Стоунхендж, обсерватория или древнее капище. Джеральд Хокинс - Расшифрованный Стоунхендж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доброго времени суток, дорогие друзья.

Все вы наверно слышали о таком мегалитическом сооружении, как Стоунхендж . Стоунхендж расположен в Англии, в графстве Уилтшир на Солсберийской равнине. Достопримечательность находится в 130 километрах от Лондона.

Стоунхендж состоит из 30 камней образуя круг диаметром в 33 метра. Первые исследователи мегалита связывали его друидами , но углубившись в историю постройки было выяснено, что появился Стоунхендж ещё в бронзовом веке. Причина назначения камней данным именем и по сей день не выяснена. Учёные и астрономы считают, что постройка являлась обсерваторией древних цивилизаций. С помощью камней они вычисляли дни зимнего и летнего солнцестояния, лунные и солнечные затмения. Только вот названия "Стоунхендж" не вписывается в историю. Исследователи перевели его, как "камень, парящий в воздухе".

По приданиям кельтов , Стоунхендж был сотворён волшебником Мерлином, жившим при дворе короля Артура. Другие легенды гласят, что камни были поставлены гигантами, которые населяли допотопную (до всемирного потопа) Землю. Ни кто не знает кем, когда и зачем был возведён мегалит. Даже в античные времена он был уже древним. В те времена люди были убеждены, что постройка была священным местом друидов. По мнению некоторых учёных, друиды знали истинное назначение Стоунхенджа. Естественно секретов друидов не знал ни кто. Впервые это было упомянуто Юлием Цезарем, он считал, что друиды хорошо разбирались в астрономии. Они знали строение и движение звёзд, разбирались в строении планет и астрономических явлениях. О том от куда у них появились эти знания, не известно. Считается, что друиды унаследовали знания от истинных строителей Стоунхенджа . Благодаря этому и обладали таким большим влиянием и властью.

Но не смотря на столь убедительную теорию о астрономическом назначении мегалита, учёные пытаются найти ещё какие-либо дополнительные сведения, которые помогли бы понять назначение и название постройки. В первую очередь учёные хотят понять для чего была возведена такая громадина. Были проведены математические расчёты Стоунхенджа и результат был просто ошеломительным.

Исследовав план и схемы постройки была открыта интересная закономерность. Вычисления показали, что диаметры колец постройки соответствуют поперечникам Луны и Солнечной системы. Более того, подробно изучив Стоунхендж исследователи выяснили, что кольца мегалита моделируют орбиты планет нашей Солнечной системы. Но больший интерес для учёных представлял тот факт, что планет, согласно плану Стоунхенджа, в нашей Солнечной системе двенадцать. Впрочем, это даже подтверждает современную теорию, которая предполагает наличие ещё нескольких планет. Планета за орбитой Плутона, планета за Солнцем-

Очень значимо, что открытия, описанные в этой книге, были сделаны астрономом, сотрудничавшим со Смитсоновской астрофизической обсерваторией.

Сэмюель П. Ленгли, третий секретарь Смитсоновского института и основатель астрофизической обсерватории, стал первым из ведущих ученых, осознавшим возможную астрономическую значимость «грубых огромных монолитов» в долине Солсбери. В своей книге «Новая астрономия» он писал: «Большинство крупных национальных обсерваторий, таких, как Гринвичская или Вашингтонская, являются усовершенствованием того типа астрономии, младенчество которой запечатлели строители Стоунхенджа. Первобытные люди могли узнать, где встанет Солнце в каждый конкретный день, и произвести наблюдения его местоположения, ничего не зная о его физической природе». Под «тем типом астрономии» он подразумевал классические позиционные наблюдения, изучение не структур, но движения – то есть не «что», а «где» – небесных тел. Его «Новая астрономия» есть не что иное, как современная астрофизика.

Ленгли написал это в 1889 г., по счастливому стечению обстоятельств в тот же год, в который началось строительство Смитсоновской астрофизической обсерватории.

Каждый, посетивший Стоунхендж, задается вопросом: каково его назначение? На грубых камнях отсутствуют какие-либо слова посвящения, строительные условные обозначения и любые читабельные знаки. Поэтому слово «расшифрованный», вынесенное в название, требует некоторого пояснения.

