Художественный труд как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественное творчество - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д. Существует собственное и исполнительное художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественного творчества отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности. Существуют разные точки зрения на истоки художественного творчества.

Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества .

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» , и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения .

"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" .

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина.

Художественное творчество и ребенок… Возможна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?

Все эти вопросы уже многие десятки лет волнуют самый широкий круг людей – педагогов и художников.

Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже дошкольном возрасте. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

При всех разнообразных подходах к сущности деятельности теоретический анализ позволяет обнаружить общепризнанные позиции:

деятельность – это объективная реальность, сложная, многоуровневая, динамическая система, способная к саморазвитию; как система является целостным образованием;

деятельность – это особая система, в которой существует и развивается человек; форма связи человека с внешним миром: изменяя мир, человек меняется сам;

деятельность – это способ вписанности человека в мир;

деятельность для человека – открытая система, в которой он может постоянно реализовывать свои возможности;

деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия, в ней обнаруживается органическая связь объекта и субъекта. В этом ракурсе деятельность – диалектически противоречивая целостность, так как, будучи реальностью, взаимодействующей с миром, она отражает объективность, а демонстрируя активность человека как субъекта, свидетельствует о ее субъективном характере;

деятельность – сущность человека, только ему свойственный способ существования, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него ценностью.

Большинство определений, раскрывающих сущность понятия «деятельность» и представленных в научной литературе, в основе своей имеют отношение человека к окружающему, целесообразное изменение его.

Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка.

Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту.

Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессов формирования художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. Конечно, эти тенденции часто редактировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В условиях формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка. На всех этапах развития советского общественного дошкольного воспитания и его теории проблеме развития детского творчества, отводилось должное место. Заметную (в области изобразительной деятельности), играли взгляды А.Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков, он давал им, однако, не верное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А.Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь, созданием своеобразной художественной среды. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

А. М. Матюшкин, изучая компоненты творческой трудовой деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия, способы деятельности, условия деятельности и определил следующие стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка . Я. А. Пономарев выделяет три самостоятельных этапа: 1) осознание проблемы; 2) разрешение проблемы; 3) проверка решения .

В работах Б.Теплова, А.Леонтьева, А.Запорожца подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. В психолого-педагогических работах чаще всего отмечается, что наличие способностей к определенному виду художественной деятельности сочетается всегда с положительным отношением к нему. По мнению В.Мясищева, склонности проявляются в раннем возрасте и идут как бы впереди способностей, проявляясь подчас как бы спонтанно. Дети действительно интересуются многим, но поскольку деятельность их ограничена, а способности еще недостаточно сформированы, то и творческие проявления их оказываются слабыми. Культура – процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса. Способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, всё это культура.

Культура – единство всех форм традиционного поведения.

Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. Следует иногда тормозить излишнюю эффективность, которая захватывает ребенка в такой степени, что уводит от творчества. Вот почему прав А.Макаренко (1957), когда говорил о соразмерности между активностью и тормозными действиями. В итоге общая проблема получила достаточно разностороннее освещение. Результаты каждого из изучающих данных вопрос сопоставлялись с результатами другого и подтверждались. Подчас обнаруживались в них противоречия, которые анализировались. В целом же исследование было направлено на решение двух основных задач:

а) выявление особенностей детского продуктивного творчества, его художественно-образной природы, критериев его оценки;

б) определение путей управления им;

В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию» Творчество «выходит» из понятия культуры. Культура - мир « возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями человека. Процесс усвоения культуры очень сложен. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить.

Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – это только процесс.

Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Советский психолог Л.Выготский (1967) утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее»

Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку»

Психолого-педагогический аспект в изучении феномена художественного творчества (в основе которого – «внутренняя свобода и эмоционально чувственное раскрепощение субъекта творческого процесса») связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития (социализации средствами искусства)

Творчество раскрывается через личность и в личности. Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца, интегрированного в его субъектности), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности, не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), но человек, преобразование внутреннего мира которого является целью, как художественного творчества, так и педагогической антропологии.

Просвещение выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность.

