Семик (Зеленые Святки), Троичная суббота и Духов день. Вождение быка у поляков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространен в России повсеместно.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. Представление о взаимосвязи двух праздников нашло отражение в фольклоре: в речевых оборотах и пословицах указывается на особые, даже родственные, отношения мифологизированных образов Семика и Масленицы: "Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала" (Даль. Т. 4. С. 170), "Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор" (Обрядовая поэзия. 1989. № 255), "Ей-то (Масленице) Семик бьет челом, в одних портяночках, без лапоток…кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 437), "Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу" (Бернштам Т.А. 1993. С.52-53). Некоторые обрядовые песни исполнялись только два раза в год - на Масленицу и в Семик; среди них песня о "непряхе", поставившей "кросна - девятую весну", в которых прорастает трава и заводятся куры. Так же как и Масленица, Семик представлял календарный период, маркирующий пограничное состояние природы - окончание весны, предвестие лета. Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, а основная функциональная роль в нем отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат - Троица; при этом древние традиции, определяющие языческий характер праздника, сохранились. В протоколе заседания Святейшего Правительствующего Синода от 13 мая 1741 года сообщалось, что "во многих благочестия Российского местах, вместо подобающего христианам благовеинства, различная некая безобразия, безчиния и суеверия чинятся, имянно же оные суть следующия от всемирно торжественнаго живоноснаго Христова Воскресения дне седмые седмицы в четверток иже пред неделею Сошествия Святаго Духа, завивают березки венками и обвязывают оные, как чаятельно, с некиим суеверным упованием и между тем чинят пиршествы, скачки и пляски мужие же и жены, а особливо в великоторжественный Сошествия Святаго Духа день…" (Цит. по: Живая Старина, 1890. Отд. 2. С. 34). В целом со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению с Троицей. Тем не менее празднование Семика сохранялось, это связано прежде всего с тем, что в календарной обрядности Семик и Троица образуют единый праздничный цикл, в рамки которого укладывался ряд обрядовых действий, причем на Семик приходились их начальные фазы, а на Троицу - завершающие. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так, во многих метах именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

Праздник Семик был посвящен началу расцвета природных сил; он отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи; с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ - посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста плодов земли и охрану их от неблагоприятных воздействий. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи (см. Троицкая березка, Завивание берез, Троицкий венок, Троицкая зелень, Вождение колоска), обращались за помощью к предкам (см. Троицкая суббота). Свойственная земледельческим традициям, идея воскресения-умирания божества растительности проявлялась в ритуалах "похороны"-"проводы" (Всесвятская неделя). Важное значение в аграрной магии придавалось гуляниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичницы, сделанные "на урожай". О магической роли хождения в посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях (Троицкая березка). В целом особое значение, женского компонента в земледельческих обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе земли. В ряд молодежный развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Мак, Просо, Лен); наиболее популярные в это время песни с любовно-эротической тематикой в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как заклинание на урожай.

Составляя часть аграрно-магического действия, ритуальное объединение девушек, а часто и молодок, во время праздничных шествий, гуляний, кумления, качания на качелях, катания яиц, вождения хороводов имело и некоторое специфическое значение, отражающее, возможно, более древние представления. Согласно им, девушки и молодки принадлежали к одной половозрастной группе, социальный статус которой определялся их физиологическим состоянием перехода от девичества к материнству. Обряд был призван манифестировать девичью силу, "пик девичьей зрелости", и готовность к браку и рождению детей. Впервые в нем принимали участие девушки-подростки, достигшие этого возрастного периода, что характеризовало их как полноправных членов молодежного коллектива. Инициационный характер проявлялся, например, в семицких играх и хороводах с прядильно-ткацкой символикой. Так, в Красноуфимском у. Пермской губ. отдельные фигуры девичьего хоровода носили название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку снимать (кишка - основа для холста, снятая со сновалок), надевать, ткать. Участие в нем символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий, ее владение ими, что являлось важнейшим критерием качественной характеристики любой крестьянки. В результате за Семиком закрепилось название девичьего праздника: "Четверг перед днем св. Троицы … почитается девушками как исключительно их праздник… "Мужики" в этот день бывают заняты работой" (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Отличительной чертой Семика было поминовение "заложных", к которым причисляли умерших "не-своей" смертью (скоропостижной, насильственной). Народная точка зрения, по вопросу принадлежности к этому разряду покойников, совпадала с церковной, выраженной в церковном каноне: это те покойники "иже покры вода и брань пожара, трус же яже объят и убийцы убиша, и огонь попали; внезапну восхищенные, попаляемые от молний, измерзшие сразом и всякой раною" (Зеленин Д.К. 1916. С. 1), т.е. самоубийцы, опойцы (умершие от пьянства), умершие без покаяния, проклятые родителями, казненные преступники, колдуны, имевшие дело с нечистой силой, а также иноверцы. По христианской традиции их не отпевали по смерти в храмах, погребали без церковного благословения и лишали обычного поминовения. Заложные покойники относились к той категории умерших, чей энергетический потенциал не был израсходован при жизни. Опасность, исходившая от них заключалась в том, что эта неиспользованная жизненная сила, "действуя уже из области смерти, "берет душу" у живых, как сама смерть", "ведет за собой в могилу" (Седакова О.А. 1990. С. 55). В народных представлениях, заложные нередко становились существами демонического мира: они или сами обладали свойствами нечисти, или находились, согласно быличкам, в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом и т.п. Пермская примета гласит: "Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода" (Зеленин Д.К. 1916. С. 100).