В этой книге мы попытаемся доказать, что само расположение камней, генеральный план всего комплекса и собственно выбор места уже несут в себе богатую информацию. Многое можно прочесть в Стоунхендже без помощи древних или современных слов. Он представляет собой уникальную криптографическую загадку, решение которой привело к постижению менталитета древних людей. Раньше, когда мы располагали лишь туманными легендами, отдаленное прошлое казалось нам непонятным. Теперь, вероятно, дверь в доисторическую эпоху распахнута настежь.

Моя рабочая гипотеза постепенно развивалась на протяжении двух последних лет следующим образом: если в различных частях Стоунхенджа обнаруживалась некоторая закономерность или общая взаимосвязь, естественно было предположить, что эти факты также были известны и его строителям. Такое заключение подвигло меня на осуществление многих невообразимых шагов. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта гипотеза консервативна, ибо позволяет Стоунхенджу быть равным мне, но не лучше, чем я. Многие факты, например 56-летний цикл затмений, оставались неизвестными ни мне, ни другим астрономам и были открыты (а точнее, открыты снова) при расшифровке Стоунхенджа.

Нет сомнений в том, что Стоунхендж служил древним обсерваторией. Это подтверждается беспристрастной математикой, теорией вероятности и небесной сферой. По форме комплекс является оригинальной вычислительной машиной, но использовалась ли она? Как ученый я не могу ответить на этот вопрос. Но в собственную защиту скажу, что подобный скептицизм может быть обращен в сторону других исследователей древнего этапа развития человечества. Необходимо ли нам видеть отпечатки губ на чашке, кровь на кинжале или искры, высекаемые из колчедана кремнем, чтобы убедиться, что этими предметами действительно пользовались?

Эти исследования проводились в Смитсоновской астрофизической обсерватории, обсерватории Гарварда в Бостонском университете, а также непосредственно в Стоунхендже и его окрестностях. Это привело меня в сферу гуманитарного знания, так же как и естественных наук, и я в некоторой степени пересек мост между «двумя культурами» сэра Чарлза П. Сноу .

В процессе работы я общался со многими людьми, оказавшими мне всемерную поддержку. Особенно я хотел бы с благодарностью отметить беседы с Р.С. Ньюэллом, X. Хенкеном, Р.Дж. Аткинсоном, С. Пигготом, Х.Э. Эдгетроном. А. Томом и С.А. Ньюхэмом. Моя жена Дороти с неизменным интересом следила за моими изысканиями. Я благодарен мистеру Ф. Френдли и персоналу телеканала Си-би-эс за снятые на пленку астрономические явления, произошедшие в Стоунхендже в 1964 году, которые в противном случае могли бы, как и явления предыдущих тысячелетий, пройти незамеченными.

Эта книга не увидела бы свет без неутомимой помощи и поддержки Джона Б. Вайта. Миссис Эдит Гомер перепечатывала различные черновики и конечную рукопись добросовестно и без единой жалобы.

Джеральд С. Хокинс

Могус-Хилл

Веллесли-Хиллс, Массачусетс

Это издание содержит множество новой археологической информации, любезно предоставленной профессором Аткинсоном.

Дж. С. X.

Стоунхендж уникальное сооружение. Во всем мире нет ничего, подобного мрачным руинам, которые, по словам Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине». Огромные и неподвижные, они неподвластны ни человеку, ни времени. Находясь внутри этих безмолвных кругов, начинаешь ощущать великое прошлое, сгущающееся вокруг. И кажется, можно что-то рассмотреть и расслышать, пока не попытаешься представить, какие именно события происходили в этом месте, какие звуки раздавались здесь, какие люди приходили сюда в те невероятно удаленные от нас времена.

Что это было? Какой цели служил Стоунхендж, этот монумент и памятник людям, чьи прочие памятники давно исчезли с поверхности земли? Был ли он городом мертвых? Местом, где друиды приносили ужасающие жертвы? Храмом Солнца? Рынком? Языческим собором, святилищем посреди благословенной земли? Чем же был он и когда?

