Экологическое воспитание по группам в доу. Методы и приемы экологического воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.

Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.

В задачи экологического воспитания входит:

  • формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
  • развитие любви к родной природе;
  • понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
  • формирование понимания сути природных явлений;
  • получение начальных знаний об экологии.

Организация экологического воспитания в ДОУ

Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:

  • жизнедеятельность отдельного организма;
  • популяционная биономика;
  • взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.

Теоретическая часть

Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.

Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.

В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.

Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.

Практическая часть

На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.

Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.

С этой целью контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.

Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.

Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.

Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ

Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.

Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:

Тематическое мероприятие Цели и задачи
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога.
Конкурс рисунков «Я люблю природу» Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе.
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек.
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация.
Экскурсия «Осень золотая» Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного.

План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.

Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.

В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.

В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:

  • Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
  • Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
  • Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
  • Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
  • График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.

Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.

Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.

Видео

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта
  • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
  • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
  • Праздничный стол с осенними дарами.

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья - деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g Video can’t be loaded: Открытое занятие по экологическому воспитанию В гости к гномику во 2 младшей группе 2 часть Воспита (https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g)

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают , то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

— это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Экологическое образование

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского . К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный . Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Наблюдения в уголке природы

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 3 « Солнышко» п. Лиман» Астраханской области

« Экологическое воспитание в детском саду »

Стать подготовила:

Заведующая МБДОУ « Детский сад № 3

«Солнышко» п. Лиман»

Карюкина Лидия Михайловна

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы”.

Д. Рескин

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех гр уппах, комната природы , правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, наметить экологическую тропу, выделить , уголок “Зеленой аптеки”.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. ) ;

предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

знакомить с представителями живой и неживой природы;

рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

. Формы и методы работы с детьми использую тся самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео – и аудиозаписи.

Работа в ДОУ


Знакомство с миром природы. Экскурсия в развлекательном центре «Октябрь» г . Астрахань.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют оспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическ ую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме. В ДОУ педагоги проводят родительские собрания, лектории, дни открытых дверей . Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках : « Мы друзья природы», « Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д.

Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

В оспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Список используемой литературы:

1. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» – СПб .: « ДЕТСТВО – П РЕСС» 2004г.

2. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» программа экологического образования

детей» – СПб .: « ДЕТСТВО_ ПРЕСС» 2000г.

3. Бондаренко Т.М. « Экологич еские занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. Т Ц- Учитель. 2004г.



Рассказать друзьям