Семик являлся единственным днем в году, когда наступала "отрада" душам заложных покойников.

Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н.В.Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.

В локальных традициях сроки Семика как поминального праздника могли варьировать в рамках семицкой недели - седьмой недели по Пасхе. В Тульской губ. удавленников и утопленников поминали во вторник; праздник поминовения называли здесь "задушными поминками". В Жиздринском у. Калужской губ. самоубийц и иноверцев позволялось поминать только в троицкую субботу, известную здесь под названием духовской; в этот день, считали местные крестьяне, "самые великие грешники отдыхают от адских мучений" (АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. № 495). В некоторых местах перемещение сроков Семика обуславливалось распределением дней недели между разными общинами (городскими, деревенскими) и сословиями для совершения отдельного поминовения. Например, в селе Кайском Слободского у. Вятской губ. в четверг поминали крестьяне, а в субботу - мещане, отсюда и название "мещанский Семик". Об обязательном праздновании Семицких поминок говорится в народных преданиях С.-Петербургской губ.: не отмеченное должным образом поминовение местных заложных - панов повлекло за собой неурожай овса, что было приписано "мщению панов".

Семицкое поминовение совершалось в доме, на кладбище, в часовнях, на местах боев и массовых погребений, сопровождалось обычно веселыми гуляньями; оно носило характер индивидуального и коллективного действия. В Уржумском у. Вятской губ. тяжело заболевший человек давал обет в случае выздоровления помянуть заложных. Для этого накануне Семика "заветнувшиеся" ходили по домам и собирали как милостыню муку, из которой готовили ритуальные блюда - блины и булки. Их несли на кладбище и раскладывали на рогожках по могилам. В Тульской губ., поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: "Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся". (Зеленин Д.К. 1916. С. 102). В ряде мест в каждой крестьянской семье для поминовения утопленников, удавленников и людей, скончавшихся скоропостижно, в Семик красили яйца (иркутск.). На реке Печоре (архангельск.) соблюдался "древний обычай - в седьмой четверг по Пасхе поминать в домах запившихся и удавившихся родителей и родственников", раздавая милостыню нуждающимся (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Поминовения совершали на месте древних сражений, где, по преданию, были захоронены останки воинов. В Роксе Лодейнопольского у. С.-Петербургской губ. в Семик поминали "панов", в которых видели убитых в смутное время поляков; в их честь в роще у часовни варили и ели кисель, отсюда второе название праздника - "киселев день". В одной из вятских часовен хранились кости погибших черемис (марийцев), в Семик при стечении народа из окрестных деревень над ними совершалась поминальная служба; кости при этом использовали в качестве лечебного средства. В городе Котельниче Вятской губ. местные жители собирались над могилой воинов, "падших в сече с новгородскими выходцами" (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Во время "вселенской панихиды", совершавшейся над могилой, крестьяне кидали на нее яйца и деньги, а после службы бросались печеными яйцами друг в друга.