Существовало множество сказаний и легенд об этом странном памятнике, а некоторые из них сохранились до наших дней.

Стоунхендж настолько древний, что его истинный возраст был, по всей видимости, забыт уже к античному периоду. Древнегреческие и древнеримские писатели почти не упоминают о нем. Придя в Британию, рациональные римские завоеватели не проявили к нему особенного почтения – в конце концов, Рим гордился своими храмами, Египет – пирамидами, которые были в лучшем состоянии, чем эта группа камней. Есть доказательство того, что римляне разбили некоторые каменные блоки. Они могли расценить это место как возможный центр сопротивления.

И только в Средние века, когда люди стали интересоваться всем таинственным, древние камни снова завладели их воображением. К тому моменту любые воспоминания о происхождении Стоунхенджа и предназначении «гигантской груды» давно канули в Лету. Появилась потребность в создании некоей его истории, подобно тому, как собирались по кусочкам жития бесчисленных праведников и святых.

Нам не дано знать, кто стал первым биографом Стоунхенджа. Им мог быть живший в VI в. Гильдас, которого некоторые называли Мудрым, а некоторые утверждали, что он выдумка. Или Аневрин, великий валлийский бард, который в VII в. якобы воспевал начало работы великанов. Или живший в IX в. Ненний, в романтическом стиле описывавший каменный монумент, воздвигнутый в память о предательски убитой британской знати. Однако был ли этот монумент Стоунхенджем и существовал ли в действительности монах-летописец по имени Ненний?

Нам доподлинно известно, что к XII в. его уже окружало достаточное количество умозаключений и легенд. Вейс, англонорманн, замечал, что его называли «висящие камни» и в Англии, и во Франции – «Stanhengues ont nom en englois, pierres pendues en Francois» . Генри из Хантингтона объяснял, что такое название вполне оправданно, поскольку камни «сами по себе висят в воздухе». (Другие полагали, что данный эпитет относился не к камням, а к преступникам, которых вешали на них.) Генри, тем не менее, не считал «Станхенг» величайшим чудом Британии. Первым дивом этой земли, как он писал, был «ветер, исходящий из пещеры на востоке в горе, называемой Пек» (возможно, специалистам по истории Средних веков известно, где находится эта гора, мне – нет).

Стоунхендж — загадочный каменный комплекс Великобритании

В графстве Уилшир, в 130 км от Лондона есть загадочное место - скопление гигантских каменных глыб, расставленных по кругу посреди Солсберийской равнины. Этот комплекс мегалитических сооружений называется . Он построен в III тыс. до н.э., но его назначение до сих пор не разгадано.


Что такое Стоунхендж: интересные факты

Камни весом от 25 до 45 тонн, используемые в строительстве Стоунхенджа, доставлялись за 380 км из восточного Уэльса. Мегалитический комплекс строился между 3500 и 1100 гг. до н.э. в три этапа. Первоначально I представлял собой кольцеобразный вал, окружённый рвом. Вдоль внутренней стороны вала было выкопано 56 углублений, позднее названных «лунками Обри» в честь их первого исследователя.

Снаружи от входа в земляное сооружение стоял 35-тонный «Пяточный камень». При строительстве Стоунхенджа II воздвигли два кольца из массивных сине-серых глыб. В центре круга водрузили 6-тонный камень, так называемый «Алтарь», а между «Пяточным камнем» и входом проложили земляную дорожку.

На заключительном этапе строительства голубые глыбы заменили на 30 монолитов из песчаника-сарсена, а в пределах Сарсенового кольца установили подкову из пяти отдельно стоящих трилитов.

Легенды о Стоунхендже

По легенде, камни воздвиг здесь всемогущий Мерлин, придворный маг короля Артура. Народная молва приписывает авторство Стоунхенджа жителям Атлантиды, инопланетянам, а также гигантам. Англичане называют Стоунхендж «пляской великанов»: камни, расставленные по кругу, напоминают хоровод огромных исполинов, взявшихся за руки.