Высшая ценность человека – сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь.

Формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства может быть стихийным и педагогически направленным. В последнем случае художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Общение, игра, праздник и т.д. это необходимые функции культуры

С одной стороны, различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное творчество устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество ребёнка. Оно (художественное творчество) всегда антропно, делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное творчество развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи художественного формирования ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного.

Художественное творчество ребенка – это фактически выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме

В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одарённого ребёнка обычному, потому что общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных детях», а не на «вундеркиндах» (Л.С. Выготский).

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения художественное творчество – незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. В.С. Ротенберг убедительно показывает, что художественное творчество обеспечивается и развивает правополушарное пространственно-образное мышление, отличительной особенностью которого является одномерное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. В результате этого отдельные свойства образов и их грани могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, что и определяет многозначность образов в соответствующем контексте. Несмотря на то, что многозначность не только затрудняет выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию, образное мышление обеспечивает антропность (естественность, непос- редственность и непрерывность) восприятия реальности и принятие ее такой, какой она является сама по себе.

Творчество раскрывается через личность и в личности.

Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), а человек, преобразование внутреннего мира которого является целью художественного творчества.

Особое внимание развитию художественного инстинкта у детей уделял Ф. Фребель. По его мнению, пение, рисование, живопись и скульптура должны быть обязательными предметами обучения. Выявление творческих способностей, развитие эстетических задатков наряду с воспитанием других качеств являются необходимыми условиями процесса образования и воспитания средствами искусства, успешного формирования всесторонне развитого человека

Фамилия, имя автора статьи (полностью): Слепенко Анна Петровна

Класс (курс): 2 курс, группа СД-2

Название ОУ (полностью): Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской педагогический колледж»

Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Гончарова Елена Юрьевна

Тема работы: Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

e-mail: [email protected]
Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

Слепенко А. П.

ГБПОУ РО "ДПК" г. Ростов-на-Дону

Проблема:могут ли произведения искусства влиять на развитие изобразительного творчества ребёнка?

Цель: показать какую роль и значимость имеют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка.

Объект: развитие изобразительного творчества ребёнка

Предмет: ознакомление с произведениями искусства как средство развития изобразительного творчества ребенка

Гипотеза: развитию изобразительного творчества ребенка могут способствовать целенаправленные, систематические и интересные занятия с использованием произведений искусства.

Ах детство, какая это прекрасная пора. Детство- время, когда весь мир для нас одно огромное полотно, которое можно расписать разными цветами. Детство-время, которое позволяет нам мечтать о чём-то, чего не бывает на свете, к примеру: о неведомых нам волшебных мирах, где всё сделано из ваты или из шоколада; о несуществующих животных и птицах ; о цветах, которые умеют говорить.

Это наше детство. Да, наивное! Да, верящее в чудо! Но, бесспорно, весёлое и полное жизни чудесное детство!

Как же порой приятно вспоминать о некоторых моментах этого прекрасного времени. Готова спорить, что у каждого человека сохранились воспоминания о моментах или действиях из детства, которые повлияли на его дальнейший род занятий, выбор профессии, хобби, ну или просто повлияли на его характер.

Хочу привести пример из собственной жизни. Я до сих пор помню тот день, когда мой папа привёз мне из командировки в подарок большой набор юного художника. В этом наборе были все художественные принадлежности, о которых могла мечтать трёхлетняя девочка. Для меня это были не просто кисточки с красками , это было нечто большее. Это были инструменты, с помощью которых я могла создать свой собственный мир. Когда я рисовала, пусть изначально все мои рисунки были просто каракулями, мне казалось, что мои рисунки- произведения искусства. Моё воображение позволяло мне придумывать «зебрамота» (скрещение зебры и бегемота), который имел тигровую окраску, так же «котосома» (скрещение кота и сома) и других небывалых существ. В общем, моё воображение было живее всех живых.

Я до сих пор храню свои детские рисунки вместе с подделками, которые делала ещё в детском саду. Они пробуждают много приятных воспоминаний и моментов, которые навсегда остаются в памяти любого человека.