Вселенские панихиды в Семик проходили также на местах массовых погребений: у общих могил, на старых "многогробишных" кладбищах, или там, где, по мнению местных жителей, они находились. При поминовении молились: "Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан" (нижегородск., Зеленин Д.К. 1916. С. 99), оставляли на земле яйца и деньги, раздавали милостыню нищим. Здесь же или поблизости после панихиды обычно устраивали праздничные гуляния, сопровождавшиеся "дурачествами и беспутствами", ярмарки, на которых в Вятской губ. продавали, главным образом, свистульки и детские игрушки. Для вятского празднования характерны игра на свистящих инструментах - дудках, пищалях и пр., детские катания глиняных "шарышей" (шары).

Традиция ритуального поминовения на местах общественных захоронений сохранилась со времен существования так называемых убогих домов, известных в России издавна. В них свозили погибших от эпидемий и умерших "несчастными и внезапными смертями - удавленников, утопленников, замерзших, вообще самоубийц и умиравших одночасно на дорогах и на полях" (Зеленин Д.К. 1916. С. 60). Один раз в году, в Семик, сюда стекался народ, чтобы совершить обряд захоронения, для погребения приносили гробы, одежду, саваны, для поминовения каноны, кутью, яйца, свечи; священники служили общую панихиду, совершали крестный ход. В 17-м веке при семицких погребениях в Москве всегда присутствовали царь и патриарх.

2. "Семик" - украшенная троицкая березка (владим.), березовая ветвь, антропоморфное чучело с мужскими признаками, в основе которого нередко была березка, ряженный. "Семика"-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола - Семичиха. С "Семиком" молодежь или только девушки обычно обходили поля, деревни, дома, он являлся непосредственным участником молодежных обрядовых игр; функционально чучело "Семика" заменяло троицкую березку. В Васильевском у. Нижегородской губ. чучела Семика, наряженного в красную рубаху, и Семичихи, - в сарафане, в четверг утром выносили в поле, устанавливали и устраивали возле них трапезу, пляски; в ходе обрядового действия его участники - парни и девушки по очереди целовали чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: "Как вы ночку провели, молодица с молодцом?" (Соколова В.К. 1979. С. 205). Увенчав головы чучел сплетенными накануне венками (Троицкий венок), несли их к реке, разоряли и бросали в воду. В Буинском у. Симбирской губ. "Семика" изображала ряженная в мужского платье девушка, выбранная из круга сверстниц по жребию. Она возглавляла праздничное девичье шествие вокруг деревни, обозначенное формулой "Троица на улице, Семик по задам" (Максимов С.В. 1993. С. 463). В Вязниковском у. Владимирской губ. "Семиком" также одевалась девушка, - наряд состоял из рваной мужской рубахи и приделанного к спине горба, а "Семичихой" - молодой парнишка-подросток, ряженный в женское платье, со старым ведром и палкой в руках. Во главе ватаги детей и подростков Семик и Семичиха обходили дома односельчан, выпрашивали муку, яйца, крупу, масло, сметану, сахар и пр., приговаривая: "Подайте, на Семичка два яичка" (Земцовский И.И. 1973. С. 42). На улице били палкой в ведро, помелом разгоняли любопытных, под окнами домов пели:
"Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!"
(Соколова В. К. 1979. С.204).

Как и многие христианские праздники, этот праздник соединил в себе культ и христианства, и поклонения силам природы. Поэтому праздник, который начинается в этом году в понедельник, 28 мая и продолжится до 3 июня (сам день Троицы), полон не только христианских обрядов, но и исконно языческих, которые, впрочем, теперь не расходятся с основными церковными образами.

Начинается всё в понедельник , когда наступает время украшать дома весеннее-летней зеленью: клёном, аиром, березой, липой и, конечно же, цветами. Сейчас вы можете украсить только свой дом, разместив зелень везде - и на кухне, и в прихожей, делая из нее своеобразные букеты или, по примеру предков, мастеря венки, которые располагались по всему дому и обязательно в сакральных местах. Вся вместе зелень называлась «май», и люди, которые приносили в дом «май» верили (да и продолжают верить) в то, что вместе с «маем», они приносят в этот праздничный понедельник благословение Бога, здоровье и счастье.

Вторник троицыной недели имеет специальное название: Задушные поминки, и входит в число поминальных дней, которых в течение года набирается порядочное количество. В этот день обязательно идут на кладбище, несут «май» предкам, кланяются предкам и оставляют в дар символы жизни: блины и яйца. Если вы пропустили Радуницу и другие возможности посетить своих предков, то вы можете воспользоваться этой возможностью.