Стоунхендж: кто построил и зачем

В наши дни накопилось множество гипотез о назначении Стоунхенджа. Долгое время считалось, что каменное кольцо принадлежало друидам - кельтским жрецам, совершавшим здесь религиозные обряды. По другой версии, комплекс был местом погребения Боадицеи - языческой царицы, сражавшейся с римлянами. Также утверждают, что сооружение служило кладбищем для вождей.


Английский астроном Дж. Хокинс полагает, что Стоунхендж - это грандиозная обсерватория каменного века, позволяющая предсказывать затмения и точные даты начала полевых работ. Так, в день летнего солнцестояния солнце восходит точно над «Пяточным» камнем. По мнению историков Тима Дарвилла и Джеффа Уэйнрайта из университета Борнсмута, Стоунхендж строился как медицинский центр эпохи неолита.

Радиоуглеродный анализ найденных костей показал, что многие люди, похороненные в Стоунхендже, страдали серьёзными недугами. Сюда приезжали из окрестных селений больные и раненые, уверовавшие в исцеляющую силу голубых камней. Если исключить мистические версии и ажиотаж, возникший вокруг памятника, то становится очевидным, что комплекс мегалитов не так уж и уникален. Мегалитические сооружения встречаются по всей Европе, в том числе и в России на территории Северного Кавказа, Горного Алтая, Карелии и Кольского полуострова. Даже рядом со Стоунхенджем есть Эйвбери.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Стоунхендж - древняя Обсерватория

Стоунхендж построен между 1900 и 1600 г. до н.э. Представления об устройстве мира у первобытного человека полностью соответствовали его впечатлениям. Если Солнце поднимается каждое утро из-за горизонта на востоке – значит, именно так и движется этот огненный диск. Впрочем, наблюдательность позволяла нашим далёким предкам отметить тот факт, что в разное время года Солнце восходит в разных точках горизонта. Древние саксы в Британии построили целую обсерваторию – Стоунхендж. Эта система мегалитов (укреплённых в группе и связанных друг с другом каменных блоков) указывала места восхода Солнца и Луны в особые дни года – моменты солнцестояний и равноденствий. Два года назад российский археолог Илья Ахмедов сделал сенсационное открытие. В непосредственной близи от городища Старой Рязани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценен в 4 тысячи лет. Однако в отличие от своего британского собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, к тому же не каменным, а деревянным. Но, по словам Ахмедова, и английская обсерватория первоначально также была из дерева…