Но сейчас, вспоминая то, как мой папа подарил мне мой первый художественный набор, который пробудил во мне желание творить, я думаю, а какой бы я сейчас была, если бы в моей жизни не было интереса к искусству и изобразительной деятельности? Я не могу даже представить себя без кисточки и красок в руках, ведь они стали частью моей жизни, такой возможностью самовыражения своих чувств, эмоций, в общем всего того, что просто так на словах нельзя сказать.

Вот вроде, такой небольшой подарок, а как он смог повлиять на формирование интереса ребёнка, то есть меня. Вот из таких мелочей и складывается наше будущее.

А теперь давайте представим себе, что будет если убрать искусство и изобразительную деятельность из жизни детей. Как Вам кажется, какими людьми они вырастут, если из их детства вырвать возможность творить - такую способность выражать себя? Что будет потом с нашим Миром, если у будущего поколения не будет стремление к высокому, к прекрасному, к всему тому, что в нас воспитывает искусство?
Под словом "творить" я не имею ввиду только рисовать или делать подделки. Под этим словом я обобщаю всё то, что делает ребёнок своими руками и воображением. Ведь собирать различные новые модели роботов - тоже своеобразное детское искусство, они используют свою фантазию и придумываю что-то новое, что даже не каждому взрослому может прийти на ум. Делать человечков или другие фигурки из пластилина, вырезать платья из бумаги для кукол, делать композиции из листвы и т.п. Я считаю, что всё это – детское творчество.

Но какую же роль играют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка?

Первоначальное понимание искусства закладывается в нас ещё с детского сада. Именно там формируются наши первые представления об этом. Таким образом, можно утверждать, что одной из важных задач дошкольного воспитания является введение дошкольников в мир художественно-эстетической культуры. Накопленные ребенком в этом возрасте впечатления и знания реализуются затем на протяжении всей жизни.

Одна из главных задач детского сада и воспитателей - создать условия для воспитания ребенка творческой, всесторонне развитой личностью. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре - вот задачи, которые стоят перед воспитателями и детским садом. Для этой высокой цели по самой своей природе предназначено искусство, и в том числе занятия по изодеятельности. Именно они обладают таким воздействием на ребенка, что формируют и развивают его всесторонне:

Углубляют и направляют эмоции;

Возбуждают фантазию;

Развивают глазомер и ручную умелость;

Формируют нравственные принципы;

Участвуют в развитии универсальных способностей.

На данный момент мнение современных ученых таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав события, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать.
Занятия рисованием - это еще и огромный источник радости, не сравнимой ни с какой другой радостью. Создавая свою картину, ребенок постигает окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию. Самовоспитание уходит своими корнями в детство, начинаясь с узнавания самого себя. И узнавание это, как говорил В.А.Сухомлинский, должно быть обязательно радостным. Вот пятилетний ребенок нарисовал картинку - и с удивлением смотрит не только на творение своих рук, но как бы и на самого себя: «Неужели это сделал я? »

Важно, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства, иначе ребёнок просто не поймёт то, что вы хотите до него донести.

Художественные произведения должны оказать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами доступными их восприятию, ведь если использовать слова или выражения, которые дети ещё не в состоянии понять, то это может вызвать большие затруднения в понимании и восприятии произведения детьми.

А также хочу заметить, что глаз, воспитанный на наблюдении многообразии форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства. Воспитывать глаз эстетически – значить, сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы. И это очень важная часть!

Для эстетического развития ребёнка в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетическое свойство и признаки предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и оттенков. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Главное, надо стараться всё это показывать на своём примере. Ведь если мы будем пытаться втолковать всё это маленькому ребёнку, а сами при этом не будем проявлять никакого интереса ко всему вышеперечисленному, то можно смело заявить, что всё было впустую. Для маленького ребёнка его родители - главный пример для подражания. Нельзя забывать об этом!

На занятии, да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней. Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, которые им предстоит изображать, просто выделять его свойства - форму, строение, движение, и т. д. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Но как это сделать?