Среда именуется Градовой и, как следует из названия, была связана с такой сельскохозяйственной неприятностью, как град. Считалось, что этот день крайне небезопасен для полевых работ и старались лишний раз в поле не выходить - ведь, согласно народным приметам, возможны грозы с молниями и градом. Кроме этого считали, что если и не прибило молнией или градом, и хозяйка ухитрилась что-то посадить, то овощи будут мелкие, кривые и червивые. Причем любые.

Сёмик-четверг считается довольно большим праздником, предваряющим празднование самой Троицы в воскресенье. В этот день начинали «запускать» сложный и долгоиграющий комплекс обрядов, которые были направлены на прощание с весной и встречу лета, смену сезонов и попытки договориться с природой и предсказать урожайность этого года. В этот день праздники начинались с самого утра и особое место на нем занимала береза. Существовал интересный обряд «кумления» у девушек. Для того, что бы стать подругами на всю жизнь, девушки сплетали ветви березы в венок (не отрывая их!), и через него троекратно целовались или обменивались какими-либо вещицами, которые нужно было затем хранить всю жизнь. Верили, что крепкая дружба поддержит в самые тяжелые времена. Затем подружки становились подружками на свадьбе и крестными матерями в случае рождения мальчиков. Через неделю, в четверг на русальей неделе, венок расплетался и с этого момента девушки считались друг другу практически сестрами.

Пятница и суббота на этой неделе уделялась снова памяти предков и называлась в некоторых регионах Троецкими Дедами. Предкам несли дары и «май», особенно если не успели во вторник. В этот же день плели венок из аира - гадали на нем, будут ли несчастья или нет. Если венок увядал к Троице, то неприятности будут. Если нет - то год минет благополучно и в достатке. Дополнительно плелись венки и для запуска их по реке: если венок уплывал то следовало ожидать счастья, а если тонул - то неприятностей. В субботу или пятницу рекомендовали и закладывать основу нового дома - в народе заприметили, что такой дом просит весьма долго и будет полон счастья. Однако планировать работы следовало с учетом того, что после русальной недели и вплоть до Петрова дня строительством лучше не заниматься - дом наполнится нечистью.

Гадали на венках и в воскресение - саму Троицу. Но уже потом, вечером, а утром шли в церковь, несли веточки березы и клена для освящения. Затем эти веточки раскладывали в самых важных местах, как дома, так и двора. За икону, в косяки дверей, под крышу. Если хотели сохранить дом от нечисти, то несли на освящение веточки крушины и помещали их над окнами и над косяками. Отдельно планировали количество веточек и для дворовых построек - несли березу и клен и в стойло, и в погребы. Если же хозяйка дома рачительная, то она может подобрать в церкви траву, оставшуюся после службы и использовать затем для приготовления отваров, со сверх- целебными свойствами. Интересен обычай и связанный с караваем, которые выпекали к Троице - его не ели, а сушили на сухари. А затем уже эти сухари использовали при выпечке свадебного каравая, принимала участие в свадебном обряде и троицкая скатерть - ее клали при заручинах под них, а сверху накрывали другой - верили, что это скрепит пару навсегда.

В течение всего троицкого цикла поклонялись. Фактически. Здоровью и счастью - поэтому, если вы хотите присоединиться, вам необязательно быть воцерковленным христианином - достаточно просто верить в природу и ее силы.

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...

На Троицу народные праздники не закачиваются: они переплетаются с русальной неделей, связанной с поминовением усопших. В этот период наши предки встречали лето и веселились.

В большинстве регионов русальной неделей называют семь дней после большого христианского праздника: Троицы. Само по себе название уже говорит о том, с кем были связаны эти дни. Русалки, как верили в то время славяне, в день Вознесения выходили из воды и могли наносить существенный вред людям. Русальная неделя начиналась с Духова Дня , который в 2016 году выпадает а 20 июня.

Поверья на русальную неделю

В области, которую сегодня занимают Украина и Белоруссия, особенно широко были распространены поверья о том, что так называемые заложные покойники на этой неделе посещают мир живых людей. Заложные покойники — это люди, умершие некрещеными, не похороненные положенным образом или самоубийцы. В эту же категорию входят и русалки: ведь по народным поверьям русалками в большинстве случаев становились некрещеные девушки и утопленницы.