В течение последующих двух лет подобные открытия происходили почти на всей территории Евразии. Урал, Байкал, Чувашия, Башкирия, Карелия, Якутия, Адыгея, Армения, Казахстан, Таджикистан, Германия, Австрия Словакия – далеко не полная география древних обсерваторий. Причем делали открытия не исследователи-дилетанты, а ученые мужи. Естественно, каждый ученый считал своим долгом подчеркнуть, что открытая им обсерватория как минимум на тысячу лет старше знаменитых «висячих камней» в Англии. Но что нового содержалось в сенсационных заявлениях? А то, что в данной местности находится необычное сооружение, похожее на капище и с функциями погоризонтной обсерватории. Как правило, все они выстроены по одному принципу: четкая ориентация по сторонам света, причем в день летнего и зимнего равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооруженного либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Дальше начинаются нюансы, но на них почему–то никто не обращает уже никакого внимания. Более того, почти никто не пытается сравнить все эти обсерватории и выявить общие закономерности. В июне 2005 года в Старую Рязань отправилась новая экспедиция. На этот раз ее костяк составляли не археологи, а астрономы. Роль беспристрастного судьи, а заодно и руководителя экспедиции пала на Андрея Полякова, журналиста и востоковеда, известного своими экспедициями на Арарат и в Нахичевань в поисках следов Ноева Ковчега. «Ничего странного в этом нет», - рассказывает Поляков. «В то время, когда Илья Ахмедов раскапывал свою сенсацию на берегах Оки в 2003 году, наша экспедиция обследовала Арарат и его окрестности. О некоторых результатах той экспедиции хорошо известно. Но, осталось много того, о чем никто так и не узнал. Во-первых, мы обнаружили два кургана внушительных размеров. Недалеко от них располагается погост, где местные «черные археологи» сделали внушительные состояния на находках эпохи бронзового века. Во-вторых, на старом армянском кладбище мы нашли изображение зиккурата, которые были распространены в древнем Вавилоне и по некоторым оценкам выполняли функции обсерваторий. А в-третьих, полуслучайно мы наткнулись на некие ровные круги, выложенные на земле из внушительных камней. Структурно они были сложены как и другие подобные святилища. В одном из древних манускриптов говорилось, что на горе Арарат вели свои наблюдения волхвы, которые и увидели знаменитую Вифлеемскую звезду, ознаменовавшую рождения Христа. И тогда у меня промелькнула мысль – может это и есть древняя обсерватория волхвов. Но мне она показалась какой-то фантастической и нереальной, так как по всем признакам, если подобная обсерватория и была, то она должна была располагаться на самой горе Арарат, а не в стороне от нее. Тем более, мне интересно было сравнить, насколько араратское капище сходно с рязанским. Я абсолютно доверяю выводам наших археологов, но мне очень хотелось получить заключение и астроархеологов, и астрономов». Святилище близ Старой Рязани находится на самом высоком холме у слияния двух рек – Оки и Прони. Это место всегда считалось «археологической энциклопедией». Здесь представлен целый калейдоскоп культур, от эпохи верхнего палеолита вплоть до раннего средневековья. Найдено святилище было почти случайно. Предыдущая экспедиция в 1979 году не докопала всего метр до заветной точки. Капище представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга - большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали. «По краям площадки - еще две ямы со столбами»,- пояснил сразу после раскопок Илья Ахмедов. «Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести». В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху - ряды волнистых линий - символ воды. Сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения оценили в четыре тысячи лет: конец III - начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ильи Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте - легендарном городе древних ариев в Сибири. Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. В 2003 году археологи пришли к выводу, что святилище связано с астрономией. Никаких поселений рядом с капищем не было. Старая Рязань и другие, более мелкие поселения находились в стороне от находки. «Это и не удивительно», - рассуждает Андрей Поляков. «Согласно китайскому искусству фэн-шуй, селиться в такой точке было чревато для здоровья. Так как энергия реки резко меняет в этом месте свое направление и может негативно сказаться на здоровье человека. Об этом знали не только в Китае. По всему миру люди тщательно выбирали место для жительства.. А места для ритуалов, обрядов и, тем более, инструментальных наблюдений, отстояли, как правило, удаленно от населенных пунктов. Ничто суетное не должно было мешать гармоничному циклу природы. Старая Рязань также находится всего в нескольких километрах от Спасской Луки и место для строительства старого города, где все располагает для жизни, включая уникальные целебные родники, было выбрано тогда не случайно». Действительно, рядом с рязанским Стоунхенджем не найдено никаких селений. Тем не менее, найдены многочисленные бытовые предметы - керамика, украшения и т.