Необходимо день за днем вести наблюдения за природой, обращать внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Необходимо дать возможность детям пофантазировать. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент эстетического развития человека. Только нужно не забывать обо всём этом и уделять достаточно времени, зато потом ваш ребёнок в будущем скажет Вам спасибо.

Но самое важное, чтобы и родители поверили в своих детей, увидели их способности, нашли время для общения с ними - это так необходимо для полноценного развития. Ведь не секрет, что родители мало видят своих детей и мало с ними общаются из-за напряженного ритма жизни, постоянной спешки и многих других причин. Часто, когда работы вывешиваются на выставке, приходилось слышать разговор родителей о детском рисунке в присутствие ребенка. Бывает так, что родитель, сравнивая работу своего ребенка с работами других детей, начинает критиковать ее, не зная или забывая о том, что ребенок отождествляет свою работу с самим собой. Он несет окружающему миру свою работу как своего представителя. Поэтому все, что мама говорит о рисунке, ребенок переносит на личностный план. Анализ детского рисунка требует большой осторожности и такта. Так что нужно следить за тем, что Вы говорите и о чём в говорите в присутствие своего ребёнка.

Таким образом, я смело могу подвести итог моей исследовательской работы, которая была посвящена роли и значимости искусства в жизни ребёнка.

Как Вы сами могли заметить в моей работе тот факт, что искусство обязательно должно присутствовать в жизни любого ребёнка, начиная с его младенчества. Этот факт неоспорим и доказан. Но самое главное то, что всё зависит от нас с Вами, то есть от родителей и воспитателей ребёнка. Именно мы помогаем ему сформироваться и найти себя в этой жизни. Мы являемся проводниками в светлое и доброе будущее наших детей . Прошу Вас, помните об этом!

Спасибо большое за ваше внимание! Надеюсь Вам понравилась моя работа Список использованной литературы:

Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. С. 3

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

Столович Л.Н. Жизнь-творчество - человек: Функции худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.

На данный момент дошкольное образование включает в себя развитие не только умственных, психических и физических способностей ребенка, но и развитие творческих способностей в том числе. Благодаря развитию творческой стороны детей дошкольного возраста у них более активно формируется системность, ассоциативность, развивается воображение.

Основную роль в таком развитии должны брать на себя родители малыша. Они должны поддерживать всякие проявления творчества ребенка. Уделять особое внимание к занятиям с ним музыкой, рисованием, а также иным видам творчества и принимать в этих занятиях активное участие.

Занимает особое место в создании индивидуальности ребенка, формировании его личности и умственном развитии. Умения и навыки, которые он получает в процессе творчества, непосредственно влияют на развитие мелкой моторики ребенка, а также на стимуляцию мозговой деятельности.

Так как в дошкольном возрасте ребенок наиболее пластичен, восприимчив и у него нестандартное мышление, то творческое развитие малышей не следует откладывать на поздние сроки.

Если говорить про детские садики или специальные дошкольные группы, то такое развитие всегда проходит в форме игры. В процессе этих игр дети коллективно сочиняют стишки и песенки, на темы которые задают воспитатели, придумывают к словам рифмы, сочиняют разнообразные истории, которые связаны с определенным человеком или предметом, а также находят выход из смоделированных ситуаций. Все это активизирует правое полушарие мозга. Именно оно отвечает за творческое развитие.

Одними из самых распространенных способов творческого развития детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Вот, к примеру, игры, в которых малыши должны попытаться изобразить некую ситуацию танцем, или изобразить определенный предмет при этом, не говоря ни слова, а окружающие должны отгадать. Детские представления или утренники, которые устраивают дошкольные учреждения, хорошо способствуют творческому развитию детишек.

Развитием творческих способностей малышей занимаются не только в специальных дошкольных учреждениях. Достигнуть хороших результатов можно и дома. Родители могут пользоваться всеми подручными средствами, которые вы сможете найти у себя дома. Так, фантазию у ребенка получится развивать при помощи обычных фломастеров и карандашей. Придумайте и нарисуйте с ребенком несуществующий город или животное. Пусть в рисунках ваш малыш изобразит свою мечту или желание. Образное мышление и свою фантазию ребенок может выразить и в лепке из пластилина.

