Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей. Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по фгос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пояснительная записка

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста

Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.

  1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
  4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Научное философское обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Соответствие современным достижениям педагоги

Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

Преемственность

Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • логопедическая сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Условия реализации

Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Назначение

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Предполагаемый результат

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
  3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Практическая часть

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Рисунок 1

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Рисунок 2

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Рисунок 3

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

Рисунок 4

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».

Рисунок 5

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

В приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе и речевого: (они представлены на слайде)

· овладение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность проблемы состоит в том, так как дети в силу своих психофизиологических особенностейL

Ø быстро теряют интерес к простому рассказыванию художественных произведений. Поэтому чтобы поддержать интерес детей к рассказыванию я решила использовать в своей работе модели (деятельность моделирования).

Ø связные высказывания у детей короткие

Ø отличаются непоследовательностью рассказывания, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста

Ø речь ребёнка состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

Кроме того, большинство детей активно делятся впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с

дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей

характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного

моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания

Основными принципами работы с детьми по наглядному моделированию наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность и развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.

Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Перед собой я поставила цель это развитие у детей дошкольного возраста навыков связной речи посредством моделирования русских народных сказок .

Выделила задачи:

Сформировать у детей умения в построение полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

Развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

В процессе работы были намечены этапы работы:

1этап подготовительный:

Изучение литературы по проблеме исследования;

Выявить развитие речевых навыков связной речи детей.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

2 этап основной:

Разработка системы деятельности и подготовка материалов для развития связной монологической речи детей посредством наглядного моделирования, организация подготовительной работы с дошкольниками и внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3 этап Заключительный этап

Анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта.

Мною было разработано тематическое планирование по рассказыванию сказок с использованием моделей.

Система работы проходила в несколько этапов:

1 Этап: Ознакомление детей со сказкой с помощью рассказывания воспитателем с использованием различных видов театра на фланелеграфе и рассматривание иллюстраций к сказкам. В процессе этой работы, мною был составлен каталог сказок, которые можно моделировать в соответствии с требованиями к программе воспитания и обучения в детском.

2 Этап: Ознакомление с моделями по сказке в процессе дидактической игры «Превратим кружки в сказку» - способствует развитию словотворчества. Дети могут как придумать свою сказку, так и рассказать знакомую сказку. «Узнай кто пришёл», «В гостях у сказки».

Прежде чем начать моделировать сказку, мы с детьми проговаривали главных героев, как их можно изобразить, чем они характерны, что у них есть (у зайчики – длинные уши,).

В дидактической игре «В гостях у сказки» детям предлагается определённый кружок и они должны назвать кто это (лягушка, мышка…), из какой сказки этот герой.

Так же я знакомила детей с моделями героев сказки с помощью подвижных игр. Таких как: «Лохматый пёс» (коричневый кружок), «Волк и зайцы» (большой серый круг – волк), «У медведя во бору» (большой коричневый круг).

3 Этап: Рассказывание сказки воспитателем с помощью моделей.

4 Этап: Рассказывание сказки детьми с помощью моделей совместно с воспитателем

Я использовала модели при инсценировке сказок (в театральной деятельности)

5 Этап: Использование моделей в самостоятельной деятельности.

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования» представлена педагогическому коллективу учреждения дошкольного образования в процессе проведения серии открытых просмотров занятий по развитию общения и речи, подготовки методических рекомендаций по использованию наглядного моделирования, как средства развития у дошкольников монологической речи.


Воронина Нина Владимировна

Веремеенко Наталья Викторовна

МДОАУ д/с № 29 (корпус 2)

г. Райчихинск

Воспитатель

Моделирование связной речи у дошкольников.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Переход ДОУ на ФГОС позволяет разнообразить образовательную деятельность. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование методов ТРИЗ и других творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Такие авторы как, Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.

Моделирование как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. В основе метода моделирования, используемого при работе с младшими дошкольниками, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким - либо условным знаком.

Метод моделирования эффективен по той причине, что позволяет удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дети учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей.

Подготовку к моделированию я начала ещё в первой младшей группе. Изготовила сюжетные «пристегушки», которые позволяли не только развивать мелкую моторику, но и учили составлять небольшие рассказы. Такие как: «Как зайчик к матрёшке в гости ходил», «Земляничка поспевай» и др. На занятиях по изучению формы фигур и цвету использовала картинки животных, плодов, предметов.

Например: сравни размер животных (кто самый большой, кто самый маленький), подбери соответствующий размер фигуры.