п. «Слияние рек - место активное энергетически и поэтому чрезвычайно благоприятное для ритуальных действий»,- делает вывод после осмотра местности московский астроном Рахашан. – «Поселений на самой площадке нет. Сама площадка явно находится на месте энергетического пика и представляет собой чрезвычайно благоприятное для наблюдений ровное место на возвышенности порядка 5-6 м. По всему горизонту (за исключением деревьев, которые могли и не расти в то время), отсутствуют какие-либо видимые преграды. Четкая ориентация рек - Проня и Ока, их берегов по сторонам света, удобный спуск к воде – все это давало большие преимущества перед другими точками». Древние святилища часто соседствуют с могильниками. Смерть считалась переходом души в новую жизнь. Древние выстраивали свою жизнь в строгом соответствии с движением Солнца, Луны и других планет. У шумеров, например, было точное знание строения Солнечной системы, запечатленное на глиняных табличках. Многочисленные погребения встречаются на самых известных в Европе святилищах кольцевой формы – Стоунхендже и Эйвбери в Великобритании. Круг всегда считался символом вечности и бесконечности. Христианский крест в круге запечатлен и в самом городище Старая Рязань, которое также было четко сориентировано по сторонам света. «Наблюдения за светилами практически никогда не велись в населенных и посещаемых местах» - подчеркивает Рахашан. «Церковные сооружения Старой Рязани наводят на мысль о том, что сама площадка для наблюдений находится в стороне от них, так как служители Православной Церкви не любили строиться в местах языческих культов. Поэтому в качестве капища, подобного Стоунхенджу, где совмещались наблюдения с поклонением светилам-божествам, гораздо вероятнее предложить площадку вблизи деревни Никитино, около слияния рек Прони и Оки». Славянские племена пришли сюда в 10-11 веках. Тогда и возник здесь новый город Рязань, первое письменное упоминание о нем около 1096 г было запечатлено в Лаврентьевской летописи. Но просуществовала она не долго – в 1237 году после упорного сопротивления ее дотла сжег Батый. Жестокости монголов не было предела – они не щадили ни женщин, ни детей. Город так и не был восстановлен в прежнем виде. Современная Рязань – это другой город. В XVIII веке Рязанью был назван Переяславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества. Сколько просуществовало капище в Спасской Луке, также не известно. И вряд ли это станет возможным в ближайшее время. Начиная с этого года все раскопки на территории Старой Рязани запрещены. Как утверждают местные жители, на этом месте собираются построить пансионат. Аркаим и подобные ему города, как в России, так и в Европе возникали неожиданно и по прошествии 200-300 лет внезапно оставлялись их жителями. «Возможно эти древние племена, которые многие называют арийскими, мигрировали в поисках новых мест», – выдвигает предположение Андрей Поляков. – «Их жизнь была строго «регламентирована» Небом. Но в деревянных обсерваториях не вели наблюдение за всеми светилами. Они все-таки исполняли функции календарей и часов. Как известно, Стоунхендж также был сначала деревянным и только тысячу лет спустя на его месте появились знаменитые мегалиты. Безусловно, древние обладали удивительными знаниями о строении Солнечной системы. Она подробно описывается в апокрифической Книге Еноха. О ней знали и шумеры, вернувшиеся и расселившиеся на территории Месопотамии после Всемирного Потопа. Хорошо известно, что первые свои города они возвели на месте допотопных городов спустя несколько веков после катаклизма. Довольно развитая цивилизация возникла внезапно и до сих пор доподлинно неизвестно, откуда шумеры пришли в Двуречье. Между Потопом и возникновением Шумера прошло несколько веков. Где «бродили» и откуда черпали свои знания шумеры, доподлинно неизвестно, также ученые до сих пор гадают, что за высокоразвитые племена бродили по всей Евразии 4-7 тысячелетий назад, оставляя о себе следы довольно развитой культуры и цивилизации. Стоунхендж и Аркаим находятся на удалении тысяч километров, а культура их основателей совпадает в деталях. Знали ли они о существовании друг друга? Могли и не знать. Но корень, очевидно, был единым. Если следовать логике Ветхого Завета, то в послепотопные времена сынам Ноя – Хаму, Симу и Яфету надлежало заселить всю землю. Что они и сделали, равномерно расселившись во все стороны от Арарата. Потомки Хама ушли в Африку, Сима - в Месопотамию, Яфета - в Евразию. Скорее всего, некогда единые арийские племена разделились, и одна их часть ушла в Европу, другая в Азию. Древний язык санскрит подтверждает это как нельзя лучше, ведь все современные индоевропейские языки имели один корень. Но письменность, как известно, возникла гораздо позже, во времена, когда древние племена начали воевать друг с другом и знания, которые передавались из уст в уста, стали теряться. Тем не менее, несмотря на тот мизер письменных древних знаний, вполне можно воссоздать истинную картину возникновения человечества и его историю. И тогда станут понятны абсолютно все тайны, над разгадкой которых тщательно бьется современный человек, считающий себя пупом земли, но не знающий и тысячной доли того, что знали древние, к чему стремились и чего опасались».