Еще одним способом творческого развития детей дошкольного возраста являются аппликации. Для этого вам пригодятся самые разнообразные предметы такие как: ракушки, цветы, листочки деревьев, цветная бумага, разноцветные камушки. Кроме всего этого, у детей тягу к творчеству развивают и добрые сказки, которые на ночь читают родители.

Общение с природой также благоприятно влияет на творческое развитие ребятишек. Ведь, когда он видит всю красоту природы, слушает шум деревьев, журчание воды в речке, голоса животных и крики птиц, то ребенок все больше восхищается прекрасным. После таких прогулок в памяти ребенка остаются увиденные образы.

«Дошкольное детство – это <...> период творчества, появления творческого воображения. Детям очень нравится рисовать, придумывать истории. Даже речь дети осваивают творчески, придумывая такие формы, которые не являются правильными с точки зрения русского языка, но позволяют ребенку выразить свои мысли». В. С. Мухина

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

У дошкольника богатый эмоциональный мир. Ребенок знает, что такое радость, печаль, грусть. Еще К. Д. Ушинским было отмечено, что чувства детей могут быть сильны, но не глубоки: сильны они, потому что в душе дитяти нет еще такого содержания, которое могло бы им противиться; не глубоки потому, что выражают собой не весь строй души, поскольку душа еще не пришла к единству сама с собой. Такая разрозненность чувственных ассоциаций выражается в необыкновенной подвижности, переменчивости чувствований.

Как происходит развитие творчества у ребенка?

Проанализировав развитие ребенка, мы можем отметить, что бурные психические процессы, которые происходят в этом возрасте, есть не что иное, как накопление опыта. Это тот опыт, который в свою очередь является необходимым условием чтобы начать развитие творчества у ребенка. Чем богаче будет восприятие ребенка, чем лучше будет развиты мышление, память и другие психические свойства, тем активнее ребенок сможет применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности.

Родители и педагоги часто замечают, что чем больше они читают или рассказывают ребенку, тем больше фантазирует он сам. Чем больше ребенок рисует, лепит, поет, танцует, тем больше он стремится к самореализации и в других видах деятельности. Для творческой деятельности необходимым условием является эмоциональное развитие. Чем оно ярче, тем больше возможностей для творческого развития.

Еще одним существенным моментом является накопление практического опыта в творческой деятельности. Замечено, что в семьях художников дети тоже рисуют, а в семьях музыкантов сочиняют музыку. Все это не случайно, и дело здесь не только в генах и наследственности. У ребенка была возможность попробовать этот вид деятельности и тем самым накопить опыт, который он в дальнейшем смог комбинировать и применять.

Если следовать описанию психических новообразований, то благополучно развивающийся ребенок к трем годам обладает способностью фантазировать и подражать. Освоив мир предметов, ребенок погружается в более сложный мир – туда, где предметы взаимодействуют с людьми, люди с животными и друг с другом. Формой такого погружения оказывается сюжетно-ролевая игра.

Выстраивая сюжеты, дети выстраивают отношения. Выстраивая правила – узнают, что правила бывают разные: простые и сложные, обидные и возвышающие, приятные и невыносимые. Выбирая роль, дети переживают на себе, каково это – быть мамой, папой, кондуктором, зайчиком, мышкой, львом и т. д.

Внимательно наблюдая за занятиями детей, можно составить представление, насколько ребёнок готов к творчеству. Не всегда предпосылки становятся способностями, поэтому развитие способностей помогает преодолеть грань между игрой и творчеством. Ключевая роль в этом процессе отводится родителям и учителю, особенно в начальных классах. Ребенок в этом возрасте доверяет взрослым полностью, для него важна их реакция.

Какие бывают учителя?

Психологи разделяют учителей на два типа: обучающие и развивающие. Именно развивающий педагог делает акцент на развитие творческих способностей детей. Обращает больше внимания на качество работы, даже в ущерб количеству выполненных творческих заданий. Учителя, обучающие догматичны, уделяют больше внимания высоким результатам учебы, творческая работа ведется в рамках необходимого минимума.

