1994. - 124 с.
8. Зацепина, М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 73 с.
9. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1983. - 207 с.
10. Лучич, М.В. Детям о природе; книга для воспит. дет. сада / М.В. Лучич. -М.: Просвещение, 1989. -143 с.
11. Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. -176 с.
12. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия Развития, 1997. - 224 с.
13. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
15. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура. 1998. - №1.
16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 263 с. 17. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: природоведение / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. - Ярославль: Ак. развития, 2006. - 168 с.
18. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1997. - 47 с.

Презентация «Я познаю мир».



Рассказать друзьям