Джеральд Хокинс

Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века

Эта книга посвящается лорду Сноу из города Лестер, автору работы «Две культуры»

Введение

Очень значимо, что открытия, описанные в этой книге, были сделаны астрономом, сотрудничавшим со Смитсоновской астрофизической обсерваторией.

Сэмюель П. Ленгли, третий секретарь Смитсоновского института и основатель астрофизической обсерватории, стал первым из ведущих ученых, осознавшим возможную астрономическую значимость «грубых огромных монолитов» в долине Солсбери. В своей книге «Новая астрономия» он писал: «Большинство крупных национальных обсерваторий, таких, как Гринвичская или Вашингтонская, являются усовершенствованием того типа астрономии, младенчество которой запечатлели строители Стоунхенджа. Первобытные люди могли узнать, где встанет Солнце в каждый конкретный день, и произвести наблюдения его местоположения, ничего не зная о его физической природе». Под «тем типом астрономии» он подразумевал классические позиционные наблюдения, изучение не структур, но движения – то есть не «что», а «где» – небесных тел. Его «Новая астрономия» есть не что иное, как современная астрофизика.

Ленгли написал это в 1889 г., по счастливому стечению обстоятельств в тот же год, в который началось строительство Смитсоновской астрофизической обсерватории.

Каждый, посетивший Стоунхендж, задается вопросом: каково его назначение? На грубых камнях отсутствуют какие-либо слова посвящения, строительные условные обозначения и любые читабельные знаки. Поэтому слово «расшифрованный», вынесенное в название, требует некоторого пояснения.

В этой книге мы попытаемся доказать, что само расположение камней, генеральный план всего комплекса и собственно выбор места уже несут в себе богатую информацию. Многое можно прочесть в Стоунхендже без помощи древних или современных слов. Он представляет собой уникальную криптографическую загадку, решение которой привело к постижению менталитета древних людей. Раньше, когда мы располагали лишь туманными легендами, отдаленное прошлое казалось нам непонятным. Теперь, вероятно, дверь в доисторическую эпоху распахнута настежь.

Моя рабочая гипотеза постепенно развивалась на протяжении двух последних лет следующим образом: если в различных частях Стоунхенджа обнаруживалась некоторая закономерность или общая взаимосвязь, естественно было предположить, что эти факты также были известны и его строителям. Такое заключение подвигло меня на осуществление многих невообразимых шагов. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта гипотеза консервативна, ибо позволяет Стоунхенджу быть равным мне, но не лучше, чем я. Многие факты, например 56-летний цикл затмений, оставались неизвестными ни мне, ни другим астрономам и были открыты (а точнее, открыты снова) при расшифровке Стоунхенджа.

Нет сомнений в том, что Стоунхендж служил древним обсерваторией. Это подтверждается беспристрастной математикой, теорией вероятности и небесной сферой. По форме комплекс является оригинальной вычислительной машиной, но использовалась ли она? Как ученый я не могу ответить на этот вопрос. Но в собственную защиту скажу, что подобный скептицизм может быть обращен в сторону других исследователей древнего этапа развития человечества. Необходимо ли нам видеть отпечатки губ на чашке, кровь на кинжале или искры, высекаемые из колчедана кремнем, чтобы убедиться, что этими предметами действительно пользовались?

Эти исследования проводились в Смитсоновской астрофизической обсерватории, обсерватории Гарварда в Бостонском университете, а также непосредственно в Стоунхендже и его окрестностях. Это привело меня в сферу гуманитарного знания, так же как и естественных наук, и я в некоторой степени пересек мост между «двумя культурами» сэра Чарлза П. Сноу.

В процессе работы я общался со многими людьми, оказавшими мне всемерную поддержку. Особенно я хотел бы с благодарностью отметить беседы с Р.С. Ньюэллом, X. Хенкеном, Р.Дж. Аткинсоном, С. Пигготом, Х.Э. Эдгетроном. А. Томом и С.А. Ньюхэмом. Моя жена Дороти с неизменным интересом следила за моими изысканиями. Я благодарен мистеру Ф. Френдли и персоналу телеканала Си-би-эс за снятые на пленку астрономические явления, произошедшие в Стоунхендже в 1964 году, которые в противном случае могли бы, как и явления предыдущих тысячелетий, пройти незамеченными.

Эта книга не увидела бы свет без неутомимой помощи и поддержки Джона Б. Вайта. Миссис Эдит Гомер перепечатывала различные черновики и конечную рукопись добросовестно и без единой жалобы.