Спор, о том кто больше влияет на развитие творческих способностей детей, семья или школа ведется столько же, сколько существует педагогика. Это то же, что спорить о курице и яйце. Но роль родителей в творческом развитии их чада, ни в коем случае не должна быть на втором плане.

Насколько бы родители не были заняты, не уставали на работе и дома, они просто обязаны уделять время своему малышу, помогать ему советом и своим примером, отказаться от нравоучений.

Как развить творческие способности у ребенка?

Вот несколько советов, которые помогут вам найти общий язык с ребенком, а ему стать свободной раскрепощенной творческой личностью:

Каждый человек нуждается в любви и уважении. Дайте понять своему ребенку, что вы не только его любите, но и считаетесь с его мнением и уважаете как личность.

Никогда не критикуйте попыток творческой идентификации ребенка. В таком случае, несмотря на все старания, неудовольствие от результата будет все время возрастать.

Поддерживайте все новые творческие начинания ребенка. Ни в коем случае не критикуйте первые опыты, какие бы они не были. Относитесь с теплотой и симпатией к стремлению творить. Помогайте ему.

Чтобы развить творческие способности у ребенка, стимулируйте его желание задавать разнообразные вопросы. Всегда отвечайте на все вопросы, даже если вы в замешательстве.

Умерьте опеку. Ребенок должен иметь возможность своими делами заниматься самостоятельно.

Подскажите, как избегать неодобрения в обществе, справиться с реакцией сверстников. Поищите сверстника ребенку с таким же кругом интересов. Для школьника это очень важно. Не допускайте одиночества и недостатка общения.

Не переусердствуйте, пытаясь побыстрее сделать из своего вундеркинда гения. Во всем должна быть мера. Не лишайте ребенка детства.

Применяйте к решению творческих проблем личный пример.

Для развития любознательности постоянно добавляйте в окружение ребенка новые разнообразные предметы.

Интересуйтесь специальной литературой. Положительное влияние на развитие творческих способностей детей оказывают разнообразные творческие задания.

Творчество далеко не всегда непосредственно связано со способностью к обучению. Творчество – это способность к алогичному альтернативному мышлению. Здесь нет места стандартным решениям.

Грамотная деликатная поддержка родителей, домашнее воспитание и обучение особенно необходимы малышу в возрасте от трех до семи лет. В это время происходит приспосабливание ребенка к миру взрослых, и наоборот, старших к ребенку, открывающему свои таланты.

Развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

«Вот мы взяли краски в руки – и не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, яркой краски не жалей!» Пожалуй, сложно точнее выразить потребность в творчестве у ребенка-дошкольника. О какой скуке может идти речь, если столько возможностей сделать нечто необыкновенное! В детской песенке, строчку из которой мы привели выше, есть еще и такие слова: «Дети любят рисовать... На асфальте, на бумаге, на стене и в трамвае на окне!» Разве может пресловутый листок из альбома заменить такие возможности самовыражения?

Как развивается творческая деятельность ребенка?

Ребенок творит постоянно. Его творчество выходит далеко за рамки рисования, лепки, конструирования. Он творит мир и себя самого в нем. Творчество захватывает, окрыляет, позволяет чувствовать себя успешным, значимым.

Творчески можно завтракать, улавливая в кусочке сыра очертания гриба, а в каше – поле сражений, особенно если умело орудовать ложкой. Творчески можно заправлять кровать, устраивая в получающихся складках – предмете недовольства мамы – потайные ходы. Творчески можно купаться, стирать, наблюдать...

Творческая деятельность ребенка не позволяет ему чувствовать себя одиноким, даже если он находится один. Воображение – незаменимый помощник в созидании новой реальности. Малыш погружается в воображаемые миры, где он полноправный хозяин ситуации, творец судеб, герой, любимый и уважаемый всеми вокруг.

Впрочем, трех-пятилетний малыш уже не против, чтобы его творчество немного ограничивалось. Если вся группа рисует солнце – он тоже готов нарисовать солнце, только оно будет гораздо лучше, если сделать так или вот так.

