Что такое яблоко раздора кратко. Яблоко раздора - кто съел яблоко раздора - легенда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Значение выражения

Яблоко раздора – впервые это выражение употребил римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену

спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война. Выражение это употребляется в значении: предмет, причина спора, вражды.

Ящик Пандоры – выражение возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину – Пандору; она получила от Зевса Ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

«уши Мидаса» - глупость, невежество, которые невозможно скрыть;

Мидасов суд – восходит к мифу о царе Мидасе, ставшему судьей в музыкальном состязании Аполлона и Пана. «Суд Мидаса» – неправедный суд невежды.

Рог изобилия – в греческой мифологии – рог козы Амалтеи, кормилицы Зевса, способный дать своему владельцу всё, чего бы он ни пожелал. Источник неисчерпаемого обилия чего-либо.

Гомерический смех – происходит от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «Илиада». Неудержимый, громовой хохот.

Танталовы муки – в греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру («Одиссея»), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (Ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он

протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость.

Авгиевы конюшни – в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смысле – крайний беспорядок, запущенность .

Троянский конь – по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» является нарицательным и употребляется в значении – дар врагу с целью его погубить

Кануть в Лету – в древнегреческой мифологии Лета – источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река «забвения». По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Фразеологизм имеет значение: исчезновение навсегда, предание забвению . Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле – в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.

Сизифов труд – Выражение возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.). Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Бочка Данаид – в греческой мифологии Данаиды – пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также вместилище, которое никогда не может быть наполнено.

Прокрустово ложе – выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, – вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. Значение: мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее.

Гордиев узел – согласно древнегреческой легенде – запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом (отсюда «разрубить гордиев узел» – принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса ).

Дамоклов меч – по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий I (конец V в. до н.э.) предложил на один день престол фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Переносное значение – нависшая над кем-либо постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии.

Нить Ариадны – по древнегреческой мифологии Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Согласно легенде грозный Минотавр требовал ежегодно дань из семи юношей и семи девушек. Герой Тесей решил убить Минотавра. Он отправился к нему, а Ариадна дала ему клубок ниток и посоветовала ему распутывать этот клубок по мере его продвижения вперед, в лабиринте, где обитал Минотавр. Тесею удалось убить Минотавра, а вышел из лабиринта он только благодаря нити Ариадны. Распутанная нить быстро привела его к выходу. Значение: путеводная нить, способ выйти из запутанного положения.

Эпигоны - сыновья диадохов - полководцев Александра Македонского; эпигоны в 3 в. до н.э. боролись между собой за передел распавшейся монархии Александра. Переносное значение термина эпигоны - ничтожные последователи, отсюда - понятие эпигонство.

Геркулесовы столпы – Геркулес (Геракл) – герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой; он совершил двенадцать подвигов – убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни Авгия и проч. На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столпы (столбы)». Так в древнем мире называли скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти считались «краем мира», дальше которого нет пути. Поэтому выражение «дойти до Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки.

титаническая борьба -очень сильная,напряженная борьба,Борьба могучих мифологических героев. Борьба в которую вложено очень много физических сил.

олимпийское спокойствие -эпическое спокойствие, сдержанность, флегматизм, выдержанность, невозмутимость, бесстрастие, умение владеть собой, флегма, присутствие духа, выдержка, спокойствие, флегматичность, бесстрастность, самообладание, хладнокровие

Работа Пенелопы Выражение возникло из "Одиссеи" Гомер. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.

Дары данайцев С тех пор выражение «дары данайцев» стало обозначать лесть, лицемерные подарки и всякое фальшивое и лживое заискивание .

филиппика ж. Гневная обличительная речь, выступление против кого-л., чего-л.

Значение слова

вакханки - (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в «Вакханках». Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках.

Амброзия – легендарная пища богов, дающая им силу и молодость.

Нектар - (греч. nektar), напиток олимпийских богов, вместе с амброзией (пищей богов) дающий им бессмертие и вечную юность.