Период, близкий к Троице, связан с поминовением душ умерших еще со времен язычества, и этот культ был крайне распространен среди восточных славян. Поэтому обязательно посещали кладбища, традиционно готовили кутью, специальную кашу, которая всегда готовилась к поминкам. Даже сегодня особенное место в почитании родственников занимает троицкая вселенская родительская суббота: ведь в этот день Церковь поминает абсолютно всех христиан. Это не удивительно, ведь Троица — один из 12 самых важных православных праздников .

Народные традиции русальной недели

Достаточно долгое время был распространен обряд вождения коня или «русалки-коня». Мужчина с ребенком или двое мужчин изображали лошадь, для чего их накрывали большой тканью. На верх (который мог искусственно создаваться вилами) прикрепляли голову коня а вместо ушей приделывали рога. По традиции коня вел ряженый цыган в глиняной маске — человек, который хорошо знал этот обряд и руководил процессией. В некоторых местах конь-русалка подходил к домам, и его необходимо было одарить, к примеру, сладким. В конце концов ряженые «распрягались», и их наряд полностью разрушали.

Еще один очень известный обряд — это похороны Костромы . Делали специальное чучело, которое относили к берегу реки или озера, а затем делились на две команды. Одни Кострому защищали, а другие пытались всеми силами ее отнять. Концовка в результате была одинаковой: чучело «отвоевывали», разбирали, топтали и топили. Те, кто защищали его, пели ритуальные оплакивания и как бы горевали о том, что Кострома погибла.

Эти обряды однозначно несли важную для плодородия ценность. Ведь к русальной неделе уже успевали засеять поле, и теперь все зависело исключительно от плодородия земли, а не от людей. Как ни странно, русалки, по поверьям, могли помочь получить хороший урожай. Как считалось, они бегали по полям и лугам, тем самым орошая землю.


Народные поверья о русалках

Сам по себе образ русалки близок к образу нимфы в древнегреческой мифологии. Их представляли именно как молодых девушек. При этом ученые пришли к выводу, что русалок нельзя отнести к исключительно водным духам. Славяне верили, то они существовали и на суше, например, в лесах. Чаще всего их представляли с длинными волосами зеленого цвета и без одежды. Русалки любили наряжаться и при любом удобном случае воровали одежду, оставленную на улице, и ткани, если они сушились перед баней.

У Русалок было две излюбленных забавы: заманить юношу или мужчину, а потом защекотать его до смерти. Даже будучи духами, в любовники русалки выбирали живых мужчин. Второй забавой считались качели. Поэтому молодежь находила березки, на которых любили раскачиваться русалки, украшала их цветными лентами, а потом юноши и девушки делали из веточек качели. Так можно было задобрить духов и избежать неприятностей.

Чтобы избежать столкновения с потусторонней силой, вы можете воспользоваться сильным славянским оберегом , который легко можно сделать самостоятельно дома. Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.06.2016 05:03

Праздник Святой Троицы - важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой...

Некоторые православные праздники имеют переходящие даты и в большинстве случаев все они связаны с Пасхой. От того, на какое число припадает этот Великий день, зависят многие важные церковные даты.

К примеру, если вы хотите выяснить какого числа Троица в 2017 году, то в первую очередь, должны узнать, . В год Огненного Петуха день памяти Христова Воскресения случится 16 апреля. Отсчитываем 50 дней и дата Троицы будет известна. Итак, в 2017 году Святая Троица отмечается 4 июня.

Странички истории

День Святой Троицы — наиболее важный церковный праздник в году. О нем можно найти информацию в Священном Писании. Там описано чудо, которое произошло на 50-й день после воскрешения Христа. Рано утром, около 9 часов, весь христианский люд пришел в храмы, чтобы помолиться.

В этот момент на Сионской горе начали происходить странные вещи: громкий шум, который мог услышать каждый апостол, находящийся в доме. Одновременно с этим гулом в небе возникли языки пламени и начали медленно ниспадать на головы апостолов. При этом пламя не обжигало, а наоборот, согревало и ласкало.

Вместе с теплом, в сердца апостолов проникло невероятное воодушевление, вдохновение, радость и умиротворение. Они наполнились чрезвычайно любовью к Всевышнему. Апостолы вдруг стали говорить на разных языках, причем, некоторые из них доселе были им не известны. В этот день свершилось пророчество, которое описано в Евангелие от Матфея.

С тех пор и по сей день люди чтят и помнят праздник Святой Троицы.