Как протекает творческий процесс?

Творческий процесс может быть индивидуальным или коллективным, осуществляться со старшими детьми и взрослыми и со сверстниками. Творчество – это волшебное дерево, у которого постоянно появляются новые ростки – для того, чтобы дать жизнь еще более ярким и сочным веткам.

Активно используя воображение, наблюдательность, восприятие, знания об окружающем мире и о том, как могло бы быть по-другому, ребенок создает необыкновенные по цветовому и сюжетному решению рисунки – отражение его внутренней картины мира. Чуткий взрослый, внимательно рассмотрев детский рисунок, постарается понять, что творится в душе у ребенка, и вовремя ему помочь.

Ребенок творит мир – к этим словам можно добавить только небольшое пожелание взрослым: предоставьте ему безопасное пространство, где потребность в творческом самовыражении найдет свой выход.

Развитие творческого потенциала у детей

Творческое начало есть в каждом человеке. Однако кто-то его развивает, а кто-то пренебрегает даром природы. Нет, мы вовсе не говорим о том, что вы обязаны вырастить из ребенка великого композитора или писателя - всегда можно сделать творчество частью обычной жизни. Этот навык поможет маленькому человеку не только правильно расти и развиваться, но также стать более коммуникабельным, способным самостоятельно определиться с будущей профессией и более тонко чувствовать мир вокруг, радуясь каждому прожитому дню.

Сегодня в магазинах открыты целые отделы, в которых можно купить наборы для детского творчества, учитывая предпочтения малыша. Это очень удобно, ведь многие родители в силу занятости не могут уделить достаточное количество внимания занятиям с ребенком. Так что, вы можете купить альбом с красками или карандашами, цветными мелками и фломастерами, глину, пластилин, набор для аппликации, конструктор, книжку-раскраску и т.д. Отлично зарекомендовали себя пальчиковые краски, которые позволяют заняться развитием творческих способностей ребенка уже в первые годы его жизни. Такими красками можно рисовать на стенах и полу при помощи пальцев. Они производятся на водной основе, а потому, совершенно безвредны для организма, легко отмываются от любых поверхностей с помощью воды.

Слушайте музыку вместе с малышом, смотрите фильмы. Как можно чаще обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира, ведь перед тем, как развить творчество детей правильно, очень важно научить их чувству прекрасного. Говорят, что японцы с детства способны различать до 5-8 оттенков голубого неба. Стоит поучиться умению жителей Страны Восходящего Солнца так тонко чувствовать красоту.

Можно купить ребенку энциклопедию с изображениями картин известных художников. Это позволит малышу уже с ранних лет знакомиться с произведениями искусства, которыми восхищается весь мир.

Если вы видите, что ребенок проявляет интерес к определенному виду деятельности, старайтесь развить способности малыша именно в этом направлении. Чадо любит танцевать? Отведите ребенка в школу танцев. Сыну или дочери нравится лепить из глины различные фигурки? Возможно, стоит рассмотреть вариант кружка гончарного искусства. Сегодня для детей открыто большое количество секций, а потому, развить творческие способности любого малыша совсем не сложно.

Обязательно развивайте у ребенка творческие способности. Тем более что дети сами будут рады реализовать уже имеющиеся у них навыки!

Мотивация детей к творчеству

Задача взрослого – пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Помимо общения с ребенком этому способствуют задания, требующие от него адекватного выражения ребенком собственного чувства, отношения, настроения, замысла. Тогда ребенок входит в искусство как в «свой мир», где можно выразить то, что несешь в душе. Необходимо также, чтобы содержание занятий отвечало тому или иному возрастному этапу становления личности (о чем взрослые чаще всего не задумываются). Но для того чтобы занятия искусством были, как говорят психологи, положительно мотивированы, не менее важно и другое: благоприятные условия, в особенности отношение взрослого к маленькому художнику.

Как мотивировать ребенка к творчеству?