Джеральд С. Хокинс


Могус-Хилл

Веллесли-Хиллс, Массачусетс


Это издание содержит множество новой археологической информации, любезно предоставленной профессором Аткинсоном.

Дж. С. X.

Стоунхендж уникальное сооружение. Во всем мире нет ничего, подобного мрачным руинам, которые, по словам Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине». Огромные и неподвижные, они неподвластны ни человеку, ни времени. Находясь внутри этих безмолвных кругов, начинаешь ощущать великое прошлое, сгущающееся вокруг. И кажется, можно что-то рассмотреть и расслышать, пока не попытаешься представить, какие именно события происходили в этом месте, какие звуки раздавались здесь, какие люди приходили сюда в те невероятно удаленные от нас времена.

Что это было? Какой цели служил Стоунхендж, этот монумент и памятник людям, чьи прочие памятники давно исчезли с поверхности земли? Был ли он городом мертвых? Местом, где друиды приносили ужасающие жертвы? Храмом Солнца? Рынком? Языческим собором, святилищем посреди благословенной земли? Чем же был он и когда?

Существовало множество сказаний и легенд об этом странном памятнике, а некоторые из них сохранились до наших дней.

Стоунхендж настолько древний, что его истинный возраст был, по всей видимости, забыт уже к античному периоду. Древнегреческие и древнеримские писатели почти не упоминают о нем. Придя в Британию, рациональные римские завоеватели не проявили к нему особенного почтения – в конце концов, Рим гордился своими храмами, Египет – пирамидами, которые были в лучшем состоянии, чем эта группа камней. Есть доказательство того, что римляне разбили некоторые каменные блоки. Они могли расценить это место как возможный центр сопротивления.

И только в Средние века, когда люди стали интересоваться всем таинственным, древние камни снова завладели их воображением. К тому моменту любые воспоминания о происхождении Стоунхенджа и предназначении «гигантской груды» давно канули в Лету. Появилась потребность в создании некоей его истории, подобно тому, как собирались по кусочкам жития бесчисленных праведников и святых.

Нам не дано знать, кто стал первым биографом Стоунхенджа. Им мог быть живший в VI в. Гильдас, которого некоторые называли Мудрым, а некоторые утверждали, что он выдумка. Или Аневрин, великий валлийский бард, который в VII в. якобы воспевал начало работы великанов. Или живший в IX в. Ненний, в романтическом стиле описывавший каменный монумент, воздвигнутый в память о предательски убитой британской знати. Однако был ли этот монумент Стоунхенджем и существовал ли в действительности монах-летописец по имени Ненний?

Нам доподлинно известно, что к XII в. его уже окружало достаточное количество умозаключений и легенд. Вейс, англонорманн, замечал, что его называли «висящие камни» и в Англии, и во Франции – «Stanhengues ont nom en englois, pierres pendues en Francois». Генри из Хантингтона объяснял, что такое название вполне оправданно, поскольку камни «сами по себе висят в воздухе». (Другие полагали, что данный эпитет относился не к камням, а к преступникам, которых вешали на них.) Генри, тем не менее, не считал «Станхенг» величайшим чудом Британии. Первым дивом этой земли, как он писал, был «ветер, исходящий из пещеры на востоке в горе, называемой Пек» (возможно, специалистам по истории Средних веков известно, где находится эта гора, мне – нет).

А вторым дивом являлся Стоунхендж, «где камни поразительных размеров воздвигнуты на манер дверных проемов, словно одна дверь следует за другой, и никто не может предположить, какое искусство позволило поднять такие большие камни вверх и зачем это было сделано». Гиральдий Самбренсис, друг Ричарда Львиное Сердце и Иоанна I, также назвал эти камни чудом, подобно многим летописцам того времени.

Попытки найти объяснение происхождению этого чуда привели к возникновению мифов. Эти мифы были тщательно собраны и переданы потомкам талантливым историком и сказителем XII в. Гальфридом Монмутским.

Я приведу цитату из трудов Гальфрида довольно подробно, не потому что являюсь большим поклонником легенд – это не так, – но потому что данный древний миф, столь хорошо им рассказанный, остается источником большинства небылиц о Стоунхендже на протяжении пятисот лет.



Рассказать друзьям