Положи на красный квадрат овощи красного цвета.

Положи на круг все похожие предметы, и т.п.

В экологическом образовании малышей использовала разные предметные модели. Заводные и интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.).

При планировании образовательной деятельности во 2 младшей группе мы старались выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводилась в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

Работа по обучению пересказыванию русских народных сказок начали с трёх лет. Разыгрывали с заместителями сказки: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или круги разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

Для закрепления умений работы с сериационным рядом, использовала его и на других занятиях (например д/и «Моя семья»)

После овладения детьми сериационным рядом, использую двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Другой вид моделирования - графический, здесь используется схемы и символы. Этот вид моделирования я использую при работе с календарём природы. Схемы картинки помогают понять детям изменения по временам года, следить за изменениями погоды.

При описании предметов на занятиях, у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, мы начали изготавливать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Описание игрушки

3. Величина.

4. Материал.

5. Части игрушки.

6. Действия с игрушкой.

Описание посуды

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

Описание овощей и фруктов

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу.

Чтобы работать по этим схемам мы проводим подготовительную работу. Наблюдаем за натуральными объектами, рассматриваем иллюстрации, картины.

Образовательный процесс в детском саду предполагает интегрирование занятий, поэтому занятие по конструированию интегрирую с математикой и ручным трудом. Из изучаемых геометрических фигур делаем аппликации, из строительного материала конструируем мебель для кукол, дома, транспорт, замки.

Но все же ведущими в детском саду становятся сюжетные игры, которые являются своеобразными предпосылками для изменения и можно даже сказать «взросления» психики детей. Сюжетные игры в детском саду в основе своей содержат моделирование ситуаций, которое подразумевает воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений детей. Источником, питающим сюжетные игры, является опыт детей, все знания, предварительно полученные об окружающем мире. Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом детей к поведению взрослых, они оценивают их поведение, делают для себя какие-то выводы, берут пример со взрослых и повторяют за ними.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи при овладении умениями работать с заместителями, у детей второй младшей группы, показали хорошие результаты.

В начале года мониторинговые исследования показывали средний уровень языкового оформления речи (с использованием заместителей) только у 57% детей, 43% детей владели работой с заместителями на низком уровне, это в основном вновь прибывшие в группу дети, детей с высоким уровнем развития связной речи не было вообще.

В настоящее время 10% детей имеют высокий уровень, 67% средний уровень и 23% малышей ещё слабо умеют строить свою речь связано даже с использованием подсказок - заместителей.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, повышает наблюдательность ребёнка, даёт возможность заметить особенности окружающего мира.

Активно применяя метод моделирования во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, можно получить ощутимые результаты.

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
высказывания короткие;
непоследовательные, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Элементы модели
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью
.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - кошка и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, выделил несколько эффективных приемов наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: 1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, "Репка”, "Курочка ряба” и т. п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитатель. Например, воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки,
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, то есть составить начало рассказа, и последствия - то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Рассказ-описание пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют..
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. . Работа по таким картинам строится в
выделении значимых объектов на картине;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием "Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; и т. п.) и мелкие изображения живых предметов - "оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предмет.
Аналогично проходит работа по другим картинкам. "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.
Логопедическая сказка
Один из приемов обучения детей связному пересказу - работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка - это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
воспитатель читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
Сравнительное описание предметов В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители характеристик объекта:
принадлежность к понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. . Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Сравнительное описание волка и зайца
Волк и заяц - это дикие животные. Заяц - маленький, а волк - побольше. У зайца зимой мех белый, а у волка серый. Заяц - травоядное животное, а волк - хищник.
Творческий рассказ
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) ;
воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа - геометрические фигуры, .
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.. . Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты..
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе.
пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии связной речи детей дошкольного возраста


Белова Нина Анатольевна

Павлова Любовь Александровна ,
воспитатель
МАДОУ центр развития ребенка-

детский сад № 105 города Тюмени

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

Облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;

Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что,

безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования схем-моделей. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

Составлению рассказа по этой схеме предшествовала подготовительная работа, которая проводилась мною на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.

Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С.Фетисова, «Вершки и корешки» К.Д.Ушинского.

Заметила, что многим детям тяжело даётся заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам схемы. Так, например, мои дети выучили сложные стихи: И.Бунин «Льёт дождь холодный…»,

« Лес, точно терем расписной…»

Хочу отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок и ребусов о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Рассказать друзьям