Крайнюю осторожность следует соблюдать собираясь мотивировать ребенка к творчеству и оценивая его творческие возможности. Никто не знает, что они смогут делать в искусстве, если только захотят! К сожалению, бережное отношение к маленькому художнику не всегда свойственно взрослым.

Ребенку не нужен, даже вреден тщеславный ажиотаж вокруг его непритязательного творчества, но доброжелательное внимание может и должно быть ему обеспечено в каждой семье! И педагог должен использовать любую возможность, чтобы повлиять в этом отношении на родителей. Тогда семья, зачастую выступающая невольным противником учителя, сможет стать его сотрудником в развитии маленького художника.

Итак, скажем еще раз: не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство и, может быть, испытают то сопричастное, родственное отношение к жизни, которое лежит в основе всех искусств и которого так недостает едва ли не каждому современному человеку.

Игра, как средство развития детей дошкольного возраста

Что важного в детских играх?

Интерес к детской игре психологи и педагоги проявляли всегда, но проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине прошлого века. Для того чтобы разобраться, в чем заключается суть этой проблемы и что привело к ее возникновению, необходимо обратиться к истории развития взглядов на детскую игру.

О важности игр писали еще древние философы Греции и Рима. Древние греки считали игру одним из самых главных факторов развития. Дети в Древней Греции любили физические упражнения, а в Древнем Риме увлекались игрой в обруч, бросанием камешков по поверхности воды. Еще Аристотелем было отмечено, что большинство игр и развлечений должны состоять в подражании серьезным делам взрослых.

Об игре говорили и писали и великие просветители и педагоги прошлого, но только в трудах психологов и педагогов XIX и XX веков игра стала рассматриваться как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Игра, по словам К. Д. Ушинского, формирует все стороны детской души, ум ребенка, его сердце и волю. Детские игры предсказывают будущий характер и судьбу ребенка. Сама игра имеет большое значение для развития детских способностей и наклонностей. И еще: игры, придуманные взрослыми, а не созданные самими детьми, всегда носят на себе печать искусственности.

Почему так много времени мы посвятили игре? Дело в том, что дети придумывают и сочиняют игры беспрестанно. С помощью игры накапливается творческий потенциал ребенка, развиваются творческие способности.

В игре совершается творческий акт. Он носит зачастую спонтанный, не контролируемый волей и сознанием характер.

Три основных подхода к проблеме творческих способностей:

Творческих способностей не существует. Творческая активность обусловлена интеллектуальной одаренностью, мотивацией, личностными чертами.

Способность к творчеству, или креативность, – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта.

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Высокий уровень интеллекта соответствует высокому уровню креативности и наоборот. Другими словами, творчества как специфической формы активности нет, креативность же является компонентом общей умственной одаренности.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (художественное, словесное, театрально-игровое и музыкальное), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Таким образом, интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Музыкальная деятельность обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка -- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения -- определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса -- способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы . Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное -- это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки -- вызывать сопереживание слушателей.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка, во многом предопределена текстом произведения. Таким образом, творчество является процессом создания нового и креативность как способность к созиданию. Творчество выделяется как универсальная натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшая психическая функция, в которую детское творчество перерастает при взрослении. На развитие творчества влияют многие факторы, напрямую связаны с возрастными особенностями. Детское творчество разделяется на: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное, каждое из них имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых. Анализ исследований посвященных проблемам детского творчества, таких авторов как: Т.Г.Казакова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплова, Е.А. Флерина, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Таким образом, под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого, прежде всего для ребенка) продукта; создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы. Необходимым условием для формирования театрализованной игры у дошкольников с нарушением интеллекта является определенный уровень воображения, игровых, изобразительных, двигательных, поведенческих навыков, сохранность органов чувств, обеспечивающих запас ярких и четких представлений, определенный уровень развития мышления и общения. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью все эти процессы нарушены, соответственно предпосылки театрализованной игры не сформированы. При организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью эти особенности требуют особого подхода.

Детское творчество рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта. Данный процесс рассматривается в русле исследования именно той деятельности, в которой формируется творчество. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества, связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.



Рассказать друзьям