Титаны (др.-греч. Τιτᾶνες , ед. ч. Τιτάν ) - в древнегреческой мифологии сверхъестественные существа второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение
Гига́нты (др.-греч. Γίγαντες ; ед. ч. Γίγας ) - в древнегреческой мифологии великаны . По Гомеру , дикие, исполинские и родственные богам существа (порождены Геей );
Аэд (от ὰοιδός - певец) - в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры).

Рапсод - в Древней Греции первоначально сказитель, складывающий из унаследованных эпических текстов связное целое (таким рапсодом можно представить Гомера). В классическую эпоху рапсод - декламатор, исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Репертуар рапсодов составляли главным образом произведения Гомера, в которые исполнители могли вносить и куски собственного сочинения. Позднее рапсодами называли странствующих певцов, исполнителей эпических поэм под аккомпанемент лиры. В отличие от аэдов, которых они сменили, рапсоды не импровизировали, а комбинировали, "сшивали" отрывки текстов.

Кентавры (др.-греч. Κένταυροι , ед.ч. Κένταυρος ) в греческой мифологии - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади , обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие - враждебны им

Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι , ед. ч. Σάτυρος ) - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами . Они впервые приготовили вино . Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса - всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну , которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса .
менады – гр. [ mainas (mainados ) бешеная, исступленная] – в Древней Греции – жрицы бога вина и веселья Вакха (Бахуса), вакханки.

Паника Происходит от др.-греч. πανικός «принадлежащий Пану; панический», от Πάν «Пан» (имя бога; греки и римляне приписывали происхождение ужаса, навеянного ложной тревогой, богу Пану)

Слово "паника" происходит от имени древнегреческого бога Пана. Гневом Пана пастухи объясняли непонятную панику, которая вдруг нападала на стада овец и коз.
Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες - этимология достоверно неизвестна ) - в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде - попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae - невесты) - в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей . Им посвящен орфический гимн. Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев - дриадами игамадриадами, нимфы источников - наядами, нимфы моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Плея́ды (др.-греч. Πλειάδες) - в древнегреческой мифологии дочерититана Атланта и океаниды Плейоны: Алкиона , Келено , Майя , Меропа ,Астеропа (у Арата Стеропа ), Тайгета и Электра . Сёстры Гиаса, Гиад иКалипсо. В античности чаще всего представляются как нимфы в эскортеАртемиды. По одному из мифов, Плеяды, охваченные горем по поводу гибели их брата Гиаса и сестер Гиад, покончили с собой, были взяты на небо и превращены в созвездие . Яркие звезды в скоплении Плеяд носят имена семи сестёр:Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета и Электра.

океаниды - в древнегреческой мифологии - морские нимфы, дочери океана. нимфы, обитательницы морских, речных вод. Дочери титана Океана и титаниды Тефиды, сестры потоков. К ним относятся: Диона , Дорида , Киллена , Меропа , Метида , Перса (Персеида), Плейона , Харикло , Эвринома , Электра и др.

Дриады (др.-греч. Δρυάδες, ед. ч. Δρυάς, от δρῦς - дерево, в частностидуб) - нимфы , покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительством. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие вЯсене, (мелиады). Они единственные из нимф, которые смертны. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Самая известная из дриад - Дриопа.

Ора́кул (лат. oraculum , от oro - «говорю, прошу») - наиболее распространённая в античности форма прорицания , состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец , который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище - место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. ОРАКУЛ , -а, м. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец -прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любыевопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной(ирон.).

эринии [гр. erin(n)yes] - в древнегреческой мифологии - богини мщения и кары; преследуют и карают преступников; по отношению к раскаявшимся преступникам становятся богинями-благодетельницами (эвменидами); то же, что в древнеримской мифологии фурии . древнегреческой мифологии богини мщения, родившиеся из крови Урана. Первоначально число их было неопределенным. Они почитались как хранительницы материнского рода и законов матриархата. Позднее число их ограничилось тремя: Тисифона , Алекто и Мегера , и они получили значение мстительниц за нарушение правопорядка вообще, особенно за убийство. Изображались в форме крылатых женщин со змеями вместо волос, с факелами или бичами в руках. Уаримлян отождествлялись с фуриями.

фурия [лат. furia] - 1) в древнеримской мифологии - каждая из трех богинь мщения и кары; то же, что в древнегреческой мифологии эриния; древнеримские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления.