Традиции Святой Троицы

Православный праздник Троицы, как и другие торжества, имеет свои традиции. Это торжество в народе еще называют Русальной неделей. Связан он с языческим ритуалом, когда люди переодевались в свободные наряды, голову украшали ярким венком, плясали и благодарили матушку природу за все ее благодеяния.

По древним поверьям в эти дни из рек и озер выходят русалки, катаются на ветвях деревьев и приглядывают за людьми. Конечно, многие троичные традиции канули в лету, но, порой, интересно узнать, чем жили наши предки.

  1. Выходя из церкви, люди непременно старались взять несколько пучков травы, чтобы смешать с сеном, вскипятить и пить, как целебный отвар в случае хвори. Если же на территории церкви стояли деревья, то можно было сорвать с них листья и вплести в венок, который потом использовался как оберег.
  2. Жилища украшались венками, пучками травы, букетами из полевых цветов. В народе зелень всегда отождествляли с жизнью, поэтому принося в дом свежие цветы или траву, люди благодарили Господа за то, что он подарил им существование. Украшать дом можно было любыми растениями, но больше всего ценилась береза.
  3. Перед праздником необходимо было вычистить каждый уголок в доме, перестирать белье и одежду. После уборки, хозяйки должны были приготовить вкусные блюда (караваи, пироги, мясо и прочее).
  4. На Троицу раньше было принято свататься. Девушки наряжались в самые лучшие свои одежды, гуляли по селу, высматривали жениха. Многие считали, что те, кто посватался на Троицу, будут жить долго и счастливо.
  5. В этот день пекли козули (круглые лепешки с яйцом в виде венка). Готовые угощения девушки несли к березам и устраивали там посиделки.

Обряды на Троицу

Этот веселый весенний праздник сопровождался интересными обрядами, которые старались проводить каждый год. Троица у славянских народов была своеобразными проводами весны и встречей долгожданного лета:

  • девочки 7-12 лет должны были сами наломать веточек березы, собрать полевые цветы и украсить ними стены и окна своих домов;
  • традиционным блюдом для завтрака была яичница, ведь она символизировала яркое летнее солнышко. После трапезы, дети спешили в лес, завивали березу (ветки дерева украшали венками, лентами, бусинами), танцевали около, пели песни и водили хороводы;
  • В канут праздника (в субботу) православный люд вспоминали усопших родственников, в народе этот день так и назывался «задушной субботой» или «родительским днем»;
  • В воскресенье все шли в церковь, неся с собой красивые букеты. После службы молодежь отправлялась к березам, чтобы их развивать. Потом устраивалась пышная трапеза. Под конец вечера дерево срубали и носили по селу. Также в некоторых селах пускали бревно по речке, потому что верили, что оно способно отдать свою силу первым всходам.

Народные приметы

Издавна люди наблюдали за тем, как ведут себя животные, насекомые и природа. Из всех этих наблюдений они составляли приметы, которыми пользуется нынешнее поколение. Не мудрено, что такой мощный праздник, как Троица имеет свои приметы. Вот некоторые из них:

  • Дождь на Троицу — ждите хороший урожай грибов.
  • Соберете травы и цветы в этот день — получите мощный оберег и лекарство от многих болезней.
  • После Дня Святого Духа заморозки отступают.
  • Раздадите мелочь нищим и нуждающимся — оградите себя от невзгод и болезней.
  • В канун Троицы все растения наделяются магической и целебной силой.

Запреты на Троицу

С праздничной неделей в народе связано несколько поверий и запретов. люд старался не нарушать ни одно из этих правил, чтобы не навлечь на себя и семью несчастья. На Троицу запрещено:

  • делать березовые веники или метлы;
  • ремонтировать или возводить забор;
  • работать в первые дни Троичной недели, хотя готовить угощения разрешалось;
  • в течении недели не рекомендуется ходить в лес и купаться в водоемах.

Святая Троица сегодня

Конечно, сейчас уже мало кто чтит те, давнишние, традиции, но все же Троица является всеми любимым праздником. Утром стар и млад идет в церковь, чтобы выстоять службу, очиститься от дурных мыслей и зарядиться позитивной, светлой энергией.

Накануне хозяйки убирают в квартирах, украшают их свежими цветами, готовят вкусный обед. В воскресение близкие люди ходят друг к другу в гости, принося с собой небольшие сувениры. Троица — семейный праздник, поэтому если вы желаете провести его правильно и с пользой, соберите вокруг себя самых близких, любимых людей и наслаждайтесь этим прекрасным днем.



Рассказать друзьям