Грации - (Gratiae) - римское, теперь общеупотребительное название греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Г. принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. в римской мифологии три богини красоты, изящества и радости. Соответствуют греческим харитам. 1) богини прелести, красоты и любезности; их считалось три: Аглая, Евфрозина и Талия, дочери Юпитера и Евриномы. По-гречески они наз. харитами; спутницы Венеры. 2) в нарицательном смысле: красавицы.
Хариты или Грации

(Χάριτες, Gratiae). Богини красоты, женской прелести и светлой радости. Они были дочери Зевса. Их считалось три: Аглая (блестящая), Эфрозина (веселая) и Фалин (цветущая). Хариты в дружбе с музами и сопровождают Афродиту, которая без них не может пленять. Хариты изображались в виде красивых, грациозных девушек с музыкальными инструментами, миртами и розами. Им соответствуют римские грации .

ГЕСПЕРИДЫ , в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам - Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотые плоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом, - один из подвигов Геракла. Геспериды - в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам -Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотыеплоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом,- одиниз подвигов Геракла.

Гиперборе́я (др.-греч. Ὑπερβορεία - « за Бореем », « за севером ») - в древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции, это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев . гипербореи выросли из крови древнейших титанов . Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону . О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон» . По Мнасею, они ныне называются дельфами .ГИПЕРБОРЕИ , в греческой мифологии пребывающий в вечном блаженстве народ, обитавший на северном краю мира. Гипербореи пользовались особой любовью Аполлона, уходившего к ним на зиму из Дельф. Почитались в святилищах Аполлона в Дельфах и на Делосе. Многочисленные мифы повествуют о прорицателях из Гипербореи - основателях храмов и оракулов Аполлона (см. Абарис). В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда.

Сире́ны - (др.-греч. Σειρῆνες , лат. Sirenes ) - в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос.

Отцом сирен считали морского бога Форкиса , или они - дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены , или Терпсихоры , или Каллиопы ), либо дочери Стеропы или Геи , либо дочери Форкиса и Кето . В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.Они были спутницами Персефоны . После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне ; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону ; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж . Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц

18.09.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Из Древней Греции, которую ещё называют родиной философских выражений, в современность пришел фразеологизм «яблоко раздора », обозначающий причину ссоры.

Данная идиома — яркий пример украшения художественной речи, где каждый может увидеть свой смысл, но, заложенная много веков назад, его суть, останется неизменной. Откуда получило начало одновременно сладкое и противоречивое выражение?

Значение фразеологизма

История знает несколько упоминаний о «яблоке», а именно в работах Ликофрона, Гомера, Гигина и Стасина. Как известно, Юстин – римский историк 2 века, впервые ввёл в речевое употребление «яблоко раздора» в качестве фразеологизма, вкладывая в него такие значения как «причина спора», «первопричина конфликта», «мелкие разногласия, приводящие к серьезным последствиям».

За века в художественной речи встречались подобные выражения «яблоко Эриды», «яблоко Париса», но наиболее употребляемой идиомой осталась «яблоко раздора».

Также можно встретить выражение «кинуть яблоко раздора», например, между друзьями, знакомыми, родственниками, что означает поссорить или найти точку недовольства между людьми, что приведет к крупной конфликтной ситуации.

Происхождение фразеологизма

Древняя Греция подарила обществу большое количество преданий о богах, смелых героях, сильных неизведанных животных, мудрецах, предательстве друзей, неразделенной любви. Значение фразеологизма «яблоко раздора» берет свое начало в сказании о трёх богинях, спор которых стал причиной начала Троянской войны.

Мудрый Зевс, когда пришло время жениться, видел своей супругой дочь Титана – Фетиду. Но, Прометей, когда узнал о таком выборе Зевса, предостерег его, уверив, что её ребёнку суждено забрать престол отца. Фетида была отдана царевичу Пелею. Их свадебное торжество посетили приглашенные боги Олимпа, кроме Эриды – богини раздора, которая, оскорбленная таким неуважением, подбросила на свадебный пир золотое яблоко с начертанным на нем словом «прекраснейшей». Такой «подарок» стал причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой.

Обнаружив красивое яблоко на столе, каждая из них доказывала, что именно ей оно предназначается. Необходимо было рассудить девушек, но Зевс не знал, как это правильно сделать, ведь Гера являлась его женой, Афина – любимой дочерью, а в красоте Афродиты никто не мог усомниться. Было решено отдать объект спора сыну царя Трои – Парису, который рос среди обычных людей и не знал о своей предначертанной судьбе.

Когда яблоко было в руках Париса, богини стали обещать награду за право считаться самой прекрасной. Афина предлагала ему стать героем, который не проиграет ни одной битвы, а также, достойной уважения, мудрости. Гера даровала власть, великую силу и могущество, но только Афродита знала, чего тайно юноша желает: любви Елены – царицы Спарты и супруги Менелая.

Богиня красоты и любви пообещала молодому парню помочь выкрасть Елену, и она выполнила данное обещание, Парис получил желаемое, а Афродита была награждена яблоком и званием «самой красивой». Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву. В результате разногласий и вражды многие погибли, в том числе и сам Парис.

Таким образом, яблоко, подброшенное Эридой, стало причиной, на первый взгляд, несерьезного спора между богинями, который, в последствии, перерос в военный конфликт представителей древнейших государств, оставивший яркий след в греческой мифологии.

Дань искусству

Примечательно, что данное выражение стало источником вдохновения фламандского живописца Якоба Йорданса, который в 1633 году написал картину под названием «Золотое яблоко раздора».

В данный момент произведение его творческой деятельности можно лицезреть в мадридском музее Прадо.

Скульптор Филиппо Тальолини также решил увековечить значение фразеологизма «яблоко раздора» в одноименной скульптуре, где изобразил процесс передачи Парисом яблока Афродите. Шедевр искусства 18 века можно увидеть в национальном музее Каподимонте в Неаполе.

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

23.03.2016

Довольно часто в произведениях отечественной и зарубежной литературы мелькает крылатое выражение «яблоко раздора». Также ее употребляют в разговоре достаточно интеллигентные люди для описания причин разгоревшегося спора. Практически все понимают смысл фразеологизма «яблоко раздора», но мало кто знаком с интереснейшей историей его происхождения.

Появление в русском языке выражения «яблоко раздора» тесно связано с древнегреческой мифологией. Среди могущественных богов Олимпа одно из важных мест занимала богиня раздора Эрида. Ее не пригласили на свадебное торжество Пелея и Фетиды, ставших затем родителями прославленного героя Ахиллеса. Разумеется, такой поступок Эрида не могла оставить безнаказанным.

Обида побудила богиню подбросить на праздничный стол золотое яблоко, на котором была написана простая и, казалось бы, безобидная фраза: «Прекраснейшей». Немедленно разгорелся страстный спор между девами-Богами - Герой, Афиной и Афродитой. Каждая из них полагала, что именно она заслуживает называться прекраснейшей. Спор из-за яблока мог бы длиться вечно, но все прекрасно понимали, что рано или поздно нужно остановить это действо.

Чтобы решить, кому принадлежит право зваться прекраснейшей, богини выбрали судью, которым стал юный Парис - сын троянского царя. Гера и Афина обещали щедро одарить юношу, если он сделает свой выбор в пользу одной из них, однако Парис решил вручить яблоко Афродите. Богиня любви за это позже оказала Парису помощь в похищении прекрасной Елены, являвшейся женой греческого царя Менелая. Конечно же, греки не смогли простить подобную обиду и объявили войну Трои.

Интересно, что в 1633 году фламандским живописцем Якобом Йордансом на основе этого сюжета была написана картина, которая так и называется - «Золотое яблоко раздора». Также стоит отметить, что впервые данный фразеологизм был употреблен еще во II веке н. э. историком Юстином. Выражение оказалась настолько красочным, что очень быстро набрало свою популярность. Многие классики в своих произведениях употребляют фразеологизм «яблоко раздора», выделяя тем самым причины того или иного конфликта.

Помимо знакомой и часто встречающейся словесной конструкции «яблоко раздора», выражение встречается и в других формах - «яблоко Эриды» или «яблоко Париса». Данный фразеологизм прекрасно подходит для обозначения предмета вражды или объяснения причин возникновения спора. Подобные «яблоки раздора» могут быть брошены между несколькими людьми. Главная опасность таких предметов заключается в том, что по своей сути они незначительны, но их появление приводит к непредсказуемым и разрушительным последствиям.

Фразеологизм древней мифологии – яблоко раздора, остается популярным и на сегодняшний день. Начало Троянской войны послужило образованию этого выражения, когда богиня ссор и скандалов подкинула на пиршество данный золотой фрукт с одной надписью – «самой прекрасной».

Что такое яблоко раздора?

Считается, что яблоко раздора – это причина вражды, разногласий и споров. В свое время этот фрукт спровоцировал войну, в которой участвовали и боги, и люди. Все споры пошли на основе женской привлекательности и нежелания признать себя менее прекрасной, нежели другая женщина. Сейчас можно услышать от кого-либо «он съел яблоко раздора», и это будет обозначать серьезные выяснения отношений.

Данный фразеологизм широко применяется в наше время. Им легко описать ситуацию, когда человек специально провоцирует, выясняет отношения и раздувает скандал на пустом месте. Считается что примирение после такой вражды практически невозможно, если учесть события древнегреческих мифов. Это был один из случаев, когда Зевс поступил неправильно, тем самым спровоцировав большую трагедию.

Древняя Греция – яблоко раздора

Мифология Древней Греции очень поучительна, а легенда о яблоке раздора говорит о том, что даже незначительная ссора может привести к плачевным последствиям. События того времени происходили на свадьбе Пелея, обычного смертного царя, который брал в жены дочку Зевса – Фетиду. На пиршество были приглашены все боги, кроме Эриды – богини ссор и споров. Это ее и расстроило, и она решила поссорить между собой красавиц Олимпа Геру, Афродиту и Афину. План ее был с одной стороны коварен, ведь она знала насколько богини себялюбивы, но с другой стороны банально прост, ведь фрукт можно было поделить без ссор и войны.

Как появилось яблоко раздора?

Кто же подбросил яблоко раздора? В свадебной кутерьме можно было легко не заметить новых присутствующих. Эрида, которая затаила обиду, что ее не пригласили на пиршество, заглянула к ним и покатила между гостями яблоко. Оно было золотое, имело завораживающий блеск и приятный аромат, но самое главное, на нем виднелась надпись «прекраснейшей». Эта надпись послужила началом Троянской войны, так как рассудить трех богинь, спорящих, кому принадлежит фрукт, доверили Парису, который отдал его . Она обещала помочь выкрасть ему прекрасную Елену, дочь Зевса – и это было первым шагом, после которого была полностью уничтожена Троя.

Многие из гостей свадьбы не знали, что было написано на яблоке раздора. Такая информация была доступна только главным богам, а Гера, Афродита и Афина считали себя самыми достойными для звания «прекраснейшей». Судить их не взялся даже сам Зевс, доверив эту миссию малоизвестному богу, выращенному в семье пастухов. Позже, он сожалел что поступил так опрометчиво, ведь сделав выбор самостоятельно, можно было бы избежать множества жертв.

Но кто съел злополучное яблоко раздора? Вкусить райский фрукт все же пришлось, Афродите – богине любви и красоты. Хоть оно и досталось ей честно, ее соперницы утверждали, что она воспользовалась запретным приемом: пообещала Парису выкрасть его невесту. Многие задаются еще одним вопросом, кому досталось яблоко раздора во времена сотворения мира, когда Адам и Ева были единственными людьми на планете? В данном случае, запретный плод вкусила женщина, и обрекла все человечество на смертное существование.


Яблоко раздора – Адам и Ева

Известно, что Адам и Ева были изгнаны из райского сада за то, что съели запретный плод с древа познания. Но тогда что значит яблоко раздора в данном случае? На самом деле, этот миф появился под влиянием предыдущего, и многие путают два этих фрукта. Ева вкусила плоды с древа, но уточнения о том, что это был данный фрукт расплывчато, такая словоформа не соответствует их истории. В основу райского мифа лежит змей искуситель, который подговаривал молодую женщину на нарушение поставленных правил и в итоге она поддалась его уговорам.



Рассказать друзьям